Особняк Трубецкого П.Н. (Нарышкиных) с дворовыми флигелями
Объемно-пространственное решение:
исторические габариты и конфигурация прямоугольного в плане двухэтажного здания с дворовыми флигелями, образующими два совмещенных двора;
прямоугольные в плане ризалиты небольшого выноса, северного лицевого фасада - центральный, (шириной в пять световых осей) и боковые (шириной в три световые оси);
прямоугольный в плане тамбур северного лицевого фасада;
прямоугольный в плане тамбур западного фасада дворового флигеля;
два вальмовых световых фонаря -местоположение, конструкция, существующая высотная отметка;
конфигурация лицевого ската крыши лицевого корпуса;
высотная отметка коньков здания;
Конструктивная система:
фундаменты,
наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
перекрытия в помещениях с отделкой, исторические отметки междуэтажных перекрытий;
исторические лестницы:
лестничные клетки и вестибюли, их объемно – планировочное решение;
парадная лестница -
вход организован из вестибюля со стороны улицы Чайковского;
лестница одномаршевая, белого мрамора;
ограждение лестницы и второго яруса вестибюля выполнено в виде мраморной балюстрады с прямоугольными в плане филенчатыми тумбами, завершенными шарами;
широкие, мраморные перила простого профиля;
два круглых массивных мраморных подиума на уровне второй ступени слева и справа со следами металлических креплений утраченных торшеров;
служебные лестницы:
Л-1 (вход организован со стороны Друскенинского переулка):
трехмаршевая лестница, по металлическим косоурам, ступени из лещадной плиты;
металлическое литое ограждение выполнено в виде круглых в сечении вертикальных прутьев с фигурными катушками под деревянным поручнем;
Л-9:
металлическая двухмаршевая лестница на коссоурах, с забежными ступенями, расположенная в северо-восточной части лицевого корпуса;
металлическое ограждение выполнено в виде ажурной решетки с волютообразными завитками под деревянным профилированным поручнем (поручень воссоздан);
зеркальный свод с распалубками, образующими люнеты в помещении 1Н(2);
зеркальные своды помещений 1Н(96,98,100,101,106,110,112,113,114, 115,116,117,135,137,139,141);
крестовые своды помещения 1Н(95);
купол зала «ротонда» 1-Н(97);
своды Монье в помещениях 1Н (61,62,70) и 2Н(1);
коробовые своды с распалубками в помещениях:
1Н(35,66,67);
1Н(81,82);
цилиндрические своды в помещениях: 1Н(102) и 1Н(105,140,138,136,134, объединенные в единое помещение);
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, в том числе габариты помещений с художественно-декоративной отделкой.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
лицевые фасады решены в приемах классицизма;
северный лицевой фасад, ориентированный в сторону улицы Чайковского, шириной в семнадцать световых осей – симметричен, имеет трехчастную композицию;
его центральная часть, выделена двухуступчатым ризалитом в пять световых осей, боковые оформлены ризалитами небольшого выноса в три световые оси;
границы широкого ризалита в пять световых осей отмечены пилястрами тосканского ордера с каннелюрами в нижней части;
центральная часть ризалита - в три световые оси, выступающая относительно основного объема ризалита выделена четырехколонным портиком тосканского ордера с каннелированными нижними частями трехчетвертных колонн, установленных на пьедесталы;
колонны несут раскрепованный антаблемент, опоясывающий лицевые фасады, с профилированным архитравом, гладким фризом и карнизом с дентикулами;
над оконными проемами центральной части ризалита -профилированные филенчатые панели;
центральный и боковые ризалиты увенчаны прямоугольными аттиками, завершенными профилированными карнизами; по центральной оси фасада над ризалитом в три оси - лучковый аттик с раскрепованным карнизом;
фасад оштукатурен, рустован;
над оконными проемами первого этажа - веерный руст;
углы ризалитов обработаны рельефным рустом;
цоколь облицован плитами известняка;
по тринадцатой световой оси расположен прямоугольный в плане наружный тамбур парадного входа, декорированный филенками, фланкирующими дверной проем;
тамбур завершен профилированным карнизом;
исторический дверной проем
северного лицевого фасада:
местоположение, конфигурация (прямоугольный), габариты;
историческое* заполнение дверного проема: двустворчатая филенчатая глухая дверь, обрамленная профилированным наличником; (*воссоздано);
исторические оконные проемы:
местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
оконные проемы второго этажа обрамлены профилированными наличниками, завершенными прямыми сандриками;
заполнения оконных проемов:
цвет (темно-коричневый), материал (дерево), исторический рисунок расстекловки;
