Собор Троицкий (Измайловский)
Историческое планировочное решение территории;
местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, в состав которого входят Собор, Часовня, Ограда и Сад, их роль в композиционно завершенной системе городских пространств;
доминирующее положение Собора над массивом окружающей городской застройки.
Собор
габариты, местоположение и конфигурация крестово-купольного храма с четырьмя шестиколонными портиками, завершенными треугольными фронтонами;
габариты и конфигурация крыш с металлическим окрытием, включая высотные отметки;
местоположение, габариты, конфигурация пяти куполов, большого центрального и четырех малых;
световые фонарики куполов с обходами и ограждениями, стены имеют горизонтальные членения профилированными карнизами;
окрытие куполов медное, окрашенное голубой (кобальтовой) краской, с гуртами;
купола декорированы накладными медными позолоченными звездами, расположенными горизонтально в щахматном порядке;
купола фонариков позолоченные, с рельефными волнообразными элементами в основании;
кресты позолоченные с яблоком: местоположение, конфигурация, рисунок;
исторические наружные и внутренние капитальные стены: местоположение, материал (кирпичные с прокладкой металлических связей из полосового и брускового железа),
круглые шахты с кирпичными ступечатыми сводами во внешних капитальных стенах;
исторические лестницы, включая винтовые лестницы (шесть) со ступенями из путиловского камня и железные лестницы (две);
кирпичные своды куполов;
конструктивное решение и материал (дерево) стропильной системы центрального купола;
конструктивное решение и материал (металл) стропильной системы малых куполов
сводчатые перекрытия подвального этажа, в том числе крестовые, цилиндрические, с распалубками;
парусные своды пяти куполов на подпружных арках на пилонах с колоннами;
историческое объемно-планировочное решение;
архитектурно-художественное решение фасадов в стиле классицизм по проекту В.П.Стасова:
материал, фактура отделки фасада – окрашенная штукатурка;
облицовка цоколя гранитом;
шестиколонные портики северного, южного, восточного и западного фасадов с колоннами и пилястрами коринфского ордера (базы колонн и пилястр чугунные) и с гранитными ступенчатыми стилобатами;
портики, завершенные треугольными фронтонами с карнизом с дентикулами;
перекрытие портика с разбивкой разноформатными кессонами;
ниши (две) по сторонам от входных проемов с полуциркульными завершениями;
фриз с барельефными панно с изображением крестов и военной арматуры на стенах портиков;
в нишах западного фасада размещены скульптуры архангелов Михаила и Гавриила (скульптор С.И.Гальберг);
скульптура (гипс, дерево) архангела Гавриила, представляющая фигуру с крыльями в полный рост, задрапированную в хитон, с крестом в руке;
скульптура (гипс, металл) архангела Михаила, представляющая фигуру с крыльями в полный рост, в доспехах и гиматии, с копьем в руке;
фасады, являющиеся сторонами креста здания (северо-восточный, северо-западный, юго-восточный, юго-западный) с горизонтальным членением в виде лепного фриза с гирляндами и фигурами ангелов;
исторические дверные проемы: местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный);
оконные проемы – конфигурация (полуциркульные, с прямой перемычкой), габариты, местоположение;
оформление дверных проёмов: наличники с профилированными тягами, прямые сандрики;
заполнение дверных проемов: рисунок (мелкая расстекловка), конфигурация, материал (дерево);
заполнение оконных проемов: рисунок (мелкая расстекловка), конфигурация, материал (дерево);
оформление оконных проёмов основного объема в уровне 1-го этажа– архивольт с рельефными орнаментальными композициями, пилястры по сторонам, барельеф в виде балясин в подоконном пространстве;
оформление оконных проёмов барабанов малых куполов профилированными архивольтами;
колонны коринфского ордера (24) вокруг барабана центрального купола;
барельефные панно с головками херувимов и гирляндами в антаблементе центрального купола;
решение фасадов барабанов малых куполов с обходами с балюстрадными ограждениями на тумбах;
чугунные треножники (бывшие дымоходы) на тумбах ограждения с львиными маскаронами и навершием в виде стилизованных колпаков дымоходов;
горизонтальных членение (пояс с профилированными тягами), карниз на кронштейнах;
декоративно-художественное решение интерьеров собора; решение интерьеров помещений под малыми куполами (рукавами креста), северного, южного и западного приделов:
парусные своды на подпружных арках и пилонах с колоннами коринфского ордера;
углы пилонов обработаны каннелированными пилястрами коринфского ордера;
антаблемент с профилированными тягами и карнизом с дентикулами;
