Дворец Шереметевых

Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, расположенного на участке между наб. реки Фонтанки и Литейным пр. и включающего: 1. Дворец; 2. Ограда с воротами; 3. Павильоны (два); 4. Сад; 5. Флигель галерейный; 6. Флигель дворовый южный; 7. Флигель кухонный; 8. Флигель садовый южный; 9. Фонтан (фундаменты); композиционно-планировочная структура комплекса с дворцом, расположенным со значительным отступом от набережной р. Фонтанки, оформленным как курдонёр, и примыкающими к нему флигелями и садом; пространственно-планировочная композиция, включая местоположение дворца, флигелей, ограды с воротами, двух павильонов, сада, визуальные связи с акваторией р. Фонтанки. I. Дворец, 1730-е-нач. 1740-х гг., 1746-1750 гг., арх. Чевакинский С.И., 1795-1808 гг., арх. Воронихин А.Н., арх. Кваренги Д., арх. Старов И.Е., 1837-1857 гг., воен. инж. Корсини И.Д. Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация здания, состоящего из главного (центрального) и двух боковых (северного и южного) корпусов, включая мезонин в пять осей в главном корпусе, восьмигранный световой барабан в южном корпусе; высотные отметки, габариты и конфигурация крыши; дымовые трубы – местоположение, габариты, оформление; материал кровли – листовой металл, исторический колер его окраски; Конструктивная система здания: наружные и внутренние кирпичные капитальные стены XVIII – XIX вв.; местоположение плоских перекрытий; своды: крестовые, зеркальный, коробовые, в том числе с распалубками и на подпружных арках; купол церкви святой Варвары Великомученицы, опирающийся на систему арок и парусов с четырьмя пилонами в основании; световой барабан в завершении купола; исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественная отделка; в том числе: парадная четырехмаршевая лестница в центральном корпусе с известняковыми ступенями, по крестовым сводам на несущих стенах; с ограждением в виде филенчатых пилонов белого мрамора на оштукатуренных цоколях, с установленными на них беломраморными вазами колоколообразной формы («Медичи»), декорированными резными плодовыми гирляндами, и орнаментированной кованой решетки с деревянным поручнем, обитым бархатом и декорированным бахромой; двухмаршевая известняковая лестница с забежными ступенями в центральном корпусе, на косоурах, с кованым леерным ограждением и деревянными поручнями; одномаршевая лестница в северном корпусе с известняковыми ступенями, на косоурах; металлическое ограждение в виде вертикальных орнаментированных стержней с деревянными профилированными поручнями; двухмаршевая лестница в южном корпусе с известняковыми ступенями, на косоурах; металлическое ограждение из вертикальных прутьев с волнообразным меандром в верхней части; винтовая лестница в северном корпусе (со второго этажа на чердак) с деревянными ступенями; ограждение - деревянные балясины и поручень. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение. Архитектурно-художественное решение фасадов: западный фасад, образованный фасадами центрального и боковых корпусов: историческое архитектурно-художественное решение в стилистике барокко середины XVIII в. с выделением центральной части главного корпуса дубовым порталом главного входа в уровне 1-го этажа, в 3 оси, с балконом, в 5 осей, мезонином с лучковым фронтоном, боковых частей треугольными фронтонами, 2-й оси северного и 5-й оси южного корпусов – лучковыми фронтонами; известняковый цоколь; материал и характер обработки фасадной поверхности: окрашенная штукатурка (ленточный руст в уровне 1-го этажа, дощатый руст по 7 и 8 осям в уровне 1-го этажа южного корпуса); чугунный балкон в 5 осей (над входным порталом), с профилированной плитой в основании на 4 волютообразных кронштейнах; ограждение – балюстрада со столбиками и балясинами со сквозным орнаментом; дубовый портал главного входа в 3 оси: дверные проемы – историческое местоположение, конфигурация (с лучковыми завершениями), габариты, оформление (наличники, филенки, волюты, рокайли, розетка, растительный орнамент) заполнение дверных проемов - историческая конструкция (светлые, двустворчатые, с остекленными фрамугами), материал (дуб), цвет и оформление (штапики, орнаментированные филенки, раковины); две ступени из путиловской плиты; дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (с лучковым завершением в северном корпусе, прямоугольная в южном корпусе), габариты; заполнения дверных проемов - исторические конструкция (полусветлые, двустворчатые, с