Дом Бильдерлинга П.В.
Объемно-пространственное решение:
местоположение, габариты и конфигурация здания, расположенного на угловом участке, на пересечении Большой Морской улицы и Почтамтского переулка, включая воротный проезд лицевого корпуса по переулку, объемно-планировочное решение дворового пространства;
габариты, высотные отметки и конфигурация крыш (скатная), материал кровли (листовой металл);
дымовые трубы – местоположение, форма.
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;
исторические отметки междуэтажных перекрытий – местоположение;
своды:
воротного проезда – двухчастный: западная часть – полуциркульный; восточная – прусские по металлическим балкам;
коробовые с распалубками – цокольного этажа;
цилиндрические на подпружных арках – вестибюля парадного входа по Большой Морской ул. (пом. №№ 154-156);
прусские по металлическим балкам – вестибюля парадной лестницы по Почтамтскому пер.
исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественная отделка, включая:
парадную лестницу корпуса по Большой Морской ул. (1-ЛК) – трехмаршевую, на косоурах, материал ступеней – мрамор (в уровне первого марша облицована современными материалами), материал площадок – наливные с мраморной крошкой, в технике тераццо (площадка третьего этажа облицована мраморными плитами – рисунок (геометрический – «шашка»), цвет – (серый белый);
с боковыми устоями, облицованными мраморными плитами (в уровне первого марша);
с литым металлическим ограждением в виде вертикальных стоек, круглых в сечении, с ажурными деталями из волютообразных завитков в центре, сверху и снизу;
на площадке третьего этажа с опорным кронштейном из завитков;
с профилированным поручнем – материал (дерево), профиль;
световой фонарь – местоположение (плафон парадной лестницы по Большой Морской улице), габариты, конфигурация, конструкция, оплетка – материал (металл), рисунок (геометрическая расстекловка), заполнение ячеек (стекло);
парадную лестницу по Почтамтскому переулку (2-ЛК) – средистенную – в уровне вестибюля, двухмаршевую – в уровне 1-5-го этажей, на косоурах, с известняковыми ступенями, материал площадок – наливные с мраморной крошкой, в технике тераццо, с литым металлическим ограждением (с частичными утратами) в виде вертикальных стоек с перехватами и волютами сверху и снизу, увенчанными пальметтами, с профилированным деревянным поручнем;
служебную лестницу (3-ЛК) – двухмаршевую, на косоурах, с известняковыми ступенями и площадками, с металлическим ограждением простого рисунка, с площадками по сводам.
Объемно-планировочное решение: объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой, указанных в п. 5.
Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевые фасады:
трехэтажные, ассиметричные, на полуподвале, выполнены в приемах эклектики, с элементами ренессанса и раннего классицизма:
вид материала и характер отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (гладкая штукатурка – в уровне цокольного этажа, руст квадром – в уровне 2-го этажа, линейный руст – в уровне 2-3-го этажей);
угловой эркер на каннелированных кронштейнах – местоположение (в уровне 3-го этажа, на скругленном углу), габариты, конфигурация, оформление (кронштейны декорированы лавровыми венками);
ризалит на три световые оси – местоположение (по фасаду по Большой Морской ул.), габариты, конфигурация, оформление ризалита и оси, отделяющей входную часть по Большой Морской улице (рустованные лопатки «под шубу» – в уровне 1-го этажа; пять герм в виде теламонов – в уровне 2-го этажа; теламоны поддерживают базы коринфских каннелированных на 2/3 своей высоты ¾ колонн);
рустованные лопатки «под шубу» – по осям воротного проезда, крайним осям фасада, центральной части фасада по Почтамтскому переулку;
воротный проезд – местоположение (по фасаду по Почтамтскому пер.), габариты, конфигурация (полуциркульный);
заполнение воротного проема – верхняя неоткрывающаяся деталь кованого ограждения арки с графской короной и монограммой «ГКТ» (перенесена при перестройке из старой арки по Большой Морской улице (1876-1880);
колесоотбойные тумбы – материал (красный гранит), местоположение (по сторонам от воротного проезда);
исторические дверные проемы – местоположение (по 6-й световой оси по Почтамтскому переулку, по 12-й световой оси по Большой Морской улице (в 1876-1880 годы перестроен из воротного проезда ), габариты, конфигурация (прямоугольный – по переулку, полуциркульный – по улице);
заполнение дверного проема по улице – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые, полусветлые, с полуциркульной остекленной фрамугой), оформление (веерный руст);
ширина и верхняя отметка оконных проемов цокольного этажа;
исторические оконные проемы (оконный проем по 12-й световой оси по Почтамтскому переулку переделан в дверной) – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные; полуциркульные – ризалита в уровне 3-го этажа, по 11-й оси, в уровне 3-го этажа по Большой Морской улице);
рисунок и цвет (коричневый) оконных заполнений;
оформление оконных проемов:
профилированные наличники, замковые камни, линейные сандрики на кронштейнах с ниспадающими гирляндами, подоконнные рустованные «под шубу» филенки и каннелированные консоли – в уровне 1-го этажа;
профилированные наличники с «ушками», замковые камни, декорированные цветочными гирляндами, подоконные доски на уплощенных кронштейнах с провисающими цветочными гирляндами – в уровне 2-го этажа;
профилированные наличники, линейные сандрики на кронштейнах, декорированные стилизованными «полотенцами», подоконные консоли с филенками с лепными цветочными гирляндами – в уровне 3-го этажа;
оформление оконных проемов ризалита в уровне 3-го этажа:
