Скульптура "Иона"
оформление лучкового аттика над центральным выступом – сдвоенные гладкие лопатки, раскрепованный профилированный карниз;
оформление пилонов балюстрады – прямоугольные филенки, с профилированными калевками, в завершении пилонов раскрепованный профилированный карниз;
оформление кирпичных дымовых и вентиляционных труб – профилем по верхнему краю и гладкий фриз в завершении.
Декоративно-художественная отделка интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
помещение 1-Н (1):
оформление потолка – профилированная тяга (карниз);
дверные проемы – местоположение, конфигурация (прямоугольное в помещение 1-Н (9), с лучковыми перемычками в помещения 1-Н (2, 7)), габариты;
заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция в помещения 1-Н (2, 7)) (двустворчатые), оформление (глухие, дверное полотно делится на три филенки);
заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция в помещения 1-Н (9) (одностворчатое), оформление (полусветлое, нижняя часть дверного полотна разбита на три филенки; верхняя –трехчастная система расстекловки);
дверные приборы (2 комплекта) – латунная ручка типа «фаль», фигурная, литая; в основании ручки – овальная розетка;
покрытие пола – тераццо (мозаичный цельноналивной, мраморная крошка);
помещение 1-Н (2):
оформление потолка – профилированная тяга (карниз);
печь – цилиндрическая, одноярусная, изразцовая, изразец центральной части простой, белый, гладкий, прямоугольный; на плинте с изразцами «алмазная грань» с профилем по периметру; карниз фигурный, рельефного белого изразца, с фризом в виде стилизованных пальметт и фигурным карнизом; медная дверца душника;
помещение 1-Н (7):
оформление потолка – профилированная тяга (карниз);
печь – средистенная, одноярусная, изразцовая, изразец простой: белый, гладкий, прямоугольный; внизу широкий плинт, карниз профилированный; топка с литой чугунной дверцей и ручкой- кнопкой; литой декор дверцы в виде перекрещенных мушкета и сабли со шлемом в центре в обрамлении лаврового венка; справа на стене медная дверца душника;
дверные проемы – местоположение (в помещение 1-Н (8, 6)), конфигурация (с лучковыми перемычками), габариты;
заполнение дверных проемом – материал (дерево), конструкция (двустворчатые), оформление (глухие, дверное полотно делится на три филенки);
дверные приборы (2 комплекта) – латунная ручка типа «фаль», фигурная, литая; в основании ручки – овальная розетка;
покрытие пола – тераццо (мозаичный цельноналивной, мраморная крошка);
помещение 1-Н (6):
оформление потолка – профилированная тяга (карниз);
помещение 1-Н (8):
тамбур * – местоположение, конфигурация (прямоугольный), габариты;
оформление стен и потолка тамбура – деревянные филенчатые панели;
заполнение дверного проема тамбура – материал (дерево), конструкция (двустворчатые с двумя боковыми не створными частями, глухие), оформление (дверное полотно делится на две филенки);
* оформление и заполнение воссоздано при реставрации 1980-х годов;
дверные проемы – местоположение (в помещение 1-Н (5, 4)), конфигурация (прямоугольные), габариты;
заполнение дверных проемом – материал (дерево), конструкция (двустворчатые), оформление (глухие, дверное полотно делится на три филенки);
дверные приборы (1 комплект) – латунная ручка типа «фаль», фигурная, литая; в основании ручки – овальная розетка;
помещение 1-Н (5):
оформление потолка – профилированная тяга (карниз);
покрытие пола – мраморные плиты шахматного рисунка, цвет – серый, белый;
парадная лестница (помещения 1-Н (8, 16)):
оформление сферического свода лестницы – лепной плафон: в центральной части круглая профилированная розетка; прямоугольные филенки с профилированными калевками; в поле филенок орнамент с акантом и рокайлем; по периметру свода профилированный карниз;
дверной проем – местоположение (в помещение 1-Н(10)), конфигурация (прямоугольный), габариты;
оформление дверного проема – фигурный наличник с ушками и лучковым выступом в центральной части;
заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (глухое, двустворчатое), оформление (дверное полотно делится на две филенки с профилированной полочкой между);
дверные приборы (1 комплект) – латунная поворотная ручка - кнопка, фигурная, литая; в основании ручки – фигурная розетка;
приборы дверей французского балкона (1 комплект) – шпингалет стержневой, с фигурной ручкой-кнопкой, стрежень черного железа, фигурные накладки бронзированный чугун; ручка-кнопка с овальной розеткой, накладки декорированы растительными элементами;
архитектурно-художественное оформление помещений второго этажа, выполненное в стиле рококо:
«Передняя», помещение 1-Н (10):
оформление потолка – лепной плафон: центральная овальная розетка с профилем по краю, падуга с профилированными тягами, карнизом в нижней части и рокайлем;
