Дворец Шереметевых
Объемно-пространственное и планировочное решение территории:
местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, расположенного на участке между наб. реки Фонтанки и Литейным пр. и включающего:
1. Дворец;
2. Ограда с воротами;
3. Павильоны (два);
4. Сад;
5. Флигель галерейный;
6. Флигель дворовый южный;
7. Флигель кухонный;
8. Флигель садовый южный;
9. Фонтан (фундаменты);
композиционно-планировочная структура комплекса с дворцом, расположенным со значительным отступом от набережной р. Фонтанки, оформленным как курдонёр, и примыкающими к нему флигелями и садом;
пространственно-планировочная композиция, включая местоположение дворца, флигелей, ограды с воротами, двух павильонов, сада, визуальные связи с акваторией р. Фонтанки.
I. Дворец, 1730-е-нач. 1740-х гг., 1746-1750 гг., арх. Чевакинский С.И., 1795-1808 гг., арх. Воронихин А.Н., арх. Кваренги Д., арх. Старов И.Е., 1837-1857 гг., воен. инж. Корсини И.Д.
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация здания, состоящего из главного (центрального) и двух боковых (северного и южного) корпусов, включая мезонин в пять осей в главном корпусе, восьмигранный световой барабан в южном корпусе;
высотные отметки, габариты и конфигурация крыши;
дымовые трубы – местоположение, габариты, оформление;
материал кровли – листовой металл, исторический колер его окраски;
Конструктивная система здания:
наружные и внутренние кирпичные капитальные стены XVIII – XIX вв.;
местоположение плоских перекрытий;
своды:
крестовые, зеркальный, коробовые, в том числе с распалубками и на подпружных арках;
купол церкви святой Варвары Великомученицы, опирающийся на систему арок и парусов с четырьмя пилонами в основании;
световой барабан в завершении купола;
исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественная отделка;
в том числе:
парадная четырехмаршевая лестница в центральном корпусе с известняковыми ступенями, по крестовым сводам на несущих стенах; с ограждением в виде филенчатых пилонов белого мрамора на оштукатуренных цоколях, с установленными на них беломраморными вазами колоколообразной формы («Медичи»), декорированными резными плодовыми гирляндами, и орнаментированной кованой решетки с деревянным поручнем, обитым бархатом и декорированным бахромой;
двухмаршевая известняковая лестница с забежными ступенями в центральном корпусе, на косоурах, с кованым леерным ограждением и деревянными поручнями;
одномаршевая лестница в северном корпусе с известняковыми ступенями, на косоурах;
металлическое ограждение в виде вертикальных орнаментированных стержней с деревянными профилированными поручнями;
двухмаршевая лестница в южном корпусе с известняковыми ступенями, на косоурах;
металлическое ограждение из вертикальных прутьев с волнообразным меандром в верхней части;
винтовая лестница в северном корпусе (со второго этажа на чердак) с деревянными ступенями;
ограждение - деревянные балясины и поручень.
