Дом Брюллова А.П. (Сюзора П.Ю.)

Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация в плане 3-4-этажного здания с двумя внутренними дворами;
габариты (до отметок венчающих карнизов фасадов) двух внутренних дворов;
габариты воротных проездов;
конфигурация, габариты и высотные отметки крыш (за исключением мансардных окон на крыше лицевого корпуса), включая бывший фотографический павильон на крыше корпуса со стороны Тучкова переулка;
исторические дымовые трубы;
материал кровли – листовой окрашенный металл
Конструктивная система:
наружные и внутренние капитальные стены,
кирпичные своды воротных проездов;
выстилка пола в арочном проходе между Кадетской линией и первым внутренним двором керамической плиткой;
кирпичные своды над первым (цокольным) этажом;
исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий;
исторические лестницы:
парадная лестница, расположенная в южной части лицевого корпуса и ведущая в помещения второго этажа (вход из первого внутреннего двора):
объемно-пространственная композиция, исторические габариты, конструктивное решение и архитектурно-декоративное оформление (см. п. 5), включая
веерные известняковые ступени с профилем,
ограждение из орнаментированных стоек чугунного литья;
лестница, расположенная в северной части лицевого корпуса и идущая до третьего этажа (вход из арочного прохода в первый внутренний двор):
объемно-пространственная композиция, исторические габариты, конструктивное решение (на сводах) и архитектурно-декоративное оформление, включая
известняковые ступени с профилем,
ограждение из орнаментированных стоек чугунного литья с деревянным профилированным поручнем
две лестницы во втором внутреннем дворе – известняковые, на сводах
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение помещений второго этажа лицевого корпуса, образующих замкнутую анфиладу по периметру первого внутреннего двора (бывшая квартира А.П.Брюллова, впоследствии – П.Ю.Сюзора)
Архитектурно-художественное решение фасадов:
архитектурно-художественное решение лицевого фасада, обращённого на Кадетскую линию, выполненное в характере архитектуры классицизма:
цокольный этаж рустован, зрительно служит опорой для портика из 4-х пилястр коринфского ордера, объединяющих 2-3-й этажи и поддерживающих треугольный фронтон;
материал и характер отделки – окрашенная штукатурка;
первоначальные профили тяг и карнизов;
лепной декор фасада:
женские маски в замковых камнях окон цокольного этажа,
лепные капители пилястр;
две многофигурные горизонтального формата композиции, изображающие танцующих путти, над окнами второго этажа,
венчающий карниз с лепными модульонами;
балкон на четырех деревянных кронштейнах с ограждением классицистического рисунка (пересекающиеся окружности с орнаментальными розетками в точках пересечения, сверху меандровый пояс) (металл, ковка);
габариты и конфигурация оконных и дверных проемов;
исторический рисунок (шестичастная расстекловка, за исключением трех окон Помпейской гостиной на 2-м этаже, не имеющих расстекловки), материал (дерево) и цвет* заполнений оконных проемов;
* по результатам архивных и натурных изысканий
решётка проёма главного входа, ведущего в арочный проход во внутренний двор (металл, ковка) – двупольная, в характере классицизма: каждая створка разделена на три части, верхняя и нижняя с орнаментом в виде косого креста, образованного пиками, между которыми помещены изогнутые волюты; центральная часть из вертикальных прутьев, разделенных в центре горизонтальным ромбом;
архитектурное решение фасадов двух внутренних дворов, включая:
материал и характер отделки – окрашенная штукатурка;
габариты и конфигурация оконных и дверных проемов, в том числе проёмов бывших каретников во втором внутреннем дворе;
декоративный портик из пилястр, обрамляющих окна второго этажа восточного фасада первого внутреннего двора и поддерживающих профилированный сандрик;
лепной кронштейн между окнами второго этажа восточного фасада первого внутреннего двора, служивший опорой для скульптуры «Аполлона Мусагета» *
* фигура Аполлона (терракота, 1845 г.) разбита, почти полностью утрачена, сохранился фрагмент левой ноги ниже колена и опора в виде ствола дерева
архитектурное решение фасада со стороны Тучкова переулка, включая:
материал и характер отделки – окрашенная штукатурка;
декоративное оформление арочного проёма*
* в настоящее время сохранился только верхний профилированный сандрик
габариты и конфигурация оконных и дверных проемов;
исторический рисунок (четырех- и шестичастная расстекловка), материал (дерево) и цвет заполнений оконных проемов;
заполнение воротного проёма (дерево, окраска) – двупольное с полуциркульной фрамугой, филёнчатое, каждая створка разделена на три фигарейные профилированные филёнки*
* утрачена левая створка
Декоративно-художественное оформление интерьеров:
Парадная лестница:
кессонированное оштукатуренное перекрытие;
отделка стен красным и желтым искусственным мрамором,
ваза белого мрамора в форме кратера на высокой ножке, с двумя ручками в нижней части тулова, имеющего ложчатую разделку. Основание в виде квадратного плинта.
Размеры: выс – 100, диам – 70 см.
