Дворец

Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация трехэтажного здания на подвалах, состоящего из лицевого корпуса, обращенного к саду и примыкающего к нему с юго-востока двух прямоугольных корпусов;
форма, высотные отметки, габариты и конфигурация скатных (в том числе вальмовых) крыш;
два прямоугольных в плане воротных проезда с лучковыми перемычками, перекрыты коробовыми и прусскими сводами.
Конструктивная система:
наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
исторические отметки междуэтажных перекрытий;
междуэтажные перекрытия в помещениях с художественной отделкой;
своды перекрытий:
своды, перекрывающие подвальные помещения: крестовые своды, перекрывающие помещения лицевого корпуса;
коробовые своды с распалубками;
цилиндрические своды;
своды первого этажа:
крестовые своды на подпружных арках, опирающиеся на пилоны, перекрывающие помещения столовой и помещения лицевого корпуса первого этажа;
коробовые своды, на подпружных арках, перекрывающие помещения парадного вестибюля;
коробовые своды с распалубками, перекрывающие помещения, расположенные в северо-восточной и юго-западной частях первого этажа лицевого корпуса;
цилиндрические своды, перекрывающие коридоры первого этажа здания;
сомкнутый свод, перекрывающий помещение, расположенное на первом этаже в западной части здания;
коробовые своды, перекрывающие юго-западный воротный проезд;
коробовые своды с распалубками, перекрывающие помещения, расположенные в юго-западном флигеле;
металлические колонны в помещении танцевального зала, расположенного на первом этаже в юго-западной части здания;
своды второго этажа:
цилиндрический свод, перекрывающий помещение православной церкви;
сферический полукупол православной церкви;
арочные проемы в помещении «Исторического зала»;
коробовые своды с распалубками;
исторические лестницы:
лестничные клетки и вестибюли, их объемно - планировочное решение;
два перехода между уровнями вестибюля, ступени из лещадной плиты - местоположение, габариты;
переход между уровнями центрального вестибюля - один марш в шесть ступеней из лещадной плиты - местоположение, габариты;
Л-2, расположенная в северо-восточной части здания, вход организован из помещения 8-Н(I):
двухмаршевая, марши на косоурах, площадки на коробовых и прусских сводах, ступени из лещадной плиты (материал, профиль);
металлическое чугунное литое ограждение из ажурных орнаментированных балясин, под деревянным профилированным поручнем;
на площадках - мозаичные композиции - рамки с выкружками, выполнены в технике терраццо (рисунок, техника исполнения);
парадная лестница, расположенная в центральной части лицевого корпуса, четырехмаршевая, площадки на сводах и арках, опирающихся на столбы и колонны (в уровне третьего этажа), ступени из красного гранита;
металлическое ограждение выполнено в виде вертикальных стоек с орнаментальным фризом, под деревянным профилированным поручнем;
на площадках выше второго этажа - мозаичные композиции - рамки с выкружками, выполнены в технике терраццо (рисунок, техника исполнения);
лестница, вход организован из северо-восточного воротного проезда:
четырехмаршевая с забежными ступенями, ступени из красного гранита;
Л-6, двухмаршевая лестница, вход организован со стороны юго-восточного дворового фасада, марши на косоурах, площадки на сводах, ступени из лещадной плиты;
металлическое чугунное литое ограждение из ажурных орнаментированных балясин, под деревянным профилированным поручнем;
на площадках - мозаичные композиции - рамки с выкружками, выполнены в технике терраццо (рисунок, техника исполнения);
лестница между помещениями центральной части здания в уровне третьего этажа: ступени из лещадной плиты, металлическое литое ограждение в виде вертикальных прутьев с горизонтальными перехватами, под металлическим поручнем;
средистенные переходы, ведущие в подвальные помещения, степени из лещадной плиты (материал, профиль);
деревянная лестница с ограждением в виде балюстрады, расположенная в помещении церкви, ведущая на хоры;
световые фонари: местоположение, конфигурация, конструкция, материалы, габариты.
