Дворец
Объемно-пространственное решение:
трехэтажное, на цокольном этаже, Н-образное в плане здание с прямоугольным выступом ризалита по оси симметрии парадного фасада, его исторические габариты и конфигурация;
акцентные части формы: осевой ризалит парадного фасада (на всю высоту здания); осевой ризалит с портиком садового фасада, ризалиты торцевых фасадов;
крыша, ее историческая конфигурация (двускатная, четырехскатная, в части ризалита вальмовая) и габариты, включая высотные отметки коньков и карнизов;
купола северного и южного крыльев*, их историческая конфигурация, габариты, материалы окрытия;
* перестроены в ХХ в.
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние капитальные стены, их местоположение, материал (кирпич), исторические перегородки;
междуэтажные перекрытия –местоположение;
система кирпичных сводов, включая своды коробовые, на подпружных арках, крестовые, сомкнутый с распалубками, зеркальный;
колонны, включая колонны ионического и коринфского ордеров; пилоны;
одномаршевая межстенная лестница с наливными ступенями, ее историческое местоположение (помещение 1-Н(3), конструкция, тип, габариты;
двухмаршевая межэтажная лестница с известняковыми ступенями, ее историческое местоположение (помещение 1-Н(11), конструкция, тип, габариты;
трехмаршевая межэтажная лестница с деревянными ступенями, ее историческое местоположение (помещение 1-Н(21), 3-Н (55, 86), конструкция, тип, габариты;
межэтажная маршевая лестница со ступенями серого гранита и металлическими кольцами ковродержателей, ее историческое местоположение (помещение 3-Н(3, 4, 26), конструкция, тип, габариты;
покрытие полов лестничных площадок серым и белым мрамором в геометрическом порядке, с бордюром;
межэтажная двухмаршевая лестница со ступенями серого гранита, металлическими кольцами ковродержателей и мраморным ограждением, ее историческое местоположение (помещение 3-Н(72), конструкция, тип, габариты;
стилизованная балюстрада* (1880-е гг., по проекту М. Месмахера) белого с серыми прожилками мрамора, техника исполнения и рисунок (профилировка, с профилированными филенками и цветочными розетками, глухие стойки с филенками и резными провисающими цветочными гирляндами и лентами) ограждения;
* на лестничной площадке у первой ступени марша лестницы фрагменты электроканала для электропровода утраченного торшера
покрытие полов лестничных площадок серым и белым мрамором в геометрическом порядке, с бордюром;
межэтажная двухмаршевая лестница с известняковыми ступенями и металлическим ограждением, ее историческое местоположение (помещение 3-Н(55), конструкция, тип, габариты;
исторические материал, техника исполнения (литье, ковка) и рисунок (стойки с фигурными перехватами, пояс из кругов) ограждения;
деревянные профилированные перила;
деревянная винтовая лестница с деревянным ограждением, ее историческое местоположение (помещение 3-Н(85), конструкция, тип, габариты;
исторические материал, техника исполнения и рисунок (стойки с фигурными перехватами) ограждения;
деревянные профилированные перила;
межэтажная двухмаршевая деревянная лестница с деревянным ограждением, ее историческое местоположение (помещение 3-Н(96), конструкция, тип, габариты;
исторические материал, техника исполнения и рисунок (стойки с фигурными перехватами ограждения);
деревянные профилированные перила;
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен и перегородок: две параллельные анфилады по продольной оси (север-юг) на 2-3 этажах, анфилада по продольной оси северного крыла;
исторические габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
фасады, их историческое архитектурно-художественное решение в формах раннего классицизма, элементы эклектики, советской неоклассики 1930-х гг.; исторический колер окраски:
восточный (парадный) фасад:
цоколь, облицованной пиленой путиловской плитой;
материал и характер обработки фасадной поверхности – гладкая окрашенная штукатурка, обработанная под линейный руст в уровне цокольного этажа;
прямоугольный в плане центральный ризалит с арочными проемами, переоборудованными в оконные и дверные в 1930-е гг.;
дверные проемы, их историческое местоположение (боковые стороны ризалита), конфигурация (прямоугольные), габариты, оформление (штукатурные наличники, треугольные сандрики);
исторические конструкция, материал (дерево), цвет (по результатам архивных исследований) и оформление заполнений дверных проемов;
исторические оконные проемы цокольного, 1-3-го этажей, включая проемы 1-го этажа ризалита 1930-х гг. – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульными завершениями), габариты, оформление
(штукатурные гладкие и профилированные наличники, замковые камни, образованные рустом, профилированные архивольты, фланкирующие лопатки, прямые сандрики на стилизованных кронштейнах, профилированные подоконные выступы, филенки в подоконном пространстве);
исторические материал (дерево), конструкция, цвет (натурального дерева), рисунок расстекловки и оформление (резные пилястры) заполнений оконных проемов;
трехчетвертные колонны тосканского ордера – в уровне 1-го этажа ризалита;
рустованные лопатки – в уровне цокольного – 1-го этажей;
пилястры коринфского ордера – в уровне 2-3-го этажей северного и южного крыльев;
стилизованные каннелированные пилястры ионического ордера, филенчатые пилястры с картушами в капителях – в уровне 2-го этажа ризалита;
фриз ризалита, декорированный рельефными листьями лавра, филенками с гутами и ветвями, картушами и стилизованными кронштейнами с чешуйчатым орнаментом;
профилированные межэтажные тяги и карнизы, пояс ложчатого орнамента;
триглифный фриз и профилированный выносной карниз с сухариками (ризалита);
архитрав, фриз рельефного растительного орнамента, пояс дентикул;
венчающий профилированный карниз со стилизованными уплощенными кронштейнами;
треугольный фронтон над ризалитом – с дентикулами и стилизованными кронштейнами, декорированный в тимпане рельефными ветвями;
прямоугольный аттик – филенчатый, с профилированным карнизом и ступенчатым навершием;
парапетная балюстрада на всю длину фасада с фигурными балясинами и опорными тумбами с «алмазной гранью»;
западный (садовый) фасад:
цоколь, облицованной пиленой путиловской плитой;
материал и характер обработки фасадной поверхности – гладкая окрашенная штукатурка, обработанная под линейный руст в уровне цокольного этажа;
прямоугольный в плане центральный ризалит с четырехколонным портиком тосканского ордера, триглифным фризом и профилированным карнизом;
треугольный фронтон в завершении портика, с дентикулами и стилизованными кронштейнами, декорированный в тимпане рельефными ветвями, с фризом лепного растительного орнамента;
прямоугольный аттик над фронтоном – филенчатый, с профилированным карнизом и ступенчатым навершием; лепные провисающие гирлянды в филенках;
завершающий эркер балкон в три световые оси, с металлическим
ограждением (воссоздано), его историческое местоположение, конфигурация, габариты;
исторические материал, техника исполнения и рисунок ограждения;
проем балконной двери – историческое местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты, оформление – профилированный архивольт с импостами, пилястры;
исторические конструкция, материал (дерево), цвет (по результатам архивных исследований) и оформление заполнения проема балконной двери;
дверной проем, его историческое местоположение (в центральной оси портика), конфигурация (прямоугольный), габариты, оформление;
исторические конструкция, материал (дерево), цвет (по результатам архивных исследований) и оформление заполнения дверного проема;
