Дом Бильдерлинга П.В.

Объемно-пространственное решение: местоположение, габариты и конфигурация здания, расположенного на угловом участке, на пересечении Большой Морской улицы и Почтамтского переулка, включая воротный проезд лицевого корпуса по переулку, объемно-планировочное решение дворового пространства; габариты, высотные отметки и конфигурация крыш (скатная), материал кровли (листовой металл); дымовые трубы – местоположение, форма. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; исторические отметки междуэтажных перекрытий – местоположение; своды: воротного проезда – двухчастный: западная часть – полуциркульный; восточная – прусские по металлическим балкам; коробовые с распалубками – цокольного этажа; цилиндрические на подпружных арках – вестибюля парадного входа по Большой Морской ул. (пом. №№ 154-156); прусские по металлическим балкам – вестибюля парадной лестницы по Почтамтскому пер. исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественная отделка, включая: парадную лестницу корпуса по Большой Морской ул. (1-ЛК) – трехмаршевую, на косоурах, материал ступеней – мрамор (в уровне первого марша облицована современными материалами), материал площадок – наливные с мраморной крошкой, в технике тераццо (площадка третьего этажа облицована мраморными плитами – рисунок (геометрический – «шашка»), цвет – (серый белый); с боковыми устоями, облицованными мраморными плитами (в уровне первого марша); с литым металлическим ограждением в виде вертикальных стоек, круглых в сечении, с ажурными деталями из волютообразных завитков в центре, сверху и снизу; на площадке третьего этажа с опорным кронштейном из завитков; с профилированным поручнем – материал (дерево), профиль; световой фонарь – местоположение (плафон парадной лестницы по Большой Морской улице), габариты, конфигурация, конструкция, оплетка – материал (металл), рисунок (геометрическая расстекловка), заполнение ячеек (стекло); парадную лестницу по Почтамтскому переулку (2-ЛК) – средистенную – в уровне вестибюля, двухмаршевую – в уровне 1-5-го этажей, на косоурах, с известняковыми ступенями, материал площадок – наливные с мраморной крошкой, в технике тераццо, с литым металлическим ограждением (с частичными утратами) в виде вертикальных стоек с перехватами и волютами сверху и снизу, увенчанными пальметтами, с профилированным деревянным поручнем; служебную лестницу (3-ЛК) – двухмаршевую, на косоурах, с известняковыми ступенями и площадками, с металлическим ограждением простого рисунка, с площадками по сводам. Объемно-планировочное решение: объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой, указанных в п. 5. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевые фасады: трехэтажные, ассиметричные, на полуподвале, выполнены в приемах эклектики, с элементами ренессанса и раннего классицизма: вид материала и характер отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (гладкая штукатурка – в уровне цокольного этажа, руст квадром – в уровне 2-го этажа, линейный руст – в уровне 2-3-го этажей); угловой эркер на каннелированных кронштейнах – местоположение (в уровне 3-го этажа, на скругленном углу), габариты, конфигурация, оформление (кронштейны декорированы лавровыми венками); ризалит на три световые оси – местоположение (по фасаду по Большой Морской ул.), габариты, конфигурация, оформление ризалита и оси, отделяющей входную часть по Большой Морской улице (рустованные лопатки «под шубу» – в уровне 1-го этажа; пять герм в виде теламонов – в уровне 2-го этажа; теламоны поддерживают базы коринфских каннелированных на 2/3 своей высоты ¾ колонн); рустованные лопатки «под шубу» – по осям воротного проезда, крайним осям фасада, центральной части фасада по Почтамтскому переулку; воротный проезд – местоположение (по фасаду по Почтамтскому пер.), габариты, конфигурация (полуциркульный); заполнение воротного проема – верхняя неоткрывающаяся деталь кованого ограждения арки с графской короной и монограммой «ГКТ» (перенесена при перестройке из старой арки по Большой Морской улице (1876-1880); колесоотбойные тумбы – материал (красный гранит), местоположение (по сторонам от воротного проезда); исторические дверные проемы – местоположение (по 6-й световой оси по Почтамтскому переулку, по 12-й световой оси по Большой Морской улице (в 1876-1880 годы перестроен из воротного проезда ), габариты, конфигурация (прямоугольный – по переулку, полуциркульный – по улице); заполнение дверного проема по улице – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые, полусветлые, с полуциркульной остекленной фрамугой), оформление (веерный руст); ширина и верхняя отметка оконных проемов цокольного этажа; исторические оконные проемы (оконный проем по 12-й световой оси по Почтамтскому переулку переделан в дверной) – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные; полуциркульные – ризалита в уровне 3-го этажа, по 11-й оси, в уровне 3-го этажа по Большой Морской улице); рисунок и цвет (коричневый) оконных заполнений; оформление оконных проемов: профилированные наличники, замковые камни, линейные сандрики на кронштейнах с ниспадающими гирляндами, подоконнные рустованные «под шубу» филенки и каннелированные консоли – в уровне 1-го этажа; профилированные наличники с «ушками», замковые камни, декорированные цветочными гирляндами, подоконные доски на уплощенных кронштейнах с провисающими цветочными гирляндами – в уровне 2-го этажа; профилированные наличники, линейные сандрики на кронштейнах, декорированные стилизованными «полотенцами», подоконные консоли с филенками с лепными цветочными гирляндами – в уровне 3-го этажа; оформление оконных проемов ризалита в уровне 3-го этажа: профилированные архивольты с порезкой «жгут», с замковыми