под оконными проемами второго этажа расположен широкий фриз горизонтальных филенчатых панелей, ограниченный профилированными тягами;
ограждение кровли выполнено в виде балюстрады с прямоугольными тумбами;
западный фасад основного объема, выходящий на Друскенекский переулок - симметричен, оштукатурен, рустован, цоколь облицован плитами известняка;
по его центральной оси расположен один оконный проем с лучковой перемычкой, обрамленный профилированным наличником, с прямым сандриком;
по горизонтали фасад разделен двумя профилированными тягами;
под оконным проемом - горизонтальная филенка;
две прямоугольные аттиковые стенки;
балюстрада и тумбы парапета;
западный фасад восточного дворового корпуса, выходящий на Друскенекский переулок - оштукатурен, в уровне первого этажа - рустован, цоколь облицован плитами известняка;
прямоугольные оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
фасад разделен межэтажными профилированными тягами, завершен профилированным карнизом;
дворовые фасады:
фасады гладко оштукатурены;
цоколь облицован плитами известняка;
по центральной оси западного фасада дворовой пристройки расположен прямоугольный (со скошенными углами) в плане входной кирпичный тамбур с треугольным фронтоном и профилированным карнизом;
воротные проемы с лучковыми перемычками, в южной и восточной стенах пристройки;
прямоугольные дверные проемы;
оконные проемы: их местоположение, конфигурация (прямоугольные и с лучковой перемычкой), габариты;
часть оконных проемов - прямоугольных и с лучковым завершением, обрамлены профилированными наличниками;
заполнение оконных проемов: цвет (темно-коричневый), исторический рисунок расстекловки;
межэтажные профилированные тяги;
простой профилированный венчающий карниз;
металлическая ограда* с двустворчатыми воротами, выполненная в виде вертикальных прутьев, завершенных пиками, с двумя горизонтальными поясами в верхней и нижних частях с двумя светильниками;
(*отреставрирована).
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
помещение вестибюля 1-Н (2) 49,1кв.м., интерьер выполнен по проекту Г.Э.Боссе:
объемно-пространственное решение, архитектурно-художественное оформление в стиле Ренессанс;
тамбур главного входа, трапециевидный в плане, дубовый, полусветлый, завершен раскрепованным, профилированным карнизом;
центральные внутренние двери тамбура - двуствочатые, боковые - одностворчатые, филенчатые, верхние филенки остеклены;
пол выложен плитками серого и белого мрамора;
деревянный цоколь нижнего уровня стен;
гладким раскрепованным фризом стены разделены на два яруса;
в нижнем ярусе - лопатки, в верхнем - пилястры тосканского ордера на пьедесталах, поддерживающие раскрепованный антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом;
лопатки, пилястры и фриз выполнены из искусственного мрамора;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
четыре дверных проема с лучковыми завершениями оформлены прямыми сандриками с лучковыми архивольтами;
заполнения дверных проемов: двери дубовые, филенчатые, глухие;
по проекту Р.А. Гедике – в верхнем ярусе стен, между пилястрами, на западной и восточной стенах размещены живописные полотна работы французского живописца П. Голлана;
в нижней части – живописное изображение балюстрады, объединяющей все три панно на каждой стене;
правая композиция (на западной стене) под общим названием «Прибытие»: в левом панно за балюстрадой с вазоном – группа людей на фоне здания с аркадой, персонажи в костюмах эпохи Возрождения;
в центральном панно – сцена встречи дамы в сером платье, над которой держат зонт; перед дамой склонился седобородый мужчина;
в правом панно за балюстрадой с вазоном – группа людей на фоне паланкина и деревьев;
левая, парная к предыдущей, композиция (на восточной стене) под общим названием “Концерт”: в левом панно за балюстрадой с вазоном – группа музыкантов на фоне строения с лестницей и навесом;
в центральном панно – музыкант с лютней перед слушателями, среди которых – дама в сером и седобородый мужчина;
в правом панно за балюстрадой с вазоном вокруг фонтана – слушатели концерта, за ними – портик-галерея и деревья;
в центральных панно на одной и другой стене, вверху – амуры с гербом рода Нарышкиных;
Время: 1877 г., Париж, автор П.В. Галлан. Размер: ок. 300 х 200 см. Сохранность: отреставрированы.
зеркало потолка декорировано живописным панно в обрамлении фигурной лепной профилированной рамы;
роспись архитектурно-геометрического характера: перспективное изображение двухъярусной балюстрады с вазонами по углам. Центральная часть плафона свободна от живописи.
Холст, масло.
Время: вт. пол. XIX века.
Сохранность: отреставрировано.
