Собор Казанский
1. Объемно-пространственное и планировочное
решение территории:
Объемно-пространственная композиция и пообъектный состав ансамбля, включая «Собор», «фонтан», «сквер на Казанской площади», «фонтан», «ограда сквера», «сквер у Казанского собора»;
градостроительные характеристики ансамбля, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала и в панораме Невского проспекта и Казанской улицы;
исторически сложившееся соотношение застроенных, незастроенных и озелененных пространств;
состав объекта (по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2001 г. № 527):
1. Собор, 1801-1811 гг., арх. Воронихин А.Н., ск. Мартос И.П., ск. Прокофьев И.П., ск. Пименов С.С., ск. Демут-Малиновский В.И., ск. Гордеев Ф.Г., ск. Рашетт Ж.Д. Здесь похоронен полководец Кутузов М.И. (1745-1813)
2. Ограда сквера, 1811-1812 гг, арх. Воронихин А.Н.;
3. Сквер на Казанской площади,1899-1900 гг., садовый мастер Катцер Р.Ф., садовый мастер Визе П.И.;
4. Сквер у Казанского собора (Воронихинский), 1865 г., арх Штегеман Г.-Х., садовый мастер Альвардт И.;
5. Фонтан, 1899-1900 гг.;
6. Фонтан , 1809 г., арх. Тома де Томон Ж.-Ф.;
I. Собор, 1801-1811 гг., арх. Воронихин А.Н., ск. Мартос И.П., ск. Прокофьев И.П., ск. Пименов С.С., ск. Демут-Малиновский В.И., ск. Гордеев Ф.Г., ск. Рашетт Ж.Д. Здесь похоронен полководец Кутузов М.И. (1745-1813)
Казанская площадь, дом 2, литера А (Казанская пл., 2)
Объемно-пространственное решение:
габариты крестообразного в плане, одноэтажного однокупольного и одноапсидного здания с подвалами, портиками с трех фасадов и колоннадой с северной стороны с двумя симметричными проездными арками;
конфигурация и габариты сложной скатной крыши;
конфигурация и габариты купола с люкарнами, включая высотные отметки коньков и карнизов;
историческая стропильная система;
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич);
междуэтажные перекрытия – местоположение;
своды, в том числе:
коробовые и сомкнутые своды боковых проездных арок колоннады;
северный и южный портики из 20 каннелированных колонн коринфского;
западный портик из 12 каннелированных колонн коринфского ордера;
восточное крыло колоннады северного фасада здания из 40 каннелированных колонн коринфского ордера;
западное крыло колоннады северного фасада здания из 40 каннелированных колонн коринфского ордера;
коробовый свод центрального нефа и рукавов трансепта основного объема здания;
крестовые своды боковых нефов наоса и боковых нефов трансепта;
56 колонн коринфского ордера (фуст гранитный, капители гранитные, обшиты позолоченной бронзой, базы известняковые, обшитые латунью) – в два ряда в центральном нефе и в трансепте;
четыре треугольных по форме пилона в подкупольном пространстве;
купольный свод на барабане с парусами и подпружными арками;
винтовая межстенная лестница в северо-западном углу здания с известняковыми ступенями и металлическим ограждением;
профиль ступеней (с валиком);
винтовая межстенная лестница в северо-западном углу здания с известняковыми ступенями и металлическим ограждением;
профиль ступеней (с валиком);
полуциркульный свод с распалубками в подцерковье основного объема 1-Н (35);
крестовый свод в помещении антресолей над западной частью здания;
глухой купольный свод в помещении тамбура западного входного проема;
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен;
исторические габариты помещений с художественной отделкой;
Архитектурно-художественное решение фасадов:
лицевой фасад, его историческое и архитектурно-художественное решение в формах классицизма, выполненное по проекту А.Н. Воронихина в 1801-1811 годах;
гранитный цоколь;
характер отделки фасадов: туфообразный пудостский известняк;
оформление дверных проемов трех фасадов:
профилированные наличники, прямые сандрики на фигурных орнаментированных кронштейнах, с поясами иоников и «бус», прямоугольные филенки с лепным растительным орнаментом, мальтийскими крестами и лучами по сторонам, прямоугольные филенки по бокам с лепным растительным орнаментом;
скульптурная композиция из двух ангелов, поддерживающих светильник на сандриках центральных проемов каждого из трех фасадов;
двухстворчатое глухое дверное заполнение центрального проема северного фасада, оформление – пять прямоугольных филенок на каждой створке с барельефами на библейские темы (копия «Райских дверей» Флорентийского баптистерия, скульптор – Л. Гиберти), материал – бронза;