профилированные архивольты с порезкой «жгут», с замковыми камнями в виде медальонов с женскими головками, на импостах в виде антаблемента ионического ордера из парных пилястр;
в антревольтах лепные цветочные гирлянды с пальметтами;
подоконные филенки с лепными цветочными гирляндами и каннелированные консоли;
над окнами – фризы из двух квадратных (с розеттами) и прямоугольной (с вазоном и акантовыми волютами) филенок;
треугольный разорванный фронтончик на кронштейнах со стилизованными «полотенцами» и лепной композицией из путти с медальоном в картуше – в оформлении окна по 12-й оси, в уровне 3-го этажа по Большой Морской улице;
профилированные междуэтажные и подоконные тяги и карнизы, включая тягу с дентикулами;
широкий лепной фриз из акантовых волют;
венчающий профилированный раскрепованный карниз с модульонами, порезкой иоником, каннелированными консолями;
аттик – местоположение (в завершении трех крайних осей по Большой Морской улице), габариты, конфигурация (прямоугольный в плане), оформление (профилированные филенки);
аттик – местоположение (в завершении осей ризалита), габариты, конфигурация (прямоугольный в плане), оформление (уплощенные парапетные тумбы с лепными фигурками путти, с горизонтальными нишами между ними с лепными барельефными многофигурными композициями с путти;
угловой аттик – местоположение (над эркером), габариты, конфигурация (трехгранный), оформление (профилированные филенки, в центре фронтальной стороны лепная композиция из фигурок путти и картуша с вензелем «В»;
дворовые фасады:
вид материала и характер отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасадов – окрашенная гладкая штукатурка;
ризалит лестничного объема (2-ЛК) – местоположение, габариты, конфигурация;
исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные, включая полуциркульные окна – в уровне 1-го этажа корпуса по Большой Морской ул.);
ширина и верхняя отметка оконных проемов 1-го этажа;
исторический материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований) и рисунок оконных заполнений лестничного ризалита (исторические заполнения, за исключением заполнений ризалита утрачены);
воротный проезд – местоположение (фасад по Почтамтскому пер.), габариты, конфигурация (с лучковым завершением);
колесоотбойные тумбы – материал (красный гранит), местоположение (по сторонам от воротного проезда);
венчающий профилированный карниз.
Декоративно-художественная отделка интерьеров: историческая декоративно-художественная отделка интерьеров, включая:
тамбур входа парадной лестницы 1-ЛК (пом. № 157) – местоположение, габариты, конфигурация;
оформление стен – обшиты дубовыми филенчатыми панелями, в середине панелей – полоса ложчатого орнамента;
заполнение тамбура со стороны вестибюля:
материал (дуб), конструкция (двери двустворчатые, полусветлые, с боковыми створными частями), (оформление тамбура – филенчатые лопатки, в том числе с алмазной гранью, с капителями на каннелированных консолях с розеттами; филенчатый фриз; профилированный раскрепованный карниз;
оформление полотен – профилированные филенки, по три на каждой створке, нижние –фигурные, средние – с резными розеттами);
вестибюль парадного входа:
пом. №№ 156, площадью 12 кв.м.; 155, площадью 24,3 кв.м.; 154, площадью 23,9 кв.м.:
оформление стен – лопатки, переходящие в подпружные арки свода;
профилированные рамы, зеркала с фигурными филенками, с выкружками;
покрытие пола (на основании Историко-архитектурной справки 1993 г. (Архив КГИОП Н-5607), в настоящее время закрыт современными материалами) – мозаичное из серого и белого мрамора, с бордюром «пояс меандра»;
оформление прохода к парадной лестнице – арка прямоугольных очертаний, с профилированным деревянным наличником; фланкирована лепными гермами в виде полуобнаженных кариатид, с венками на головах и цветочными гирляндами на поясе; кариатиды поддерживают кронштейны, декорированные листом аканта, волютами из побегов аканта;
в софите арки – лепная розетта растительного рисунка;
парадная лестница:
профилированный карниз с порезкой растительного рисунка; профилированная тяга;
западная и восточная стены – с тремя прямоугольными проемами второго света;
оформление стен – профилированные зеркала;
этажные площадки – профилированные проемы – овальные (1-й, 2-й этаж), прямоугольный (3-й этаж);
две парные скульптуры-торшеры (бронза, литье);
время: вт. пол. XIX в.;
размер: ок. 122х35 см (плинт – 42х24х8 см):
женская фигура – полуобнаженная женщина в шароварах и с длинной накидкой на голове; в правой, поднятой руке держит связку палочек бамбука, левая – опущена вдоль тела; плинт прямоугольной формы со скругленными углами;
мужская фигура – полуобнаженный мужчина в набедренной повязке и с длинной накидкой на голове; в левой, поднятой руке держит связку палочек бамбука, правая – опущена вдоль тела; плинт прямоугольной формы со скругленными углами;
пом. № 347, площадью 15,9 кв.м.:
заполнение дверного проема (к парадной лестнице) – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки);
дверные проемы (3) – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (2) – профилированные наличники, линейные сандрики с порезкой растительного рисунка;
заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки с бриллиантовым рустом);
время: 2-я пол. XIX в.;
оформление потолка – профилированные рамы, с лепным фризом «пояс меандра»;
оформление стен – двухъярусное, пилястры с порезками растительного рисунка, иоником;
в нижнем ярусе – с профилированными зеркалами между пилястрами; между ярусами – профилированный раскрепованный карниз с порезкой растительного рисунка;
лепной фриз с мотивом «пояс меандра»;
камин средистенный, одноярусный, с профилированной полочкой со скругленными углами; боковые стенки и полочка черного сланца (аспид); топочное отверстие (заложено) в обрамлении латунной рамы, декорированной орнаментом «пояс меандра» и пальметтами;
