Храм

Объёмно-пространственное решение: габариты и конфигурация здания, состоящего из двух основных прямоугольных объемов: южного двухэтажного с антресолью, в котором расположены дуган с кельями для монахов над ним, и северного четырехэтажного – башни-гонкана; два прямоугольных в плане ризалита в южной части восточного и западного фасадов; портик по центральным осям южного фасада; крыша – исторические габариты и конфигурация (скатная), включая объем светового фонаря, исторические дымовые трубы и слуховые окна чердака полуциркульного очертания; материал окрытия кровли (гладкая сталь). Конструктивная система здания: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены – габариты, местоположение, включая угол наклона наружных капитальных стен (стены сужаются кверху); исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий – для помещений без исторической отделки; исторические перекрытия – для помещений с исторической отделкой; наружная парадная лестница-стереобат розового гранита рапакиви – местоположение (перед портиком на южном фасаде), габариты, конструкция (на четыре схода); четыре пилона портика – местоположение, габариты, конфигурация (квадратного сечения, суживающиеся в верхней части), материал (розовый гранит рапакиви). Пом.3, пл. 310,4 кв.м.: Восемь пилонов в интерьере дугана (молельного зала) – местоположение, габариты, материал (кирпич), конфигурация (квадратного сечения, суживающиеся в верхней части); Пом.8, пл. 7,5 кв.м.: Лестница, ведущая в подвал: двухмаршевая с забежными ступенями – местоположение, габариты;* *облицовка ступеней и ограждения современные. Пом.2, пл.18,4 кв.м.: Лестница, ведущая в помещения над дуганом: местоположение, габариты (включая габариты проступи и подступенка) - трехмаршевая, лестничные марши на металлических клепаных косоурах, ступени лещадной плиты; ограждения лестничных маршей кованого черного металла, из вертикальных стоек квадратного сечения с диагональными направляющими (тетивой по верхнему и нижнему краю), между стойками – торсированные вертикальные прутья; деревянный поручень - габариты, материал, профиль; покрытие пола межэтажных площадок метлахской плиткой в два цвета (желтый, темно-красный); Пом. 9, пл.13,2 кв.м.: Лестница башни-гонкана, местоположение, габариты (включая габариты проступи и подступенка) - двухмаршевая, лестничные марши на металлических клепаных косоурах, ступени лещадной плиты; ограждения лестничных маршей кованого черного металла, из вертикальных стержней квадратного сечения с диагональными направляющими (тетивой по верхнему и нижнему краю), между стержнями - вертикальные прутья черного металла, поручень черного металла; покрытие пола межэтажных площадок метлахской плиткой в два цвета (желтый, темно-красный). Сводчатые перекрытия подвала: Пом. 8, пл. 3,6 кв.м.; пом. 11, пл. 29,2 кв.м.; пом. 12, пл. 12,7 кв.м.; пом. 18 (кухня), пл. 30,8 кв.м.; пом.19, пл. 17,6 кв.м.; пом.22: коробовые своды с распалубками; Пом. 18, пл. 30,8 кв.м.; Пом. 3а, пл.23,1 кв.м.; Пом. 6, пл..м.: ниши с коробовым завершением; Помещение 4 этажа башни- гонкана (Молельня) Пом. 2, пл. 20,1 кв.м.: полуциркульный свод. Помещения для хранения книг и алтарной утвари по сторонам алтарной ниши: Пом. 4, пл. 13,3 кв.м. и пом.6, пл. 13,2 кв.м.: цилиндрический свод; Конструкция светового фонаря (имитация тибетского рабсала): внутренний уровень остекления – габариты, местоположение (над уровнем второго этажа центрального объема) наружный каркас светового фонаря – габариты, местоположение, конфигурация (двускатный), высота конька, конструкция (металлический клепаный каркас*), * элементы конструкции боковых скатов поздние Пом. 10, пл. 29,5 кв.м.: выступающие балки перекрытия лучкового очертания; Объёмно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, включая двухсветный молитвенный зал (дуган) в центральной части здания в уровне первого – второго этажей, разделенный двумя рядами пилонов на три нефа. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение в стилистике северного модерна с использованием традиций тибетской и бурятской буддийской архитектуры; материал и характер отделки фасадов – цоколь из блоков грубо околотого розового гранита рапакиви (руст «скала») с поясом из блоков гладкого гранита по верхнему краю; отделка стен блоками меньшего формата грубо околотого красно-бурого валаамского гранита (руст «скала») - габариты и формат окола блоков; вставки лицевого кирпича, майоликовой плитки и гладкой штукатурки; дверные и оконные проёмы - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные различного размера, люкарны в уровне антресоли второго этажа в центральной части южного фасада и в уровне третьего этажа башни - гонкана северного фасада); заполнения оконных проемов – исторический материал (дерево), рисунок расстекловки; оформление прямоугольных оконных проемов – наличники из панелей с матовой поверхностью черно-серого крупнозернистого камня*, с боковыми панелями, сужающимися в верхней части, с наружными гранитными подоконными досками: на уровне балкона-галереи 2-го этажа южного фасада с гранитным валиком в основании подоконной доски, на северном и южном фасадах с поясом стилизованных дентикулов в основании подоконной доски; с линейными сандриками, декорированными поясами дентикулов, расположенных в шахматном порядке; *предположительно лабрадорит портик главного входа южного фасада, на четырех гранитных пилонах, поставленных на пьедесталы, с медными рельефными позолоченными базами в виде полос выпуклых дисков и лиственного орнамента, заключенных между полочками, с поясом «четки» по верхнему краю; стилизованный растительный орнамент в верхней части фуста пилонов; лепные бронзированные капители пилонов со стилизованными изображениями лотоса на гранях основания, с поясом белых кругов на красном фоне (бур. «эрхи»), символизирующих четки под ними; верхняя расширяющаяся часть капители - в центре символ «калачакра» со стилизованным буквенным начертанием в обрамлении стилизованных растительных завитков на фронтальной стороне; пилястры в междверных простенках портала главного входа с декором, аналогичным пилонам, с аналогичными медными рельефными позолоченными базами в виде полос выпуклых дисков и лиственного орнамента, заключенных между полочками, с поясом жемчужника по верхнему краю; балкон-галерея, венчающая портик, на уровне 2-го этажа; историческое колористическое решение лепного декора портика и антаблемента всех объемов; кессонированное перекрытие портика, с кессонами, обрамленными стилизованными дентикулами (бур. орнамент «уняа»); сложно декорированный антаблемент со вставками гладкой майоликовой плитки синего цвета, с поясом лепной растительной порезки в основании, с традиционным буддийским орнаментом символизирующим воду со стилизованными изображениями лотосов в верхней части; высокий аттик в завершении портика, являющийся глухим парапетным ограждением балкона, с двумя рядами малых белых лепных зеркал-толи на фоне синей майоликовой плитки; пять зеркал-толи в оформлении аттика портика: медь (бронза ?, томпак ?), выколотка, позолота, в виде дисков с загнутыми краями – местоположение, габариты, материал* *происхождение: Монастырь Ловран, Тибет,Китай ? скульптурная группа, венчающая портик, в виде восьмирадиусного колеса «хурдэ» с фланкирующими фигурами ланей (геральдическая композиция) – габариты, местоположение:* колесо хурдэ (колесо буддийского закона), медь, выколотка, позолота. Скульптурное изображение в виде колеса с рельефными цветками на широкой лицевой поверхности, с четырьмя выступами из кругов и тремя облаковидными по наружному периметру; в центре диск с тремя стилизованными рыбами и восемью радиальными переменного сечения стрежнями; опорная часть – двухъярусная, с завитками, рельеф геометрического характера. скульптуры ланей, медь, выколотка, позолота. По сторонам хурдэ – симметрично расположенные, повернутые к нему, фигуры стоящих со вскинутыми головами животных на основании с рельефным геометрическим орнаментом (на так называемом Лотосовом престоле). Сохранность: позолота потерта, множественные механические повреждения, разрывы по швам, патина, хвосты утрачены. *происхождение – Внутренняя Монголия три портала парадных дверей, декорированные двумя медными золочеными орнаментальными поясами растительного характера и растительных волютообразных завитков, с вставкой резного орнамента, символизирующего воду, между ними; три заполнения дверных проемов: двери дубовые (тонированный дуб), двустворчатые, гладкие, с неглубокими простыми филенками во всю длину дверного полотна; историческая фурнитура парадных дверей: шесть* ручек в виде