двухстворчатые глухие дверные заполнения (четыре на северном фасаде, три – на западном, пять на южном), материал – дуб;
исторические оконные проемы 1-2 ярусов – местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники, веерные замковые камни, подоконные блоки), габариты;
исторические оконные проемы барабана местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники, фигурные орнаментированные кронштейны, прямоугольные филенки в подоконные пространствах, круглые ниши, треугольные фронтоны на фигурных орнаментированных кронштейнах, лепные
исторический рисунок и материал (металл) оконных заполнений, единообразие их цветового решения;
каннелированные пилястры коринфского ордера на всех четырех фасадах здания;
полуциркульные ниши в прямоугольном профилированном обрамлении по четыре на каждом из трех фасадов, в конхах ниш – кессоны с розетками внутри, над нишами – лепные изображения херувимов;
в нишах северного фасада четыре бронзовые скульптуры – св. Князь Владимир, св. Александр Невский (обе – С.С. Пименов), Иоанн Креститель (скульптор – И.П. Мартос, Андрей Первозванный (скульптор – В.И. Демут- Малиновский);
прямоугольные ниши и прямоугольные филенки с лепным растительным орнаментом;
двенадцать прямоугольных ниш с барельефами на библейские темы - на северном, западном и южном фасадах здания (скульпторы – Гордеев, Кашенков, Рашетт, Воротилов, Анисимов), материал – известняк;
прямоугольная ниша с лучковым завершением на апсиде собора, профилированный подоконный блок;
антаблемент в верхней части здания – профилированный карниз с поясом растительного орнамента, поясом модульонов, чередующихся с розетками, поясом иоников, гладкий фриз, профилированный архитрав с поясами растительного орнамента;
аттиковая стенка по периметру здания – оформлена прямоугольными филенками и профилированным карнизом;
прямоугольные отверстия для водостоков;
барельеф на библейский сюжет («Вход Господень в Иерусалим», скульптор Ж.-Д. Рашетт) внутри филенки аттиковой стенки над апсидой (материал – известняк);
барабан здания, оформление – пилястры коринфского ордера, между ними лепные розетки с витыми гирляндами по сторонам, антаблемент: профилированный карниз с поясом розеток, гладкий фриз, профилированный архитрав;
купол, окрытый металлом, металлодекор;
постамент креста оформлен волютами;
крест с сиянием на яблоке - местоположение, габариты, рисунок, материал (сталь, медь, золочение);
оформление плоского перекрытия портиков трех фасадов – прямоугольные кессоны с розетками по центру и растительным орнаментом по краям, между кессонами прямоугольные филенки с растительным орнаментом по краям;
фронтоны трех портиков, оформление – антаблемент: профилированный карниз с поясом растительного орнамента, поясом модульонов, чередующихся с розетками и поясом иоников, гладкий фриз с лепными композициями на углах портика - в виде акантовых завитков с мальтийскими крестами, профилированный архитрав с поясами растительного орнамента;
в поле фронтона – композиция «Всевидящие око в сиянии» (на северном фронтоне позолочена), обрамлена поясом иоников и поясом «бус»;
балюстрада с гладкими опорными столбами и тумбами, профилированными поручнями (материал – пудостский туфообразный известняк);
антаблемент колоннады: профилированный карниз с поясом растительного орнамента, поясом модульонов, чередующихся с розетками и поясом иоников, гладкий фриз с лепными венками и лентами, профилированный архитрав с поясами растительного орнамента;
оформление перекрытий колоннады северного фасада (восточное и западное крыло) – прямоугольные рамы с восьмиугольными филенками и розетками внутри, по краям оформлены поясом растительного орнамента, рамы чередуются с прямоугольными филенками, обрамленными растительным орнаментом;
покрытие пола колоннады – гранит;
проездные арки колоннады оформлены каннелированными пилястрами;
прямоугольные рамы в боковых стенах проездных арок, оформление – фигурные орнаментированные кронштейны;
два гранитных постамента у западной и восточной стен проездных арок, оформление – профилированный карниз, меандровый пояс;
трехчетвертные каннелированные колонны коринфского ордера – внутри проездных арок;