камнями в виде медальонов с женскими головками, на импостах в виде антаблемента ионического ордера из парных пилястр; в антревольтах лепные цветочные гирлянды с пальметтами; подоконные филенки с лепными цветочными гирляндами и каннелированные консоли; над окнами – фризы из двух квадратных (с розеттами) и прямоугольной (с вазоном и акантовыми волютами) филенок; треугольный разорванный фронтончик на кронштейнах со стилизованными «полотенцами» и лепной композицией из путти с медальоном в картуше – в оформлении окна по 12-й оси, в уровне 3-го этажа по Большой Морской улице; профилированные междуэтажные и подоконные тяги и карнизы, включая тягу с дентикулами; широкий лепной фриз из акантовых волют; венчающий профилированный раскрепованный карниз с модульонами, порезкой иоником, каннелированными консолями; аттик – местоположение (в завершении трех крайних осей по Большой Морской улице), габариты, конфигурация (прямоугольный в плане), оформление (профилированные филенки); аттик – местоположение (в завершении осей ризалита), габариты, конфигурация (прямоугольный в плане), оформление (уплощенные парапетные тумбы с лепными фигурками путти, с горизонтальными нишами между ними с лепными барельефными многофигурными композициями с путти; угловой аттик – местоположение (над эркером), габариты, конфигурация (трехгранный), оформление (профилированные филенки, в центре фронтальной стороны лепная композиция из фигурок путти и картуша с вензелем «В»; дворовые фасады: вид материала и характер отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасадов – окрашенная гладкая штукатурка; ризалит лестничного объема (2-ЛК) – местоположение, габариты, конфигурация; исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные, включая полуциркульные окна – в уровне 1-го этажа корпуса по Большой Морской ул.); ширина и верхняя отметка оконных проемов 1-го этажа; исторический материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований) и рисунок оконных заполнений лестничного ризалита (исторические заполнения, за исключением заполнений ризалита утрачены); воротный проезд – местоположение (фасад по Почтамтскому пер.), габариты, конфигурация (с лучковым завершением); колесоотбойные тумбы – материал (красный гранит), местоположение (по сторонам от воротного проезда); венчающий профилированный карниз. Декоративно-художественная отделка интерьеров: историческая декоративно-художественная отделка интерьеров, включая: тамбур входа парадной лестницы 1-ЛК (пом. № 157) – местоположение, габариты, конфигурация; оформление стен – обшиты дубовыми филенчатыми панелями, в середине панелей – полоса ложчатого орнамента; заполнение тамбура со стороны вестибюля: материал (дуб), конструкция (двери двустворчатые, полусветлые, с боковыми створными частями), (оформление тамбура – филенчатые лопатки, в том числе с алмазной гранью, с капителями на каннелированных консолях с розеттами; филенчатый фриз; профилированный раскрепованный карниз; оформление полотен – профилированные филенки, по три на каждой створке, нижние –фигурные, средние – с резными розеттами); вестибюль парадного входа: пом. №№ 156, площадью 12 кв.м.; 155, площадью 24,3 кв.м.; 154, площадью 23,9 кв.м.: оформление стен – лопатки, переходящие в подпружные арки свода; профилированные рамы, зеркала с фигурными филенками, с выкружками; покрытие пола (на основании Историко-архитектурной справки 1993 г. (Архив КГИОП Н-5607), в настоящее время закрыт современными материалами) – мозаичное из серого и белого мрамора, с бордюром «пояс меандра»; оформление прохода к парадной лестнице – арка прямоугольных очертаний, с профилированным деревянным наличником; фланкирована лепными гермами в виде полуобнаженных кариатид, с венками на головах и цветочными гирляндами на поясе; кариатиды поддерживают кронштейны, декорированные листом аканта, волютами из побегов аканта; в софите арки – лепная розетта растительного рисунка; парадная лестница: профилированный карниз с порезкой растительного рисунка; профилированная тяга; западная и восточная стены – с тремя прямоугольными проемами второго света; оформление стен – профилированные зеркала; этажные площадки – профилированные проемы – овальные (1-й, 2-й этаж), прямоугольный (3-й этаж); две парные скульптуры-торшеры (бронза, литье); время: вт. пол. XIX в.; размер: ок. 122х35 см (плинт – 42х24х8 см): женская фигура – полуобнаженная женщина в шароварах и с длинной накидкой на голове; в правой, поднятой руке держит связку палочек бамбука, левая – опущена вдоль тела; плинт прямоугольной формы со скругленными углами; мужская фигура – полуобнаженный мужчина в набедренной повязке и с длинной накидкой на голове; в левой, поднятой руке держит связку палочек бамбука, правая – опущена вдоль тела; плинт прямоугольной формы со скругленными углами; пом. № 347, площадью 15,9 кв.м.: заполнение дверного проема (к парадной лестнице) – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); дверные проемы (3) – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (2) – профилированные наличники, линейные сандрики с порезкой растительного рисунка; заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки с бриллиантовым рустом); время: 2-я пол. XIX в.; оформление потолка – профилированные рамы, с лепным фризом «пояс меандра»; оформление стен – двухъярусное, пилястры с порезками растительного рисунка, иоником; в нижнем ярусе – с профилированными зеркалами между пилястрами; между ярусами – профилированный раскрепованный карниз с порезкой растительного рисунка; лепной фриз с мотивом «пояс меандра»; камин средистенный, одноярусный, с профилированной полочкой со скругленными углами; боковые стенки и полочка черного сланца (аспид); топочное отверстие (заложено) в