Дом Зимина Г. (Шаховской М.А.)
Объемно-пространственное решение:
исторические габариты и конфигурация прямоугольных в плане двух - трехэтажных лицевых и дворовых корпусов здания (четвертый и пятый этажи корпуса по набережной Фонтанки надстроены в 1930-е г.г.), на подвалах, образующих раскрытый к соседнему зданию внутренний двор;
воротный проезд: местоположение (западный лицевой фасад), конфигурация (прямоугольный в плане с трехцентровой перемычкой), габариты;
два прямоугольных в плане балкона, расположенных по центральным осям западного и восточного лицевых фасадов, в уровне второго этажа, габариты;
историческая форма, габариты и конфигурация скатных крыш со слуховыми окнами; высотная отметка конька здания - не выше существующей.
Конструктивная система:
фундаменты,
наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
исторические отметки междуэтажных перекрытий;
своды перекрытий:
коробовый свод воротного проезда;
коробовые своды в основании площадок Л-1;
коробовые своды с распалубками в помещениях подвала восточного лицевого корпуса и в помещении 9Н (8);
своды Монье в помещениях 9Н(9,10,11);
коробовые своды в основании площадок служебной лестницы (вход организован со стороны северного, дворового фасада);
коробовые своды с распалубками в вестибюле парадной лестницы;
ползучие своды в основании площадок парадной лестницы (вход организован со стороны набережной реки Фонтанки);
коробовые своды помещений 3-Н (1); и 3-Н (7);
исторические лестницы:
лестничные клетки и вестибюли, их объемно – планировочное решение;
парадная лестница (до отметки третьего этажа), расположенная в восточном лицевом корпусе, вход организован со стороны набережной реки Фонтанки:
трехмаршевая, марши на ползучих сводах, площадки - на коробовых сводах, ступени из лещадной плиты;
квадратная в плане площадка, расположенная перед входом на парадную лестницу, с двумя маршами по три ступени;
материал ступеней – лещадная плита;
четыре колонны тосканского ордера и две пилястры;
металлическое литое ограждение из вертикальных стоек с ажурными вставками, под деревянным профилированным поручнем;
марш в пять ступеней между уровнями тамбура и вестибюля, материал ступеней - лещадная плита;
служебная лестница южного дворового корпуса:
междустенная, двухмаршевая с забежными ступенями, площадки - на коробовых сводах;
материал ступеней*;
(* в настоящее время ступени облицованы керамической плиткой);
лестница западного лицевого корпуса, вход организован со стороны Караванной улицы:
трехмаршевая, марши - на ползучих сводах, опирающихся на пилоны;
материал ступеней – лещадная плита;
металлическоен, литое ограждение лестницы, выполнено в виде ажурной решетки из геометрических элементов;
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
брандмауэрная стена южного, дворового корпуса, обращенная во двор соседнего здания;
лицевой фасад трехэтажного западного корпуса, по красной линии застройки улицы Караванная симметричен, решен в приемах классицизма;
его центральная часть шириной в пять световых осей выделена воротным проездом с трехцентровым завершением и балконом с кованым ограждением шириной в три оси на четырех лепных кронштейнах;
боковые части фасада, шириной по три световые оси, декорированы плоскими пилястрами коринфского ордера, объединяющими второй и третий этажи, а также профилированной межэтажной тягой над вторым этажом;
дверной проем по центральной оси фасада обрамлен имитирующими высокий портал филенчатыми лопатками, несущими прямой сандрик;
оконные проемы центральной части фасада в уровне второго и третьего этажей обрамлены перспективными наличниками простого профиля;
материал и характер отделки фасада:
в уровне первого этажа - линейный руст, второго - третьего и цоколя - гладкая штукатурка;
исторические дверные проемы, их местоположение (по обе стороны от воротного проезда), конфигурация (прямоугольные), габариты;
исторические оконные проемы:
местоположение, конфигурация (прямоугольные в уровне цокольного, второго и третьего этажей, в уровне первого этажа - с полуциркульной перемычкой);
заполнения оконных проемов: материал (дерево), цвет, исторический рисунок расстекловки;
межэтажная тяга над первым этажом и профилированный венчающий карниз с модульонами объединяют трехчастную композицию фасада;
