Усадьба Державина Г.Р.

Объемно-пространственное и планировочное решение: Пространственно-планировочная композиция ансамбля, местоположение входящих в него элементов, исторически сложившиеся визуальные связи между ними, соотношение застроенных, незастроенных и озелененных пространств; состав ансамбля: 1.Главный дом; 2.Флигели (два); 3.Ограда; 4.Сад. I. «Главный дом, 1791-1793 гг., арх. Пильников Г.П., 1798-1806 гг., арх. Львов Н.А., 1846-1850 гг., арх. Горностаев А.М. Здесь в 1791-1816 гг. жил поэт Державин Г.Р.», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 118, литера А Объемно-пространственное решение: исторические габариты и «П»-образная конфигурация главного дома с двумя крыльями, образующими курдонёр, отделенный от набережной Фонтанки оградой, два воротных проезда; габариты и конфигурация крыши, включая дымовые трубы, материал кровли (листовой металл), исторический колер его окраски; курдонёр: историческое объемно-пространственное и планировочное решение курдонёра: сочетание открытого пространства мощеного двора с полуоткрытым пространством сквера с памятником Г.Р. Державину и треугольными сквериками в «карманах» у ограды; сквер: симметричная композиция сквера с центральной дорогой и площадкой, симметричными посадками групп кустарника (сирень обыкновенная, спирея), периметральной посадкой живой изгороди (барбарис обыкновенный) и цветочным оформлением; треугольные скверики в «карманах»: симметричные посадки живой изгороди (барбарис обыкновенный) и групп кустарника (сирень обыкновенная, бобовник, спирея); историческое булыжное мощение двора с периметральной пешеходной дорожкой из лещадных плит – материал, местоположение, конструкция; рельеф-ровный; скамьи, фонари освещения: материал (металл), габариты, архитектурно-художественное решение. Конструктивная система: наружные и внутренние кирпичные капитальные стены XVIII-XIX вв.; междуэтажные перекрытия – местоположение; своды: коробовые с распалубками – в уровне цокольного этажа боковых крыльев; прусские по металлическим балкам – верхних площадок лестниц – 5-ЛК, 9-ЛК; продольные и поперечные выпущенные балки на опорных колоннах; исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественное оформление, включая: лестницу парадного вестибюля – известняковую, междустенную, с боковыми устоями; парадную лестницу 1-ЛК (главного дома) – трехмаршевую, на косоурах, с известняковыми ступенями и площадками, с литым чугунным ограждением в виде вертикальных стоек с листьями аканта вверху и волютами внизу, с деревянным профилированным поручнем, с площадками по сводам; парадные лестницы 5-ЛК, 9-ЛК (восточного и западного крыльев) – трехмаршевые, на косоурах, с известняковыми ступенями и площадками, с металлическим ограждением в виде вертикальных стоек с розеттами и листьями аканта, волютами сверху и снизу, с деревянным профилированным поручнем, с площадками по сводам; дубовая лестница (к кабинету Державина) – материал ступеней и площадок, ограждения, поручня (дуб), рисунок ограждения – фигурные балясины; дубовая лестница (из пом. домашнего театра на 2-й этаж) – материал ступеней и площадок, ограждения, поручня (дуб), рисунок ограждения – фигурные балясины; лестница в восточное крыло главного дома – междустенная, с известняковыми ступенями и площадками, с боковыми устоями, дугообразная в плане; служебные лестницы (10-ЛК, 11-ЛК (восточного крыла) – двухмаршевые, на косоурах, с известняковыми ступенями и площадками, с металлическим ограждением, с профилированным деревянным поручнем; служебная лестница (главного дома) – двухмаршевая, на косоурах, с известняковыми ступенями и площадками, с металлическим ограждением, с профилированным деревянным поручнем. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой, указанных в п. 5. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевые фасады по наб. р. Фонтанки: трехэтажные, симметричные, центральный корпус соединен с боковыми крыльями двухэтажными дугообразными в плане галереями, выполнены в приемах классицизма; вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка; пилястры коринфского ордера – в оформлении центральной части, торцевых фасадов крыльев (по набережной) и по крайним осям боковых фасадов; лопатки – в оформлении третьего этажа центральной части и торцевых фасадов; крыльца – местоположение, габариты, конфигурация, материал (известняк); исторические воротные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление проемов курдонера (профилированные наличники с линейными и треугольными сандриками