прямоугольные филенки на фасадах проездных арок снаружи и изнутри - с лепной композицией: завитки из акантовых листьев;
антаблемент проездных арок –профилированный карниз с поясом растительного орнамента, поясом модульонов, чередующихся с розетками, поясом иоников и поясом «бус», гладкий фриз, на углах – лепные композиции в виде акантовых завитков с мальтийскими крестами, профилированный архитрав с поясами растительного орнамента;
в аттиковой стенке западной проездной арки, с западного фасада 6 арочных проемов – с лучковым завершением, оформление – трехчастные замковые камни;
аттиковые стенки над проездными арками, оформление – прямоугольные филенки, профилированный карниз с поясом растительного орнамента, в филенках северного фасада, над проездом барельефы на библейские сюжеты (на восточной проездной арке - "Изведение воды из камня Моисеем в пустыне", скульптор И.П. Мартос, на западной - "Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне", скульптор И.П. Прокофьев), материал - известняк;
оформление сводов проездных портиков – пояс кессонов с поясками растительного орнамента внутри, тимпаны с профилем по краям;
между колонн прямоугольные филенки с растительным орнаментом по краям и филенки с лепным растительным орнаментом внутри;
боковые своды оформлены по краям поясом растительного орнамента, между колонн – прямоугольные филенки с лепным растительным орнаментом внутри;
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
основной объем собора – трехнефный, с трансептом и световым барабаном с куполом на парусах;
оформление купола – кессоны с розетками внутри, меандровый пояс, в основании купола – фриз с позолоченными поясами растительного орнамента;
изображение каннелированных пилястр - в простенках окон барабана (техника – гризайль);
под окнами барабана профилированный карниз на позолоченных кронштейнах, между которых живописные изображения крестов (техника – гризайль);
ниже – живописные изображения филенок с композициями на библейские сюжеты (Двунадесятые праздники), между ними – изображения ангелов (все – в технике гризайль);
в основании барабана – антаблемент: профилированный карниз с позолоченным поясом растительного орнамента, фриз с живописными изображениями акантовых листьев, пальмовых ветвей и цветов (техника – гризайль), два позолоченных пояса растительного орнамента;
подпружные арки барабана оформлены позолоченными поясами растительного орнамента и живописными изображениями акантовых завитков с розетками (техника – гризайль);
живописные изображения четырех евангелистов (Матфей, Лука, Марк, Иоанн) в парусах барабана (техника – масло по штукатурке);
оформление сводов центрального нефа наоса и трансепта – кессоны с розетками внутри, между кессонами живописные изображения розеток с акантовыми листьями по сторонам, обрамление из поясов растительного орнамента (техника – гризайль);
оформление конхи над западным входом в здание – кессоны с розетками внутри, между кессонами прямоугольные нишки;
оформление сводов боковых нефов наоса и трансепта – профилированные тяги по периметру, балки оформлены прямоугольными филенками;
в конхе алтарной апсиды – живописная композиция – «Тайная вечеря» (художники Ф.И. Яненко, С.А. Бессонов) (техника – масло по штукатурке);
конхи полукружий трансепта – оформлены кессонами с розетками внутри, между кессонами – четырехугольные нишки, живописное изображение раковины и меандрового пояса (техника – гризайль);
антаблемент по периметру всего внутреннего объема здания: профилированный карниз с позолоченным поясом растительного орнамента, поясом позолоченных модульонов, между которых живописные изображения розеток (техника гризайль), позолоченный пояс иоников, гладкий фриз с живописными изображениями ангелов, поклоняющихся кресту, между ними композиции из корзин фруктов и треугольников внутри цветочных венков с расходящимися по сторонам акантовыми листьями и лучами (техника – гризайль), архитрав с позолоченным поясом растительного орнамента;
прямоугольные хоры с балюстрадным ограждением (позолоченные гладкие опорные столбы) и профилированными поручнями, оформление – позолоченные пояса растительного орнамента;
четыре полуциркульных балкона – два по сторонам от хор, по одному в северном и южном рукавах трансепта – на фигурных орнаментированных позолоченных кронштейнах, с балюстрадным ограждением (позолоченные гладкие опорные столбы) и профилированными поручнями, оформление – фриз с позолоченным поясом из перевитых лент и поясом «бус»;