лицевой фасад восточного корпуса, смыкаясь с фасадами соседних объемов образует фронт развертки набережной реки Фонтанки;
фасад решен в приемах безордерного классицизма;
его центральная ось выделена балконом шириной в три световые оси на гранитных кронштейнах, треугольными сандриками над пятью проемами в ряду прямых сандриков второго этажа;
металлическое кованое ограждение выполнено в виде ажурной решетки из перекрещивающихся прутьев с декором из растительных элементов и горизонтальными перехватами в верхней и нижних частях, а также стоек, выполненных в виде колонн ионического ордера;
оконные проемы в уровне первого этажа завершены полуциркульными перемычками и декорированы уплощенными замковыми камнями клинчатой формы, в уровне второго - прямоугольные, обрамлены профилированными наличниками, волютообразных кронштейнах с листьями аканта;
фасад декорирован профилированными межэтажными и подоконными тягами;
материал и характер отделки фасада:
цоколь облицован плитами серого гранита с полуваликом;
в уровне первого этажа - линейный руст;
в уровне второго - третьего этажей: гладкая штукатурка;
дверной проем: местоположение, конфигурация (прямоугольный), габариты;
заполнение дверного проема:
дверь деревянная, глухая, двустворчатая, филенчатая, лаковое покрытие;
металлический литой козырек*;
(воссоздан*);
заполнения оконных проемов:
материал (дерево), цвет, исторический рисунок расстекловки;
дворовые фасады:
материал и характер отделки цоколя:
известняковые плиты;
материал и характер отделки фасадов:
гладкая штукатурка;
дверные проемы:
местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
оконные проемы в уровне первого этажа:
местоположение, конфигурация (прямоугольные и прямоугольные с полуциркульным завершением), отметки высоты, габариты ширины;
оконные проемы в уровне второго- третьего этажей:
местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
заполнения оконных проемов:
цвет, исторический рисунок расстекловки;
профилированная тяга между первым и вторым этажами;
простой профилированный венчающий карниз;
профилированный карниз с дентикулами - венчающий северный дворовый фасад южного корпуса.
колесоотбойная тумба из серого гранита, расположенная справа от воротного проезда;
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
в вестибюле лестницы западного лицевого корпуса (вход организован с Караванной улицы):
печь угловая, с профилированным карнизом небольшого выноса, облицована белыми изразцами;
профилированные филенки коробового свода воротного проезда;
ниши с полуциркульным завершением, расположенные в воротном проезде;
двери жилых квартир и внутренние двери тамбура вестибюля лестницы лицевого корпуса по Караванной улице: деревянные, двустворчатые, филенчатые, глухие;
прямоугольный в плане, деревянный входной тамбур парадной лестницы восточного корпуса, декорированный филенками, увенчан профилированным карнизом;
его габариты;
две внутренние двери тамбура - деревянные, глухие, двухстворчатые, филенчатые, габариты, отделка (разделка «под дуб»);
в помещениях
9Н(16,17,18,19,20,27,28,29,30,31): падуги, декорированные
профилированными тягами;
в помещении 3-Н (15):
профилированный карниз с поясом ионик и поясом листьев аканта;
оформление помещения 3-Н (25) «Кабинет директора»:
широкий лепной карниз с розетками, модульонами, бусами, поясами листьев аканта и пальметок;
в центре плафона потолка - лепная розетка из листьев аканта;
на стенах - прямоугольные филенки в лепных золоченых рамках в виде пояса порезки;
два дверных проема и зеркало, расположенное напротив одного из них обрамлены золочеными наличниками с лепным декором;
в нижней части стен - по периметру зала проходит лепная золоченая полоса пальметок;
на полу - наборный дубовый паркет, выложен в виде орнамента «домино»;
в помещениях 3-Н (16,17,18,19,20), разделенных поздними
перегородками:
широкий профилированный карниз на фигурных лепных кронштейнах, декорированный розетками, расположенными между листьями аканта, поясами ионик и пальметок;
декоративное оформление помещений 3Н (23 - «Канцелярия» и 3Н (24 - «Аудитория №203») идентично:
в центре плафона потолка - круглая розетка из листьев аканта;