остекленной фрамугой в северном корпусе), материал (дерево), цвет и оформление (филенки); две ступени из путиловской плиты; оконные проемы – местоположение, конфигурация (с лучковыми завершениями), габариты; оформление оконных проемов – рамочные наличники с орнаментальными лепными вставками (львиными маскаронами), треугольные сандрики, лучковые щипцы, лепные цветочные гирлянды; заполнения оконных проемов – исторические материал (дерево), конструкция, цвет (по результатам расчисток и историко-архивных исследований), рисунок расстекловки и оформление; лопатки с лепным гротесковым орнаментом; французский балкон (в уровне 2-го этажа) в виде палладианского окна; оформление балкона – профиль над полукруглой филенкой с лепным венком в центре поля, розетки; рустованные лопатки; лопатки с филенками в уровне 1-го этажа; профилированные карнизы и тяги; коринфские пилястры в уровне 2-го этажа; оформление фронтонов – лепные композиции; профилированный венчающий карниз; восточный фасад, образованный фасадом центрального корпуса и торцевыми фасадами боковых корпусов: историческое архитектурно-художественное решение в стилистике барокко середины XVIII в. с выделением центральной части главного корпуса мезонином в 5 осей, завершенным треугольным фронтоном в 3 оси, 5-6-й осей южного и 3-4-й осей северного корпусов – лучковыми фронтонами; известняковый цоколь; материал и характер обработки фасадной поверхности: окрашенная штукатурка (ленточный руст, гладкая); дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация, габариты, оформление (наличники, лепной декор) заполнение дверных проемов - исторические конструкция (полусветлые, двустворчатые), материал (дерево), оформление (филенки); оконные проемы – исторические местоположение, конфигурация (с лучковыми завершениями), габариты; оформление оконных проемов – рамочные наличники с орнаментальными лепными вставками, треугольные сандрики, лучковые щипцы, лепные цветочные гирлянды; заполнения оконных проемов – исторические материал (дерево), конструкция, цвет (по результатам расчисток и историко-архивных исследований), рисунок расстекловки и оформление; французский балкон (в уровне 2-го этажа); оформление балконной двери – профилированный фигурный наличник, лепная орнаментальная композиция, треугольный сандрик; рустованные лопатки в уровне 1-го этажа; коринфские пилястры в уровне 2-го этажа; треугольный фронтон с лепной геральдической композицией в тимпане; прямоугольная филенка в междуоконном простенке в уровне 2-го этажа в боковых корпусах; профилированные карнизы и тяги; рельефные мальтийские кресты во фризе в уровне 2-го этажа; лопатки с лепным гротесковым орнаментом; оформление фронтонов – лепные композиции; профилированный венчающий карниз. Декоративно-художественная отделка интерьеров: вестибюль (№ 1): оформление плафона лепной розеткой растительного орнамента, профилированными рамами; профилированный карниз с мелкими сухариками; профилированная тяга; профилированная тяга в нижней части восточной стены; покрытие пола разноцветными мраморными плитами, рисунок (диагонально в шахматном порядке); парадный тамбур с двойными, деревянными, двустворчатыми заполнениями с застеклением в верхней половине, с фрамугами; оформление заполнений тамбура – профилированные деревянные наличники, филенки, накладная резьба растительного характера с завитками, декорированные накладной резьбой штапики; дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированный наличник с лучковым завершением); заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки с розетками); проем с лучковым завершением; оформление проема – профилированный наличник; помещения № 35-37: профилированный карниз; оформление проемов с лучковыми завершениями и оконных проемов – наличники; стенная ниша с лучковым завершением; помещение № 77: оформление крестового свода и арочного проема в лестничную клетку – профилированные архивольты; оформление стенной ниши - сложнопрофилированное обрамление на мраморном цоколе; оформление оконного проема – профилированный наличник; покрытие пола разноцветными мраморными плитами, рисунок (диагонально в шахматном порядке); лестничная клетка парадной лестницы (№ 87): оформление плафона – лепная розетта с растительным орнаментом, орнаментированная рама с полукружиями прямоугольная профилированная рама, фигурные филенки с растительным орнаментом, фриз с вытянутыми профилированными филенками; профилированный карниз