исторические оконные проемы цокольного, 1-3-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульными завершениями), габариты, оформление (профилированные штукатурные наличники, профилированные архивольты с импостами, пилястры,
замковые камни, образованные рустом, прямые сандрики, подоконные выступы, гладкие прямоугольные филенки и «алмазная грань» в подоконном пространстве);
исторические материал (дерево), конструкция, цвет (натурального дерева), рисунок расстекловки и оформление заполнений оконных проемов;
пилястры коринфского ордера – на высоту 2-3-го этажей ризалита, северного и южного крыльев;
колонны и пилястры портика (тосканского ордера) – на высоту цокольного и 1-го этажей;
рустованные лопатки – на высоту цокольного и 1-го этажа;
профилированные межэтажные тяги и карнизы, пояс ложчатого орнамента;
фриз рельефного растительного орнамента, пояс дентикул;
венчающий профилированный выносной карниз со стилизованными уплощенными кронштейнами;
парапетная балюстрада на всю длину фасада с фигурными балясинами и опорными тумбами с «алмазной гранью»;
северный и южный (торцевые) фасады:
цоколь, облицованной пиленой путиловской плитой;
материал и характер обработки фасадной поверхности – гладкая окрашенная штукатурка, обработанная под линейный руст в уровне цокольного этажа;
исторические оконные проемы цокольного, 1-3-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульными завершениями), габариты, оформление (штукатурные гладкие и профилированные, в том числе раскрепованные наличники, профилированные архивольты с импостами, пилястры, замковые камни, образованные рустом, прямые сандрики, подоконные выступы на стилизованных кронштейнах, прямоугольные гладкие филенки и «алмазная грань» в подоконном пространстве);
исторические материал (дерево), конструкция, цвет (натурального дерева), рисунок расстекловки заполнений оконных проемов;
пилястры коринфского ордера – на высоту 2-3-го этажей ризалитов;
рустованные лопатки цокольного и 1-го этажей;
архитрав, фриз рельефного растительного орнамента, пояс дентикул;
венчающий профилированный выносной карниз со стилизованными уплощенными кронштейнами;
парапетная балюстрада на всю длину фасада с фигурными балясинами и опорными тумбами с «алмазной гранью».
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
историческое объемно-пространственное решение межэтажных лестниц, вестибюлей и помещений;
историческое местоположение, габариты и оформление межкомнатных проемов, включая дверные, в том числе, в откосах;
оформление дверных проемов, в том числе в откосах – профилированные, в том числе раскрепованные деревянные наличники, включая окрашенные белой краской;
оформление откосов дверных проемов* филенчатыми деревянными панелями;
* на площадке бельэтажа утрачен прямой сандрик на двух кронштейнах
исторические и воссозданные по историческим образцам дверные заполнения, их конструкция (двустворчатые и одностворчатые, также с нестворными частями, глухие и полусветлые, включая заполнения с прямоугольными полуциркульными фрамугами), материал (дерево), цвет (натурального дерева и окрашенные белой краской), оформление (филенки, в том числе фигарейные, порезки);
историческая и воссозданная по историческим образцам дверная металлическая фурнитура;
исторические и воссозданные по историческим образцам радиаторные и вентиляционные решетки – в деревянном корпусе и с металлическими сквозными вставками;
исторические и воссозданные по историческим образцам оконные заполнения, их конструкция, цвет (по результатам натурных и архивных исследований), материал (дерево), оформление;
историческая и воссозданная по историческим образцам металлическая оконная фурнитура;
исторические материалы покрытия полов, включая известняк, мрамор, гранитную крошку метлахскую плитку и деревянный паркет, рисунок;
исторические деревянные и мраморные подоконники, их конфигурация, цвет;
архитектурно-художественное оформление помещений, включая:
помещение 1-Н(3) – Парадный вестибюль:
полы основного объема помещения из квадратных плит белого и серого мрамора, в центральной части – наборная композиция в виде дельфинов на фоне мраморной крошки темно-серого тона, заключенных в звездообразную раму с «бегущей волной» по периметру (выполнены по проекту 1936 г. А.И. Гегелло);
наливные полы мраморной крошки геометрического рисунка – проходов в пом. 1-Н(4);
оформление продольных стен и арочного прохода к парадной лестнице колоннами, облицованными искусственным светло-зеленым с прожилками мрамором, с лепными капителями ионического ордера (4 пары, 4 одиночные угловые колонны);
раскрепованный антаблемент с гладким фризом, дентикулами и профилированным выносным карнизом;
люнеты, декорированные круглыми нишами в профилированном обрамлении с барельефами в виде женских фигур и вазона;
горельефные композиции из знамен и военной арматуры – в основании подпружных арок и сводов;
арочные проемы восточной стены основного объема вестибюля в профилированном обрамлении, расположенные симметрично проемам из пом. 1-Н(2);
арочный проем северной стены, ведущий к парадной лестнице, профилированные архивольты;
оформление свода арки кессонами с цветочными и акантовыми розетками;
арочная ниша южной стены, расположенная симметрично проему северной стены; профилированный архивольт;
оформление подпружных арок кессонами с цветочными и акантовыми розетками;
профилированные тяги по граням сводов, лепные розетки растительного рисунка;
помещение 1-Н(4) – Садовый вестибюль, двусветное помещение, оформленное в формах советской неоклассики 1930-х гг. по проекту 1936 г. А.И. Гегелло):
нижний ярус:
существующие высотные отметки (до перекрытия балкона 2-го яруса);
4 пилона красного с белыми прожилками мрамора, базами белого мрамора и орнаментированными лепными капителями – центральной части вестибюля;
парные пилястры розово-серого мрамора с темными прожилками (4 шт.), фланкирующие входы, по осям размещения пилонов;
4 ¼ пилястры аналогичного мрамора – в угловых частях помещения;
наливной пол мраморной крошки серого тона с геометрическим орнаментом красного и белого мрамора по периметру центральной части и композицией из лошадей и оленей в шестиугольной раме;
уплощенные ниши с коробовым завершением, в профилированном обрамлении – северной и южной стен;
оформление потолка с овальной центральной частью, отделяющего нижний ярус от помещения 2-го света, разделенного балками, крупными профилированными кессонами с лепными акантовыми розетками – в западной и восточной частях;
второй свет:
существующие высотные отметки;
балюстрадное ограждение по внешней границе балконной плиты;
колонны ионического ордера светло-серого с темными прожилками искусственного мрамора;
пилястры светло-серого с темными прожилками искусственного мрамора ионического ордера по осям размещения колонн;
оформление потолка, разделенного балками, крупными профилированными кессонами с профилями и орнаментальным поясом по периметру с лепными акантовыми розетками; центральный кессон с орнаментированными кронштейнами и лепными розетками по периметру, также с центральной лепной акантовой розеткой;
помещение 1-Н(5) – Гардероб, оформленный в формах советской неоклассики по проекту 1936 г. А.И. Гегелло):
наливной пол мраморной крошки с геометрическим орнаментом черного и красного тонов;
стены, облицованные искусственным светло-желтым мрамором с серыми прожилками;
две ниши с конховым завершением – северной стены;
пилоны центральной части помещения, облицованные искусственным мрамором, аналогичным мрамору стен: крестообразные и прямоугольные в плане;
пилястры по осям размещения центральных пилонов, облицованных аналогичным мрамором;