на кронштейнах); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые с прямоугольными фрамугами), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-скоба с фигурным деревянным стержнем, с латунными наконечниками с шариками, на латунных цапфах; исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные, полуциркульные – центральная часть здания, включая тройные, в уровне 3-го этажа, окна-люкарны, включая трехчастное – центральная часть здания, в уровне 1-2-го этажа); историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет, рисунок расстекловки; оформление оконных проемов: центральной части – профилированные наличники, линейные сандрики на уплощенных кронштейнах – в уровне 2-3-го этажей; пилястры, лопатки, профилированные архивольты – в уровне 1-2-го этажей, 3-го этажей; фасады крыльев – профилированные наличники – в уровне 1-3-го этажей; линейные сандрики на кронштейнах, подоконные кронштейны – в уровне 1-го этажа; линейные сандрики на уплощенных кронштейнах – в уровне 2-го этажа; профилированные междуэтажные тяги, в том числе с дентикулами и подоконные карнизы, включая раскрепованный карниз на кронштейнах с листьями аканта – в уровне между 2-3-м этажами; профилированный раскрепованный венчающий карниз; парапетное ограждение крыши – штукатурные столбики с фигурными балясинами; садовый фасад: двухчастный, разновысотный, двух-трехэтажный, правая часть на 17 световых осей, с повышенной центральной частью, с полуциркульным ризалитом на три центральные оси (в уровне 1-2-го этажей), выполнены в приемах классицизма; вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка; балкон – местоположение (в завершении ризалита), габариты, конфигурация (полуцирк4ульный в плане); ¾ колонны ионического ордера в оформлении ризалита (четыре) и боковых частей фасада (по шесть) – в уровне 1-2-го этажей; крыльцо – местоположение, габариты, конфигурация, материал (известняк); исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (линейный сандрик на кронштейнах над проемом ризалита); исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация, включая полуциркульные оконные проемы 3-го этажа, окна-люкарны чердачных помещений, оформление (линейные сандрики на кронштейнах оконных проемов 1-го этажа ризалита); заполнение оконных проемов – материал (дерево), рисунок расстекловки, цвет; пилястры – в оформлении 3-го этажа; профилированные междуэтажные и подоконные тяги; профилированный, венчающий карниз с модульонами (2-й этаж), с дентикулами (3-й этаж); парапетное ограждение крыши (3-го этажа) – штукатурные тумбы с металлическими решетками геометрического рисунка; дворовые фасады: материал и характер отделки цоколя – известняк; материал и характер отделки фасадов – гладкая окрашенная штукатурка; исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация; исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация; заполнение оконных проемов – материал (дерево), рисунок расстекловки, цвет; оформление оконных проемов – профилированные наличники; профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы; венчающий профилированный карниз. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: тамбур входа* (1-Л, 5-ЛК, 9-ЛК) – местоположение, габариты, конфигурация; заполнение тамбурных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые с прямоугольной фрамугой), оформление (профилированные филенки, профилированные наличники); приборы дверные – ручка-скоба с фигурным деревянным стержнем, с латунными наконечниками с шариками, на латунных цапфах; вестибюль парадный: оформление потолка – падуга, профилированная рама с лепными дубовыми листьями, профилированный карниз с модульонами и розеттами, в центре лепная розетта растительного рисунка; проем из тамбура фланкирован двумя колоннами дорического ордера; *все интерьеры отреставрированы и воссозданы в 2000-2001 гг. дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профлированный наличник с навершием в виде профилированного карниза); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки, в верхней части со стороны помещения – профилированные карнизы с дентикулами и полотенцами); дверные приборы – ручка-фаль латунная в виде завитка аканта; ключевина – материал (латунь), форма (круглая); покрытие пола – лещадная плита; гардероб (пом. № 15, площадью 51,4 кв. м.): оформление потолка – профилированный карниз, лепная розетта растительного рисунка; дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированный наличник с навершием в виде профилированного