Дворец

Объемно-пространственное решение: трехэтажное, на цокольном этаже, Н-образное в плане здание с прямоугольным выступом ризалита по оси симметрии парадного фасада, его исторические габариты и конфигурация; акцентные части формы: осевой ризалит парадного фасада (на всю высоту здания); осевой ризалит с портиком садового фасада, ризалиты торцевых фасадов; крыша, ее историческая конфигурация (двускатная, четырехскатная, в части ризалита вальмовая) и габариты, включая высотные отметки коньков и карнизов; купола северного и южного крыльев*, их историческая конфигурация, габариты, материалы окрытия; * перестроены в ХХ в. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены, их местоположение, материал (кирпич), исторические перегородки; междуэтажные перекрытия –местоположение; система кирпичных сводов, включая своды коробовые, на подпружных арках, крестовые, сомкнутый с распалубками, зеркальный; колонны, включая колонны ионического и коринфского ордеров; пилоны; одномаршевая межстенная лестница с наливными ступенями, ее историческое местоположение (помещение 1-Н(3), конструкция, тип, габариты; двухмаршевая межэтажная лестница с известняковыми ступенями, ее историческое местоположение (помещение 1-Н(11), конструкция, тип, габариты; трехмаршевая межэтажная лестница с деревянными ступенями, ее историческое местоположение (помещение 1-Н(21), 3-Н (55, 86), конструкция, тип, габариты; межэтажная маршевая лестница со ступенями серого гранита и металлическими кольцами ковродержателей, ее историческое местоположение (помещение 3-Н(3, 4, 26), конструкция, тип, габариты; покрытие полов лестничных площадок серым и белым мрамором в геометрическом порядке, с бордюром; межэтажная двухмаршевая лестница со ступенями серого гранита, металлическими кольцами ковродержателей и мраморным ограждением, ее историческое местоположение (помещение 3-Н(72), конструкция, тип, габариты; стилизованная балюстрада* (1880-е гг., по проекту М. Месмахера) белого с серыми прожилками мрамора, техника исполнения и рисунок (профилировка, с профилированными филенками и цветочными розетками, глухие стойки с филенками и резными провисающими цветочными гирляндами и лентами) ограждения; * на лестничной площадке у первой ступени марша лестницы фрагменты электроканала для электропровода утраченного торшера покрытие полов лестничных площадок серым и белым мрамором в геометрическом порядке, с бордюром; межэтажная двухмаршевая лестница с известняковыми ступенями и металлическим ограждением, ее историческое местоположение (помещение 3-Н(55), конструкция, тип, габариты; исторические материал, техника исполнения (литье, ковка) и рисунок (стойки с фигурными перехватами, пояс из кругов) ограждения; деревянные профилированные перила; деревянная винтовая лестница с деревянным ограждением, ее историческое местоположение (помещение 3-Н(85), конструкция, тип, габариты; исторические материал, техника исполнения и рисунок (стойки с фигурными перехватами) ограждения; деревянные профилированные перила; межэтажная двухмаршевая деревянная лестница с деревянным ограждением, ее историческое местоположение (помещение 3-Н(96), конструкция, тип, габариты; исторические материал, техника исполнения и рисунок (стойки с фигурными перехватами ограждения); деревянные профилированные перила; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен и перегородок: две параллельные анфилады по продольной оси (север-юг) на 2-3 этажах, анфилада по продольной оси северного крыла; исторические габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой. Архитектурно-художественное решение фасадов: фасады, их историческое архитектурно-художественное решение в формах раннего классицизма, элементы эклектики, советской неоклассики 1930-х гг.; исторический колер окраски: восточный (парадный) фасад: цоколь, облицованной пиленой путиловской плитой; материал и характер обработки фасадной поверхности – гладкая окрашенная штукатурка, обработанная под линейный руст в уровне цокольного этажа; прямоугольный в плане центральный ризалит с арочными проемами, переоборудованными в оконные и дверные в 1930-е гг.; дверные проемы, их историческое местоположение (боковые стороны ризалита), конфигурация (прямоугольные), габариты, оформление (штукатурные наличники, треугольные сандрики); исторические конструкция, материал (дерево), цвет (по результатам архивных исследований) и оформление заполнений дверных проемов; исторические оконные проемы цокольного, 1-3-го этажей, включая проемы 1-го этажа ризалита 1930-х гг. – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульными завершениями), габариты, оформление (штукатурные гладкие и профилированные наличники, замковые камни, образованные рустом, профилированные архивольты, фланкирующие лопатки, прямые сандрики на стилизованных кронштейнах, профилированные подоконные выступы, филенки в подоконном пространстве); исторические материал (дерево), конструкция, цвет (натурального дерева), рисунок расстекловки и оформление (резные пилястры) заполнений оконных проемов; трехчетвертные колонны тосканского ордера – в уровне 1-го этажа ризалита; рустованные лопатки – в уровне цокольного – 1-го этажей; пилястры коринфского ордера – в уровне 2-3-го этажей северного и южного крыльев; стилизованные каннелированные пилястры ионического ордера, филенчатые пилястры с картушами в капителях – в уровне 2-го этажа ризалита; фриз ризалита, декорированный рельефными листьями лавра, филенками с гутами и ветвями, картушами и стилизованными кронштейнами с чешуйчатым орнаментом; профилированные межэтажные тяги и карнизы, пояс ложчатого орнамента; триглифный фриз и профилированный выносной карниз с сухариками (ризалита); архитрав, фриз рельефного растительного орнамента, пояс дентикул; венчающий профилированный карниз со стилизованными уплощенными кронштейнами; треугольный фронтон над ризалитом – с дентикулами и стилизованными кронштейнами, декорированный в тимпане рельефными ветвями; прямоугольный аттик – филенчатый, с профилированным карнизом и ступенчатым навершием; парапетная балюстрада на всю длину фасада с фигурными балясинами и опорными тумбами с «алмазной гранью»; западный (садовый) фасад: цоколь, облицованной пиленой путиловской плитой; материал и характер обработки фасадной поверхности – гладкая окрашенная штукатурка, обработанная под линейный руст в уровне цокольного этажа; прямоугольный в плане центральный ризалит с четырехколонным портиком тосканского ордера, триглифным фризом и профилированным карнизом; треугольный фронтон в завершении портика, с дентикулами и стилизованными кронштейнами, декорированный в тимпане рельефными ветвями, с фризом лепного растительного орнамента; прямоугольный аттик над фронтоном – филенчатый, с профилированным карнизом и ступенчатым навершием; лепные провисающие гирлянды в филенках; завершающий эркер балкон в три световые оси, с металлическим ограждением (воссоздано), его историческое местоположение, конфигурация, габариты; исторические материал, техника исполнения и рисунок ограждения; проем балконной двери – историческое местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты, оформление – профилированный архивольт с импостами, пилястры; исторические