Особняк Строгановой А.Д.
Объемно-пространственное и планировочное решение территории:
местоположение и градостроительные характеристики здания, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала и в панораме застройки улицы Чайковского и Моховой улицы;
Объемно-пространственное решение:
габариты четырехэтажного на подвалах здания, сложного в плане, со скошенной угловой частью, образующего с дворовым флигелем один внутренний двор и выходящего фасадами на улицу Чайковского и Моховую улицу;
конфигурация и габариты крыш, включая высотные отметки коньков и карнизов;
воротный проезд – историческое местоположение, конфигурация (с лучковым завершением), габариты;
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние капитальные стены, их местоположение, материал (кирпич);
междуэтажные перекрытия –местоположение;
крестовые и сомкнутые с распалубками своды воротного проезда и помещений цокольного этажа 1-Н;
сомкнутые с распалубками и полуциркульные с распалубками своды подвальных помещений;
исторические лестницы, в том числе:
трехмаршевая межэтажная парадная лестница (Л-1), – с известняковыми ступенями, балюстрадным мраморным ограждением (в уровне верхнего марша и лестничной площадки второго этажа) с профилированными поручнями, на сводах;
профиль ступеней (с валиком);
металлические ковродержатели;
покрытие полов лестничных площадок – из лещадной плиты*;
*в настоящее время скрыто под поздним покрытием (керамическая плитка);
рисунок прясел ограждения – фигурные филенки с круглыми розетками, прямоугольные тумбы, декорированные фигурными филенками, внутри которых резные композиции из лент и лавровых листьев;
угловые опорные тумбы ограждения (с мраморными фигурами путти на орнаментированных постаментах, держащих подсвечники*) – трапециевидные, оформление – профилированные базы, фигурные филенки по граням с волютообразными завитками в нижних частях и резными композициями в виде женских головок с гирляндами из роз, акантовых листьев и лент;
*в настоящее время фигуры утрачены;
ограждение лестницы – профилированные поручни, чугунные витые колонки с набалдашниками и профилированными базами;
одномаршевая межстенная лестница в вестибюле парадной лестницы – с мраморными ступенями;
профиль ступеней (с валиком);
крестовые своды под площадками парадной лестницы;
трехмаршевая межэтажная лестница (Л-5) – с известняковыми ступенями, металлическим ограждением, с деревянными профилированными поручнями, на косоурах;
покрытие полов лестничных площадок – из лещадной плиты;
профиль ступеней (с валиком);
двухмаршевая межэтажная лестница (Л-4), в юго-западной части здания - с известняковыми ступенями, металлическим ограждением (рисунок – вертикальные стойки с набалдашниками и перехватами), с деревянными профилированными поручнями, на косоурах;
покрытие полов лестничных площадок – из лещадной плиты;
профиль ступеней (с валиком);
чугунная лестница в помещении 12-Н (26, 27), на волютообразных кронштейнах – со ступенями, декорированными кованными волютообразными завитками и ограждением (рисунок – вертикальные стойки с перехватами и набалдашниками) с профилированными поручнями;
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен;
исторические габариты помещений с художественной отделкой;
Архитектурно-художественное решение фасадов:
лицевые фасады, их историческое архитектурно-художественное решение в формах эклектики;
цоколь, облицованный известняковой скобой;
характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка (прямоугольный руст «под шубу» – 1-й этаж);
исторические оконные проемы 1-4-го этажей (в т.ч. балконные двери) – местоположение, конфигурация (прямоугольные, полуциркульные, с лучковым завершением), габариты, оформление (веерная рустовка, профилированные наличники, прямоугольные филенки в подоконном пространстве, фигурные орнаментированные замковые камни с лепными гирляндами по сторонам, лепные композиции в виде волют с акантовыми листьями по сторонам);
заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево), цвет;
двустворчатое глухое дверное заполнение входного проема (по улице Чайковского), каждая створка на две прямоугольных филенки;
фрамуга с лучковым завершением;
оформление дверного проема – деревянные филенчатые панели;
оформление воротного проезда – веерная рустовка, замковый камень;