круглых выпуклых накладок - чашек с кольцами (медь, кольцо - железо), 18 медных дверных петель; * в настоящее время пять ручек демонтированы и хранятся в храме балкон со стороны северного фасада на уровне 4-го этажа башни-гонкана, основание балкона – объем помещения 3-го этажа, декорированный лицевым красным кирпичом с двумя поясами майоликового кирпича по верхнему и нижнему краю; ограждение балкона кованого черного металла из вертикальных стоек с тетивой по верхнему и нижнему краям, с композициями в виде завитков растительного орнамента; венчающий фриз двухэтажного объема здания с поясом гладкой штукатурки по нижнему краю, с поясом стилизованных сложносоставных керамических кронштейнов, зрительно поддерживающих верхний ярус фриза, состоящий их полосы лицевого кирпича, обрамленной майоликовыми вставками с гладкими медальонами по верхнему и нижнему краю; зеркала-толи и изображения «калачакры» в оформлении венчающего фриза здания – количество (13 зеркал-толей и 3 изображения «калачакры»), местоположение (венчающий фриз основного объема здания и северной башни-«гонкана»)*; *в настоящее время на южном фасаде здания имеется только 5 зеркал-толей и 2 изображения «калачакры», остальные демонтированы и хранятся в помещениях храма Элемент наружного декора здания «калачакра» - габариты, местоположение (на фризе лицевого красного кирпича южного фасада, количество - три) Медь, выколотка, гравировка, позолота. Односторонний, со сложным абрисом; основание – сужающееся кверху, с геометрическим орнаментом, у верхней части – контур трехлопастной арки; вдоль наружных краев – стилизованный орнамент из облакоподобных листьев с завитками, повторяющая линию контура орнаментальная полоса в средней части – с выпуклыми дисками; в центре на фоне стилизованных литер – знак из геометрических фигур.* *происхождение: Внутренняя Монголия. Зеркала-толи. Медь (бронза ?, томпак ?), выколотка, позолота. В виде дисков с загнутыми краями.* *происхождение: Монастырь Ловран, Тибет, Китай ? венчающий профилированный карниз фигурного кирпича 2-х этажного объема, с полочкой и профилем «валик»; венчающий фриз башни-гонкана, с узким поясом гладкой штукатурки по нижнему краю, с поясом стилизованных дентикулов, с верхним ярусом фриза из полосы лицевого кирпича, обрамленной майоликовыми вставками с гладкими штукатурными малыми зеркалами-толи по верхнему и нижнему краю; ступенчатый аттик в завершении повышенного объема северной башни – гонкана - местоположение, габариты, конфигурация; венчающий профилированный карниз башни-гонкана; два объемных изображения «чжалцана» (знак победителя) на крыше основного объема здания – местоположение (восточный и западный углы южной части крыши), габариты, материал (медь, выколотка, золочение). В форме цилиндра, расчлененного двумя поясками на 3 яруса с колоколообразным навершием и гладким, заостренным в верхней части шаром на нем; на поверхности двух нижних ярусов цилиндра и на поверхности навершия-купола – низкорельефный растительно-геометрический орнамент; в верхнем ярусе – барельефный символический орнамент из лиственно-геометрических элементов (с гнездами для цветных стекол), кистей рук и крупнорельефных голов фантастических животных.* * происхождение: Внутренняя Монголия. объемное изображение «ганчжира», в виде фигурного конуса с фигурными поясками, с навершием в виде шара (форма ступы) – местоположение (завершение аттика северной башни-«гонкана»), габариты, материал (медь, выколотка), конфигурация. Декоративно-художественная отделка интерьеров и предметы декоративно-прикладного искусства: Вестибюль: Пом. 1, пл. 36,4 кв.м.: покрытие пола полихромной метлахской плиткой серого и красного цветов со стилизованным геометризованным изображением лотосов в центральной части; отделка верхней части стен и потолка по периметру всего помещения – лепные орнаментальные пояса и небольшая падуга между ними с полихромной росписью растительного характера (малые зеркала-толи, стилизованные лотосы): местоположение, рисунок, колористическое решение; дверной проем, ведущий в молельный зал (дуган)– габариты, местоположение; оформление дверного проема молельного зала: орнаментированные накладные пояса (медь, позолота, чеканка, гравировка) – вдоль наружного края орнаментальная полоса (6 см) из растительных волютообразных завитков, с