конструкция, материал (дерево), цвет (по результатам архивных исследований) и оформление заполнения проема балконной двери; дверной проем, его историческое местоположение (в центральной оси портика), конфигурация (прямоугольный), габариты, оформление; исторические конструкция, материал (дерево), цвет (по результатам архивных исследований) и оформление заполнения дверного проема; исторические оконные проемы цокольного, 1-3-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульными завершениями), габариты, оформление (профилированные штукатурные наличники, профилированные архивольты с импостами, пилястры, замковые камни, образованные рустом, прямые сандрики, подоконные выступы, гладкие прямоугольные филенки и «алмазная грань» в подоконном пространстве); исторические материал (дерево), конструкция, цвет (натурального дерева), рисунок расстекловки и оформление заполнений оконных проемов; пилястры коринфского ордера – на высоту 2-3-го этажей ризалита, северного и южного крыльев; колонны и пилястры портика (тосканского ордера) – на высоту цокольного и 1-го этажей; рустованные лопатки – на высоту цокольного и 1-го этажа; профилированные межэтажные тяги и карнизы, пояс ложчатого орнамента; фриз рельефного растительного орнамента, пояс дентикул; венчающий профилированный выносной карниз со стилизованными уплощенными кронштейнами; парапетная балюстрада на всю длину фасада с фигурными балясинами и опорными тумбами с «алмазной гранью»; северный и южный (торцевые) фасады: цоколь, облицованной пиленой путиловской плитой; материал и характер обработки фасадной поверхности – гладкая окрашенная штукатурка, обработанная под линейный руст в уровне цокольного этажа; исторические оконные проемы цокольного, 1-3-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульными завершениями), габариты, оформление (штукатурные гладкие и профилированные, в том числе раскрепованные наличники, профилированные архивольты с импостами, пилястры, замковые камни, образованные рустом, прямые сандрики, подоконные выступы на стилизованных кронштейнах, прямоугольные гладкие филенки и «алмазная грань» в подоконном пространстве); исторические материал (дерево), конструкция, цвет (натурального дерева), рисунок расстекловки заполнений оконных проемов; пилястры коринфского ордера – на высоту 2-3-го этажей ризалитов; рустованные лопатки цокольного и 1-го этажей; архитрав, фриз рельефного растительного орнамента, пояс дентикул; венчающий профилированный выносной карниз со стилизованными уплощенными кронштейнами; парапетная балюстрада на всю длину фасада с фигурными балясинами и опорными тумбами с «алмазной гранью». Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: историческое объемно-пространственное решение межэтажных лестниц, вестибюлей и помещений; историческое местоположение, габариты и оформление межкомнатных проемов, включая дверные, в том числе, в откосах; оформление дверных проемов, в том числе в откосах – профилированные, в том числе раскрепованные деревянные наличники, включая окрашенные белой краской; оформление откосов дверных проемов* филенчатыми деревянными панелями; * на площадке бельэтажа утрачен прямой сандрик на двух кронштейнах исторические и воссозданные по историческим образцам дверные заполнения, их конструкция (двустворчатые и одностворчатые, также с нестворными частями, глухие и полусветлые, включая заполнения с прямоугольными полуциркульными фрамугами), материал (дерево), цвет (натурального дерева и окрашенные белой краской), оформление (филенки, в том числе фигарейные, порезки); историческая и воссозданная по историческим образцам дверная металлическая фурнитура; исторические и воссозданные по историческим образцам радиаторные и вентиляционные решетки – в деревянном корпусе и с металлическими сквозными вставками; исторические и воссозданные по историческим образцам оконные заполнения, их конструкция, цвет (по результатам натурных и архивных исследований), материал (дерево), оформление; историческая и воссозданная по историческим образцам металлическая оконная фурнитура; исторические материалы покрытия полов, включая известняк, мрамор, гранитную крошку метлахскую плитку и деревянный паркет, рисунок; исторические деревянные и мраморные подоконники, их конфигурация, цвет; архитектурно-художественное оформление помещений, включая: помещение 1-Н(3) – Парадный вестибюль: полы основного объема помещения из квадратных плит белого и серого мрамора, в центральной части – наборная композиция в виде дельфинов на фоне мраморной крошки темно-серого тона, заключенных в звездообразную раму с «бегущей волной» по периметру (выполнены по проекту 1936 г. А.И. Гегелло); наливные полы мраморной крошки геометрического рисунка – проходов в пом. 1-Н(4); оформление продольных стен и арочного прохода к парадной лестнице колоннами, облицованными искусственным светло-зеленым с прожилками мрамором, с лепными капителями ионического ордера (4 пары, 4 одиночные угловые колонны); раскрепованный антаблемент с гладким фризом, дентикулами и профилированным выносным карнизом; люнеты, декорированные круглыми нишами в профилированном обрамлении с барельефами в виде женских фигур и вазона; горельефные композиции из знамен и военной арматуры – в основании подпружных арок и сводов; арочные проемы восточной стены основного объема вестибюля в профилированном обрамлении, расположенные симметрично проемам из пом. 1-Н(2); арочный проем северной стены, ведущий к парадной лестнице, профилированные архивольты; оформление свода арки кессонами с цветочными и акантовыми розетками; арочная ниша южной стены, расположенная симметрично проему северной стены; профилированный архивольт; оформление подпружных арок кессонами с цветочными и акантовыми розетками; профилированные тяги по граням сводов, лепные розетки растительного рисунка; помещение 1-Н(4) – Садовый вестибюль, двусветное помещение, оформленное в формах советской неоклассики 1930-х гг. по проекту 1936 г. А.И. Гегелло): нижний ярус: существующие высотные отметки (до перекрытия балкона 2-го яруса); 4 пилона красного с белыми прожилками мрамора, базами белого мрамора и орнаментированными лепными капителями – центральной части вестибюля; парные пилястры розово-серого мрамора с темными прожилками (4 шт.), фланкирующие входы, по осям размещения пилонов; 4 ¼ пилястры аналогичного мрамора – в угловых частях помещения; наливной пол мраморной крошки серого тона с геометрическим орнаментом красного и белого мрамора по периметру центральной части и композицией из лошадей и оленей в шестиугольной раме; уплощенные ниши с коробовым завершением, в профилированном обрамлении – северной и южной стен; оформление потолка с овальной центральной частью, отделяющего нижний ярус от помещения 2-го света, разделенного балками, крупными профилированными кессонами с лепными акантовыми розетками – в западной и восточной частях; второй свет: существующие высотные отметки; балюстрадное ограждение по внешней границе балконной плиты; колонны ионического ордера светло-серого с темными прожилками искусственного мрамора; пилястры светло-серого с темными прожилками искусственного мрамора ионического ордера по осям размещения колонн; оформление потолка, разделенного балками, крупными профилированными кессонами с профилями и орнаментальным поясом по периметру с лепными акантовыми розетками; центральный кессон с орнаментированными кронштейнами и лепными розетками по периметру, также с центральной лепной акантовой розеткой; помещение 1-Н(5) – Гардероб, оформленный в формах советской неоклассики по проекту 1936 г. А.