двустворчатое воротное заполнение (техника – ковка, литье) – каждая створка с горизонтальными и вертикальными тягами, декорированными в нижних частях литыми бутонами, дуговым завершением и композицией из бронзового медальона с гербом по центру, обрамленного чугунной литой гирляндой из лавровых листьев и лент, вокруг медальона – литые детали в виде волют, акантовых листьев и бутонов, по краям створок – круглые сегменты с бутонами аканта;
оформление сводов воротного проезда – лепные гирлянды из цветов и фруктов по ребрам сводов, фигурные филенки с розетками в углах, штукатурка в полях филенок оформлена «под шубу», в центре каждого свода – лепная розетка в виде стилизованного цветка;
арки сводов оформлены лепным поясом - «плетенкой»;
софиты арок оформлены лепными картушами с квадрами «алмазной грани», прямоугольными филенками, поля которых оформлена штукатуркой «под шубу»;
внутренние арки воротного проезда оформлены разреженной рустовкой с квадрами оформленными «под шубу» и трехчастными замковыми камнями;
стены и полупилоны сводов оформлены прямоугольным рустом «под шубу»;
профилированный карниз в верхних частях стен;
в восточном люнете первого отсека воротного проезда гипсовый барельеф – две полуфигуры крылатых путти, переходящие в завитки акантовых листьев, поддерживающих картуш с медальоном внутри, вокруг картуша лепные гирлянды из цветов и фруктов;
профилированный карниз под лепной композицией;
оформление входного проема под люнетом – лучковый фронтон на фигурных кронштейнах, замковый камень с «алмазной гранью»;
в западном люнете ниша с лучковым завершением, в профилированном наличнике, по сторонам гипсовые барельефы – орлы в окружении акантовых листьев и цветочных гирлянд;
в третьем отсеке воротного проезда (ближний ко внутреннему двору) – два входных проема в деревянных профилированных наличниках, над ними – полуциркульные тимпаны с круглыми розетками внутри, штукатурка в полях тимпанов оформлена «под шубу»;
два деревянных двустворчатых глухих заполнения, каждая створка на три прямоугольные филенки;
фрамуга с лучковым завершением – над дверным заполнением в проеме восточной стены воротного проезда;
цоколь воротного проезда облицован известняковой скобой, с профилированной тягой;
трехчетвертные колонны ионического ордера на постаментах, оформленных прямоугольными филенками – в уровне 2-го этажа;
раскреповки, рустованные «под шубу» - в уровне 1-го этажа;
пилястры ионического ордера с филенчатыми прямоугольными основаниями - в уровне 2-го этажа
прямоугольные филенки в уровне 3-4-го этажей;
в уровне 2-го этажа прямоугольные балконы с металлическим ограждением (рисунок – картуш с гербом, по сторонам фигурные филенки с круглыми розетками внутри обрамленными акантовыми листьями) на фигурных орнаментированных кронштейнах с лепными гирляндами;
исторический профиль межэтажных карнизов и тяг;
между 2-м и 3-им этажами раскрепованный антаблемент с профилированным карнизом, гладким фризом и профилированным архитравом;
венчающий профилированный карниз;
аттиковая стенка над угловой частью – с треугольным фронтоном, гладкими опорными тумбами и профилированным карнизом;
аттиковая стенка – на фасаде по Моховой улице – с гладкими опорными тумбами и профилированным карнизом;
аттиковая стенка – на фасаде по улице Чайковского – с лучковым фронтоном по центру, в поле которого люкарна (в настоящее время заложена) в обрамлении акантовых листьев;
гладкие опорные тумбы, профилированный карниз;
балюстрадное ограждение между аттиковыми стенками – с гладкими опорными столбиками, профилированными поручнями и гладкими опорными тумбами;
архитектурно-художественное решение дворовых фасадов;
цоколь, облицованный известняковой скобой;
материал и характер отделки фасадов - окрашенная штукатурка;
исторические оконные проемы цокольного и 1-4-го этажей– местоположение, конфигурация (прямоугольные, с лучковым завершением, с полуциркульным завершением), оформление (профилированные наличники), габариты;
оконные проемы цокольного (дворовой корпус) и 1-го этажа – габариты ширины и верхняя отметка;
заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево), цвет;
ниши с лучковым завершением на стене юго-восточной угловой части здания;
исторический профиль межэтажных карнизов и тяг;
венчающий профилированный карниз;
Декоративно-художественное оформление интерьеров:
вестибюль парадной лестницы (Л-1) (входной проем с улицы Чайковского):
оформление тамбура – деревянная фрамуга с лучковым завершением;
деревянные филенчатые панели потолка и стен;
оформление свода вестибюля – профили по ребрам, фигурные филенки, по центру – розетка;
стены оформлены фигурными филенками;
парадная лестница (Л-1):
своды под лестницей и помещения нижней лестничной площадки оформлены фигурными филенками и профилями по ребрам, в центре – розетка, арки свода оформлены фигурными филенками и розетками;
стены и арки помещения под лестницей и помещения нижней лестничной площадки оформлены фигурными и прямоугольными филенками и пилястрами тосканского ордера;
оформление потолка: в центральной части прямоугольный живописный плафон – «Триумф Венеры и Гименея» (техника – холст на раме, масло);
обрамление плафона (материал – штукатурка, гипс) – лепная орнаментированная тяга;
по сторонам плафона – фигурные филенки, обрамленные лепными орнаментированными тягами, внутри – пальмовые ветви, перевязанные лентами и барельефы в виде мужских голов в шлемах с украшением в виде стилизованной раковины и пальмовыми ветвями по сторонам, прямоугольные филенки и кессоны, обрамленные лепными орнаментированными тягами, в центре больших филенок розетки в лавровых венках и с лентами по сторонам;
по периметру потолка профилированная тяга, пояс ложчатого орнамента и лепная орнаментированная тяга;
падуга оформлена прямоугольными филенками, картушами с лепными горельефными композициями в виде женских голов со стилизованными раковинами и акантовыми листьями;
в верхних частях стен – профилированный карниз, фриз с поясом фигурных орнаментированных кронштейнов;
стены оформлены парными пилястрами стилизованного композитного ордера, каннелированными наполовину, декорированы фигурными филенками с лепными цветочными гирляндами внутри;
фигурные и прямоугольные филенки – на стенах нижнего и верхнего лестничных маршей, в верхних частях фигурных филенок лепные композиции – цветочный венок с пальмовыми ветвями по сторонам, перевитыми лентами;
профилированный карниз с поясом модульонов и поясом фигурных филенок – между нижним и верхним лестничными маршами;
профилированный наличник с поясом растительного орнамента, в верхней части - лепная композиция: женская головка на фоне орнаментированного картуша, по сторонам цветочные гирлянды;
подоконные доски белого мрамора, с профилем по краю;
оформление входного проема в помещение 23-Н(7) (бывшей домовой церкви) – на верхней лестничной площадке – профилированный наличник с «ушками», прямоугольная филенка с волютами по сторонам и замковым камнем по центру, лучковый сандрик с волютообразным завершениями сегментов, в поле сандрика стилизованная раковина с головкой путти;
навершие сандрика – стилизованная курильница с пламенем;
над сандриком лепная композиция – пальмовые ветви, перевязанные лентой, над ними – цветочный венок;
двустворчатое деревянное глухое заполнение – каждая створка на две фигурные филенки с профилированными поясами между ними;
оформление входного проема в помещение 24-Н (1): профилированный наличник, над ним – прямоугольная филенка с лепной композицией - цветочный венок с пальмовыми ветвями по сторонам, перевитыми лентами;
исторический профиль карнизов и тяг – между лестничными маршами, в нижних частях стен верхнего лестничного марша;
мраморная скульптура на промежуточной лестничной площадке – горностай с щитом в форме картуша с изображением графской короны и скрещенными латинскими буквами «S» (герб графов Строгановых);
мраморный постамент в виде усеченной колонны с профилированной базой и пояском с розетками;
мраморный импост с волютообразной консолью под ним и стилизованной раковиной;
камин на верхней лестничной площадке – средистенный, двухъярусный, крепованный, кирпичный;
первый ярус – мраморное профилированный наличник с «ушками» и «серьгами» топочного отверстия (заложенное);
профилированная полка;
второй ярус – фигурный профилированный наличник зеркала (утрачено), профилированные карнизы, венчающий профилированный карниз;
помещение 12-Н (19):
оформление потолка – по центру – лепная розетка в обрамлении филенок и профилированной тяги с расходящимися по сторонам цветочными гирляндами;
две лепные орнаментированные тяги, между ними – прямоугольные филенки;