оформление стен – деревянные панели с резным декором в виде профилированных филенок с рокайлем по углам;
оформление откосов французских балконов – деревянные панели с резными профилированными филенками;
приборы дверей французского балкона (2 комплекта) – шпингалет стержневой, с фигурной ручкой-кнопкой, стрежень черного железа, фигурные накладки бронзированный чугун; ручка-кнопка с овальной розеткой, накладки декорированы растительными элементами;
покрытие пола – наборный дубовый паркет с рисунком в виде рокайля в центральной части из разных пород дерева;
дверные проемы – местоположение (в помещение 1-Н (10, 11)), конфигурация (прямоугольные), габариты;
оформление дверного проема – профилированный наличник; откосы проемов с деревянными панелями с резными профилированными филенками;
заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (глухие, двустворчатые), оформление (дверное полотно на две профилированные филенки с полочкой между);
дверные приборы (2 комплекта) – замки с поворотной ручкой кнопкой и стержнем; латунная поворотная ручка - кнопка, фигурная, литая; в основании ручки – овальная розетка; стрежневые задвижки из черного железа с фигурными накладками бронзированного чугуна, накладки декорированы растительным орнаментом;
камин – средистенный, одноярусный, тонированного гипса, на плинте, с лепным декором в виде рокайльных композиций и растительных элементов; боковые лопатки в виде волютообразных консолей; каминная полка профилирована; портал камина прямоугольной формы; таган чугунный; перед камином лист латуни;
«Буфетная», помещение 1-Н (11):
оформление потолка – лепной плафон: фигурная профилированная филенка с лепными композициями из рокайля; падуга с профилированными тягами и рокайлями по углам;
оформление стен – деревянные панели с резными профилированными филенками и рокайлем по бокам; восточная стена оформлена в виде «пурпета» (буфета), составленного из лепных декоративных полочек – консолей и резной деревянной столешницы на фигурном резном кронштейне, по углам пальмовые стволы; орнамент посеребрен;
деревянный резной барьер в виде трельяжной сетки с растительным орнаментом*;
* воссоздан при реставрации 1980-х годов;
оформление откосов французского балкона – деревянные панели с профилированными филенками, калевки филенок посеребрены;
приборы дверей французского балкона (2 комплекта) – шпингалет стержневой, с фигурной ручкой-кнопкой, стрежень черного железа, фигурные накладки бронзированный чугун; ручка-кнопка с овальной розеткой, накладки декорированы растительными элементами;
крытие пола – наборный дубовый паркет с розеткой геометрического рисунка в центральной части из разных пород дерева;
дверные проемы – местоположение (в помещение 1-Н (12, 10)), конфигурация (прямоугольные), габариты;
оформление дверного проема – откосы дверного проема в помещение 1-Н (10) деревянные филенчатые панели с посеребренными калевками;
заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (глухие, двустворчатые), оформление (дверное полотно оформлено на две профилированные филенки с валиком между ними; калевки филенок посеребрены (в помещение 1-Н (12), позолочены (в помещение 1-Н (10));
дверные приборы (1 комплект) – замок с поворотной ручкой кнопкой и стержнем; латунная поворотная ручка - кнопка, фигурная, литая; в основании ручки – овальная розетка; стрежневые задвижки из черного железа с фигурными накладками бронзированного чугуна, накладки декорированы растительным орнаментом;
«Картинный зал», помещение 1-Н (12):
оформление потолка – лепной плафон: по углам раковины с листьями аканта и тягами, протянутыми к центральной розетке в форме четырехлистника; по периметру профилированный карниз; лепнина позолочена; в центральной части плафона аллегорическая живопись с изображением путти;
десюдепорт «Пастух со стадом баранов» – идиллическая сцена со стадом овец, собакой и пастухом на переднем плане; на заднем плане холмы, облака, замок; время: к. XVIII в.; х.м.;
десюдепорт «Отдых путников у развалин замка» – идиллическая крестьянская сцена (лошади, осёл, крестьянки) на переднем плане у стен замка; за стенами замка виднеются деревья на фоне облаков; время: конец XVII – начало XVIII в.; х.м.;
характер оформления верхней части стен – живопись в шпалерной развеске;
деревянные резные панели с рокайлями, оформленные лаком, росписью, позолотой, живописная композиция по китайским мотивам в центральной части;
печь-камин – угловая, двухъярусная, нижний ярус тонированного гипса, верхний оштукатуренный, с позолоченным лепным декором в виде рокайля, растительных завитков и провисающих гирлянд; нижний ярус декорирован лепниной, боковые лопатки в виде волютообразных консолей с лепниной растительного характера; каминная полка фигурной формы; портал камина прямоугольной формы, со скругленными верхними углами; таган чугунный; над таганом чугунный фигурный козырек позднейшего времени;
