Дворец

Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация трехэтажного здания на подвалах, состоящего из лицевого корпуса, обращенного к саду и примыкающего к нему с юго-востока двух прямоугольных корпусов; форма, высотные отметки, габариты и конфигурация скатных (в том числе вальмовых) крыш; два прямоугольных в плане воротных проезда с лучковыми перемычками, перекрыты коробовыми и прусскими сводами. Конструктивная система: наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); исторические отметки междуэтажных перекрытий; междуэтажные перекрытия в помещениях с художественной отделкой; своды перекрытий: своды, перекрывающие подвальные помещения: крестовые своды, перекрывающие помещения лицевого корпуса; коробовые своды с распалубками; цилиндрические своды; своды первого этажа: крестовые своды на подпружных арках, опирающиеся на пилоны, перекрывающие помещения столовой и помещения лицевого корпуса первого этажа; коробовые своды, на подпружных арках, перекрывающие помещения парадного вестибюля; коробовые своды с распалубками, перекрывающие помещения, расположенные в северо-восточной и юго-западной частях первого этажа лицевого корпуса; цилиндрические своды, перекрывающие коридоры первого этажа здания; сомкнутый свод, перекрывающий помещение, расположенное на первом этаже в западной части здания; коробовые своды, перекрывающие юго-западный воротный проезд; коробовые своды с распалубками, перекрывающие помещения, расположенные в юго-западном флигеле; металлические колонны в помещении танцевального зала, расположенного на первом этаже в юго-западной части здания; своды второго этажа: цилиндрический свод, перекрывающий помещение православной церкви; сферический полукупол православной церкви; арочные проемы в помещении «Исторического зала»; коробовые своды с распалубками; исторические лестницы: лестничные клетки и вестибюли, их объемно - планировочное решение; два перехода между уровнями вестибюля, ступени из лещадной плиты - местоположение, габариты; переход между уровнями центрального вестибюля - один марш в шесть ступеней из лещадной плиты - местоположение, габариты; Л-2, расположенная в северо-восточной части здания, вход организован из помещения 8-Н(I): двухмаршевая, марши на косоурах, площадки на коробовых и прусских сводах, ступени из лещадной плиты (материал, профиль); металлическое чугунное литое ограждение из ажурных орнаментированных балясин, под деревянным профилированным поручнем; на площадках - мозаичные композиции - рамки с выкружками, выполнены в технике терраццо (рисунок, техника исполнения); парадная лестница, расположенная в центральной части лицевого корпуса, четырехмаршевая, площадки на сводах и арках, опирающихся на столбы и колонны (в уровне третьего этажа), ступени из красного гранита; металлическое ограждение выполнено в виде вертикальных стоек с орнаментальным фризом, под деревянным профилированным поручнем; на площадках выше второго этажа - мозаичные композиции - рамки с выкружками, выполнены в технике терраццо (рисунок, техника исполнения); лестница, вход организован из северо-восточного воротного проезда: четырехмаршевая с забежными ступенями, ступени из красного гранита; Л-6, двухмаршевая лестница, вход организован со стороны юго-восточного дворового фасада, марши на косоурах, площадки на сводах, ступени из лещадной плиты; металлическое чугунное литое ограждение из ажурных орнаментированных балясин, под деревянным профилированным поручнем; на площадках - мозаичные композиции - рамки с выкружками, выполнены в технике терраццо (рисунок, техника исполнения); лестница между помещениями центральной части здания в уровне третьего этажа: ступени из лещадной плиты, металлическое литое ограждение в виде вертикальных прутьев с горизонтальными перехватами, под металлическим поручнем; средистенные переходы, ведущие в подвальные помещения, степени из лещадной плиты (материал, профиль); деревянная лестница с ограждением в виде балюстрады, расположенная в помещении церкви, ведущая на хоры; световые фонари: местоположение, конфигурация, конструкция, материалы, габариты. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещения галереи второго этажа, габариты помещений с художественной отделкой, указанные в п.6. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение в приемах барокко: лицевой фасад: материал и характер отделки фасада: окрашенная штукатурка, в уровне первого этажа - рустован; цоколь облицован плитами известняка; ритм фасада организован тремя ризалитами - центральным в пять световых осей и двумя боковыми - в три световые оси; в уровне первого и второго этажей в простенках оконных проемов ризалитов - парные колонны и пилястры композитного ордера на высоких пьедесталах, несущие раскрепованный антаблемент, в уровне третьего этажа центрального ризалита - лопатки с львиными маскаронами; треугольный фронтон, завершающий центральный ризалит; раскрепованные лучковые фронтоны, завершающие боковые ризалиты; прямоугольные в плане балконы ризалитов в уровне второго этажа; ограждение балконов выполнено в виде металлических кованых ажурных решеток геометрического рисунка; крыльцо в восемь ступеней (с валиком) из красного гранита; прямоугольный дверной проем, расположенный по центральной оси фасада, фланкирован