оформление потолка с выступающими балками прямоугольными филенками и розетками из листьев аканта;
пом. 1-Н(6):
наливной пол мраморной крошки с геометрическим орнаментом черного и красного тонов;
оформление потолка контррельефными прямоугольными филенками;
пом. 1-Н(21):
гладкие пилястры, включая угловые; прямоугольные профилированные рамы стен;
оформление потолка профилированными тягами, круглой розеткой;
пом. 3-Н(5, 26) – Парадная лестница:*
оформление стен – медальон в венке с провисающими гирляндами и пальмовыми ветвями, профилированная тяга в верхней части стены, круглые розетки;
историческая центральная розетка первого марша;
* утрачен лепной декор: орнаментированные пилястры, вензель владельца в медальоне; утрачены бра и мраморные постаменты
оформление свода арки кессонами с розетками растительного рисунка;
профилированные и гладкие раскрепованные тяги, фигурные филенки в профилированном обрамлении в нижней части стен, прямоугольные панно с лепными композициями растительного рисунка в верхней части стен;
оконные проемы западной стены – в откосах, оформленных прямоугольными филенками с балюстрадой в нижней части;
оконные проемы восточной стены – в откосах, оформленных прямоугольными филенками и профилированными наличниками;
профилированный карниз с дентикулами по периметру помещения;
круглые лепные розетки из листьев аканта;
помещение 3-Н(27):
покрытие пола плитами серого и белого мрамора в шахматном порядке, с бордюром;
колонны и пилоны, облицованные светло-зеленым с прожилками искусственным мрамором, с оштукатуренными базами и капителями, поддерживающие коробовые арки, разделяющие крестовые своды;
оформление стен – раскрепованный архитрав, фигурные филенки в профилированном обрамлении, профилированные рамы;*
* лепной декор с утратами
профилированные штукатурные наличники оконных проемов,
облицовка нижней части стен лестничных маршей белым с прожилками мрамором;
настенное зеркало с полуциркульным завершением: в профилированной и орнаментальной штукатурной раме, с бантом в верхней части;
оформление сводов арок кессонами с розетками растительного рисунка;
оформление сводов профилями по ребрам и профилированными круглыми розетками с листьями аканта в шелыге;
помещение 3-Н(28), оформленное по проекту 1936-37 гг.:
оформление свода, люнетов, подпружных арок и стен живописными (темперно-клеевая живопись по штукатурке) панно плодово-растительного характера, с изображением драпировок, гирлянд, пальметт и завитков;
помещение 3-Н(30), оформленное по проекту 1930-х гг.:
оформление плафона – профилированный периметральный карниз, темперно-клеевая живопись по штукатурке: в центре композиция растительно-геометрического характера с изображением животных и птиц; в торцевых частях – панно с изображениями ваз с фруктами и растительных завитков; панно разделены гирляндами, цветочными и лавровыми розетками;
помещение 3-Н(38), оформленное в 1936 г. художником А. Трескиным:
оформление свода и распалубков живописными композициями (темперно-клеевая живопись по штукатурке): центральная розетка растительного рисунка с акантом, пальметтами и завитками, по осям – медальоны с попугаями, обезьянками, белками и совами, соединенные растительными гирляндами с бантами, корзинами с цветами и птицами;
в распалубках на синем фоне изображения натюрмортов с цветами и фруктами;
композиции с изображением стилизованных деревьев, пионеров с животными и птицами;
помещение 3-Н(39), оформленное в 1936 г. Палехскими художниками (И. Маркичевым и Н. Зиновьевым):
оформление стен – орнаментированный золоченый лепной карниз по периметру помещения;
темперно-клеевая живопись по штукатурке на сюжеты произведений М. Горького, также с изображением писателя;
в нижней части стен живописный орнаментальный фриз;
заполнения дверных проемов, их конструкция (двустворчатые глухие), материал (дерево), цвет (окрашенные белой краской), оформление (филенки и орнаментальная роспись);
оформление плафона – темперно-клеевая живопись по штукатурке: центральная розетка, изображения птиц;
угловые живописные композиции растительно-цветочного рисунка;
лепная профилированная тяга по периметру плафона;
падуга с живописными изображениями павлинов и цветов;
помещение 3-Н(42):
оформление плафона и стен периметральными профилированными тягами;
падуга;
оформление стен профилированными рамами;
помещение 3-Н(43), оформленное в 1936 г. Палехскими художниками (И. Зубковой и засл. д.и. А. Котухиным):
оформление стен – профилированный карниз по периметру помещения;
темперно-клеевая живопись по штукатурке на сюжеты произведений А.С. Пушкина, также с изображением поэта;
в нижней части стен живописный орнаментальный фриз;
профилированные штукатурные наличники оконных проемов;
заполнения дверных проемов, их конструкция (двустворчатые глухие), материал (дерево), цвет (окрашенные белой краской), оформление (филенки и орнаментальная роспись);
оформление плафона – темперно-клеевая живопись по штукатурке: центральная розетка с изображением пионеров-всадников на диковинных птицах и животных;
угловые живописные композиции растительно-цветочного рисунка;
лепная профилированная тяга по периметру плафона;
падуга с живописными изображениями всадников, пеших и растительного орнамента;
помещение 3-Н(49):
оформление стен – уплощенные прямоугольные ниши, ниша с конховым завершением, прямоугольные панно искусственного светло-зеленого с прожилками мрамора – в межоконных простенках, профилированный карниз по периметру помещения;
высокая падуга;
оформление потолка, разделенного балкой на две части – профилированная периметральная тяга;
помещения 3-Н(96, 101):
оформление стен – профилированные штукатурные тяги, филенки с профилем по периметру, гладкие пилястры в верхней части стен;
помещения 3-Н(61-64):
оформление стен деревянными прямоугольными профилированными рамами;
прямоугольные ниши, обшитые филенчатыми деревянными панелями;
оформление откосов оконных и дверных проемов деревянными филенчатыми панелями, профилированными деревянными наличниками;
двустворчатые деревянные глухие филенчатые заполнения дверных проемов;
металлические ажурные радиаторные решетки в деревянном корпусе;
профилированная штукатурная тяга по периметру помещений;
падуга;
оформление плафона – профилированная тяга по периметру;
помещение 3-Н(68):
оформление ребер сомкнутого свода штукатурными орнаментальными тягами с гирьками;
лепная круглая розетка геометрического рисунка;
орнаментальное обрамление уплощенной арочной ниши, арочного проема, ведущего в помещение 3-Н(69), откосов оконных проемов;
орнаментальный штукатурный наличник дверного проема;
двустворчатое деревянное глухое филенчатое заполнение дверного проема, декорированное фигурными накладками желтого металла;
помещение 3-Н(69):
оформление плафона, разделенного балками на секции – прямоугольные и фигурные кессоны каждой секции, оформленные профилированными тягами, орнаментированными поясами и розетками;
оформление стен – профилированные тяги, орнаментальные пояса, пояс дентикул – по периметру помещения;
помещение 3-Н(70):
оформление плафона профилированными тягами по периметру плафона и в центральной части;
помещение 3-Н(72) – верхняя площадка Парадной лестницы (1880-е гг., арх. М. Месмахер):
оформление стен – профилированные штукатурные карнизы и тяги, прямоугольные филенки в профилированном обрамлении – в центральной и нижней части стен;
прямоугольные и фигурные панно* в профилированном обрамлении и рамах из иоников, с контррельефными филенками и с рельефными лепными композициями из ваз, цветов, лавровых ветвей, драпировок, медальонов с монограммами и растительных завитков – в верхней части стен;