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
западный фасад, образованный фасадами центрального и боковых корпусов:
историческое архитектурно-художественное решение в стилистике барокко середины XVIII в. с выделением центральной части главного корпуса дубовым порталом главного входа в уровне 1-го этажа, в 3 оси, с балконом, в 5 осей, мезонином с лучковым фронтоном, боковых частей треугольными фронтонами, 2-й оси северного и 5-й оси южного корпусов – лучковыми фронтонами;
известняковый цоколь;
материал и характер обработки фасадной поверхности: окрашенная штукатурка (ленточный руст в уровне 1-го этажа, дощатый руст по 7 и 8 осям в уровне 1-го этажа южного корпуса);
чугунный балкон в 5 осей (над входным порталом), с профилированной плитой в основании на 4 волютообразных кронштейнах;
ограждение – балюстрада со столбиками и балясинами со сквозным орнаментом;
дубовый портал главного входа в 3 оси:
дверные проемы – историческое местоположение, конфигурация (с лучковыми завершениями), габариты, оформление (наличники, филенки, волюты, рокайли, розетка, растительный орнамент)
заполнение дверных проемов - историческая конструкция (светлые, двустворчатые, с остекленными фрамугами), материал (дуб), цвет и оформление (штапики, орнаментированные филенки, раковины);
две ступени из путиловской плиты;
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (с лучковым завершением в северном корпусе, прямоугольная в южном корпусе), габариты;
заполнения дверных проемов - исторические конструкция (полусветлые, двустворчатые, с остекленной фрамугой в северном корпусе), материал (дерево), цвет и оформление (филенки);
две ступени из путиловской плиты;
оконные проемы – местоположение, конфигурация (с лучковыми завершениями), габариты;
оформление оконных проемов – рамочные наличники с орнаментальными лепными вставками (львиными маскаронами), треугольные сандрики, лучковые щипцы, лепные цветочные гирлянды;
заполнения оконных проемов – исторические материал (дерево), конструкция, цвет (по результатам расчисток и историко-архивных исследований), рисунок расстекловки и оформление;
лопатки с лепным гротесковым орнаментом;
французский балкон (в уровне 2-го этажа) в виде палладианского окна;
оформление балкона – профиль над полукруглой филенкой с лепным венком в центре поля, розетки;
рустованные лопатки;
лопатки с филенками в уровне 1-го этажа;
профилированные карнизы и тяги;
коринфские пилястры в уровне 2-го этажа;
оформление фронтонов – лепные композиции;
профилированный венчающий карниз;
восточный фасад, образованный фасадом центрального корпуса и торцевыми фасадами боковых корпусов:
историческое архитектурно-художественное решение в стилистике барокко середины XVIII в. с выделением центральной части главного корпуса мезонином в 5 осей, завершенным треугольным фронтоном в 3 оси, 5-6-й осей южного и 3-4-й осей северного корпусов – лучковыми фронтонами;
известняковый цоколь;
материал и характер обработки фасадной поверхности: окрашенная штукатурка (ленточный руст, гладкая);
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация, габариты, оформление (наличники, лепной декор)
заполнение дверных проемов - исторические конструкция (полусветлые, двустворчатые), материал (дерево), оформление (филенки);
оконные проемы – исторические местоположение, конфигурация (с лучковыми завершениями), габариты;
оформление оконных проемов – рамочные наличники с орнаментальными лепными вставками, треугольные сандрики, лучковые щипцы, лепные цветочные гирлянды;
заполнения оконных проемов – исторические материал (дерево), конструкция, цвет (по результатам расчисток и историко-архивных исследований), рисунок расстекловки и оформление;
французский балкон (в уровне 2-го этажа);
оформление балконной двери – профилированный фигурный наличник, лепная орнаментальная композиция, треугольный сандрик;
рустованные лопатки в уровне 1-го этажа;
коринфские пилястры в уровне 2-го этажа;
треугольный фронтон с лепной геральдической композицией в тимпане;
прямоугольная филенка в междуоконном простенке в уровне 2-го этажа в боковых корпусах;
профилированные карнизы и тяги;
рельефные мальтийские кресты во фризе в уровне 2-го этажа;
лопатки с лепным гротесковым орнаментом;
оформление фронтонов – лепные композиции;
профилированный венчающий карниз.