пилястрами ионического ордера; два прямоугольных оконных проема, расположенных по сторонам дверного проема; окно с полуциркульной перемычкой, обрамлено рустованным архивольтом; заполнение дверного проема*: двери деревянные, двухстворчатые филенчатые, полусветлые, декорированы лавровыми гирляндами с лентами, с прямоугольной фрамугой на две остекленные филенки; (*воссоздано); металлические литые колесоотбойные тумбы в виде орудийных стволов; ковано-литой металлический двускатный козырек* на двух витых опорах и фигурных ажурных кронштейнах; (*воссоздан); оконные проемы: местоположение, конфигурация (прямоугольные, с лучковыми и с полуциркульными перемычками), габариты; оформление оконных проемов: профилированные фигурные наличники, в том числе - с ушками; пилястры, несущие профилированные архивольты; профилированные прямые, треугольные и лучковые сандрики; фигурные подоконные доски на кронштейнах с гутами; прямоугольные профилированные штукатурные филенки; лепной декор: замковые камни; картуши; маскароны; раковины, рокайли, гирлянды; заполнения оконных проемов -материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований), исторический рисунок расстекловки; профилированный межэтажные карнизы; профилированный раскрепованный венчающий карниз; дворовые фасады: материал и характер отделки фасадов: оштукатурены, окрашены, в уровне первого этажа - рустованы; цоколь частично облицован плитами известняка; ризалит юго-западного фасада, завершен раскрепованным лучковым фронтоном с лепным рельефным гербом Российской империи; трехцентровые арки юго-западного воротного проезда (фланкированная колоннами композитного ордера) и северо-восточного воротного проезда (оформленная рустованными пилястрами тосканского ордера); исторические дверные проемы, ведущие к лестницам местоположение, конфигурация, габариты; оконные проемы: местоположение, конфигурация (прямоугольные, с лучковыми и с полуциркульными перемычками), габариты; оформление оконных проемов: профилированные фигурные наличники, в том числе - с ушками, пилястры, несущие профилированные архивольты, профилированные треугольные и лучковые сандрики, фигурные подоконные доски на кронштейнах с гутами, замковые камни, картуши, маскароны, раковины, рокайли; заполнения оконных проемов: материал (дерево) - для оконных проемов помещения церкви, цвет (по результатам расчисток и архивных исследований), исторический рисунок расстекловки; колонны и пилястры композитного ордера, рустованные пилястры тосканского ордера; профилированные междуэтажные и венчающий карнизы; два треугольных фронтона, завершающие восточную часть здания; фасады, обращенные во внутренний двор: материал и характер отделки фасадов: оштукатурены, окрашены, ризалит в уровне первого этажа - рустованы; ризалит юго-восточного фасада, шириной в пять световых осей, архитектурное решение фасада, оформление и заполнение дверного проема, козырек - аналогичны решению центральной части лицевого фасада (колонны заменены на пилястры); ниши с трехцентровыми перемычками, вписанные в их поле воротные проемы с лучковыми перемычками; два крыльца, ступени выполнены из красного гранита; дверные проемы: местоположение, конфигурация, габариты; заполнение дверного проема* северо-восточного фасада: двери деревянные, двухстворчатые филенчатые, глухие, декорированы резными розетками; (*воссоздано); оконные проемы их оформление и заполнения - аналогичны решению северо-восточного и юго-западного дворовых фасадов; пилястры, в том числе рустованные и декорированные филенками; межэтажные и венчающий карнизы; треугольный фронтон юго-западного фасада. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства: декоративно-художественное оформление интерьера помещений первого этажа: помещения столовой: профилированные филенки, акцентирующие ребра сводов, декорирующие поле подшивки арок; парные пилястры и трехчетвертные колонны тосканского ордера - на пилонах, вдоль стен и в простенках окон; декоративно-художественное оформление интерьера парадного вестибюля: профилированные филенки, акцентирующие ребра сводов, декорирующие поле подшивки арок; колонны тосканского ордера на высоких пьедесталах, несущие своды перекрытия; на полу - метлахская плитка - геометрические орнаментальные композиции с использованием белого, серого и красного цветов, в обрамлении меандра; деревянные двустворчатые глухие двери с фигурными филенками; деревянные двустворчатые глухие двери с прямоугольными профилированными филенками; декоративно-художественное оформление помещений юго-западной части лицевого корпуса: профилированные филенки, акцентирующие ребра сводов, декорирующие поле подшивки арок; колонны тосканского ордера на высоких пьедесталах, несущие своды перекрытия; декоративно-художественное оформление помещения, расположенного в юго-западной части лицевого корпуса: свод декорирован фигурными профилированными филенками, в центре - розетка простого профиля; декоративно-художественное оформление помещения, расположенного в юго-западной части лицевого корпуса: штукатурная падуга, профилированный карниз, завершающий стены, профилированные тяги плафона потолка; декоративно-художественное оформление помещения «Танцевального зала»: две стилизованные металлические колонны, парные