Церковь Казанская

1. Объемно-пространственное решение: историческое объемно-пространственное решение прямоугольного в плане, пятиглавого восьмистолпного храма с тремя полуциркульными апсидами (одноэтажными боковыми и двухэтажной центральной), с восьмигранным основным объемом, окруженным обходной галереей, с центральным куполом на широком барабане и четырьмя угловыми пониженными куполами в одной плоскости с фасадами; купола – историческая форма (полусферические), габариты, материал окрытия (черепица), высотные отметки; 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); сводчатые железобетонные перекрытия, в том числе: центральный купольный свод и световой барабан; цилиндрические своды обходной галереи вокруг основного объема; крестовые своды угловых ниш южного придела; бочарные своды над хорами; своды подвальных помещений под алтарями; сводчатые перекрытия подвала-усыпальницы с центральной и боковыми частями с опорными столбами; хоры – конструкция (своды, подпружные арки и колонны); историческая лестница на хоры – габариты, конфигурация (винтовая), материал ступеней (мрамор), материал (металл) и рисунок лестничного ограждения (листья папоротника, спирали, круги с вписанными двойными ромбами); историческая лестница на галерею светового барабана центрального купола – габариты, конфигурация (винтовая), материал ступеней и ограждения (металл), рисунок ограждения (листья папоротника, спирали, круги с вписанными крестами); ограждения трех световых проемов в перекрытии второго яруса (в объемах малых куполов) – габариты, форма (восьмигранник), материал (металл); рисунок ограждения – листья папоротника, спирали, круги с вписанными двойными ромбами; 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Вас.А. Косякова в неовизантийском стиле, при предположительном участии художника-мозаиста В.А. Фролова и художника-керамиста П.К. Ваулина; материал и характер фасадной поверхности – облицовка фасадов с полуциркульным завершением фасадным кирпичом светло-серого цвета (Франкфуртским); керамические декоративные детали бежевого оттенка (без глазури), литые декоративные детали из бетона (окрашены), майолика, мозаика; цоколь облицован серым гранитом; гранитные крыльца – местоположение (западный, северный и южный фасады), конфигурация (одномаршевая лестница с тумбами по обеим сторонам); исторические дверные и оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (полукруглые, прямоугольные с полуциркульным завершением); заполнение дверных проемов – наружные деревянные двери с медными чеканными накладками; заполнение оконных проемов – материал, расстекловка (мелкие квадраты), фурнитура (двенадцать латунных шпингалетов в заполнениях оконных проемов в боковых апсидах нижнего яруса); оформление трех дверных проемов (северного, южного и западного) перспективными порталами, фланкированными сдвоенными полуколоннами и пилонами, облицованными гранитом; бетонные окрашенные (имитирующие резьбу по камню) капители пилонов декорированы побегами аканта и винограда, а в центре – стилизованным замковым камнем с орлом в круглой нише; литые бетонные окрашенные (имитирующие резьбу по камню) капители сдвоенных полуколонн каждого портала декорированы символами четырех евангелистов, а также побегами винограда и аканта; декорированный бетонный окрашенный архивольт портала – карниз из дентикул и жемчужника, переплетенного лентами; в широкой части – растительный орнамент: акант, виноградные гроздья, поддерживающие круглые щиты с крестами, спирали (в заполнениях – фон-мозаика); внутренняя часть в виде двойного валика с орнаментами из прямой и ромбовидной решетки; высокий фронтон с трехчастным окном – местоположение (над порталами), конфигурация (полуциркульный), декор (окрашенное недекорированное штукатурное поле с терракотовыми дентикулами карниза, наличником фасадного кирпича и профилированными терракотовыми полуколонками с керамическими капителями растительного орнамента); симметричные композиции из мозаики и окрашенного бетона (имитирующего резьбу по камню) под окнами по обеим сторонам порталов – мозаичный Греческий крест в круге и рельефы с акантовыми листьями с крестами в ромбах в центре; оформление угловых