Демидовский дом призрения трудящихся
Объемно-пространственное и планировочное решение:
пространственно-планировочная композиция ансамбля, местоположение входящих в него элементов, исторически сложившиеся визуальные связи между ними, соотношение застроенных, незастроенных и озелененных пространств;
состав ансамбля:
1.Гимназия женская (№ 6 на схеме);
2.Главный дом с четырьмя флигелями (№№ 1-5 на схеме);
3.Сад (№ 7 на схеме).
I. «Гимназия женская», 1903-1904 гг., расположенная по адресу: набережная реки Мойки, дом 108, литера А:
Объемно-пространственное решение: историческое местоположение, габариты и конфигурация прямоугольного в плане здания, расположенного в северной части территории ансамбля, по красной линии наб. р. Мойки, к западному и восточному фасадам примыкают флигели главного дома;
габариты, высотные отметки и конфигурация крыши (скатная), материал кровли (листовой металл).
Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;
исторические отметки междуэтажных перекрытий – местоположение;
своды: прусские по металлическим балкам – воротного проезда, вестибюля, верхней площадки парадной лестницы, коридоров 2-3-го этажей;
исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественная отделка, включая парадную лестницу – двухмаршевую, на косоурах, с известняковыми ступенями, с латунными ковродержателями, с площадками, облицованными метлахской плиткой геометрического рисунка с бордюром, с литым металлическим ограждением в виде вертикальных прутьев с перехватами, с профилированным деревянным поручнем, с площадками по сводам;
юго-западную лестницу – двухмаршевую, с известняковыми ступенями и площадками (рисунок укладки плит – геометрический), с металлическим ограждением ажурного рисунка, с профилированным деревянным поручнем;
лестницу на чердак (из пом. № 13, площадью 177,3 кв.м.) – металлическую, винтовую, сегментную на опорном стержне;
лестницу галереи-перехода в главный дом – междустенную, с известняковыми ступенями, с площадками, облицованными метлахской плиткой – рисунок (соты), цвет (бежевый, серый, коричневый).
Объемно-планировочное решение: объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад:
трехэтажный, симметричный, на 13 световых осей, в приемах эклектики;
вид материала и характер отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – сочетание неоштукатуренных кирпичных плоскостей стен с оштукатуренными деталями;
воротный проезд – местоположение (по 2-й световой оси), габариты, конфигурация (с лучковым завершением);
исторический дверной проем – местоположение (по 7-й световой оси), габариты, конфигурация (с лучковым завершением);
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные – в уровне 1-2-го этажей; полуциркульные – в уровне 3-го этажа и по центральной оси);
исторический рисунок, цвет (коричневый), оконных заполнений;
оформление оконных проемов:
оконные перемычки – в уровне 1-го этажа;
профилированные наличники, линейные сандрики, замковые камни – в уровне 2-го этажа;
профилированные полуциркульные наличники – в уровне 3-го этажа;
оформление оконных проемов по центральной оси:
подоконные доски;
профилированный архивольт на импостах в виде профилированного подоконного карниза фасада – центральное окно;
контрналичники – в уровне 2-го света;
рустованные пилястры – в оформлении центральной оси фасада и четырех крайних осей – в уровне 2-3-го этажей;
профилированные подоконные карнизы, гладкий фриз;
венчающий профилированный карниз;
историческая звонница – местоположение (по центральной оси фасада), габариты, конфигурация (трехчастная полуциркульная аркада с тремя полуциркульными проемами), оформление (профилированные архивольты, фигурные ниши, прямоугольные навершия);
парапетное ограждение крыши – парапетные тумбы с металлическими секциями между ними (литье, ковка; рисунок);
дворовые фасады (здания гимназии и галереи-перехода):
вид материала и характер отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка;
ризалит центральных осей, соединенный с галереей-переходом в главный дом – местоположение, габариты, конфигурация;
исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные; полуциркульные оконные – по трем крайним осям в уровне 3-го этажа);
исторический материал, цвет (по результатам натурных и архивных исследований) и рисунок оконных заполнений;
оформление оконных проемов – профилированные наличники, подоконные доски;
профилированный венчающий карниз.