время: 2-я пол. XIX в.;
размер: 138х116х44 см;
зеркало надкаминное – прямоугольное, в деревянной, тонированной под черный лак раме, с накладным меандровым орнаментом;
время: 1880-е гг.;
размер: 180х115 см;
шкаф (дуб, фанеровка) – одностворчатый, резной; в виде портала с раскрепованным лучковым разорванным фронтоном, с ¾ колоннами и пилястрами композитного ордера, с акантовыми консолями; лицевая часть – профилированная филенка с полуциркульным завершением; в верхней части – филенки с алмазной гранью, профилированный раскрепованный карниз с дентикулами; на высоком плинте, переходящем в капители колонн и пилястр; боковые стенки декорированы живописными вставками (масло, фанера) с изображением сцен охоты (живописная вставка на правой боковой стенке утрачена);
время: 1880-е гг.;
размер: высота – 250 см; ширина – 185 см; глубина – 100 см;
Большая столовая (пом. № 344, площадью 59,9 кв.м.):
оформление потолка – профилированными балками разбит на 23 кессона, орнаментированных гипсовыми гирляндами из плодов, листьев и лент, окрашенными под дерево;
внутри каждого кессона профилированная деревянная рама с резной порезкой;
в кессонах живописные вставки (холст (?), масло, золочение);
время: 1880-е гг.;
на пересечении балок – стеклянные лампы в виде плодов ананаса, окрашены под дерево;
по периметру профилированный карниз с порезкой витым «жгутом»;
живописные вставки:
12 – с изображением знаков зодиака;
8 – с изображением трех перекрещивающихся полумесяцев;
2 – с изображением медальона в обрамлении растительного орнамента из пальметт и аканта;
в центральном кессоне живописное панно (холст (?), масло, золочение) «Белоснежка и семь гномов» - изображена сидящая женщина в шляпе с перьями, вокруг нее – гномы, один из них протягивает ей поднос с фруктами, в обрамлении композиции гирлянды из фруктов и цветов; размер: 135х320 см;
люстра (латунь) – на 20 светоточек; из двух ободов, соединенных четырьмя фигурными тягами, декорированных акантовым завитком; в верхней части четыре кронштейна с женскими масками; к нижнему ободу крепятся восемь кронштейнов на один (С-образной формы) и четыре (волютообразной формы) рожка;
время: 1880-е гг.;
размеры: ок.: высота – 200 см; диаметр – 80 см;
количество: 2;
оформление стен – дубовые панели (по периметру), сложной конфигурации, в три яруса: нижний ярус – филенчатая панель, филенки разделены рустованными (руст ромбовидный) пилястрами с псевдокоринфскими капителями, в углах комнаты – лопатки с лепными ниспадающими плодовыми гирляндами (окрашены под дерево); ярус завершен профилированной фигурной полкой черного мрамора (?);
средний ярус – филенчатая дубовая панель, завершена профилированной полочкой красного с прожилками мрамора; полочка поддерживается 10 гипсовыми композициями из сов на ветках; верхний ярус – дубовая панель с вставками черного мрамора в виде прямоугольных филенок с фацетом; завершена фризом, декорированным красным с прожилками мрамором (четырехгранные квадры); над фризом профилированная дубовая полочка на сдвоенных витых дубовых колонках псевдокоринфского ордера;
в верхней части стен – профилированные дубовые рамы с зеркалами, заполненными живописными панно на сюжеты немецких сказок;
время: 1880-е гг. (исторические частично утрачены и заменены живописными панно 1930-х гг.);
техника: холст, масло;
размеры: 110х85 см;
150х135 см (центральные изображения по западной и восточной стенам);
рамы с золоченым геометрическим орнаментом из треугольников;
рамы разделены лопатками с лепными ниспадающими гирляндами из виноградных лоз с бантами из лент;
лопатки завершены фигурными кронштейнами с золочением в виде 21 гербового щита с рыцарскими забралами, увенчанными коронами с крыльями, в нижней части лепные плодовые гирлянды;
над рамами горизонтальные филенки с лепными виноградными лозами;
время: 2-я пол. XIX в.;
живописные панно:
по западной стене (слева направо):
«Мальчик-с-пальчик» - изображен обедающий король, сидящий в кресле, в окружении пажей и ученого-писаря;
сказочный сюжет с изображением трех девушек, одна из которых играет на мандолине;
«Мальчик-с-пальчик» - изображен усатый великан, сидящий в кресле, в окружении лилипутов;
по восточной стене (слева направо):
сказочный сюжет с изображением троих детей и молодой женщины, сидящих на поляне и кушающих фрукты;
«Капелия» - Мастер Капелиус в длинном халате играет на скрипке перед тремя куклами;
сказочный сюжет с изображением гнома, одаривающего детей (девочку и мальчика) подарками;
по южной стене (слева направо):
«Гензель и Гретель» - изображены двое детей, сидящих в темнице, перед окнами которой старуха точит большой нож;
изображение амура и богини плодородия;
«Красная шапочка» - изображена девочка в красной шапочке, собирающая ягоды; в кустах прячется волк;
«Золушка» - изображена девушка, кормящая голубей;
сказочный сюжет с изображением обнаженной девушки, кормящей воронов;
сказочный сюжет с изображением гнома, держащего на коленях лягушку;
по северной стене – в зеркалах верхнего яруса – оконные проемы второго света;
шкаф-буфет встроенный (дуб, фанеровка) – оформление шкафа аналогично оформлению стен, с двустворчатыми остекленными дверцами (стекла с фацетом); венчающая часть разорванные лучковые фронтоны с гипсовыми головами медведей в окружении плодовых и цветочных гирлянд в тимпане;
время: 1880-е гг.;
размер: высота – 117 см; ширина – 117 см; глубина – 33 см;
количество: 4;