падуга оформлена прямоугольными филенками;
оформление стен – профилированный карниз под падугой, прямоугольные филенки и филенки с лучковым завершением;
оконные проемы оформлены профилированными тягами;
ниши с лучковым завершением, оформлены профилированной тягой;
пояс из прямоугольных филенок в нижних частях стен;
помещение 24-Н (1):
оформление потолка: по центру – лепная розетка и з цветов и стеблей, два пояса растительного орнамента и пояс иоников по периметру;
оформление оконного проема – профилированный наличник с лепным поясом растительного орнамента;
подоконные доски белого мрамора, с профилем по краю;
оформление дверного проема – профилированный наличник, над ним – прямоугольная филенка с лепной композицией - цветочный венок с пальмовыми ветвями по сторонам, перевитыми лентами;
помещение 24-Н (22): двухчастное, состоит из двух помещений – прямоугольного Белого зала и восьмиугольной Овальной гостиной;
оформление потолка Белого зала: розетка по центру, по периметру - профилированная тяга с закруглениями по углам, две лепные орнаментированные тяги, по углам внутренней - композиции из пальметт и стилизованных акантовых листьев с волютообразными завитками на концах;
падуга оформлена лепными венками, перевитыми лентами и соединенными между собой тягами, в углах венки с букетами цветов внутри;
в верхних частях стен: лепная орнаментированная тяга с профилированным карнизом, гладкий фриз;
стены оформлены прямоугольными филенками с фигурным замковым камнем и лепными цветочными гирляндами;
стилизованные пилястры с поясами иоников под капителями, в верхних частях пилястр медальоны в обрамлении лепных цветочных гирлянд с измерительными приборами внутри (транспортиры, циркули, линейки, треугольники), в нижних частях – завитки аканта с цветками на концах;
в нижних частях стен – лепная орнаментированная тяга, ряд прямоугольных филенок;
оформление оконных проемов – лепные орнаментированные тяги, фигурные замковые тяги с лепными цветочными гирляндами по сторонам;
оформление дверных проемов – профилированные наличники, прямоугольные филенки, фигурный замковый камень с лепными цветочными гирляндами;
двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение (два), каждая створка на три прямоугольные филенки;
входной проем в Овальную гостиную оформлен профилированным наличником и прямоугольными филенками на откосах;
оформление потолка Овальной гостиной:
по центру – лепная розетка, декорированная растительным орнаментом и с лепной орнаментированной тягой, вокруг розетки стилизованный восьмилепестковый цветок, внутри каждого лепестка скрещенные арабески, перевитые акантовыми листьями, декоративные «сетки», стилизованные раковины и акантовые побеги с бутонами на концах;
по периметру потолка – профилированная тяга, лепная орнаментированная тяга и двойная лепная орнаментированная тяга с поясом «бус»;
шесть фигурных филенок внутри которых лепные композиции в виде стилизованных раковин с волютами по сторонам и акантами, над ними декоративная «сетка» с листьями и побегами аканта;
оформление падуги: лепные картуши из побегов аканта с трехчастными навершиями из листьев аканта, внутри картушей корзины с фруктами и цветочные гирлянды;
в угловых частях падуги – лепные барельефы в виде ваз с цветами, соединены с основными композициями побегами аканта;
антаблемент в верхних частях стен: профилированный карниз с поясом иоников, гладкий фриз, профилированный архитрав с поясом растительного орнамента;
ниши с лучковым и полуциркульным завершениями, оформление: профилированные наличники с лепными орнаментированными тягами, над нишей в юго-западной угловой части фигурный замковый камень с лепными цветочными гирляндами по сторонам;
в верхних частях полуциркульных ниш лепные композиции из переплетающихся акантовых побегов, волютообразных завитков и цветочных гирлянд, ниже лепных композиций – прямоугольные филенки;
оформление ниши с лучковым завершением (альковной): прямоугольные филенки, внутри которых пояса растительного орнамента, медальон из побегов аканта с бутоном внутри, тяги в виде стеблей с завитками на концах, фигурные филенки с завитками акантовых листьев и побегов аканта на гранях;
оформление оконных проемов: профилированные наличники с лепными орнаментированными тягами и фигурными замковыми камнями с лепными цветочными гирляндами;