внутренней стороны орнамента – отдельно расположенные стилизованные лотосы (в виде полурозетт; 12 х 6 см, из 15 – 11 утрачено), в нижних углах – две четвертные розетты (6 х 6 см), в верхних – подобные розетты более крупного масштаба (12 х 12 см); средняя полоса (7 см) с орнаментом из загнутых внутрь листьев-завитков; между обеими полосами террасообразные деревянные резные полихромные пирамиды – традиционный орнамент, символизирующий воду; на наличнике двери с внутренней стороны – отдельные накладные детали: символические изображения «ваджры» (24 х 6 см) (утрачена слева внизу), чередующиеся с 5 разной величины (3, 4, 5 см) выпуклыми малыми зеркалами-толи и двумя полулотосами внизу; латунный порожек дверного проема с орнаментом из концентрических кругов; историческое дверное заполнение проема молельного зала: дверь дубовая, двустворчатая, каждая створка с филенкой; историческая фурнитура парадных дверей: две ручки, аналогичные ручкам на наружных дверях главного входа (медь); три медные петли на каждой створки двери; четыре фигурные батареи калориферного отопления (металл, окраска) –местоположение (по южным углам помещения и по краям дверного проема): основание восьмигранное с решетками из волнистых полос в отверстиях, на ступенчатом плинте; основная часть в виде отходящих от центральной части пластин; навершие – фигурное, многопрофильное, с шаром); Два дверных проема по сторонам, один из них ведущий на лестницу, в историческом профилированном обрамлении, с историческими фрамугами геометрической расстекловки; заполнение дверного проема, ведущего на лестницу: материал (дерево), рисунок - дверь одностворная, на три филенки; латунный порожек с орнаментом из концентрических кругов; Помещение молельного зала (дуган): Пом.3, пл. 310,4 кв.м.: декоративно-художественное решение зала, разделенного двумя рядами пилонов на три нефа; отделка верхней части стен и потолков всех нефов орнаментированными лепными поясами с полихромной росписью - семь различных поясов (снизу вверх): бронзированный растительный орнамент с круглыми малыми зеркалами-толи, дентикулы («уняа»), пояс из стилизованных листьев с загнутыми концами и медальоном в центре, орнамент «соты», стилизованные кронштейны с изображением лотосов, пояс из стилизованных листьев с загнутыми концами; фриз с полихромной росписью в основании многопрофильного карниза: нижний ярус - полихромное стилизованное изображение драпировок ткани, синяя полоса с золотыми нитями*; * золочение утрачено ярус живописного фриза над капителями пилонов с композициями из стилизованных изображений лотосов в обрамлении растительных завитков; оформление капителей пилонов: стилизованный рельефный полихромный орнамент в виде завитков и листьев в верхней части фуста, рельефные полихромные лепные бронзированные капители с поясом «четки» (бур. «эрхи»), со стилизованными изображениями лотоса на гранях основания, с монограммами калачакры в обрамлении пояса из листьев и золочеными буквами алфавита «ланджа» в обрамлении растительных завитков по сторонам - на кронштейнах, соединяющих пилон с балками перекрытия; отделка дверного проема и ниши алтаря –обрамления с буквенными начертаниями (верхняя перемычка – санскрит, боковые обрамления – монгольское «квадратное письмо»); ручка дверная типа «скоба» (количество -две ). На бронзовых цапфах с эбонитовым каннелированным стержнем, заканчивающимся шарообразными литыми бронзовыми деталями с цветочными розетками. покрытие пола полихромной метлахской плитки геометрического рисунка; полихромное обрамление проема светового фонаря с двумя рядами малых зеркал толи и скульптурными изображениями стилизованных бутонов в углах; отделка дверных проемов двух помещений по сторонам от алтарной ниши – обрамления с буквенными начертаниями (верхняя перемычка – санскрит, боковые обрамления – монгольское «квадратное письмо»); Помещения по сторонам от алтарной ниши для хранения книг и алтарной утвари: Пом. 4, пл. 13,3 кв.м. и пом.6, пл. 13,2 кв.м.: фриз с полихромной росписью со стилизованным изображением тканевых драпировок; покрытие пола полихромной метлахской плиткой с шахматным рисунком по периметру; латунный порожек с орнаментом из концентрических кругов; оконные приборы: шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: в пом. 4: комплект из четырех шпингалетов, в пом. 6 один шпингалет; Помещения второго этажа: Пространство перед балконом-террасой: Пом. 18, пл. 30,3 кв.