Собор Рождества Богородицы
Градостроительная охрана. Расположение здания в центре монастырского комплекса;
доминирующее значение в объемно-пространственной организации монастырского ансамбля с учетом его восприятия в архитектурно-ландшафтной среде и панорамных видах исторической застройки
о. Коневец
главная силуэтная доминанта в ландшафте южного берега
о. Коневец при восприятии с акватории Ладожского озера;
Объемно-пространственное решение. Исторические габариты и конфигурация основного объема;
собор двухэтажный; второй этаж центрального объема двусветный;
силуэт пятиглавого храма с колокольней;
высотные отметки венчающего карниза, карниза барабанов и башни, куполов;
центральный объем выше апсид, трапезной и объема паперти;
трехчастная апсида;
крыльцо с внешним тамбуром;
форма колокольни – четырехгранная в первом ярусе и восьмигранная во втором; купол колокольни восьмигранный шлемовидный;
пять куполов сложной барочной формы – нижняя часть восьмигранная, полусферическая, верхняя часть аналогичной формы, но меньшего диаметра, между большой и малой полусферами глухая восьмигранная латерна, вогнутой формы;
на всех куполах восьмиконечные кресты на яблоках;
Конструктивная система здания. Фундамент – бутовый, ленточный; материал – камень;
цоколь основного объема штукатурный;
цоколь притвора облицован гранитными плитами;
отмостка основного объема булыжная;
отмостка вокруг притвора выполнена из лещадной плиты;
наружные и внутренние капитальные стены кирпичные, на известковом растворе; внутренние столбы кирпичные;
фасады оштукатурены;
охраняются высотные отметки межэтажных перекрытий;
тип перекрытий: в основном объеме крестовые своды на подпружных арках, барабан имеет 8-гранный купол, в трапезной и притворе – цилиндрические своды с распалубками;
стропильная система деревянная;
материал куполов – металл, окраска;
лестница на колокольню каменная, ступени и площадки из лещадной плиты;
чердачная лестница деревянная, с деревянной площадкой;
Объемно-планировочное решение. Объемно-планировочное решение основного здания в уровне 1 и 2 этажа в габаритах наружных капитальных стен;
местоположение лестницы на колокольню;
подвал под папертью;
Архитектурно-художественное решение фасадов. Архитектурно-художественное решение в стилистике переходного периода от барокко к раннему классицизму;
материал и характер фасадной поверхности:
фасады оштукатурены и окрашены;
цветовое решение – два цвета с выделением деталей белым;
местоположение и габариты исторических проемов;
окна 1 этажа основного объема, окна 1 и 2 этажей паперти и трапезной, все оконные проемы апсид – прямоугольной формы; окна 2 этажа основного объема с полуциркульным завершением; окна второго света круглые; окна центрального барабана с полуциркульным завершением; окна 1 яруса колокольни круглые, 2 яруса – прямоугольные; входной проем с полуциркульным завершением;
исторический рисунок расстекловки – на 8 стекол, полукруглые фрамуги на 4 стекла, круглые окна на 6 стекол;
декоративное решение фасадов:
первый этаж расчленен рустованными лопатками. Второй гладкими лопатками;
окна первого этажа основного объема, апсид, трапезной и паперти декорированы тройным замковым камнем, профилированной подоконной доской и лучковыми сандриками; окна второго этажа декорированы тройным замковым камнем, профилированной подоконной доской и полуциркульными сандриками;
между 1 и вторым этажем широкая профилированная тяга с сухариками;
по периметру всего здания широкий профилированный карниз с сухариками;
каждый баран венчается широким профилированным карнизом;
малые барабаны декорированы фальшокнами;
основной объем по 4-м сторонам имеет в центре фронтоны на 1/3 длины фасада, такой же фронтон завершает западный фасад притвора, 1-й ярус башни притвора завершается треугольными фронтонами по 4-м сторонам;
на западном фасаде по сторонам первого яруса колокольни –плоские валюты;
круглые окна колокольни обрамлены двойной крестообразной филенкой;
вход на западном фасаде декорирован профилированным наличником, лопатками с филенкой, венчается лучковым фронтоном;
крыльцо с одним всходом, 5 ступеней;
Декоративно-художественное оформление. Полы в притворе, на лестнице – лещадная плита; в церкви и дарохранительнице, алтарной части: дощатые;
двери деревянные филенчатые;
охраняется исторический принцип декора интерьеров:
в первом этаже – орнаментальные росписи;
во втором этаже орнаментальные росписи и сюжетные композиции*
роспись купола в виде декоративных кессонов с цветами в центре;
роспись сводов апсид в виде растительных гирлянд, голов херувимов, сияния, крестов, символов мученичества;
роспись сводов и столбов основного объема в виде орнаментальных композиций и изображений отдельных персонажей христианской истории;
*В связи с плохой сохранностью живописи отдельные нечитаемые сюжеты (в любой точке здания) могут быть изменены на аналоги; цветовое решение сильно искажено вследствие длительной неправильной эксплуатации и поновлений ХХ в. - цветовое решение корректируется с учетом данных химических анализов пигментов;
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1798-1809 гг.
Документы
Контакты
- Адрес: Ленинградская область, Приозерский район, п/о Владимировка, о. Коневец, лит. А