по центральной оси северной стены – шкаф-буфет встроенный (дуб, фанеровка, черный мрамор (?) – заполнение шкафа в нижнем ярусе, со скругленными углами, с двустворчатыми дверцами, оформление шкафа аналогично оформлению стен в этом ярусе; фронтальная часть с профилированным карнизом на консолях; в среднем ярусе – прямоугольная панель с филенкой черного мрамора (?) с фацетом, с профилированным карнизом, фланкирована лепными волютами из плодовых гирлянд; с раскрепованным навершием с лепной провисающей гирляндой из плодов, завершенным лучковым сандриком с замковым камнем;
время: 1880-е гг.;
камин средистенный, трехъярусный, красного мрамора;
нижний ярус – в виде портала с гладкой профилированной полкой черного мрамора (?);
средний ярус – с профилированными фигурными филенками со вставками черного мрамора (?), увенчанный разорванным фронтоном;
верхний ярус – шатровой формы;
торцы нижнего и среднего ярусов раскрепованы, в углах – витые колонки черного мрамора (?); топочный портал в виде арки с замковым камнем в центре; топочный проем зашит чугунным листом;
время: 1880-е гг.;
размер: высота – 230 см; ширина – 160 см; глубина – 50 см;
количество: 2;
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные);
заполнение проемов (4) по западной и восточной стенам – материал (дуб), конструкция (двери одностворчатые), оформление (профилированные филенки, в центре – с алмазной гранью);
заполнение проема по южной стене – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки);
время: 1880-е гг.;
откосы проема, фланкированы двумя горельефами (раскрашенный гипс) – голова слона с бивнями и сидящим на ней арапчонком; в местах крепления к стене – фруктовые и цветочные гирлянды;
время: 1880-е гг.;
Спальня с будуаром (пом. № 338, площадью 44 кв.м., № 340, площадью 73,2 кв.м.):
пространство помещения разделено на две части аркой прямоугольного очертания со скругленными углами;
оформление арки:
арка фланкирована двумя кариатидами на подиумах из цветов, поддерживающих капители со скульптурными композициями из двух сидящих путти, у одного – в поднятой руке венок из цветов, рядом – два голубя;
фронтальные стороны арки с трельяжной сеткой, провисающими цветочными гирляндами и композициями с двумя амурами в центре:
со стороны помещения № 340 – с рокайлем;
со стороны помещения № 338 – с медальоном с вензелем «В.Г.», увенчанным короной;
в софите арки лепная овальная розетта растительного рисунка;
оформление потолков:
пом. № 340 – падуга, профилированные рамы, декорированные порезками растительного рисунка, ложчатого орнамента, «бусами»; центральная рама – овальная, с цветочной гирляндой перевитой лентой; по внешним углам – трельяжная сетка; по серединам четырех сторон – лепные рокайли с двумя лавровыми ветвями;
падуга с цветочными провисающими гирляндами с фестонами, бантами с реющими лентами; по углам – эльфы с цветочными венками на бедрах;
профилированный карниз с порезками растительного рисунка; «бусами»;
пом. № 338 – прямоугольные рамы и карниз с порезками растительного рисунка, падуга, декорированная ложчатым орнаментом с «бусами», по углам лепные рокайли с двумя голубями;
в центре перекрытия – круглая розетта в двойном профилированном обрамлении из фашинов перевитых лентами; с заполнением стилизованной трельяжной сеткой;
оформление стен:
пом. № 340 – профилированные зеркала со срезанными углами, лопатки;
пом. № 338 – профилированные зеркала со срезанными углами, лепными рокайлями с листьями аканта по углам, лопатки;
исторические дверные проемы – местоположение (проем пом. № 340 общий с угловой гостиной), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые – пом. 340, одностворчатые – пом. 338), оформление (профилированные филенки);
печь-камин угловая, двухъярусная, штукатурная, с лепным декором в характере рококо; с ложной топкой в комнате и настоящей в коридоре;
нижний ярус: в центре – имитация топочного отверстия – углубление сложной арочной формы; по углам лопатки, орнаментированные стилизованными рокайлями; полочка фигурная, белого мрамора, со скругленными углами;
верхний ярус: по углам лопатки, орнаментированные стилизованными рокайлями, медальонами (внизу); фронтальная часть – с встроенным фигурным зеркалом в деревянной профилированной раме (резьба, золочение) с порезкой листом аканта; навершие рамы в виде композиции из факела, колчанов, птицы с распростертыми крыльями и цветочных гирлянд;
навершие печи – с фигурным карнизом и лепной композицией из медальона, рогов изобилия с розовыми бутонами, увенчанных птицей с распростертыми крыльями и рокайлем;
боковая сторона нижнего яруса (справа) с латунной вьюшкой с фигурной ручкой;
время: 1880-е гг.;
размер: 350х110х30 см;
со стороны коридора – печь одноярусная, глазурованного белого изразца, с профилированными плинтом и карнизом; топочное отверстие прямоугольное, с латунной дверцей;
доска подоконная (4) светло-серого мрамора с профилированным краем (в настоящее время заложены современными материалами);
Угловая гостиная с эркером (пом. № 342, площадью 53,0 кв.м.):
оформление плафона – профилированные бронзированные рамы с порезками «жгут», растительного рисунка; падуга – по периметру декорирована живописными полихромными вставками (холст (?), масло, золочение): на золотом фоне изображены амуры, гномы, цветочные гирлянды, плоды, акантовые завитки;
время: 1880-е гг.;
по углам четыре медальона в лепных бронзированных рамах в виде картушей с живописными полихромными вставками (холст (?), масло) с букетами цветов;
время: 1880-е гг.;
в центре перекрытия лепная бронзированная розетта ромбовидных очертаний из стилизованных рокайлей и завитков;
время: 1880-е гг.;
люстра на 10 свт. (бронза, фарфор) – типа «карсель», с фарфоровым резервуаром круглой формы, сужающимся внизу и переходящим в небольшой ионик, завершенный бронзовой шишкой; сосуд голубого цвета с подглазурной росписью из роз в гирляндах и корзинах; в бронзовой оправе из трех фигурных кронштейнов на три свечи, декорированных акантом, завитками и провисающими гирляндами; верхняя часть сосуда бронзовая, круглая в плане, с фигурным поясом по диаметру, сверху к ней крепится еще одна свеча; люстра подвешена на трех двойных цепях с короной в форме диска с шишкой;