м.: покрытие пола –дубовый паркет рисунка «елочка»; дверной проем, ведущий на балкон-террасу, с деревянным заполнением (две пары, внутренняя и наружная): дверь двустворчатая, полусветлая, нижняя часть на две филенки; оконные приборы: шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: восемь на окнах, два на балконной двери; дверной проем с деревянным заполнением: дверь полуторастворная, каждая створка на четыре филенки; падуга потолка со ступенчатым профилем простого рисунка; Пом. 1, пл. 8,9 кв.м. и пом.3 пл. 8,4 кв.м.: оконные приборы: шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: четыре; Пом. 10, пл. 29,5 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: три; дверной проем с деревянным дверным заполнением: дверь двустворчатая, каждая створка на четыре филенки; Пом. 11, пл. 13,3 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: четыре; Пом. 12, пл. 13,8 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два; Пом. 6, пл. 11,5 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два; Пом. 5, пл. 11,3 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два; пом. 4, пл. 11,5 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два; Пом. 15, пл. 11,3 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два; Объем лестничной клетки башни-гонкана: Пом. 9, пл. 13,2 кв.м.: оконные приборы на оконных заполнениях лестницы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: восемь; ограждения оконных проемов лестничной клетки кованого черного металла, рисунка, аналогичного ограждениям лестницы; дверной проем с историческим деревянным дверным заполнением: дверь полуторастворчатая, каждая створка на три филенки – материал, рисунок; потолок над лестничной клеткой с падугой и ступенчатым профилем простого рисунка; Объем лестничной клетки основного объема: Пом. 19, пл. 18,5 кв.м.: оконные приборы на окнах лестницы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: четыре, одна ручка утрачена; Антресоль. Помещение перед кабинетом настоятеля: Пом.2, пл. 36,6 кв.м.: потолок с падугой и ступенчатым профилем простого рисунка; дверной проем с историческим деревянным дверным заполнением: дверь полуторастворчатая, каждая створка на три филенки – материал, рисунок; Помещение 4 этажа башни-гонкана: Пом.2, пл. 20,1 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: десять; Пом.3, пл. 12,4 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: шесть. Центральное помещение второго этажа, находящееся над молитвенным залом (дуганом): Пом. 17, пл. 37,2 кв.м.: Витражное ограждение проема светового фонаря – местоположение (центральная часть помещения), габариты, конфигурация (прямоугольное), материал (деревянный каркас с витражными вставками); Витражи ограждения проема: «Восемь драгоценных предметов Будды»; «Пять видов подношений Триранте»: полихромные, выполнены в свинцово-паечной технике. Витражное стекло офактуренное – цветное и бесцветное в свинцовой оплетке. На каждой стороне по 3 витража, боковые – вертикальные, центральный – двойного размера, широкий. По сторонам и между рам с витражами – матовые рельефные стекла. Витражи вмонтированы в деревянные рамы ограждения. Витраж «Пять подношений»: габариты, местоположение (в центральной части каждой из сторон).Количество – четыре. Композиция, составленная из зеркала-толи, шелковой ткани под ним, плодов в сосуде, раковины с благовониями и музыкального инструмента лютни по сторонам от зеркала. Предметы помещены в широкую чашу. Стекла желтого, белого, зеленого цветов. Сохранность: загрязнены, пятна краски, почти полностью утрачено желтое стекло сосуда. Междувитражное правое стекло витража на восточной стороне частично прозрачное, частично рельефное. Витражи «Восемь драгоценных предметов Будды»: Витраж «Лотос» (восточная сторона ограждения, боковой левый ) Чашечка раскрытого цветка белого цвета на зеленом стебле с листьями с прорисованными черными линиями жилками. Сохранность: загрязнен; угловое левое стекло – прозрачное; следы масляной краски.. Витраж «Сосуд драгоценностей» (восточная сторона, боковой правый) Стекла сиреневого, голубого, желтого цветов. Трехъярусное сооружение желтого цвета с сиреневыми и голубыми «лепестками» наверху; внизу – развевающиеся ленты. Сохранность: загрязнен, следы масляной краски. Витраж «Рыбы» (символ счастья – «Рыбы, исполняющие желания»: северная сторона, боковой левый). Стекла желтого и зеленого цветов. Два повернутых друг к другу изогнутых тела рыб желтого и зеленого цветов, пересеченные узкой полосой петлевидно изогнутой ткани желтого цвета, в нижних углах – изогнутые листьевидные драпировки. Сохранность: загрязнен; левое стекло – прозрачное; следы масляной краски. Витраж «Ритуальный зонт счастья». (Северная сторона, боковой правый) На ручке с шаром внизу – зонтичный купол с набалдашником-шариком наверху и расширяющейся многочленной нижней частью, от которой вниз спускаются 2 ленты с поднимающимися концами. Стекла желтого, коричневого, зеленого цветов. Сохранность: пятна краски. Витраж «Колесо хурдэ (колесо учения)». (Западная сторона, боковой левый) Стекла желтого, зеленого, серого цветов. Колесо желтого цвета с концентрическими кольцами, с кружками, тройными кружками по периметру (по восьми осям), со спускающимися вниз лентами, имеющими поднятые концы. Сохранность: загрязнен, по сторонам рельефные стекла. Витраж «Ганчжир». Стекла коричневого, желтого, зеленого, серого цветов. Разделенная на клетки квадратная фигура (цилиндр при взгляде сбоку) с навершием в форме полога с овалом в центре и шариками по сторонам, внизу – удлиненная ось с шариком на конце, по ее сторонам – развевающиеся ленты. Сохранность: закрыт дополнительным стеклом, трещины в нижней правой части цилиндра, утраты треугольного фрагмента, внизу – трещина и утрата фрагмента фона, справа с краев – наполовину утраченное и замененное другим рельефное стекло.* *На южной стороне мозаичные витражи заменены живописной имитацией (поздней) с изображениями: 1) Узел счастья 2) Пять подношений 3) Раковина В узких промежутках – рельефные стекла. Демонтированные витражные блоки временно находятся на 2 м этаже. Витраж «Узел счастья». Деталь ограждения светового фонаря с южной стороны слева. Стекла золотистого, зеленого и желтого цветов. Центричная композиция в виде переплетенных полос (полотенец-«хатак») с просветами; в нижних углах – свисающие от «узла» ленты с приподнятыми краями. Сохранность: загрязнен, трещины, утраты фрагментов стекол, 4 выбоины. Витраж «Раковина» («самамдума»). Деталь ограждения светового фонаря с южной стороны справа. Раковина с мелкозакрученной верхней частью, вертикально поставленная; в нижних углах – отходящие от раковины ленты с приподнятыми краями. Сохранность: загрязнен, многочисленные утраты стекол слева, справа, внизу, в центре (до половины площади). остекление верхнего светового фонаря в уровне крыши – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), оформление (композиция из 16 мозаичных полихромных витражей), рисунок (16 повторяющихся буддийских символов «Очир» в круге с ориентированными по сторонам света смыкающимися листьями и стилизованными санскритскими литерами в малом круге в центре). Витраж светового фонаря Витражное стекло белого, синего, желтого, зеленого, светло-желтого, светло-зеленого цветов, свинцовая оплетка. Общая композиция витража состоит из 16 повторяющихся буддийских символов «Очир» в круге с ориентированными по сторонам света смыкающимися листьями и стилизованными санскритскими литерами в малом круге в центре. Витраж вписан в квадрат бесцветного стекла. Каждый квадратный блок вкомпонован в квадратную раму-ячейку, из которых составлена центральная часть (4 х 4) остекления светового проема (6 х 6). По периметру – бесцветное стекло. Размер: диам – 64 см. Сохранность: значительное загрязнение, ржавые потеки, Из 16 мозаичных витражных модулей –5 отсутствуют, из них 3 витражных блока демонтированы (хранятся под лестницей), загрязнены, у одного трещины, утрачена свинцовая оплетка вдоль обода, у второго – утрачена свинцовая оплетка по кругу, у третьего – трещины, утрачены две вставки и фрагмент одной, 6 модулей заменены поздней живописной имитацией. Сохранившиеся витражные модули частично утратили угловые фрагменты, сохранился только витражный круг, положенный на квадрат бесцветного оконного стекла;

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1909-1915 гг.

Документы

Контакты

  • Адрес: Санкт-Петербург, Приморский проспект, дом 91, литера А

Еще объекты культурного наследия