Горный институт
Предмет охраны
объекта культурного наследия федерального значения
«Горный институт»
расположенного по адресу:
Санкт-Петербург 21-я линия В.О., дом 2-4/45, литеры А и Б
(Лейтенанта Шмидта наб., 45, 21-я линия Васильевского острова,
2-4, 22-я линия Васильевского острова, 1)
Объемно-пространственное и планировочное решение территории:
планировочная структура комплекса, включающая следующие объекты:
1.Главное здание
2.Классный корпус
3.Столовый корпус
4.Лабораторный корпус
5.Офицерский корпус
6.Сад «Директорский садик»
7.Скульптурная группа «Геракл и Антей»
8.Скульптурная группа «Похищение Прозерпины»
9.Сфинксы (два)
10.Ограда с воротами
их местоположение, исторически сложившиеся визуальные связи между ними, соотношение застроенных и озелененных территорий.
1. Главное здание с классным, столовым, лабораторным и офицерским корпусами,
ХVIII в., 1806-1811 г.г, арх. Воронихин А.Н., 1820-е гг., арх. Постников А.И., арх. Штауберт А.Е.,
1948-1953 гг., арх. Ротач А.Л.
21-я линия В.О., 2-4/45, литеры А, Б
Объемно-пространственное
решение:
габариты и конфигурация главного здания – двухэтажного, на подвалах, включая ризалит с колонным портиком и лестницей со стороны набережной, аттиковый этаж в габаритах колонного зала музея, объем церковного зала; габариты и конфигурация примыкающих к главному зданию корпусов;
конфигурация и габариты крыш (вальмовая, скатная), местоположение светового фонаря (габариты изменены);
материал окрытия (листовое железо).
Конструктивная система:
плоские перекрытия – местоположение;
исторические лестницы:
парадная распашная лестница с маршами на ползучих арках и верхней площадкой, опирающейся на свод, поддерживаемый сдвоенными колонами дорического ордера (с гладкими стволами) с антаблементом (архитрав и карниз);
ступени и покрытие площадок лещадной плиты;
ограждение маршей и площадок - чугунного литья, набранное из вертикальных стоек со вставками в виде венков, с элементами в виде волюты (бегущей волны) над каждой ступенью, с волютообразными кронштейнами и ажурными орнаментальными литыми вставками с мотивами акантовых завитков и пальметт, с венком по центру, в который заключены атрибуты горного дела;
служебная трехмаршевая лестница с маршами по косоурам, ступенями и покрытием площадок лещадной плиты; с ограждениями маршей черного металла в виде вертикальных прутьев;
служебная двухмаршевая лестница, с маршами по косоурам, со ступенями лещадной плиты, с ограждениями маршей черного металла (чугунного литья) в виде вертикальных стержней с фигурными орнаментальными деталями, с профилированным деревянным поручнем;
металлическая полувинтовая лестница с забежными металлическими ступенями, с двумя металлическими площадками, с ограждениями в виде стоек чугунного литья с перехватами;
Церковная лестница – трехмаршевая, с маршами на ползучих арках, со ступенями и покрытием площадок лещадной плиты;
ограждение маршей и площадок чугунного литья, набранное из вертикальных стоек со вставками в виде венков, с элементами в виде волюты над каждой ступенью, образующими мотив бегущей волны под нижней тетивой;
двухмаршевая служебная лестница классного корпуса, с маршами на пилонах и ползучих арках, с площадками на крестовых сводах, со ступенями лещадной плиты;
трехмаршевые служебные лестницы столового корпуса, с маршами на косоурах;
Объемно-планировочное
решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений, указанных в п. 6
Архитектурно-художественное решение фасадов:
архитектурно-художественное
решение фасадов в стиле высокого классицизма;
композиционное решение лицевого фасада главного здания со стороны набережной с центральным ризалитом, акцентированным двенадцатиколонным портиком, увенчанным фронтоном, с ведущей к нему лестницей;
главное здание:
лицевые фасады (по набережной, 21-й и 22-й линиям):
фасад по набережной:
материал отделки цоколя – известняковая плита, с профилем по верхнему краю;
материал отделки фасада – гладкая
