Церковь Казанская
1. Объемно-пространственное решение:
историческое объемно-пространственное решение прямоугольного в плане, пятиглавого восьмистолпного храма с тремя полуциркульными апсидами (одноэтажными боковыми и двухэтажной центральной), с восьмигранным основным объемом, окруженным обходной галереей, с центральным куполом на широком барабане и четырьмя угловыми пониженными куполами в одной плоскости с фасадами;
купола – историческая форма (полусферические), габариты, материал окрытия (черепица), высотные отметки;
2. Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
сводчатые железобетонные перекрытия, в том числе:
центральный купольный свод и световой барабан;
цилиндрические своды обходной галереи вокруг основного объема;
крестовые своды угловых ниш южного придела;
бочарные своды над хорами;
своды подвальных помещений под алтарями;
сводчатые перекрытия подвала-усыпальницы с центральной и боковыми частями с опорными столбами;
хоры – конструкция (своды, подпружные арки и колонны);
историческая лестница на хоры – габариты, конфигурация (винтовая), материал ступеней (мрамор), материал (металл) и рисунок лестничного ограждения (листья папоротника, спирали, круги с вписанными двойными ромбами);
историческая лестница на галерею светового барабана центрального купола – габариты, конфигурация (винтовая), материал ступеней и ограждения (металл), рисунок ограждения (листья папоротника, спирали, круги с вписанными крестами);
ограждения трех световых проемов в перекрытии второго яруса (в объемах малых куполов) – габариты, форма (восьмигранник), материал (металл);
рисунок ограждения – листья папоротника, спирали, круги с вписанными двойными ромбами;
3. Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение;
4. Архитектурно-художественное решение фасадов:
архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Вас.А. Косякова в неовизантийском стиле, при предположительном участии художника-мозаиста В.А. Фролова и художника-керамиста П.К. Ваулина;
материал и характер фасадной поверхности – облицовка фасадов с полуциркульным завершением фасадным кирпичом светло-серого цвета (Франкфуртским); керамические декоративные детали бежевого оттенка (без глазури), литые декоративные детали из бетона (окрашены), майолика, мозаика;
цоколь облицован серым гранитом;
гранитные крыльца – местоположение (западный, северный и южный фасады), конфигурация (одномаршевая лестница с тумбами по обеим сторонам);
исторические дверные и оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (полукруглые, прямоугольные с полуциркульным завершением);
заполнение дверных проемов – наружные деревянные двери с медными чеканными накладками;
заполнение оконных проемов – материал, расстекловка (мелкие квадраты), фурнитура (двенадцать латунных шпингалетов в заполнениях оконных проемов в боковых апсидах нижнего яруса);
оформление трех дверных проемов (северного, южного и западного) перспективными порталами, фланкированными сдвоенными полуколоннами и пилонами, облицованными гранитом;
бетонные окрашенные (имитирующие резьбу по камню) капители пилонов декорированы побегами аканта и винограда, а в центре – стилизованным замковым камнем с орлом в круглой нише;
литые бетонные окрашенные (имитирующие резьбу по камню) капители сдвоенных полуколонн каждого портала декорированы символами четырех евангелистов, а также побегами винограда и аканта;
декорированный бетонный окрашенный архивольт портала –
карниз из дентикул и жемчужника, переплетенного лентами;
в широкой части – растительный орнамент: акант, виноградные гроздья, поддерживающие круглые щиты с крестами, спирали (в заполнениях – фон-мозаика);
внутренняя часть в виде двойного валика с орнаментами из прямой и ромбовидной решетки;
высокий фронтон с трехчастным окном – местоположение (над порталами), конфигурация (полуциркульный), декор (окрашенное недекорированное штукатурное поле с терракотовыми дентикулами карниза, наличником фасадного кирпича и профилированными терракотовыми полуколонками с керамическими капителями растительного орнамента);
симметричные композиции из мозаики и окрашенного бетона (имитирующего резьбу по камню) под окнами по обеим сторонам порталов – мозаичный Греческий крест в круге и рельефы с акантовыми листьями с крестами в ромбах в центре;
