Церковь

Объемно-пространственное решение: исторические габариты и «П»-образная конфигурация корпуса, обращенного лицевым фасадом на Английскую наб.; габариты, конфигурация и высотные отметки крыш, материал кровли (листовой металл). Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; междуэтажные перекрытия – местоположение; своды: крестовые с распалубками – ризалита дворового фасада; коробовые и крестовые помещений полуподвала и 1-го этажа лицевого корпуса; исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественное оформление, включая: лестницу приямка с боковыми устоями, облицованными известняковой скобой; лестницу вестибюля – междустенную, со ступенями лещадной плиты, с латунными ковродержателями; парадную лестницу – на опорных пилонах по ползучим аркам с крестовыми сводами, со ступенями лещадной плиты, с площадками облицованными мраморной крошкой в технике тераццо, с бордюром, с балюстрадным штукатурным (?) ограждением, с латунными ковродержателями; служебную лестницу – средистенную, со ступенями и площадками лещадной плиты, с деревянным профилированным поручнем; антаблемент на опорных колоннах – местоположение (восточная, западная и южная стены церковного зала), габариты, конфигурация. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой, указанных в п. 5. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад: двухэтажный, симметричный, на 11 световых осей, выполнен в приемах классицизма; вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст, гладкая штукатурка, выделение цветом декоративных элементов); центральный ризалит с портиком композитного ордера из четырех ¾ колонн и двух ¾ угловых пилястр, увенчанных треугольным фронтоном с профилированными скатами с модульонами – местоположение, габариты, конфигурация; приямок – местоположение (по центральной оси фасада), габариты, конфигурация; дверной проем в полуподвал – местоположение (через приямок), габариты, конфигурация (с лучковым завершением); крыльцо – местоположение (по 10-й, 11-й световым осям), габариты, конфигурация (с забежными ступенями), материал (гранит); исторические дверные проемы – местоположение (по 10-й, 11-й световым осям), габариты, конфигурация (прямоугольные); исторические заполнения дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые полусветлые, с двухчастными остекленными прямоугольными фрамугами), оформление (профилированные прямоугольные и фигурные филенки); исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет*, рисунок расстекловки;*по результатам натурных и архивных исследований оформление оконных проемов: трапециевидные перемычки – над окнами полуподвала; замковые камни, декорированные львиными маскаронами – в уровне 1-го этажа; профилированные полуналичники, переходящие в междуоконную тягу – в уровне 2-го этажа; горизонтальные профилированные филенки – над окнами 2-го этажа; профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы; профилированный гладкий фриз; венчающий профилированный раскрепованный карниз с модульонами; дворовые фасады: материал и характер отделки цоколя – известняк; материал и характер отделки фасадов – гладкая окрашенная штукатурка; ризалит, увенчанный треугольным фронтоном с профилированными скатами – местоположение (по центральным осям фасада), габариты, конфигурация; аркада ризалита из трех полуциркульных арок с замковыми камнями; крыльцо с боковыми устоями – местоположение (левая арка ризалита), габариты, конфигурация, материал (известняк); три прямоугольные ниши – в уровне 2-го этажа ризалита; исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация; заполнение оконных проемов – материал (дерево), рисунок расстекловки, цвет*; *по результатам натурных и архивных исследований междуэтажные тяги и подоконные карнизы; венчающий профилированный карниз; боковые фасады: исторические воротные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение воротных проемов – материал (дерево), конструкция (ворота двухстворчатые); исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация; заполнение оконных проемов – материал (дерево), рисунок расстекловки, цвет*; *по результатам натурных и архивных исследований проемы в уровне 1-го этажа и второго света заглублены в полуциркульные ниши с замковыми камнями; междуэтажные тяги и подоконные карнизы; венчающий профилированный карниз. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: входной тамбур, пом. № 1-Н (1), площадью 13,4 кв. м, вестибюль, пом. № 1-Н (2), площадью 44,8 кв.