окрашенная штукатурка;
обработка стен центрального ризалита линейным рустом;
двенадцатиколонный портик центрального ризалита:
«стилобат», облицованный плитами известняка, с профилем по верхнему краю;
лестница с одиннадцатью ступенями розового гранита, ведущая к портику;
покрытие верхней площадки лестницы (стилобата) плитами розового гранита;
12 свободно стоящих каннелированных колонн портика дорического ордера;
12 пилястр дорического ордера на фасаде, соответствующих шагу колонн портика;
кессонированное перекрытие пространства портика - кессоны в интерколумниях, образованные архитравными балками, поддерживаемыми колоннами и пилястрами портика, кессоны декорированы по осям гуттами;
оформление нижней плоскости архитравных балок прямоугольными кессонами;
дверной проем главного входа – местоположение (в центральной оси портика), габариты, конфигурация;
двустворчатое с фрамугой полусветлое дверное заполнение (рисунок, материал -дерево);
прямой сандрик дверного проема;
оконные проемы в габаритах портика – местоположение, габариты, конфигурация (в т.ч. арочные оконные проемы в уровне 2-го этажа);
прямые сандрики оконных проемов 1-го этажа;
венчающий антаблемент:
архитрав, фриз с триглифами и метопами, выносной профилированный карниз с мутулами и гуттами;
водосливы на карнизе в виде львиных маскаронов;
треугольный фронтон с мутулами под карнизной плитой;*
*российский герб в тимпане в настоящее время утрачен;
скульптурные фризы антаблемента ризалита по сторонам от портика – многофигурные горельефные композиции на сюжеты античной тематики, скульптор В.И. Демут- Малиновский:
«Аполлон, приходящий к Вулкану за колесницей» (к северо-востоку от портика);
«Венера, требующая от Вулкана доспехи Марса» (к юго-западу от портика);
габариты и конфигурация оконных проемов крыльев фасада;
оконные заполнения – исторический рисунок и цвет;
прямые сандрики оконных проемов 1-го этажа;
венчающий выносной профилированный карниз;
лицевые фасады по 21-й линии:
часть фасада в 5 осей, прилегающая к углу здания:
материал отделки цоколя – известняковая плита, с профилем по верхнему краю;
материал отделки фасада – гладкая штукатурка;
габариты и конфигурация оконных проемов;
оконные заполнения – рисунок (Т-образный), цвет (по результатам исследований);
венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным выносным карнизом;
лицевой фасад «Церковного флигеля»:
материал отделки цоколя - известняковая плита, с профилем по верхнему краю;
материал отделки фасада (в объеме церковного зала) – гладкая штукатурка;
обработка крыльев Церковного флигеля
линейным рустом;
дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация;
зонтик над дверным проемом входа в церковный флигель (двускатный, чугунного литья, на фигурных сложносоставных колоннах, с ажурными «подзорами»);*
*воссоздан;
оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация, включая полуциркульное окно-люнет («термальное» окно) на полуфронтоне;
оконные заполнения – рисунок (многочастный, для проема «термального» окна – веерная расстекловка), цвет;
лепная композиция – «всевидящее око»
венчающий антаблемент с гладким фризом и выносным профилированным карнизом;
треугольный полуфронтон фасада церковного зала с «термальным» окном в тимпане;
венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным выносным карнизом над основным 2-этажным объемом флигеля (в габаритах колонного зала – на модульонах);
венчающий карниз над аттиковым третьим этажом (мезонином в объеме второго света колонного зала музея);
лицевой фасад классного флигеля:
материал отделки цоколя – известняк;
материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;
местоположение, габариты и конфигурация оконных проемов, включая арочные оконные проемы 1-го этажа, вписанные в арочные ниши с замковыми камнями;
межэтажный карниз между 1-2-м этажами;
венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным выносным карнизом;
лицевой фасад лабораторного корпуса (по карниз над третьим этажом):*