время: 1880-е гг.;
размер: ок.: высота – 150 см; диаметр – 100 см;
оформление стен – профилированный бронзированный карниз с порезками иоником, растительным орнаментом;
профилированные деревянные лопатки с резными бронзированными композициями из рокайлей, листьев аканта, завитков и цветов;
простенки облицованы вставками из голубого с прожилками (в верхних 2/3) и розового с прожилками (в нижней 1/3) искусственного мрамора (стюка);
исторические дверные проемы (3) – местоположение (один общий со спальней, другой – с Охотничьим залом, третий – в непарадное пом.), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники);
в десюдепортах (3) лепные барельефные композиции из двух амуров, стоящих на постаменте, декорированном рокайлями, поддерживают круглый медальон с лепной вставкой – корзина цветов;
время: 1880-е гг.;
заполнение дверных проемов (3, со стороны пом.) – материал (красное дерево, фанеровка; вставки – черный лак; позолота), конструкция (двери двустворчатые), оформление (на каждом полотне по три профилированные фигарейные филенки, верхние – с накладной резьбой рокайльного рисунка из пальметт, вазонов, листьев аканта, завитков;
откосы обшиты панелями аналогичными дверным полотнам без резных накладок;
прибор дверной – ручка-фаль бронзовая (2), орнаментированная жемчужником, цветами, ликторскими связками и лентами; с фигурными ключевинами, декорированными цветочными вазонами, меандром и провисающими гирляндами;
время: 1880-е гг.;
камин средистенный, белого резного мрамора; топочное отверстие фланкировано гермами с львиными масками с открытой пастью; с прямоугольной профилированной полочкой; под полочкой резной фриз из рогов изобилия с букетами цветов, в центре рокайль в окружении завитков аканта; топочное отверстие арочной формы, в обрамлении латунного листа орнаментированного выколотными латунными деталями из стилизованных цветов и завитков; каминная решетка чугунная; топка заложена;
над полочкой – аттик с резными пилястрами по краям, декорированными акантом и рокайлями, в центре прямоугольная филенка с резной корзиной с цветами;
время: 1880-е гг.;
размер: 175х175х42 см;
зеркало надкаминное, в резной золоченой прямоугольной раме с вписанной в нее полуциркульной аркой; навершие в виде картуша в окружении пальмовых ветвей; угловые резервы оформлены цветочными мотивами и рокайлями; в верхней части зеркала (по зеркальному полотну) две провисающие цветочные гирлянды;
время: 1880-е гг.;
размер: 320х115 см;
бра на 1 свт. (бронза, фарфор) – типа «карсель», с фарфоровым резервуаром круглой формы, голубого цвета с подглазурной росписью из цветочных гирлянд; в бронзовой оправе в виде круглых орнаментированных дисков; снизу крепится кронштейн из двух волютообразных завитков, декорированных фигурным листом, соединенных стержнем с маленькой шишкой; стенник – фигурный, декорированный сверху вазой и факелом;
время: 1880-е гг.;
размер: ок.: 70 см;
количество: 4;
доска подоконная (3) белого с серыми прожилками мрамора с профилированным краем;
заполнение оконных проемов – материал (дуб), рисунок расстекловки;
эркер – местоположение, габариты, конфигурация;
отделен от пространства комнаты ступенькой-подиумом, облицованной светло-серым мрамором и аркой коробового очертания, фланкированной гипсовыми полихромными гермами в виде Сатира и Нимфы (лепка, гипс, окраска) на фоне виноградных лоз (у Сатира в руках бубен);
фронтальная сторона арки с лепными бронзированными фигурными филенками и медальоном, увенчанным короной, с вензелем «В.Г.»;
с лепным заполнением из полихромных цветочных гирлянд;
в софите арки лепная бронзированная розетта рокайльного рисунка;
оформление потолка – профилированные бронзированные тяги аналогичные по рисунку тягам гостиной, падуга с лепными бронзированными кронштейнами, декорированными рокайлями и реющими лентами;
лепные полихромные провисающие цветочные гирлянды;
фонтан (чаша – мрамор; скульптурная композиция, постамент – литье, бронза, окраска) – бассейн с чашей белого с серыми прожилками мрамора, круглый в плане; в центре которого на круглом бронзовом пьедестале, бронзовая статуя Афродиты, в рост; Афродита стоит на раковине, поддерживаемой двумя путти, сидящими на дельфинах и трубящими в маленькие раковины (водотоки); Афродита с длинной накидкой на голове; правая рука поднята над головой, держит конец накидки, обвивающей бедра; левая – опущена и отведена назад, держит второй конец накидки; сверху на плинте надпись: «Трусов и К˚ СПб…»;
время: 1880-е гг.;
размер: диаметр (чаши) – 250 см; высота – 250 см; ширина – 95 см;
доска подоконная (3) белого с серыми прожилками мрамора с профилированным краем, форма по конфигурации эркера (две – «Г»-образные, одна – полукруглая);
заполнение оконных проемов – материал (дуб), рисунок расстекловки;
покрытие пола – материал (мрамор), рисунок (геометрический – «шашка»), цвет (белый, серый), с бордюром красного с прожилками мрамора;
Музыкальный салон (пом. № 346, площадью 67,3 кв.м.):
оформление стен – сложно профилированный ступенчатый карниз с порезками иоником, резным листом, дентикулами, фашинами с перехватами лентами;
профилированные тяги;
профилированные зеркала (широкие в верхней части, узкие – в нижней);
исторические дверные проемы (3) – местоположение (один общий с угловой гостиной, другой – с Охотничьим залом, третий – в непарадное пом.), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные фигурные наличники, в верхней части с резной дубовой (?) гирляндой и волютами);
заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двустворчатые), оформление (профилированные филенки – по четыре на каждом полотне);
в десюдепортах лепные скульптурные композиции (3) – лучковые сандрики с порезкой дентикулами; в центре – картуши с гербовыми щитами и лавровыми ветвями, с профилированным карнизом-постаментом для вазона, декорированным иоником и лавровой (?) гирляндой; вазон поддерживают два амура, сидящие на сандрике;
камин средистенный, двухъярусный, белого с серыми прожилками резного мрамора;
центральная часть фланкирована лопатками со стилизованным гильошем, каннелированными консолями, декорированными лавровыми венками, овальными розеттами, гуттами; профилированной раскрепованной полочкой; под полочкой с трех сторон полоса иоников; на фронтальной стороне (под иониками) фриз из гильоша с прямоугольной вставкой из перекрещенных и перевязанных лентой дубовой и лавровой ветвей;
топочное отверстие прямоугольное, декорировано порезками резным листом, жемчужником; обшито латунным (?) листом с арочным проемом орнаментированным фризами из пальметт и спиралью с жемчужником; каминная решетка чугунная, украшена цветочными розетками; топочное отверстие заложено;
боковые стороны камина с ниспадающими лавровыми гирляндами с бантами;
время: 1880-е гг.;
размер: 155х145х40 см;
зеркало надкаминное, с полуциркульным завершением, в резной золоченой раме с порезкой растительного рисунка; в профилированном поуциркульном лепном обрамлении в виде ликторских связок и полосы голубого с белыми прожилками искусственного мрамора (стюка);
время: 1880-е гг.;
размер: ок.: высота – 200 см; ширина – 140 см;
бра типа «карсель» на 1 свт. (золоченая бронза) – резервуар круглый, декорирован посередине ободом с гильошем и провисающей с фестонами лавровой (?) гирляндой; сверху завершен свечой, снизу крепится к кронштейну в виде полуфигурки путто, от которой отходят листья аканта закрученные в два волютообразных ажурных завитка, расположенные друг над другом, верхний – с двойным цветком с завитками (лепестки расположены зеркально друг к другу) в центре; кронштейн в двух точках крепится к фигурному орнаментированному стеннику круглыми розетками;
время: 1880-е гг.;
размер: ок.: 70 см;
количество: 2 (по сторонам от камина);
бра типа «карсель» на 1 свт. (золоченая бронза) – резервуар круглый, декорирован посередине ободом с гильошем и провисающей с фестонами лавровой (?) гирляндой; сверху завершен свечой, снизу крепится к кронштейну в виде полуфигурки путто, от которой отходят побеги аканта закрученные в два волютообразных завитка, с двойным цветком (лепестки расположены зеркально друг к другу) в центре; завитки соединены стержнем с маленькой шишкой; кронштейн в двух точках крепится к фигурному орнаментированному стеннику круглыми розетками;
время: 1880-е гг.;
размер: ок.: 70 см;
количество: 4;
доска подоконная (3) серого с прожилками мрамора с профилированным краем (в настоящее время заложены современными материалами);
Охотничий зал (пом. № 349, площадью 44,7 кв.м.):
оформление потолка – профилированный карниз с порезками жемчужником, иоником;
исторические дверные проемы (3) – местоположение (один в музыкальный салон, другой – в кабинет, третий – в пом. № 347), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники);
десюдепорты (3) – лепные с линейными сандриками-полочками на консолях, декорированных филенками с алмазной гранью; между консолями изображение орла с распростертыми крыльями между двух акантовых волют с цветком в центре; над полочкой горельефное изображение оленьего черепа с кольцом и двумя скрещенными охотничьими рожками под ним; по сторонам лежат две гончие (мордами к черепу), их ошейники за поводки привязаны к кольцу;
время: 1880-е гг.;
заполнение дверных проемов (3) – материал (дуб), конструкция (двери двустворчатые), оформление (со стороны помещения – профилированные фигарейные филенки с периметральными порезками «бусы с катушкой);
камин средистенный, одноярусный, обшит дубовой резной панелью;
на высоком профилированном плинте с глухими филенками; боковые части фланкированы пилястрами с фигурными капителями, декорированными иоником, растительными завитками с цветком в центре и листом аканта; с профилированной полочкой; под полочкой фриз из филенок с алмазной гранью (чередующихся прямоугольных и квадратных);
топочное отверстие прямоугольное, детали заполнения из чугуна и латуни, в верхней части скошенная плоскость с арочным проемом, обрамление топки с фигурными филенками; каминная решетка чугунная, вверху по сторонам с двумя круглыми ручками; топка заложена;
справа на стене две латунные вьюшки, нижняя – с фигурной ручкой;
время: 1880-е гг.;
размер: 170х160х47 см;
доска подоконная (3) светло-серого мрамора с профилированным краем (в настоящее время заложены современными материалами);
Кабинет (пом. № 356, площадью 59,3 кв.м.):
соединено с пом. № 355 арочным проемом прямоугольных очертаний, с профилированными филенками, в верхней части с выкружкой;
оформление потолка – падуга, профилированные прямоугольные рамы с порезками жемчужником, лавровой гирляндой;
профилированный карниз с ложчатым орнаментом, порезкой «бусы»;
широкий лепной фриз с пальметтами и порезкой дентикулами;
в центре перекрытия круглая лепная розетта в профилированном обрамлении из лавровой гирлянды и фризом с мотивом «пояс меандра»;
по периметру помещения (исключая южную стену с оконными проемами) в нижней части – деревянные панели на профилированном плинте, с выступающим карнизом-полкой, со встроенными шкафчиками;
с лепным гипсовым декором, окрашенным под дерево;
полку поддерживают пилястры с капителями с квадратными и вписанными в них круглыми филенками, декорированные консолями с масками Мефистофеля;
