Церковь
Объемно-пространственное решение: исторические габариты и «П»-образная конфигурация корпуса, обращенного лицевым фасадом на Английскую наб.;
габариты, конфигурация и высотные отметки крыш, материал кровли (листовой металл).
Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;
междуэтажные перекрытия – местоположение;
своды:
крестовые с распалубками – ризалита дворового фасада;
коробовые и крестовые помещений полуподвала и 1-го этажа лицевого корпуса;
исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественное оформление, включая:
лестницу приямка с боковыми устоями, облицованными известняковой скобой;
лестницу вестибюля – междустенную, со ступенями лещадной плиты, с латунными ковродержателями;
парадную лестницу – на опорных пилонах по ползучим аркам с крестовыми сводами, со ступенями лещадной плиты, с площадками облицованными мраморной крошкой в технике тераццо, с бордюром, с балюстрадным штукатурным (?) ограждением, с латунными ковродержателями;
служебную лестницу – средистенную, со ступенями и площадками лещадной плиты, с деревянным профилированным поручнем;
антаблемент на опорных колоннах – местоположение (восточная, западная и южная стены церковного зала), габариты, конфигурация.
Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой, указанных в п. 5.
Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад:
двухэтажный, симметричный, на 11 световых осей, выполнен в приемах классицизма;
вид материала отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст, гладкая штукатурка, выделение цветом декоративных элементов);
центральный ризалит с портиком композитного ордера из четырех ¾ колонн и двух ¾ угловых пилястр, увенчанных треугольным фронтоном с профилированными скатами с модульонами – местоположение, габариты, конфигурация;
приямок – местоположение (по центральной оси фасада), габариты, конфигурация;
дверной проем в полуподвал – местоположение (через приямок), габариты, конфигурация (с лучковым завершением);
крыльцо – местоположение (по 10-й, 11-й световым осям), габариты, конфигурация (с забежными ступенями), материал (гранит);
исторические дверные проемы – местоположение (по 10-й, 11-й световым осям), габариты, конфигурация (прямоугольные);
исторические заполнения дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые полусветлые, с двухчастными остекленными прямоугольными фрамугами), оформление (профилированные прямоугольные и фигурные филенки);
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные);
историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет*, рисунок расстекловки;*по результатам натурных и архивных исследований
оформление оконных проемов:
трапециевидные перемычки – над окнами полуподвала;
замковые камни, декорированные львиными маскаронами – в уровне 1-го этажа;
профилированные полуналичники, переходящие в междуоконную тягу – в уровне 2-го этажа;
горизонтальные профилированные филенки – над окнами 2-го этажа;
профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы;
профилированный гладкий фриз;
венчающий профилированный раскрепованный карниз с модульонами;
дворовые фасады:
материал и характер отделки цоколя – известняк;
материал и характер отделки фасадов – гладкая окрашенная штукатурка;
ризалит, увенчанный треугольным фронтоном с профилированными скатами – местоположение (по центральным осям фасада), габариты, конфигурация;
аркада ризалита из трех полуциркульных арок с замковыми камнями;
крыльцо с боковыми устоями – местоположение (левая арка ризалита), габариты, конфигурация, материал (известняк);
три прямоугольные ниши – в уровне 2-го этажа ризалита;
исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;
заполнение оконных проемов – материал (дерево), рисунок расстекловки, цвет*;
*по результатам натурных и архивных исследований
междуэтажные тяги и подоконные карнизы;
венчающий профилированный карниз;
боковые фасады:
исторические воротные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные);
заполнение воротных проемов – материал (дерево), конструкция (ворота двухстворчатые);
исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;
заполнение оконных проемов – материал (дерево), рисунок расстекловки, цвет*;
*по результатам натурных и архивных исследований
проемы в уровне 1-го этажа и второго света заглублены в полуциркульные ниши с замковыми камнями;
междуэтажные тяги и подоконные карнизы;
венчающий профилированный карниз.