с декорированными кронштейнами; орнаментированный фриз; рельефный фриз с орнаментом из диагональных крестов и ромбов; оформление поверхности стен – фигурные профилированные рамы, дощатый руст, профилированная филенка с восьмиугольным центральным полем и растительным орнаментом по углам; оформление арочной ниши –профилированные рамы; оформление фигурной ниши – сложнопрофилированный наличник; прихожая (№ 120): оформление плафона – профилированные рамы, падуга, профилированный карниз; дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки в обрамлениях под черное дерево); оформление деревянных откосов дверного проема – филенки; Церковь св. Варвары Великомученицы (№ 118 – 119): орнаментированный антаблемент с карнизом на модульонах в основании купола; оформление софитов подпружных арок – филенки с геометрическим лепным позолоченным орнаментом и круглыми лепными панно; профилированный карниз в основании арок и парусов; оформление парусов – живописные изображения четырех евангелистов (масло, холст); оформление распалубок циркульных сводов – лепные орнаменты растительного характера, позолота; ионические полуколонны и пилястры; оформление плоскости стен – белый искусственный мрамор, фуст полуколонн и пилястр – желтый искусственный мрамор; оформление плафонов – филенки с растительным орнаментом, орнаментированный карниз; покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический); Образная комната (№ 115): оформление потолка – лепная розетка в центре, профилированная рама и лепной фриз по периметру, невысокая падуга; откосы оконных проемов – материал (дерево), цвет и оформление (филенки); подоконники – материал (дерево) и цвет; дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированный наличник); заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки); проем, соединяющий Образные комнаты № 114 и № 115 – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольный), габариты, оформление (профилированный наличник); оформление деревянных откосов проема – филенки; тип покрытия пола – паркет; Образная комната (№114): оформление потолка – лепная розетка в центре; профилированный карниз; откосы оконных проемов – материал (дерево), цвет и оформление (филенки); подоконники – материал (дерево) и цвет; дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированный наличник); заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки); оформление откосов дверного проема – филенки; тип покрытия пола – паркет; Дуговой кабинет (№ 16): лепной карниз с сухариками; лепной орнаментальный фриз; дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты; заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (красное дерево), цвет, оформление (филенки в обрамлениях под черное дерево с бронзированными профилями); оформление откосов дверного проема – филенки; подоконники – материал (мрамор); покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический); Античная комната (№ 124): оформление потолка – лепная розетка в центре; карниз с сухариками, декорированный лепным орнаментом; лепной фриз с гирляндами и античными масками; прямоугольные лепные панно с барельефами: круглые медальоны с сидящими женскими фигурами, фланкированные сфинксами с жертвенниками в окружении растительного орнамента (акант); лепной орнаментированный фриз; вертикальные филенки с фризовым орнаментом античного характера (пальметты, розетки); плоские филенки в оформлении стен; подоконники – материал (мрамор); дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты; заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (красное дерево), цвет, оформление (филенки в обрамлениях под черное дерево с бронзированными профилями); профилированная тяга; цоколь с прямоугольными филенками; покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический); Предцерковная комната (№ 113): оформление плафона – лепная орнаментированная розетка в центре, лепной орнаментированный фриз по периметру; лепной карниз на модульонах; орнаментированный фриз; прямоугольные филенки, образованные двойными профилями, с рокайльным орнаментом по углам; профилированная тяга в нижней части стен; дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты; заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки с бронзированными профилями); дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты; заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (красное дерево), цвет, оформление (филенки в обрамлениях под черное дерево