Капелла Мальтийская (храм римско-католический Святого Иоанна Предтечи)
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация прямоугольного в плане здания с тремя апсидами, двумя пастрофориями и деамбулаторием на юго-восточном фасаде;
форма, высотные отметки, габариты и конфигурация крыши;
форма, высотные отметки, габариты и конфигурация полукупола центральной апсиды.
Конструктивная система:
наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
междуэтажные перекрытия;
своды перекрытий в том числе:
крестовые и коробовые своды, опирающиеся на пилоны, облицованные в основании плитами известняка;
стрельчатый свод, перекрывающий помещение северо-восточной апсиды;
цилиндрический свод, перекрывающий пастрофорий, северо-восточной апсиды;
сферический полукупол, перекрывающий алтарную часть храма;
два цилиндрических свода, перекрывающие основной объем храма, над центральным нефом образуют крестовый свод;
исторические лестницы:
две симметрично расположенные лестницы, расположены в северо-западной части здания, вход организован из помещений боковых нефов:
в уровне подвала - второго яруса четырехмаршевые, средистенные, с забежными ступенями;
ступени выполнены из лещадной плиты;
в уровне второго - антресольного этажа - деревянные;
лестница, расположенная в северо-восточной части здания, в уровне второго яруса - антресольного этажа: один марш в семь ступеней; ступени выполнены из лещадной плиты;
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
лицевой фасад - одноосный, обращен во внутренний двор дворца, архитектурно-художественное решение в приемах зрелого классицизма:
материал и характер отделки фасада: оштукатурен, окрашен, высокий цоколь облицован плитами известняка;
фасад решен как четырехколонный портик композитного ордера, завершенный треугольным фронтоном, в тимпане - лепная рельефная композиция - дубовый венок с лентами и мальтийским крестом в центре;
колонны несут антаблемент с широким фризом, заполненным надписью и профилированным карнизом с мутулами;
прямоугольный дверной проем, расположенный по центральной оси фасада, обрамлен наличником с ушками, фланкирован колоннами тосканского ордера, несущими антаблемент с триглифно-метопным фризом и карнизом с мутулами, и треугольный фронтон;
крыльцо в пять ступеней из красного гранита;
заполнение дверного проема*: двери дубовые, двустворчатые, филенчатые, глухие с прямоугольной глухой фрамугой (*воссоздано);
фурнитура - латунные (?), дверные ручки*, выполненные в виде правой и левой кистей рук, сжимающих круглые в сечении профилированные свитки (?); (*воссозданы);
трехчастный оконный проем с полуциркульной перемычкой, расположенный по центральной оси фасада, над входным порталом;
профилированный архивольт, опирающийся на импост;
заполнение оконного проема – материал (дерево), цвет (по результатам расчисток и архивных исследований), исторический рисунок расстекловки;
широкий фриз с лепными фруктовыми гирляндами, лентами и розетками;
дворовые фасады:
материал и характер отделки фасада: оштукатурен, окрашен;
оконные проемы: местоположение, конфигурация (прямоугольные и с полуциркульными перемычками), габариты;
профилированные архивольты;
заполнения оконных проемов: материал (дерево), исторический рисунок расстекловки, цвет - по результатам расчисток и архивных исследований;
прямоугольный дверной проем, расположенный на юго-западном фасаде: местоположение, габариты;
крыльцо в пять ступеней из известняковой плиты;
профилированные карнизы;
треугольный фронтон с прерванной горизонталью основания;
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства:
декоративно-художественное оформление интерьеров помещения северо-восточной апсиды:
профилированные нервюры;
лепные рельефные позолоченные розетки;
колер окраски свода (васильковый), декорированного золотыми пятиконечными звездами;
декоративно-художественное оформление интерьеров помещения северо-восточного пастрофория:
роспись свода, выполненная в технике гризайль (полихромная темперная живопись по штукатурке): свод разделен на квадратные перспективные кессоны, в орнаментальном обрамлении, в поле которых вписаны круглые розетки;