скульптурные барельефы в южном и северном рукавах трансепта, над входными проемами, в южном – «Шествие Христа на Голгофу» (скульптор Ф. Щедрин), в северном – «Взятие воинами Христа в вертограде» (скульптор Ж.-Д. Рашетт);
стены наоса, трансепта и подкупольных пилонов оформлены пилястрами коринфского ордера (фуст - искусственный гранит, позолоченный капители);
кронштейны для знамен – на пилястрах, оформление: пояса растительного орнамента с лентами, волюты и акантовые листья (дерево, позолота);
прямоугольные филенки с круглым медальоном внутри, обрамленным по краю позолоченным поясом иоников – в угловых частях здания, между пилястр;
прямоугольная и полуциркульная ниши в алтарной стене и в подкупольных пилонах;
внутри ниш лепные позолоченные композиции: крест с сиянием, акантовые завитки, императорская корона, скипетры и державы;
в пространстве между окнами первого и второго света – прямоугольные позолоченные филенки с поясом растительного орнамента по краю, по сторонам – акантовые завитки с пальметтами на концах;
вентиляционная решетка оформлена прямоугольной позолоченной филенкой с акантовыми завитками по сторонам и пальметтами на концах;
подоконники и откосы окон первого яруса основного объема облицованы белым с серыми прожилками мрамором;
в нижних частях подкупольных пилонов – четыре обрамления образов с полуциркульным фронтоном на кронштейнах в виде херувимов, внутри фронтона – пояс иоников, фриз – пояс листьев аканта (материал – красноватый и серый мрамор);
«царское место» - у юго-западного подкупольного пилона, с тремя ступенями красного мрамора, оформление: полуциркульный фронтон на кронштейнах в виде херувимов, внутри фронтона – пояс иоников, позолоченный двуглавый орел с лавровой ветвью, фриз – пояс листьев аканта (материал – красноватый и серый мрамор);
ограждение «царского места» - в виде акантовых завитков, волют и листьев, каннелированные столбики с перехватами, декорированные листьями аканта;
кафедра у северо-западного пилона – мраморный цоколь с профилем, четыре ступеньки, полукруглое ограждение (материал – красны и светло-серый мрамор);
восемь двустворчатых деревянных дверных заполнений (материал - дуб) в северной, западной и южной стене, оформление – прямой сандрик с позолоченным поясом растительного орнамента, позолоченным поясом иоников и поясом «бус», на фигурных позолоченных орнаментированных кронштейнах, между которых позолоченный крест с исходящим сиянием, замковый камень в виде фигурного позолоченного орнаментированного кронштейна, профилированный наличник, по периметру проемов – позолоченный пояс растительного орнамента;
металлическая позолоченная профилированная рама на южной стене вместо центрального дверного проема, оформление – пояс растительного орнамента, треугольные филенки в верхней части с растительным орнаментом внутри и медальонами с буквами «IC» и «ХС»;
ограда надгробной плиты фельдмаршала М.И. Кутузова – вертикальные бронзовые пики, горизонтальные тяги с позолоченными поясами растительного орнамента, сверху и снизу два пояса позолоченных венков, по углам два столбика в виде пушек со шлемами и венками верху, в средней части позолоченный герб М.И. Кутузова;
позолоченный герб М.И. Кутузова на темном фоне, по углам заклепки в виде розеток;
прямоугольная филенка, обрамленная поясом иоников, с надписью внутри: «Князь Михаилъ Илларiоновичь Голенищевъ-Кутузовъ Смоленский. Родился въ 1745м годе скончался въ 1813мъ в городе Бунцлау»;
люстра в подкупольном пространстве, золоченой бронзы, подвешена на цепях, на 187 светоточек;
центральный стержень каннелированный, с перехватами, декорированный листьями аканта;
нижняя часть люстры – в виде полушара с ажурными стенками, декорированными пальметтами и ажурными листьями, цепи оформлены растительным орнаментом и акантовыми листьями;
время: 19 век;
размеры (примерно): высота – 3,6 м., диаметр – 4 м.;
две люстры в северном и южном рукавах трансепта, подвешены на цепях, каждая на 32 светоточки;
стержень с перехватами, декорирован акантовыми листьями;
нижняя часть люстры – в виде глубокой чаши с ажурными стенками, декорированными пальметтами и акантовыми завитками;