дверцы декорированы фигурными профилированными филенками – вытянутыми по вертикали раскрепованными овалами с выкружкой внутри;
под полочкой фриз из филенок с алмазной гранью (прямоугольных и квадратных, чередующихся через одну);
время: 1880-е гг.;
размер: высота – 160 см;
печь-камин угловой, двухъярусный;
нижний ярус декорирован панелями аналогичными отделке стен, капители пилястр декорированы растительными композициями; топочное отверстие прямоугольное, с профилированным наличником, закрыто латунным листом с арочным проемом, с профилированным архивольтом на импостах и фигурными филенками; каминная решетка чугунная, с перехватами и растительным декором; топочное отверстие заложено;
с прямоугольной профилированной полочкой; под полочкой широкий штукатурный фриз из круглых и прямоугольных филенок, с двумя вставками с цветами;
верхний ярус: штукатурный; в центре лепное зеркало, орнаментированное пальметтами, порезкой «бусы с катушкой», по серединам четырех сторон лепные вытянутые овалы, раскрепованные по углам; по периметру яруса профилированная рама, декорированная плетенкой;
широкий фриз растительного рисунка; профилированный венчающий карниз с порезками пальметтами, «бусы с катушкой»;
время: 1880-е гг.;
размер: 450х180х47;
исторический дверной проем – местоположение (общий с Охотничьим залом), габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (аналогично оформлению в Охотничьем зале);
доска подоконная (3) светло-серого мрамора с профилированным краем (в настоящее время заложены современными материалами);
помещение № 355, площадью 19,1 кв.м.:
оформление потолка – профилированные прямоугольные рамы, с лепным фризом «пояс меандра»;
сложно профилированный ступенчатый карниз;
в центре перекрытия лепная розетта – в середине профилированное круглое обрамление с мотивом «гильош», по внешнему краю лепестки с пальметтами и волютообразными завитками;
оформление стен – двухъярусное:
верхний ярус – парные пилястры;
нижний ярус – пилястры с профилированными зеркалами в простенках между ними;
профилированный раскрепованный карниз с порезкой пальметтами;
по западной стене между парными пилястрами – окна второго света;
исторический дверной проем – местоположение (в Мавританскую гостиную), габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (профилированный штукатурный наличник с «ушками», линейный сандрик с порезкой пальметтами, переходящий в карниз стен);
заполнение дверного проема – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки с бриллиантовым рустом);
время: 2-я пол. XIX в.;
печь средистенная, одноярусная, со скругленными углами, белого гладкого изразца, с подглазурной кобальтовой росписью в виде тройной окружности и цветочно-лиственного орнамента; с профилированными плинтом и карнизом, декорированными растительно-геометрическими тягами и фризами;
топочное отверстие прямоугольное, с латунной дверцей; слева две вьюшки, с чугунными дверцами;
время: 1880-е гг.;
размер: 300х95х56 см;
шкаф-пенал (дуб, фанеровка) – одностворчатый, на плинте, с гладким фризом и выступающим прямоугольным карнизом; нижняя часть – дверца, декорированная восьмиугольной профилированной глухой филенкой; верхняя часть – дверца с остеклением из трех прямоугольной формы стекол с фацетом (среднее – вытянутое во всю высоту дверцы); торцы оформлены прямоугольными глухими филенками; ручки на дверцах латунные, в виде разомкнутого прямоугольника, укрепленного на гладкой накладке;
время: 1880-е гг.;
размер: 230х56х50 см;
Мавританская гостиная (пом. №№ 353, 354):
пространство интерьера исторически разделено поперечной выпущенной балкой на опорных колоннах с арочными проемами на две части (арочные проемы и значительная часть отделки утрачены и искажены многочисленными перегородками);
оформление потолков – по периметру профилированные рамы с плетеным орнаментом и обвязками в восточном стиле;
профилированный карниз в виде аркатурного пояса с восточными мотивами;
в центре пом. № 353 – профилированная розетта в форме восьмиконечной звезды с орнаментом «плетенка» и профилированным круглым обрамлением в середине;
оформление оконного проема – профилированный архивольт на импостах, все детали, включая откосы, с обвязкой в восточном стиле;
справа на стене – фрагмент исторического фриза с мавританским орнаментом;
исторические дверные проемы – местоположение (в пом. № 355, № 352), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники с откосами);
заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые – к пом. № 355, одностворчатые – к пом. № 352), оформление (профилированные филенки, по три на каждой створке, боковые – с обвязкой, центральные – с заполнением орнаментом в восточном стиле);
откосы проемов – в пом. № 355 – с аналогичным орнаментом, в пом. № 352 – гладкие;
петли дверные (7) – материал (латунь), форма;
горизонтальная филенка с заполнением мавританским орнаментом – над дверным проемом к пом. № 355;
камин – средистенный, одноярусный, терракотовый, с монохромной (бордо) росписью маслом (?);
воспроизводит арабесковый орнамент;
с профилированным деревянным плинтом;
фронтальная часть оформлена в виде портала: пилястры боковых частей с ажурными полуколонками; верхняя часть – с двумя рядами стилизованных сталактитов;
топочное отверстие прямоугольное, закрыто латунным листом прямоугольного очертания со скругленными углами, декорировано профилированной тягой по краю; в нижней части три горизонтальных прута, квадратных в сечении, верхний – с двумя шариками;
топочная ниша выложена кирпичом;
с профилированной прямоугольной полочкой;
время: 1880-е гг.;
размер: 105х100х28 см;
помещение № 341, площадью 10,4 кв.м.:
исторический дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (профилированный наличник);
заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двустворчатые), оформление (профилированные филенки);
печь средистенная, одноярусная, глазурованного белого изразца, прямоугольная в плане, со скругленными углами;
время: кон. XIX – нач. XX вв.;
расположена на два помещения (№ 341 и тамбур перед угловой гостиной);
тамбур перед угловой гостиной:
антресоли – материал (дерево), оформление (профилированные филенки);
шкаф встроенный с двустворчатыми дверцами – материал (дерево), оформление (профилированные филенки);
помещение № 246, площадью 19,1 кв.м.:
печь-камин угловой, двухъярусный;
нижний ярус: черного мрамора; лицевая часть фланкирована пилястрами, с капителями в виде каннелированных консолей, под ними орнамент в виде рокайлей и акантов;
топочное отверстие с лучковым завершением, обшито латунным профилем с накладным акантовым ажурным орнаментом в верхней трети;
топочное отверстие заглублено в нишу с криволинейным завершением, образующим фриз под полочкой, в центре с замковым камнем в виде каннелированной консоли;
с профилированной раскрепованной полочкой;
верхний ярус: глазурованного белого гладкого изразца, со скругленными углами; фронтальная сторона с профилированной нишей (зеркалом);
в завершении профилированный ступенчатый карниз и гладкий аттик;
на боковой стороне (слева) две латунные вьюшки (одна прямоугольная, дверцей, другая – круглая, в виде цветочной розетки);
доска предкаминная черного мрамора трапециевидной формы;
время: кон. XIX – нач. XX вв.;
размер: ок.: высота – 290 см; ширина – 128 см; глубина – 36 см;
экран предкаминный – латунный с мелкой сеткой, в прямоугольной с лучковым завершением раме на двух ножках;
время: кон. XIX – нач. XX вв.;
парадная лестница по Почтамтскому пер. (2-ЛК):
тамбур входа:
местоположение, габариты, конфигурация;
материал заполнения (дерево), конструкция (прямоугольный, с двустворчатыми дверями и боковыми нестворными частями), оформление (дверные полотна с филенками, по три на каждой створке, верхние – полуциркульные; нестворные части – с лопатками, декорированными каннелюрами в верхней части и филенками с алмазной гранью; профилированный венчающий карниз);
покрытие пола (тамбура и вестибюля) – наливное с мраморной крошкой, в технике тераццо с бордюром (в вестибюле с геометрической розеттой в центре);
оформление стен вестибюля – двухъярусное;
нижний ярус – линейный руст, верхний – профилированные зеркала;
перегородка прохода к лестнице – материал (дерево), конструкция (двери трехстворчатые, с прямоугольной фрамугой с трехчастным остеклением), оформление (профилированные филенки, по три на каждой створке, верхние – полуциркульные, остекленные; с венчающим профилированным карнизом);
проход к лестнице оформлен аркой с коробовым завершением;
оформление стен – профилированные зеркала;
оформление потолка – профилированные рамы со срезанными раскрепованными углами;
внутренние оконные заполнения 4-5-го этажей – верхние стекла с полихромной росписью геометрического рисунка;
квартира № 8:
комната № 2, площадью 32, 8 кв. м.:
оформление потолка – профилированные рамы по периметру; в углах плафона орнамент из акантовых завитков с цветами;
в центре круглая розетка, декорированная цветочными гирляндами и меандром вокруг лиственной розетты;
печь каминного типа, угловая, двухъярусная, облицована рельефным терракотовым изразцом рокайльного рисунка;
нижний ярус: угловые ризалиты в виде волют, развернуты на 45º; полочка фигурная; на фронтальной поверхности арочный топочный проем (заложен) в обрамлении рокайлей и картуша; архивольт декорирован листьями;
верхний ярус: центр с барельефом из рокайлей, углы и середины лицевой и боковых стенок с рокайльным орнаментом; фигурный фронтон образован волютами, картушем, рокайлями, акротериями; латунная фурнитура;
место общего пользования:
кухня № 9, площадью 33, 2 кв. м.; коридор № 10, площадью 11, 3 кв. м. (кухня и коридор являются частями единого зала, разделенного поздней перегородкой; декор потолка описан без учета поздней перегородки):
оформление потолка – по периметру профилированные карниз и тяги; по углам композиции из акантовых побегов и крупного медальона в картуше с барельефом фигурки путто;
в центре плафона фигурная розетка: по четырем осям овальные медальоны с фигурками путти чередуются с композициями из акантовых спиралей; в середине – круглая розетта растительного рисунка;
печь угловая, двухъярусная, с центральным ризалитом, терракотовая;
нижний ярус: с закругленными углами, с профилированными плинтом и полочкой;
верхний ярус: во фронтальной части рельефные изразцы с полусферами в середине; в центре фронтальной поверхности фигурная филенка с картушем в виде щита на свитке, увенчанного рокайлем; в поле филенки барельеф фигуры рыцаря с мечом и щитом на постаменте;
камин средистенный, одноярусный; облицован светло-серым резным мрамором; лопатки декорированы филенками; во фризе канелюры и фигурные филенки; с профилированной полочкой; топочный проем с коробовым завершением, с профилированным архивольтом с замковым камнем в виде акантового картуша; топка металлическая полукруглая;
комната № 3, площадью 18, 7 кв. м.:
оформление потолка – по периметру с профилированной рамой;
в углах плафона орнамент из акантовых завитков с цветами;
в центре фигурная розетка, декорированная акантовыми листьями и цветами, скрученными в спирали;
комната № 4, площадью 21, 7 кв. м.:
оформление потолка – по периметру профилированная рама; в углах плафона орнамент из аканта; в центре фигурная розетка, декорированная акантовыми листьями и цветами, скрученными в спирали.
Памятник регионального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1-я половина XIX в., 1879 г.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 53/8, литера А