Собор Воскресения "Новый"
– ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (в центре города Шуи, в ансамбле с колокольней и «Старым», 1798 г. собором между ними); план здания (в основе – двухстолпный пятиглавый храм, длина основного объема 16,96 м., ширина – 17,4 м., длина трапезной – 18,4 м., ширина – 17,4 м.); композиция (к двусветному основному объему с запада примыкает двусветная трапезная и папертный придел, увенчанный трехглавием и фланкированный крыльцами-портиками, равный по высоте храму; с севера и с юга к трапезной примыкают 2 придела, с востока к основному объему примыкает трехапсидный алтарь); материал (кирпич (размер кирпича 14×28×7-13,0×27,0×6,0), побелка).
– КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал (кирпич, дерево, металл); фундамент: бутовый; перекрытия (форма: над основным объемом – крестовой свод с центральным световым барабаном, трапезная – коробовый свод, в апсиде – коробовые, переходящие в конху, компоновка связующих материалов, техника кладки); металл (технология изготовления, техника крепления); кровля (форма: основной объем – вальмовая, четырехскатная, портики с фронтонами, трапезная – двускатная, папертный придел – сложная, апсида – полуциркулярная шатровая; материал – металл); оконные и дверные проемы (расстановка оконных и дверных проемов, форма, количество, геометрия переплета, материал: дерево).
– ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО:
– главы основного объема (форма: луковичная с «юбкой» на барабане, количество – пять, материал – металл, композиция покрытия: гладкая, чешуйчатая); барабаны (форма – цилиндрическая, материал, количество – пять, композиция – центральный барабан в центре крупнее других, декор: многообломный карниз с сухариками, филенки, 4 филенчатых пилястры с капителями, повторяющими форму карниза, в простенках между окнами, 4 окна полуциркулярные в верхней части; главы папертного придела (форма: луковичная с «юбкой» на барабане, количество – три, материал – металл, композиция покрытия: чешуйчатая); барабаны аналогичные барабанам основного объема; главы портиков (форма: луковичная с «юбкой», количество – два (по одной на каждом портике), материал – металл, композиция покрытия: чешуйчатая); барабанов нет; главы приделов (форма: луковичная на шее, количество – две (по одной на каждом приделе), материал – металл, композиция покрытия: «дольками»); барабанов нет;
– основной объем (форма – квадрат, материал, композиция – с южной и северной стороны к четверику примыкают портики, декор (фронтоны портиков (форма – треугольная, материал, композиция – антаблемент портика опирается на две колонны тосканского ордера, декор – многообломный карниз, фриз с прямоугольными нишами), пилястры со слабо выраженными капителями по углам и в простенках между окнами первого света основного объема и капителями ионического ордера по углам и в простенках между окнами второго света основного объема, в углах второго света основного объема пилястры сдвоенные, многообломный карниз с 2-мя рядами сухариков по периметру второго света основного объема и многообломный межэтажный карниз), окна (форма – прямоугольные, внутри портика – дверной проем с полуциркулярной верхней частью, материал, кладка, композиция – по четыре оси с на четырех фасадах, над окнами второго света расположен ряд квадратных окон (на восточном фасаде – глухих), декор окон первого света – многообломные наличники с плоским сандриком, окон второго света – многообломные наличники, между окнами второго света и квадратными окнами над ними – филенки).
– апсида (форма – трехчастная полуциркулярная, материал, кладка, композиция – односветная, равная с основным объемом и трапезной ширина, ниже основного объема, три окна на каждой из частей апсиды направлены на восток, два окна южной и северной частей апсиды направлены на юг и север соответственно; декор – две колонны дорического ордера в простенках между тремя полуциркулярными частями апсиды, восточные окна – с плоскими наличниками с плоскими сандриками, под сандриками – лепные филенки со сложным орнаментом, под подоконниками –филенки сложной формы, северное и южное окна апсиды – с плоским сандриком без наличников и филенок, многообломный карниз (по периметру апсиды)).
– трапезная (форма – прямоугольник, материал, композиция – двусветная, но пониженная по высоте относительно основного объема, с севера и юга к трапезной примыкают односветные приделы, с запада к трапезной примыкает папертный придел, декор – на северном и южном фасаде – ризалиты с аттиками прямоугольной формы с многообломным карнизом, филенки, 4 уплощенные пилястры со слабо выраженными капителями в простенках между окнами, 5 осей окон на каждом фасаде, 3 окна ризалита с полуциркулярными завершениями в верхней части, 2 боковых окна каждого из фасадов – прямоугольной формы с плоскими сандриками, все окна трапезной без наличников).
– приделы (форма – прямоугольник с полуциркулярными окончаниями в восточных частях, материал, композиция – примыкают с северной и южной стороны к трапезной, северный и южный фасады каждого из приделов делятся на 5 вертикальных осей, декор – многообломный карниз по периметру, 4 уплощенные пилястры с капителями в простенках между окнами, 5 окон с плоскими наличниками, с плоскими сандриками, на крыше каждого придела 3 парапетные стенки).
– папертный придел (форма – прямоугольная, 3 оси по вертикали, двусветный, материал, композиция – с севера и с юга от придела – 2 квадратных в плане портика тосканского ордера, декор – массивный антаблемент, декорированный многообломным карнизом по периметру придела, и опорной стенкой с полуциркулярным фронтоном, на западном фасаде ризалит с двумя гладкими полуколоннами с капителями ионического ордера по углам ризалита на уровне второго света, здесь же – плоские пилястры с капителями ионического ордера, расположенные с двух сторон от окон боковых осей придела, на углах второго света придела пилястры сдвоенные, окна второго света аналогичные с окнами второго света основного объема; вход в храм декорирован фронтоном с многообломным карнизом, антаблемент которого опирается углами на две полуколонны тосканского ордера, окна первого света – прямоугольные, без наличников, с плоскими сандриками, обрамлены филенками, по периметру придела – межэтажный многообломный карниз, смыкающийся с антаблементом портиков; центральный вход имеет полуциркулярное многоступенчатое гранитное крыльцо; каждый портик папертного придела с двух сторон имеет по 2 фронтона (форма – треугольная, материал, композиция – антаблемент портика опирается на 4 одиночные колонны тосканского ордера, декор фронтонов портиков – многообломный карниз, фризы с квадратными нишами), дверные проемы (по 2 в каждом портике) – прямоугольные с полуциркулярными завершениями, каждый портик имеет прямоугольное многоступенчатое гранитное крыльцо).
- ВНУТРЕННЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО:
На стенах, сводах и столбах сохранились фрагменты масляной живописи начала 20 в.
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1789 г.
Документы
Контакты
- Адрес: Ивановская область, г. Шуя, Зеленая пл.