обод декорирован гирляндами с цветами, сверху – волюты с пальметтами;
время: 19 век;
размеры (примерно): высота – 2 м., диаметр – 1,8 м.;
16 люстр в центральном нефе здания, золоченой бронзы, подвешены на цепях, на 16 светоточек каждая;
каннелированный стержень с перехватами, декорирован акантовыми листьями и пальметтами;
нижняя часть люстры – в виде полушара с ажурными стенками, декорированными пальметтами, акантовыми завитками и розетками, обод с заклепками, декорированный розетками с пальметтами по сторонам;
время: 19 век;
размеры: высота – 1,7 м., диаметр – 0,6 м.;
исторический облик главного иконостаса (по проекту арх. К.А. Тона)*;
*в настоящее время иконостас воссоздан по чертежам и фотографиям;
ступени красноватого мрамора и балюстрадное ограждение с профилированными поручнями (дерево, обитое железом);
иконостас южного придела –трехъярусный, трехчастный (металлический на деревянном каркасе, золочение, серебрение);
над центральной частью полуциркульное навершие, оформленное прямоугольными филенками с кругами, внутри которых кресты, между филенками композиции из цветов и акантовых листьев и ряды розеток, по краям навершия – пояса растительного орнамента, венчающий крест с яблоком на акантовых завитках;
антаблемент иконостаса: профилированный карниз с поясом ионкиов и поясом модульонов, между которых розетки;
царские врата – двустворчатые, каждая створка на три филенки, две круглых и одну прямоугольную, оформление – головки херувимов, завитки аканта, пальметты, по краям створок – пояс меандра, в углах – розетки, завершение створок – из двух волют с розетками внутри и пальметтами;
над вратами – арка, оформленная поясом растительного орнамента и поясом «бус», под ней – сияние с «всевидящим оком»;
третий ярус центральной части заполнен акантовыми завитками, ниже профилированный карниз с поясом растительного орнамента;
второй ярус – с прямоугольными филенками с надписями внутри, слева от царских врат «Величить душа моя Господа», справа – «Аще любить слово мое соблюдетъ» и два прямоугольных гнезда для образов с поясом растительного орнамента по краям;
правая и левая части южного иконостаса – трехъярусные, трехчастные;
навершия в виде сияния с орудиями страстей Христовых, скрижалями и потиром;
антаблемент иконостаса: профилированный карниз с поясом ионкиов и поясом модульонов, между которых розетки;
третий ярус – прямоугольные и полуциркульные филенки для икон с растительным орнаментом по краям;
между третьим и вторым ярусами – профилированный карниз с поясом растительного орнамента;
первый и второй яруса – прямоугольные гнезда для образов, по четыре на каждой из частей и две прямоугольные филенки с завитками аканта и пальметтами внутри; оформление гнезд - пояса растительного орнамента по краям;
двери в боковых частях иконостаса – оформлены поясом растительного орнамента, над проемами – прямоугольная филенка с поясом пальметт, обрамлена поясом растительного орнамента;
цоколь иконостаса – сверху и снизу пояса растительного орнамента, прямоугольные филенки с композицией из стилизованной балясины с завитками аканта и розетками по сторонам;
покрытие пола солеи перед иконостасом – черный, серый и розоватый мрамор, геометрический рисунок;
ступени красноватого мрамора и балюстрадное ограждение с профилированными поручнями (дерево, обитое железом);
исторический облик иконостаса северного придела*;
*в настоящее время иконостас воссоздан по фотографиям и по аналогии с иконостасом южного предела;
ступени красноватого мрамора и балюстрадное ограждение с профилированными поручнями (дерево, обитое железом);
покрытие пола здания – разноцветный мрамор (черный, серый, красный), геометрический рисунок, в боковых нефах – восьмиконечные звезды в кругах;
пол подкупольного пространства - центрическая композиция из восьмиконечной звезды в окружении поясов кессонов (черный, серый, белый и красный мрамор);
II. «Фонтан, 1899-1900 гг.»
Казанская площадь, дом 2, сооружение 1, литера Ф (Казанская пл., сквер)
Объемно-пространственное и архитектурно-художественное
решение:
чаша, круглая в плане, в её центре установлен водомет;
габариты и конфигурация, высотные отметки;
рисунок струй фонтана;
Конструктивная система:
борт чаши - тесаные гранитные блоки;
«Сквер на Казанской площади, 1899-1900 гг., садовый мастер Катцер Р.Ф., садовый мастер Визе П.И.»