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещения галереи второго этажа, габариты помещений с художественной отделкой, указанные в п.6.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
архитектурно-художественное решение в приемах барокко:
лицевой фасад:
материал и характер отделки фасада:
окрашенная штукатурка,
в уровне первого этажа - рустован;
цоколь облицован плитами известняка;
ритм фасада организован тремя ризалитами - центральным в пять световых осей и двумя боковыми - в три световые оси;
в уровне первого и второго этажей в простенках оконных проемов ризалитов - парные колонны и пилястры композитного ордера на высоких пьедесталах, несущие раскрепованный антаблемент, в уровне третьего этажа центрального ризалита - лопатки с львиными маскаронами;
треугольный фронтон, завершающий центральный ризалит;
раскрепованные лучковые фронтоны, завершающие боковые ризалиты;
прямоугольные в плане балконы ризалитов в уровне второго этажа; ограждение балконов выполнено в виде металлических кованых ажурных решеток геометрического рисунка;
крыльцо в восемь ступеней (с валиком) из красного гранита;
прямоугольный дверной проем, расположенный по центральной оси фасада, фланкирован пилястрами ионического ордера; два прямоугольных оконных проема, расположенных по сторонам дверного проема;
окно с полуциркульной перемычкой, обрамлено рустованным архивольтом; заполнение дверного проема*:
двери деревянные, двухстворчатые филенчатые, полусветлые, декорированы лавровыми гирляндами с лентами, с прямоугольной фрамугой на две остекленные филенки; (*воссоздано);
металлические литые колесоотбойные тумбы в виде орудийных стволов;
ковано-литой металлический двускатный козырек* на двух витых опорах и фигурных ажурных кронштейнах; (*воссоздан);
оконные проемы:
местоположение, конфигурация (прямоугольные, с лучковыми и с полуциркульными перемычками), габариты;
оформление оконных проемов:
профилированные фигурные наличники, в том числе - с ушками;
пилястры, несущие профилированные архивольты; профилированные прямые, треугольные и лучковые сандрики;
фигурные подоконные доски на кронштейнах с гутами; прямоугольные профилированные штукатурные филенки;
лепной декор:
замковые камни;
картуши;
маскароны;
раковины, рокайли, гирлянды;
заполнения оконных проемов -материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований), исторический рисунок расстекловки;
профилированный межэтажные карнизы;
профилированный раскрепованный венчающий карниз;
дворовые фасады: материал и характер отделки фасадов: оштукатурены, окрашены, в уровне первого этажа - рустованы; цоколь частично облицован плитами известняка; ризалит юго-западного фасада, завершен раскрепованным лучковым фронтоном с лепным рельефным гербом Российской империи;
трехцентровые арки юго-западного воротного проезда (фланкированная колоннами композитного ордера) и северо-восточного воротного проезда (оформленная рустованными пилястрами тосканского ордера);
исторические дверные проемы, ведущие к лестницам местоположение, конфигурация, габариты;
оконные проемы: местоположение, конфигурация (прямоугольные, с лучковыми и с полуциркульными перемычками), габариты; оформление оконных проемов: профилированные фигурные наличники, в том числе - с ушками, пилястры, несущие профилированные архивольты, профилированные треугольные и лучковые сандрики, фигурные подоконные доски на кронштейнах с гутами, замковые камни, картуши, маскароны, раковины, рокайли;
заполнения оконных проемов: материал (дерево) - для оконных проемов помещения церкви, цвет (по результатам расчисток и архивных исследований), исторический рисунок расстекловки; колонны и пилястры композитного ордера, рустованные пилястры тосканского ордера; профилированные междуэтажные и венчающий карнизы; два треугольных фронтона, завершающие восточную часть здания;
фасады, обращенные во внутренний двор:
материал и характер отделки фасадов: оштукатурены, окрашены, ризалит в уровне первого этажа - рустованы;
ризалит юго-восточного фасада, шириной в пять световых осей, архитектурное решение фасада, оформление и заполнение дверного проема, козырек - аналогичны решению центральной части лицевого фасада (колонны заменены на пилястры);
ниши с трехцентровыми перемычками, вписанные в их поле воротные проемы с лучковыми перемычками;
два крыльца, ступени выполнены из красного гранита;
дверные проемы: местоположение, конфигурация, габариты;
заполнение дверного проема* северо-восточного фасада:
двери деревянные, двухстворчатые филенчатые, глухие, декорированы резными розетками; (*воссоздано);
оконные проемы их оформление и заполнения - аналогичны решению северо-восточного и юго-западного дворовых фасадов;
пилястры, в том числе рустованные и декорированные филенками;
межэтажные и венчающий карнизы;
треугольный фронтон юго-западного фасада.