люкарны выделены профилированными филенками;
две подоконные доски мраморные с профилированной кромкой и скругленными углами;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрированы;
оконные приборы (четыре):
шпингалеты поворотного типа, латунные с петлевидными рычагами и ручками-кнопками с круглой прочеканенной цветочной розеткой;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрированы;
помещение лестничной площадки второго этажа 1-Н(95) пл. 15.5 кв.м,
ограждение в виде мраморной балюстрады, аналогичной ограждению парадной лестницы;
нервюры крестовых сводов, декорированы профилированными тягами;
вход на площадку фланкируют
мраморные колонны тосканского ордера поддерживают отрезки антаблемента, на которые опираются пяты крестовых сводов;
две полуколонны тосканского ордера;
нижние части стен отделаны панелями из искусственного мрамора;
пилястры тосканского ордера, поддерживающие антаблемент,
фланкируют три дверных проема, завершенные прямыми профилированными сандриками;
заполнения дверных проемов:
три двустворчатые, филенчатые, глухие двери с лучковым завершением;
створки двери, ведущей в театральный зал декорированы круглыми резными розетками;
две бронзовые бра на 5 свечей, расположенные справа и слева от центрального дверного проема; основание бра в виде барочной треугольной композиции из стилизованных перевивающихся листьев аканта и двух львов, держащих в передних лапах щит с орлом (герб рода Нарышкиных), над щитом – шлем с царской короной и страусовыми перьями, под щитом – лента с надписью “ПРИ ТОИ”;
свечи крепятся в профитки в виде малых дольчатых чаш на S-образных завитках, плафоны матового стекла поздние;
на бра гравировка: “Henry Dasson. 1876”;
время: 1876 г.
размеры прим.: 170 х 80 см.
сохранность: отреставрированы;
помещение 1-Н(96) пл. 13.6 кв.м, «темный холл со световым фонарем», (интерьер создан при участии Р.Гедике):
зеркало потолка остеклено;
своды декорированы профилированными трапециевидными филенками;
профилированный карниз;
в нижней части стен – высокий цоколь;
двери двустворчатые, филенчатые, с лучковым завершением,
с накладным резным декором в виде крупной вихревой акантовой розетки, помещенной в круглую филенку, на каждой створке;
два зеркала настенных в деревянных резных золоченых рамах: с трех сторон обрамление в виде резного дубового венка, перевитого лентами, вверху на Ручка-фаль бронзовая, дверная, с изогнутой рукояткой, завершенной стилизованным акантовым листом; сохранилась бронзовая литая ключевина фигурной формы со стилизованным растительным орнаментом;
время: 2-я пол. ХIХ в.
размер: 300 х 200 мм.
сохранность: в настоящий момент находятся по адресу: В.О., Кожевенная ул., 43.
помещение 1-Н(97) пл. 16.3 кв.м, «Ротонда» (интерьер создан по поекту Р.Гедике):
круглое в плане помещение перекрыто куполом с люкарной в профилированной раме;
купол разделен на восемь трапециевидных профилированных филенок, в поле которых помещены круглые профилированные медальоны, обрамленные лепными гирляндами, перевитыми лентами;
в поле каждого медальона помещена живописная композиция (бумага, темпера (?)) из и музыкальных инструментов, цветов, фруктов, колчанов со стрелами и садовых леек;
время: вт. пол. XIX века.
сохранность: отреставрированы.
стены облицованы искусственным мрамором, декорированы прямоугольными профилированными филенками;
три дверных проема с лучковым завершением а также камин, выполненный из мрамора желто-золотистого цвета,
фланкированы пилястрами композитного ордера на высоких пьедесталах, несущими профилированный карниз;
три двустворчатые филенчатые двери с лучковым завершением, с накладным резным декором в виде крупной вихревой акантовой розетки,
откосы оформлены аналогично створкам;
четыре лепных десюдепорта в виде фигурных рам из листьев аканта с гротескными изображениями играющих путти среди животных, цветов и деревьев;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрированы.
две потайные вогнутые двери, отделанные белым искусственным мрамором;
камин средистенный, двухъярусный, желтого с красными прожилками натурального и искусственного мрамора; портал прямоугольных очертаний, декорирован пилястрами; полка фигурная;
оформление топочного отверстия –-латунное, топка выложена кирпичом;
рама надкаминного зеркала деревянная, профилированная, с пологим завершением;
притопочная плита белого мрамора с тремя прямоугольными вставками серого и красного мрамора;
время: 1875-1877 гг.
размер: 35 х 100 х 130 мм.
Сохранность: отреставрирован.
композицию завершает десюдепорт, аналогичный десюдепортам, венчающим дверные проемы;
помещение 1-Н(113) пл. 49.3 кв.м., (интерьер создан по проекту
Р. Гедике):
живописный плафон: автор – А. Ури - в зеркале потолка, на холсте, с изображением женских и мужских профилей, маскаронов, путти и цветочных гирлянд, с золочеными обводками;
время: 1875-1877 гг.
сохранность: отреставрирован;
плафон заключен в профилированную фигурную раму;
профилированные филенки свода;
лепной профилированный карниз,
в нижней части стен - деревянные резные филенчатые панели;
камин угловой, двухъярусный, красного с белым каррарского мрамора, прямоугольных очертаний, с волютообразными пилястрами;
на фризовой доске – бронзовые накладки из завитков и листьев аканта;
на пилястрах – накладки в виде перевивающихся восьмерок и побегов аканта;
обрамление топочного отверстия чугунное с геометрическим и растительным орнаментом;
рельеф задней стенки топочного проема – гербовая композиция из трех геральдических лилий в картуше, заключенных в профилированную фигурную рамку цветочного орнамента;
притопочная плита прямоугольная, из красного с прожилками и зеленого с белым мрамора;
размер: 43 х 137 х 150 см.