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
входной тамбур, пом. № 1-Н (1), площадью 13,4 кв. м, вестибюль, пом. № 1-Н (2), площадью 44,8 кв.м.:
помещения разделены дубовой трехчастной перегородкой:
боковые части – полусветлые с филенками двустворчатые двери, с двухчастными остекленными фрамугами; центральная – фланкирована пилястрами, в центре с фигурной остекленной филенкой, с остекленной фрамугой, фланкированной консолями;
оформление потолка – периметральный карниз с модульонами;
покрытие пола – полихромная метлахская плитка растительно-геометрического рисунка;
заполнение дверного проема – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки);
приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка;
время: XIX в.;
верхняя площадка парадной лестницы:
оформление потолка и стен – профилированный карниз на кронштейнах, декорированных листом аканта, с порезками иоником, растительным рисунком; орнаментальный лепной фриз;
фонарь на 7 свт. с колпаком из прозрачного стекла, в золоченой бронзовой оправе; колпак цилиндрической формы, незначительно расширяющийся кверху, с криволинейным очертанием поверхности; подвешен на четырех цепях; корона в виде каскада с хрустальными подвесками;
время: вт.пол. XVIII в.;
размеры: высота – 150 см; диаметр – 70 см;
заполнение дверных проемов (2) – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки);
приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка;
время: XIX в.;
покрытие пола – мраморная крошка в технике тераццо с бордюром;
церковный зал, пом. № 1-Н (34), площадью 381,2 кв.м.:
оформление потолка – плафон живописный, полихромный, роспись по штукатурке с изображением религиозных символов в лепной раме с лепными розеттами, с порезкой «бусы» по периметру рамы, с лепными золочеными деталями; плафон состоит из отдельных панно различной конфигурации в лепных рамах с орнаментом из позолоченного аканта;
люстра золоченой бронзы на 40 свт.; состоит из двух ободов, соединенных между собой и многолепестковой короной цепями; нижний обод на 24 свечи; центральный корпус люстры представляет собой сферу (патинированная бронза) с розеттой и малым штоком, завершенным шишкой; от большого обода к штоку под сферой прикреплены провисающие листья аканта; верхний обод на 16 свечей; к его нижнему краю крепятся провисающие акантовые гирлянды; бобешки в виде цветка-колокола с подвешенной снизу шишкой;
время: XIX в.;
размер: ок.: диаметр – 120 см; высота – 200 см;
количество: три;
оформление стен – антаблемент композитного ордера:
профилированный карниз с порезкой иоником на кронштейнах, декорированных листом аканта; с золочеными деталями;
живописный фриз из надписей на английском языке (у алтаря: «THE SAME YESTERDAY TO DAY AND FOREVER» и цветов, лепными порезками из аканта и бус;
пилястры (по периметру помещения), угловые четверть пилястры (на южной и северной стенах), полупилястры (на восточной стене), колонны (по две на восточной, западной и южной стенах), полуколонны (в центре северной стены) с облицовкой искусственным желтым мрамором, с золочеными бронзовыми капителями и базой, окрашенной масляной краской терракотового цвета с полихромным живописным растительным орнаментом;
широкий периметральный живописный фриз (масло по штукатурной основе), полихромный, орнаментально-растительный (виноградные лозы с гроздьями) в верхней части стен;
оконные проемы с профилированными наличниками с золоченым растительным рельефным орнаментом (по продольным стенам);
в нижней части по периметру стен разорванные профилированные тяги с золочением;
живописный фриз из розетт (масло по штукатурной основе);
по периметру зала под фризом из розетт латунные таблички (шесть) с надписями на английском языке (бронза, латунь);
южная стена:
прямоугольная ниша, в профилированной лепной рельефно-орнаментированной раме с позолотой;
аналогичная по оформлению квадратная ниша над дверным проемом;
исторические дверные проемы* – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные);
заполнение дверных проемов (2) – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки);
приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка;
время: XIX в.;
около восточного дверного проема многофигурная мозаика "Жены Мироносицы" (полихромная смальта, канторель) в профилированной деревянной раме с золоченым растительным орнаментом – две женские фигуры и ангел; обрамление композиции выполнено в мозаике в виде арки с 2-мя кариатидами по сторонам; в полуциркульную арку вписаны сидящая Мадонна с двумя коленопреклоненными ангелами-младенцами; внизу мозаики картуш с надписью на голубом фоне;
на изображении надписи на английском языке: в основании ног Мадонны: «CHARITY», кариатид: «HOPE», «FAITH»;
время: ХIХ в. (1894 г.)
