Иоанновский монастырь с часовней, садом и оградой

Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, расположенного на участке, ограниченном с юга набережной реки Карповки, с востока – Вяземским переулком, с севера – улицей Профессора Попова, и включающего: 1. Монастырь; 2. Ограду; 3. Сад; 4. Часовню; пространственно-планировочная композиция, включая местоположение монастыря, ограды, сада и часовни. Монастырь: Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация основного объема четырехэтажного здания, на подвалах, состоящего из нескольких корпусов с внутренним прямоугольным двором и двумя арочными проездами: лицевого корпуса (прямоугольного в плане, усложненного алтарной апсидой – трехгранной, трапециевидной в уровне 1-2-го этажей, полуциркульной в уровне 3-го этажа, с завершением в виде полусферы), включая объем пятиглавого храма; западного корпуса (прямоугольного) с высокой колокольней (восьмерик на четверике, увенчанный шлемовидной главой на высоком барабане); северного корпуса (сложной конфигурации) со скругленным восточным углом; габариты, конфигурация и высотные отметки крыши, куполов, колокольни; пять куполов, со шлемовидными главками, с барабанами, декорированными облицовочным кирпичом в виде полосатой кладки, с узкими оконными проемами с полуциркульным завершением, барабан центральной главы, с гладкими ¾ колоннами с кубическими капителями, в межоконных простенках; исторический материал покрытия – керамическая плитка; исторический рисунок и характер отделки (золочение) крестов. Конструктивная система здания: исторические наружные и внутренние капитальные стены; исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий (для помещений без архитектурно-художественной отделки); воротные проезды, перекрытые полуциркульными сводами с распалубками и подпружными арками; сводчатые перекрытия: парусные с подпружными арками (вестибюль); четыре гладких колонны красного гранита с кубическими капителями; купольный свод на парусах, опирающийся на четыре гладких колонны красного гранита с кубическими капителями (Храм Иоанна Рыльского); конха центральной апсиды с распалубками (Храм Иоанна Рыльского); перекрытия коробовыми сводами с распалубками и подпружными арками (Храм-усыпальница); парусные своды притвора на подпружных арках (Храм Двенадцати Апостолов); гладкие колонны алтарной части, с орнаментированными капителями (Храм Двенадцати Апостолов); сводчатые и купольные перекрытия основного объема храма (Храм Двенадцати Апостолов); гладкие отдельно стоящие и сдвоенные колонны притвора с кубическими капителями (Храм Двенадцати Апостолов); прусские своды верхней лестничной площадки лестницы Л-1; Парадная лестница: двухмаршевая, с известняковыми ступенями, на косоурах; исторические ограждения лестничных маршей: кованого черного металла, с фризом в виде волютообразных завитков, со стилизованными крестами, вписанными в круг, между которыми располагаются растительные побеги и цветы, воссозданное ограждение – материал и рисунок; Лестница, ведущая в Храм-Усыпальницу: двухмаршевая, с мраморными ступенями; исторические ограждения лестничных маршей, кованые, в виде гладких и витых вертикальных стержней; Лестница Л-1: двухмаршевая, с известняковыми ступенями, на косоурах; исторические ограждения лестничных маршей, кованые, в виде гладких и витых вертикальных стержней, в основании лестницы волютообразный завиток; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, включая исторические габариты Храма Двенадцати Апостолов и Храма Иоанна Рыльского. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение лицевых фасадов в приемах историзма с использованием элементов русско-византийского стиля, с имитацией двухцветной кладки и выделением цокольного и 1-го этажей однотонной темной облицовкой; цоколь красного гранита, на западном фасаде и фасаде внутреннего двора – известняковый; материал и характер обработки фасадной поверхности: облицовочный кирпич темно-серого цвета с имитацией ленточного руста (в уровне цокольного и 1-го этажей), облицовочный кирпич в виде полосатой кладки темно-серого и серого цветов (в уровне 2-го и 3-го этажей и барабанов куполов); межэтажные профилированные карнизы в уровне 1-2-го и 2-3-го этажей; подоконные карнизы в уровне 3-го этажа и в уровне оконных проемов 2-го яруса 3-го этажа; габариты и конфигурация (прямоугольная, с полуциркульным завершением) оконных проемов; историческия заполнения оконных проемов – материал (дерево, металл), рисунок расстекловки и цветовое решение; профилированный венчающий карниз, в т. ч.: с аркатурным поясом и фризом с имитацией каменной резьбы (крещатый орнамент) на южном фасаде, с фризом «псковский бегунец» (в завершении объема алтарной апсиды и переходной галереи), с аркатурным поясом на восточном фасаде и фасаде внутреннего двора; южный фасад: портал парадного входа, с полуциркульным завершением, в профилированном орнаментированном обрамлении с имитацией каменной резьбы (растительный орнамент); оформление оконных проемов: с веерной кладкой облицовочного кирпича по архивольтам (в уровне 2-го этажа); с гладкой полуколонкой и кубической капителью с имитацией каменной резьбы в межоконном простенке, с гладкими сдвоенными колонками с кубическими капителями в межоконных простенках (в уровне 2-го этажа в подкупольной части); с полуциркульным завершением веерной кладки облицовочного кирпича, с полуколонками и ¾ гладкими колонками с кубическими капителями с имитацией каменной резьбы в межоконных простенках; сдвоенные проемы объединены профилированным архивольтом, концы которого зрительно опираются на стилизованные гирьки, под архивольтом круглая неглубокая ниша в обрамлении растительного орнамента с имитацией каменной резьбы (в уровне 3-го этажа в подкупольной части); в неглубоких нишах, фланкированные гладкими полуколонками с кубическими капителями, с прямоугольными нишками в подоконном пространстве нижнего яруса окон (в уровне 3-го этажа, на боковом крыле); венецианское окно (тройное) под аттиком: с полуциркульным завершением с гладкими полуколонками и кубической капителью, декорированной имитацией каменной резьбы в межоконных простенках; аттик треугольной формы над тройным окном 3-го этажа, с профилированным карнизом, декорированным лепной порезкой, аркатурно-колончатым поясом в подкарнизной части и лепной вставкой с имитацией каменной резьбы над центральным окном (крест в обрамлении завитков растительного орнамента); восточный фасад: оформление оконных проемов: с веерной кладкой облицовочного кирпича по архивольтам (в уровне 2-го и 3-го этажей); наличники с имитацией каменой резьбы (в уровне 1-го этажа); гладкие сдвоенные колонки и полуколонки с гладкими кубическими капителями (в уровне 2-го и 3-го этажей); декоративные вставки, имитирующие каменную резьбу: кресты в неглубоких нишах, в подоконных простенках на уровне 3-го этажа; небольшие аттики треугольной формы; западный фасад: портал входа с полуциркульным завершением, в неглубокой нише; исторический металлодекор: створы ворот кованого железа, из вертикальных стержней, оканчивающиеся тремя полуциркульными арками, с накладками в виде крестов, верхняя часть ворот в виде поясов растительного орнамента; оформление оконных проемов: известняковые наличники (в уровне цокольного этажа); веерная кладка облицовочного кирпича по архивольтам (в уровне 2-го и 3-го этажей); центральный ризалит с треугольным аттиком, увенчанный колокольней; оформление венецианского (тройного) окна – гладкие полуколонки с кубическими капителями в межоконных простенках (в уровне 3-го этажа ризалита с колокольней); оформление барабана колокольни – гладкие полуколонны с кубическими капителями; аттик треугольной формы с аркатурно-колончатым поясом; фасад внутреннего двора: оформление оконных проемов - с веерной кладкой облицовочного кирпича по архивольтам (в уровне 2-го и 3-го этажей). небольшие аттики треугольной формы; архитектурно-художественное решение дворового фасада лицевого корпуса аналогично решению южного фасада. Декоративно-художественная и (или) цветовая отделка интерьеров: Вестибюль парадного входа: внутреннее