время: 1875-1877 гг.
сохранность: отреставрирован;
надкаминное зеркало в бронзовой золоченой раме, рама имеет узкие зеркальные вставки по периметру; навершие зеркала в виде зеркального картуша в обрамлении плоских бронзовых тяг, листьев аканта и цветочных розеток, вверху и по бокам – изображения маскаронов;
время: 1875-1877 гг.
размер: 138 х 300 см.
сохранность: отреставрировано;
люстра в виде черненой тарелки с бронзовыми накладными пальметтами и медальонами, подвешенной на бронзовых цепях, профитки поддерживают бронзовые летящие лебеди;
время: современная работа по историческому образцу - ПСО «Реставратор», 1970-е гг.
сохранность: отреставрирована;
три латунные штанги (для картин) под карнизами с рельефными цветочными розетками на креплениях;
время: 2-я пол. ХIХ в.
размер: дл. ок. 400 см
сохранность: отреставрированы.
три металлических калориферных ящика, лицевая плоскость в виде панели с прямоугольной филенкой с заполнением из металлической косой сетки с кнопками в местах пересечений;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрированы.
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
три двустворчатые глухие филенчатые двери в откосах;
три подоконные доски, широкие, серого с белыми прожилками мрамора;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрированы;
оконные приборы: шпингалеты, (шесть) как в п.4.
сохранность: отреставрированы;
помещение 1-Н(112) пл. 38.5 кв.м.:
на зеркале потолка в лепной раме – живописное полихромное полотно с изображением белых голубей и амуров, опускающих легкое покрывало на предполагаемый альков;
время: 1875-1877 гг.
сохранность: отреставрирован.
профилированные филенки свода;
лепной профилированный карниз;
нижняя часть стен отделана деревянными филенчатыми панелями с альфрейной разделкой под дуб;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
две двустворчатые, глухие, филенчатые двери, с альфрейной разделкой под дуб;
средистенный камин: одноярусный, белого мрамора, портал прямоугольный, с резными волютообразными пилястрами;
в верхних точках волют – квадратные рамы из бус с вихревыми розетками из листьев аканта, ниже на волютах – резные виноградные лозы;
на фризовой доске – прямоугольная филенка из бус с изображением на цированном фоне резных виноградных лоз и гроздьев;
обрамление топочного отверстия металлические с орнаментом из косой сетки с цветочными розетками в местах пересечений, топка закрывается металлической шторкой;
пол выложен белым изразцом;
притопочная доска широкая, белого мрамора, с прямоугольными вставками
из серого мрамора;
время: 1875-1877 гг.
размер: 45 х 188 х 123 см.
сохранность: отреставрирован;
люстра: корпус патинированной меди в виде ажурного обода со свисающим в центре плоским хрустальным плафоном, подвешенным на латунных прутках;
плафон декорирован алмазной гранью; с обода свисают на прутках 6 плафонодержателей с бахромой из стеклянных трубок;
время: нач. ХХ в.
сохранность: отреставрирована;
подоконные доски (четыре) серого мрамора, фигурные, с профилированным торцом;
сохранность: отреставрированы;
ручка-фаль бронзовая, дверная, с изогнутой рукояткой, завершенной стилизованным акантовым листом; сохранилась бронзовая литая ключевина фигурной формы со стилизованным растительным орнаментом;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрирована;
помещение 1-Н(100) пл. 91.3 кв.м.,
«зеркальный зал» (интерьер создан по эскизам Г.Э Боссе):
живописный плафон (холст, масло) в зеркале потолка с изображением Сафо на острове Лесбос в лепной раме в виде лавровой гирлянды;
время: 1875-1877 гг.
сохранность: отреставрирован;
распалубки свода образуют люнеты, оформленные лепными балюстрадами и гирляндами из гроздей и листьев винограда над ними;
нижняя часть стен облицована деревянными резными панелями;
выше стены разбиты на профилированные фигурные филенки, заполненные рокайльными композициями тонкого лепного рисунка с изображением музыкальных инструментов и военных артибутов;
в завершении - лепной профилированный карниз с поясом иоников на лепных волютообразных кронштейнах;
широкий лепной фриз с горельефными композиции в высоком рельефе с изображением летящих амуров, поддерживающих картуши, декорированные гирляндами;
зеркала в золоченых резных рамах - над камином, на торцевых стенах и в простенках окон;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
четыре двустворчатые двери с накладным резным декором в виде стилизованных раковин и растительного орнамента;
порталы с филенками, заполненными лепным декором;
четыре лепных десюдепорта в виде фигурной рамы из рокайлей с картушами, цветочными гирляндами и плодами;
время: 1875-1877 гг.
