Здание вокзала

1. Градостроительные характеристики 1.1. Местоположение в системе городской застройки Объект расположен в южной части города Уяра в полосе отвода железных дорог, ограниченной железнодорожными путями станции Уяр, улицей 30 лет Победы и улицей Вокзальная. 1.2. Композиционная значимость Здание, формирующее исторический фрагмент застройки, одно из главных в исторической части города. 1.3. Габариты и силуэт на 1910 г. Размеры в плане 35,2 х 14,3 м. 1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника Видовые раскрытия с ул. Площадь Революции, начиная с пересечения ее ул. Уланова и заканчивая выходом к вокзалу; с ул. Площадь Революции; с ул. Вокзальная, на ее участке от перекрестка с ул. Площадь Революции до ее поворота в сторону жилой застройки (у жилого дома № 1); с ул. 30 лет Победы в северном направлении до пересечения с высотной застройкой; визуальные связи с платформой железнодорожной станции, с пешеходным переходом через железнодорожные пути. 2. Архитектурные и конструктивные характеристики 2.1. Объемно-пространственная композиция на 1910 г. Одноэтажное кирпичное общественное здание асимметричной планировки, продольные и поперечные стены вычленяют пространство зала ожидания и помещений вспомогательного характера. Со стороны западного фасада, в центральном трехосном ризалите, расположены три двери. На торцевых фасадах находятся прямоугольные в плане глухие уличные служебные входы в здание. На северо-западном фасаде, обращенном к ул. 30 лет Победы, расположена дополнительная входная группа. Здание прямоугольное в плане (с выступающими частями ризалитов на протяженных главном и северо-западном фасадах), ориентировано в продольном направлении, преимущественно, с северо-востока на юго-запад (вдоль железнодорожных путей). 2.2. Конструкция крыши на 1910 г. Крыша вальмовая, кровля металлическая фальцевая с треугольным фронтоном слухового окна по центральной оси ризалита и печными трубами с дымниками. Кровля по обрешетке и стропильной системе. 2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на 1910 г. 2.3.1. Южный фасад Композиция фасада Композиция фасада асимметричная, задана выступами трех ризалитов – центрального и двух боковых, расположенных по краям фасада. В центральном трехосном ризалите расположена основная входная группа, состоящая из трех входных проемов (центральный дверной проем, со временем преобразованный в оконный, утрачен). Боковые ризалиты решены в одну оконную ось и фланкируют объем здания, за исключением восточной стороны, к которой примыкает глухой простенок. В простенках между ризалитами расположены оконные проемы – по два в каждом. Все окна завершены полуциркульными перемычками. Центральный проем входа завершен трехцентровой перемычкой, характерной для стиля «модерн» и плоскими перемычками по боковым дверным проемам. Над центральным ризалитом расположен прямоугольный аттик незначительного выноса, отмеченный снизу тремя арками и выступами пилястр. Боковые ризалиты подвышенных полуциркульных фронтонов завершены карнизами небольшого выноса и полками карнизов по бокам. На второй линии фасада справа примыкает объем, нарушающий симметрию главного фасада. Первоначальные габариты и местоположение проемов фасада. 2.3.2. Северный фасад Композиция фасада Композиция фасада асимметричная. С правого края фасада расположен ризалит, аналогичный боковым ризалитам главного фасада. За третьей, по счету слева, осью расположен вход, оформленный легким выступом за плоскость основной стеновой поверхности фасада и отмеченный треугольным щипцом. Все широкие оконные проемы фасада имеют полуциркульные завершения, за исключением второго оконного проема справа, имеющего прямоугольную форму и второго (узкого) окна слева, имеющего арочное завершение. Первоначальные габариты и местоположение проемов фасада. 2.3.3. Западный фасад Композиция фасада По центру фасада расположены два узких окна с арочным завершением. Над оконными проемами возвышается щипец лучковой формы, под окнами проходят неглубокие прямоугольные филенки; оконные проемы обрамлены архивольтами. Первоначальные габариты и местоположение проемов фасада. 2.3.4. Восточный фасад Композиция фасада В правой части фасада размещена служебная входная группа, аналогичная входу на противоположном западном фасаде. Здесь же расположены два узких окна с арочным завершением. Над оконными проемами возвышается щипец лучковой формы, под окнами проходят неглубокие прямоугольные филенки; оконные проемы обрамлены архивольтами. Первоначальные габариты и местоположение проемов фасада. 2.3.5. Декоративное оформление фасадов: полуциркульные и трехцентровой наличники крупных окон обрамлены архивольтами, переходящими в стилизованные валюты; фрамуги боковых дверных проемов поверху обрамлены плоскими сандриками; в верхней части оконных обрамлений окон расположены декоративные вставки – квадратные замки; в уровне фигурных импостов по всем фасадам проходит широкая плоская тяга; под окнами расположены подоконники в форме прямоугольной трапеции; полуциркульные фронтоны боковых ризалитов оформлены упрощенными волютами по флангам. 2.4. Виды отделки фасадной поверхности на 1910 г. Лицевая кирпичная кладка с оштукатуренными и окрашенными поверхностями элементов декора (обрамления окон, центральный аттик, карнизы боковых ризалитов, широкая плоская тяга, объединяющая оконные и дверные проемы). 2.5. Колористическое решение фасадов на 1910 г. Фасад имеет цвет естественной поверхности кирпича с декоративными деталями и элементами отделки, выделенными белым цветом. Оконные заполнения окрашены. Металлическая кровля окрашена. Двери окрашены в единый цвет с оконными рамами. 2.6. Заполнение дверных и оконных проемов на 1910 г.: первоначальный характер расстекловки и материал (дерево и стекло) оконных заполнений; в центре главного фасада находится входная группа, состоящая из трех дверных проемов: центрального, с верхней фрамугой трехцентовой конфигурации, заполненной мелкоразмерной расстекловкой в два ряда, и двустворчатыми глухими филенчатыми деревянными дверьми снизу; над боковыми дверными проемами, заполненными двустворчатыми филенчатыми глухими деревянными полотнами, расположены прямоугольного очертания фрамуги с мелкоразмерной расстекловкой окна в два ряда; расстекловка в широких окнах – в три импоста по вертикали и четыре по горизонтали. 2.7. Пространственно-планировочная структура интерьеров на 1910 г. Центральную часть объема здания занимает зал ожидания и кассовый зал, по сторонам от них – подсобные помещения. 2.8. Конструктивные элементы на 1910 г.: фундамент бутовый ленточный, из гранитных блоков; стены кирпичные на известково-песчаном растворе. 3. Архитектурно-художественная ценность: памятник архитектуры 1900-х гг. в своеобразно трактованных формах эклектики и модерна, образец городского кирпичного здания общественного назначения начала ХХ в. 4. Историческая функция Железнодорожный вокзал. 5. Историческая (мемориальная) ценность Здание, отражающее зарождение железнодорожного транспорта в Сибири, связанное с основанием города и формированием Великого Сибирского Пути.

Памятник регионального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1900 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: Красноярский край, Уярский район, г. Уяр, ул. 30 лет Победы, 21в

Оставьте комментарий или отзыв

Имя и текст сообщения будут видны всем посетителям.
Loading...