обрамлении латунной рамы, декорированной орнаментом «пояс меандра» и пальметтами; время: 2-я пол. XIX в.; размер: 138х116х44 см; зеркало надкаминное – прямоугольное, в деревянной, тонированной под черный лак раме, с накладным меандровым орнаментом; время: 1880-е гг.; размер: 180х115 см; шкаф (дуб, фанеровка) – одностворчатый, резной; в виде портала с раскрепованным лучковым разорванным фронтоном, с ¾ колоннами и пилястрами композитного ордера, с акантовыми консолями; лицевая часть – профилированная филенка с полуциркульным завершением; в верхней части – филенки с алмазной гранью, профилированный раскрепованный карниз с дентикулами; на высоком плинте, переходящем в капители колонн и пилястр; боковые стенки декорированы живописными вставками (масло, фанера) с изображением сцен охоты (живописная вставка на правой боковой стенке утрачена); время: 1880-е гг.; размер: высота – 250 см; ширина – 185 см; глубина – 100 см; Большая столовая (пом. № 344, площадью 59,9 кв.м.): оформление потолка – профилированными балками разбит на 23 кессона, орнаментированных гипсовыми гирляндами из плодов, листьев и лент, окрашенными под дерево; внутри каждого кессона профилированная деревянная рама с резной порезкой; в кессонах живописные вставки (холст (?), масло, золочение); время: 1880-е гг.; на пересечении балок – стеклянные лампы в виде плодов ананаса, окрашены под дерево; по периметру профилированный карниз с порезкой витым «жгутом»; живописные вставки: 12 – с изображением знаков зодиака; 8 – с изображением трех перекрещивающихся полумесяцев; 2 – с изображением медальона в обрамлении растительного орнамента из пальметт и аканта; в центральном кессоне живописное панно (холст (?), масло, золочение) «Белоснежка и семь гномов» - изображена сидящая женщина в шляпе с перьями, вокруг нее – гномы, один из них протягивает ей поднос с фруктами, в обрамлении композиции гирлянды из фруктов и цветов; размер: 135х320 см; люстра (латунь) – на 20 светоточек; из двух ободов, соединенных четырьмя фигурными тягами, декорированных акантовым завитком; в верхней части четыре кронштейна с женскими масками; к нижнему ободу крепятся восемь кронштейнов на один (С-образной формы) и четыре (волютообразной формы) рожка; время: 1880-е гг.; размеры: ок.: высота – 200 см; диаметр – 80 см; количество: 2; оформление стен – дубовые панели (по периметру), сложной конфигурации, в три яруса: нижний ярус – филенчатая панель, филенки разделены рустованными (руст ромбовидный) пилястрами с псевдокоринфскими капителями, в углах комнаты – лопатки с лепными ниспадающими плодовыми гирляндами (окрашены под дерево); ярус завершен профилированной фигурной полкой черного мрамора (?); средний ярус – филенчатая дубовая панель, завершена профилированной полочкой красного с прожилками мрамора; полочка поддерживается 10 гипсовыми композициями из сов на ветках; верхний ярус – дубовая панель с вставками черного мрамора в виде прямоугольных филенок с фацетом; завершена фризом, декорированным красным с прожилками мрамором (четырехгранные квадры); над фризом профилированная дубовая полочка на сдвоенных витых дубовых колонках псевдокоринфского ордера; в верхней части стен – профилированные дубовые рамы с зеркалами, заполненными живописными панно на сюжеты немецких сказок; время: 1880-е гг. (исторические частично утрачены и заменены живописными панно 1930-х гг.); техника: холст, масло; размеры: 110х85 см; 150х135 см (центральные изображения по западной и восточной стенам); рамы с золоченым геометрическим орнаментом из треугольников; рамы разделены лопатками с лепными ниспадающими гирляндами из виноградных лоз с бантами из лент; лопатки завершены фигурными кронштейнами с золочением в виде 21 гербового щита с рыцарскими забралами, увенчанными коронами с крыльями, в нижней части лепные плодовые гирлянды; над рамами горизонтальные филенки с лепными виноградными лозами; время: 2-я пол. XIX в.; живописные панно: по западной стене (слева направо): «Мальчик-с-пальчик» - изображен обедающий король, сидящий в кресле, в окружении пажей и ученого-писаря; сказочный сюжет с изображением трех девушек, одна из которых играет на мандолине; «Мальчик-с-пальчик» - изображен усатый великан, сидящий в кресле, в окружении лилипутов; по восточной стене (слева направо): сказочный сюжет с изображением троих детей и молодой женщины, сидящих на поляне и кушающих фрукты; «Капелия» - Мастер Капелиус в длинном халате играет на скрипке перед тремя куклами; сказочный сюжет с изображением гнома, одаривающего детей (девочку и мальчика) подарками; по южной стене (слева направо): «Гензель и Гретель» - изображены двое детей, сидящих в темнице, перед окнами которой старуха точит большой нож; изображение амура и богини плодородия; «Красная шапочка» - изображена девочка в красной шапочке, собирающая ягоды; в кустах прячется волк; «Золушка» - изображена девушка, кормящая голубей; сказочный сюжет с изображением обнаженной девушки, кормящей воронов; сказочный сюжет с изображением гнома, держащего на коленях лягушку; по северной стене – в зеркалах верхнего яруса – оконные проемы второго света; шкаф-буфет встроенный (дуб, фанеровка) – оформление шкафа аналогично оформлению стен, с двустворчатыми остекленными дверцами (стекла с фацетом); венчающая часть разорванные лучковые фронтоны с гипсовыми головами медведей в окружении плодовых и цветочных гирлянд в тимпане; время: 1880-е гг.; размер: высота – 117 см; ширина – 117 см; глубина – 33 см; количество: 4; по центральной оси северной стены – шкаф-буфет встроенный (дуб, фанеровка, черный мрамор (?) – заполнение шкафа в нижнем ярусе, со скругленными углами, с двустворчатыми дверцами, оформление шкафа аналогично оформлению стен в этом ярусе; фронтальная