проходная арка галереи-перехода – местоположение, габариты, конфигурация (с коробовым завершением).
Декоративно-художественная отделка интерьеров:
тамбур входа: местоположение, габариты, конфигурация;
покрытие пола – полихромная метлахская плитка геометрического рисунка с бордюром;
заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые с боковыми нестворными частями и остекленной трехчастной фрамугой), оформление (профилированные филенки, верхние – остекленные; лопатки, профилированный венчающий карниз);
приборы дверные – ручка-скоба с круглым деревянным стержнем с латунными наконечниками на круглых цапфах;
парадная лестница:
оформление стен – профилированные филенки;
покрытие пола площадок – полихромная метлахская плитка геометрического рисунка с бордюром;
оформление междуэтажных площадок и проемов в коридоры – трехцентровые арки с профилированными филенками с выкружками;
заполнение проемов коридоров – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые с боковыми нестворными частями с остекленными фрамугами с коробовым завершением, оформление (профилированные филенки, верхние – остекленные);
междуэтажная площадка (в уровне вестибюля):
печь средистенная, белого изразца, одноярусная; на профилированном плинте с полосой иоников; со скругленными углами с двумя рядами рельефных цветочных розетт (через один ряд в профилированном обрамлении-ромбе); фриз с рельефными листьями аканта и медальоном в центре; навершие из лучкового фронтона с акротериями в виде пальметт, в тимпане фронтона рельефная композиция из змеиных головок, по очертаниям напоминающая прописную букву «Н»; под карнизом в центре – латунная вьюшка;
время: нач. XX в.;
размер: ок.: высота – 300 см; ширина – 90 см; глубина – 20 см;
количество: 2;
оформление потолка парадной лестницы – профилированный карниз, с лепной круглой розеттой из цветочной гирлянды в центре; внутри нее восьмигранник с вогнутыми сторонами с пальметтами на углах; по четырем углам крупные пальметты из аканта, выходящие за внешнее обрамление; внутри восьмиугольника лепные цветы, акант, многолепестковая розетка;
верхняя площадка парадной лестницы:
в центре арочного проема фрагмент встроенного фонаря – латунный чеканный обод;
время: нач. XX в.;
дверной и оконные проемы (в пом. № 2, площадью 64,7 кв.м.) – местоположение (верхняя площадка лестницы), габариты, конфигурация (с полуциркульным завершением), оформление (профилированные наличники);
заполнение оконных проемов – материал (дерево), рисунок расстекловки;
заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые с полуциркульной остекленной трехчастной фрамугой), оформление (профилированные филенки);
верхняя площадка парадной лестницы и вестибюль:
печь средистенная, белого изразца, одноярусная; с профилированным плинтом; со скругленными углами с рельефным орнаментом из пальметт с волютами; с рельефным растительным фризом с пальметтой в центре; навершие из лучкового фронтона с полосами «бус» и акротериев; в тимпане фронтона композиция из картуша с овом и двумя пальмовыми ветвями;
время: нач. XX в.;
размер: ок.: высота – 300 см; ширина – 90 см; глубина – 20 см;
количество: 4;
покрытие пола вестибюля – полихромная метлахская плитка геометрического рисунка (соты);
коридоры 2-3-го этажей:
покрытие пола – полихромная метлахская плитка геометрического рисунка (соты);
коридор 2-го этажа (пом. № 3, площадью 57,4 кв.м.):
печь средистенная, одноярусная, металлическая с рифленой фронтальной частью и скругленными углами; с профилированными плинтом и карнизом (в настоящее время облицовка утрачена); с прямоугольным топочным отверстием;
время: нач. XX в.;
пом. № 16, площадью 18,7 кв.м.:
оформление потолка – профилированный карниз, в центре – овальная лепная розетта из венка перевитого лентой с двумя вазонами по сторонам с двойным обрамлением из лент и цветочных гирлянд;