* исторические живописные панно утрачены; фигурные панно являлись основанием для утраченных пятирожковых бра; одно фигурное панно утрачено
прямоугольные дверные проемы в профилированных раскрепованных наличниках, декорированные прямыми сандриками с орнаментальными поясами и фризами с ложчатым орнаментом, провисающими гирляндами и бантами;
прямоугольные десюдепорты в профилированных крепованных рамах, с рельефными композициями из щита с головой Медузы Горгоны на фоне перекрещенных мечей и копий, и лавровых ветвей;
деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, окрашенные белой краской и декорированные фигарейными филенками с «вынутыми углами» и круглыми розетками, в профилированных рамах и рамах из иоников;
мраморная тумба ограждения лестницы (резьба, 1880-е гг.) в виде четырехгранного столба является постаментом для утраченного торшера (аналогичный торшер находился на площадке 1-го этажа Парадной лестницы);
деревянные радиаторные решетки в деревянных корпусах, окрашенные белой краской;
профилированные раскрепованные наличники оконных проемов с растительным поясом, декорированные в верхней части венком и лавровыми ветвями;
профилированный карниз с поясами иоников и растительного орнамента, на парных стилизованных кронштейнах, соединенных провисающими гирляндами;
оформление плафона – профилированная и орнаментированная штукатурные рамы центрального поля, фигурные филенки в профилированных и орнаментированных рамах – угловых частей плафона, цветочные розетки между филенками;
рамы из «бус», аканта и цветов с «выкружками» - по периметру плафона;
падуга с медальонами с бантами и лентами в угловых частях, декорированная филенками с трельяжной сеткой по периметру помещения, также с цветочно-растительным орнаментом в угловых частях;
помещение 3-Н(73), оформленное худ. В. Щербаковым по проекту 1936-37 гг.:
прямоугольный альков с двумя оштукатуренными колоннами ионического ордера и потолком, оформленным периметральными профилированными тягами;
дверной проем в откосах, оформленных профилированным наличником и филенками;
деревянное двустворчатое глухое заполнение дверного проема, окрашенное белой краской и декорированное фигарейными филенками с «вынутыми углами» и круглыми розетками, в профилированных рамах и рамах из иоников;
настенное зеркало с фигурным завершением, в штукатурной профилированной раме с иониками, декорированной лучковым сандриком с орнаментальным поясом и бантом в завершении;
оформление плафона – центральная декорированная вентиляционная решетка вокруг лепной растительной розетки;
темперно-клеевая живопись по штукатурке – основного объема помещения – цветочные и орнаментальные круглые рамы и
гирлянды, лиственный пояс по периметру плафона, живописный фриз из круглых медальонов с цветочными букетами и фигурных рам с живописными композициями;
помещение 3-Н(75):
оформление стен – прямоугольные фигарейные филенки с «вынутыми» углами, в орнаментированных рамах;
профилированный карниз на орнаментированных модульонах, с растительными тягами и поясами иоников и дентикул, фриз с раппортом из овальных медальонов и растительных элементов;
дверные проемы, оформленные профилированными раскрепованными наличниками и порталами из филенчатых пилястр, треугольных сандриков на кронштейнах и композицией из картуша с маскароном, растительными гирляндами, раковины и листьев;
деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, окрашенные белой краской и декорированные фигарейными филенками, в том числе с «вынутыми» углами, в профилированных рамах;
две печи-камина: угловые двухъярусные, на невысоком профилированном плинте, облицованном белым мрамором: нижний ярус также облицован белым с серыми прожилками мрамором с прямоугольными вставками серого с белыми прожилками мрамора; топочное отверстие прямоугольной формы в профилированном обрамлении, в центре фриза прямоугольная филенка с рельефным декором, полочка выносная, профилированная; второй ярус оштукатурен, декорирован по бокам лицевой стороны и по боковым сторонам филенками, в том числе с лепными гирляндами; в центральной части лицевой стороны фигарейная филенка с «вынутыми» углами, профилированном обрамлении и с лепной композицией из медальона с женским профилем, цветочных гирлянд и атрибутов искусств; в завершении триглифный фриз с провисающими гирляндами и треугольный фронтон с орнаментальными поясами;
оформление плафона – центральная лепная розетка из листьев аканта, окруженная сквозной орнаментальной вентиляционной решеткой и поясом «бус»;
профилированные и орнаментированные тяги по периметру плафона;
падуга;
помещения 3-Н(74, 77):
оформление плафона, разделенного на две части балками с орнаментированными кронштейнами, – филенки с профилем по периметру;
оформление стен – сандрики над проемами, филенки с профилем по периметру;
оформление проемов профилированными раскрепованными наличниками;
помещение 3-Н(76) – Зимний сад:
покрытие пола плитками мрамора черного, серого и белого цветов, с бордюром и в шахматном порядке;
прямоугольные проемы, ведущие в помещение 3-Н(75), декорированные прямоугольными филенками с профилем по периметру и парными орнаментированными кронштейнами;
оформление стен – филенки с «вынутыми» углами;
настенные зеркала в профилированных золоченых рамах – в простенках между проемами и окнами;
штукатурные прямоугольные десюдепорты с рельефными композициями из тирсов, урн с пламенем, гирлянд и растительных завитков;
рельефные композиции из одного и двух медальонов с женскими профилями в окружении цветочных гирлянд с пальмовыми ветвями, также с прямыми сандриками на стилизованных кронштейнах и поясом меандра;
фриз, декорированный пальчиковым орнаментом и растительными элементами, с профилями и поясом «бус»;
падуга, декорированная филенками с трельяжной сеткой и провисающими цветочными гирляндами, разделенными гирляндами с бантами;
живописные медальоны с изображениями цветочных букетов в обрамлении лепных цветочных гирлянд
– в угловых частях падуги;
фигурные ажурные вентиляционные решетки в профилированном обрамлении, с цветочными гирляндами и корзинками – в южной и северной частях падуги;
оформление плафона – профилированные и орнаментированные (ликторские связки, медальоны с растительными элементами, картуши) рамы с выкружками по периметру плафона;
помещение 3-Н(78) – Белоколонный зал:
хоры с балюстрадным ограждением в торцевых частях помещения, с антаблементом (профилированный карниз на орнаментированных модульонах, гладкий фриз, профили и орнаментальные пояса), поддерживаемым парой колонн ионического ордера;
фрагменты орнаментальной живописи в технике гризайль (темперно-клеевая по штукатурке) (2-я половина XIX в.);
архитрав в нижней части декорирован акантовыми розетками;
перекрытие хор разделено балками на квадратные секции с профилями и орнаментальными тягами по периметру и акантовыми розетками в центре каждой секции;
оформление стен – профилированный карниз на модульонах с акантовыми листьями, с поясами иоников и растительного орнамента;
гладкий фриз с ажурными вентиляционными решетками, декорированными лепным растительным орнаментом;
пояса растительного орнамента и «бус»;
проемы, в том числе в филенчатых откосах, декорированные профилированными наличниками, прямыми сандриками и рельефными композициями растительного характера с маскароном в венке;
прямоугольные десюдепорты с барельефными фигуративными композициями на античные сюжеты;
деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, окрашенные белой краской и декорированные прямоугольными филенками в профилированных и орнаментальных рамах;
надоконные карнизы (дерево, резьба, золочение);
время: конец XIX в.