с бронзированными профилями); дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (красное дерево), цвет, оформление (прямоугольные и фигурные филенки с бронзированными профилями, центральные филенки сверху и снизу замкнуты рокайлем); подоконники – материал (мрамор); тип покрытия пола – паркет; Малая столовая (№ 111): оформление плафона – прямоугольные профилированные кессоны; профилированный карниз; гладкий фриз; поверхность стен, в том числе междуоконных простенков, разделена на большие филенки и обработана белым стуком; камин (белый мрамор, резьба): прямоугольный портал, декорированный рельефным орнаментом: по сторонам – композиции из пальметок, над топкой – фриз из пальметок и розеток; подоконники – материал (мрамор); дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки); покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический); Лепная гостиная (№ 108): лепное оформление плафона: акантовая розетка, профилированная филенка с бордюром в виде меандра с лепными розетками; филенки, образованные радиально расходящимися меандровыми фризами, растительный орнамент в поле филенок; фриз с пальметками, окаймленный меандровыми фризами, по периметру плафона; орнаментированный карниз на лепных кронштейнах; лепной фриз; оформление поверхности стен – лепной сетчатый орнамент с раппортом в виде ромбовидно чередующихся симметричных композиций из элементов растительного декора; лепной фриз; оформление цоколя – профилированные прямоугольные филенки; дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки, в том числе с резными элементами); покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический); камин: двухярусный, нижний ярус – в виде мраморного портала (топка прямоугольная, по сторонам ее лопатки с высеченными изображениями розеток, пальметок и завитков акантов, на фризе пальметка с завитками и розетками по сторонам), верхний ярус – оштукатуренный с карнизом из кронштейнов с розетками между ними, зеркало надкаминное прямоугольное на одно стекло, без рамы; Белая гостиная (№ 107): лепной позолоченный орнаментированный карниз с кронштейнами и розетками; подоконники – материал (мрамор); дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки, в том числе с резными элементами); Желтая гостиная (№ 106): оформление плафона: в центре – круглое сложное по композиции панно, разделенное на филенки различной формы с тонким позолоченным растительным орнаментом, дополненное четырьмя меньшими круглыми филенками; поле плафона, разделенное на фигурные филенки профилированными позолоченными рамами, покрыто растительным гротесковым орнаментом (живопись темными красками по позолоченному фону); орнаментированный позолоченный карниз; дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево, бархат), цвет, оформление (филенки); откос дверного проема – материал (искусственный мрамор); оформление оконных проемов – деревянные резные позолоченные карнизы с женскими маскаронами в центре; подоконники – материал (мрамор); оформление цоколя – панели из темного дерева; покрытие пола – материал (паркет), рисунок (фриз с наборной орнаментальной композицией по периметру и орнаментальная композиция в центре); Этрусская гостиная (№ 90): оформление плафона – филенки различной конфигурации с орнаментальными композициями в центре, фризы из прямоугольных филенок с живописными композициями, имитирующими краснофигурную и чернофигурную роспись на античной керамике; орнаментированный карниз с сухариками; фриз с пальметками; фриз из прямоугольных филенок с живописными композициями, имитирующими краснофигурную и чернофигурную роспись на античной керамике; вертикальные прямоугольные филенки, окаймленные орнаментальным бордюром, с арабесками по периметру поля и изображениями мифологических героев; орнаментальный фриз в завершении цоколя, оформленного прямоугольными филенками с лучковыми завершениями; дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (орнаментированные наличники); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (орнаментированные филенки с имитацией чернофигурной живописи на античной керамике); оформление откоса дверного проема – меандровый фриз; покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический); Мраморный зал (Оружейный кабинет) (№ 89): оформление плафона – орнаментированные рамы по периметру, вписанные в ромб орнаментальные композиции, лепные розетки; профилированный карниз; фриз с включением отдельных орнаментальных деталей (чередующиеся