живописное обрамление оконного проема и ниши - имитируют профилированные архивольты с поясом аканта;
лепной рельефный карниз с мутулами и поясом аканта;
декоративно-художественное оформление интерьеров помещения юго-западной апсиды, пастрофория и деамбулатория:
стены декорированы пилястрами тосканского ордера, завершены профилированным карнизом;
два арочных проема;
декоративно-художественное оформление интерьера боковых нефов зала капеллы:
плафон потолка разделен на прямоугольные кессоны, в лепных рамах из листьев аканта;
в поле кессонов - живописные рамки, имитирующие лепные гирлянды и цветочные розетки;
четыре профилированных
наличника из искусственного мрамора красного цвета, обрамляющих дверные проемы;
пилястры тосканского ордера из искусственного белого мрамора;
профилированная тяга;
широкий фриз, завершающий стены с лепными фруктовыми гирляндами и розетками;
лепные позолоченные розетки;
лепные рельефные композиции - лавровый венок с писанным в его поле мальтийским крестом, с ветвями и лентами, расположенные в простенках между пилястрами;
декоративно-художественное центрального нефа капеллы:
два ряда колонн и пилястр композитного ордера из красного гранита;
колонны несут раскрепованный антаблемент (опоясывающий объем центрального и боковых нефов над хорами):
профилированный архитрав декорирован лепными бусами и поясом кувшинки, гладкий фриз искусственного мрамора песочного цвета и профилированный карниз большого выноса с модульонами и лепными поясами иоников и кувшинок;
верхний пояс карниза - расписан в технике гризайль, имитирующей лепной декор;
лепной фриз, завершающий стены, заполненный композициями - херувимы, фруктовые гирлянды с лентами;
два прямоугольных профилированных наличника с прямыми профилированными сандриками на лепных волютообразных кронштейнах;
ниши с полуциркульным завершением в профилированном архивольте, декорированном поясом аканта;
горельефные
пяты архивольтов опираются на пилястры;
горельефные фигуры летящих ангелов, с лавровыми венками и лентами - в углах над архивольтами;
в люнетах и на торцевой стене по сторонам от тамбура - лепные рельефные композиции - лавровый венок с писанным в его поле мальтийским крестом, с ветвями и лентами, расположенные в простенках между пилястрами;
доска из белого мрамора, с нанесенной золотом надписью: декорирована резными (?), позолоченными круглыми розетками и композициями из стилизованных растительных элементов, обрамлена позолоченной порезкой и рамкой из зеленого мрамора, завершена прямым сандриком из белого мрамора с позолоченным меандром;
резной алтарь из белого мрамора с рельефным декором;
прямоугольный в плане, деревянный тамбур декорирован пилястрами ионического ордера, несущими раскрепованный антаблемент с гладким фризом и карнизом с дентикулами;
внутренние центральные двери тамбура: двустворчатые, филенчатые полусветлые (верхние филенки остеклены), с прямоугольной остекленной фрамугой;
профилированный наличник с ушками и поясом иоников;
боковые двери - одностворчатые, оформлены аналогично центральным;
резные деревянные балюстрады, ограждающие хоры, расположенные в боковых нефах и амвон;
в архивольтах оконных проемов - комбинация лепных рельефных и живописных (в технике гризайль) мотивов;
роспись сводов и купола, выполненная в технике гризайль (полихромная темперная живопись по штукатурке):
купол разделен на квадратные перспективные кессоны, в орнаментальном обрамлении, в поле которых вписаны круглые розетки;
своды разделены на клейма различной конфигурации, заполненные орнаментальными и фигурными композициями - изображениями ангелов с различными атрибутами;
клейма обрамлены дубовыми гирляндами, перевитыми лентами;
в центре крестового свода - круглая розетка с мальтийским крестом;
на полу тамбура - мозаичная композиция, выполненная в технике терраццо: надпись «MDCCCXC» на орнаментальном фоне в обрамлении меандра.
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1797-1800 гг.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, дом 26, литера Д