овальные и прямоугольные вентиляционные решетки в профилированном обрамлении, декорированные стилизованным растительным орнаментом, меандром;
помещение 3-Н(79) – Большая столовая:
оформление стен – парные полуколонны и угловые полупилястры коринфского ордера с оштукатуренными капителями и фустами, облицованными желтым с прожилками искусственным мрамором;
деревянные резные карнизы с золочением, декорированные «бусами», пальметтами и профилями – над оконными проемами;
профилированный карниз с сухариками, поясами иоников и растительного орнамента;
фриз с лепными композициями растительно-цветочного характера;
прямоугольные дверные проемы в профилированных наличниках;
деревянные двустворчатые глухие филенчатые заполнения дверных проемов;
прямоугольные лепные десюдепорты с барельефными фигуративными композициями на античные сюжеты;
оформление плафона – лепные розетки по продольной оси;
темперно-клеевая живопись по штукатурке – по периметру плафона: пояса из виноградных лоз, меандра, люнеты с композициями из атрибутов искусства, цветов и растений, разделенные живописными композициями из женских фигур с копьем и венком, в античной одежде, также маскаронов и растительно-цветочных элементов;
помещение 3-Н(85) – библиотека Александра III (квадратное в плане помещение (с учетом встроенной мебели восьмигранное):
антресоль с резным дубовым ограждением (сквозные секции геометрического рисунка, глухие филенки с резным орнаментом, профилированные перила), поддерживаемая резными дубовыми кронштейнами, декорированными листьями аканта, чешуйчатым орнаментом и растительными элементами, декорированная резными дубовыми орнаментальными поясами;
поле подшивки антресоли декорировано фигарейными филенками с профилем по периметру;
оформление стен дубовыми резными филенчатыми панелями, профилированными тягами, вертикальными поясами растительного рисунка, орнаментированными пилястрами с резными капителями, горизонтальными поясами дентикул, «бус», растительного орнамента;
оформление откосов оконных проемов дубовыми филенчатыми панелями;
ниши антресоли с закругленными углами, в обрамлении пальчикового орнамента, фланкированные филенчатыми пилястрами с ионическими капителями и вертикальными филенками с резным растительным орнаментом с гротескными маскаронами;
встроенная дубовая резная мебель: основной объем помещения – шкаф на 18 двустворчатых трехъярусных отделения, угловой шкаф со вставками черно-зеленого мрамора, три угловых двухъярусных шкафа с 2 створками в каждом ярусе, аналогичный шкаф с 1 створкой в каждом ярусе, антресоль – шесть трехстворчатых двухъярусных шкафов, двухъярусный шкаф из 4 отделений, их оформление (с глухими филенчатыми и остекленными створками, декорированные резным растительным орнаментом, профилями, пилястрами с орнаментированными капителями, резными колонками в виде гротескных фигур, контррельефными филенками с цветными вставками, картушами с коронами, маскаронами, растительными элементами, также с фигурными сложными навершиями из сандриков, кронштейнов и фризов);
прямоугольные дверные проемы, включая потайной и ведущий на лестницу, ведущую на антресоль, декорированные резными профилированными дубовыми наличниками и орнаментальными поясами;
двустворчатые дубовые глухие заполнения дверных проемов, декорированные фигурными филенками, в том числе с пальчиковым орнаментом, с орнаментальным обрамлением и резными композициями из гирлянд и атрибутов искусств;
металлическая дверная фурнитура (фигурные литые накладки, ручки-фаль в виде гротескных животных);
угловой одноярусный камин, обшитый резным дубом, со вставками черно-зеленого мрамора: на профилированном плинте, топочное отверстие арочное, в профилированном обрамлении белого мрамора с замковым камнем в виде консоли (топка зашита деревянным листом); лицевая поверхность фланкирована резными стилизованными пилястрами с капителями и базами в виде орнаментированных кронштейнов и консолей; над топкой фигурные филенки со вставками черного мрамора; фриз филенчатый, с резными композициями из картуша, увенчанного короной, с монограммой императора, пальмовыми ветвями и провисающими цветочными гирляндами; шатровое навершие декорировано резными стилизованными кронштейнами, лукообразным сандриком, филенками и орнаментальными поясами; боковые стороны верхней части камина оформлены пилястрами, филенками с резными гирляндами, гротескными маскаронами, розетками и цветочными элементами;
оформление лепного плафона, окрашенного под дуб – орнаментальные пояса, профили и прямоугольные филенки по периметру плафона; фигурные филенки, пояса и шестиугольные, и круглые розетки растительного рисунка, включая центральную;
помещение 3-Н(89) – Золотая гостиная:
оформление стен – золоченый резной орнаментальный багет с заполнением шелковым штофом;*
* в настоящее время штоф и шторы современного производства (1970-е гг)
профилированные и орнаментальные лепные тяги в нижней части стен;
профилированный лепной золоченый карниз с сухариками, поясом иоников;
лепной фриз с раппортом из золоченых пальметт и растительных элементов, золоченые орнаментальные тяги;
фигурные деревянные золоченые карнизы, декорированные пальметтами – над оконными проемами;*
* воссоздание 2014 г. по историческим аналогам
напольные зеркала с консолями: прямоугольные, в золоченых орнаментальных рамах; полка консоли красного с серыми прожилками мрамора, царга золоченая резная, с орнаментом из пальметт и цветов, опирается на ножки в виде герм-сфинксов на львиной лапе; в нижней части – зеркальное полотно в раме, декорированной аналогично царге, соединенной с ножками гладкими проногами;
прямоугольные проемы, оформленные резными деревянными профилированными наличниками с орнаментальными поясами и золочением, прямыми сандриками с орнаментальными золочеными поясами, на золоченых кронштейнах с резной золоченой композицией из тирса и цветов;
деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, окрашенные белой краской, с золочением, декорированные фигарейными филенками с профилем и орнаментальными поясами по периметру; металлическая фурнитура (накладки, ручки-фаль);
прямоугольные лепные десюдепорты с барельефными фигуративными композициями на античные сюжеты;
две угловые двухъярусные печи-камина: нижний ярус с прямоугольным топочным отверстием* (зашито) в профилированном обрамлении, фланкированном колонками желтого с темными прожилками мрамора, с капителями белого мрамора; фриз желтого с темными прожилками мрамора, полочка с орнаментальными тягами белого мрамора; второй ярус оштукатурен, с золочением: в центре прямоугольное зеркало в золоченой орнаментальной раме, фланкированное филенчатыми пилястрами с рельефным орнаментом; в завершении фриз с золочеными розетками и фронтон из двух направленных друг к другу волют с пальметтой в центре и золоченой композицией цветочного рисунка;
