Сад Румянцевский (Соловьевский)
Объемно-пространственное и планировочное решение территории:
планировочная структура ансамбля, включающая следующие объекты:
1. Обелиск Румянцевский
2. Ограда
3. Павильон музыкальный
4. Сад
5. Фонтаны (два)
местоположение входящих в ансамбль объектов.
1. Обелиск Румянцевский, 1799 г., арх. Бренна В., 1818 г., арх. Росси К.И.
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация обелиска на трехступенчатом стилобате и двухъярусном постаменте.
Конструктивная система:
конструктивное решение обелиска на трехступенчатом стилобате и двухъярусном постаменте, с отмосткой вокруг стилобата из плит красного гранита.
Архитектурно-художественное решение:
основание (стилобат) - трехступенчатое, из блоков красного гранита (проступь с валиком), отмостка вокруг стилобата из плит красного гранита; обелиск серого сердобольского гранита, на постаменте серого и розового мрамора (завершение постамента – ступенчатое), с цоколем серого гранита; фриз белого мрамора, опоясывающий постамент со всех сторон, декорированный барельефом с изображением военных доспехов и воинской арматуры, включающей элементы турецкого вооружения, по нижнему краю фриза – декор из бронзы в виде провисающих гирлянд; на лицевой (южной) стороне постамента укреплена прямоугольная бронзовая доска с надписью золотом: «Румянцова побъдамъ», над доской – бронзовый лавровый венок в обрамлении пальмовых ветвей;
обелиск установлен на четырех угловых опорных камнях в форме бриллиантового руста;
навершие обелиска в виде орла золоченой бронзы с распростертыми крыльями, сидящего на шаре.
2. Павильон музыкальный, 1865-1867 гг. Санкт-Петербург, Румянцевская пл., д. 2, лит. А
Объемно-пространственное решение:
исторические габариты и конфигурация «музыкального павильона-беседки», с открытой сценой и пониженными разновысокими объемами павильона к северу от сцены, на подвале; габариты и конфигурация навеса над пространством сцены и крыш над пристройками (односкатные); материал окрытия (кровельное железо), соответствующий историческому.
Конструктивная система:
колонны чугунного литья, поддерживающие навес над сценой; одномаршевая лестница с гранитными ступенями и устоями, ведущая к сцене.
Архитектурно-художественное решение:
архитектурно-художественное решение в приемах историзма; материал и характер отделки цоколя – тесаный серый гранит; центральная лестница, ведущая к площадке сцены, со ступенями и устоями серого гранита; покрытие верхней площадки павильона (сцены) плитами серого гранита; ограждение открытой площадки павильона (сцены) с трех сторон: чугунная литая ажурная решетка (орнамент стилизованный растительный и геометрический с мотивами волютообразных завитков и крестоцветов); вдоль лицевой стороны павильона – четыре чугунные витые колонны со стилизованными (на боковых сторонах – две аналогичные колонны), поддерживающие наклонный навес; колонны в нижней трети – гладкие, установлены на пъедесталах, одновременно являющихся тумбами ограждения; деревянная подшивка навеса над сценой; свесы навеса над сценой и крыш пристроек с подшивкой деревом и декором в виде деревянных ажурных «подзоров».
3. Сад, 1865-1867 гг., арх. Ковригин Н.И.
Объемно-планировочное решение:
конфигурация территории в плане; историческое объемно-планировочное решение сада в ограде, с регулярной симметричной планировкой относительно центральной аллеи, открывающей перспективу на обелиск, со свободной посадкой деревьев, с лучевыми дорожками, на пересечении которых установлены два фонтана (симметрично с западной и восточной стороны обелиска);
цветники на главной аллее, к северу и к югу от обелиска;
видовой состав насаждений, включая старовозрастные деревья (дуб, ясень, вяз, липа, лиственница); кустарник (свободно растущий и в живых изгородях);
трассировка и конструкция дорожек (набивных на щебеночном основании); местоположение и конфигурация площадок (набивных на щебеночном основании).
4. Ограда.
Объемно-пространственное решение:
местоположение ограды (вдоль границ территории сада), габариты и конфигурация ограды, с тремя воротами и двумя калитками, со скошенными угловыми сопряжениями северного и западного углов.
Конструктивная система:
конструктивное решение (звенья ограды, створы ворот и калиток на литых чугунных стойках, на гранитном цоколе).
Архитектурно-художественное решение:
архитектурно-художественное решение ограды в приемах историзма; материал, техника исполнения ограды: цоколь тесаного красного гранита, звенья, створы ворот и калиток и несущие стойки – чугунного литья;
звенья – ажурные, с мотивом волют и ромбов, набраны из двух типов чередующихся стоек: одинарные стойки с ажурным фигурным завершением соединены хомутами со стойками с расходящимися вверху и внизу волютообразными завитками; опорные стойки, поддерживающие звенья ограды – чугунного литья, фигурные: в нижней части с оплеткой из аканта, в центральной части – витые; завершены фигурной четырехгранной деталью и бутоном аканта; стойки ворот и калиток с витыми стволами (косами) четырехгранными завершениями и навершиями в виде курильниц с пламенем и львиными маскаронами на тулове; ворота со стороны набережной оформлены двумя парами стоек;* створы ворот и калиток по рисунку аналогичны звеньям; в уровне цоколя ограды обшиты металлическим (чугунным?) листом;** отмостка в проеме ворот – плиты красного гранита.
*стойки западных ворот (со стороны 2-й линии) с утратами (утрачены навершия в виде вазонов-курильниц);
**створы западных ворот демонтированы.
5. Фонтаны (два), 1865-1867 гг. Санкт-Петербург, Румянцевская пл., д. 2,
сооружение 1, литера Ф, сооружение 2, литера Н
Объемно-пространственное решение:
местоположение западного и восточного фонтанов (на пересечении лучевых диагональных дорожек); конфигурация, габариты круглых чаш-бассейнов и двухъярусных фонтанов.
Архитектурно-художественное решение:
круглая чаша-бассейн фонтана, серого гранита, с профилированным краем, с днищем, выложенным гранитными плитами, с восьмигранным цоколем-пъедесталом серого гранита по центру; фонтан (двухъярусный), с двумя верхними чашами чугунного литья, на восьмигранном чугунном основании сложной формы, с полнообъемной двухфигурной скульптурной группой с изображением путти; восьмигранное основание декорированное рельефным орнаментом: картуши со щитками в обрамлении лавровых ветвей образующие фриз в обрамлении поясов орнамента, (ложчатый пояс в основании, пояс растительного орнамента в завершении), выше (по четырем сторонам) львиные маскароны-водометы с оскаленной пастью, над ними - пояс ложчатого орнамента; нижняя (большая) чаша – восьмигранная, снизу разделена на сектора, по борту чаши – рельефный растительный орнамент и водосливы, обрамленные крестоцветом, чередуются с водосливами, оформленными в виде картуша; под водосливами с крестоцветом – гирьки; верхний борт чаши («аттик») с профилированным краем; в центре большой чаши фонтана - скульптурная двухфигурная группа на пъедестале, декорированном картушами и провисающими гирляндами: путти, держащие чашу с ложчатым туловом (центральный водомет), один путто наступает на вазу в форме амфоры; навершие фонтана - фигурное с четырьмя маскаронами-водосливами путти;* водный рисунок струй фонтана.
*Западный фонтан с утратами (утрачена верхняя чугунная чаша и фигурное навершие фонтана).
Ансамбль федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
XVIII-XIX вв.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Шевченко пл., 1-я линия Васильевского острова, 2-я линия Васильевского острова, Университетская наб., Румянцевская площадь