*надстроен;
цоколь известняковой плиты;
материал и характер отделки фасада -гладкая штукатурка;
обработка части фасада (в трех крайних осях справа) линейным рустом в уровне 1-2-го этажей;
уплощенные ниши с полуциркульной перемычкой, в которые вписаны оконные проемы 1-го этажа (в трех крайних осях справа);
местоположение, габариты и конфигурация оконных проемов, включая полуциркульные («термальные») оконные проемы 2-го этажа;
оконные заполнения – рисунок (многочастный), цвет;
оформление оконных проемов: портики, оформляющие проемы 1-го этажа (две гладкие пилястры со стилизованными дорическими капителями с архитравом и треугольным фронтоном-сандриком);
профилированные наличники-архивольты термальных окон 2-го этажа;
венчающий (для части фасада – межэтажный) карниз над 3-м этажом;
дворовые фасады главного здания:
цоколь известняковой плиты с профилем по верхнему краю;
материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;
местоположение, габариты, конфигурация (в форме трехцентровой арки) проема воротного проезда музейного флигеля);
местоположение, габариты и конфигурация дверных и оконных проемов, в т.ч. полуциркульного «термального окна» лестничной клетки парадной лестницы;
оконные заполнения – рисунок, цвет;
венчающий профилированный карниз с дентикулами;
фронтоны над венчающим карнизом объемов б. «образцовых домов», в т.ч. объема, примыкающего к музейному флигелю;
аттиковая надстройка церковного флигеля с треугольным полуфронтоном и «термальным окном» в тимпане;
дворовые фасады, обращенные в треугольный дворик:
элементы архитектурно-художественной отделки фасада «образцового дома» XVIII в. (б. Шереметевского дома), включенного в объемно-пространственную композицию главного здания:
рустованные лопатки, фланкирующие фасад «образцового дома»;
местоположение, габариты и конфигурация оконных проемов;
рисунок (многочастный) и цвет оконных заполнений;
профилированные венчающие карнизы, частью с дентикулами;
дворовый фасад офицерского корпуса:
цоколь известняковой плиты с профилем по верхнему краю;
материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;
местоположение, габариты. конфигурация дверных и оконных проемов;
рисунок и цвет оконных заполнений;
зонтики над дверными проемами (двускатные, чугунного литья, на фигурных сложносоставных колоннах, с ажурными «подзорами»);*
*воссозданы;
межэтажный карниз между 1-2-м этажами;
венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным выносным карнизом;
дворовые фасады столового корпуса (по карниз 2-го этажа):*
*надстроен;
цоколь известняковой плиты с профилем по верхнему краю;
материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;
обработка фасадов в уровне 1-го этажа линейным рустом;
местоположение, габариты, конфигурация оконных и дверных проемов, включая проемы с полуциркульной перемычкой 2-го этажа;
оконные заполнения – рисунок (многочастный, для арочных проемов – с веерной расстекловкой фрамуги), цвет (исторический);
замковые камни оконных проемов 1-го этажа;
рустованные архивольты на импостах арочных оконных проемов 2-го этажа;
межэтажный карниз между 1-2-м этажами;
подоконный карниз в уровне 2-го этажа;
венчающий антаблемент с гладким фризом и выносным профилированным карнизом;
дворовый фасад классного корпуса:
материал отделки цоколя – известняк;
материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;
местоположение, габариты и конфигурация оконных и дверных проемов, включая арочные оконные проемы 1-го этажа, вписанные в арочные ниши с замковыми камнями;
межэтажный карниз между 1-2-м этажами;
венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным выносным карнизом;
дворовый фасад лабораторного корпуса:
местоположение, габариты и конфигурация оконных проемов;
цвет и рисунок оконных заполнений;
выделенные веерные перемычки с замковыми камнями оконных проемов 1-го этажа;
межэтажный карниз между 1-2-м этажами;
венчающий профилированный карниз.