покрытие пола верхней площадки лестницы мраморной крошкой, с надписью «SALVE» и орнаментом в виде меандра;
держатель для поручня, ковкая бронза. Пристенная часть в форме акантовой розетки, в центре которой – кронштейн в виде завитка.
Помпейский зал (пом. 6Н (2) пл. 81,6 кв.м):
объемно-пространственная композиция, исторические габариты и архитектурно-декоративное оформление, включающее: полихромная декоративная живопись перекрытия, выполненная в «помпейском стиле»: гротески с пейзажными вставками в прямоугольном обрамлении (темперно-клеевая (?) по штукатурке);
профилированный карниз,
оформление стен: в нижней части отделаны черным с прожилками искусственным мрамором, в верхней части – белым;
выше – высокий фриз из филёнок розового искусственного мрамора, разделённых дорическими пилястрами с альфрейно расписанными капителями;
двери двупольные красного дерева (четыре). Створки глухие, разделаны прямоугольными филенками в профилированных рамах. Верхние филенки с «пламенем». Ручки-фали, бронзовые, с изогнутой рукояткой и овальной кнопкой на конце, декорированной розеткой.
Размер: – выс. ок. 300 см
камин средистенный одноярусный черного с желтыми прожилками мрамора. Полка и облицовка лицевой плоскости вокруг топки – белого мрамора. Топочный проем прямоугольный со скругленными углами. Обрамление чугунное, декорированное растительным орнаментом. Отделка топки чугунная. Сохранился таган с решеткой, снизу декорированной растительным орнаментом.
Размеры: выс – 130, шир – 160, гл – ок. 20 см.
исторический рисунок (квадры) и материал (дуб) паркетного пола
шпингалеты оконные латунные стержневые раздвижные с петлевидным рычагом (шесть – по два на каждом окне).
Размер: дл. стержня – ок. 220 см.
подоконные доски белого мрамора (3);
помещение 6Н (6) пл. 31,0 кв.м (Столовая):
объемно-пространственная композиция, исторические габариты и архитектурно-декоративное оформление:
отделка стен штукатурными пилястрами дорического ордера, поддерживающими профилированный антаблемент с гладким фризом;
панели красного дерева по периметру помещения в нижней части стен, разделанные прямоугольными филенками в профилированных рамах, в основании панелей – плинтус. Высота – ок. 115 см;
камин средистенный одноярусный, облицован красно-коричневым с прожилками мрамором. Полка белого мрамора. Топочный проем в форме пологой арки. Топка с таганом, обшита чугуном; обрамление – литое, чугунное, с рельефным изображением виноградной лозы.
Размеры: выс – 115, шир – 120, гл – ок. 20 см;
помещение 6Н (3) пл. 24,5 кв.м:
объемно-пространственная композиция, исторические габариты и архитектурно-декоративное оформление:
антаблемент по периметру перекрытия с карнизом с лепными орнаментированными модульонами;
камин угловой одноярусный серого с черными прожилками мрамора. Лицевая плоскость фланкирована волютообразными кронштейнами. Топочный проем оформлен в виде перспективного портала из нескольких пологих арок, опирающихся на тонкие колонки. В угловых резервах над арками – растительный орнамент. Обрамление и облицовка топки из чугуна. В топке таган с решеткой, снизу орнаментированной растительными завитками и картушем.
Размеры: выс – 115, шир – 135, гл – 90 см.
дверь двупольная красного дерева, аналогичная дверям Помпейского зала, с гладкими латунными ручками-фаль;
помещение 6Н (4) пл. 16,0 кв.м:
объемно-пространственная композиция, исторические габариты и отделка:
антаблемент по периметру перекрытия с карнизом с лепными орнаментированными модульонами;
печь двухъярусная, облицована белым гладкими изразцом. Ярусы разделены узкой полочкой. В нижнем ярусе – топка, закрытая дверцей черного металла.
В верхнем ярусе – глубокая ниша. В основании печи – плинт; завершение в виде профилированного карниза и аттика. Слева на боковой стороне – латунная дверца душника с латунным баранчиком и двумя фигурными накладками на петли. В смежное помещение выходит облицованная белым гладким изразцом стенка печи.
Размеры: выс – ок. 320, шир – 115, гл – 30 см;
помещение 6Н (5) пл. 24 кв.м:
профилированный потолочный карниз;
оформление северной стены в виде арочного проёма, исторически открытого в соседнюю комнату (Буфетную);
печь прямоугольная в плане с шатровым завершением, облицована белым гладкими изразцом. Топка со стороны смежного помещения. Дверца топки – чугунная, литая, с рельефным орнаментом.
Размеры: выс. – ок. 320 см.
лепное оформление сводчатого перекрытия помещения б. Кабинета (в поперечном дворовом флигеле) в виде круга, образованного двумя кессонированными окружностями, по периметру – пояс из завитков аканта;
лестница дворового флигеля,
площадка IV этажа (у квартиры № 15):
скульптура «Лежащий лев» (гипс, окрашенный масляной краской). На прямоугольном плинте.
Размер: осн. – 100 х 39 см, выс – ок. 50 см.
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1780-е гг., 1845 г.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Кадетская линия В.О., дом 21, литера А