Соборы

АНСАМБЛЬ: – ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (расположен на высоком берегу р. Волги, при впадении в нее р. Кинешемки, на территории бывшей крепости), композиция (Успенский собор занимает северо-восточный угол почти прямоугольного участка, вытянувшегося вдоль Волги, на общей продольной оси с ним находится Троицкий собор, между соборами, выдвинутая к береговому откосу Волги, высится четырехъярусная колокольня). 1. СОБОР УСПЕНСКИЙ: «ЛЕТНИЙ», 1745 г. – ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (в центре города Кинешма, в ансамбле с колокольней и на общей продольной оси с «Троицким (зимний), 1838 г». собором к западу, на высоком крутом берегу Волги); план здания; композиция (к двусветному основному объему с севера и юга примыкают пониженные боковые приделы с полукруглыми апсидами, с запада к основному объему примыкает одноэтажный притвор, с востока к основному объему примыкает трехапсидный алтарь). – КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал (кирпич, дерево, металл); фундамент: бутовый; перекрытия (форма: над основным объемом – лотковые своды, в апсиде – цилиндрические своды, в притворе – низкий коробовый свод с распалубками над окнами; компоновка связующих материалов, техника кладки); металл (технология изготовления, техника крепления); кровля (форма: основной объем - четырехскатная, апсида – полуциркулярная шатровая; притвор – двускатная, материал – металл); оконные и дверные проемы (расстановка оконных и дверных проемов, форма, количество, геометрия переплета, материал: дерево) – ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: – главы основного объема (количество – пять, форма: полусверическая (центральная – более крупная) на световых барабанах, материал – металл, композиция покрытия: гладкая); барабаны (форма – цилиндрическая, гладкая, материал, количество – пять, композиция) – основной объем (форма (квадрат), материал (кирпич, штукатурка, побелка), композиция, декор (широкие лопатки, в аттике – арочные нишки на месте закомар), окна (форма – прямоугольные в нижнем ярусе, в верхнем ярусе – арочные, в апсидах – восьмиугольные). – приделы (количество – два (северный и южный), форма – прямоугольник, материал, композиция – примыкают с северной стороны и южной стороны к основному объему, фасады приделов одинаково декорированы; декор – два слабовыраженных ризалита, один завершен закомарой, другой – фронтоном, фронтоны на западных фасадах приделов, многообломный карниз с сухариками, колончатый пояс с нишами, филенчатые лопатки по углам ризалитов и приделов, колонки в простенках между окнами; окна (количество, форма (верхнего света прямоугольные, парные, разделены между собой колонкой; нижнего света – арочные с замковым камнем и кованными решетками), геометрия расстекловки), прямой цокольный карниз (по периметру приделов и всего храма). – апсида форма – трехчастная полуциркулярная, материал, кладка, композиция, многообломный карниз, широкий валик, отделяющий цоколь, окна (количество, форма (снизу – прямоугольные в глубоких нишах с арочными завершениями, сверху – восьмиугольные, в глубоких нишах); - апсиды приделов форма – трехчастная полуциркулярная, несколько шире и ниже апсид четверика, материал, кладка, композиция, обработаны дощатым рустом, окна (количество, форма (снизу – арочные с замковым камнем, сверху – круглые в ленточных наличниках); – притвор форма, композиция, в западной части три мироких арочных дверных проема, средний дверной проем выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном. – ВНУТРЕННЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: нефы (количество (пять), композиция (средний неф шире боковых, но уже придельных нефов), столбы (количество (четыре), форма (два квадратных, два восьмиугольных), композиция), между столбами и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки; интерьеры: живопись (материал (масло), сюжеты характерны для сер. 19 – нач. 20 вв., росписи сохранились по всему объему храма), иконостас (материал (дерево), высота (двухъярусный), декор (главный иконостас: царские врата фланкируют два портика (один внутри другого), второй ярус завершает четырехколонный портик с пологим фронтоном с разорванной нижней частью, резные детали; придельные иконостасы – одноярусные, в духе эклектики); резные киоты, паникадила, резное распятие (сер. 19 в.), резная скульптурная группа «Тайная вечеря» (н. 19 в.). 