И. Гегелло): наливной пол мраморной крошки с геометрическим орнаментом черного и красного тонов; стены, облицованные искусственным светло-желтым мрамором с серыми прожилками; две ниши с конховым завершением – северной стены; пилоны центральной части помещения, облицованные искусственным мрамором, аналогичным мрамору стен: крестообразные и прямоугольные в плане; пилястры по осям размещения центральных пилонов, облицованных аналогичным мрамором; оформление потолка с выступающими балками прямоугольными филенками и розетками из листьев аканта; пом. 1-Н(6): наливной пол мраморной крошки с геометрическим орнаментом черного и красного тонов; оформление потолка контррельефными прямоугольными филенками; пом. 1-Н(21): гладкие пилястры, включая угловые; прямоугольные профилированные рамы стен; оформление потолка профилированными тягами, круглой розеткой; пом. 3-Н(5, 26) – Парадная лестница:* оформление стен – медальон в венке с провисающими гирляндами и пальмовыми ветвями, профилированная тяга в верхней части стены, круглые розетки; историческая центральная розетка первого марша; * утрачен лепной декор: орнаментированные пилястры, вензель владельца в медальоне; утрачены бра и мраморные постаменты оформление свода арки кессонами с розетками растительного рисунка; профилированные и гладкие раскрепованные тяги, фигурные филенки в профилированном обрамлении в нижней части стен, прямоугольные панно с лепными композициями растительного рисунка в верхней части стен; оконные проемы западной стены – в откосах, оформленных прямоугольными филенками с балюстрадой в нижней части; оконные проемы восточной стены – в откосах, оформленных прямоугольными филенками и профилированными наличниками; профилированный карниз с дентикулами по периметру помещения; круглые лепные розетки из листьев аканта; помещение 3-Н(27): покрытие пола плитами серого и белого мрамора в шахматном порядке, с бордюром; колонны и пилоны, облицованные светло-зеленым с прожилками искусственным мрамором, с оштукатуренными базами и капителями, поддерживающие коробовые арки, разделяющие крестовые своды; оформление стен – раскрепованный архитрав, фигурные филенки в профилированном обрамлении, профилированные рамы;* * лепной декор с утратами профилированные штукатурные наличники оконных проемов, облицовка нижней части стен лестничных маршей белым с прожилками мрамором; настенное зеркало с полуциркульным завершением: в профилированной и орнаментальной штукатурной раме, с бантом в верхней части; оформление сводов арок кессонами с розетками растительного рисунка; оформление сводов профилями по ребрам и профилированными круглыми розетками с листьями аканта в шелыге; помещение 3-Н(28), оформленное по проекту 1936-37 гг.: оформление свода, люнетов, подпружных арок и стен живописными (темперно-клеевая живопись по штукатурке) панно плодово-растительного характера, с изображением драпировок, гирлянд, пальметт и завитков; помещение 3-Н(30), оформленное по проекту 1930-х гг.: оформление плафона – профилированный периметральный карниз, темперно-клеевая живопись по штукатурке: в центре композиция растительно-геометрического характера с изображением животных и птиц; в торцевых частях – панно с изображениями ваз с фруктами и растительных завитков; панно разделены гирляндами, цветочными и лавровыми розетками; помещение 3-Н(38), оформленное в 1936 г. художником А. Трескиным: оформление свода и распалубков живописными композициями (темперно-клеевая живопись по штукатурке): центральная розетка растительного рисунка с акантом, пальметтами и завитками, по осям – медальоны с попугаями, обезьянками, белками и совами, соединенные растительными гирляндами с бантами, корзинами с цветами и птицами; в распалубках на синем фоне изображения натюрмортов с цветами и фруктами; композиции с изображением стилизованных деревьев, пионеров с животными и птицами; помещение 3-Н(39), оформленное в 1936 г. Палехскими художниками (И. Маркичевым и Н. Зиновьевым): оформление стен – орнаментированный золоченый лепной карниз по периметру помещения; темперно-клеевая живопись по штукатурке на сюжеты произведений М. Горького, также с изображением писателя; в нижней части стен живописный орнаментальный фриз; заполнения дверных проемов, их конструкция (двустворчатые глухие), материал (дерево), цвет (окрашенные белой краской), оформление (филенки и орнаментальная роспись); оформление плафона – темперно-клеевая живопись по штукатурке: центральная розетка, изображения птиц; угловые живописные композиции растительно-цветочного рисунка; лепная профилированная тяга по периметру плафона; падуга с живописными изображениями павлинов и цветов; помещение 3-Н(42): оформление плафона и стен периметральными профилированными тягами; падуга; оформление стен профилированными рамами; помещение 3-Н(43), оформленное в 1936 г. Палехскими художниками (И. Зубковой и засл. д.и. А. Котухиным): оформление стен – профилированный карниз по периметру помещения; темперно-клеевая живопись по штукатурке на сюжеты произведений А.С. Пушкина, также с изображением поэта; в нижней части стен живописный орнаментальный фриз; профилированные штукатурные наличники оконных проемов; заполнения дверных проемов, их конструкция (двустворчатые глухие), материал (дерево), цвет (окрашенные белой краской), оформление (филенки и орнаментальная роспись); оформление плафона – темперно-клеевая живопись по штукатурке: центральная розетка с изображением пионеров-всадников на диковинных птицах и животных; угловые живописные композиции растительно-цветочного рисунка; лепная профилированная тяга по периметру плафона; падуга с живописными изображениями всадников, пеших и растительного орнамента; помещение 3-Н(49): оформление стен – уплощенные прямоугольные ниши, ниша с конховым завершением, прямоугольные панно искусственного светло-зеленого с прожилками мрамора – в межоконных простенках, профилированный карниз по периметру помещения; высокая падуга; оформление потолка, разделенного балкой на две части – профилированная периметральная тяга; помещения 3-Н(96, 101): оформление стен – профилированные штукатурные тяги, филенки с профилем по периметру, гладкие пилястры в верхней части стен; помещения 3-Н(61-64): оформление стен деревянными прямоугольными профилированными рамами; прямоугольные ниши, обшитые филенчатыми деревянными панелями; оформление откосов оконных и дверных проемов деревянными филенчатыми панелями, профилированными деревянными наличниками; двустворчатые деревянные глухие филенчатые заполнения дверных проемов; металлические ажурные радиаторные решетки в деревянном корпусе; профилированная штукатурная тяга по периметру помещений; падуга; оформление плафона – профилированная тяга по периметру; помещение 3-Н(68): оформление ребер сомкнутого свода штукатурными орнаментальными тягами с гирьками; лепная круглая