м.: помещения разделены дубовой трехчастной перегородкой: боковые части – полусветлые с филенками двустворчатые двери, с двухчастными остекленными фрамугами; центральная – фланкирована пилястрами, в центре с фигурной остекленной филенкой, с остекленной фрамугой, фланкированной консолями; оформление потолка – периметральный карниз с модульонами; покрытие пола – полихромная метлахская плитка растительно-геометрического рисунка; заполнение дверного проема – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка; время: XIX в.; верхняя площадка парадной лестницы: оформление потолка и стен – профилированный карниз на кронштейнах, декорированных листом аканта, с порезками иоником, растительным рисунком; орнаментальный лепной фриз; фонарь на 7 свт. с колпаком из прозрачного стекла, в золоченой бронзовой оправе; колпак цилиндрической формы, незначительно расширяющийся кверху, с криволинейным очертанием поверхности; подвешен на четырех цепях; корона в виде каскада с хрустальными подвесками; время: вт.пол. XVIII в.; размеры: высота – 150 см; диаметр – 70 см; заполнение дверных проемов (2) – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка; время: XIX в.; покрытие пола – мраморная крошка в технике тераццо с бордюром; церковный зал, пом. № 1-Н (34), площадью 381,2 кв.м.: оформление потолка – плафон живописный, полихромный, роспись по штукатурке с изображением религиозных символов в лепной раме с лепными розеттами, с порезкой «бусы» по периметру рамы, с лепными золочеными деталями; плафон состоит из отдельных панно различной конфигурации в лепных рамах с орнаментом из позолоченного аканта; люстра золоченой бронзы на 40 свт.; состоит из двух ободов, соединенных между собой и многолепестковой короной цепями; нижний обод на 24 свечи; центральный корпус люстры представляет собой сферу (патинированная бронза) с розеттой и малым штоком, завершенным шишкой; от большого обода к штоку под сферой прикреплены провисающие листья аканта; верхний обод на 16 свечей; к его нижнему краю крепятся провисающие акантовые гирлянды; бобешки в виде цветка-колокола с подвешенной снизу шишкой; время: XIX в.; размер: ок.: диаметр – 120 см; высота – 200 см; количество: три; оформление стен – антаблемент композитного ордера: профилированный карниз с порезкой иоником на кронштейнах, декорированных листом аканта; с золочеными деталями; живописный фриз из надписей на английском языке (у алтаря: «THE SAME YESTERDAY TO DAY AND FOREVER» и цветов, лепными порезками из аканта и бус; пилястры (по периметру помещения), угловые четверть пилястры (на южной и северной стенах), полупилястры (на восточной стене), колонны (по две на восточной, западной и южной стенах), полуколонны (в центре северной стены) с облицовкой искусственным желтым мрамором, с золочеными бронзовыми капителями и базой, окрашенной масляной краской терракотового цвета с полихромным живописным растительным орнаментом; широкий периметральный живописный фриз (масло по штукатурной основе), полихромный, орнаментально-растительный (виноградные лозы с гроздьями) в верхней части стен; оконные проемы с профилированными наличниками с золоченым растительным рельефным орнаментом (по продольным стенам); в нижней части по периметру стен разорванные профилированные тяги с золочением; живописный фриз из розетт (масло по штукатурной основе); по периметру зала под фризом из розетт латунные таблички (шесть) с надписями на английском языке (бронза, латунь); южная стена: прямоугольная ниша, в профилированной лепной рельефно-орнаментированной раме с позолотой; аналогичная по оформлению квадратная ниша над дверным проемом; исторические дверные проемы* – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение дверных проемов (2) – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка; время: XIX в.; около восточного дверного проема многофигурная мозаика "Жены Мироносицы" (полихромная смальта, канторель) в профилированной деревянной раме с золоченым растительным орнаментом – две женские фигуры и ангел; обрамление композиции выполнено в мозаике в виде арки с 2-мя кариатидами по сторонам; в полуциркульную арку вписаны сидящая Мадонна с двумя коленопреклоненными ангелами-младенцами; внизу мозаики картуш с надписью на голубом фоне; на изображении надписи на английском языке: в основании ног Мадонны: «CHARITY», кариатид: «HOPE», «FAITH»; время: ХIХ в. (1894 г.) размер: ширина – 135 см, высота – 300 см; *один дверной проем (западный) общий с проемом верхней площадки парадной лестницы орган – с механической трактурой и механическим приводом, с тремя мануалами, 23 речистрами, педалью (ложной клавиатурой); в корпусе красного дерева, с резьбой; дверцы, закрывающие клавиатуру, задвижные, застеклены; дверцы, ведущие к механизму, дугообразно изогнуты; над клавиатурой надпись и цифры: «Brindley and Foster, 1877»; размер: ок.: высота – 6 м; ширина – 5 м; глубина – 4,5 м.; восточная стена: алтарь: в центре резной дубовый портал из каннелированных колонн коринфского ордера, увенчанных треугольным разорванным фронтоном; в центре полуциркульная ниша с резной дубовой рамой с мозаикой «Господь