дверное заполнение: двери двустворчатые (дуб), глухие в нижней трети, каждая створка в нижней трети на четыре фигарейные филенки, в верхней части остекленные, боковые одностворчатые двери меньшего размера, в нижней глухой трети на две фигарейные филенки, фрамуга, остекленная на четыре стекла, коробового очертания; облицовка пола узорчатой рельефной метлахской плиткой в два цвета (коричневый, желтый) с бордюром в виде ромбов; облицовка пола метлахской плиткой в три цвета (желтый, коричневый, бежевый) с орнаментальным поясом в русско-византийском стиле; дверной проем с историческим деревянным заполнением: дверь двустворчатая, глухая, на три фигарейные филенки, левая створка уже правой, с остекленной на два стекла фрамугой полуциркульного очертания; облицовка пола метлахской плиткой в три цвета (желтый, коричневый, бежевый) с орнаментальным поясом в русско-византийском стиле; ступени, ведущие в храм Иоанна Рыльского, облицованные метлахской плиткой «щетка» бежевого цвета; дверной проем с историческим деревянным заполнением: двери двустворчатые (дуб), глухие, каждая створка на три фигарейные филенки, боковая панель на три глухие филенки, с остекленной фрамугой полуциркульного очертания; храм Иоанна Рыльского: облицовка пола метлахской плиткой сложного рисунка: крещато-звездчатый орнамент (бежевый, светло-коричневый, темно-коричневый) в центральной части, розетки, вписанные в круг с бордюром крещатого орнамента (голубой, желтый, бордовый) в боковых пределах;облицовка пола метлахской плиткой сложного рисунка, имитирующей мозаику с бордюром «плетенка» на солие и в алтарной части, край солии облицован плиткой «щетка»; исторические оконные заполнения внутренних рам; Лестница, ведущая в Храм-Усыпальницу: облицовка пола нижней площадки метлахской плиткой в два цвета: желтый, голубой; храм-усыпальница: облицовка пола метлахской плиткой в два цвета: желтый, голубой; Парадная лестница: облицовка пола межэтажных площадок и площадок 2-го и 3-го этажей метлахской плиткой в два цвета (желтый, голубой), с бордюром из стилизованных ромбов; Лестница Л-1: облицовка пола межэтажных площадок метлахской плиткой в два цвета (желтый, коричневый), с бордюром из стилизованных ромбов; Храм Двенадцати Апостолов: решетка входной зоны храма Двенадцати Апостолов, кованого черного металла, с крестами в обрамлении стилизованных растительных побегов, воссозданные створы ворот – материал и рисунок заполнения; облицовка пола метлахской плиткой в два цвета: голубой, желтый, с бордюром из стилизованных ромбов; оформление плоского перекрытия притвора - профилированные тяги. Ограда: Объемно-пространственное решение и конструктивная система: исторические местоположение, габариты и конфигурация кирпичной ограды (за исключением въездных ворот (позднейшие)); столбы с лучковым завершением. Архитектурно-художественное решение: материал и характер оформления стен ограды – окрашенная штукатурка, пояс из полуциркульных нишек. Сад: Объемно-пространственное и планировочное решение, рельеф: историческая объемно-пространственная и планировочная композиция сада; исторические габариты и материал дорожек (набивные на щебеночном основании); рельеф – ровный. Насаждения: рядовые и солитерные посадки деревьев; газоны; исторический видовой состав: старовозрастные и средневозрастные деревья ценных пород (рядовые посадки ив вдоль восточной границы сада, дубы в групповых и солитерных посадках). Часовня: Объемно-пространственное решение и конструктивная система: габариты и конфигурация здания часовни, воссозданного в 1999 – 2000 гг. по архивным чертежам; габариты и конфигурация (скатная) крыши и купола на барабане, исторические материал (металл) и колер их окраски; исторический рисунок и характер отделки (золочение) креста. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов, воссозданных в 1999 – 2000 гг.

Ансамбль регионального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1899-1900 гг.

Документы

Контакты

  • Адрес: город Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 45, литеры А, Д