Декоративно-художественная отделка интерьеров:
вестибюль (№ 1):
оформление плафона лепной розеткой растительного орнамента, профилированными рамами;
профилированный карниз с мелкими сухариками;
профилированная тяга;
профилированная тяга в нижней части восточной стены;
покрытие пола разноцветными мраморными плитами, рисунок (диагонально в шахматном порядке);
парадный тамбур с двойными, деревянными, двустворчатыми заполнениями с застеклением в верхней половине, с фрамугами;
оформление заполнений тамбура – профилированные деревянные наличники, филенки, накладная резьба растительного характера с завитками, декорированные накладной резьбой штапики;
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированный наличник с лучковым завершением);
заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки с розетками);
проем с лучковым завершением;
оформление проема – профилированный наличник;
помещения № 35-37:
профилированный карниз;
оформление проемов с лучковыми завершениями и оконных проемов – наличники;
стенная ниша с лучковым завершением;
помещение № 77:
оформление крестового свода и арочного проема в лестничную клетку – профилированные архивольты;
оформление стенной ниши - сложнопрофилированное обрамление на мраморном цоколе;
оформление оконного проема – профилированный наличник;
покрытие пола разноцветными мраморными плитами, рисунок (диагонально в шахматном порядке);
лестничная клетка парадной лестницы (№ 87):
оформление плафона – лепная розетта с растительным орнаментом, орнаментированная рама с полукружиями прямоугольная профилированная рама, фигурные филенки с растительным орнаментом, фриз с вытянутыми профилированными филенками;
профилированный карниз с декорированными кронштейнами;
орнаментированный фриз;
рельефный фриз с орнаментом из диагональных крестов и ромбов;
оформление поверхности стен – фигурные профилированные рамы, дощатый руст, профилированная филенка с восьмиугольным центральным полем и растительным орнаментом по углам;
оформление арочной ниши –профилированные рамы;
оформление фигурной ниши – сложнопрофилированный наличник;
прихожая (№ 120):
оформление плафона – профилированные рамы, падуга, профилированный карниз;
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки в обрамлениях под черное дерево);
оформление деревянных откосов дверного проема – филенки;
Церковь св. Варвары Великомученицы (№ 118 – 119):
орнаментированный антаблемент с карнизом на модульонах в основании купола;
оформление софитов подпружных арок – филенки с геометрическим лепным позолоченным орнаментом и круглыми лепными панно;
профилированный карниз в основании арок и парусов;
оформление парусов – живописные изображения четырех евангелистов (масло, холст);
оформление распалубок циркульных сводов – лепные орнаменты растительного характера, позолота;
ионические полуколонны и пилястры;
оформление плоскости стен – белый искусственный мрамор, фуст полуколонн и пилястр – желтый искусственный мрамор;
оформление плафонов – филенки с растительным орнаментом, орнаментированный карниз;
покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический);
Образная комната (№ 115):
оформление потолка – лепная розетка в центре, профилированная рама и лепной фриз по периметру, невысокая падуга;
откосы оконных проемов – материал (дерево), цвет и оформление (филенки);
подоконники – материал (дерево) и цвет;
дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированный наличник);
заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки);
проем, соединяющий Образные комнаты № 114 и № 115 – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольный), габариты, оформление (профилированный наличник);
оформление деревянных откосов проема – филенки;
тип покрытия пола – паркет;
Образная комната (№114):
оформление потолка – лепная розетка в центре;
профилированный карниз;
откосы оконных проемов – материал (дерево), цвет и оформление (филенки);
подоконники – материал (дерево) и цвет;
дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированный наличник);
заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки);
оформление откосов дверного проема – филенки;
тип покрытия пола – паркет;
Дуговой кабинет (№ 16):
лепной карниз с сухариками;
лепной орнаментальный фриз;
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты;
заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (красное дерево), цвет, оформление (филенки в обрамлениях под черное дерево с бронзированными профилями);
оформление откосов дверного проема – филенки;
подоконники – материал (мрамор);
покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический);
Античная комната (№ 124):
оформление потолка – лепная розетка в центре;