размер: ширина – 135 см, высота – 300 см;
*один дверной проем (западный) общий с проемом верхней площадки парадной лестницы
орган – с механической трактурой и механическим приводом, с тремя мануалами, 23 речистрами, педалью (ложной клавиатурой);
в корпусе красного дерева, с резьбой; дверцы, закрывающие клавиатуру, задвижные, застеклены; дверцы, ведущие к механизму, дугообразно изогнуты; над клавиатурой надпись и цифры: «Brindley and Foster, 1877»;
размер: ок.: высота – 6 м; ширина – 5 м; глубина – 4,5 м.;
восточная стена:
алтарь: в центре резной дубовый портал из каннелированных колонн коринфского ордера, увенчанных треугольным разорванным фронтоном; в центре полуциркульная ниша с резной дубовой рамой с мозаикой «Господь Вседержитель» (полихромная смальта, канторель); общий колорит в голубовато-серых и пурпурных тонах; вверху композиции изображен сидящий на облаках Христос-Вседержитель, внизу семь фигур святых, из которых три – коленопреклоненные;
в нижней части прямоугольная филенка с розеттами;
время: ХIХ в.;
размер: ширина – 185 см, высота – 450 см;
по сторонам портал фланкирован дубовыми панелями с профилированными филенками с патерой;
солея прямоугольная в плане, ступени центральной части деревянные, с торцами, орнаментированными живописью золотом по цветному фону; боковые ступени солеи красного мрамора с белыми прожилками, торцы с аналогичной росписью;
справа и слева от портала полуциркульные ниши, обрамленные профилированными архивольтами на импостах в виде пилястр с двумя розеттами на капителях; детали позолочены;
в нишах – мозаики:
справа:
полихромная мозаика (смальта, канторель) "Рождество Христово"; общий колорит в серовато-голубых и пурпурных тонах; на фоне строения с двойной аркой и соломенной крышей изображены 4 фигуры перед лежащим в центре младенцем; вверху мозаика имеет полуциркульное завершение;
время: ХIХ в.
размер: ширина – 130 см, высота – 300 см;
слева:
полихромная мозаика (смальта, капторель) "Благовещение"; общий колорит такой же, как у предыдущей мозаики; в интерьере изображены коленопреклоненная фигура девы Марии и архангел Гавриил; вверху мозаика имеет полуциркульное завершение;
время: ХIХ в.;
размер: ширина – 130 см, высота – 300 см;
западная стена:
картина «Снятие с креста»:
время: XIX в.; копия с картины Рубенса П. П.;
техника исп.: холст, масло;
размер: ок. : ширина – 270 см; высота – 550 см;
картина в профилированной золоченой раме из дуба (?) с полуциркульным завершением, с резным растительным рисунком;
купель (гипс, мрамор белый, черный, красный, серый, желтый; дуб, медь (крышка) – квадратная чаша на шестигранном основании, фланкированном четырьмя колоннами коринфского ордера (фусты колонн и филенки основания из красного мрамора); с четырех сторон на чаше горизонтальные фризы из цветного мрамора геометрического рисунка с равноконечными крестами в центре; крышка дубовая с медными накладками и ручкой-кольцом; чаша на постаменте в форме квадрифолия;
время: XIX в.;
размер: ок.: высота – 110 см; длина – 84 см; ширина – 84 см;
пятнадцать витражей (цветное стекло, свинцово-паечная протяжка, живописный витраж)*:
*в настоящее время витражи демонтированы из окон и недоступны для фотофиксации
прямоугольной формы с преобладанием пурпурного, синего и желтого тонов;