(Казанская пл.)
Объемно-пространственное и планировочное решение, рельеф:
местоположение границ территории;
конфигурация в плане;
симметричное расположение дорожек, повторяющих форму колокола;
газоны - тип (партерные);
форма поверхности центрального газона – буленгрин;
садово-парковые дорожки -
вид покрытия - высевки розового гранита (специальное асфальтовое покрытие красного цвета с поверхностной обработкой – имитация высевок розового гранита), местоположение, габариты;
лотки водоотводные – исторические размеры,
мощение - тип (булыжное), вид материала (гранитный валун);
газонное ограждение – конструкция и форма (звенья - горизонтальные и вертикальные тяги круглого сечения); оформление мест крепления звеньев пальметы и волюты вокруг центрального партера, пики по периметру газонов), местоположение,
исторические размеры, рисунок; - вид материала (металл), техника исполнения (литьё, ковка);
диваны садовые -
тип (на двух ножках);
ножки-кабриоли (чугун), рисунок, техника исполнения (литьё),
сиденье (брус деревянный);
цвет (брус - белый цвет; ножки – черный цвет).
Насаждения:
видовой состав насаждений (сирень обыкновенная, кизильник блестящий, роза морщитнолистная), местоположение (по периметру сквера, за исключением открытого буленгрина);
IV. «Фонтан, 1809 г., арх. Тома де Томон Ж.-Ф.»
Казанская улица, дом 3, сооружение 1, литера Ф (Казанская ул., 3, сквер)
Объемно-пространственное и архитектурно-художественное решение:
сооружение в виде арки, установленной на двухъярусном постаменте, завершенном профилированной тягой, идущей по периметру постамента;
нижний ярус - с трех сторон трапециевидные чаши для воды;
под аркой, на лицевой части барельеф с изображением маски Нептуна, на самой арке надпись «1809 года» (материал – бронза);
Конструктивная система:
блоки красного и серого тесаного гранита.
V. «Ограда сквера, 1811-1812 г., арх. Воронихин А.Н.»
(Казанская ул. 3)
Объемно-пространственное решение и конструктивная система:
чугунная полуциркульная ограда на гранитном цоколе, с гранитными опорными столбами;
у двух концов ограды – прямоугольные гранитные постаменты;
Архитектурно-художественное решение:
чугунная решетка из вертикальных прутьев и горизонтальных тяг;
по верху ряд треугольников;
в верхней части фриз из акантовых завитков с розетками внутри;
в средней части ограды композиции из круглых медальонов с сиянием внутри, окруженных акантовыми завитками с розетками;
столбы ограды оформлены каннелированными трехчетвертными колоннами, увенчанными гранитными шарами на постаментах;
оформление двух гранитных постаментов – профилированный карниз в верхней части, профилированная тяга цоколя;
VI. «Сквер у Казанского собора (Воронихинский),
1865 г., арх. Штегеман Г.-Х., садовый мастер Альвард И.»
(Казанская ул. 3)
Объемно-пространственное и планировочное решение, рельеф:
местоположение границ территории;
конфигурация в плане;
симметричное расположение дорожек, повторяющих в плане конфигурацию ограды;
газоны - тип (партерные);
садово-парковые дорожки – тип (набивные из высевок розового гранита на щебеночном основании);
габариты дорожек;
газонное ограждение – конструкция и форма (звенья - горизонтальные и вертикальные тяги круглого сечения); оформление мест крепления звеньев;
диваны садовые:
тип (на трёх ножках);
ножки (чугун, растительный орнамент), техника исполнения (литьё),
сиденье (брус деревянный);
цвет (брус - белый цвет; ножки – черный цвет);
Насаждения:
видовой состав насаждений (липа мелколистная, клён остролистный, дуб черешчатый, спирея, роза морщинолистная, кизильник блестящий), местоположение (рядовая посадка вдоль ограды);
Ансамбль федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
XIX в.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Казанская площадь, дом 2, литера А; дом 2, сооружение 1, литера; Казанская улица, дом 3, сооружение 1, литера Ф; дом 3, сооружение 2, литера А