балкон с ограждением по периметру приделов;
горизонтальное чление в виде фриза с поясами меандра и ов стен;
дверные проемы (между пилястрами) с полуциркульным завершением с наличниками в виде пилястр и профилированными архивольтами;
историческое заполнение дверных проемов: деревянное, с фрамугой;
световой фонарь в западном приделе во 2-м ярусе: материал (дерево, стекло);
обработка стен 2-го яруса пилястрами;
балконы с балюстрадами, а также колонны квадратного сечения с коринфскими капителями 2-го яруса;
дверные тамбуры (три) деревянные, оформленные двумя ионическими пилястрами и четырьмя резными венками;
решение центрального придела:
парусный свод на подпружных арках и пилонах с колоннами коринфского ордера, колоннам отвечают пилястры аналогичного ордера на стенах пилонов;
по периметру помещения проходит балкон с ограждением;
антаблемент с декоративными поясками и карнизом с дентикулами;
металлические кронштейны (двенадцать) с коваными элементами в форме завитков; малые паникадила (воссозданы): материал (бронза), конфигурация, габариты;
киот настенный (на юго-восточном пилоне), белый мрамор, двухярусный, с полуколоннами коринфского ордера по сторонам и навершием в виде лучкового фронтона, в тимпане фронтона головка херувима;
пол 1-го этажа облицован ревельской плитой (известняк);
иконостас в центральном зале – исторический облик по проекту В.П.Стасова, материал (дерево, резьба гипс, папье-маше, позолота, французский лак), с шестью каннелированными деревянными колоннами, увенчанный крестом и сенью с кессонами с головками херувимов и сиянием;
иконостасы в северном и южном приделах – исторический облик по проекту В.П.Стасова, материал (дерево, резьба, позолота, французский лак);
роспись центрального купола кессонами с лепными розетками в технике гризайль темперой по штукатурке; в скуфье изображения херувимов, выполненные в аналогичной технике;
окраска малых куполов синей краской с росписью золотыми звездами;
Часовня
габариты, местоположение и конфигурация здания часовни;
габариты и конфигурация крыши с металлическим окрытием, включая высотные отметки;
местоположение, габариты, конфигурация купола (с гуртами, окрашенный в сине-голубой цвет с накладными позолоченными звездами) с глухим фонариком с арочками и главкой (в основании расположен рельефный пояс);
позолоченный крест с яблоком: местоположение, конфигурация; исторические капитальные стены: материал (кирпичные);
крестовый свод зала; в габаритах капитальных стен.
архитектурно-художественное решение
фасадов в стиле классицизм:
материал отделки и фактура отделки фасадов - гладкая окрашенная штукатурка;
цоколь, облицованный известняком;
двухколонные портики на северном, южном и западном фасадах, пилястровый портик на восточном, с треугольными фронтонами с карнизами на модульонах;
парные пилястры, оформляющие углы здания часовни;
филенки в профилированных рамках в уровне капителей пилястр;
оформление южного фасада - ниша с полуциркульным завершением, северного фасада - оконный проем с полуциркульным завершением в профилированных наличниках;
дверной проем на западном фасаде с полуциркульным завершением с профилированным наличником;
заполнения оконного и дверного проемов: материал (дерево), рисунок;
крыльцо в две ступени с тумбами по сторонам, облицованное известняком;
профилированный карниз на фигурных модульонах с завитком волют в интерьере\
Сад
историческое объемно-пространственное и планировочное решение пейзажного сада по проекту садового мастера И. (Д). Буша;
ровный рельеф;
групповые посадки старовозрастных деревьев в северо-восточной и юго-восточной частях сада;
видовой состав насаждений (дуб черешчатый, клен остролистный липа мелколистная, ясень обыкновенный);
газоны обыкновенные.
живая изгородь вдоль южной границы сада из розы морщинолистной.
Ограда сада
ограда с воротами по периметру сада - исторические местоположение, конфигурация, габариты;
ограда на цоколе из красного гранита с воротами (одни) и калитками (шесть) ;
металлические ковано-литые элементы, включающие столбы, ворота, стойки;
ворота металлические на двух столбах с фигурными филенками и навершием в форме шара, створки ворот с филенчатым цоколем, с ковано-литыми элементами геометрического характера, а также изображением двух щитов; центральная стойка каннелированная, завершенная шишкой; навершие ворот в форме завитков;
ограждение – материал (металл), техника исполнения (ковка, литье), рисунок (в виде вертикально расположенных стоек с навершиями в форме стилизованных цветков).
Ансамбль федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
XIX-XX вв.
Документы
Контакты
- Адрес: город Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 7а, литера А, дом 4а, литера А