сохранность: отреставрированы;
три зеркала настенных в деревянных резных золоченых рамах, резной орнамент в характере рококо: по периметру рамы – рокайли, в верхней части – композиции с изображением воинской арматуры и музыкальных инструментов (барабаны и горны);
размер: 95 х 300 см, шир. багета - 5 см, в настоящий момент рамы находятся по адресу: ул. Большая Морская, д.51.
время: 1875-1877 гг.
сохранность: в процессе реставрации;
два зеркала в деревянных резных золоченых рамах: резьба в характере рококо, навершие в виде картуша и цветочных гирлянд;
размер: 228 х 300 см, шир. багета – 7 см
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрированы;
камин средистенный, белого резного мрамора:
портал в барочных формах, на фризовой доске – резной мотив раковины;
топочное отверстие полуциркульное, таган и колосники чугунные;
время: 1875-1877 гг.
сохранность: отреставрирован;
надкаминное зеркало в деревянной резной золоченой раме с навершием в виде пальмовых ветвей и цветочных гирлянд по сторонам от картуша;
время: 1875-1877 гг.
сохранность: отреставрировано;
люстра золоченой бронзы, двухъярусная;
центральный стержень в форме стилизованного колчана завершен пучком бронзовых акантовых листьев;
рожки 2-го яруса в виде ветвей аканта; замкнута внизу деталью в форме виноградной грозди;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрирована;
четыре подоконные доски серого мрамора;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрированы;
пол* - дубовый наборный паркет «в корзинку» с фризом, из пальметт, выполненным из ценных пород дерева, в технике маркетри;
(*воссоздан);
помещение 1-Н(98) пл. 49.2 кв.м., «Золотая гостиная» (интерьер создан по эскизам Г.Э Боссе):
зеркальный свод - в зеркале потолка -
живописный плафон (холст, масло) с изображением цветов и птиц на фоне неба с облаками;
Время: 2-я пол. ХIХ в.
Сохранность: отреставрирован;
плафон обрамляет лепная рама из профилированных тяг с розетками и поясом из листьев аканта;
свод декорирован лепным рокайльным орнаментом и картушами, окруженными стилизованными ветками и раковинами, в которые вписаны лепные композиции на мифологические сюжеты: дважды «Рождение Афродиты», «Гефест» и «Посейдон»;
стены завершены профилированным карнизом большого выноса с иониками и порезкой;
нижняя часть стен облицована деревянными филенчатыми панелями;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
две двустворчатые филенчатые глухие двери декорированы резными накладками;
средистенный камин, одноярусный, красно-коричневого с разноцветными прожилками мрамора;
в виде фигурного портала с боковыми волютообразными пилястрами;
в центре фриза – накладная бронзовая накладка в виде стилизованной раковины с отходящими вверху перистыми листьями аканта;
обрамление топочного отверстия гипсовое, декорированное лепным орнаментом в виде свисающих пышных ветвей аканта в фигурных филенках;
притопочная плита – коричневого с желтым мрамора с полуовалом в центре;
время: 1875-1877 гг.
сохранность: отреставрирован, в центре фриза бронзовая накладка в виде раковины находится в процессе воссоздания;
люстра золоченой бронзы, трехъярусная, с центральным сложносоставным стержнем с шарообразным корпусом, с рожками в три яруса в виде ветвей аканта;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрирована;
три подоконные доски белого мрамора;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрированы;
приборы оконные: шпингалеты, (шесть) как в п.4;
сохранность: отреставрированы;
три калориферных ящика, металлический;
сохранность: отреставрированы;
помещение 1-Н(101) пл. 70.2 кв.м., «Картинный зал» (интерьер создан по эскизам Г.Э Боссе и Р. Гедике):
стены разбиты парными каннелированными пилястрами с коринфскими капителями, нижняя часть каннелюр декорированы лепными веточками;
пилястры несут антаблемент с профилированным архитравом, декорированным акантами, гладким фризом и карнизом с модульонами и иониками;
постаментом для пилястр служат
деревянные резные панели, оформляющие нижний уровень стен зала;
в зеркале потолка -
живописный плафон (холст, масло) с изображением балюстрады увитой цветами, и павлинов на фоне голубого с облаками неба;
холст, масло.
время: вт. пол. XIX века.
сохранность: отреставрирован;
плафон обрамлен лепной рамой в виде плодовой гирлянды;
в центральных частях восточной и западной стен помещены два живописных панно - «Пейзаж» и «Пейзаж с охотником» (холст, масло), работы живописца французской школы второй половины ХIХ века;
время: 2-я пол. ХIХ в. (?)
размер: 122 х 250.