пальметки и розетки); ионические пилястры с филенками; камин (мрамор, резьба) с чугунной топкой, таганом, колосниками, решеткой и зеркалом в профилированной раме, оформление портала – женские гермы, поддерживающие антаблемент с профилированным карнизом и орнаментированным фризом; камин (мрамор, резьба) с зеркалом в профилированной раме, оформление портала – женские гермы, поддерживающие антаблемент с профилированным карнизом и орнаментированным фризом; тип покрытия пола – паркет; дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники с лучковыми завершениями заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (прямоугольные филенки с позолоченными порезками, позолоченные розетки); оформление откосов дверных проемов – прямоугольные филенки; подоконники – материал (мрамор); Библиотека (№ 88): оформление плафона – орнаментальная лепная розетта в центре, разделение на четыре фигурные рамы, лепные орнаментальные композиции по углам; орнаментированный карниз на фигурных кронштейнах с лепными орнаментальными композициями; дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (прямоугольные филенки); оформление откосов оконных проемов – прямоугольные филенки; подоконники – материал (мрамор); тип покрытия пола – паркет; Официантская (№ 125): оформление плафона – имитированная рельефом и альфрейной росписью трельяжная сетка, в центре профилированная восьмиугольная филенка с лепной орнаментированной розеттой; орнаментированный профилированный карниз с альфрейной живописью (бордюр); дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (прямоугольные филенки); оформление откосов дверного проема – прямоугольные филенки; подоконники – материал (мрамор); тип покрытия пола – паркет; Наугольная комната (№ 125): оформление прямоугольного проема – профилированные наличники; оформление откосов прямоугольного проема – филенки; оформление плафона – лепная орнаментальная розетта; орнаментированный профилированный карниз с модульонами; подоконники – материал (мрамор); тип покрытия пола – паркет; Буфетная (№ 112): оформление плафона – лепная розетка; профилированный орнаментированный карниз; подоконники – материал (мрамор); оформление дверного проема – профилированный наличник; тип покрытия пола – паркет; Зеленая гостиная (№ 91): оформление плафона – позолоченные тяги по периметру с позолоченными орнаментальными композициями на падугах; живописные панно (масло, холст) с изображением женских фигур в костюмах XVIII в. в лепном фигурном обрамлении из рокайлей и завитков; орнаментированные карнизы с позолотой; позолоченные тяги с растительным орнаментом по периметру стен; оформление цоколя – филенчатые панели темного дерева с позолоченными порезками; деревянные резные позолоченные карнизы с декоративной композицией в средней части, украшенные рогами изобилия, в нижней части – гирлянды из цветов, по сторонам – вазы; камин двухъярусный (белый мрамор, резьба, лепка, позолота) с топкой, таганом, колосниками, дымосборником в виде перевернутой раковины: оформление портала – волютообразные завитки аканта, картуш в центре; верхний ярус – зеркало с полуциркульным завершением в орнаментированной профилированной раме, позолоченные орнаментальные детали и тяги, навершие в виде раскрепованного лучкового фронтона; тип покрытия пола – паркет; дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированный наличник); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (обивка темно-зеленым бархатом, фигурные филенки с золочеными профилями); Малиновая гостиная (№ 92): оформление плафона – позолоченные тяги по периметру с позолоченными орнаментальными композициями на падугах; живописные панно (масло, холст) с изображением мужских и женских фигур в костюмах XVIII в. на фоне пейзажа в лепном фигурном обрамлении; орнаментированные карнизы с позолотой; позолоченные тяги с растительным орнаментом по периметру стен; деревянные резные позолоченные карнизы с возвышенной средней частью, украшенные рогами изобилия, в нижней части – гирлянды из цветов, по сторонам – вазы; камин двухъярусный (белый мрамор, резьба, лепка, позолота) с латунным топочным порталом и чугунной решеткой простого рисунка; оформление портала – волюты, цветочные гирлянды, раковины, по сторонам топки – консоли с волютами, украшенные цветочными гирляндами; оформление верхнего яруса – позолоченный лепной орнамент (женские полуфигуры, поддерживающие фронтон, мужская маска и картуш, вазы); зеркало надкаминное из одного