карниза); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки, в верхней части со стороны помещения – профилированные карнизы с дентикулами и полотенцами); дверные приборы – ручка-фаль латунная в виде завитка аканта; ключевина – материал (латунь), форма (круглая); парадная лестница 1-ЛК: оформление потолка – профилированный карниз с ложчатым орнаментом; оформление стен – линейный руст в уровне 1-2-го этажей; профилированные зеркала – в уровне 2-3-го этажей; дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); дверные приборы – ручка-фаль латунная в виде завитка аканта; ключевина – материал (латунь), форма (круглая); оформление дверного проема 1-го этажа: полуциркульная ниша, линейный сандрик на уплощенных кронштейнах; Аванзал, пом. № 12, площадью 49,6 кв. м.: оформление плафона – профилированные рамы, профилированный карниз на кронштейнах с акантом, три лепных розетты растительного рисунка, с позолоченными деталями; оформление стен – профилированные рамы с зеркалами; северная стена – пилястры ионического ордера, с позолоченными капителями, фланкируют дверной проем; дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление, исключая проемы по западной стене (профилированные наличники с линейными сандриками на кронштейнах, детали позолочены); заполнение дверных проемов, исключая проемы по западной стене – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки, детали позолочены); дверные приборы – ручка-фаль латунная в виде завитка аканта; ключевина – материал (латунь), форма (круглая); в верхней части стен барельефные гипсовые панно с многофигурными композициями на античные сюжеты, в профилированных рамах; автор: Ж.Д. Рашетт; время: XIX в.; количество: 7 больших, 4 малых; камин средистенный, двухъярусный; на прямоугольной предкаминной доске белого мрамора с серыми прожилками; нижний ярус: белого мрамора с серыми прожилками, с профилированными прямоугольными выемками с позолоченными обвязками, с вставками (гипс, окраска) в характере Веджвуда на античные сюжеты и накладными позолоченными деталями из лир, розетт с пальметтами; с профилированной полочкой; полочка и основание с позолоченной обвязкой геометрического рисунка; топочное отверстие прямоугольное; верхний ярус: зеркало надкаминное в профилированной гипсовой раме, с позолоченной обвязкой геометрического рисунка, с профилированными филенками, с накладными розеттами по углам; навершие в виде двух волют с пальметтами, с позолоченными деталями; покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка) с бордюром; Большой зал «Беседа», пом. № 13, площадью 152,5 кв. м.: двусветный; оформление потолка – профилированные рамы, профилированный ступенчатый карниз на кронштейнах, в центральном поле три лепные розетки растительного рисунка, с позолоченными деталями; решетка вентиляционная – материал (латунь), рисунок; количество: 8; оформление стен – профилированный многоступенчатый с большим выносом карниз с дентикулами, с порезками иоником, плетенкой, растительным рисунком, с позолоченными деталями, делит пространство стен на два яруса; стены оформлены колоннами (западная и восточная стены) и парными пилястрами (северная и южная) ионического ордера желтого с серыми прожилками мрамора – местоположение, габариты, конфигурация; восточная стена: нижний ярус: три дверных проема с обвязкой растительного рисунка с позолотой – местоположение, габариты, конфигурация; верхний ярус: 3\4 колонны с балюстрадами; западная стена: балкон – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный в плане), оформление (основание кессонировано, с тремя лепными розетками растительного рисунка), ограждение – штукатурные фигурные балясины, парапетными столбиками служат колонны желтого мрамора ионического ордера; дверные проемы – местоположение, габариты, дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (обвязка растительного рисунка с позолотой); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые с прямоугольными фрамугами), оформление (профилированные филенки с накладными круглыми и ромбовидными деталями, с позолотой по периметру филенок); дверные приборы – ручка-фаль в форме завитка аканта, с фигурной ключевиной; встроенные зеркала – местоположение (северная и западная стены), габариты, конфигурация (прямоугольные); покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка) с бордюром); Домашний театр (пом. № 41, площадью 86,8 кв. м.): оформление плафона – темперно-клеевая живопись по штукатурке в технике гризайль; рисунок: в центре потолка восьмиконечная звезда, по