широкий гладкий фриз, обрамленный поясами лепного орнамента (порезка), разделен листьями аканта;
карниз с сухариками, декорированными лепными растительными элементами и поясом из листьев аканта,
два лепных дверных портала с прямым профилированным сандриком, декорированным поясами пальметок и листьев аканта, на фигурных кронштейнах;
оформление помещения 3-Н(1):
два портала, декорированных лепным орнаментом и круглыми розетками;
профилированный карниз с порезкой;
облицовка стен – искусственный мрамор цвета охры;
на полу - наборный дубовый паркет, выложен в виде орнамента «домино»;
на своде - живописная композиция в технике гризайль, представляющая двух путти, несущих грозди винограда, в обрамлении порезки;
в люнетах - венки из пальмовых веток;
3-Н(7) «Галерея»:
профилированный карниз с порезкой;
облицовка стен – искусственный мрамор цвета охры;
на полу - наборный дубовый паркет, выложен в виде орнамента «домино»;
монохромная роспись свода выполнена в технике гризайль:
композиции из театральных масок, музыкальных инструментов и вазонов, заполненных фруктами в обрамлении цветочной гирлянды;
по центральной оси свода расположены три полихромных живописных панно, обрамленных золочеными лепными рамками, декорированными порезкой;
оформление помещения 3-Н(2) «Зал с пилястрами ионического ордера»:
плафон потолка декорирован тремя круглыми лепными розетками;
на стенах - искусственный мрамор цвета охры,
парные пилястры ионического ордера несут антаблемент, состоящий из гладкого фриза и профилированного карниза с модульонами, иониками и листьями аканта;
между пилястрами расположены пять зеркал в профилированном золоченом обрамлении;
на полу - наборный дубовый паркет, выложен в виде орнамента «домино»;
оформление помещения 3-Н(3) «Помещение №3»:
стены, две колонны и две пилястры ионического ордера отделаны искусственным мрамором светло- серого цвета;
широкий фриз, декорированный лепными изображениями корзин, заполненных фруктами и профилированный карниз с бусами, поясами пальметок и кувшинок и с сухариками, декорированными розетками;
зеркало в резном золоченом обрамлении, выполненном в виде пояса пальметок, с импостами в виде пучков прутьев, перехваченных лентами;
на полу - наборный дубовый паркет, выложен в виде орнамента «домино».
Предметы ДПИ:
Помещение № 1
(площадь 14,4 кв.м)
1.Банкетка, фанированная тополем. Сидение мягкое, обито кожезаменителем коричневого цвета. Локотники сквозные, в виде двух завитков, декорированы розетками, стилизованными бутонами тюльпанов. Царга гладкая, ножки невысокие слегка изогнутой формы.
Время: 1910-е гг.
Размер: выс. 78 см., шир. 58,5 см, дл. прибл.: 253 см.
Сохранность: загрязнена, отделочный слой потерт, сколы. Утраты, трещины и вздутие фанировки на локотниках. Обивка позднего времени.
Парадные помещения II этажа
(центральный фасад по р. Фонтанке)
Кабинет директора
(помещение № 19, площадь 60,5 кв.м)
2.Десюдепорт. Холст, масло. Худ.-дек. У.А. Боданинский.
Многофигурная аллегорическая композиция с изображением гермы в окружении граций и путти. В прямоугольной лепной золоченой раме.
Время: 1910-е
Размер: 68 см. х 165 см.
3.Десюдепорт. Холст, масло. Худ.-дек. У.А. Боданинский.
Многофигурная аллегорическая композиция с изображением Афины Паллады в окружении граций и путти. В прямоугольной лепной золоченой раме.
Время: 1910-е
Размер: 68 см. х 165 см.
4.Десюдепорт. Холст, масло. Худ.-дек. У.А. Боданинский.
Многофигурная аллегорическая композиция с изображением аллегорий искусства и танцующего путти. В прямоугольной лепной золоченой раме.
Время: 1910-е
Размер: 68 см. х 165 см.
5.Камин средистенный, двухярусный.
Нижний ярус желтого с темными и белыми прожилками мрамора. Полка с профилированным краем. Лицевая часть по бокам декорирована двумя гермами на полуциркульный базах; венчающие части в виде погрудного женского изображения белого мрамора. В центре фриза плакетка
белого мрамора с барельефом (многофигурная аллегорическая композиция).
Топочный проем прямоугольной формы, в чугунном обрамлении, декорированным розетками, лавровыми ветвями, пальметтами, звездочками и медальонами (с изображением римлянки и римского воина), закрашен черной краской. Дверцы топки – друстворчатые, латунные, с двумя круглыми орнаментированными ручками-кнопками.