Декоративно-художественная отделка интерьеров:
Вестибюль главного входа
объемно-планировочное решение помещения с двумя рядами колонн, делящими пространство на три части;
проем с лучковой перемычкой между вестибюлем и парадной лестницей;
две колоннады по четыре колонны дорического ордера (с гладкими стволами), поддерживающие архитрав и карниз;
оформление нижней поверхности балок-архитравов в интерколумниях кессонами;
Парадная лестница Л-1
объемно-планировочное решение шестигранной в плане лестничной клетки, перекрытой зонтичным сводом;
оформление горизонтальными тягами и архивольтами люнетов распалубок зонтичного свода и «термального окна» в северо-западном люнете;
кронштейны в основании свода (в уровне импоста), декорированные акантом и шишкой пинии;
лепная (?) розетка в замке свода (в шестигранном кессоне, декорированная акантом);
четыре круглые в сечении каннелированные тумбы чугунного литья (у маршей лестницы в уровне площадок 1-го и 2-го этажей), укрепленные на кронштейнах, завершенные декоративными металлическими вазами типа «кратер»;
прямой сандрик на кронштейнах, декорированных акантом, над дверным проемом на северо-западной стене;
настенные часы над дверным проемом, в фигурном корпусе чугунного литья в форме картуша, фланкированные двумя полнообъемными скульптурами (рудокопов?), укрепленными на плинте, лежащем поверх сандрика; на циферблате – инициалы «SH».
I этаж
Библиотека,
помещение 1-Н(258) пл. 36,5 кв.м
две колонны тосканского ордера (базы скрыты поздним покрытием пола?).*
*На период составления перечня покрыты фактурной штукатуркой.
помещение 1-Н(260) пл. 202,9 кв.м
колонны чугунного литья, поддерживающие выпущенную балку перекрытия и делящие помещение на две части (колонны с гладкими стволами и стилизованными капителями).
помещение 1-Н(267) пл. 231 кв.м
колонны чугунного литья, поддерживающие выпущенную балку перекрытия и делящие помещение на две части (колонны с гладкими стволами и стилизованными капителями).
помещение 1-Н(258) пл. 259,1 кв.м
колонны чугунного литья, поддерживающие выпущенную балку перекрытия и делящие помещение на две части (колонны с гладкими стволами и стилизованными капителями).
II этаж
Коридор
оформление дверных проемов в помещения конференц-зала и музея порталами (профилированные наличники, прямые сандрики на орнаментированных кронштейнах, аттики);
рельефные надписи в поле сандриков:
«Конференцъ залъ», «Музей»;
рисунок дверных заполнений (двустворчатые, глухие, филенчатые, по три разноформатные прямоугольные филенки на створку);*
*заполнения поздние;
Конференц-зал,
помещение 1-Н(403) пл. 440,0 кв.м
объемно-планировочное решение помещения, с двумя рядами колонн на торцевых (западной и восточной) сторонах зала, разделяющих пространство зала на три части;
архитектурно-художественное решение интерьера в стиле классицизм;
оформление стен помещения лепным орнаментированным поясом (мотив многолепестковых розеток) в уровне импостов арочных оконных проемов;
орнаментированные архивольты арочных оконных проемов;
по четыре свободно стоящие колонны белого искусственного мрамора с композитными капителями, отделяющие торцевые части помещения, и соответствующие им четыре пилястры белого искусственного мрамора на западной и восточной стенах зала;
антаблемент в завершении стен с гладким фризом и карнизом на модульонах (в торцевых частях помещения, за колоннами - выносные карнизы);
лепная потолочная розетка по центру зеркала потолка – с мотивами растительного орнамента.
Музей
Зал I,
помещение 1-Н(409) пл. 149,9 кв.м
профилированный карниз с мотивом розеток и поясами растительной порезки в завершении стен.