часть с профилированным карнизом на консолях; в среднем ярусе – прямоугольная панель с филенкой черного мрамора (?) с фацетом, с профилированным карнизом, фланкирована лепными волютами из плодовых гирлянд; с раскрепованным навершием с лепной провисающей гирляндой из плодов, завершенным лучковым сандриком с замковым камнем; время: 1880-е гг.; камин средистенный, трехъярусный, красного мрамора; нижний ярус – в виде портала с гладкой профилированной полкой черного мрамора (?); средний ярус – с профилированными фигурными филенками со вставками черного мрамора (?), увенчанный разорванным фронтоном; верхний ярус – шатровой формы; торцы нижнего и среднего ярусов раскрепованы, в углах – витые колонки черного мрамора (?); топочный портал в виде арки с замковым камнем в центре; топочный проем зашит чугунным листом; время: 1880-е гг.; размер: высота – 230 см; ширина – 160 см; глубина – 50 см; количество: 2; исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение проемов (4) по западной и восточной стенам – материал (дуб), конструкция (двери одностворчатые), оформление (профилированные филенки, в центре – с алмазной гранью); заполнение проема по южной стене – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); время: 1880-е гг.; откосы проема, фланкированы двумя горельефами (раскрашенный гипс) – голова слона с бивнями и сидящим на ней арапчонком; в местах крепления к стене – фруктовые и цветочные гирлянды; время: 1880-е гг.; Спальня с будуаром (пом. № 338, площадью 44 кв.м., № 340, площадью 73,2 кв.м.): пространство помещения разделено на две части аркой прямоугольного очертания со скругленными углами; оформление арки: арка фланкирована двумя кариатидами на подиумах из цветов, поддерживающих капители со скульптурными композициями из двух сидящих путти, у одного – в поднятой руке венок из цветов, рядом – два голубя; фронтальные стороны арки с трельяжной сеткой, провисающими цветочными гирляндами и композициями с двумя амурами в центре: со стороны помещения № 340 – с рокайлем; со стороны помещения № 338 – с медальоном с вензелем «В.Г.», увенчанным короной; в софите арки лепная овальная розетта растительного рисунка; оформление потолков: пом. № 340 – падуга, профилированные рамы, декорированные порезками растительного рисунка, ложчатого орнамента, «бусами»; центральная рама – овальная, с цветочной гирляндой перевитой лентой; по внешним углам – трельяжная сетка; по серединам четырех сторон – лепные рокайли с двумя лавровыми ветвями; падуга с цветочными провисающими гирляндами с фестонами, бантами с реющими лентами; по углам – эльфы с цветочными венками на бедрах; профилированный карниз с порезками растительного рисунка; «бусами»; пом. № 338 – прямоугольные рамы и карниз с порезками растительного рисунка, падуга, декорированная ложчатым орнаментом с «бусами», по углам лепные рокайли с двумя голубями; в центре перекрытия – круглая розетта в двойном профилированном обрамлении из фашинов перевитых лентами; с заполнением стилизованной трельяжной сеткой; оформление стен: пом. № 340 – профилированные зеркала со срезанными углами, лопатки; пом. № 338 – профилированные зеркала со срезанными углами, лепными рокайлями с листьями аканта по углам, лопатки; исторические дверные проемы – местоположение (проем пом. № 340 общий с угловой гостиной), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые – пом. 340, одностворчатые – пом. 338), оформление (профилированные филенки); печь-камин угловая, двухъярусная, штукатурная, с лепным декором в характере рококо; с ложной топкой в комнате и настоящей в коридоре; нижний ярус: в центре – имитация топочного отверстия – углубление сложной арочной формы; по углам лопатки, орнаментированные стилизованными рокайлями; полочка фигурная, белого мрамора, со скругленными углами; верхний ярус: по углам лопатки, орнаментированные стилизованными рокайлями, медальонами (внизу); фронтальная часть – с встроенным фигурным зеркалом в деревянной профилированной раме (резьба, золочение) с порезкой листом аканта; навершие рамы в виде композиции из факела, колчанов, птицы с распростертыми крыльями и цветочных гирлянд; навершие печи – с фигурным карнизом и лепной композицией из медальона, рогов изобилия с розовыми бутонами, увенчанных птицей с распростертыми крыльями и рокайлем; боковая сторона нижнего яруса (справа) с латунной вьюшкой с фигурной ручкой; время: 1880-е гг.; размер: 350х110х30 см; со стороны коридора – печь одноярусная, глазурованного белого изразца, с профилированными плинтом и карнизом; топочное отверстие прямоугольное, с латунной дверцей; доска подоконная (4) светло-серого мрамора с профилированным краем (в настоящее время заложены современными материалами); Угловая гостиная с эркером (пом. № 342, площадью 53,0 кв.м.): оформление плафона – профилированные бронзированные рамы с порезками «жгут», растительного рисунка; падуга – по периметру декорирована живописными полихромными вставками (холст (?), масло, золочение): на золотом фоне изображены амуры, гномы, цветочные гирлянды, плоды, акантовые завитки; время: 1880-е гг.; по углам четыре медальона в лепных бронзированных рамах в виде картушей с живописными полихромными вставками (холст (?), масло) с букетами цветов; время: 1880-е гг.; в центре перекрытия лепная бронзированная розетта ромбовидных очертаний из стилизованных рокайлей и завитков; время: 1880-е гг.; люстра на 10 свт. (бронза, фарфор) – типа «карсель», с фарфоровым резервуаром круглой формы, сужающимся внизу и переходящим в небольшой ионик, завершенный бронзовой шишкой; сосуд голубого цвета с подглазурной росписью из роз в гирляндах и корзинах; в бронзовой оправе из трех фигурных кронштейнов на три свечи, декорированных акантом, завитками и