оформление угловых оконных проемов первого яруса симметричными рельефами в виде креста с двумя птицами по сторонам, в обрамлении листьев аканта (окрашенный бетон, имитирующий резьбу по камню);
оформление карниза первого яруса дентикулами (профилированные терракотовые изразцы);
углы здания украшены рельефами в виде павлина на листе аканта, клюющего виноградную гроздь (окрашенный бетон, мозаичный фон);
обрамление окон второго яруса выполненными из неокрашенной керамики наличниками с тройным круглым профилем и полуколоннами с капителями растительного орнамента и с херувимами;
многогранные малые барабаны с полуциркульными архивольтами, майоликовыми орнаментами с мозаичными вставками по углам, дентикулами карниза из профилированных терракотовых изразцов и капителями с листьями аканта;
многогранный барабан центрального купола с полуциркульными архивольтами, полихромными междуоконными майоликовыми панно с рисунком геометрического орнамента и тонкими полуколонками, облицованными бело-синими поливными изразцами и увенчанными капителями, украшенными листьями аканта;
оформление периметра центрального барабана карнизом растительного орнамента с шарообразными элементами (профилированные терракотовые изразцы);
оформление окон наличниками с тройным круглым профилем (профилированные терракотовые изразцы);
широкий карниз с валиком, округлыми кронштейнами и изогнутым профилем;
декор одноярусных боковых апсид, включая:
окна, оформленные наличниками с одинарным круглым профилем, подоконниками с кронштейнами и прямоугольными нишами (профилированные терракотовые изразцы);
пояс из профилированных терракотовых изразцов одинарного валика (в верхней части стены, над окнами) и двойного валика (в прямой части), кладкой ребром, со свесами;
симметричные рельефные композиции между окон, в виде листьев аканта (окрашенный бетон);
декоративный пояс из двойного валика, кладка ребром (по периметру апсид в верхней части);
широкий карниз с прямыми кронштейнами (профилированные терракотовые изразцы);
декор двухъярусной центральной апсиды, в том числе:
окна, оформленные наличниками с одинарным круглым профилем, подоконниками с кронштейнами и прямоугольными нишами (профилированные терракотовые изразцы);
облицовка прямоугольного дверного проема гранитом;
оформление портала рельефным десюдепортом симметричной композиции – павлины, виноградная чаша и листья аканта (окрашенный бетон);
декоративный архивольт с рельефными листьями аканта и круглыми щитами с крестами (окрашенный бетон);
декоративный пояс из двойного валика, кладка ребром (по периметру апсиды в верхней части);
широкий карниз с прямыми кронштейнами (профилированные терракотовые изразцы);
оформление окон верхнего яруса центральной апсиды наличниками с одинарным круглым профилем, полуколонками с капителями растительного орнамента и базами с тройным валиком (профилированные терракотовые изразцы);
широкий карниз с валиком, округлыми кронштейнами и изогнутым профилем;
оформление граней апсиды декоративными свесами в виде полуколонок с капителями растительного орнамента и гирек с резным валиком и листьями аканта (профилированные терракотовые изразцы);
украшение широкого фриза над окнами симметричными полихромными рельефными майоликами с золочением – композиции из листьев папоротника, крестов с монограммами имени Христа (Хи и Ро, Альфа и Омега), пятиконечных звезд и растительных побегов на фоне волнообразных полос;
5. Декоративно-художественное оформление интерьеров:
историческое художественное оформление интерьера церкви по проекту художника Ф.Р. Райляна (1912-1913 гг.), включая:
полихромную (реставрированную) живопись на стенах и сводах храма;
гипсовые орнаментированные карнизы в большом барабане и под хорами;
ограждения хоров с плоскостным орнаментированным декором из бетона;
отделку первого яруса стен и железобетонных колонн в обходной галерее и на хорах искусственным мрамором;
литые капители колонн (окрашенный гипс, с золочением);
полы на хорах – материал (мрамор), цветовое решение (черно-белое), рисунок (звезды), техника исполнения (мозаика);
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1907-1914 гг.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 100, литера С