* ложная дверца топки с ручкой-кнопкой воссоздана по историческим аналогам
оформление плафона – геометрическая лепная розетка с золочеными профилями и лепными растительными элементами, вентиляционная решетка;
темперно-клеевая живопись по штукатурке в технике полихромной гризайли: орнаментальные рамы, фигурные панно с фигуративными композициями на античные сюжеты, растительный орнамент;
помещение 3-Н(90) – Голубая гостиная:
оформление стен – золоченый резной орнаментальный багет с заполнением шелковым штофом;*
* воссоздан в 2013 г. на основании иконографии сохранившегося фрагмента исторической ткани
профилированные и орнаментальные лепные тяги в нижней части стен;
профилированный лепной золоченый карниз на орнаментированных модульонах, с поясом иоников;
лепной фриз с раппортом из золоченых пальметт и растительных элементов, золоченые орнаментальные тяги;
прямоугольные зеркала на высоту стены, в золоченых орнаментальных рамах, с орнаментальным поясом по верхнему краю;
прямоугольные проемы, оформленные резными деревянными профилированными наличниками с орнаментальными поясами и золочением, прямыми сандриками с орнаментальными золочеными поясами, на золоченых кронштейнах с резной золоченой композицией из тирса и цветов;
откосы проема, ведущего в помещение 3-Н(89), оформлены филенками с золоченым профилем по периметру;
заполнение проема, ведущего в помещение 3-Н(91) со стороны помещения 3-Н(90) оформлено аналогично заполнению проема помещения 3-Н(89); металлическая фурнитура (накладки, ручки-фаль);
прямоугольные лепные десюдепорты с барельефными фигуративными композициями на античные сюжеты;
две угловые двухъярусные печи-камина: нижний ярус с прямоугольным топочным отверстием (зашито) в обрамлении, черного с белыми прожилками мрамора, фланкированное гермами с женскими торсами в золоченых одеждах; гладкая прямоугольная полочка белого мрамора; второй ярус оштукатурен, с золочением: в центре зеркало с полуциркульным завершением в золоченой орнаментальной раме, фланкированное филенчатыми пилястрами ионического ордера с золочеными деталями; в завершении фриз с золочеными поясами, профилированный карниз на стилизованных кронштейнах и фронтон из двух направленных друг к другу волют с пальметтой в центре, лучковым навершием и золоченой композицией цветочного рисунка;
оформление плафона – геометрическая лепная розетка с золочеными профилями и лепными растительными элементами, вентиляционная решетка;
темперно-клеевая живопись по штукатурке в манере гризайль: орнаментальные рамы, фигурные панно с фигуративными композициями на античные сюжеты, растительный орнамент;
золоченые пояса растительного орнамента, золоченые орнаментальные
тяги;
помещение 3-Н(91) – Малиновая гостиная):
оформление стен – лепные орнаментальные золоченые рамы с «вынутыми углами», золочеными розетками и с заполнением шелковым штофом, выполненном на основании исторических аналогов;
профилированные и орнаментальные лепные тяги, фигурные фигарейные филенки с профилем по периметру и
орнаментальными рамами (в часть филенок вмонтированы металлические вентиляционные решетки);
профилированный золоченый карниз на парных орнаментированных кронштейнах, с орнаментальными поясами, фриз с филенками в орнаментальных золочёных рамах с композициями растительного рисунка;
карнизы над оконными проемами, декорированные золочеными лепными орнаментальными поясами, картушем, растительно-цветочными завитками и золочеными провисающими цветочными гирляндами;
оформление откосов оконных проемов и проемов, ведущих в помещения 3-Н(90, 94), фигарейными филенками в орнаментальном обрамлении, с золочением;
четыре проема, оформленные профилированными раскрепованными золочеными наличниками с поясом
«бегущая волна», прямыми сандриками с золочеными орнаментальными поясами и фигурными десюдепортами в виде поддерживаемого двумя путти лепного золоченого венка с живописным полотном (холст, масло; худ. А.П. Боголюбов (?);
деревянные двустворчатые дверные заполнения, окрашенные, с золочением, декорированные фигарейными филенками в профилированном и орнаментированном обрамлениях с рельефными композициями из венков с профилями, стилизованных вазонов, завитков и венков с музыкальными инструментами; металлическая фурнитура (накладки, ручки-фаль);
настенные прямоугольные зеркала с консолями, в фигурных лепных с золочением орнаментальных рамах, декорированных золочеными акантовыми листьями, провисающими цветочными гирляндами, перекрещенными факелом и колчаном со стрелами, венком; консоль с деревянной окрашенной золоченой столешницей, полуциркульной в плане, декорированной поясами порезки и золочеными провисающими гирляндами, на одной ножке;
два одноярусных средистенных камина, облицованных белым с серыми прожилками мрамором: топочное отверстие прямоугольное (заложено), в профилированном обрамлении с поясом меандра, фланкировано резными орнаментированными консолями с цветочными гирляндами; аналогичные консоли оформляют боковые стороны камина; фриз декорирован резными провисающими цветочными гирляндами, полочка фигурная, с профилированным краем;
надкаминное зеркало с полуциркульным завершением, в лепной раме с золочением: рама из золоченых листьев, фланкированная филенчатыми пилястрами с цветочным орнаментом, профилированный архивольт с золочеными «бусами» и замковый камень в виде картуша с золочением, декорированный провисающими цветочными гирляндами;
падуга, декорированная лепными орнаментальными тягами по периметру помещения, фигурными филенками в орнаментальных обрамлениях с рельефными композициями из цветов и музыкальных инструментов, маскаронов и растительных элементов – с золочением;
угловые лепные композиции из медальона с музыкальными инструментами, маскароном, драпировками, роками изобилия, фланкированного сидящими мужскими фигурами в драпировках;
оформление плафона – центральная лепная с золочением овальная розетка из венка и бус, с вмонтированной в нее вентиляционной решеткой в виде трельяжной сетки с растительными элементами;
лепные с золочением профилированные и орнаментальные рамы с выкружками, угловые лепные композиции из
картушей, растительно-цветочных элементов, гирлянд и акантовых розеток;
помещение 3-Н(94):
оформление стен – золоченые орнаментальные рамы, в том числе затянутые штофом*, лепные профилированные тяги, в нижней части стен фигарейные филенки с профилем по периметру, в часть которых вмонтированы металлические вентиляционные решетки;
* исторический штоф сохранился фрагментарно на стене у окна (реставрация 2008 г.)