розетка геометрического рисунка; орнаментальное обрамление уплощенной арочной ниши, арочного проема, ведущего в помещение 3-Н(69), откосов оконных проемов; орнаментальный штукатурный наличник дверного проема; двустворчатое деревянное глухое филенчатое заполнение дверного проема, декорированное фигурными накладками желтого металла; помещение 3-Н(69): оформление плафона, разделенного балками на секции – прямоугольные и фигурные кессоны каждой секции, оформленные профилированными тягами, орнаментированными поясами и розетками; оформление стен – профилированные тяги, орнаментальные пояса, пояс дентикул – по периметру помещения; помещение 3-Н(70): оформление плафона профилированными тягами по периметру плафона и в центральной части; помещение 3-Н(72) – верхняя площадка Парадной лестницы (1880-е гг., арх. М. Месмахер): оформление стен – профилированные штукатурные карнизы и тяги, прямоугольные филенки в профилированном обрамлении – в центральной и нижней части стен; прямоугольные и фигурные панно* в профилированном обрамлении и рамах из иоников, с контррельефными филенками и с рельефными лепными композициями из ваз, цветов, лавровых ветвей, драпировок, медальонов с монограммами и растительных завитков – в верхней части стен; * исторические живописные панно утрачены; фигурные панно являлись основанием для утраченных пятирожковых бра; одно фигурное панно утрачено прямоугольные дверные проемы в профилированных раскрепованных наличниках, декорированные прямыми сандриками с орнаментальными поясами и фризами с ложчатым орнаментом, провисающими гирляндами и бантами; прямоугольные десюдепорты в профилированных крепованных рамах, с рельефными композициями из щита с головой Медузы Горгоны на фоне перекрещенных мечей и копий, и лавровых ветвей; деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, окрашенные белой краской и декорированные фигарейными филенками с «вынутыми углами» и круглыми розетками, в профилированных рамах и рамах из иоников; мраморная тумба ограждения лестницы (резьба, 1880-е гг.) в виде четырехгранного столба является постаментом для утраченного торшера (аналогичный торшер находился на площадке 1-го этажа Парадной лестницы); деревянные радиаторные решетки в деревянных корпусах, окрашенные белой краской; профилированные раскрепованные наличники оконных проемов с растительным поясом, декорированные в верхней части венком и лавровыми ветвями; профилированный карниз с поясами иоников и растительного орнамента, на парных стилизованных кронштейнах, соединенных провисающими гирляндами; оформление плафона – профилированная и орнаментированная штукатурные рамы центрального поля, фигурные филенки в профилированных и орнаментированных рамах – угловых частей плафона, цветочные розетки между филенками; рамы из «бус», аканта и цветов с «выкружками» - по периметру плафона; падуга с медальонами с бантами и лентами в угловых частях, декорированная филенками с трельяжной сеткой по периметру помещения, также с цветочно-растительным орнаментом в угловых частях; помещение 3-Н(73), оформленное худ. В. Щербаковым по проекту 1936-37 гг.: прямоугольный альков с двумя оштукатуренными колоннами ионического ордера и потолком, оформленным периметральными профилированными тягами; дверной проем в откосах, оформленных профилированным наличником и филенками; деревянное двустворчатое глухое заполнение дверного проема, окрашенное белой краской и декорированное фигарейными филенками с «вынутыми углами» и круглыми розетками, в профилированных рамах и рамах из иоников; настенное зеркало с фигурным завершением, в штукатурной профилированной раме с иониками, декорированной лучковым сандриком с орнаментальным поясом и бантом в завершении; оформление плафона – центральная декорированная вентиляционная решетка вокруг лепной растительной розетки; темперно-клеевая живопись по штукатурке – основного объема помещения – цветочные и орнаментальные круглые рамы и гирлянды, лиственный пояс по периметру плафона, живописный фриз из круглых медальонов с цветочными букетами и фигурных рам с живописными композициями; помещение 3-Н(75): оформление стен – прямоугольные фигарейные филенки с «вынутыми» углами, в орнаментированных рамах; профилированный карниз на орнаментированных модульонах, с растительными тягами и поясами иоников и дентикул, фриз с раппортом из овальных медальонов и растительных элементов; дверные проемы, оформленные профилированными раскрепованными наличниками и порталами из филенчатых пилястр, треугольных сандриков на кронштейнах и композицией из картуша с маскароном, растительными гирляндами, раковины и листьев; деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, окрашенные белой краской и декорированные фигарейными филенками, в том числе с «вынутыми» углами, в профилированных рамах; две печи-камина: угловые двухъярусные, на невысоком профилированном плинте, облицованном белым мрамором: нижний ярус также облицован белым с серыми прожилками мрамором с прямоугольными вставками серого с белыми прожилками мрамора; топочное отверстие прямоугольной формы в профилированном обрамлении, в центре фриза прямоугольная филенка с рельефным декором, полочка выносная, профилированная; второй ярус оштукатурен, декорирован по бокам лицевой стороны и по боковым сторонам филенками, в том числе с лепными гирляндами; в центральной части лицевой стороны фигарейная филенка с «вынутыми» углами, профилированном обрамлении и с лепной композицией из медальона с женским профилем, цветочных гирлянд и атрибутов искусств; в завершении триглифный фриз с провисающими гирляндами и треугольный фронтон с орнаментальными поясами; оформление плафона – центральная лепная розетка из листьев аканта, окруженная сквозной орнаментальной вентиляционной решеткой и поясом «бус»; профилированные и орнаментированные тяги по периметру плафона; падуга; помещения 3-Н(74, 77): оформление плафона, разделенного на две части балками с орнаментированными кронштейнами, – филенки с профилем по периметру; оформление стен – сандрики над проемами, филенки с профилем по периметру; оформление проемов профилированными раскрепованными наличниками; помещение 3-Н(76) – Зимний сад: покрытие пола плитками мрамора черного, серого и белого цветов, с бордюром и в шахматном порядке; прямоугольные проемы, ведущие в помещение 3-Н(75), декорированные прямоугольными филенками с профилем по периметру и парными орнаментированными кронштейнами; оформление стен – филенки с «вынутыми» углами; настенные зеркала в профилированных золоченых рамах – в простенках между проемами и окнами; штукатурные прямоугольные десюдепорты с рельефными композициями из тирсов, урн с пламенем, гирлянд и растительных завитков; рельефные композиции из одного и двух медальонов с женскими профилями в окружении цветочных гирлянд с пальмовыми ветвями, также с прямыми сандриками на стилизованных кронштейнах и поясом меандра; фриз, декорированный пальчиковым орнаментом и растительными элементами, с профилями и поясом «бус»; падуга, декорированная филенками с трельяжной сеткой и провисающими цветочными гирляндами, разделенными гирляндами с бантами; живописные медальоны с изображениями цветочных букетов в обрамлении лепных цветочных гирлянд – в