подоконные доски (три) белого мрамора, с профилем по краю;
простенки между окнами и нишами оформлены прямоугольными филенками с рокайльными завитками по углам и завитками из листьев аканта в верхних и нижних частях;
лепная орнаментированная тяга и пояса прямоугольных и фигурных филенок в нижних частях стен;
оформление дверного проема – лепная орнаментированная тяга с фигурным замковым камнем и лепными цветочными гирляндами по сторонам;
откос дверного проема оформлен фигурными филенками с лепными композициями из побегов аканта и цветочных бутонов, в нижних частях – отрезки лепных орнаментированных тяг, под ними прямоугольные и фигурные филенки;
двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение, каждая створка на три прямоугольные филенки;
средистенный одноярусный камин, белого мрамора, со стилизованными фигурными кронштейнами в виде развернутых волют, декорированных резными картушами (вверху), висячими цветочными гирляндами и резными акантовыми листьями (снизу);
под полкой – резная горельефная композиция в виде двух играющих путти, по сторонам фигурные филенки и цветочные гирлянды, перевитые лентами, над путти профилированная тяга, разорванная посередине с резными завитками волют на концах;
полка с профилированной тягой и драпировками по углам;
прямоугольное топочное отверстие, латунная облицовка с литыми жгутами по граням;
помещение 24-Н (19) (Аванзал):
оформление потолка (материал – гипс, штукатурка): в средней части прямоугольная филенка, образованная лепной орнаментированной тягой с полуциркульными выступами по четырем сторонам и декоративной «сеткой» вокруг, по центру филенки - лепная розетка с поясом иоников, радиально расходящимися стилизованными лепестками и
лепной орнаментированной тягой, по четырем сторонам картуши, соединенные лепными висячими цветочными гирляндами;
центральная розетка окружена пальмовыми ветвями с дубовыми
ветвями по углам, в торцевых полукруглых частях центральной филенки лепные маскароны фавнов, над ними стилизованные раковины в виде вееров из 13 сегментов, в каждом из которых бутоны тюльпанов;
по сторонам от центральной филенки прямоугольные филенки с лепными композициями из акантовых и дубовых листьев, перевитых лентами;
все три филенки по периметру обрамлены пятью поясами лепным растительным орнаментом;
с четырёх сторон барельефные лепные композиции – двое путти поддерживают картуши, по сторонам – пальмовые ветви*;
*все детали оформления потолка были позолочены, в настоящее время позолота закрашена;
гладкая падуга с профилированной тягой, ниже – три пояса растительного орнамента и пояс бус, еще ниже – пояс иоников, три пояса растительного орнамента и пояс «бус»*;
*все тяги и карнизы были позолочены, в настоящее время позолота закрашена;
оформление оконных проемов – лепные орнаментированные тяги;
подоконные доски (три) белого мрамора, с профилем по краю;
оформление дверных проемов – деревянные профилированные наличники, деревянные разорванные лучковые сандрики (грани оформлены поясами растительного орнамента и поясками «бус») на фигурных орнаментированных кронштейнах, в тимпанах металлические кованые картуши с лавровыми листьями и гирляндами по сторонам*, под сандриками – пояс иоников, прямоугольные филенки с изображениями венков и пояс растительного орнамента;
*в оформлении дверного проема в помещение 24-Н (5) (Дубовая столовая) листья и гирлянды, обрамляющие картуш утрачены;
двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение, каждая створка на четыре прямоугольные филенки;
камин угловой, двухъярусный, темно-серого мрамора, с бронзовыми инкрустациями и золочением*;
первый ярус – с цоколем, прямоугольные филенки, оформленные поясами растительного орнамента;
профилированная полка с поясами растительного орнамента;
верхний ярус – с пилястрами тосканского ордера по сторонам, декорированными висячими гирляндами, в центральной части – фигурная филенка с бронзовым овальным медальоном внутри, над ним резной картуш с волютообразным завершением и головкой путти;
венчающий антаблемент – профилированный карниз с поясом растительного орнамента и поясом иоников, фриз с пальметтами, профилированный архитрав;
*в настоящее время камин закрашен, утрачено зеркало в центральном медальоне, топочное отверстие закрыто поздними створками;