Зал III,
помещение 1-Н(412) пл. 133,6 кв.м
объемно-планировочное решение помещения, разделенного арочным проемом на две части;
архитектурно-художественное решение интерьера в стиле классицизм;
фланкирующие дверные проемы гермы с женскими головами со стилизованными в форме корзин капителями на головах и ступнями в античных сандалиях; рельефный венок на лицевой стороне каждой гермы;
опирающийся на капители прямой сандрик с профилированной орнаментированной кромкой;
рисунок дверных заполнений (двустворчатые, глухие, филенчатые, по три разноформатные прямоугольные филенки на створку);*
*заполнения поздние;
две кариатиды по сторонам арочного проема, с венками в руках, со стилизованными капителями в форме корзин на головах, поддерживающие импосты арки;
профилированный орнаментированный архивольт арки;
антаблемент в завершении стен по периметру обеих частей помещения – с гладким фризом и орнаментированным карнизом на модульонах с розетками.
Зал IV,
помещение 1-Н(413) пл. 44,7 кв.м
объемно-планировочное решение помещения с металлической полувинтовой лестницей, ведущей на хоры колонного зала;
лепной орнаментальный пояс по периметру лестничного проема в перекрытии;
Зал V,
Колонный зал (б.Минеральный кабинет),
помещение 1-Н(415) пл. 356,5 кв.м
объемно-планировочное решение двусветного помещения с двумя рядами колонн, поддерживающих галерею в уровне второго света по периметру помещения;
архитектурно-художественное решение интерьера в стиле классицизм, включая живописный плафон центральной части перекрытия и роспись в кессонах;
две колоннады из 8-ми пар колонн, отделяющие центральную часть помещения:
32 колонны желтого искусственного мрамора, с белыми базами (стюк) и белыми гипсовыми (алебастр?) капителями ионического ордера;
пилястры на торцевых стенах зала -желтого искусственного мрамора с белыми базами (стюк) и гипсовыми (алебастр?) ионическими капителями;
прямоугольные ниши по сторонам дверных проемов на торцевых стенах (в нишах – гипсовые полнообъемные скульптуры);
бронзовые доски с надписями над дверными проемами и нишами на торцевых стенах (на северной стене на досках перечислены имена писателей древности и средних веков, писавших о минералах, и ученых нового времени; над дверным проемом надпись о делении минерального собрания на кабинеты;
на южной стене на досках – хронология постройки колонного зала и сведения о коллекциях; над дверным проемом – надпись об основании Горного кадетского корпуса);
откосы дверных проемов на торцевых стенах, облицованные белым искусственным мрамором;
рисунок дверных заполнений (двустворчатые, глухие, филенчатые, по три разноформатные прямоугольные филенки на створку);*
*заполнения поздние;
антаблемент, покоящийся на колоннах, с фризом, декорированным лепным декором, с пояском иоников в завершении и карнизом на модульонах;
кессонированные перекрытия пространства под галереей;
живописное оформление кессонов в технике гризайль (под лепку) с использованием нескольких типов повторяющихся композиций:
живописные (под лепку) геральдические композиции с мотивами акантовых завитков и центральными венками с вписанным маскароном, многолепестковой розеткой или крестообразной композицией; у торцевых стен – композиции с щитком по центру, двумя фигурками путти и атрибутикой горного дела;
живописный плафон над центральной частью помещения, клеевая живопись по штукатурке, роспись под лепку (гризайль), автор Дж.-Б.Скотти:*
орнаментальными поясами разделен на три самостоятельные многофигурные композиции на аллегорические сюжеты: по центру – учреждение горного производства в России Петром I; малые композиции по сторонам – на сюжеты основания Горного кадетского корпуса Екатериной II и благосостояния горного дела при Александре I;
бордюры по периметру зала включают атрибуты горного дела;
*плафон пострадал в результате попадания
артиллерийских снарядов в 1942 г., восстановлен;
антресоль (галерея в уровне второго света), помещение 1-Н(417) пл. 246,7 кв.м:
ограждение галереи в виде балюстрады из деревянных (гипсовых) балясин с тумбами;
гипсовые вазы типа «кратер» на тумбах ограждения с рельефом на тулове, с крышкой, декорированной рельефом и увенчанной шишкой пинии;
орнаментальные композиции под лепку (гризайль) над галереей, с мотивами акантовых розеток, акантовых завитков, венков с включением атрибутов горного дела, поясов меандра;
выносной профилированный карниз в завершении стен в уровне антресоли (галереи).