угловых частях падуги; фигурные ажурные вентиляционные решетки в профилированном обрамлении, с цветочными гирляндами и корзинками – в южной и северной частях падуги; оформление плафона – профилированные и орнаментированные (ликторские связки, медальоны с растительными элементами, картуши) рамы с выкружками по периметру плафона; помещение 3-Н(78) – Белоколонный зал: хоры с балюстрадным ограждением в торцевых частях помещения, с антаблементом (профилированный карниз на орнаментированных модульонах, гладкий фриз, профили и орнаментальные пояса), поддерживаемым парой колонн ионического ордера; фрагменты орнаментальной живописи в технике гризайль (темперно-клеевая по штукатурке) (2-я половина XIX в.); архитрав в нижней части декорирован акантовыми розетками; перекрытие хор разделено балками на квадратные секции с профилями и орнаментальными тягами по периметру и акантовыми розетками в центре каждой секции; оформление стен – профилированный карниз на модульонах с акантовыми листьями, с поясами иоников и растительного орнамента; гладкий фриз с ажурными вентиляционными решетками, декорированными лепным растительным орнаментом; пояса растительного орнамента и «бус»; проемы, в том числе в филенчатых откосах, декорированные профилированными наличниками, прямыми сандриками и рельефными композициями растительного характера с маскароном в венке; прямоугольные десюдепорты с барельефными фигуративными композициями на античные сюжеты; деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, окрашенные белой краской и декорированные прямоугольными филенками в профилированных и орнаментальных рамах; надоконные карнизы (дерево, резьба, золочение); время: конец XIX в. овальные и прямоугольные вентиляционные решетки в профилированном обрамлении, декорированные стилизованным растительным орнаментом, меандром; помещение 3-Н(79) – Большая столовая: оформление стен – парные полуколонны и угловые полупилястры коринфского ордера с оштукатуренными капителями и фустами, облицованными желтым с прожилками искусственным мрамором; деревянные резные карнизы с золочением, декорированные «бусами», пальметтами и профилями – над оконными проемами; профилированный карниз с сухариками, поясами иоников и растительного орнамента; фриз с лепными композициями растительно-цветочного характера; прямоугольные дверные проемы в профилированных наличниках; деревянные двустворчатые глухие филенчатые заполнения дверных проемов; прямоугольные лепные десюдепорты с барельефными фигуративными композициями на античные сюжеты; оформление плафона – лепные розетки по продольной оси; темперно-клеевая живопись по штукатурке – по периметру плафона: пояса из виноградных лоз, меандра, люнеты с композициями из атрибутов искусства, цветов и растений, разделенные живописными композициями из женских фигур с копьем и венком, в античной одежде, также маскаронов и растительно-цветочных элементов; помещение 3-Н(85) – библиотека Александра III (квадратное в плане помещение (с учетом встроенной мебели восьмигранное): антресоль с резным дубовым ограждением (сквозные секции геометрического рисунка, глухие филенки с резным орнаментом, профилированные перила), поддерживаемая резными дубовыми кронштейнами, декорированными листьями аканта, чешуйчатым орнаментом и растительными элементами, декорированная резными дубовыми орнаментальными поясами; поле подшивки антресоли декорировано фигарейными филенками с профилем по периметру; оформление стен дубовыми резными филенчатыми панелями, профилированными тягами, вертикальными поясами растительного рисунка, орнаментированными пилястрами с резными капителями, горизонтальными поясами дентикул, «бус», растительного орнамента; оформление откосов оконных проемов дубовыми филенчатыми панелями; ниши антресоли с закругленными углами, в обрамлении пальчикового орнамента, фланкированные филенчатыми пилястрами с ионическими капителями и вертикальными филенками с резным растительным орнаментом с гротескными маскаронами; встроенная дубовая резная мебель: основной объем помещения – шкаф на 18 двустворчатых трехъярусных отделения, угловой шкаф со вставками черно-зеленого мрамора, три угловых двухъярусных шкафа с 2 створками в каждом ярусе, аналогичный шкаф с 1 створкой в каждом ярусе, антресоль – шесть трехстворчатых двухъярусных шкафов, двухъярусный шкаф из 4 отделений, их оформление (с глухими филенчатыми и остекленными створками, декорированные резным растительным орнаментом, профилями, пилястрами с орнаментированными капителями, резными колонками в виде гротескных фигур, контррельефными филенками с цветными вставками, картушами с коронами, маскаронами, растительными элементами, также с фигурными сложными навершиями из сандриков, кронштейнов и фризов); прямоугольные дверные проемы, включая потайной и ведущий на лестницу, ведущую на антресоль, декорированные резными профилированными дубовыми наличниками и орнаментальными поясами; двустворчатые дубовые глухие заполнения дверных проемов, декорированные фигурными филенками, в том числе с пальчиковым орнаментом, с орнаментальным обрамлением и резными композициями из гирлянд и атрибутов искусств; металлическая дверная фурнитура (фигурные литые накладки, ручки-фаль в виде гротескных животных); угловой одноярусный камин, обшитый резным дубом, со вставками черно-зеленого мрамора: на профилированном плинте, топочное отверстие арочное, в профилированном обрамлении белого мрамора с замковым камнем в виде консоли (топка зашита деревянным листом); лицевая поверхность фланкирована резными стилизованными пилястрами с капителями и базами в виде орнаментированных кронштейнов и консолей; над топкой фигурные филенки со вставками черного мрамора; фриз филенчатый, с резными композициями из картуша, увенчанного короной, с монограммой императора, пальмовыми ветвями и провисающими цветочными гирляндами; шатровое навершие декорировано резными стилизованными кронштейнами, лукообразным сандриком, филенками и орнаментальными поясами; боковые стороны верхней части камина оформлены пилястрами, филенками с резными гирляндами, гротескными маскаронами, розетками и цветочными элементами; оформление лепного плафона, окрашенного под дуб – орнаментальные пояса, профили и прямоугольные филенки по периметру плафона; фигурные филенки, пояса и шестиугольные, и круглые розетки растительного рисунка, включая центральную; помещение 3-Н(89) – Золотая гостиная: оформление стен – золоченый резной орнаментальный багет с заполнением шелковым штофом;* * в настоящее время штоф и шторы современного производства (1970-е гг) профилированные и орнаментальные лепные тяги в нижней части стен; профилированный лепной золоченый карниз с сухариками, поясом иоников; лепной фриз с раппортом из золоченых пальметт и растительных элементов, золоченые орнаментальные тяги; фигурные деревянные золоченые карнизы, декорированные пальметтами – над оконными проемами;* * воссоздание 2014 г. по историческим аналогам напольные зеркала с консолями: прямоугольные, в золоченых орнаментальных рамах; полка консоли красного с серыми прожилками мрамора, царга золоченая резная, с орнаментом из пальметт и цветов, опирается на ножки в виде герм-сфинксов на львиной лапе; в нижней части – зеркальное