печь угловая, двухъярусная, глазурованного белого изразца, со скругленными углами с рельефным рисунком из цветочных гирлянд в виде волютообразных завитков; с профилированным плинтом с полосой жемчужника и фризом из листьев аканта (?); с профилированной фигурной полочкой; с рельефным фризом из картушей, увенчанных рокайлями; с профилированным карнизом с акротериями из волют с пальметтами, центральный акротерий крупнее остальных с картушем с овом; топочное отверстие прямоугольное с латунной дверцей; в верхней части на боковых сторонах – латунные вьюшки;
время: нач. XX в.;
пом. № 17, площадью 29,8 кв.м.:
оформление потолка – профилированный карниз, в центре перекрытия овальная лепная розетта: многолучевая розетта в профилированном овальном обрамлении фланкированном по сторонам двумя картушами с овами, увенчанными вазонами и по другим сторонам двумя женскими маскаронами в картушах из волют; пространство вокруг заполнено цветочно-лиственным орнаментом;
печь угловая, двухъярусная, глазурованного кремового изразца, с позолотой;
с профилированным плинтом и полочкой, декорированными полосой ионика; нижний ярус – по углам фронтальной стороны рельефные изразцы растительного рисунка с розеттой в ромбе в центре; верхний ярус – со скругленными углами с рельефным рисунком из виноградных (?) листьев, верхняя часть решена в виде капителей колонн; с широким фризом стилизованного ложчатого орнамента с рельефными композициями из овов в картушах в обрамлении пальмовых ветвей в центре и по углам (правый угол в уровне карниза утрачен) с порезками геометрического рисунка; навершие – с профилированным карнизом с полосой жемчужника и лучковым фронтоном с вазоном с провисающей гирляндой; под фризом в центре – латунная вьюшка с шестигранной ручкой;
время: нач. XX в.;
пом. № 14, площадью 38,4 кв. м.:
оформление потолка – профилированный карниз, профилированные прямоугольные и фигурная рамы; в угловых резервах лепные композиции из вазонов с фруктами (в центре – ананас) и акантовых волют; в центре перекрытия – лепная розетта: многолепестковая розетта в двойном овальном профилированном обрамлении со стилизованным ложчатым орнаментом; по сторонам обрамления два вазона с фруктами (в центре – ананас), по другим сторонам – букеты цветов; пространство вокруг заполнено цветочно-лиственным орнаментом;
печь угловая, двухъярусная, облицованная коричневым глазурованным рельефным изразцом (рисунок: по углам – растительный; большую часть плоскости занимает круглая мнолголепестковая розетта вогнутого рисунка); с профилированными плинтом и полочкой; фриз растительного рисунка с медальоном в центре и вазонами по углам; с профилированным карнизом с повышенной центральной частью, фланкированной волютами и увенчанной вазоном с полуциркульными завершениями с лиственными гирляндами; топочное отверстие прямоугольное с латунной дверцей;
время: нач. XX в.;
пом. № 8, площадью 64,4 кв. м.:
оформление потолка – профилированный карниз, профилированные прямоугольные и фигурная рамы с порезками «бусы» и лепными гирляндами по периметру; в центре овальная профилированная рама с цветочной гирляндой перевитой лентами; в центре – овальная лепная розетта из профилированной круглой розетки с бантами в обрамлении играющих путти, музыкальных инструментов, цветочных гирлянд и лент; с четырех сторон к овальной раме примыкают круглые профилированные рамы с лепными цветочными венками, внутри которых парные изображения лиры с трубой и двух путти; в угловых резервах лепные композиции из акантовых гирлянд, цветов и музыкальных инструментов (рожок, барабан, гитара (?);
печь угловая, двухъярусная, глазурованного белого изразца, боковые части и нижний ярус под полочкой с рельефными изразцами с фигурными филенками; с профилированными плинтом и полочкой; с гладким фризом с рельефными композициями из рокайля и акантовых волют; с профилированным карнизом с акротериями из аканта по углам и центрального акротерия (крупнее остальных) с медальоном в обрамлении аканта и увенчанного пальметтой; топочное отверстие прямоугольное с латунной дверцей; в верхней части на боковых сторонах – латунные вьюшки;