провисающими гирляндами; верхняя часть сосуда бронзовая, круглая в плане, с фигурным поясом по диаметру, сверху к ней крепится еще одна свеча; люстра подвешена на трех двойных цепях с короной в форме диска с шишкой; время: 1880-е гг.; размер: ок.: высота – 150 см; диаметр – 100 см; оформление стен – профилированный бронзированный карниз с порезками иоником, растительным орнаментом; профилированные деревянные лопатки с резными бронзированными композициями из рокайлей, листьев аканта, завитков и цветов; простенки облицованы вставками из голубого с прожилками (в верхних 2/3) и розового с прожилками (в нижней 1/3) искусственного мрамора (стюка); исторические дверные проемы (3) – местоположение (один общий со спальней, другой – с Охотничьим залом, третий – в непарадное пом.), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники); в десюдепортах (3) лепные барельефные композиции из двух амуров, стоящих на постаменте, декорированном рокайлями, поддерживают круглый медальон с лепной вставкой – корзина цветов; время: 1880-е гг.; заполнение дверных проемов (3, со стороны пом.) – материал (красное дерево, фанеровка; вставки – черный лак; позолота), конструкция (двери двустворчатые), оформление (на каждом полотне по три профилированные фигарейные филенки, верхние – с накладной резьбой рокайльного рисунка из пальметт, вазонов, листьев аканта, завитков; откосы обшиты панелями аналогичными дверным полотнам без резных накладок; прибор дверной – ручка-фаль бронзовая (2), орнаментированная жемчужником, цветами, ликторскими связками и лентами; с фигурными ключевинами, декорированными цветочными вазонами, меандром и провисающими гирляндами; время: 1880-е гг.; камин средистенный, белого резного мрамора; топочное отверстие фланкировано гермами с львиными масками с открытой пастью; с прямоугольной профилированной полочкой; под полочкой резной фриз из рогов изобилия с букетами цветов, в центре рокайль в окружении завитков аканта; топочное отверстие арочной формы, в обрамлении латунного листа орнаментированного выколотными латунными деталями из стилизованных цветов и завитков; каминная решетка чугунная; топка заложена; над полочкой – аттик с резными пилястрами по краям, декорированными акантом и рокайлями, в центре прямоугольная филенка с резной корзиной с цветами; время: 1880-е гг.; размер: 175х175х42 см; зеркало надкаминное, в резной золоченой прямоугольной раме с вписанной в нее полуциркульной аркой; навершие в виде картуша в окружении пальмовых ветвей; угловые резервы оформлены цветочными мотивами и рокайлями; в верхней части зеркала (по зеркальному полотну) две провисающие цветочные гирлянды; время: 1880-е гг.; размер: 320х115 см; бра на 1 свт. (бронза, фарфор) – типа «карсель», с фарфоровым резервуаром круглой формы, голубого цвета с подглазурной росписью из цветочных гирлянд; в бронзовой оправе в виде круглых орнаментированных дисков; снизу крепится кронштейн из двух волютообразных завитков, декорированных фигурным листом, соединенных стержнем с маленькой шишкой; стенник – фигурный, декорированный сверху вазой и факелом; время: 1880-е гг.; размер: ок.: 70 см; количество: 4; доска подоконная (3) белого с серыми прожилками мрамора с профилированным краем; заполнение оконных проемов – материал (дуб), рисунок расстекловки; эркер – местоположение, габариты, конфигурация; отделен от пространства комнаты ступенькой-подиумом, облицованной светло-серым мрамором и аркой коробового очертания, фланкированной гипсовыми полихромными гермами в виде Сатира и Нимфы (лепка, гипс, окраска) на фоне виноградных лоз (у Сатира в руках бубен); фронтальная сторона арки с лепными бронзированными фигурными филенками и медальоном, увенчанным короной, с вензелем «В.Г.»; с лепным заполнением из полихромных цветочных гирлянд; в софите арки лепная бронзированная розетта рокайльного рисунка; оформление потолка – профилированные бронзированные тяги аналогичные по рисунку тягам гостиной, падуга с лепными бронзированными кронштейнами, декорированными рокайлями и реющими лентами; лепные полихромные провисающие цветочные гирлянды; фонтан (чаша – мрамор; скульптурная композиция, постамент – литье, бронза, окраска) – бассейн с чашей белого с серыми прожилками мрамора, круглый в плане; в центре которого на круглом бронзовом пьедестале, бронзовая статуя Афродиты, в рост; Афродита стоит на раковине, поддерживаемой двумя путти, сидящими на дельфинах и трубящими в маленькие раковины (водотоки); Афродита с длинной накидкой на голове; правая рука поднята над головой, держит конец накидки, обвивающей бедра; левая – опущена и отведена назад, держит второй конец накидки; сверху на плинте надпись: «Трусов и К˚ СПб…»; время: 1880-е гг.; размер: диаметр (чаши) – 250 см; высота – 250 см; ширина – 95 см; доска подоконная (3) белого с серыми прожилками мрамора с профилированным краем, форма по конфигурации эркера (две – «Г»-образные, одна – полукруглая); заполнение оконных проемов – материал (дуб), рисунок расстекловки; покрытие пола – материал (мрамор), рисунок (геометрический – «шашка»), цвет (белый, серый), с бордюром красного с прожилками мрамора; Музыкальный салон (пом. № 346, площадью 67,3 кв.