полотно в раме, декорированной аналогично царге, соединенной с ножками гладкими проногами; прямоугольные проемы, оформленные резными деревянными профилированными наличниками с орнаментальными поясами и золочением, прямыми сандриками с орнаментальными золочеными поясами, на золоченых кронштейнах с резной золоченой композицией из тирса и цветов; деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, окрашенные белой краской, с золочением, декорированные фигарейными филенками с профилем и орнаментальными поясами по периметру; металлическая фурнитура (накладки, ручки-фаль); прямоугольные лепные десюдепорты с барельефными фигуративными композициями на античные сюжеты; две угловые двухъярусные печи-камина: нижний ярус с прямоугольным топочным отверстием* (зашито) в профилированном обрамлении, фланкированном колонками желтого с темными прожилками мрамора, с капителями белого мрамора; фриз желтого с темными прожилками мрамора, полочка с орнаментальными тягами белого мрамора; второй ярус оштукатурен, с золочением: в центре прямоугольное зеркало в золоченой орнаментальной раме, фланкированное филенчатыми пилястрами с рельефным орнаментом; в завершении фриз с золочеными розетками и фронтон из двух направленных друг к другу волют с пальметтой в центре и золоченой композицией цветочного рисунка; * ложная дверца топки с ручкой-кнопкой воссоздана по историческим аналогам оформление плафона – геометрическая лепная розетка с золочеными профилями и лепными растительными элементами, вентиляционная решетка; темперно-клеевая живопись по штукатурке в технике полихромной гризайли: орнаментальные рамы, фигурные панно с фигуративными композициями на античные сюжеты, растительный орнамент; помещение 3-Н(90) – Голубая гостиная: оформление стен – золоченый резной орнаментальный багет с заполнением шелковым штофом;* * воссоздан в 2013 г. на основании иконографии сохранившегося фрагмента исторической ткани профилированные и орнаментальные лепные тяги в нижней части стен; профилированный лепной золоченый карниз на орнаментированных модульонах, с поясом иоников; лепной фриз с раппортом из золоченых пальметт и растительных элементов, золоченые орнаментальные тяги; прямоугольные зеркала на высоту стены, в золоченых орнаментальных рамах, с орнаментальным поясом по верхнему краю; прямоугольные проемы, оформленные резными деревянными профилированными наличниками с орнаментальными поясами и золочением, прямыми сандриками с орнаментальными золочеными поясами, на золоченых кронштейнах с резной золоченой композицией из тирса и цветов; откосы проема, ведущего в помещение 3-Н(89), оформлены филенками с золоченым профилем по периметру; заполнение проема, ведущего в помещение 3-Н(91) со стороны помещения 3-Н(90) оформлено аналогично заполнению проема помещения 3-Н(89); металлическая фурнитура (накладки, ручки-фаль); прямоугольные лепные десюдепорты с барельефными фигуративными композициями на античные сюжеты; две угловые двухъярусные печи-камина: нижний ярус с прямоугольным топочным отверстием (зашито) в обрамлении, черного с белыми прожилками мрамора, фланкированное гермами с женскими торсами в золоченых одеждах; гладкая прямоугольная полочка белого мрамора; второй ярус оштукатурен, с золочением: в центре зеркало с полуциркульным завершением в золоченой орнаментальной раме, фланкированное филенчатыми пилястрами ионического ордера с золочеными деталями; в завершении фриз с золочеными поясами, профилированный карниз на стилизованных кронштейнах и фронтон из двух направленных друг к другу волют с пальметтой в центре, лучковым навершием и золоченой композицией цветочного рисунка; оформление плафона – геометрическая лепная розетка с золочеными профилями и лепными растительными элементами, вентиляционная решетка; темперно-клеевая живопись по штукатурке в манере гризайль: орнаментальные рамы, фигурные панно с фигуративными композициями на античные сюжеты, растительный орнамент; золоченые пояса растительного орнамента, золоченые орнаментальные тяги; помещение 3-Н(91) – Малиновая гостиная): оформление стен – лепные орнаментальные золоченые рамы с «вынутыми углами», золочеными розетками и с заполнением шелковым штофом, выполненном на основании исторических аналогов; профилированные и орнаментальные лепные тяги, фигурные фигарейные филенки с профилем по периметру и орнаментальными рамами (в часть филенок вмонтированы металлические вентиляционные решетки); профилированный золоченый карниз на парных орнаментированных кронштейнах, с орнаментальными поясами, фриз с филенками в орнаментальных золочёных рамах с композициями растительного рисунка; карнизы над оконными проемами, декорированные золочеными лепными орнаментальными поясами, картушем, растительно-цветочными завитками и золочеными провисающими цветочными гирляндами; оформление откосов оконных проемов и проемов, ведущих в помещения 3-Н(90, 94), фигарейными филенками в орнаментальном обрамлении, с золочением; четыре проема, оформленные профилированными раскрепованными золочеными наличниками с поясом «бегущая волна», прямыми сандриками с золочеными орнаментальными поясами и фигурными десюдепортами в виде поддерживаемого двумя путти лепного золоченого венка с живописным полотном (холст, масло; худ. А.П. Боголюбов (?); деревянные двустворчатые дверные заполнения, окрашенные, с золочением, декорированные фигарейными филенками в профилированном и орнаментированном обрамлениях с рельефными композициями из венков с профилями, стилизованных вазонов, завитков и венков с музыкальными инструментами; металлическая фурнитура (накладки, ручки-фаль); настенные прямоугольные зеркала с консолями, в фигурных лепных с золочением орнаментальных рамах, декорированных золочеными акантовыми листьями, провисающими цветочными гирляндами, перекрещенными факелом и колчаном со стрелами, венком; консоль с деревянной окрашенной золоченой столешницей, полуциркульной в плане, декорированной поясами порезки и золочеными провисающими гирляндами, на одной ножке; два одноярусных средистенных камина, облицованных белым с серыми прожилками мрамором: топочное отверстие прямоугольное (заложено), в профилированном обрамлении с поясом меандра, фланкировано резными орнаментированными консолями с цветочными гирляндами; аналогичные консоли оформляют боковые стороны камина; фриз декорирован резными провисающими цветочными гирляндами, полочка фигурная, с профилированным краем; надкаминное зеркало с полуциркульным завершением, в лепной раме с золочением: рама из золоченых листьев, фланкированная филенчатыми пилястрами с цветочным орнаментом, профилированный архивольт с золочеными «бусами» и замковый камень в виде картуша с золочением, декорированный провисающими цветочными гирляндами; падуга, декорированная лепными орнаментальными тягами по периметру помещения, фигурными филенками в орнаментальных обрамлениях с рельефными композициями из цветов и музыкальных инструментов, маскаронов и растительных элементов – с золочением; угловые лепные композиции из медальона с музыкальными инструментами, маскароном, драпировками, роками изобилия, фланкированного сидящими мужскими фигурами в драпировках; оформление плафона – центральная лепная с золочением овальная