время: нач. XX в.;
пом. № 13, площадью 177,3 кв.м.:
два дверных проема (один проем зашит со стороны коридора) – местоположение, габариты, конфигурация (с коробовым завершением);
откосы с профилированными филенками;
заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые, с остекленной фрамугой с трехчастной расстекловкой), оформление (профилированные фигурные филенки);
пом. № 18, площадью 32,1 кв.м.:
оформление потолка – профилированный карниз, в центре ромбовидная лепная розетта: двойное профилированное круглое обрамление с акантовыми волютами и цветочными гирляндами по внешнему краю;
пом. № 12, площадью 144,7 кв.м.:
оформление стен – пилястры с профилированными филенками; филенчатый фриз, профилированные тяги, профилированный раскрепованный карниз;
восточная стена:
дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный); оформление (профилированный наличник, откосы с профилированными филенками);
заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые, с остекленной двухчастной фрамугой), оформление (профилированные филенки);
капитель пилястры с лепным картушем с провисающей гирляндой и геральдической композицией;
западная стена:
прямоугольная ниша с лепными кронштейнами, декорированными венками с лентами;
северная стена:
дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный); оформление (профилированный наличник, откосы с профилированными филенками);
заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки);
коридор 3-го этажа:
печь средистенная, двухъярусная, оштукатуренная; с профилированными плинтом, полочкой и карнизом; углы обоих ярусов фланкированы колонками с горизонтальной перфорацией; нижний ярус с полуциркульной нишей топочного отверстия (заложено); верхний – с прямоугольной нишей; с широким фризом из вертикальных желобков; в центре – вьюшка с латунной дверцей;
время: нач. XX в.;
галерея-переход в главный дом:
печь средистенная, одноярусная, металлическая с рифленой поверхностью и скругленными углами; с профилированными плинтом и карнизом; с прямоугольным топочным отверстием;
время: нач. XX в.;
дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (профилированный наличник; откосы с профилированными филенками);
покрытие пола – полихромная метлахская плитка геометрического рисунка (соты).
II. «Главный дом с четырьмя флигелями», сер. XVIII в., 1831-1833 гг., арх. Диммерт Е.И., 1852-1853 гг., воен. инж. Корсини И.Д., расположенный по адресу: набережная реки Мойки, дом 108, литера А
Объемно-пространственное решение: историческое местоположение, габариты и конфигурация здания главного дома, расположенного в центральной части территории ансамбля, и флигелей, расположенных вдоль северной и восточной границ участка, примыкая друг к другу, к гимназии и к главному дому;
габариты, высотные отметки и конфигурация крыш (скатные), материал кровли (листовой металл).
Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;
исторические отметки междуэтажных перекрытий – местоположение;
своды:
коробовый на подпружных арках – воротного проезда галереи-перехода;
прусские по металлическим балкам – северного двухэтажного флигеля (со двора), восточного флигеля;
исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественная отделка, включая парадную лестницу главного дома – средистенную с боковыми устоями – в уровне вестибюля, двухмаршевую, на косоурах, с известняковыми ступенями, с латунными ковродержателями, с литым ажурным металлическим ограждением в виде вертикальных стоек геометрического рисунка, с профилированным деревянным поручнем;
аркада на опорных пилонах – в уровне 1-го этажа;
лестницу восточного флигеля – двухмаршевую, с известняковыми ступенями, с металлическим ограждением простого рисунка из вертикальных прутьев, с профилированным деревянным поручнем.