карниз с сухариками, декорированный лепным орнаментом;
лепной фриз с гирляндами и античными масками;
прямоугольные лепные панно с барельефами: круглые медальоны с сидящими женскими фигурами, фланкированные сфинксами с жертвенниками в окружении растительного орнамента (акант);
лепной орнаментированный фриз;
вертикальные филенки с фризовым орнаментом античного характера (пальметты, розетки);
плоские филенки в оформлении стен;
подоконники – материал (мрамор);
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты;
заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (красное дерево), цвет, оформление (филенки в обрамлениях под черное дерево с бронзированными профилями);
профилированная тяга;
цоколь с прямоугольными филенками;
покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический);
Предцерковная комната (№ 113):
оформление плафона – лепная орнаментированная розетка в центре, лепной орнаментированный фриз по периметру;
лепной карниз на модульонах;
орнаментированный фриз;
прямоугольные филенки, образованные двойными профилями, с рокайльным орнаментом по углам;
профилированная тяга в нижней части стен;
дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты;
заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки с бронзированными профилями);
дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты;
заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатые), материал (красное дерево), цвет, оформление (филенки в обрамлениях под черное дерево с бронзированными профилями);
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (красное дерево), цвет, оформление (прямоугольные и фигурные филенки с бронзированными профилями, центральные филенки сверху и снизу замкнуты рокайлем);
подоконники – материал (мрамор);
тип покрытия пола – паркет;
Малая столовая (№ 111):
оформление плафона – прямоугольные профилированные кессоны;
профилированный карниз;
гладкий фриз;
поверхность стен, в том числе междуоконных простенков, разделена на большие филенки и обработана белым стуком;
камин (белый мрамор, резьба):
прямоугольный портал, декорированный рельефным орнаментом: по сторонам – композиции из пальметок, над топкой – фриз из пальметок и розеток;
подоконники – материал (мрамор);
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки);
покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический);
Лепная гостиная (№ 108):
лепное оформление плафона:
акантовая розетка, профилированная филенка с бордюром в виде меандра с лепными розетками;
филенки, образованные радиально расходящимися меандровыми фризами, растительный орнамент в поле филенок;
фриз с пальметками, окаймленный меандровыми фризами, по периметру плафона;
орнаментированный карниз на лепных кронштейнах;
лепной фриз;
оформление поверхности стен – лепной сетчатый орнамент с раппортом в виде ромбовидно чередующихся симметричных композиций из элементов растительного декора;
лепной фриз;
оформление цоколя – профилированные прямоугольные филенки;
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки, в том числе с резными элементами);
покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический);
камин:
двухярусный, нижний ярус – в виде мраморного портала (топка прямоугольная, по сторонам ее лопатки с высеченными изображениями розеток, пальметок и завитков акантов, на фризе пальметка с завитками и розетками по сторонам), верхний ярус – оштукатуренный с карнизом из кронштейнов с розетками между ними, зеркало надкаминное прямоугольное на одно стекло, без рамы;
Белая гостиная (№ 107):
лепной позолоченный орнаментированный карниз с кронштейнами и розетками;
подоконники – материал (мрамор);
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (филенки, в том числе с резными элементами);
Желтая гостиная (№ 106):
оформление плафона:
в центре – круглое сложное по композиции панно, разделенное на филенки различной формы с тонким позолоченным растительным орнаментом, дополненное четырьмя меньшими круглыми филенками;
поле плафона, разделенное на фигурные филенки профилированными позолоченными рамами, покрыто растительным гротесковым орнаментом (живопись темными красками по позолоченному фону);
орнаментированный позолоченный карниз;
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево, бархат), цвет, оформление (филенки);
откос дверного проема – материал (искусственный мрамор);
оформление оконных проемов – деревянные резные позолоченные карнизы с женскими маскаронами в центре;
подоконники – материал (мрамор);
оформление цоколя – панели из темного дерева;
покрытие пола – материал (паркет), рисунок (фриз с наборной орнаментальной композицией по периметру и орнаментальная композиция в центре);