м.): оформление стен – сложно профилированный ступенчатый карниз с порезками иоником, резным листом, дентикулами, фашинами с перехватами лентами; профилированные тяги; профилированные зеркала (широкие в верхней части, узкие – в нижней); исторические дверные проемы (3) – местоположение (один общий с угловой гостиной, другой – с Охотничьим залом, третий – в непарадное пом.), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные фигурные наличники, в верхней части с резной дубовой (?) гирляндой и волютами); заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двустворчатые), оформление (профилированные филенки – по четыре на каждом полотне); в десюдепортах лепные скульптурные композиции (3) – лучковые сандрики с порезкой дентикулами; в центре – картуши с гербовыми щитами и лавровыми ветвями, с профилированным карнизом-постаментом для вазона, декорированным иоником и лавровой (?) гирляндой; вазон поддерживают два амура, сидящие на сандрике; камин средистенный, двухъярусный, белого с серыми прожилками резного мрамора; центральная часть фланкирована лопатками со стилизованным гильошем, каннелированными консолями, декорированными лавровыми венками, овальными розеттами, гуттами; профилированной раскрепованной полочкой; под полочкой с трех сторон полоса иоников; на фронтальной стороне (под иониками) фриз из гильоша с прямоугольной вставкой из перекрещенных и перевязанных лентой дубовой и лавровой ветвей; топочное отверстие прямоугольное, декорировано порезками резным листом, жемчужником; обшито латунным (?) листом с арочным проемом орнаментированным фризами из пальметт и спиралью с жемчужником; каминная решетка чугунная, украшена цветочными розетками; топочное отверстие заложено; боковые стороны камина с ниспадающими лавровыми гирляндами с бантами; время: 1880-е гг.; размер: 155х145х40 см; зеркало надкаминное, с полуциркульным завершением, в резной золоченой раме с порезкой растительного рисунка; в профилированном поуциркульном лепном обрамлении в виде ликторских связок и полосы голубого с белыми прожилками искусственного мрамора (стюка); время: 1880-е гг.; размер: ок.: высота – 200 см; ширина – 140 см; бра типа «карсель» на 1 свт. (золоченая бронза) – резервуар круглый, декорирован посередине ободом с гильошем и провисающей с фестонами лавровой (?) гирляндой; сверху завершен свечой, снизу крепится к кронштейну в виде полуфигурки путто, от которой отходят листья аканта закрученные в два волютообразных ажурных завитка, расположенные друг над другом, верхний – с двойным цветком с завитками (лепестки расположены зеркально друг к другу) в центре; кронштейн в двух точках крепится к фигурному орнаментированному стеннику круглыми розетками; время: 1880-е гг.; размер: ок.: 70 см; количество: 2 (по сторонам от камина); бра типа «карсель» на 1 свт. (золоченая бронза) – резервуар круглый, декорирован посередине ободом с гильошем и провисающей с фестонами лавровой (?) гирляндой; сверху завершен свечой, снизу крепится к кронштейну в виде полуфигурки путто, от которой отходят побеги аканта закрученные в два волютообразных завитка, с двойным цветком (лепестки расположены зеркально друг к другу) в центре; завитки соединены стержнем с маленькой шишкой; кронштейн в двух точках крепится к фигурному орнаментированному стеннику круглыми розетками; время: 1880-е гг.; размер: ок.: 70 см; количество: 4; доска подоконная (3) серого с прожилками мрамора с профилированным краем (в настоящее время заложены современными материалами); Охотничий зал (пом. № 349, площадью 44,7 кв.м.): оформление потолка – профилированный карниз с порезками жемчужником, иоником; исторические дверные проемы (3) – местоположение (один в музыкальный салон, другой – в кабинет, третий – в пом. № 347), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники); десюдепорты (3) – лепные с линейными сандриками-полочками на консолях, декорированных филенками с алмазной гранью; между консолями изображение орла с распростертыми крыльями между двух акантовых волют с цветком в центре; над полочкой горельефное изображение оленьего черепа с кольцом и двумя скрещенными охотничьими рожками под ним; по сторонам лежат две гончие (мордами к черепу), их ошейники за поводки привязаны к кольцу; время: 1880-е гг.; заполнение дверных проемов (3) – материал (дуб), конструкция (двери двустворчатые), оформление (со стороны помещения – профилированные фигарейные филенки с периметральными порезками «бусы с катушкой); камин средистенный, одноярусный, обшит дубовой резной панелью; на высоком профилированном плинте с глухими филенками; боковые части фланкированы пилястрами с фигурными капителями, декорированными иоником, растительными завитками с цветком в центре и листом аканта; с профилированной полочкой; под полочкой фриз из филенок с алмазной гранью (чередующихся прямоугольных и квадратных); топочное отверстие прямоугольное, детали заполнения из чугуна и латуни, в верхней части скошенная плоскость с арочным проемом, обрамление топки с фигурными филенками; каминная решетка чугунная, вверху по сторонам с двумя круглыми ручками; топка заложена; справа на стене две латунные вьюшки, нижняя – с фигурной ручкой; время: 1880-е гг.; размер: 170х160х47 см; доска подоконная (3) светло-серого мрамора с профилированным краем (в настоящее время заложены современными материалами); Кабинет (пом. № 356, площадью 59,3 кв.м.): соединено с пом. № 355 арочным проемом прямоугольных очертаний, с профилированными филенками, в верхней части с выкружкой; оформление потолка – падуга, профилированные прямоугольные рамы с порезками жемчужником, лавровой гирляндой; профилированный карниз с ложчатым орнаментом, порезкой «бусы»; широкий лепной фриз с пальметтами и порезкой дентикулами; в центре перекрытия круглая лепная розетта в профилированном обрамлении из лавровой гирлянды и фризом с мотивом «пояс меандра»; по периметру помещения (исключая южную стену с оконными проемами) в нижней части – деревянные панели на профилированном плинте, с выступающим карнизом-полкой, со встроенными шкафчиками; с лепным гипсовым декором, окрашенным под дерево; полку поддерживают пилястры с капителями с квадратными и вписанными в них круглыми филенками, декорированные консолями с масками Мефистофеля; дверцы декорированы фигурными профилированными