розетка из венка и бус, с вмонтированной в нее вентиляционной решеткой в виде трельяжной сетки с растительными элементами; лепные с золочением профилированные и орнаментальные рамы с выкружками, угловые лепные композиции из картушей, растительно-цветочных элементов, гирлянд и акантовых розеток; помещение 3-Н(94): оформление стен – золоченые орнаментальные рамы, в том числе затянутые штофом*, лепные профилированные тяги, в нижней части стен фигарейные филенки с профилем по периметру, в часть которых вмонтированы металлические вентиляционные решетки; * исторический штоф сохранился фрагментарно на стене у окна (реставрация 2008 г.) орнаментальные тяги с золочением (растительный орнамент, «бусы», ликторские связки) – по периметру помещения; деревянные золоченые карнизы над оконными проемами, декорированные растительными поясами и цветочными розетками; прямоугольные десюдепорты с «вынутыми» углами, декорированные по верхнему краю лепными цветочными гирляндами с золочением и медальоном с двумя голубками; проемы, оформленные профилированными наличниками с орнаментальными поясами с золочением, стилизованными филенчатыми пилястрами, прямыми сандриками с орнаментом и золочением; оформление откосов оконных и дверных проемов фигарейными филенками с профилем по периметру; деревянные двустворчатые глухие заполнения проемов, окрашенные белой краской с золочением, декорированные фигарейными филенками, в том числе фигурными, с профилем по периметру, с розетками, орнаментальными поясами, цветочными гирляндами и композициями из лент, голубей, колчана со стрелами, факела и растительных элементов; металлическая фурнитура (накладки, ручки-фаль); средистенный одноярусный камин, облицованный белым мрамором: прямоугольное топочное отверстие (зашито) с «вынутыми» углами в профилированном и орнаментальном обрамлении с круглыми розетками фланкировано резными консолями с акантовыми листьями и цветочными гирляндами, во фризе фигурная филенка и лиственный пояс с розетками; фигурная полочка с орнаментированным краем; надкаминное зеркало в лепной золоченой профилированной раме с поясами иоников и «бус», декорированной в верхней части картушем с маскароном и золочеными цветочными гирляндами с лентами; падуга, декорированная фигурными филенками с профилями по периметру, с золочением, с лепными золочеными композициями из рогов изобилия, факелов, лент, растительно-цветочных элементов в угловых частях, и композициями из двух путти с растительными гирляндами, держащих урну с пламенем; оформление плафона – центральная лепная с золочением розетка в окружении цветочного венка; лепные с золочением растительно-цветочные и профилированные тяги по периметру плафона; центральное поле в лепных с золочением профилированных и орнаментальных рамах с выкружками и угловыми композициями из стилизованной раковины и растительных элементов; помещение 3-Н(95): оформление стен – лепные орнаментальные и профилированные рамы, затянутые штофом (исторический штоф утрачен), профилированные лепные тяги, фигарейные филенки с профилем по периметру – в нижней части стен; лепные фриз с пальчиковым и растительным орнаментом, пояса дентикул, иоников, «бус», раскрепованный профилированный карниз с растительным поясом – в завершении стен, по периметру помещения; гирлянды растительного характера (гипс, полихромная окраска)*; * выполнено по результатам расчисток 2008 г. окрашенные белой краской фигурные карнизы над оконными проемами, декорированные лиственными гирьками, орнаментальными поясами и горельефными композициями из венка, перекрещенных факела и колчана со стрелами, и лент, провисающими цветочными гирляндами (гипс, полихромная окраска);* * выполнено по результатам расчисток 2008 г. прямоугольные десюдепорты в лепном фигурном профилированном и орнаментальном обрамлении, с филенкой с «вынутыми» углами; дверные проемы, оформленные орнаментированными лепными наличниками, окрашенными белой краской, прямыми сандриками на кронштейнах с акантовыми листьями, с поясом дентикул и аканта, с провисающей цветочной гирляндой между кронштейнами; деревянные двустворчатые глухие дверные заполнения, окрашенные белой краской, декорированные фигарейными филенками, в тои числе с выкружками, и пальчиковой порезкой; металлическая фурнитура (фигурные накладки, ручки-фаль); средистенный одноярусный камин, облицованный белым мрамором: прямоугольное топочное отверстие с выкружками в профилированном и орнаментальном обрамлении фланкировано стилизованными филенчатыми гермами с провисающими гирляндами, аналогичные гермы оформляют боковые стороны камина; фриз декорирован поясом меандра и фигурной филенкой с гуттами и резной композицией из ветвей, венка и перекрещенных колчана со стрелами и дудки; фигурная полочка с профилированным краем; надкаминное зеркало с полуциркульным завершением в лепной профилированной раме с орнаментальными поясами, с маскароном путти и цветочными гирляндами с лентами в верхней части; настенные зеркала с фигурным завершением в межоконном пространстве – в лепных профилированных рамах с орнаментальными поясами, с лепными провисающими гирляндами в верхней части, завершенные композицией из раковины и листьев; оформление плафона – центральная лепная круглая розетка из листьев аканта, орнаментальных рам и цветочной гирлянды, перевитой лентой; профилированные и орнаментальные рамы по периметру плафона, в том числе, с выкружками, угловые лепные композиции из побегов и цветов; падуга, декорированная в угловых частях лепными медальонами с растительно-цветочными побегами и акантом, соединенными растительными и цветочными гирляндами с лентами с лепными композициями из раковины и аканта (гипс, окраска); помещение 3-Н(96): оформление плафона лестницы профилированными периметральными тягами; оформление полей подшивки лестничных маршей филенками; помещение 3-Н(97): оформление плафона лепными орнаментальными тягами по периметру; оформление стен – профилированная тяга и пояс иоников по периметру помещения, профилированные рамы; оформление откосов дверных проемов лепными орнаментальными наличниками; деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, окрашенные белой краской, декорированные фигарейными филенками и пальчиковой порезкой; металлическая фурнитура (накладки и ручки-фаль); помещение 3-Н(98) – кабинет Александра III*: * часть элементов отделки в процессе реставрации, включая камин и дверные заполнения, демонтирована или закрыта для осмотра и фотофиксации оформление стен – профилированный лепной, окрашенный под дерево карниз с поясами иоников, «бус», растительного орнамента, на кронштейнах с «цехинами» и с квадратными цветочными розетками между кронштейнами; дубовые резные орнаментальные рамы, затянутые штофом (исторический штоф утрачен); дубовый орнаментированный карниз и филенки в орнаментальном обрамлении – в нижней части стен; оформление откосов оконных проемов дубовыми филенчатыми панелями; дубовые подоконники с резным краем и вмонтированными в них металлическими решетками; металлические радиаторные решетки в дубовых корпусах, декорированных резными профилированными и орнаментальными рамами; оформление кессонированного, окрашенного под дерево плафона – балки, разделяющие