помещение 24-Н(5) (Дубовая столовая):
оформление потолка (материал – штукатурка, гипс, раскраска под дерево): по центру – прямоугольная филенка с поясами растительного орнамента по периметру, в центре - лепная розетка с акантовыми листьям вокруг и радиально расходящимися фигурными филёнками, внутри которых цветочные бутоны, филенки соединены цветочными гирляндами;
центральная филенка окружена по сторонам кессонами с восьмиугольными филенками внутри, оформленными растительными орнаментом и с цветочными розетками;
по торцевым сторонам потолка прямоугольные филенки с лепными картушами, внутри которых медальоны, по сторонам картушей – лепные гирлянды из цветов и фруктов;
кессоны и филенки разделены лепными орнаментированными тягами с розетками на пересечениях;
по периметру потолка – лепные пояса растительного орнамента;
падуга оформлена прямоугольными филенками и филенками с полуциркульными закруглениями со стилизованными раковинами внутри;
под падугой профилированный карниз с лепным поясом растительного орнамента;
стены оформлены деревянными (материал - дуб) филенчатыми панелями с квадрами «алмазной грани» и профилированным цоколем;
откосы и простенки оконных проемов оформлены деревянными (материал – дуб) филенчатыми панелями с квадрами «алмазной грани»;
деревянные (материал – дуб) подоконные доски (три), с профилем по краю;
оформление дверных проемов: деревянные профилированные наличники, деревянные разорванные лучковые сандрики (грани оформлены поясами дентикул) на фигурных орнаментированных кронштейнах, в тимпанах деревянные резные картуши с навершиями в виде акантовых листьев, внутри картушей медальоны с лепными композициями из фруктов, и гирляндами по сторонам, под сандриками – пояс из фигурных филенок;
откосы дверных проемов оформлены деревянными (материал – дуб) филенчатыми панелями
с квадрами «алмазной грани»;
двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение (три), створки филенчатые, с квадрами «алмазной грани»;
шкаф-буфет, встроенный в восточную торцевую стену, двухъярусный, материал – дуб, резьба;
первый ярус – с цоколем, двустворчатый, створки филенчатые, с квадрами «алмазной грани», по краям - стилизованные ионические пилястры с маскаронами (голова Медузы);
профилированная полка с поясом филенок, второй ярус с резным панно в центре в виде картуша с медальоном, шестью орнаментированными подсвечниками и волютообразными завитками, по краям – стилизованные филенчатые тосканские пилястры с резными акантовыми листьями внизу и цветочными гирляндами внутри филенок;
резное навершие в виде парных волют, соединенных провисающими гирляндами, над ними картуш;
по краям – навершия в виде орнаментированных волют с подсвечниками;
шкаф-буфет, встроенный в западную торцевую стену, двухъярусный, материал – дуб, резьба;
первый ярус – с цоколем*, по краям - стилизованные ионические пилястры с маскаронами (голова Медузы);
профилированная полка с поясом филенок, второй ярус с резным панно в центре в виде гербового щита, поддерживаемого резными фигурами горностаев, щит внутри картуша, декорированного рыцарскими шлемами и фруктами, по краям – стилизованные филенчатые тосканские пилястры с резными акантовыми листьями внизу и цветочными гирляндами внутри филенок;
резное навершие в виде парных волют, между ними – стилизованная пальметта с маскароном;
*створки первого яруса в настоящее время утрачены;
помещение 24-Н (18):
оформление потолка: профилированная тяга по периметру, профилированный карниз в верхних частях стен;
подоконные доски (две) белого мрамора, с профилем по краю;
двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение, каждая створка на три прямоугольных филенки;
помещение 24-Н (17):
оформление потолка: лепная орнаментированная тяга с поясом растительного орнамента по периметру, профилированный карниз с поясом модульонов, поясом иоников и поясом «бус»*;
*в настоящее время закрыт подвесным потолком;
подоконная доска белого мрамора, с профилем по краю;
потолки лестничных площадок лестницы Л-4 оформлены прямоугольными филенками;
поля подшивки лестничных маршей оформлены прямоугольными филенками с круглой филенкой по центру;
Памятник регионального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1857 г., 1878 г.
Документы
Контакты
- Адрес: Санкт-Петербург, улица Чайковского, дом 11/2, литера А