стекла в резной золоченой деревянной раме с лучковым завершением; оформление цоколя – филенчатые панели темного дерева с позолоченными порезками; тип покрытия пола – паркет; оформление дверного проема – профилированный наличник; оформление дверного заполнения – обивка бархатом малинового оттенка, фигурные филенки с золочеными профилями; Старая зала (№ 103 – 105): профилированный орнаментированный карниз; подоконники – материал (мрамор); камин двухярусный с чугунным заполнением топочного пространства: нижний ярус облицован изразцами с росписью синего цвета с изображением пейзажей; верхний ярус: зеркало прямоугольной формы в профилированной раме; тип покрытия пола – паркет; Старая зала (№ 102): профилированный карниз; оформление оконного проема – профилированный наличник, мраморный подоконник; заполнение дверного проема – фрамуга с остеклением, исторический материал (дерево), рисунок расстекловки (в виде треугольных сегментов); тип покрытия пола – паркет; Старая зала (№ 99): профилированный карниз; оформление оконного проема – профилированный наличник, мраморный подоконник; тип покрытия пола – паркет; Старая зала (№ 98): оформление плафона – лепные розетки, профилированные рамы; профилированные карнизы; профилированные тяги; падуга с лепными композициями в углах; оформление арочного проема – профилированный наличник; оформление оконных проемов – профилированные наличники, мраморные подоконники; тип покрытия пола – паркет; Старая зала (№ 95 – 96): оформление плафона – лепная розетка в центре, профилированные тяги по периметру; падуга с лепными композициями в углах; профилированный карниз; оформление оконных проемов – профилированные наличники; тип покрытия пола – паркет; Старая зала (№ 97): оформление потолка – профилированные рамы; профилированный карниз; оформление оконных проемов – наличники; тип покрытия пола – паркет. II. Ограда с воротами, 1837-1838 гг., воен. инж. Корсини И.Д. Объемно-пространственное решение и конструктивная система: чугунная ограда со стороны наб. реки Фонтанки, с вогнутыми секциями, прилегающими к воротам; воротный проезд с двустворными воротами. Архитектурно-художественное решение: гранитный цоколь; звенья чугунной ограды с декоративными элементами в стиле барокко (рокайли, волюты, детали растительного характера) и пилоны ограды выполнены в технике художественного литья, с навершием в виде золоченых пик, пальметт и вазонов; ворота: пилоны ворот выполнены в технике художественного литья; контрфорсы пилонов сложной конфигурации с восточной стороны ограды, створки ворот выполнены в технике художественного литья; картуш сложной конфигурации с золоченой геральдической композицией в центре (герб Шереметевых); два фонаря пилонов со стороны наб. реки Фонтанки. III. Павильоны (два), 1821-1824 гг., арх. Квадри Д.И. Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация одноэтажного северного павильона, прямоугольного в плане, с ризалитом по восточному фасаду, южный фасад завершен аттиковой стенкой; габариты и конфигурация крыши; материал кровли – металл; габариты и конфигурация одноэтажного южного павильона*, прямоугольного в плане, с полуротондой по южному фасаду; габариты и конфигурация (вальмовая, скатная) крыши; материал кровли – металл. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: западный фасад и южный фасады северного павильона, западный и северный фасады южного павильона: архитектурно-художественное решение в характере классицизма с выделением центральной оси прямоугольной нишей с двумя трехчетвертными колоннами стилизованного тосканского ордера, боковых осей прямоугольными нишами с лепным декором в виде композиций с маскаронами в венках, факелами и гирляндами; материал отделки цоколя – известняк; материал отделки фасадов – гладкая штукатурка; оконные решетки (южный павильон) – количество (три), материал (металл), техника исполнения (литье, ковка), рисунок (геометрический, с пиками; с меандром (центральная решетка)); исторические оконные проемы и ниши – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная, с полуциркульным завершением)*, оформление (в т. ч. профилированные архивольты на импостах); оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки; * в нише по 2-й оси северного фасада южного павильона согласовано устройство оконного проема; профилированная тяга с пояском стилизованного лиственного орнамента; фриз с триглифами, гуттами и лепным декором в метопах в виде розеток и венков, с поясом