сохранность: отреставрированы;
панно помещены в профилированные лепные рамы с картушами и гирляндами в верхней части;
люнеты, образованные распалубками с филенками заполнены лепными изображениями картушей в обрамлении плодов;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
дверные проемы оформлены профилированными наличниками с сандриками на волютообразных кронштейнах;
над дверными проемами помещены горельефные изображения ангелов, поддерживающих медальоны;
шесть двустворчатых дверей с накладным декором из рокайлей, листьев и плодов;
пол – дубовый наборный паркет «в шашку» с геометрическим фризом* из ценных пород дерева в виде пальметт;
(*утрачен);
средистенный камин, белого резного мрамора, с порталом в классических формах, на фризовой доске – 2 большие накладные бронзовые стилизованные розетки (по бокам); на боковых пилястрах – бронзовые гермы с женскими головками;
обрамление топочного отверстия чугунное с орнаментом в виде побегов аканта;
притопочная плита белого мрамора с прямоугольной вста¬в¬кой серого с белыми прожилками мрамора;
время: 1875-1877 гг.
размер: 35 х 130 х 190 мм.
сохранность: отреставрирован;
надкаминное зеркало в прямоугольной деревянной золоченой раме с боковыми пилястрами, декорированными резными золочеными лавровыми ветвями с ягодами;
навершие рамы в виде стилизованных резных листьев аканта, перевитых лентами в центре, с опускающими от них на зеркало цветочными гирляндами;
время: 1875-1877 гг.
размер: 6 х 180 х 300 мм.
сохранность: отреставрировано, бронзовые накладки в виде перевитых лавровых ветвей в процессе реставрации по адресу: В.О., Кожевенная, д. 43.
две бра золоченой бронзы (на боковых пилястрах надкаминного зеркала), стенник конусообразный витой, в виде стилизованного факела, замкнутый внизу бантом, с пятью рожками, завершенными розетками;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрированы;
три подоконные доски белого с серыми прожилками мрамора;
сохранность: отреставрированы;
Помещение 1-Н(115) пл. 89.2 кв.м.,
«Бильярдная» (интерьер в «стиле Генриха IV» создан по проекту Р. Гедике):
помещение разделено поперечным прямоугольным порталом на две части;
своды декорированы лепными филенками с полихромной золоченой живописью в них с изображением геометрических орнаментальных мотивов на красном и черном фонах;
угловые лепные филенки украшены полихромным геральдическим изображением вензеля Нарышкиных с княжеской короной на литере «Н», лепными женскими маскаронами и цветочными гирляндами;
в зеркалах потолка – полихромная с золочением живопись, живописные плафоны французской работы;
стиль и колористическое решение соответствуют стилю «второго рококо»;
высокие лепные падуги окрашены под французский лак и расписаны стилизованным полихромным растительным орнаментом;
четыре угловые лепные филенки украшены рельефным полихромным геральдическим изображением вензеля Нарышкиных (княжеская корона на литере «Н», лепным изображением женских головок и гирлянд и розеток;
холст, масло.
время: вт. пол. XIX века.
сохранность: отреставрирован;
лепной профилированный карниз с дентикулами;
нижняя часть стен декорирована филенчатыми панелями черного цвета с золочеными калевками;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
четыре двустворчатые филенчатые глухие двери;
карнизы для портьер - четыре - над окнами, деревянный с резным декором в виде порезки, рокайлей и картушей, черный с золочением;
время: 1875-1877 гг.;
размер: малые (3) – 180 см, большой – 275 см.
сохранность: отреставрированы, находятся по адресу Большая Морская, д. 51.
два -над проемом портала, аналог п.46.
размер: дл. – 604 см.
сохранность: отреставрированы;
камин средистенный, двухъярусный, деревянный, с порталом в классических формах;
фланкирован двумя парами колонн ионического ордера, поддерживающих карниз полного профиля, образующий каминную крышку;
на фризе – резной декор в виде картуша, листьев и гирлянд, а также надпись: «Leys 1877»;
топочный портал чугунный, орнаментирован на боковых стенах картушами с литерой “Н”, вплетенной в корону, на торцевой стенке – изображение щита с одноглавым коронованным орлом;
верхний ярус камина в виде рамы зеркала из порезки с раковинами, с колоннами из резных драпировок с кистями вверху и опоясывающих их веток лавровишни с ягодами; навершие в виде скульптурной композиции из кариатид, поддерживающих разорванный лучковый фронтон;
время: 1877 г.; размер: 45 х 190 х 420 мм., сохранность: отреставрирован;
четыре металлических калориферных ящика, панели – черные, платики – золоченые;
сохранность: отреставрированы;
люстра золоченой бронзы на 12 свт., центральный стержень в виде витой балясины с витым уплощенным шаром, с короной и сдвоенными рожками, поддерживаемыми снизу путти;
время: 2-я пол. Х1Х (?)