оконных проемов первого яруса симметричными рельефами в виде креста с двумя птицами по сторонам, в обрамлении листьев аканта (окрашенный бетон, имитирующий резьбу по камню); оформление карниза первого яруса дентикулами (профилированные терракотовые изразцы); углы здания украшены рельефами в виде павлина на листе аканта, клюющего виноградную гроздь (окрашенный бетон, мозаичный фон); обрамление окон второго яруса выполненными из неокрашенной керамики наличниками с тройным круглым профилем и полуколоннами с капителями растительного орнамента и с херувимами; многогранные малые барабаны с полуциркульными архивольтами, майоликовыми орнаментами с мозаичными вставками по углам, дентикулами карниза из профилированных терракотовых изразцов и капителями с листьями аканта; многогранный барабан центрального купола с полуциркульными архивольтами, полихромными междуоконными майоликовыми панно с рисунком геометрического орнамента и тонкими полуколонками, облицованными бело-синими поливными изразцами и увенчанными капителями, украшенными листьями аканта; оформление периметра центрального барабана карнизом растительного орнамента с шарообразными элементами (профилированные терракотовые изразцы); оформление окон наличниками с тройным круглым профилем (профилированные терракотовые изразцы); широкий карниз с валиком, округлыми кронштейнами и изогнутым профилем; декор одноярусных боковых апсид, включая: окна, оформленные наличниками с одинарным круглым профилем, подоконниками с кронштейнами и прямоугольными нишами (профилированные терракотовые изразцы); пояс из профилированных терракотовых изразцов одинарного валика (в верхней части стены, над окнами) и двойного валика (в прямой части), кладкой ребром, со свесами; симметричные рельефные композиции между окон, в виде листьев аканта (окрашенный бетон); декоративный пояс из двойного валика, кладка ребром (по периметру апсид в верхней части); широкий карниз с прямыми кронштейнами (профилированные терракотовые изразцы); декор двухъярусной центральной апсиды, в том числе: окна, оформленные наличниками с одинарным круглым профилем, подоконниками с кронштейнами и прямоугольными нишами (профилированные терракотовые изразцы); облицовка прямоугольного дверного проема гранитом; оформление портала рельефным десюдепортом симметричной композиции – павлины, виноградная чаша и листья аканта (окрашенный бетон); декоративный архивольт с рельефными листьями аканта и круглыми щитами с крестами (окрашенный бетон); декоративный пояс из двойного валика, кладка ребром (по периметру апсиды в верхней части); широкий карниз с прямыми кронштейнами (профилированные терракотовые изразцы); оформление окон верхнего яруса центральной апсиды наличниками с одинарным круглым профилем, полуколонками с капителями растительного орнамента и базами с тройным валиком (профилированные терракотовые изразцы); широкий карниз с валиком, округлыми кронштейнами и изогнутым профилем; оформление граней апсиды декоративными свесами в виде полуколонок с капителями растительного орнамента и гирек с резным валиком и листьями аканта (профилированные терракотовые изразцы); украшение широкого фриза над окнами симметричными полихромными рельефными майоликами с золочением – композиции из листьев папоротника, крестов с монограммами имени Христа (Хи и Ро, Альфа и Омега), пятиконечных звезд и растительных побегов на фоне волнообразных полос; 5. Декоративно-художественное оформление интерьеров: историческое художественное оформление интерьера церкви по проекту художника Ф.Р. Райляна (1912-1913 гг.), включая: полихромную (реставрированную) живопись на стенах и сводах храма; гипсовые орнаментированные карнизы в большом барабане и под хорами; ограждения хоров с плоскостным орнаментированным декором из бетона; отделку первого яруса стен и железобетонных колонн в обходной галерее и на хорах искусственным мрамором; литые капители колонн (окрашенный гипс, с золочением); полы на хорах – материал (мрамор), цветовое решение (черно-белое), рисунок (звезды), техника исполнения (мозаика);

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1907-1914 гг.

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 100, литера С