Верхний ярус в виде зеркала в деревянной раме, окрашенной белой краской с накладными золоченными деталями в виде композиций из звездочек, розеток, пальметт, завитков по краям; и фигурок двух «ангелов славы» над зеркалом. Карниз с выносом, профилированный. Зеркальное полотно арочной формы.
Время: 1910-е гг.
Размер: нижний ярус: выс. 122 см; шир. 160 см; глуб. 67 см
верхний ярус: выс. 230 см; шир. 150 см; глуб. 51 см
6.Люстра, (бронза, литье, прочеканка), на 24 свт.
На стержне в форме сложносоставной балясины крепятся 8 изогнутых кронштейнов в виде завитков на 3 рожка, декорированных листьями аканта и розеткой. Корона из акантовых листьев; внешняя часть люстры завершается рельефной розеткой в виде шишки пинии.
Время: Современная работа (1980-е гг. ?) по историческому аналогу кон. ХIХ в.
Размер: выс. 95 см; диаметр 80 см
2 двери, сосновые, двустворчатые
В каждой створке по три филенки (средняя – прямоугольная, крайние – квадратные) с ромбовидными фигареями в центре, с профилем по периметру.
Время: 1910-е гг. (?)
Размер: выс. пробл. 280 см; шир. 145 см.
Канцелярия
(помещение № 18, площадь 45,6 кв.м)
7.Люстра (латунь (?), стекло) на 8 свт., типа «корзина».
По ободу стеклянные (?) накладки в виде розеток. От обода вниз спускаются нити пронизей в виде вытянутого шестигранника, смыкающиеся внизу на латунной (?)
розетке с яйцеобразным элементом в центре. Шток короткий, круглый в сечении, увенчан диском.
Время: 1930-е гг.
Размер: прибл. – выс. 70 см; диаметр 55 см.
2 двери, аналогичные выше описанным.
Аудитория № 203
(помещение № 17, площадь 63,1 кв.м)
8.Люстра, аналогичная № 7 данной описи.
Помещения южного флигеля
II этаж
Зал с пилястрами ионического ордера
(помещение № 2, площадь 109,2 кв.м)
Стены отделаны искусственным мрамором желтого цвета, оформлен пилястрами ионического ордера. В интерколумниях – зеркала в прямоугольных лепных золоченых рамах.
9.Камин с зеркалом средистенный, одноярусный, белого резного мрамора.
Полка с выносом, профилированным краем. Лицевая плоскость фланкирована пилястрами с ионическими капителями. Фриз декорирован канеллюрами и филенками, по бокам над пилястрами раскрепован, декорирован квадратными филенками. Топочный портал прямоугольной формы с фигурными раскрепованными углами. Топка в гладкой латунной раме с полуциркульным профилированным завершением. Топка выложена кирпичем.
Второй ярус – зеркало в прямоугольной золоченной лепной (?) раме с орнаментом из пальметт и бутонов тюльпана.
Рядом с камином (справа и слева) три душника и ручка-баранчик вьюжки (латунь).
Размер: шир. 130 см, глуб. 40 см, выс. 124 см
зеркало: прибл.: выс. 240 см, шир. 110 см
Время: 1910-е.
10. Три люстры, аналогичные № 6 данной описи.
11.Пять бра (бронза, литье, прочеканка) на 7 свт.
Стенник ажурный, прорезной, из завитков, листов аканта, пальметт. Рожки расположены в 2 яруса (нижний – 5 рожков, верхний – 2 рожка), декорированы листом аканта.
Профитки гладкие, цилиндрической формы. Электрифицированы свечами молочного
стекла и лампами миньон.
Время: Современная работа (1980-е гг. ?) по историческому аналогу кон. ХIХ в.
Размер: прибл.: выс. 60 см, шир. 50 см
Размер зеркала: прибл.: выс. 280 см, шир. 120 см
Галерея
(помещение № 7)
12.Живописное панно на люнете. Холст, масло. Худ.-дек. У.А. Боданинский.
Аллегорическая композиция с изображением вазона в окружении двух тритонов на темно-коричневом фоне.
Время: 1910-е гг.
Размер: прибл.: 50 см х 287 см.
13.Живописное панно на люнете. Холст, масло. Худ.-дек. У.А. Боданинский.
Аллегорическая композиция с изображением жертвенника в окружении двух факельщиках на темно-коричневом фоне.
Время: 1910-е гг.