Этрусская гостиная (№ 90):
оформление плафона – филенки различной конфигурации с орнаментальными композициями в центре, фризы из прямоугольных филенок с живописными композициями, имитирующими краснофигурную и чернофигурную роспись на античной керамике;
орнаментированный карниз с сухариками;
фриз с пальметками;
фриз из прямоугольных филенок с живописными композициями, имитирующими краснофигурную и чернофигурную роспись на античной керамике;
вертикальные прямоугольные филенки, окаймленные орнаментальным бордюром, с арабесками по периметру поля и изображениями мифологических героев;
орнаментальный фриз в завершении цоколя, оформленного прямоугольными филенками с лучковыми завершениями;
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (орнаментированные наличники);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (орнаментированные филенки с имитацией чернофигурной живописи на античной керамике);
оформление откоса дверного проема – меандровый фриз;
покрытие пола – материал (паркет), рисунок (геометрический);
Мраморный зал (Оружейный кабинет) (№ 89):
оформление плафона – орнаментированные рамы по периметру, вписанные в ромб орнаментальные композиции, лепные розетки;
профилированный карниз;
фриз с включением отдельных орнаментальных деталей (чередующиеся пальметки и розетки);
ионические пилястры с филенками;
камин (мрамор, резьба) с чугунной топкой, таганом, колосниками, решеткой и зеркалом в профилированной раме, оформление портала – женские гермы, поддерживающие антаблемент с профилированным карнизом и орнаментированным фризом;
камин (мрамор, резьба) с зеркалом в профилированной раме, оформление портала – женские гермы, поддерживающие антаблемент с профилированным карнизом и орнаментированным фризом;
тип покрытия пола – паркет;
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники с лучковыми завершениями
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (прямоугольные филенки с позолоченными порезками, позолоченные розетки);
оформление откосов дверных проемов – прямоугольные филенки;
подоконники – материал (мрамор);
Библиотека (№ 88):
оформление плафона – орнаментальная лепная розетта в центре, разделение на четыре фигурные рамы, лепные орнаментальные композиции по углам;
орнаментированный карниз на фигурных кронштейнах с лепными орнаментальными композициями;
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (прямоугольные филенки);
оформление откосов оконных проемов – прямоугольные филенки;
подоконники – материал (мрамор);
тип покрытия пола – паркет;
Официантская (№ 125):
оформление плафона – имитированная рельефом и альфрейной росписью трельяжная сетка, в центре профилированная восьмиугольная филенка с лепной орнаментированной розеттой;
орнаментированный профилированный карниз с альфрейной живописью (бордюр);
дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (прямоугольные филенки);
оформление откосов дверного проема – прямоугольные филенки;
подоконники – материал (мрамор);
тип покрытия пола – паркет;
Наугольная комната (№ 125):
оформление прямоугольного проема – профилированные наличники;
оформление откосов прямоугольного проема – филенки;
оформление плафона – лепная орнаментальная розетта;
орнаментированный профилированный карниз с модульонами;
подоконники – материал (мрамор);
тип покрытия пола – паркет;
Буфетная (№ 112):
оформление плафона – лепная розетка;
профилированный орнаментированный карниз;
подоконники – материал (мрамор);
оформление дверного проема – профилированный наличник;
тип покрытия пола – паркет;
Зеленая гостиная (№ 91):
оформление плафона – позолоченные тяги по периметру с позолоченными орнаментальными композициями на падугах;
живописные панно (масло, холст) с изображением женских фигур в костюмах XVIII в. в лепном фигурном обрамлении из рокайлей и завитков;
орнаментированные карнизы с позолотой;
позолоченные тяги с растительным орнаментом по периметру стен;
оформление цоколя – филенчатые панели темного дерева с позолоченными порезками;
деревянные резные позолоченные карнизы с декоративной композицией в средней части, украшенные рогами изобилия, в нижней части – гирлянды из цветов, по сторонам – вазы;
камин двухъярусный (белый мрамор, резьба, лепка, позолота) с топкой, таганом, колосниками, дымосборником в виде перевернутой раковины:
оформление портала – волютообразные завитки аканта, картуш в центре;
верхний ярус – зеркало с полуциркульным завершением в орнаментированной профилированной раме, позолоченные орнаментальные детали и тяги, навершие в виде раскрепованного лучкового фронтона;
тип покрытия пола – паркет;