оформление откосов французских балконов – деревянные резные панели с профилированными филенками, рокайлями по углам, оформленные лаком, росписью, позолотой, с живописными композициями по китайскими мотивам в центральной части;
приборы дверных французских балконов (4 комплекта) – шпингалет стержневой, с фигурной ручкой-кнопкой, стрежень черного железа, фигурные накладки бронзированный чугун; ручка-кнопка с овальной розеткой, накладки декорированы растительными элементами;
дверные проемы – местоположение (в помещения 1-Н (11, 13)), конфигурация (прямоугольные), габариты;
заполнение дверного проема (дерево, лак, роспись, позолота, резьба) – глухие, двустворчатые, створки разделены на две филенки с живописными композициями с китайскими мотивами в центре; нижняя – квадратной формы, с резными рокайлями в углах; верхняя филенка криволинейная, рокайльная; крайние части створок позолочены;
оформление откосов дверных проемов (лак, роспись, позолота, резьба) –деревянные резные панели с фигурными филенками и рокайлями в углах; в центре филенок живописные композиции в китайском духе; между филенкам полочка профилированная полочка с рокайлем в центральной части;
дверные приборы (2 комплекта) – замки с поворотной ручкой кнопкой и стержнем; латунная поворотная ручка - кнопка, фигурная, литая; в основании ручки – овальная розетка; стрежневые задвижки из черного железа с фигурными накладками бронзированного чугуна, накладки декорированы растительным орнаментом;
покрытие пола – наборный дубовый паркет с медальоном в центральной части из разных пород дерева;
«Кабинет», помещение 1-Н (13):
оформление потолка – лепной плафон: прямоугольная композиция из рокайля перевитая цветочной гирляндой; по углам рокайль с вазонами; профилированные периметральные тяги с профилированным карнизом и падугой;
характер оформления верхней части стен – обтянута штофом*;
* штоф воссоздан при реставрации 1980-х годов;
деревянные резные панели с рокайлями, оформленные лаком, росписью, позолотой, живописная композиция по китайским мотивам в центральной части;
покрытие пола – наборный дубовый паркет с медальоном в центральной части из разных пород дерева;
печь-камин – средистенная, тонированного гипса, двухъярусная, с уступчатым краем; верхний ярус декорирован лепниной (рокайльные композиции), лопатки нижнего яруса рустованы; портал топочного отверстия прямоугольной формы, со скругленными верхними углами; таган чугунный; над таганом чугунный фигурный козырек позднейшего времени; перед камином лист латуни;
оформление откосов французских балконов – деревянные резные панели с профилированными филенками, рокайлями по углам, оформленные лаком, росписью, позолотой, с живописными композициями по китайским мотивам в центральной части;
приборы дверных французских балконов (3 комплекта) – шпингалет стержневой, с фигурной ручкой-кнопкой, стрежень черного железа, фигурные накладки бронзированный чугун; ручка-кнопка с овальной розеткой, накладки декорированы растительными элементами;
десюдепорт «Развалины на берегу залива» – классическая композиция с античными руинами, на переднем плане руины (колонны, фрагмент аркады) со стаффажными фигурками; на заднем плане замок в тумане; время: XVIII в.; х.м.;
дверные проемы – местоположение (в помещение 1-Н (12, 14)), конфигурация (прямоугольные), габариты;
заполнение дверного проема (дерево, лак, роспись, позолота, резьба) – глухие, двустворчатые, створки разделены на две филенки с живописными композициями по китайским мотивам в центре; нижняя – квадратной формы, с резными рокайлями в углах; верхняя филенка криволинейная, рокайльная; крайние части створок позолочены;
дверные приборы (2 комплекта) – замки с поворотной ручкой кнопкой и стержнем; латунная поворотная ручка - кнопка, фигурная, литая; в основании ручки – овальная розетка; стрежневые задвижки из черного железа с фигурными накладками бронзированного чугуна, накладки декорированы растительным орнаментом;
«Спальня», помещение 1-Н (14):
оформление потолка – лепной плафон: круглые профилированные филенки, в поле филенок цветочный и лиственный орнамент; по периметру плафона рокайль с лиственным орнаментом; периметральные профилированные тяги;
характер оформления верхней части стен – обтянута штофом*;
* штоф воссоздан при реставрации 1980-х годов;
деревянные резные панели с рокайлями, оформленные лаком, росписью, позолотой, живописная композиция по китайским мотивам в центральной части;
живописное панно на откосе оконного проема в северо-западной части помещения;
покрытие пола – наборный дубовый паркет с медальоном в центральной части из разных пород дерева;
оформление откосов французских балконов – деревянные резные панели с профилированными филенками, рокайлями по углам, оформленные лаком, росписью, позолотой, с живописными композициями по китайским мотивам в центральной части;