с центральным изображением святого или святой в полный рост, заключенных в рамку с полуциркульным верхом из квадратных прозрачных стекол с золотистым узором цветка; по краю рамы цветное (из стекла) гротескное обрамление; вверху каждого витража головка шестикрылого Серафима с чередующимися синими и красными крылышками; углы заполнены стилизованным растительным узором;
время: XIX в.;
северная стена (от востока к западу):
«Святой Иаков Великий» (старший) – лик ¾ влево, с седыми волосами и бородой; в левой руке держит евангелие, в правой – посох; одет в черную широкополую шляпу, белый хитон и пурпурную мантию с узором из золотистых розетт; фон вверху красный, внизу – серый;
по нижнему краю надпись английскими буквами: «S.JAMEStheGREAT»;
размер: высота – 300 см; ширина – 140 см;
«Святой Андрей Первозванный» – лик ¾ влево, с непокрытой головой, волосы и борода светлые, вьющиеся; руками держит Андреевский крест, который стоит перед ним; одет в малиновый хитон и белую мантию с золотистым узором; фон вверху синий, внизу – розовый;
по нижнему краю надпись английскими буквами: «S ANDREW»;
размер: высота – 300 см; ширина – 140 см;
«Святой Матфий» – лик ¾ влево, с непокрытой головой, волосы и борода седые; в руках держит секиру; одет в зеленый хитон с красной узорчатой каймой и коричневую мантию с узором; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S MATTHIAS»;
размер: высота – 300 см; ширина – 140 см;
«Святой Симон Кананит» – лик ¾ вправо, с непокрытой головой; изображен с пилой в руках; одет в темно-лиловый хитон с золотистыми ромбовидными розетками и алую мантию на белой подкладке;
по нижнему краю надпись английскими буквами: «S SIMON»;
размер: высота – 300 см; ширина – 140 см;
«Святой Петр» – лик ¾ влево, в левой руке держит евангелие, в правой – ключи; одет в белый хитон с узором и синюю мантию на красной подкладке; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S PETER»;
размер: высота – 300 см; ширина – 140 см;
«Божий Пастырь» – лик анфас, в правой руке держит агнца, в левой – посох; одет в пурпурно-красный хитон и белую узорчатую мантию на малиновой подкладке; по нижнему краю надпись английскими буквами: «OUR LORD»;
размер: высота – 300 см; ширина – 140 см;
«Святой Иоанн Богослов» – лик ¾ вправо, изображен юношей со светлыми волосами; правой рукой благословляет, в левой – держит потир; одет в темно-зеленую мантию на белой подкладке и пурпурно-красный хитон; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S JOHN»;
размер: высота – 300 см; ширина – 140 см;
«Святой Иуда Фаддей» – лик ¾ влево, изображен старцем с длинными волосами и бородой; в руках держит ковчег; одет в белый хитон с золотистой двойной каймой и малиновую мантию на синей подкладке; фон вверху синий, внизу – темно-лиловый; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S JVDE»;
размер: высота – 320 см; ширина – 140 см;
«Святой Иаков Праведный» (младший) – лик ¾ вправо, с короткой бородой и курчавыми волосами; в левой руке держит евангелие, в правой – палицу; одет в темно-красный хитон и белую мантию с золотистым узором с каймой, на зеленовато-коричневой подкладке; фон сверху темно-красный, внизу – темно-синий; по нижнему краю надпись английскими буквами:
«S JAMEStheLESS»;
размер: высота – 320 см; ширина – 140 см;
«Святой Матфей Левий» – лик ¾ вправо, со светлыми волосами и бородой, с ларцом в руках; одет в белый хитон с узором и каймой и малиновую мантию на темно-серой подкладке; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S MATTHEW»;
размер: высота – 320 см; ширина – 140 см;