Размер: прибл.: 50 см х 287 см.
14.Живописное панно на своде. «Суд Париса».
Холст, масло. Худ.-дек. У.А. Боданинский.
в восьмиугольной лепной (?) золоченой раме.
Многофигурная аллегорическая композиция с изображением мужской и трех обнаженных женских фигур на темно-коричневом фоне.
Время: 1910-е
Размер: прибл.: 50 см х 147 см.
15.Живописное панно на своде. «Афродита, Афина, Гера».
Холст, масло. Худ.-дек. У.А. Боданинский.
в восьмиугольной лепной (?) золоченой раме.
Многофигурная аллегорическая композиция с изображением трех обнаженных женских фигур на темно-коричневом фоне.
Время: 1910-е
Размер: прибл.: 50 см х 147 см.
16.Живописное панно на своде. Парное № 15 данной описи.
17.Три бра (латунь) на 7 свт.
Плоский кронштейн в виде скобы декорирован латунными накладками-розетками. Пристенная часть оформлена двумя аналогичными розетками и двумя рожками с шишками на концах. Профитки гладкие.
Время: 1910-е гг.
Размер: прибл.: выс. 30 см, шир. 110 см.
Помещение № 3
(площадь 77,6 кв.м)
18.Камин с зеркалом, средистенный, белого резного мрамора.
Полка с выносом, с профилированным краем. Лицевая часть по бокам декорирована двумя горельефами с изображением двух фигур лучников. На фризе барельеф, в центре которого овальный медальон с изображением Афродиты и Амура; по бокам -- двух голубей в окружении цветочных гирлянд. Боковые части фриза раскрепованы и декорированы горельефным изображением вазона с цветами.
Топка прямоугольной формы, в обрамлении латунной рамы с полуциркульным профилированным завершением. Таган с чугунной колосниковой решеткой. Каминная решетка, чугунная (?) окрашена черной краской, с латунными розетками. Плинт гладкий.
Зеркало в прямоугольной резной золоченой раме (дерево (?)), обрамляет камин с трех сторон. Разделено вертикальными и горизонтальными тягами на 1 центральное и 7 боковых разноформатных полей. Тяги в виде ликторских связок. На раме растительная порезка в виде листьев аканта и бутонов лилий.
Рядом камином (справа вверху) ручка-баранчик вьюжки (латунь).
Размер камина: шир. – 195, 5 см, глуб. - 42 см, выс. - 136 см
Размер зеркала: прибл.: шир. – 210 см, выс. 400 см
Время: 1910-е.
19.Люстра аналогичная № 6 данной описи
20.Три бра аналогичные № 11 данной описи
21.Портрет А.А. Маркова
Поясной портрет анфас. Темный сюртук, белая рубашка. Мужчина преклонного возраста с седыми бородой и усами. Правой рукой опирается на подлокотник кресла. Слева внизу подпись: «А. Скалон».
Конец XIX – начало XXвв.
Холст, масло.
Размер – ок. 93см. х 65см.
Сохранность: поверхность загрязнена.
Помещение №3 (площадью 77,6 кв.м.)
22.Рама к портрету.
Прямоугольная, фигурного очертания, золоченая с мастичной лепкой в виде пальметок и картушей на углах и четырех сторонах.
Размер: около 110см х 83см
к. XIX – н. XXвв. (?)
Помещение №3 (площадью 77,6 кв.м.)
23. Диван.
Диван дубовый с мягким сиденьем и мягкой спинкой. Обтянут черной искусственной кожей. Локотники мягкие, валикообразные с деревянной резьбой в виде львиных маскаронов, лицевая часть декорирована квадратными деталями с алмазной гранью. Спинка фланкирована лопатками с резными каннелированными колонками дорического ордера. Фриз декорирован резьбой с картушем в центре и симметричным орнаментом из листьев аканта и стилизованных триглифов и метоп. Боковые части фриза раскрепованы и декорированы волютообразным завитком с листом аканта. Карниз профилированный с выносом. Ножки круглые.
Обивка поздняя (?)
Время: вторая пол XIX века.
Размер: 220см х 115см х 96 см
Сохранность: хорошая.
Помещение №1 (площадью 14,4 кв. м).
Памятник регионального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
XVIII в., 1820-е-1830-е гг., 1909-1910 гг., 1930-е гг.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Караванная улица, дом 24-26, литера А