сохранность: отреставрирована;
люстра бронзовая на 10 свт., корпус в форме вазона, к которому крепятся кронштейны, декорированные грифонами, удерживающими фигурные цепи; с рожками с профитками, укрепленными по три на кронштейнах;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: отреставрирована;
приборы оконные: четыре латунных шпингалета;
сохранность: 2 прибора утрачено, 4 розетки ручек утрачены;
четыре подоконные доски серого мрамора;
сохранность: отреставрированы;
помещение 1-Н(116) пл. 20.5 кв.м,
«Спальня» (интерьер создан по проекту Р. Гедике):
в центральной части зеркала потолка живописное полотно с изображением натянутого на фоне неба в живописной раме геометрического орнамента платка (или шали) с полихромным рисунком: орнамент в восточном стиле (цветы, птицы, бабочки, дракон). На одной из сторон живописной рамы стилизованная под восточный шрифт надпись и дата в 2 строки: «LEYS 1877»;
холст, масло.
время: 1877г.
сохранность: отреставрирован;
карниз с большим выносом;
свод разделен профилированными тягами на филенки;
профилированный карниз;
нижняя часть стен отделана деревянными филенчатыми панелями;
камин средистенный серо-розового мрамора;
оконный проем обрамлен наличником простого профиля;
между помещениями спальни и будуара - одностворчатая филенчатая глухая дверь;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
камин средистенный, одноярусный, серо-розового мрамора, в виде классического портала;
на боковых пилястрах – резные филенки;
топочное отверстие полуциркульное, обрамление чугунное, с орнаментом в виде косой решетки с маленькими геометризованными розетками в местах пересечения;
топка закрыта металлической шторой с ручкой в виде стилизованного листа аканта;
притопочная плита полихромного мрамора;
время: 2-я пол. ХIХ в.
размер: 40 х 150 х 116 мм.
сохранность: отреставрирован;
карниз для портьер: дерево, резьба, черный (под французский лак), профилированный;
в центральной дугообразно изогнутой части карниза декор в виде картуша с симметричным растительным орнаментом;
историческое местоположение: спальня –10 Н(3) пл. 20 кв.м. –1 (один), будуар10 Н(2) пл. 26,4 кв.м. – два (2);
время: вт. пол. XIX века.
размеры: ок. 200 см
сохранность: отреставрированы; находятся по адресу Большая Морская, д. 51.
подоконная доска белого с серым мрамора, как в п.52.
сохранность: мрамор загрязнен, поцарапан, потемнел;
Приборы
оконные: шпингалеты, (два);
Сохранность: отреставрированы;
помещение 1-Н(117) пл. 26.2 кв.м.,
«Будуар» (интерьер создан по проекту Р. Гедике):
свод разделен профилированными тягами на филенки;
профилированный карниз;
в нижней части стен - деревянные филенчатые панели;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
люстра в виде патинированного медного обода, нижний поддон - ажурный с орнаментом из пальметт, в центре – плафон резного хрусталя, с обода свисают 5 профиток с хрустальными подвесками;
время: нач. ХХ в.
сохранность: отреставрирована;
две подоконные доски белого с прожилками мрамора;
сохранность: отреставрированы;
помещение 1-Н(114) пл. 148.9 кв.м.,
«Театральный зал» (интерьер создан по эскизам Р. Гедике):
зал разделен на две части, в зеркалах потолков – живописные плафоны (холст, масло), работы «в стиле Наполеона III», работы живописца французской школы второй половины ХIХ века: плафон центральной части решен в пастельной колористической гамме - орнаментальная, полихромная живопись в серо-зеленых тонах с геометирическим и растительным орнаментом;
масло по штукатурке.
время: вт. пол. XIX века.
сохранность: отреставрирован;
живописный плафон северной части зала решен более торжественно, ярко, с использованием золота;
живопись орнаментальная, полихромная, с золочением;
сюжетное и колористическое решение соответствует «стилю второго рококо»;
насыщенная колористическая гамма с использованием золота;
богато использованы мотивы рокайля, трельяжных сеток, цветочных гирлянд;
холст, масло;
время: 1876. автор: А. Ури.
сохранность: отреставрирован;
шесть бра на 2 свт., золоченой бронзы с гранеными рожками с завершениями в виде вазонов, декорированных гирляндами;
стенник фигурный с обильным растительным декором;
время: 2-я пол. ХIХ в.
размер: 100 х 65 см.
сохранность: отреставрированы.
карниз для портьер: над дверным проемом, деревянный с резным декором в виде порезки, черный с золочением;
время: 1875-1877 гг.
размер: дл. – ок. 170 см.
сохранность: отреставрирован;
две подоконные доски белого мрамора;
сохранность: отреставрированы;
время:1877 г., размер: дл.ок.200 см.