2. СОБОР ТРОИЦКИЙ: (ЗИМНИЙ), 1848 г. – ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (в центре города Кинешма, в ансамбле с колокольней и на общей продольной оси с «Успенским (летним), 1745 г». собором к востоку, на высоком крутом берегу Волги); план здания (крестообразный); композиция (квадратный четверик, к которому с востока примыкает полукруглая апсида, с остальных сторон четырехколонные портики); материал (кирпич, штукатурка, побелка). – КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал (кирпич, дерево, металл); фундамент: бутовый; перекрытия (форма: над основным объемом – подпружные арки и паруса, в апсиде –конхи, угловые компартименты – крестовые своды, рукава креста – плоские; компоновка связующих материалов, техника кладки); металл (технология изготовления, техника крепления); кровля (форма: основной объем – четырехскатная, портики с фронтонами, апсида – полуциркулярная шатровая; материал – металл); оконные и дверные проемы (расстановка оконных и дверных проемов, форма, количество, геометрия переплета, материал: дерево). – ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: – главы основного объема (форма: «пологая» на барабане, центральный купол имеет дополнительный малый купол на шее, количество – пять, материал – металл, композиция покрытия: гладкая) барабаны (форма – цилиндрическая, материал, количество – пять, композиция – центральный барабан световой и крупнее других, остальные четыре – ложные, по углам крыши; декор: многообломный карниз, фриз, тонкие ступенчатые кронштейны, 4 окна полуциркулярные в верхней части, окна в неглубоких нишах, завершены архивольтами, опирающимися на импосты, профилированная тяга; главы папертного придела (форма: луковичная с «юбкой» на барабане, количество – три, материал – металл, композиция покрытия: чешуйчатая); барабаны аналогичные барабанам основного объема; – основной объем (форма – квадрат, материал, композиция – с южной, северной и западной стороны к четверику примыкают портики, западный портик слегка выдвинут за счет небольшого притвора и возвышается на подиуме, к которому ведут шесть степеней), декор (фронтоны портиков (форма – треугольная, материал, фресковая живопись на фризах фронтонов), композиция – антаблемент портика опирается на четыре каннелированные колонны дорического ордера, на антаблемент опираются фронтоны портиков и аттик четверика), окна (форма – арочные, помещены в неглубокие ниши аналогичной формы), внутри портиков – дверные проемы с полуциркулярной верхней частью; материал, кладка, композиция. – апсида (форма – одночастная полуциркулярная), материал, кладка, композиция – односветная, ниже основного объема, три окна (форма – арочная в неглубоких арочных нишах (аналогичны окнам четверика); декор – антаблемент под крышей апсиды. - ВНУТРЕННЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: Четыре центральных столпа (круглые), интерьеры: живопись (материал (масло), сюжеты характерны для сер. 19 – нач. 20 вв., росписи сохранились по всему объему храма), характерны сочетания разных стилей живописи. 3. КОЛОКОЛЬНЯ. – ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (в центре города Кинешма, в ансамбле между «Успенским (летний)» собором и «Троицким (зимний), 1838 г» собором, на высоком крутом берегу Волги, выдвинута к береговому откосу Волги); план здания (постепенно уменьшающиеся четверики (4 яруса),); композиция; материал (кирпич, побелка, металл). – КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал (кирпич, белый известняк, дерево, металл); фундамент: бутовый; перекрытия (форма: первый ярус – коробовый свод, второй, третий ярусы – плоские, четвертый ярус – купольный, прорезанный люкарнами, компоновка связующих материалов, техника кладки); металл (технология изготовления, техника крепления); шпиль (форма: усеченная пирамида). – ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: – четвертый ярус (форма крыши – купольная кровля с люкарнами, над которой поднимаются два маленьких четверика, увенчаные вазообразной главкой и высоким шпилем, материал – металл); декор – простой карниз с сухариками, двухколонные портики, где обрамления люкарн играют роль фронтонов), люкарны (форма – сложный полукруг, материал (кирпич), количество – четыре, композиция – сориентированы по сторонам света); окно люкарны (форма – циркулярная, количество, композиция); арки (форма – прямоугольная с полуциркулярными завершениями в верхней части, замковые камни, материал, кладка, композиция. – третий ярус форма (четверик), материал (кирпич, побелка), композиция – меньшей высоты и объема первого яруса, декор – четыре трехчетверных колонны, образующие четырехколонные портики тосканского ордера с каждого фасада, 4 арочных проема с замковыми камнями над полуциркулярными завершениями, многообломный карниз; по углам – колонны в духе барокко. – второй ярус форма (четверик), материал (кирпич, побелка), композиция – меньшей высоты и объема первого яруса, декор – четыре трехчетверных колонны, образующие четырехколонные портики тосканского ордера с треугольными фронтонами с каждого фасада, 4 арочных проема с замковыми камнями над полуциркулярными завершениями, простой карниз с сухариками; по углам – колонны в духе барокко. – первый ярус форма (четверик), материал (кирпич, побелка), декор (дощатый руст, пилястры, расставленные парами по сторонам от двух арочных проемов (ориентированных с юга на север) и ниш (ориентированных с запада на восток), по одной аналогичной – на западающих флангах фасадов; многообломный карниз с сухариками по периметру первого яруса; над входами с севера и юга – циркулярное окно. – ВНУТРЕННЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: Живопись не сохранилась.

Ансамбль федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры

Документы

Контакты

  • Адрес: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Советская, д. 2