филенками – вытянутыми по вертикали раскрепованными овалами с выкружкой внутри; под полочкой фриз из филенок с алмазной гранью (прямоугольных и квадратных, чередующихся через одну); время: 1880-е гг.; размер: высота – 160 см; печь-камин угловой, двухъярусный; нижний ярус декорирован панелями аналогичными отделке стен, капители пилястр декорированы растительными композициями; топочное отверстие прямоугольное, с профилированным наличником, закрыто латунным листом с арочным проемом, с профилированным архивольтом на импостах и фигурными филенками; каминная решетка чугунная, с перехватами и растительным декором; топочное отверстие заложено; с прямоугольной профилированной полочкой; под полочкой широкий штукатурный фриз из круглых и прямоугольных филенок, с двумя вставками с цветами; верхний ярус: штукатурный; в центре лепное зеркало, орнаментированное пальметтами, порезкой «бусы с катушкой», по серединам четырех сторон лепные вытянутые овалы, раскрепованные по углам; по периметру яруса профилированная рама, декорированная плетенкой; широкий фриз растительного рисунка; профилированный венчающий карниз с порезками пальметтами, «бусы с катушкой»; время: 1880-е гг.; размер: 450х180х47; исторический дверной проем – местоположение (общий с Охотничьим залом), габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (аналогично оформлению в Охотничьем зале); доска подоконная (3) светло-серого мрамора с профилированным краем (в настоящее время заложены современными материалами); помещение № 355, площадью 19,1 кв.м.: оформление потолка – профилированные прямоугольные рамы, с лепным фризом «пояс меандра»; сложно профилированный ступенчатый карниз; в центре перекрытия лепная розетта – в середине профилированное круглое обрамление с мотивом «гильош», по внешнему краю лепестки с пальметтами и волютообразными завитками; оформление стен – двухъярусное: верхний ярус – парные пилястры; нижний ярус – пилястры с профилированными зеркалами в простенках между ними; профилированный раскрепованный карниз с порезкой пальметтами; по западной стене между парными пилястрами – окна второго света; исторический дверной проем – местоположение (в Мавританскую гостиную), габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (профилированный штукатурный наличник с «ушками», линейный сандрик с порезкой пальметтами, переходящий в карниз стен); заполнение дверного проема – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки с бриллиантовым рустом); время: 2-я пол. XIX в.; печь средистенная, одноярусная, со скругленными углами, белого гладкого изразца, с подглазурной кобальтовой росписью в виде тройной окружности и цветочно-лиственного орнамента; с профилированными плинтом и карнизом, декорированными растительно-геометрическими тягами и фризами; топочное отверстие прямоугольное, с латунной дверцей; слева две вьюшки, с чугунными дверцами; время: 1880-е гг.; размер: 300х95х56 см; шкаф-пенал (дуб, фанеровка) – одностворчатый, на плинте, с гладким фризом и выступающим прямоугольным карнизом; нижняя часть – дверца, декорированная восьмиугольной профилированной глухой филенкой; верхняя часть – дверца с остеклением из трех прямоугольной формы стекол с фацетом (среднее – вытянутое во всю высоту дверцы); торцы оформлены прямоугольными глухими филенками; ручки на дверцах латунные, в виде разомкнутого прямоугольника, укрепленного на гладкой накладке; время: 1880-е гг.; размер: 230х56х50 см; Мавританская гостиная (пом. №№ 353, 354): пространство интерьера исторически разделено поперечной выпущенной балкой на опорных колоннах с арочными проемами на две части (арочные проемы и значительная часть отделки утрачены и искажены многочисленными перегородками); оформление потолков – по периметру профилированные рамы с плетеным орнаментом и обвязками в восточном стиле; профилированный карниз в виде аркатурного пояса с восточными мотивами; в центре пом. № 353 – профилированная розетта в форме восьмиконечной звезды с орнаментом «плетенка» и профилированным круглым обрамлением в середине; оформление оконного проема – профилированный архивольт на импостах, все детали, включая откосы, с обвязкой в восточном стиле; справа на стене – фрагмент исторического фриза с мавританским орнаментом; исторические дверные проемы – местоположение (в пом. № 355, № 352), габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники с откосами); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые – к пом. № 355, одностворчатые – к пом. № 352), оформление (профилированные филенки, по три на каждой створке, боковые – с обвязкой, центральные – с заполнением орнаментом в восточном стиле); откосы проемов – в пом. № 355 – с аналогичным орнаментом, в пом. № 352 – гладкие; петли дверные (7) – материал (латунь), форма; горизонтальная филенка с заполнением мавританским орнаментом – над дверным проемом к пом. № 355; камин – средистенный, одноярусный, терракотовый, с монохромной (бордо) росписью маслом (?); воспроизводит арабесковый орнамент; с профилированным деревянным плинтом; фронтальная часть оформлена в виде портала: пилястры боковых частей с ажурными полуколонками; верхняя часть – с двумя рядами стилизованных сталактитов; топочное отверстие прямоугольное, закрыто латунным листом прямоугольного очертания со скругленными углами, декорировано профилированной тягой по краю; в нижней части три горизонтальных прута, квадратных в сечении, верхний – с двумя шариками; топочная ниша выложена кирпичом; с профилированной прямоугольной полочкой; время: 1880-е гг.; размер: 105х100х28 см; помещение № 341, площадью 10,4 кв.