внешнему краю с круглым фризом из розетт, лиры, в продолжении лучей звезды – факелы; в угловых резервах композиции из тирсов и волют из листьев; периметральные фризы из виноградных листьев; профилированный венчающий карниз на кронштейнах, декорированных листьями аканта, с позолоченными деталями; решетка вентиляционная – материал (латунь), рисунок; количество: 4; оформление стен – профилированная тяга, профилированный лепной фриз из пальметт с позолоченными деталями; оформление дверного проема – профилированный наличник «с ушками»; растительная порезка с позолотой, линейный сандрик с лепной композицией из волынки, факелов, колчанов и лент; театральные помещения в уровне второго света с ограждением из фигурных балясин; арка с коробовым завершением, фланкирующая портал сцены – местоположение, габариты, конфигурация, оформление (пилястры с мужскими маскаронами на капителях, каннелированный замковый камень, лепной фриз из пальметт с позолоченными деталями); Соломенная гостиная, пом. № 11, площадью 38,9 кв.м.: оформление потолка – профилированная круглая лепная розетта растительного рисунка, профилированный выносной карниз на акантовых кронштейнах, с растительными порезками, все детали позолочены; оформление стен – профилированные зеркала с заполнением соломенными панно, расшитыми многоцветными миниатюрами (художники по тканям Е. Шнайдер, Е. Пластун), профилированные тяга и плинт; дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники, линейные сандрики на акантовых кронштейнах, под сандриками – горизонтальные филенки, все детали позолочены); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта, с фигурной ключевиной; количество: 2; приборы оконные (4), балконные (2) – материал (латунь), конструкция (шпингалет стержневой, поворотный, с ручкой-петлей с прорезным рисунком с круглым завершением); печь* средистенная, двухъярусная, белого изразца; с профилированным плинтом; нижний ярус: по сторонам топки – лопатки с вертикальными филенками с рельефными гирляндами с бантом, в центральном поле квадратная филенка с рельефными периметральным фризом растительного рисунка и провисающая гирлянда с бантами; топочное отверстие прямоугольное, дверца топки латунная; с профилированной раскрепованной полочкой; верхний ярус: в центральном поле прямоугольная филенка с рельефным рисунком из акантовых волют и центральной розетты; филенка фланкирована пилястрами с вертикальными филенками с рельефным орнаментом гильош; с профилированным ступенчатым раскрепованным карнизом; навершие из прямоугольного аттика с рельефным рисунком из акантовых волют и трех вазонов на постаментах, центральный – с провисающими бусами; количество: 2; *воссозданы в 2000-2001 гг. покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (геометрический); Диванная, пом. № 10, площадью 26 кв.м.: оформление потолка – в центре лепная розетта растительного рисунка, периметральный профилированный карниз на акантовых кронштейнах, с позолоченными деталями; оформление стен – профилированные лопатки и зеркала; зеркала с заполнением ткаными (?) панно с набивным золоченым рисунком, с навершиями из лепных позолоченных композиций из волыны, факелов, колчанов и лент; дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники, линейные сандрики на акантовых кронштейнах, в десюдепортах горизонтальные филенки, все детали позолочены); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта, с фигурной ключевиной; количество: 3; приборы оконные (4) – материал (латунь), конструкция (шпингалет стержневой, поворотный, с ручкой-петлей с прорезным рисунком с круглым завершением); покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка); Столовая, пом. № 9, площадью 81,3 кв.м.: оформление плафона – падуга, темперно-клеевая живопись по штукатурке в технике гризайль; рисунок: поле потолка разделено на три части фризами из виноградных лоз; центральная – с мужским маскароном в профилированном круглом обрамлении с четырьмя колосьями (?) по внешнему краю и углам; боковые – с волютообразными листьяыми, увенчанными пальметтами – по углам и круглым фризом из пальметт – в центре; профилированная лепная рама растительного рисунка с позолотой; оформление стен – профилированный выносной карниз с модульонами и лепными розеттами (через один), с порезками растительного рисунка, иоником, все детали позолочены; дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники, линейные сандрики на акантовых кронштейнах, под сандриками лепные композиции из акантовых волют с розеттами); в десюдепортах барельефные гипсовые панно с многофигурными композициями на античные сюжеты, в профилированных рамах; автор: Ж.