орнаментальные тяги с золочением (растительный орнамент, «бусы», ликторские связки) – по периметру помещения;
деревянные золоченые карнизы над оконными проемами, декорированные растительными поясами и цветочными розетками;
прямоугольные десюдепорты с «вынутыми» углами, декорированные по верхнему краю лепными цветочными гирляндами с золочением и медальоном с двумя голубками;
проемы, оформленные профилированными наличниками с орнаментальными поясами с золочением, стилизованными филенчатыми пилястрами, прямыми сандриками с орнаментом и золочением;
оформление откосов оконных и дверных проемов фигарейными филенками с профилем по периметру;
деревянные двустворчатые глухие заполнения проемов, окрашенные белой краской с золочением, декорированные фигарейными филенками, в том числе фигурными, с профилем по периметру, с розетками, орнаментальными поясами, цветочными гирляндами и композициями из лент, голубей, колчана со стрелами, факела и растительных элементов; металлическая фурнитура (накладки, ручки-фаль);
средистенный одноярусный камин, облицованный белым мрамором: прямоугольное топочное отверстие (зашито) с «вынутыми» углами в профилированном и орнаментальном обрамлении с круглыми розетками фланкировано резными консолями с акантовыми листьями и цветочными гирляндами, во фризе фигурная филенка и лиственный пояс с розетками; фигурная полочка с орнаментированным краем;
надкаминное зеркало в лепной золоченой профилированной раме с поясами иоников и «бус», декорированной в верхней части картушем с маскароном и золочеными цветочными гирляндами с лентами;
падуга, декорированная фигурными филенками с профилями по периметру, с золочением, с лепными золочеными композициями из рогов изобилия, факелов, лент, растительно-цветочных элементов в угловых частях, и композициями из двух путти с растительными гирляндами, держащих урну с пламенем;
оформление плафона – центральная лепная с золочением розетка в окружении цветочного венка;
лепные с золочением растительно-цветочные и профилированные тяги по периметру плафона;
центральное поле в лепных с золочением профилированных и орнаментальных рамах с выкружками и угловыми композициями из стилизованной раковины и растительных элементов;
помещение 3-Н(95):
оформление стен – лепные орнаментальные и профилированные рамы, затянутые штофом (исторический штоф утрачен), профилированные лепные тяги, фигарейные филенки с профилем по периметру – в нижней части стен;
лепные фриз с пальчиковым и растительным орнаментом, пояса дентикул, иоников, «бус», раскрепованный профилированный карниз с растительным поясом – в завершении стен, по периметру помещения;
гирлянды растительного характера (гипс, полихромная окраска)*;
* выполнено по результатам расчисток 2008 г.
окрашенные белой краской фигурные карнизы над оконными проемами, декорированные лиственными гирьками, орнаментальными поясами и горельефными композициями из венка, перекрещенных факела и колчана со стрелами, и лент, провисающими
цветочными гирляндами (гипс, полихромная окраска);*
* выполнено по результатам расчисток 2008 г.
прямоугольные десюдепорты в лепном фигурном профилированном и орнаментальном обрамлении, с филенкой с «вынутыми» углами;
дверные проемы, оформленные орнаментированными лепными наличниками, окрашенными белой краской, прямыми сандриками на кронштейнах с акантовыми листьями, с поясом дентикул и аканта, с провисающей цветочной гирляндой между кронштейнами;
деревянные двустворчатые глухие дверные заполнения, окрашенные белой краской, декорированные фигарейными филенками, в тои числе с выкружками, и пальчиковой порезкой; металлическая фурнитура (фигурные накладки, ручки-фаль);
средистенный одноярусный камин, облицованный белым мрамором: прямоугольное топочное отверстие с выкружками в профилированном и орнаментальном обрамлении фланкировано стилизованными филенчатыми гермами с провисающими гирляндами, аналогичные гермы оформляют боковые стороны камина; фриз декорирован поясом меандра и фигурной филенкой с гуттами и резной композицией из ветвей, венка и перекрещенных колчана со стрелами и дудки; фигурная полочка с профилированным краем;
надкаминное зеркало с полуциркульным завершением в лепной профилированной раме с орнаментальными поясами, с маскароном путти и цветочными гирляндами с лентами в верхней части;
настенные зеркала с фигурным завершением в межоконном пространстве – в лепных профилированных рамах с орнаментальными поясами, с лепными провисающими гирляндами в верхней части, завершенные композицией из раковины и листьев;
оформление плафона – центральная лепная круглая розетка из листьев аканта, орнаментальных рам и цветочной гирлянды, перевитой лентой;
профилированные и орнаментальные рамы по периметру плафона, в том числе, с выкружками, угловые лепные композиции из побегов и цветов;
падуга, декорированная в угловых частях лепными медальонами с растительно-цветочными побегами и акантом, соединенными растительными и цветочными гирляндами с лентами с лепными композициями из раковины и аканта (гипс, окраска);
помещение 3-Н(96):
оформление плафона лестницы профилированными периметральными тягами;
оформление полей подшивки лестничных маршей филенками;
помещение 3-Н(97):
оформление плафона лепными орнаментальными тягами по периметру;
оформление стен – профилированная тяга и пояс иоников по периметру помещения, профилированные рамы;
оформление откосов дверных проемов лепными орнаментальными наличниками;
деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, окрашенные белой краской, декорированные фигарейными филенками и пальчиковой порезкой; металлическая фурнитура (накладки и ручки-фаль);
помещение 3-Н(98) – кабинет Александра III*:
* часть элементов отделки в процессе реставрации, включая камин и дверные заполнения, демонтирована или закрыта для осмотра и фотофиксации
оформление стен – профилированный лепной, окрашенный под дерево карниз с поясами иоников, «бус», растительного орнамента, на кронштейнах с «цехинами» и с квадратными цветочными розетками между кронштейнами;
дубовые резные орнаментальные рамы, затянутые штофом (исторический штоф утрачен);
дубовый орнаментированный карниз и филенки в орнаментальном обрамлении – в нижней части стен;
оформление откосов оконных проемов дубовыми филенчатыми панелями;
дубовые подоконники с резным краем и вмонтированными в них металлическими решетками;
металлические радиаторные решетки в дубовых корпусах, декорированных резными профилированными и орнаментальными рамами;
оформление кессонированного, окрашенного под дерево плафона – балки, разделяющие плафона на разноформатные кессоны, декорированы лепными орнаментальными поясами (растительного и геометрического рисунка), гирьками в местах пересечения;
кессоны оформлены по периметру лепными орнаментальными тягами, в центральной части – филенками, в том числе с выкружками, лепными венками;