каннелированные кронштейны, профилированный карниз, прямоугольные ниши, обрамленные профилированными наличниками, профилированные рамки с ушками; декоративно-художественное оформление помещений второго этажа* (*в части помещений третьего этажа устроены подвесные потолки): православная церковь: пилястры и колонны композитного ордера из искусственного мрамора темно-зеленого цвета с позолоченными капителями, несут антаблемент: профилированный архитрав с бусами и поясом аканта, фриз из искусственного мрамора темно-зеленого цвета, карниз большого выноса с модульонами, жемчужником и акантом; широкий фриз под антаблементом, заполнен чередующимися рельефными лепными композициями - над оконными проемами - два ангела, несущие лавровый венок с лентами, в который вписан мальтийский крест, в простенках окон, между пилястрами - рельефные изображения херувимов; ниже расположен фриз из искусственного желтого мрамора с рельефными поясами аканта и бусами; иконостас в два чина, с пилястрами композитного ордера из искусственного мрамора песочного цвета с позолоченными капителями, несущий широкий фриз и позолоченный карниз с иониками и мутулами; позолоченные розетки; ниши в профилированных рамках; профилированная лепная тяга; царские врата - двустворчатые, с резными (?) ажурными позолоченными навершием и нащельником в виде лавровой гирлянды; верхний чин завершен профилированным карнизом на кронштейнах в виде позолоченных листов аканта и треугольным фронтоном; скульптурная композиция над иконостасом – распятие, фланкированное коленопреклоненными фигурами ангелов один с опущенной головой и молитвенно сложенными руками, голова второго слегка приподнята, руки сложены как у первого, одеты в туники; (гипс, крест – деревянный); Время: ХIХ в. Размер: ангелы: в – 146, ш – 58, гл – 130 см; Христос: в (с крестом) – 270, ш (с крестом) – 145, гл – 24 см.; широкий живописный фриз в алтарной части храма, выполнен в технике гризайль; роспись сводов в технике гризайль*: кессоны, заполненные орнаментальными композициями (стилизованные растительные элементы, розетки, мальтийские кресты) и фигурами ангелов; (*клеевая монохромная живопись по штукатурке); резная (?) позолоченная балюстрада, ограждающая хоры; восьмигранные мемориальные доски (шесть) из черного мрамора с высеченными именами пажей погибших на полях сражений; декоративные панели из искусственного мрамора песочного цвета, обрамленные рельефными позолоченными рамками, на откосах оконных проемов и в нишах; фриз в нижней части стен с орнаментом «волна»; подоконные доски из белого мрамора; полихромные витражи геометрического рисунка с мальтийскими крестами; оконная фурнитура - латунные шпингалеты с фигурной ручкой; печь средистенная, двухъярусная, оштукатуренная, с лепным декором, имитирующим облицовку фигурным изразцом с орнаментом в характере барокко; установлена на плинте с орнаментированным профилем; в завершении карниз, над которым лепная решетка с картушем и акротериями; Время: 2-я пол. ХIХ в. Размер: в – 350, ш – 126, гл – 46 см.; декоративно-художественное оформление помещений, расположенных за алтарной частью: штукатурная падуга, профилированный карниз, завершающий стены, профилированные тяги плафона потолка; печь средистенная, облицована гладким изразцом, завершена профилированным карнизом; декоративно-художественное оформление коридора, между церковью, «Читальным залом» и «Белым залом»: плафон потолка разделен на прямоугольные кессоны, в профилированных лепных рамках с розетками и поясами аканта; стена облицована искусственным мрамором зеленого цвета; пилястры композитного ордера из искусственного мрамора песочного цвета с позолоченными капителями; двери двустворчатые, филенчатые, глухие, в верхних филенках - декоративные живописные композиции; декоративно-художественное оформление помещения «Белого зала» (частично сохранился интерьер по эскизу Ф.Б. Растрелли): круглая лепная розетка; стены завершены профилированным карнизом; высокая штукатурная падуга с лепным ажурным декором растительного рисунка; декоративно-художественное оформление помещения «Колонного зала»: колоннада ионического ордера делит помещение на два нефа; профилированный карниз, завершающий стены; декоративно-художественное оформление помещений второго этажа лицевого корпуса и юго-западного флигеля: штукатурная падуга, профилированный карниз, завершающий стены, профилированные тяги плафона потолка; декоративно-художественное оформление помещения «Исторического зала»: штукатурная падуга, профилированный карниз, завершающий стены, профилированные тяги плафона потолка; 15 глухих филенчатых двустворчатых деревянных дверей; в том числе - двери с частично сохранившимся живописным изображением георгиевского креста в верхних филенках; декоративно-художественное оформление помещений третьего этажа*: штукатурная падуга, профилированный карниз, завершающий стены, профилированные тяги плафона потолка; (*в части помещений третьего этажа устроены подвесные потолки).

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1749-1757 гг., 1798-1800 гг., 1827 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, дом 26, литера Д

Оставьте комментарий или отзыв

Имя и текст сообщения будут видны всем посетителям.

Еще объекты культурного наследия

Loading...