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства:
декоративно-художественное оформление интерьера помещений первого этажа:
помещения столовой:
профилированные филенки, акцентирующие ребра сводов, декорирующие поле подшивки арок;
парные пилястры и трехчетвертные колонны тосканского ордера - на пилонах, вдоль стен и в простенках окон;
декоративно-художественное оформление интерьера парадного вестибюля:
профилированные филенки, акцентирующие ребра сводов, декорирующие поле подшивки арок;
колонны тосканского ордера на высоких пьедесталах, несущие своды перекрытия;
на полу - метлахская плитка - геометрические орнаментальные композиции с использованием белого, серого и красного цветов, в обрамлении меандра;
деревянные двустворчатые глухие двери с фигурными филенками;
деревянные двустворчатые глухие двери с прямоугольными профилированными филенками;
декоративно-художественное оформление помещений юго-западной части лицевого корпуса:
профилированные филенки, акцентирующие ребра сводов, декорирующие поле подшивки арок;
колонны тосканского ордера на высоких пьедесталах, несущие своды перекрытия;
декоративно-художественное оформление помещения, расположенного в юго-западной части лицевого корпуса:
свод декорирован фигурными профилированными филенками, в центре - розетка простого профиля;
декоративно-художественное оформление помещения, расположенного в юго-западной части лицевого корпуса:
штукатурная падуга, профилированный карниз, завершающий стены, профилированные тяги плафона потолка;
декоративно-художественное оформление помещения «Танцевального зала»:
две стилизованные металлические колонны, парные каннелированные кронштейны, профилированный карниз, прямоугольные ниши, обрамленные профилированными наличниками, профилированные рамки с ушками;
декоративно-художественное оформление помещений второго этажа*
(*в части помещений третьего этажа устроены подвесные потолки):
православная церковь:
пилястры и колонны композитного ордера из искусственного мрамора темно-зеленого цвета с позолоченными капителями, несут
антаблемент:
профилированный архитрав с бусами и поясом аканта, фриз из искусственного мрамора темно-зеленого цвета, карниз большого выноса с модульонами, жемчужником и акантом;
широкий фриз под антаблементом, заполнен чередующимися рельефными лепными композициями - над оконными проемами - два ангела, несущие лавровый венок с лентами, в который вписан мальтийский крест, в простенках окон, между пилястрами - рельефные изображения херувимов;
ниже расположен фриз из искусственного желтого мрамора с рельефными поясами аканта и бусами;
иконостас в два чина, с пилястрами композитного ордера из искусственного мрамора песочного цвета с позолоченными капителями, несущий широкий фриз и позолоченный карниз с иониками и мутулами;
позолоченные розетки;
ниши в профилированных рамках;
профилированная лепная тяга;
царские врата - двустворчатые, с резными (?) ажурными позолоченными навершием и нащельником в виде лавровой гирлянды;
верхний чин завершен профилированным карнизом на кронштейнах в виде позолоченных листов аканта и треугольным фронтоном;
скульптурная композиция над иконостасом – распятие, фланкированное коленопреклоненными фигурами ангелов один с опущенной головой и молитвенно сложенными руками, голова второго слегка приподнята, руки сложены как у первого, одеты в туники;
(гипс, крест – деревянный);
Время: ХIХ в.
Размер: ангелы: в – 146, ш – 58, гл – 130 см;
Христос: в (с крестом) – 270, ш (с крестом) – 145, гл – 24 см.;
широкий живописный фриз в алтарной части храма, выполнен в технике гризайль;
роспись сводов в технике гризайль*:
кессоны, заполненные орнаментальными композициями (стилизованные растительные элементы, розетки, мальтийские кресты) и фигурами ангелов;
(*клеевая монохромная живопись по штукатурке);
резная (?) позолоченная балюстрада, ограждающая хоры;
восьмигранные мемориальные доски (шесть) из черного мрамора с высеченными именами пажей погибших на полях сражений;
декоративные панели из искусственного мрамора песочного цвета, обрамленные рельефными позолоченными рамками, на откосах оконных проемов и в нишах;
фриз в нижней части стен с орнаментом «волна»;
подоконные доски из белого мрамора;
полихромные витражи геометрического рисунка с мальтийскими крестами;
оконная фурнитура - латунные шпингалеты с фигурной ручкой;
печь средистенная, двухъярусная, оштукатуренная, с лепным декором, имитирующим облицовку фигурным изразцом с орнаментом в характере барокко;
установлена на плинте с орнаментированным профилем;
в завершении карниз, над которым лепная решетка с картушем и акротериями;
Время: 2-я пол. ХIХ в.
Размер: в – 350, ш – 126, гл – 46 см.;
декоративно-художественное оформление помещений, расположенных за алтарной частью:
штукатурная падуга, профилированный карниз, завершающий стены, профилированные тяги плафона потолка;
печь средистенная, облицована гладким изразцом, завершена
профилированным карнизом;
декоративно-художественное оформление коридора, между церковью, «Читальным залом» и «Белым залом»:
плафон потолка разделен на прямоугольные кессоны, в профилированных лепных рамках с розетками и поясами аканта;
стена облицована искусственным мрамором зеленого цвета;
пилястры композитного ордера из искусственного мрамора песочного цвета с позолоченными капителями;
двери двустворчатые, филенчатые, глухие, в верхних филенках - декоративные живописные композиции;
декоративно-художественное оформление помещения
«Белого зала» (частично сохранился интерьер по эскизу Ф.Б. Растрелли):
круглая лепная розетка;
стены завершены профилированным карнизом;
высокая штукатурная падуга с лепным ажурным декором растительного рисунка;
декоративно-художественное оформление помещения
«Колонного зала»:
колоннада ионического ордера делит помещение на два нефа;
профилированный карниз, завершающий стены;
декоративно-художественное оформление помещений второго этажа лицевого корпуса и юго-западного флигеля:
штукатурная падуга, профилированный карниз, завершающий стены, профилированные тяги плафона потолка;
декоративно-художественное оформление помещения «Исторического зала»:
штукатурная падуга, профилированный карниз, завершающий стены, профилированные тяги плафона потолка;
15 глухих филенчатых двустворчатых деревянных дверей;
в том числе - двери с частично сохранившимся живописным изображением георгиевского креста в верхних филенках;
декоративно-художественное оформление помещений третьего этажа*:
штукатурная падуга, профилированный карниз, завершающий стены, профилированные тяги плафона потолка;
(*в части помещений третьего этажа устроены подвесные потолки).
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1749-1757 гг., 1798-1800 гг., 1827 г.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, дом 26, литера Д