приборы дверных французских балконов (1 комплект) – шпингалет стержневой, с фигурной ручкой-кнопкой, стрежень черного железа, фигурные накладки бронзированный чугун; ручка-кнопка с овальной розеткой, накладки декорированы растительными элементами;
десюдепорт «Пейзаж с пастухами, отдыхающими на берегу реки» – идиллический пейзаж с развалинами замка, кулисами деревьев на переднем плане, туманными холмами на заднем плане; время: первая половина XVII в.; х.м.;
десюдепорт «Стадо с пастухами» – жанровая крестьянская сцена со стадом овец, пастухом, крестьянкой, сидящей верхом на лошади на переднем плане, в кулисах деревьев, на фоне неба; время: конец XVII в.; х.м.;
дверные проемы – местоположение (в помещение 1-Н (13, 15)), конфигурация (прямоугольные), габариты;
заполнение дверного проема (дерево, лак, роспись, позолота, резьба) – глухие, двустворчатые, створки разделены на две филенки с живописными композициями по китайским мотивам в центре; нижняя – квадратной формы, с резными рокайлями в углах; верхняя филенка криволинейная, рокайльная; крайние части створок позолочены;
оформление откосов дверного проема в помещение 1-Н (13) – деревянные резные панели с фигурными филенками и рокайлями в углах: лак, роспись, позолота, резьба; в центре филенок живописные композиции по китайским мотивам; между филенкам полочка профилированная полочка с рокайлем в центральной части;
дверные приборы (2 комплекта) – замки с поворотной ручкой кнопкой и стержнем; латунная поворотная ручка - кнопка, фигурная, литая; в основании ручки – овальная розетка; стрежневые задвижки из черного железа с фигурными накладками бронзированного чугуна, накладки декорированы растительным орнаментом;
тамбур между помещениями 1-Н (14) и 1-Н (15) – местоположение, конфигурация, габариты;
оформление стен и потолка тамбура – деревянные панели с филенками различной конфигурации и профилированными калевками филенок; калевки позолочены;
«Будуар», помещение 1-Н (15):
оформление потолка – лепной плафон: композиции с батальными сценами, по углам рокайль с военными атрибутами; в центральной части вензель Петра III (РР); по периметру периметральный профилированный карниз;
оформление стен – деревянные панели (орех) с накладными резными филенками и рокайльными композициями; нижняя часть – прямоугольные филенки с профилированными калевками;
ниша – местоположение, конфигурация (с пологим завершением), габариты, оформление (ниша обшита деревянными панелями (орех) с резьбой рокайльных композиций по периметру всего помещения; нижняя часть – прямоугольные филенки с профилированными калевками);
покрытие пола – наборный дубовый паркет с медальоном в центральной части из разных пород дерева;
камин – средистенный, одноярусный, лепной, декорированный рокайльными композициями; боковые лопатки в виде сильно выступающих волютообразных консолей; каминная полка профилированная; портал топочного отверстия камина полуциркульной формы; таган чугунный; над таганом чугунный козырек позднейшего времени; справа на стене латунная дверца душника с ручной – кнопкой;
оформление откоса французского балкона – деревянные резные филенчатые панели с профилированными калевками;
прибор двери французского балкона – количество (1 комплект), шпингалет стержневой, с фигурной ручкой-кнопкой, стрежень черного железа, фигурные накладки бронзированный чугун; ручка-кнопка с овальной розеткой, накладки декорированы растительными элементами;
дверные проемы – местоположение (в помещение 1-Н (14)) конфигурация (прямоугольные), габариты;
оформление дверного проема – профилированный наличник;
заполнение дверного проема (дерево, глухое, двустворчатые, фанерованные орехом) – дверное полотно делится на две филенки, в нижней части: прямоугольная филенка с профилированными калевками; в верхней части: резьба в виде фигурной филенки с рокайльными вставками;
дверные приборы (1 комплект) – замки с поворотной ручкой кнопкой и стержнем; латунная поворотная ручка - кнопка, фигурная, литая; в основании ручки – овальная розетка; стрежневые задвижки из черного железа с фигурными накладками бронзированного чугуна, накладки декорированы растительным орнаментом;
две потайные дверцы – местоположение конфигурация (прямоугольные), габариты;
заполнение двух дверных проемов (дерево, глухое, одностворчатые, фанерованные орехом) – дверное полотно делится на две филенки, в нижней части: прямоугольная филенка с профилированными калевками; в верхней части: резьба в виде фигурной филенки с рокайльными вставками;
дверные приборы (2 комплекта) – латунная поворотная ручка - кнопка, фигурная, литая; в основании ручки – фигурная розетка;
помещение, примыкающее к «Будуару»:
оформление потолка – падуга, филенка сложной конфигурации, профили;
оформление дверного проема – профилированный наличник.