иоников; венчающий профилированный карниз на модульонах с мутулами; восточный фасад северного павильона: дверной проем по 2 оси – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная); венчающий карниз на кобылках; венчающий профилированный карниз ризалита; восточный фасад южного павильона: профилированная тяга с пояском стилизованного лиственного орнамента; фриз с триглифами гуттами и лепным декором в виде розеток и венков, с поясом иоников; венчающий профилированный карниз на модульонах. IV. Сад, 1730-е гг., кон. XVIII-нач. XIX вв., 1930-е гг. Объемно-пространственное и планировочное решение, рельеф: историческая объемно-пространственная и планировочная композиция сада; исторические габариты и материал дорожек (набивные на щебеночном основании); газонное ограждение; рельеф – равнинный; мраморные вазы («Медичи») на постаментах из розового гранита (рапакиви). Насаждения: рядовые и солитерные посадки деревьев; газоны; исторический видовой состав: старовозрастные и средневозрастные деревья ценных пород (дуб, лиственница, клён); куртины кустарников; историческое цветочное оформление. V. Флигель галерейный, 1803 г., арх. Кваренги Д., 1839 г., воен. инж. Корсини И.Д. Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация трехэтажного флигеля; габариты и конфигурация крыши (односкатная); материал кровли – металл. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; сводчатые перекрытия первого этажа, в том числе на подпружных арках; лестница двухмаршевая средистенная, с известняковыми ступенями; ограждение – металлические стержни с деревянными поручнями; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: известняковый цоколь; материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка; исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная); оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки; дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), оформление; дверное заполнение – материал (дерево), конструкция (двустворчатая), цвет, оформление (филенки); профилированный карниз; профилированный венчающий карниз. Декоративно-художественная отделка интерьеров: Трехчастное помещение, разделенное прямоугольными проемами с декоративными лепными кронштейнами: Аванзал Танцевального зала: оформление плафона – фигурные филенки; оформление падуги – профилированные рамы с фризом растительного орнамента; лепной карниз с гирляндами (фистонами), листьями аканта, поясом гильоша; оформление стен: узкий фриз со стилизованным растительным орнаментом; прямоугольные секции с профилированными архивольтами и лепным растительным орнаментом с пальметтами; вертикальные фигурные филенки в профилированных рамах; прямоугольные филенки с растительным орнаментом и цветочными розетками фриз с круглыми цветочными розетками; прямоугольные рамы с цветочными розетками, венками; филенки растительного орнамента с рокайльными композициями и розетками по углам; оформление проема – профилированный орнаментированный наличник; дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные орнаментированные наличники); заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (красное дерево), цвет, оформление (филенки в обрамлениях под черное дерево с бронзированными профилями); тип покрытия пола – паркет; Танцевальный зал: двусветный зал с рядами ложных окон в два яруса по южной стене; оформление потолка – разноформатные фигурные рамы с лепными композициями растительного орнамента и монохромной росписью геометрического и растительного орнамента; профилированная рама с лепным декором (трельяжная сетка, акцентированная прямоугольными розетками); профилированный орнаментированный карниз; оформление второго яруса: пилястры в обрамлении окон; профилированные филенки с декоративными лепными композициями растительного орнамента; окрашенные лепные панно под ложными оконными проемами – материал (гипс), рисунок (пальметка с орнаментальными завитками); профилированный карниз с орнаментированными поясами и лепными кронштейнами; оформление первого яруса: пилястры, профилированные фигурные наличники в обрамлении оконных проемов; оформление проемов – профилированные орнаментированные наличники; оформление откосов проемов – лепные композиции растительного орнамента; подоконники – материал (мрамор); тип покрытия пола – паркет; Арьергардный зал: профилированный карниз; оформление проема – профилированный орнаментированный наличник; подоконники – материал (мрамор). тип покрытия пола – паркет. VI. Флигель дворовый южный, 1828 г., арх. Квадри Д.И. Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация одноэтажного дворового флигеля, соединяющего южный павильон с флигелем галерейным; габариты и конфигурация (односкатная) крыши; материал кровли – металл. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурное решение фасадов в характере классицизма; материал отделки цоколя – известняк; исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная); оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки; северный фасад: материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка с разделкой под руст; треугольные сандрики на кронштейнах над оконными проемами (по 2-6 оси); венчающий профилированный карниз; южный фасад: материал отделки фасада –гладкая штукатурка; дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), оформлен нишей и креповками; материал дверного заполнения (дерево); профилированная тяга над дверным проемом с лиственным орнаментом; фриз с триглифами, гуттами и лепным декором в метопах в виде розеток и венков, с поясом иоников; венчающий профилированный карниз на модульонах с мутулами. VII. Флигель кухонный, 1864 г., арх. Бенуа Н.Л. Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация одноэтажного флигеля, соединяющего южный павильон с дворцом, включая воротный проезд и разорванный фронтон над воротным проездом; габариты и конфигурация (вальмовая) крыши; материал кровли – металл. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; крестовый, коробовый своды и полуцилиндрическая арка воротного проезда. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурное решение фасадов в характере классицизма; южный и западный фасады: материал отделки цоколя – известняк; материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (разделка под руст); исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная, с лучковыми завершениями); оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки; дверной проем со стороны западного фасада – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), оформление (вертикальный руст, известняковые плиты); дверное заполнение – материал (дерево), цвет, оформление (филенки); полуколонны ионического ордера; оформление оконных проемов – профилированные фигурные наличники со стилизованными замковыми камнями; воротный проезд – местоположение, габариты, конфигурация; оформление фронтона – профилированный архивольт, геральдическая композиция; профилированный венчающий карниз фронтона, орнаментированный завитками в боковых частях; фриз с геометрическим орнаментом из кругов; венчающий профилированный карниз с дентикулами; северный и восточный фасады: материал отделки цоколя – известняк; материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка; исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная); оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки; оформление воротного проезда – веерный руст «под шубу»; профилированный венчающий карниз. VIII. Флигель садовый южный, 1845 г., арх. Корсини И.Д., 1911 г., 1914 г., арх. Красовский М.В. Здесь в сер. 1920-х-1941 гг. и в 1944-1952 гг. жила поэт Ахматова А.А. Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация четырехэтажного флигеля; габариты и конфигурация крыши (односкатная); материал кровли – металл; историческая планировка квартиры № 44, где жила поэт Ахматова А.А. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; своды: коробовые с распалубками; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: известняковый цоколь; материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка; исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная, с лучковыми завершениями); оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки; дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (с лучковым завершением); дверное заполнение – материал (дерево), конструкция (двустворчатая), цвет, оформление (филенки); профилированные карнизы; оштукатуренные лопатки; профилированный венчающий карниз. IX. Фонтан (фундаменты), 1750-е гг., кон. XVIII в. (засыпаны) (сад, главная аллея) Объемно-пространственное решение и конструктивная система: историческое местоположение (в настоящее время скрыт культурным слоем).

Ансамбль федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1-я пол. XVIII в.-сер. XX в.

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 51, литера А, набережная реки Фонтанки, дом 34, литера А

Еще объекты культурного наследия