«Святой Фома» – лик ¾ вправо, юноша с копьем в правой руке; одет в малиновый хитон, из под которого видна белая одежда, и светло-синюю мантию с яркой каймой; фон сверху светло-малиновый, внизу – темно-зеленый; по нижнему краю надпись английскими буквами:
«S THOMAS»;
размер: высота – 320 см; ширина – 140 см;
южная стена (от востока к западу):
«Святой Варфоломей» – изображен старец с мечом в правой руке и открытой книгой в левой; одет в белый хитон и зеленую мантию на синей подкладке; по нижнему краю надпись английскими буквами: «S BARTHOLOMEW»;
размер: высота – 320 см; ширина – 140 см;
«Святой Иоанн Креститель» – изображен с посохом в виде креста в правой руке и евангелием в левой; одет в малиновый хитон с узкой черной каймой и синюю мантию на белой подкладке;
размер: высота – 320 см; ширина – 140 см;
«Святая Елизавета с детьми» – изображена женская фигура, склонившаяся к трем детям и подающая им хлеб; одета в алую одежду с широкими белыми и узкими желтыми рукавами; две детские фигуры в белом (справа) стоят на коленях, третья – в желтом (слева) стоит с молитвенно сложенными руками; группа изображена под аркой с фигурными колоннами, поставленными одна на другую на шестигранных постаментах; вверху арки головки херувимов, центральная – с нимбом, над ней голубь; на фоне арки пейзаж с замком; внизу надпись на английском языке;
размер: высота – 320 см; ширина – 140 см;
«Георгий Победоносец» – изображен в латах с красным крестом на груди, в правой руке держит меч, у его левой ноги щит с красным крестом, правой ногой попирает дракона; внизу надпись на английском языке; обрамление в виде арки, аналогичное предыдущему витражу; вверху вместо голубя геральдическое изображение, на фоне арки – пейзаж с морем;
размер: высота – 320 см; ширина – 140 см;
помещения 1-го этажа:
комната № 2:
камин (углублен в стене); топка чугунная, прямоугольная; откосы камина облицованы белыми изразцами с росписью цветов голубого тона;
время: ХIХ в.;
размеры: высота – 100 см, ширина – 120 см;
комната № 4:
камин средистенный белого мрамора; топка фланкирована каннелированными лопатками; сверху рельефный фриз из лавровых и дубовых ветвей, по углам – розетты; топочное отверстие прямоугольное, по периметру фланкировано листом черного металла с литым рельефом растительного рисунка; с профилированной полочкой;
время: ХVIII-ХIХ вв.;
размер: высота – 120 см, ширина – 130 см;
пом. 2-го этажа:
комната около церковного зала:
печь средистенная двухъярусная оштукатуренная с мраморной профилированной полочкой;
нижний ярус: топочное отверстие фланкировано лопатками; топка прямоугольная с накладкой черного металла с литым орнаментом и лучковым отверстием; верхний ярус: угловые пилястры ионического ордера; профилированная тяга с широким гладким фризом; профилированный венчающий карниз с дентикулами;
размер: высота – 340 см, ширина полочки – 193 см; высота нижнего яруса – 119 см;
время: ХIХ в.;
фрагмент лепной капители с порезками иоником и дентикулами;
пом. № 15а:
печь угловая белого изразца, 2-ярусная, с полочкой, с закругленными углами; второй ярус с неглубокой нишей; печь на высоком профилированном плинте, с профилированным выносным карнизом; с прямоугольным топочным отверстием;
время: 2-я пол. ХIХ в.;
размер: глубина – 34 см, ширина – 87 см, высота – 310 см.
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1730-е гг., 1814-1815 гг., 1876 г.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Галерная улица, дом 57, литера Б