Д. Рашетт; время: XIX в.; количество: 4; заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки, с позолотой); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта, с фигурной ключевиной; количество: 4; печь угловая, одноярусная, белого гладкого глазурованного изразца; с профилированным высоким плинтом; с профилированным закругленным ступенчатым карнизом; топочное отверстие прямоугольное; дверца топки латунная; размеры: высота – 370 см; ширина – 120 см; глубина – 48 см; количество: 2; покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка); анфилада 1-го этажа северного фасада восточного крыла главного корпуса: исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта, с фигурной ключевиной; пом. № 4, площадью 12,7 кв.м.: печь средистенная, двухъярусная, белого глазурованного гладкого и рельефного изразца, со скругленными углами; с профилированными плинтом и полочкой; на скругленных углах рельефные изразцы растительного рисунка; топочное отверстие прямоугольное, дверца топки латунная; второй ярус: в центре – прямоугольная ниша; навершие из профилированного карниза, фигурного фронтона с рельефным рокайлем и акротериями из волют с пальметтами; время: кон. XIX в.; размеры: высота – 260; ширина – 110; глубина – 27 см; пом. № 3, площадью 12,7 кв.м.: доска мраморная (съемная) с бронзовыми бук¬вами “Здесь был кабинет Г.Р.Державина”; время: ХIХ в.; размеры: длина – ок.45 см, высота – 30 см; пом. 2-го этажа: Биллиардная, пом. № 19, площадью 50,8 кв.м.: оформление потолка – профилированный карниз, профилированные лепные розетки растительного рисунка (2); исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые глухие и полусветлые), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта, с фигурной ключевиной; приборы оконные – материал (латунь), конструкция (шпингалет стержневой, поворотный, с ручкой-петлей с прорезным рисунком с круглым завершением); печь-камин угловой двухъярусный темно-серого гладкого и рельефного изразца; с профилированным плинтом; нижний ярус: по углам рельефные изразцы с цветочным рисунком; топочное отверстие с полуциркульным завершением, дверцы топки чугунные с ажурным рисунком из цветов и стеблей, душник латунный с круглой ручкой; верхний ярус: в центральном поле – панно: сельский пейзаж (дом, река, мост, две коровы), панно в обрамлении рельефных изразцов цветочного рисунка; навершие в виде фигурного фронтона с рельефной композицией из картуша ветвей и цветов, увенчан пальметтой; время: кон. XIX в.; размеры: высота – 400; ширина – 100; глубина – 31 см; покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка); Кабинет Г.Р. Державина, пом. № 18, площадью 52,6 кв.м.: оформление потолка – профилированный карниз, с фризом по периметру с полихромными росписями (темперно-клеевая живопись по штукатурке) по углам: лиры в обрамлении ветвей с цветами, в центре продольных сторон: факелы со свитками и цветочными гирляндами; в центре профилированная шестиугольная рама с лепной розеттой растительного рисунка в центре и полихромной росписью из венка с цветами и листьями, тирса и вьюна (темперно-клеевая живопись по штукатурке); исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые глухие и полусветлые), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта, с фигурной ключевиной; шкафы встроенные – материал (красное дерево), конструкция (двухстворчатые на одну, три и четыре секции), оформление (дверцы полусветлые, с накладными геометрическими деталями); фурнитура – ручка-шар (латунь); печь угловая, двухъярусная, белого гладкого изразца; с профилированными плинтом и полочкой; топочное отверстие прямоугольное, дверца топки латунная; верхний ярус с профилированной прямоугольной нишей; навершие из профилированного ступенчатого карниза и гладкого аттика прямоугольного в плане; количество: 2; покрытие пола – вид (доска), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок; Голубая гостиная, пом. № 20, площадью 38,9 кв.