Церковь преподобного Сергия Радонежского

Объемно-пространственное решение: исторические* габариты и конфигурация прямоугольного в плане здания с примыкающим с северо-востока пятигранным объемом апсиды, завершенным низким куполом и двумя примыкающими к апсиде и центральному объему двумя прямоугольными в плане боковыми объемами; исторические конфигурация и габариты крыш; исторический материал окрытия (металл); исторические кресты - местоположение, габариты и конфигурация, материал и характер отделки; * здесь и далее под историческим понимается облик памятника по состоянию на 1860-е гг. (проект А.М. Горностаева); Конструктивная система: исторические капитальные стены (кирпичные); колонны и столбы 1 и 2 этажа; исторические междуэтажные перекрытия, в том числе сводчатые (крестовые) на подпружных арках первого этажа; историческая междуэтажная средистенная лестница с известняковыми ступенями; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение в приемах необарокко: исторический материал отделки цоколя – гранитные блоки; материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка; историческое местоположение, габариты и конфигурация дверных и оконных проемов; исторический материал (дерево), цвет и рисунок расстекловки оконных и дверных заполнений; исторические внешние гранитные подоконные доски; исторический гранитный портал дверного проема по юго-восточному фасаду с площадкой, двумя колоннами, верхняя часть портала имеет профилированные тяги и венчающий профилированный карниз с волютообразными завитками; портал завершает гранитный крест; юго-восточный и северо-западный фасады: фигурные профилированные наличники оконных проемов первого этажа со стилизованными замковыми камнями; фигурные профилированные наличники оконных проемов второго этажа с лепными вставками растительного орнамента в нижней и верхней части (с волютообразными завитками и рокайлями); пилястры с лепными капителями, с рустованным основанием в уровне первого этажа, декорированным лепной вставкой растительного характера; подоконная и междуэтажные профилированные тяги; венчающий профилированный карниз с раскреповкой; ряд прямоугольных филенок со скругленными углами и вписанными кругами в уровне 2 этажа; ризалиты в западных частях фасадов в одну ось завершены раскрепованными лучковыми фронтонами с лепной композицией «всевидящее око» и аттиковой стенкой с профилированным венчающим карнизом; парапетная стенка над венчающим карнизом со столбиками; ризалиты в восточных частях фасадов завершены аттиковыми объемами (соответствует поперечному нефу базилики) с лучковыми фронтонами и декорированы филенками с квадрифолиями с декором в виде рокайлей; аттиковые объемы завершает венчающий карниз с декоративным оформлением в виде волют; историческое декоративно-художественное оформление фасадов апсиды и примыкающих прямоугольных в плане объемов, в том числе: профилированные наличники оконных проемов и ниш, в том числе с лепными вставками; рустованные пилястры в уровне 1 этажа прямоугольных в плане примыкающих к апсиде объемов; пилястры в уровне 2 этажа с лепными капителями; междуэтажные профилированные карнизы; венчающие профилированные карнизы; лепные вставки растительного характера в уровне 1 этажа апсиды; круглые филенки; юго-западный фасад (примыкающий к трапезной): междуэтажные профилированные раскрепованные карнизы; венчающие профилированные карнизы; треугольный фронтон; наличник окна-розы; пилястры с лепными капителями; Декоративно-художественная отделка интерьеров: архитектурно-художественное оформление интерьеров в соответствии с проектом А.М. Горностаева: церковный двухсветный зал: интерьер двухсветного церковного зала решен как трехнефная базилика с трансептом; нефы разделены аркадами, опирающимися на гранитные колонны с модифицированными коринфскими капителями; над аркадами – воспроизведенный в рельефе аркатурно-колончатый пояс; стропила двухскатного перекрытия центрального нефа открыты в интерьер; коньковая балка, треугольные деревянные фермы и деревянный декоративный карниз оформлены резьбой, орнаментированы полихромной живописью (масло по деревянной основе, золочение); деревянные перекрытия боковых нефов оформлены резьбой, орнаментированы полихромной живописью (масло по деревянной основе, золочение) и декорированы прямоугольными филенками и вписанными в них по четыре элипсовидными филенками; историческая монументальная, полихромная, орнаментально-декоративная, однофигурная и многофигурная, сюжетная настенная живопись, в русско-византийском стиле, выполненная в технике масло (?) по штукатурке; полихромные мозаичные полы-тераццо сложного геометрического рисунка на солее и в церковном зале; перед алтарем в абсиде – солея, в которую ведут три гранитные ступени; первый этаж: помещения первого этажа перекрыты крестовыми сводами с подпружными арками опирающимися на гранитные колонны со стилизованными капителями и оштукатуренные квадратные в плане столбы; исторические каменные подоконники в уровне 1-2 этажей; гранитное основание лестничных ограждений.

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1853-1859 гг., 1930-е гг. (перестройка)
  • Находится под охраной ЮНЕСКО

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, посёлок Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, дом 15, литера Л