Зал VI,
помещение 1-Н(418) пл. 147,1 кв.м
профилированный орнаментированный выносной карниз на кронштейнах в завершении стен, с рельефными розетками между кронштейнами.
Зал VII,
помещение 1-Н
профилированный карниз в завершении стен;
металлическое двустворчатое дверное заполнение, каждая створка на четыре «филенки» с диагонально скрещенными металлическими полосами с розетками-патерами и пальметками на пересечении полос;
Зал VIII,
помещение 1-Н(414) пл.433,7 кв.м
Объемно-планировочное решение помещения, разделенного на две части колоннадой из четырех колонн искусственного мрамора;
архитектурно-художественное решение
интерьера в стиле классицизм;
четыре свободно стоящие колонны зеленоватого искусственного мрамора с ионическими капителями, с антаблементом с гладким фризом и карнизом на модульонах с розетками;
четыре аналогичные пристенные колонны у торцевой восточной стены помещения;
пилястры зеленоватого искусственного мрамора с ионическими капителями на продольных стенах восточной части помещения;
антаблемент в завершении стен;
металлическое двустворчатое дверное заполнение, каждая створка на четыре «филенки» с диагонально скрещенными металлическими полосами;
наличник дверного проема – профилированный, орнаментированный;
рельефный пояс с мотивом бегущей волны в верхней части стен в уровне импоста архивольтов арочных ниш; рельефный орнамент архивольтов (западная часть помещения).
Зал IX,
помещение 1-Н(411) пл. 78,8 кв.м
архитектурно-художественное решение
интерьера в стиле классицизм;
фриз в верхней части стен с рельефными венками и многолепестковыми розетками;
карниз на орнаментированных кронштейнах в завершении стен;
прямые сандрики с пояском иоников на орнаментированных кронштейнах.
профилированные наличники дверных проемов с порезкой растительного орнамента;
откосы, оформленные аналогично дверным заполнениям (прямоугольные филенки в профилированных рамах);
рисунок дверных заполнений (двустворчатые, глухие, филенчатые, по три разноформатные прямоугольные филенки на створку);*
*заполнения поздние;
Анфилада залов геологического отдела,
помещение 1-Н(387) пл. 981,2 кв.м
арочные проемы с лучковыми и полуциркульными перемычками, разделяющие помещение на части;
профилированный карниз в завершении стен;
потолок на падуге, лепные тяги по периметру зеркала потолка.
объемно-планировочное решение части помещения, примыкающей к церковной лестнице:
перекрытие с фонарем верхнего света;*
*габариты и конструкция светового фонаря изменены;
в завершении стен - выносной орнаментированный карниз на модульонах, с многолепестковыми розетками между модульонами.
Столовый корпус
Ректорский коридор,
помещение 1-Н(300) пл. 217,2 кв.м
сложнопрофилированный карниз в завершении стен по периметру помещения;
профилированный наличник проема со скругленными углами на торцевой стене;
наличники-архивольты на импостах арочных дверных и оконных проемов;
штукатурные тяги на продольных стенах в уровне импостов арочных проемов;
пилястры, фланкирующие арочные дверные и оконные проемы.
Церковь,
помещение 1-Н(382) пл. 270,1 кв.м
объемно-планировочное решение помещения церковного зала с пониженным перекрытием притвора, опирающегося на колонны искусственного мрамора;
историческая конфигурация двускатного перекрытия основного объема помещения церкви;
четыре колонны желтоватого искусственного мрамора с белыми стюковыми базами и композитными капителями, отделяющие пространство притвора от основного пространства церкви.
2. Ограда с воротами, 1827 г., арх. Постников А.И.
Архитектурно-декоративное решение:
местоположение (вдоль границ территории сада), габариты, конфигурация ограды с воротами;
материал, техника исполнения (цоколь – известняковая плита, звенья ограды и створы ворот – чугун, литье, угловые тумбы-пилоны – оштукатуренный кирпич, оформление рустом, металлическое окрытие);
конструктивное решение (звенья и створы на литых чугунных стойках в виде ликторских связок с заостренным завершением),
рисунок (модуль звена и створа ворот в виде пики с граненым наконечником); в нижней части створы ворот – глухие, обшиты листом черного металла.