м.: оформление потолка – профилированный карниз с порезкой растительного рисунка, профилированная рама с порезкой дентикулами; в центре лепная розетта из листьев аканта; темперно-клеевая живопись по штукатурке в технике гризайль; рисунок: в центре потолка и по периметру фризы растительного орнамента; в угловых резервах пальметты с волютами; оформление стен – в верхней трети – темперно-клеевая живопись по штукатурке в технике гризайль; рисунок: архитектурные мотивы, музыкальные инструменты (лиры), цветочно-растительный рисунок, женские фигуры; профилированная тяга; решетка вентиляционная – материал (латунь), рисунок; количество: 4; печь угловая глазурованного светло-серого изразца с рель-ефным рисунком; верхняя часть печи декорирована высоким рельефом в виде цветочных гирлянд; с лице¬вой стороны глубокая филенка, заключенная в рельефную каннелированную с перевязью раму; карниз профилированный большого выноса, в нижней части декорированный растительным орнаментом; навершие в виде вазы продолговатой формы; над топкой периметральный фриз из рельефных медальонов; дверцы топки чугунные с ли-тым рисунком рас¬тительного рисунка; в нижней части изразцы с желобками; душники медные с ручкой пово¬рот¬ного типа; время: 2-я пол. ХIХ в.; размеры: высота – 400, ширина – 104, глубина – 86 см; количество: 2; исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта; полуциркульная часть помещения фланкирована аркой с коробовым завершением и замковым камнем; покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (геометрический); Будуар «Диванчик», пом. № 21, площадью 26,5 кв. м.: оформление потолка и стен – профилированный карниз с пальметтами, профилированная рама и карниз с порезкой дентикулами, детали позолочены; темперно-клеевая живопись по штукатурке в технике гризайль по периметру потолка и в верхней трети стен; рисунок: лиры в овальных медальонах, волюты из аканта и розетт, профилированные филенки, тирсы; исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта; приборы оконные – материал (латунь), конструкция (шпингалет стержневой, поворотный, с ручкой-петлей с прорезным рисунком с круглым завершением); покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка); Столовая, пом. № 21, площадью 26,5 кв.м.: оформление потолка и стен – профилированные рама и карниз с растительными порезками, с полихромными росписями (темперно-клеевая живопись по штукатурке) по периметру в виде фризов из перекрещенных тирсов, увитых виноградными лозами, розовых гирлянд, розетт с пиками, в центре две круглых розетты по внешнему краю с трилистниками, стилизованными лирами и виноградными лозами; решетка вентиляционная – материал (латунь), рисунок; количество: 4 потолочных, 4 стенных; исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые глухие), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта; приборы оконные – материал (латунь), конструкция (шпингалет стержневой, поворотный, с ручкой-петлей с прорезным рисунком с круглым завершением); покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка, с периметральным фризом геометрического рисунка); Анфилада 2-го этажа: оформление потолков – профилированные карнизы с порезками иоником, растительными мотивами; заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые глухие), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта; приборы оконные – материал (латунь), конструкция (шпингалет стержневой, поворотный, с ручкой-петлей с прорезным рисунком с круглым завершением); покрытие полов – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка); Спальня, пом. № 28, площадью 29,3 кв.м.: оформление потолка – профилированный ступенчатый карниз с порезкой растительного рисунка, в центре – лепная розетка аналогичного рисунка; оформление стен – профилированные тяги, темперно-клеевая роспись по штукатурке, в верхней части лепные композиции из профилированных прямоугольных и овальных филенок (через одну), вазонов с провисающими гирляндами; решетка вентиляционная – материал (латунь), рисунок; количество: 4 потолочных, 4 стенных; пом. 2-3-го этажей восточного крыла: оформление потолков – профилированные карнизы с порезкой иоником, дентикулами, лепными фризами растительного рисунка, с центральными лепными розетками; заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые глухие), оформление (профилированные филенки); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта; приборы оконные – материал (латунь), конструкция (шпингалет стержневой, поворотный, с ручкой-петлей с прорезным рисунком с круглым завершением); покрытие полов – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка); пом. № 1, площадью 77,7 кв.м.: оформление потолка – с периметральным монохромным фризом (темпера по штукатурке) и угловыми лепными композициями из рокайля и волют; в центре перекрытия три монохромных розетты растительного рисунка; пом. № 3, площадью 62 кв.