м.: исторический дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (профилированный наличник); заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двустворчатые), оформление (профилированные филенки); печь средистенная, одноярусная, глазурованного белого изразца, прямоугольная в плане, со скругленными углами; время: кон. XIX – нач. XX вв.; расположена на два помещения (№ 341 и тамбур перед угловой гостиной); тамбур перед угловой гостиной: антресоли – материал (дерево), оформление (профилированные филенки); шкаф встроенный с двустворчатыми дверцами – материал (дерево), оформление (профилированные филенки); помещение № 246, площадью 19,1 кв.м.: печь-камин угловой, двухъярусный; нижний ярус: черного мрамора; лицевая часть фланкирована пилястрами, с капителями в виде каннелированных консолей, под ними орнамент в виде рокайлей и акантов; топочное отверстие с лучковым завершением, обшито латунным профилем с накладным акантовым ажурным орнаментом в верхней трети; топочное отверстие заглублено в нишу с криволинейным завершением, образующим фриз под полочкой, в центре с замковым камнем в виде каннелированной консоли; с профилированной раскрепованной полочкой; верхний ярус: глазурованного белого гладкого изразца, со скругленными углами; фронтальная сторона с профилированной нишей (зеркалом); в завершении профилированный ступенчатый карниз и гладкий аттик; на боковой стороне (слева) две латунные вьюшки (одна прямоугольная, дверцей, другая – круглая, в виде цветочной розетки); доска предкаминная черного мрамора трапециевидной формы; время: кон. XIX – нач. XX вв.; размер: ок.: высота – 290 см; ширина – 128 см; глубина – 36 см; экран предкаминный – латунный с мелкой сеткой, в прямоугольной с лучковым завершением раме на двух ножках; время: кон. XIX – нач. XX вв.; парадная лестница по Почтамтскому пер. (2-ЛК): тамбур входа: местоположение, габариты, конфигурация; материал заполнения (дерево), конструкция (прямоугольный, с двустворчатыми дверями и боковыми нестворными частями), оформление (дверные полотна с филенками, по три на каждой створке, верхние – полуциркульные; нестворные части – с лопатками, декорированными каннелюрами в верхней части и филенками с алмазной гранью; профилированный венчающий карниз); покрытие пола (тамбура и вестибюля) – наливное с мраморной крошкой, в технике тераццо с бордюром (в вестибюле с геометрической розеттой в центре); оформление стен вестибюля – двухъярусное; нижний ярус – линейный руст, верхний – профилированные зеркала; перегородка прохода к лестнице – материал (дерево), конструкция (двери трехстворчатые, с прямоугольной фрамугой с трехчастным остеклением), оформление (профилированные филенки, по три на каждой створке, верхние – полуциркульные, остекленные; с венчающим профилированным карнизом); проход к лестнице оформлен аркой с коробовым завершением; оформление стен – профилированные зеркала; оформление потолка – профилированные рамы со срезанными раскрепованными углами; внутренние оконные заполнения 4-5-го этажей – верхние стекла с полихромной росписью геометрического рисунка; квартира № 8: комната № 2, площадью 32, 8 кв. м.: оформление потолка – профилированные рамы по периметру; в углах плафона орнамент из акантовых завитков с цветами; в центре круглая розетка, декорированная цветочными гирляндами и меандром вокруг лиственной розетты; печь каминного типа, угловая, двухъярусная, облицована рельефным терракотовым изразцом рокайльного рисунка; нижний ярус: угловые ризалиты в виде волют, развернуты на 45º; полочка фигурная; на фронтальной поверхности арочный топочный проем (заложен) в обрамлении рокайлей и картуша; архивольт декорирован листьями; верхний ярус: центр с барельефом из рокайлей, углы и середины лицевой и боковых стенок с рокайльным орнаментом; фигурный фронтон образован волютами, картушем, рокайлями, акротериями; латунная фурнитура; место общего пользования: кухня № 9, площадью 33, 2 кв. м.; коридор № 10, площадью 11, 3 кв. м. (кухня и коридор являются частями единого зала, разделенного поздней перегородкой; декор потолка описан без учета поздней перегородки): оформление потолка – по периметру профилированные карниз и тяги; по углам композиции из акантовых побегов и крупного медальона в картуше с барельефом фигурки путто; в центре плафона фигурная розетка: по четырем осям овальные медальоны с фигурками путти чередуются с композициями из акантовых спиралей; в середине – круглая розетта растительного рисунка; печь угловая, двухъярусная, с центральным ризалитом, терракотовая; нижний ярус: с закругленными углами, с профилированными плинтом и полочкой; верхний ярус: во фронтальной части рельефные изразцы с полусферами в середине; в центре фронтальной поверхности фигурная филенка с картушем в виде щита на свитке, увенчанного рокайлем; в поле филенки барельеф фигуры рыцаря с мечом и щитом на постаменте; камин средистенный, одноярусный; облицован светло-серым резным мрамором; лопатки декорированы филенками; во фризе канелюры и фигурные филенки; с профилированной полочкой; топочный проем с коробовым завершением, с профилированным архивольтом с замковым камнем в виде акантового картуша; топка металлическая полукруглая; комната № 3, площадью 18, 7 кв. м.: оформление потолка – по периметру с профилированной рамой; в углах плафона орнамент из акантовых завитков с цветами; в центре фигурная розетка, декорированная акантовыми листьями и цветами, скрученными в спирали; комната № 4, площадью 21, 7 кв. м.: оформление потолка – по периметру профилированная рама; в углах плафона орнамент из аканта; в центре фигурная розетка, декорированная акантовыми листьями и цветами, скрученными в спирали.

Памятник регионального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1-я половина XIX в., 1879 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 53/8, литера А

Еще объекты культурного наследия