лепные профилированные тяги свода, расколерованные в черный цвет с золочением, декорированы бусами с катушками;
стены, расчлененные профилированными тягами на филенки, в нижней части отделанные деревянными филенчатыми панелями;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
две двустворчатые глухие филенчатые двери;
одна дверь с лучковым завершением, створки декорированы круглыми розетками;
одна двустворчатая филенчатая глухая дверь с иониками, бусами и порезкой;
помещение 1-Н(106) пл. 58.1 кв.м.:
падуга, стены завершены профилированным карнизом;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
камин угловой, одноярусный, черного мрамора, в виде классического портала, фризовая доска декорирована резным орнаментом в виде волны со стилизованными цветами, по бокам портал фланкируют каннелированные колонны с резными базами и порезкой на капителях;
в верхней части колонну опоясывает резная гирлянда с львиной маской;
обрамление топочного отверстия - чугунное, с орнаментом в виде косой решетки с маленькими круглыми цветочными розетками в местах;пересечения;
топка закрыывается трехчастной шторой с ручкой в виде листа аканта;
притопочная плита белого и черного мрамора с прямоугольными вставками зеленого с прожилками мрамора, прямоугольника и ромба коричневого с прожилками мрамора;
время: 1875-1877 гг.
размер: 44 х 120 х 160 см.
сохранность: отреставрирован;
подоконная доска белого с серыми прожилками мрамора.
Сохранность: отреставрирован;
оконные приборы: шпингалеты (четыре);
сохранность: отреставрированы;
приборы дверные: латунные фалевые ручки в виде плоского листа аканта (два);
сохранность:отреставрированы;
помещение 1-Н(141) пл. 23.1 кв.м.:
свод разделен на филенки;
зеркало потолка потолка по периметру декорировано лепной рамой из стилизованных розеток – пальметт;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
одностворчатая филенчатая глухая дверь;
светильник
плафонный: корпус латунный в форме обода с ажурным орнаментом;
время: нач. ХХ в.
сохранность: отреставрирован;
подоконные доски (две) белого с серыми прожилками мрамора;
сохранность: отреставрированы;
помещения 1-Н(139 и 135) пл. 15.7 и 21.7 кв.м.:
лепная профилированная тяга с меандром;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
две двустворчатые филенчатые глухие двери;
Помещение 1-Н(139) пл. 18.7 кв.м.:
шкаф, орех, тонированный под красное дерево, двухъярусный;
верх – трехчастный; в средней части две створки с остеклением, по сторонам – по одной створке, филенки со скругленными углами;
низ шкафа выступает вперед, створки глухие, оформлены филенками со скругленными углами;
верхний ярус венчает классический карниз с четырьмя поддерживающими его модульонами в виде листа аканта;
время: 2-я пол. ХIХ в.
сохранность: находится в процессе реставрации по адресу: В.О., Кожевенная ул., 43.
подоконная доска белого с серыми прожилками мрамора;
сохранность: отреставрирована;
помещение 1-Н(137) пл. 49.7 кв.м.:
свод декорирован филенками;
профилированный карниз;
на потолке - профилированные тяги, лепной фриз с орнаментом «бегущая волна»;
камин средистенный белого мрамора с резьбой;
оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля;
камин средистенный, одноярусный, белого мрамора;
портал исполнен в классических формах, крышка фигурная с резным орнаментом из иоников снизу;
на фризовой доске – резной орнамент из “бегунка” и стилизованных цветов и листьев аканта;
в центре – сюжетная горельефная композиция с изображением пятерых путти, занима¬ю¬щихся науками;
в центре композиции - изображение кафедры с латинской надписью “DOCTRINA”; портал фланкируют каннелированные полуколонны с резным растительным орнаментом и капителями в виде листьев аканта;
обрамление топочного отверстия чугунное, с орнаментом в виде косой сетки с маленькими цветочными розетками в местах пересечения;
таган простой, на ножках;
топка закрывается шторой;
притопочная плита белого мрамора с тремя прямоугольными вставками светло-серого мрамора; размер: 50 х 188 х 125 мм.
сохранность: отреставрирован;
четыре подоконные доски белого с серыми прожилками мрамора;
сохранность: отреставрированы;
приборы оконные: пингалеты, (восемь);
сохранность: отреставрированы;
две ручки фалевые в виде плоского листа аканта;
ключевины с орнаментом из цветочных гирлянд;
сохранность: отреставрированы;
помещение 1-Н(110) пл. 35.6 кв.м.:
профилированный карниз;
оконный проем обрамлен наличником простого профиля;
три одностворчатые филенчатые глухие двери;
две подоконные доски белого мрамора;
сохранность: отреставрированы;
приборы оконные: четыре латунных шпингалета;
сохранность: отреставрирована;
приборы дверные: ручка фалевая латунная, рычаг ажурный, с изображением грифонов;
сохранность: отреставрирована;
помещения 1-Н(102) и 1-Н(105,140,138,136,134 (объединенные в единое помещение):
профилированные карнизы;
в люнеты вписаны профилированные филенки;
три двустворчатые и две одностворчатые филенчатые глухие двери;
помещение 1-Н(104)
пл. 26.8 кв.м.:
подоконная доска белого мрамора;
сохранность: отреставрирована.
Итого: 186 единиц хранения.
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1780 г., 1855 г., 1875-1876 гг.
Документы
Контакты
- Адрес: Санкт-Петербург, улица Чайковского, дом 29, литера А