м.: оформление потолка – с периметральным монохромным фризом (темпера по штукатурке) и угловыми композициями из рокайля и волют; в центре перекрытия две монохромных розетты растительного рисунка; печь средистенная (со стороны смежного помещения угловая, трапециевидная), гладкая, белого изразца, с профилированным карнизом; топка зашита; время: 2-я пол. ХIХ в.; размеры: высота – ок.270, ширина – ок.120 см; пом. № 3, площадью 62,7 кв.м.: печь угловая глазурованного белого изразца; с профилированным плинтом; навершие и верхняя часть печи с рельефными изразцами из венков с цветами; пом. № 20, площадью 41,8 кв.м.: печь средистенная белого изразца без деко¬ра; карниз небольшого выноса, гладкий; душни¬ки и заслонки латунные; дверца топки с ручкой (скоба) латунной; время: кон. ХIХ в.; размеры: высота – 300 см, ширина – 110 см, глубина – 40 см; сектор иностранной книги и генеалогии: оформление потолка – профилированный карниз с растительными порезками, в центре круглая лепная розетта с четырьмя рокайлями по внешнему краю; исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники, лучковые сандрики с порезками растительного рисунка; сандрик с резной композиции из рокайля и провисающей гирлянды); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые глухие), оформление (профилированные филенки, по три на каждой створке, центральные – с резной композицией из рокайля); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта, орнаментированная; конференц-зал: исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые глухие), оформление (профилированные наличники); приборы дверные – ручка-фаль в форме завитка аканта, орнаментированная; оформление потолка – с периметральным монохромным фризом (темперно-клеевая живопись по штукатурке) и угловыми композициями из рокайля и волют; в центре перекрытия три монохромных розетты растительного рисунка; II. «Флигели (два)», 1791-1793 гг., арх. Пильников Г.П., 1798-1806 гг., арх. Львов Н.А., 1846-1850 гг., арх. Горностаев А.М., расположенный по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 118, литеры А, Д Объемно-пространственное решение: исторические габариты и конфигурация в плане (прямоугольные) корпусов, западный – примыкает к главному зданию, восточный – отдельно стоящее здание; габариты и конфигурация крыш, включая дымовые трубы, материал кровли (листовой металл), исторический колер его окраски. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; междуэтажные перекрытия – местоположение; своды: крестовые и коробовые с распалубками – в уровне подвального, 1-го этажей восточного флигеля; исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественное оформление, включая: лестницы 1-ЛК – 4-ЛК – с известняковыми ступенями и площадками, двухмаршевые, с площадками по сводам, с металлическим ограждением простого рисунка (вертикальные прутья), с профилированным деревянным поручнем. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевые фасады: трехэтажный – западного флигеля, четырехэтажный – восточного флигеля, симметричные, выполнены в приемах классицизма; вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка; крыльца – материал (известняк), местоположение (перед дверными проемами), габариты, конфигурация; воротный проем западного корпуса с пандусом – местоположение, габариты, конфигурация (с лучковым завершением); исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация; заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые с прямоугольными остекленными фрамугами), оформление (прямоугольные профилированные филенки); исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет, рисунок расстекловки; профилированные наличники в оформлении оконных проемов 3-го этажа; профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы; профилированный венчающий карниз. III. «Ограда», нач. XIX в. Объемно-пространственное решение: местоположение (по красной линии набережной реки Фонтанки), габариты, конфигурация; состоит из трех частей: центральная – решетка на цоколе (ограждает курдонер) и боковые –глухая ограда (ограждает дворы). Конструктивная система: опорные стойки с секциями и воротами; глухая ограда с воротами. Архитектурно-художественное решение: центральная часть: чугунная решетка на цоколе, облицованном известняком; состоит из ряда опорных стоек и секций между ними; стойки: в виде пилонов с профилированными филенками с литьем геометрического рисунка и капителями с иоником; секции: между четырьмя фигурными балясинами, декорированными волютами, вертикальные гладкие прутья круглого сечения; по верхнему и нижнему поясу ажурные фризы из волют и рокайлей; ворота – местоположение, габариты, конструкция (двухстворчатые), оформление (верхняя часть идентична оформлению секций, в центральном поле – композиция из волют и фигурной балясины с шестигранным фонарем; нижняя часть ворот – с ажурным рисунком из выкружек и волют); боковые части: вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная рустованная штукатурка, оформление стен – гладкие пилястры, профилированные филенки, профилированная тяга, профилированный венчающий карниз; воротные проемы местоположение, габариты, конфигурация (с лучковым завершением), оформление (профилированные наличники, веерный руст); заполнение воротных проемов – материал (дерево), конструкция (ворота двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); воротные приборы – материал (металл), форма (накладные личины овальной формы с круглыми кольцами); IV. «Сад», 2-я пол. 1790-х гг., 1846-1848 гг., садовый мастер Гаврилов В.Г., арх. Горностаев А.М., садовый мастер Гумлер А. Объемно-пространственное решение и планировочное решение территории: тип сада: пейзажный*; историческое объемно-пространственное и планировочное решение сада с центральной визуально-планировочной осью: сочетание ландшафтных групп деревьев и кустарников, живых изгородей с открытыми пространствами луга, прудов, площадок и газонов (обыкновенных), планировочной системой садово-парковых дорог, архитектурными сооружениями (дом Державина Г.Р., беседки, мосты, ограда) и гидротехническими сооружениями; ландшафтные группы деревьев и кустарников по периметру луга (северная часть сада); однородные и смешанные по составу ландшафтные группы (липа мелколистная, дуб черешчатый, береза пушистая, каштан конский, груша уссурийская, яблоня сибирская и Недзвецкого, клен, ясень, рябина, ива, черемуха и слива); смешанные и однородные по составу рядовые посадки вдоль западной и восточной границ сада (липа мелколистная, каштан конский, клен остролистный); группа каштана конского (2 шт.) у южного фасада усадьбы (восточная часть); аллейные посадки (дубовая и липовая аллеи) в южной части сада – шаг посадки, видовой состав (дуб черешчатый, липа мелколистная); видовой состав деревьев (в т.ч. липа мелколистная, дуб черешчатый, вяз шершавый, ива белая и серебристая, каштан конский, клен остролистный и Гиннала, ясень обыкновенный, береза пушистая, рябина обыкновенная, яблоня сибирская и Недзвецкого, груша уссурийская, слива, черемуха); *восстановлен в 2011 г. на основании исторических материалов видовой состав кустарников (акация желтая, лапчатка кустарниковая, сирень обыкновенная и венгерская, чубушник венечный и Лемуана, смородина золотистая и альпийская, малина декоративная, спирея японская, серая и трехлопастная, форзиция, роза морщинистая, арония черноплодная, бузина красная, роза сортовая, калина городовина и бульдонеж, барбарис обыкновенный, Тунберга и пурпуролистный, боярышник) и лиан (клематис, виноград), цветочное оформление; местоположение, габариты и конструкция садово-парковых набивных дорог (из высевок гранита розового цвета) на щебеночном основании; рельеф – ровный, с насыпной горкой по центральной оси (у южной границы сада); насыпная горка в южной части сада (местоположение, габариты, конфигурация); усадебный огород в южной части сада – местоположение; Гидротехническая система* *восстановлена в 2011 г. на основании исторических материалов пруд – местоположение (северная часть сада), абрис береговой линии; конструкция берегоукрепления: мощение булыжным камнем, одерновка откосов; однопролетные металлические мосты (пять) – габариты, местоположение, архитектурное решение* * восстановлены в 2011 г. на основании исторических аналогов Малые формы*: *выполнены в 2011 г. на основании исторических материалов и аналогов. историческое архитектурно-художественное решение, местоположение, материал (дерево) и габариты Большой беседки (арх. А.М. Горностаев); лестница: местоположение, габариты; беседки (две) – местоположение, габариты, материал (дерево, известняк, штукатурка), оформление; ограда – местоположение, габариты; скамьи (прямые и полукруглые): материал (металл), габариты, архитектурно-художественное решение; фонари освещения: габариты, материал, архитектурно-художественное решение; газонные ограждения: габариты, местоположение, материал (металл), архитектурно-художественное решение.

Ансамбль федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1790-е гг., нач.-сер. XIX в.

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 118, литеры А, Д, Ж

Еще объекты культурного наследия