Ингушский государственный драматический театр имени Идриса Базоркина

Еще в начале 20-х годов талантливая ингушская молодежь и интеллигенция создали свой народный театр. Постепенно он рос, набирался опыта, пополнялся и его репертуар. В те годы в составе театральной трупы находились такие представители ингушской интеллигенций, как поэтесса Фатима Мальсагова, основоположник ингушской письменности Заурбек Мальсагов, молодые еще А-Х. Гойгов, И. Базоркин и другие.

15 мая 1921 года в городе Владикавказе состоялась премьера спектакля М. Булгакова «Сыновья муллы», которая прошла с большим успехом и была с интересом принята республикой. К 1927 году была написана пьеса З. Малсагова «Салихьат», «Классовая борьба в ауле» и Д. Дахкильгова «Знахарка».

В 1929–1930 годах организовался драмкружок при Ингушском педагогическом институте, где в то время учились: Идрис Базоркин, Хажбикар Муталиев, Ибрагим Оздоев, Хамзат Осмиев. Будучи студентом, Хажбикар Муталиев написал пьесу «Око за око, зуб за зуб».

В 1931 году на первой Северо-Кавказкой олимпиаде искусства горских народов ингушская театральная студия, показав пьесу Д. и О. Мальсаговых «Перелом», заняла первое место. В пьесе играли: Ф. Мальсагова, А. Саидова, И. Базоркин, О. Мальсагов. Оформление было сделано ингушом Гази Даурбековым, получившим образование в Ленинградской академий художеств.

В конце 1932 года во Владикавказе при отделе народного образования была открыта ингушская театральная студия. С первых дней Великой Отечественной войны труппа, разбившись на бригады, выехала в районы, имея в репертуаре антифашистские произведения малых форм.

В 1934 году ингушский народ был лишен своей автономии. В 1934 году ингушский театр перестал существовать.

В 1958 году в Чечено-Ингушском театре работал всего один ингуш Хадзиев М.-Г. За вывеской «Чечено-Ингушский» фактически существовал чеченский театр.

После событий февраля 1973 года решением правительства создается ингушская студия при Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (руководитель – народный артист СССР, профессор В. В. Меркурьев и И. В. Мейерхольд), которая должна послужить базой для создания Государственного ингушского драматического театра.

В 1978 году дипломированные специалисты (около 30 чел.) вернулись в родную республику с целью создать ингушский театр, но их ввели в состав труппы Чечено-Ингушского драматического театра им. Х. Нурадилова.

С 1978 по 1987 год ингушская труппа при Чечено-Ингушском государственном драматическом театре им. Х. Нурадилова ставила много хороших спектаклей.

В 1987 году ценой огромных усилий коллективов театра и Союза театральных деятелей РСФСР наконец-то решением Совета Министров ЧИАССР от 28.12.1978 г. был создан государственный ингушский театр. Десять лет потребовалось творческому составу, чтобы пробить статус отдельного национального театра.

В 1992 году приказом министра культуры Чеченской Республики от 1 сентября в связи с образованием Ингушской Республики снято финансирование Ингушского государственного драмтеатра.

Постепенно творческий состав театра пополнялся выпускниками разных театральных вузов.

Ингушский государственный драматический театр был переведен с территории Чеченской Республики в город Назрань Ингушской Республики. Художественным руководителем ингушского драмтеатра является Чахкиев Иса Абдулович. В 1978 году он окончил Ленинградский театральный институт, затем в 1983 году и аспирантуру ЛГИТМ и К, по окончании которой 8 лет работал заведующим кафедрой в Алма-Атинском театрально-художественном институте.

С 1994 года театром было показано много хороших спектаклей, таких как В. Хамхаева «Народ бессмертен»; Э. Сусуркиевой «Как Исса стал господином», «Чудо-праздник»; С. Ахмад «Бунт невесток»; С. Чахкиев «Когда гибнут сыновья», «Асхад Бендер», «Террор»; К. Гольдони «Трактирщица», «Школа мужчин»; А. Ведзижева «Божья гостья»; «Ревизор» Н. Гоголь; Г. Лорка «Кровавая свадьба»; С.-Х. Аушева «Народный родник» и т. д.

В 2004 году Ингушский государственный драматический театр им. И. Базоркина отметил свой 25-летний юбилей. Торжественное мероприятие, посвященное этому знаменательному событию, началось премьерой спектакля по пьесе Б. Горчханова «Рука судьбы». Спектакль имел большой успех. Произошло рождение ингушской комедий. На сцене зазвучал колоритный ингушский язык, тонкий и острый юмор. Поздравить театр с юбилеем пришло много почетных гостей, руководители различных министерств и ведомств, главы администраций преподнесли юбилярам ценные подарки. Все они отмечали, что театр является одним из главных звеньев культурной жизни театра. 25 лет – небольшой срок для становления творческого коллектива, формирования его традиций, и все же год за годом расширялся репертуар театра, оттачивались мастерство актеров. Многие постановки театра пользовались успехом у зрителей и были высоко отмечены российскими театральными критиками.

1 октября 2005 года 28-й театральный сезон открылся с премьерой спектакля по роману известного ингушского писателя А. Бокова «Сыновья Беки», который повествует о событиях, прошедших в Ингушетии в предреволюционные годы. В спектакле были задействованы лучшие силы профессионального коллектива – народные артисты РИ: А. Кодзоева, М. Озиев, Э. Сусуркиева, З. Дошхаклоева и др. Спектакль «Сыновья Беки» стал творческим стартом для выпускников актерского факультета Краснодарского университета культуры и искусств – Е. Костоева, З. Цурова, А. Мальсагова, З. Гондалоевой, З. Евлоевой, Х. Ганиевой, Д. Мержоевой, Х. Мархиевой.

В 2006 году в театре был восстановлен спектакль из «грозненского» репертуара «Мой мальчик» по пьесе С. Чахкиева.

  • Категория:
    Театры
  • Тип искусства:
    Драматический
  • Тип аудитории:
    Все

Контакты

  • Адрес: Респ Ингушетия, г Назрань, тер Центральный округ, ул Фабричная, д 3
  • Телефон: +7 (8732) 22-40-56