по внешнему периметру расположены лепные орнаментированные кронштейны с «алмазными гранями» между ними;
центральная лепная розетка из листьев аканта, круглых орнаментированных рам, рокайльных и лиственных элементов – в фигурной орнаментированной раме и квадратной раме пальчикового орнамента;
помещение 3-Н(103) – Альбомная, состоящая из прямоугольной лестничной клетки двухмаршевой деревянной лестницы и Г-образного помещения альбомной-библиотеки:
профилированный карниз по периметру помещения лестницы;
оформление стен – поля в средней части западной и южной сте обиты штофом, обшиты панелями красного полированного дерева;
оформление оконных и дверного проема филенчатыми панелями красного полированного дерева с каннелюрами и розетками, стилизованные каннелированные резные пилястры, резной профилированный раскрепованный карниз с орнаментированным фризом;
металлические вентиляционные решетки в верхней части западной стены;
помещение 3-Н(114), оформленное по проекту 1936 г. арх. А.И. Гегелло:
оформление плафона кессонированным поясом со скрытым освещением по периметру помещения;
оформление стен – деревянный профилированный карниз, деревянные профилированные рамы;
двустворчатые деревянные филенчатые дверные заполнения;
помещение 3-Н(117), оформленное по проекту 1936 г. арх. А.И. Гегелло:
оформление стен – покрытие стукко: профилированные карнизы, филенчатые пилястры, профилированные архивольты;
десюдепорты – полуциркульные гипсовые панно с фигуративными композициями из вазы с птицами и виноградных лоз;
дверные проемы в профилированных наличниках;
деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, декорированные фигарейными филенками с профилем по периметру;
триглифно-метопный фриз, профилированный карниз;
оформление плафона – профилированные тяги, лепные круглые розетки;
помещение 3-Н(128), оформленное по проекту 1936 г. арх. А.И. Гегелло:
оформление стен – профилированный карниз с поясами иоников и «бус»;
пилястры бордового со светлыми прожилками мрамора со стилизованными оштукатуренными капителями;
оформление дверных проемов профилированными наличниками;
деревянные полусветлые филенчатые двустворчатые и с нестворными частями заполнения дверных проемов;
оформление плафона – профилированные тяги, лепные круглые акантовые розетки по периметру плафона, центральная лепная круглая розетка;
помещение 3-Н(130), оформленное по проекту 1936 г. А.И. Гегелло:
оформление стен – деревянный профилированный карниз, деревянные профилированные рамы нижней части стен, деревянные резные пилястры нижней и верхней части стен;
дверные и оконные проемы, оформленные резными деревянными наличниками;
деревянные полусветлые двустворчатые филенчатые заполнения дверных проемов;
помещение 3-Н(135):
оформление стен – деревянные филенчатые панели с профилированным карнизом в завершении;
помещение 3-Н(136):
оформление стен – деревянные панели с фигарейными филенками в профилированном обрамлении, разделенные по вертикали резными филенчатыми лопатками, по горизонтали – профилированным карнизом; в завершении выносной профилированный карниз на резных кронштейнах;
оформление откосов дверного и оконного проемов деревянными панелями с фигарейными филенками с
профилем по периметру;
деревянное одностворчатое глухое дверное заполнение, декорированное фигурными филенками в профилированных рамах;
металлические ажурные радиаторные решетки в деревянном корпусе с профилированными рамами;
угловая двухъярусная печь,* трапециевидная в плане, облицованная белыми изразцами с синим орнаментом, в дубовом резном обрамлении: нижний ярус из трех гладких панелей в резном орнаментированном обрамлении отделен от верхнего, решенного в виде ниши, деревянной полочкой с профилированным краем, со стойками в виде резных колонок с арками; дубовое шатровое завершение;
* лицевая сторона печи выходит в помещение 3-Н(137)
фриз, декорированный лепными композициями из тирса;
оформление плафона – профилированные периметральные тяги, лепные профилированные фигурные рамы с лепными растительными розетками;
помещение 3-Н(137):
оформление плафона – лепные фигурные орнаментальные рамы по периметру плафона, поле которых заполнено живописными (темперно-клеевая живопись по штукатурке) цветочными гирляндами;
полуциркульные лепные орнаментальные рамы с заполнением лепными ветвями – в торцевых частях плафона;
прямоугольная лепная орнаментальная рама центральной части с круглой лепной розеткой и живописным венком из гирлянд;
оформление стен – профилированный карниз на модульонах с акантовыми листьями и розетками между модульонами, с орнаментальными поясами по периметру помещения;
угловая двухъярусная печь-камин, облицованная белыми изразцами с синим орнаментом: прямоугольное топочное отверстие фланкировано консолями с «цехинами», фриз с изображением цветочных розеток и провисающих цветочных гирлянд; полочка с профилированным краем; в центральной части второго яруса уплощенная ниша в орнаментальном обрамлении, фланкированная филенчатыми пилястрами с венками в стилизованных капителях; в нише композиция с изображением девушки, лежащей под деревом на пригорке, в орнаментальной рамке с провисающими цветочными гирляндами; во фризе филенка с рельефным изображением вазы с лентами и цветочными гирляндами; в завершении выносной карниз с орнаментальными поясами;
помещение 3-Н(140), оформленное по проекту 1936-37 гг.:
дверные проемы, оформленные деревянными резными орнаментированными наличниками, в том числе с золочением;
деревянные одностворчатые глухие заполнения дверных проемов, декорированные фигарейными филенками с профилем по периметру;
лепной орнаментированный карниз на модульонах с цветочными розетками между ними, лепные орнаментальные пояса, фриз из пальчикового орнамента и пальметт;
средистенный одноярусный камин (черный мрамор, латунь, полировка): на профилированном плинте, прямоугольное топочное отверстие (зашито) в профилированной латунной раме и профилированном мраморном обрамлении фланкировано резными консолями; фриз декорирован накладным металлическим орнаментом растительного рисунка (часть утрачена); полочка с профилированным краем;
время: конец XIX в.
оформление плафона – лепной и живописный (темперно-клеевая живопись по штукатурке) декор: фигурные орнаментальные рамы по периметру плафона с квадратной центральной рамой; заполнение рам рельефными композициями с изображением пионеров, бюстов писателей, цветочных розеток и лиственного орнамента; в центральном поле круглый медальон с рельефным изображением совы и атрибутов наук и знаний;
по периметру и в части секций живописный растительный орнамент, изображения птиц.
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1741-1754 гг., 1778-1779 гг., 1809-1810 гг. (интерьеры), 1817-1818 гг. (интерьеры), 1874-1876 гг. (интерьеры), 1936-1937 гг. (интерьеры)
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 39, литера А