Вседержитель» (полихромная смальта, канторель); общий колорит в голубовато-серых и пурпурных тонах; вверху композиции изображен сидящий на облаках Христос-Вседержитель, внизу семь фигур святых, из которых три – коленопреклоненные; в нижней части прямоугольная филенка с розеттами; время: ХIХ в.; размер: ширина – 185 см, высота – 450 см; по сторонам портал фланкирован дубовыми панелями с профилированными филенками с патерой; солея прямоугольная в плане, ступени центральной части деревянные, с торцами, орнаментированными живописью золотом по цветному фону; боковые ступени солеи красного мрамора с белыми прожилками, торцы с аналогичной росписью; справа и слева от портала полуциркульные ниши, обрамленные профилированными архивольтами на импостах в виде пилястр с двумя розеттами на капителях; детали позолочены; в нишах – мозаики: справа: полихромная мозаика (смальта, канторель) "Рождество Христово"; общий колорит в серовато-голубых и пурпурных тонах; на фоне строения с двойной аркой и соломенной крышей изображены 4 фигуры перед лежащим в центре младенцем; вверху мозаика имеет полуциркульное завершение; время: ХIХ в. размер: ширина – 130 см, высота – 300 см; слева: полихромная мозаика (смальта, капторель) "Благовещение"; общий колорит такой же, как у предыдущей мозаики; в интерьере изображены коленопреклоненная фигура девы Марии и архангел Гавриил; вверху мозаика имеет полуциркульное завершение; время: ХIХ в.; размер: ширина – 130 см, высота – 300 см; западная стена: картина «Снятие с креста»: время: XIX в.; копия с картины Рубенса П. П.; техника исп.: холст, масло; размер: ок. : ширина – 270 см; высота – 550 см; картина в профилированной золоченой раме из дуба (?) с полуциркульным завершением, с резным растительным рисунком; купель (гипс, мрамор белый, черный, красный, серый, желтый; дуб, медь (крышка) – квадратная чаша на шестигранном основании, фланкированном четырьмя колоннами коринфского ордера (фусты колонн и филенки основания из красного мрамора); с четырех сторон на чаше горизонтальные фризы из цветного мрамора геометрического рисунка с равноконечными крестами в центре; крышка дубовая с медными накладками и ручкой-кольцом; чаша на постаменте в форме квадрифолия; время: XIX в.; размер: ок.: высота – 110 см; длина – 84 см; ширина – 84 см; пятнадцать витражей (цветное стекло, свинцово-паечная протяжка, живописный витраж)*: *в настоящее время витражи демонтированы из окон и недоступны для фотофиксации прямоугольной формы с преобладанием пурпурного, синего и желтого тонов; с центральным изображением святого или святой в полный рост, заключенных в рамку с полуциркульным верхом из квадратных прозрачных стекол с золотистым узором цветка; по краю рамы цветное (из стекла) гротескное обрамление; вверху каждого витража головка шестикрылого Серафима с чередующимися синими и красными крылышками; углы заполнены стилизованным растительным узором; время: XIX в.; северная стена (от востока к западу): «Святой Иаков Великий» (старший) – лик ¾ влево, с седыми волосами и бородой; в левой руке держит евангелие, в правой – посох; одет в черную широкополую шляпу, белый хитон и пурпурную мантию с узором из золотистых розетт; фон вверху красный, внизу – серый; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S.JAMEStheGREAT»; размер: высота – 300 см; ширина – 140 см; «Святой Андрей Первозванный» – лик ¾ влево, с непокрытой головой, волосы и борода светлые, вьющиеся; руками держит Андреевский крест, который стоит перед ним; одет в малиновый хитон и белую мантию с золотистым узором; фон вверху синий, внизу – розовый; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S ANDREW»; размер: высота – 300 см; ширина – 140 см; «Святой Матфий» – лик ¾ влево, с непокрытой головой, волосы и борода седые; в руках держит секиру; одет в зеленый хитон с красной узорчатой каймой и коричневую мантию с узором; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S MATTHIAS»; размер: высота – 300 см; ширина – 140 см; «Святой Симон Кананит» – лик ¾ вправо, с непокрытой головой; изображен с пилой в руках; одет в темно-лиловый хитон с золотистыми ромбовидными розетками и алую мантию на белой подкладке; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S SIMON»; размер: высота – 300 см; ширина – 140 см; «Святой Петр» – лик ¾ влево, в левой руке держит евангелие, в правой – ключи; одет в белый хитон с узором и синюю мантию на красной подкладке; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S PETER»; размер: высота – 300 см; ширина – 140 см; «Божий Пастырь» – лик анфас, в правой руке держит агнца, в левой – посох; одет в пурпурно-красный хитон и белую узорчатую мантию на малиновой подкладке; по нижнему краю надпись английскими буквами: «OUR LORD»; размер: высота – 300 см; ширина – 140 см; «Святой Иоанн Богослов» – лик ¾ вправо, изображен юношей со светлыми волосами; правой рукой благословляет, в левой – держит потир; одет в темно-зеленую мантию на белой подкладке и пурпурно-красный хитон; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S JOHN»; размер: высота – 300 см; ширина – 140 см; «Святой Иуда Фаддей» – лик ¾ влево, изображен старцем с длинными волосами и бородой; в руках держит ковчег; одет в белый хитон с золотистой двойной каймой и малиновую мантию на синей подкладке; фон вверху синий, внизу – темно-лиловый; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S JVDE»; размер: высота – 320 см; ширина – 140 см; «Святой Иаков Праведный» (младший) – лик ¾ вправо, с короткой бородой и курчавыми волосами; в левой руке держит евангелие, в правой – палицу; одет в темно-красный хитон и белую мантию с золотистым узором с каймой, на зеленовато-коричневой подкладке; фон сверху темно-красный, внизу – темно-синий; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S JAMEStheLESS»; размер: высота – 320 см; ширина – 140 см; «Святой Матфей Левий» – лик ¾ вправо, со светлыми волосами и бородой, с ларцом в руках; одет в белый хитон с узором и каймой и малиновую мантию на темно-серой подкладке; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S MATTHEW»; размер: высота – 320 см; ширина – 140 см; «Святой Фома» – лик ¾ вправо, юноша с копьем в правой руке; одет в малиновый хитон, из под которого видна белая одежда, и светло-синюю мантию с яркой каймой; фон сверху светло-малиновый, внизу – темно-зеленый; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S THOMAS»; размер: высота – 320 см; ширина – 140 см; южная стена (от востока к западу): «Святой Варфоломей» – изображен старец с мечом в правой руке и открытой книгой в левой; одет в белый хитон и зеленую мантию на синей подкладке; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S BARTHOLOMEW»; размер: высота – 320 см; ширина – 140 см; «Святой Иоанн Креститель» – изображен с посохом в виде креста в правой руке и евангелием в левой; одет в малиновый хитон с узкой черной каймой и синюю мантию на белой подкладке; размер: высота – 320 см; ширина – 140 см; «Святая Елизавета с детьми» – изображена женская фигура, склонившаяся к трем детям и подающая им хлеб; одета в алую одежду с широкими белыми и узкими желтыми рукавами; две детские фигуры в белом (справа) стоят на коленях, третья – в желтом (слева) стоит с молитвенно сложенными руками; группа изображена под аркой с фигурными колоннами, поставленными одна на другую на шестигранных постаментах; вверху арки головки херувимов, центральная – с нимбом, над ней голубь; на фоне арки пейзаж с замком; внизу надпись на английском языке; размер: высота – 320 см; ширина – 140 см; «Георгий Победоносец» – изображен в латах с красным крестом на груди, в правой руке держит меч, у его левой ноги щит с красным крестом, правой ногой попирает дракона; внизу надпись на английском языке; обрамление в виде арки, аналогичное предыдущему витражу; вверху вместо голубя геральдическое изображение, на фоне арки – пейзаж с морем; размер: высота – 320 см; ширина – 140 см; помещения 1-го этажа: комната № 2: камин (углублен в стене); топка чугунная, прямоугольная; откосы камина облицованы белыми изразцами с росписью цветов голубого тона; время: ХIХ в.; размеры: высота – 100 см, ширина – 120 см; комната № 4: камин средистенный белого мрамора; топка фланкирована каннелированными лопатками; сверху рельефный фриз из лавровых и дубовых ветвей, по углам – розетты; топочное отверстие прямоугольное, по периметру фланкировано листом черного металла с литым рельефом растительного рисунка; с профилированной полочкой; время: ХVIII-ХIХ вв.; размер: высота – 120 см, ширина – 130 см; пом. 2-го этажа: комната около церковного зала: печь средистенная двухъярусная оштукатуренная с мраморной профилированной полочкой; нижний ярус: топочное отверстие фланкировано лопатками; топка прямоугольная с накладкой черного металла с литым орнаментом и лучковым отверстием; верхний ярус: угловые пилястры ионического ордера; профилированная тяга с широким гладким фризом; профилированный венчающий карниз с дентикулами; размер: высота – 340 см, ширина полочки – 193 см; высота нижнего яруса – 119 см; время: ХIХ в.; фрагмент лепной капители с порезками иоником и дентикулами; пом. № 15а: печь угловая белого изразца, 2-ярусная, с полочкой, с закругленными углами; второй ярус с неглубокой нишей; печь на высоком профилированном плинте, с профилированным выносным карнизом; с прямоугольным топочным отверстием; время: 2-я пол. ХIХ в.; размер: глубина – 34 см, ширина – 87 см, высота – 310 см.

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1730-е гг., 1814-1815 гг., 1876 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Галерная улица, дом 57, литера Б