II. «Скульптура «Амур и Психея», XVIII в. (копия с античного оригинала II в. до н.э.), XIX в. (постамент), у дворца Петра III
Мрамор.
Двухфигурная полнообъемная
скульптурная композиция. Фигура
Амура – обнажена, ноги соединены, упор на правую ногу, левая нога отставлена назад. Обеими руками Амур держит Психею, прижимая к левому боку. Фигура Психеи – торс обнажен, нижняя часть закрыта драпировкой, голова запрокинута назад и повернута к правому плечу Амура, руками Психея обнимает Амура. Правая нога Психеи согнута в колене, упор на левую ногу. Скульптурная группа установлена на высоком пьедестале.
(в настоящий момент скульптура расположена у Китайского дворца)
III. «Скульптура «Амур с луком», XVIII в. (копия с оригинала ск. Лисиппа), XIX в. (постамент), у дворца Петра III
Мрамор.
Однофигурная полнообъемная
скульптурная композиция. Фигура
Амура – обнажена, ноги широко расставлены, упор на правую ногу, левая нога согнута в колене, на спине два крыла. Двумя руками Амур держит лук, прижимая его к левой ноге. Голова Амура наклонена и повернута влево. Со стороны правой ноги колчан со стрелами, опирающийся на деревянный столб. Скульптура установлена на высоком мраморном пьедестале.
(в настоящий момент скульптура расположена у Китайского дворца)
IV. «Скульптура «Дракон» (две статуи), XVIII в., ), у дворца Петра III
Материал: металл (медь?), техника исполнения – выколотка, покрытие – сусальное золото. Китайские крылатые драконы. Чешуйчатой кожей, стилизованными ажурными жабрами, открытой пастью, лапами и соскученным хвостом. На голове дракона – корона. (в настоящий момент демонтированы и находятся в фондах музейного хранения ФГБУК «Государственный музей-заповедник «Петергоф»)
V. «Скульптура «Иона», XVIII в. (копия с оригинала ск. Лото Л.), XIX в. (постамент), у дворца Петра III
Мрамор.
Однофигурная полнообъемная
скульптурная композиция. Фигура
Иона – обнажена, левую ногу частично прикрывает драпировка, ноги широко расставлены, полусогнутый торс. Правой рукой Иона держит драпировку, прикрывая спину. Голова Иона наклонена и повернута влево. У ног Иона стилизованное изображение кита. Скульптура установлена на высоком гранитном пьедестале.
(в настоящий момент скульптура расположена в пруду у Китайского дворца)
VI. «Скульптура «Меркурий», XVIII в. (копия с оригинала ск. Болонья Д.), XIX в. (постамент),
у дворца Петра III
Бронза. Литье. Однофигурная полнообъемная скульптурная композиция. На голове Меркурия крылатый шлем, на ногах крылатые сандалии, закрепленные чуть выше стоп. Фигура Меркурия выполнена в полный рост, в стремительном полете, обнажена. В левой руке, опущенной вниз – жезл (кодуцей). Правая рука Меркурия поднята вперед вверх. Голова Меркурия поднята на ладонь правой руки. Правая нога занесена назад вверх. Торс имеет наклон вперед. На пальцах левой ноги он держится на «потоке воздуха», извергаемого божеством ветра, изображенного в данной скульптурной композиции в виде запрокинутой головы с раздутыми щеками. Голова лежит на плите, которая покоится на высоком постаменте.
(в настоящий момент демонтированы и находятся в фондах музейного хранения ФГБУК «Государственный музей-заповедник «Петергоф»)
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник искусства - Создан:
XVIII в., XIX в.
Документы
Контакты
- Адрес: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Верхний парк, у дворца Петра III