3. Сад «Директорский садик», 1828, 1979г.
Историческая объемно-пространственная композиция
местоположение границ сада;
конфигурация территории в плане;
историческое объемно-планировочное решение сада:
небольшой прямоугольный сад с регулярной симметричной планировкой верхней и нижней частей сада в ограде;
исторический двухуровневый рельеф сада, включающий насыпной объем бывшей рудничной горки;*
*внутри горки – исторические сводчатые проходы;
откосы рудничной горки с трех наружных сторон;
одерновка откосов;
две лестницы с гранитными ступенями (со стороны сада и со стороны столового корпуса);
подпорная гранитная стенка б. рудничной горки со стороны сада;
видовой состав насаждений включая:
старовозрастные деревья в т.ч. липы, дубы, ивы;
хвойные – ель колючая, туи;
фруктовые – яблоня, груша;
кустарник в живых изгородях и группах;
трассировка и конструкция дорожек (набивные на щебеночном основании);
Архитектурно-художественное решение:
вазы-треножники (2) чугунного литья: тулово вазы декорировано тремя маскаронами овнов (букраниями) и рельефным поясом с мотивом бегущей волны, нижняя часть тулова и отогнутый край горловины вазы оформлены ложчатым орнаментом; центральная опора вазы в форме балясины, три ножки с растительным орнаментом.*
*вазы вкопаны в землю, предположительно каждая ножка заканчивается звериной лапой;
4. Сфинксы (два), 1826 г.
Архитектурно-художественное решение:
Лежащие сфинксы с женской головой и грудью, чугун, литье. Прическа с высоко поднятым на затылке узлом, с длинными локонами, обрамляющими лицо и спускающимися на шею. На голове – диадема, на плечах – короткий плащ, сколотый на груди. Основание в виде чугунной прямоугольной плиты, установленной на известняковом пъедестале.
5. Скульптурная группа «Геракл и Антей»,
1809-1811 гг., ск. Демут-Малиновский В.И., ск. Пименов С.С.,
каменотес Суханов С.К.
Пудостский камень, автор С.С.Пименов.
Двухфигурная полнообъемная скульптурная композиция. Фигура Геракла – обнаженная, ноги широко расставлены, с упором на правую ногу, левая нога согнута в колене, через бедро перекинута львиная шкура. Лицо с бородой, волосы ложатся крупными завитками. Обеими руками Геракл держит торс Антея, поднимая его и прижимая к левому бедру. Фигура Антея обнажена, голова запрокинута, повернута к левому плечу, левая рука поднята, согнута в локте. Лицо Антея с бородой, рот полуоткрыт. Левая нога Антея согнута в колене, опирается на бедро Геракла. Перед фигурой Геракла – палица. Скульптурная группа установлена на невысоком ступенчатом пъедестале.
6. Скульптурная группа «Похищение Прозерпины»,
1809-1811 гг., ск. Демут-Малиновский В.И., ск. Пименов С.С.,
каменотес Суханов С.К.
Пудостский камень, автор В.И.Демут-Малиновский.
Полнообъемная скульптурная композиция. Фигура Плутона – обнаженная, ноги широко расставлены, с упором на левую ногу, правая нога согнута в колене, через бедро перекинута драпировка. Лицо с бородой, на голове Плутона – корона. Обеими руками Плутон держит за талию Прозерпину, прижимая ее к правому бедру. Фигура Прозерпины обнажена, на бедрах – драпировка. Прозерпина изображена с запрокинутой головой и поднятой согнутой в локте правой рукой, касающейся головы. Левой рукой Прозерпина держится за шею Плутона, ее левая нога согнута в колене. У ног Плутона - лежащий Цербер. Скульптурная группа установлена на невысоком ступенчатом пъедестале.
Ансамбль федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
XVIII-XX вв.
Документы
Контакты
- Адрес: город Санкт-Петербург, 21-я линия Васильевского острова, дом 2-4/45, литеры А и Б