плафона на разноформатные кессоны, декорированы лепными орнаментальными поясами (растительного и геометрического рисунка), гирьками в местах пересечения; кессоны оформлены по периметру лепными орнаментальными тягами, в центральной части – филенками, в том числе с выкружками, лепными венками; по внешнему периметру расположены лепные орнаментированные кронштейны с «алмазными гранями» между ними; центральная лепная розетка из листьев аканта, круглых орнаментированных рам, рокайльных и лиственных элементов – в фигурной орнаментированной раме и квадратной раме пальчикового орнамента; помещение 3-Н(103) – Альбомная, состоящая из прямоугольной лестничной клетки двухмаршевой деревянной лестницы и Г-образного помещения альбомной-библиотеки: профилированный карниз по периметру помещения лестницы; оформление стен – поля в средней части западной и южной сте обиты штофом, обшиты панелями красного полированного дерева; оформление оконных и дверного проема филенчатыми панелями красного полированного дерева с каннелюрами и розетками, стилизованные каннелированные резные пилястры, резной профилированный раскрепованный карниз с орнаментированным фризом; металлические вентиляционные решетки в верхней части западной стены; помещение 3-Н(114), оформленное по проекту 1936 г. арх. А.И. Гегелло: оформление плафона кессонированным поясом со скрытым освещением по периметру помещения; оформление стен – деревянный профилированный карниз, деревянные профилированные рамы; двустворчатые деревянные филенчатые дверные заполнения; помещение 3-Н(117), оформленное по проекту 1936 г. арх. А.И. Гегелло: оформление стен – покрытие стукко: профилированные карнизы, филенчатые пилястры, профилированные архивольты; десюдепорты – полуциркульные гипсовые панно с фигуративными композициями из вазы с птицами и виноградных лоз; дверные проемы в профилированных наличниках; деревянные двустворчатые глухие заполнения дверных проемов, декорированные фигарейными филенками с профилем по периметру; триглифно-метопный фриз, профилированный карниз; оформление плафона – профилированные тяги, лепные круглые розетки; помещение 3-Н(128), оформленное по проекту 1936 г. арх. А.И. Гегелло: оформление стен – профилированный карниз с поясами иоников и «бус»; пилястры бордового со светлыми прожилками мрамора со стилизованными оштукатуренными капителями; оформление дверных проемов профилированными наличниками; деревянные полусветлые филенчатые двустворчатые и с нестворными частями заполнения дверных проемов; оформление плафона – профилированные тяги, лепные круглые акантовые розетки по периметру плафона, центральная лепная круглая розетка; помещение 3-Н(130), оформленное по проекту 1936 г. А.И. Гегелло: оформление стен – деревянный профилированный карниз, деревянные профилированные рамы нижней части стен, деревянные резные пилястры нижней и верхней части стен; дверные и оконные проемы, оформленные резными деревянными наличниками; деревянные полусветлые двустворчатые филенчатые заполнения дверных проемов; помещение 3-Н(135): оформление стен – деревянные филенчатые панели с профилированным карнизом в завершении; помещение 3-Н(136): оформление стен – деревянные панели с фигарейными филенками в профилированном обрамлении, разделенные по вертикали резными филенчатыми лопатками, по горизонтали – профилированным карнизом; в завершении выносной профилированный карниз на резных кронштейнах; оформление откосов дверного и оконного проемов деревянными панелями с фигарейными филенками с профилем по периметру; деревянное одностворчатое глухое дверное заполнение, декорированное фигурными филенками в профилированных рамах; металлические ажурные радиаторные решетки в деревянном корпусе с профилированными рамами; угловая двухъярусная печь,* трапециевидная в плане, облицованная белыми изразцами с синим орнаментом, в дубовом резном обрамлении: нижний ярус из трех гладких панелей в резном орнаментированном обрамлении отделен от верхнего, решенного в виде ниши, деревянной полочкой с профилированным краем, со стойками в виде резных колонок с арками; дубовое шатровое завершение; * лицевая сторона печи выходит в помещение 3-Н(137) фриз, декорированный лепными композициями из тирса; оформление плафона – профилированные периметральные тяги, лепные профилированные фигурные рамы с лепными растительными розетками; помещение 3-Н(137): оформление плафона – лепные фигурные орнаментальные рамы по периметру плафона, поле которых заполнено живописными (темперно-клеевая живопись по штукатурке) цветочными гирляндами; полуциркульные лепные орнаментальные рамы с заполнением лепными ветвями – в торцевых частях плафона; прямоугольная лепная орнаментальная рама центральной части с круглой лепной розеткой и живописным венком из гирлянд; оформление стен – профилированный карниз на модульонах с акантовыми листьями и розетками между модульонами, с орнаментальными поясами по периметру помещения; угловая двухъярусная печь-камин, облицованная белыми изразцами с синим орнаментом: прямоугольное топочное отверстие фланкировано консолями с «цехинами», фриз с изображением цветочных розеток и провисающих цветочных гирлянд; полочка с профилированным краем; в центральной части второго яруса уплощенная ниша в орнаментальном обрамлении, фланкированная филенчатыми пилястрами с венками в стилизованных капителях; в нише композиция с изображением девушки, лежащей под деревом на пригорке, в орнаментальной рамке с провисающими цветочными гирляндами; во фризе филенка с рельефным изображением вазы с лентами и цветочными гирляндами; в завершении выносной карниз с орнаментальными поясами; помещение 3-Н(140), оформленное по проекту 1936-37 гг.: дверные проемы, оформленные деревянными резными орнаментированными наличниками, в том числе с золочением; деревянные одностворчатые глухие заполнения дверных проемов, декорированные фигарейными филенками с профилем по периметру; лепной орнаментированный карниз на модульонах с цветочными розетками между ними, лепные орнаментальные пояса, фриз из пальчикового орнамента и пальметт; средистенный одноярусный камин (черный мрамор, латунь, полировка): на профилированном плинте, прямоугольное топочное отверстие (зашито) в профилированной латунной раме и профилированном мраморном обрамлении фланкировано резными консолями; фриз декорирован накладным металлическим орнаментом растительного рисунка (часть утрачена); полочка с профилированным краем; время: конец XIX в. оформление плафона – лепной и живописный (темперно-клеевая живопись по штукатурке) декор: фигурные орнаментальные рамы по периметру плафона с квадратной центральной рамой; заполнение рам рельефными композициями с изображением пионеров, бюстов писателей, цветочных розеток и лиственного орнамента; в центральном поле круглый медальон с рельефным изображением совы и атрибутов наук и знаний; по периметру и в части секций живописный растительный орнамент, изображения птиц.

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1741-1754 гг., 1778-1779 гг., 1809-1810 гг. (интерьеры), 1817-1818 гг. (интерьеры), 1874-1876 гг. (интерьеры), 1936-1937 гг. (интерьеры)

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 39, литера А

Еще объекты культурного наследия