Объемно-планировочное решение: объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
главный дом: северный фасад:
двухэтажный, с двумя ризалитами, центральный ризалит с коробовым завершением, слева к дому примыкает двухэтажный пониженный объем служебного флигеля;
вид материала и характер отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка;
исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные; полуциркульные – объема центрального ризалита);
исторический материал, цвет (по результатам натурных и архивных исследований) и рисунок оконных заполнений;
оформление оконных проемов:
левое крыло:
подоконные доски, линейные сандрики – в уровне 1-2-го этажей; профилированные наличники – в уровне 2-го этажа;
правое крыло:
подоконные доски, линейные сандрики, профилированные наличники – в уровне 1-2-го этажей;
оформление оконных проемов центрального ризалита:
профилированные наличники, линейные сандрики;
фронтальная часть:
полуциркульные проемы (правый полуциркульный проем заложен при пристройке галереи-перехода в гимназию) с профилированными архивольтами, фигурными филенками с патерой, линейным и треугольным сандриками – в уровне 1-го этажа;
сдвоенное окно со стилизованной консолью в междуоконном пространстве – в уровне 2-го этажа;
полуциркульные проемы со сдвоенными профилированными архивольтами и лепной композицией растительного рисунка между ними – в завершении повышенного коробового объема;
угловые пилястры, с капителями, образующими с повышенным коробовым завершением разорванный фронтон – местоположение, габариты, конфигурация;
профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы;
профилированный венчающий раскрепованный карниз;
садовый фасад:
двухэтажный, с двумя боковыми крыльями, с двумя ризалитами, центральный – повышенный, с килевидным завершением;
вид материала и характер отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка;
исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные; полуциркульные – в уровне 3-го этажа повышенного объема центрального ризалита);
исторический материал, цвет (по результатам натурных и архивных исследований) и рисунок оконных заполнений;
венчающий профилированный раскрепованный карниз;
завершение повышенного объема центрального ризалита оформлено в виде разорванного фронтона;
служебный флигель (западный):
четырехэтажный;
вид материала и характер отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка;
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); исторический материал, цвет (по результатам натурных и архивных исследований) и рисунок оконных заполнений;
оформление оконных проемов – профилированные наличники, подоконные доски, линейные сандрики (в уровне 2-3-го этажей);
венчающий профилированный карниз;
дворовый фасад:
вид материала и характер отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка;
исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); исторический материал, цвет* и рисунок оконных заполнений;
оформление оконных проемов – профилированные наличники;
венчающий профилированный карниз;
служебный флигель (восточный):
двухэтажный;
вид материала и характер отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (линейный руст, руст «под шубу» - в уровне 1-го этажа, гладкая штукатурка – в уровне 2-го этажа);
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); исторический материал, цвет (по результатам натурных и архивных исследований) и рисунок оконных заполнений;
оформление оконных проемов – руст вперебежку, веерные перемычки – в уровне 1-го этажа, профилированные наличники, линейные сандрики, замковые камни – в уровне 2-го этажа;
рустованные лопатки – по 6-й световой оси;
междуэтажный карниз;
венчающий профилированный карниз;
дворовый фасад и фасады служебных флигелей (4, 5):
вид материала и характер отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка;
исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные);
исторический материал, цвет (по результатам натурных и архивных исследований) и рисунок оконных заполнений;
венчающий профилированный карниз;
две арки (левая заложена) с коробовым завершением – дворового фасада восточного корпуса;
Декоративно-художественная отделка интерьеров:
парадная лестница:
оформление стен – линейный руст, профилированные зеркала, филенки;
покрытие полов площадок лестницы:
наливные с мраморной крошкой в технике тераццо, рисунок;
пом. вестибюля 2-го этажа:
два проема – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные филенки, зеркала, парные кронштейны, декорированные овами, ложчатым орнаментом, акантом).
III. Сад, XIX в.
Объемно-пространственное и планировочное решение территории: элементы исторического объемно-пространственного и планировочного решения сада: сочетание локальных открытых пространств (газонов обыкновенных, дорожек) с ландшафтными группами и солитерными посадками;
тип сада: пейзажный;
рельеф: ровный;
основной видовой состав насаждений (дуб черешчатый, липа мелколистная, ясень обыкновенный, клен остролистный, тополь, яблоня, ива белая);
историческая конструкция садово-парковых набивных дорог (из высевок гранита розового цвета) на щебеночном основании;
солитер: дуб черешчатый – посажен князем Г.А. Потемкиным в 1789 г.
Ансамбль федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
XVIII-XX вв.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 108, литера А