дверные проемы – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированный наличник);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (дерево), цвет, оформление (обивка темно-зеленым бархатом, фигурные филенки с золочеными профилями);
Малиновая гостиная (№ 92):
оформление плафона – позолоченные тяги по периметру с позолоченными орнаментальными композициями на падугах;
живописные панно (масло, холст) с изображением мужских и женских фигур в костюмах XVIII в. на фоне пейзажа в лепном фигурном обрамлении;
орнаментированные карнизы с позолотой;
позолоченные тяги с растительным орнаментом по периметру стен;
деревянные резные позолоченные карнизы с возвышенной средней частью, украшенные рогами изобилия, в нижней части – гирлянды из цветов, по сторонам – вазы;
камин двухъярусный (белый мрамор, резьба, лепка, позолота) с латунным топочным порталом и чугунной решеткой простого рисунка;
оформление портала – волюты, цветочные гирлянды, раковины, по сторонам топки – консоли с волютами, украшенные цветочными гирляндами;
оформление верхнего яруса – позолоченный лепной орнамент (женские полуфигуры, поддерживающие фронтон, мужская маска и картуш, вазы);
зеркало надкаминное из одного стекла в резной золоченой деревянной раме с лучковым завершением;
оформление цоколя – филенчатые панели темного дерева с позолоченными порезками;
тип покрытия пола – паркет;
оформление дверного проема – профилированный наличник;
оформление дверного заполнения – обивка бархатом малинового оттенка, фигурные филенки с золочеными профилями;
Старая зала (№ 103 – 105):
профилированный орнаментированный карниз;
подоконники – материал (мрамор);
камин двухярусный с чугунным заполнением топочного пространства:
нижний ярус облицован изразцами с росписью синего цвета с изображением пейзажей;
верхний ярус: зеркало прямоугольной формы в профилированной раме;
тип покрытия пола – паркет;
Старая зала (№ 102):
профилированный карниз;
оформление оконного проема – профилированный наличник, мраморный подоконник;
заполнение дверного проема – фрамуга с остеклением, исторический материал (дерево), рисунок расстекловки (в виде треугольных сегментов);
тип покрытия пола – паркет;
Старая зала (№ 99):
профилированный карниз;
оформление оконного проема – профилированный наличник, мраморный подоконник;
тип покрытия пола – паркет;
Старая зала (№ 98):
оформление плафона – лепные розетки, профилированные рамы;
профилированные карнизы;
профилированные тяги;
падуга с лепными композициями в углах;
оформление арочного проема – профилированный наличник;
оформление оконных проемов – профилированные наличники, мраморные подоконники;
тип покрытия пола – паркет;
Старая зала (№ 95 – 96):
оформление плафона – лепная розетка в центре, профилированные тяги по периметру;
падуга с лепными композициями в углах;
профилированный карниз;
оформление оконных проемов – профилированные наличники;
тип покрытия пола – паркет;
Старая зала (№ 97):
оформление потолка – профилированные рамы;
профилированный карниз;
оформление оконных проемов – наличники;
тип покрытия пола – паркет.
II. Ограда с воротами, 1837-1838 гг., воен. инж. Корсини И.Д.
Объемно-пространственное решение и конструктивная система:
чугунная ограда со стороны наб. реки Фонтанки, с вогнутыми секциями, прилегающими к воротам;
воротный проезд с двустворными воротами.
Архитектурно-художественное решение:
гранитный цоколь;
звенья чугунной ограды с декоративными элементами в стиле барокко (рокайли, волюты, детали растительного характера) и пилоны ограды выполнены в технике художественного литья, с навершием в виде золоченых пик, пальметт и вазонов;
ворота:
пилоны ворот выполнены в технике художественного литья;
контрфорсы пилонов сложной конфигурации с восточной стороны ограды,
створки ворот выполнены в технике художественного литья;
картуш сложной конфигурации с золоченой геральдической композицией в центре (герб Шереметевых);
два фонаря пилонов со стороны наб. реки Фонтанки.
III. Павильоны (два), 1821-1824 гг., арх. Квадри Д.И.
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация одноэтажного северного павильона, прямоугольного в плане, с ризалитом по восточному фасаду, южный фасад завершен аттиковой стенкой;
габариты и конфигурация крыши;
материал кровли – металл;
габариты и конфигурация одноэтажного южного павильона*, прямоугольного в плане, с полуротондой по южному фасаду;
габариты и конфигурация (вальмовая, скатная) крыши;
материал кровли – металл.
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены.
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
западный фасад и южный фасады северного павильона, западный и северный фасады южного павильона:
архитектурно-художественное решение в характере классицизма с выделением центральной оси прямоугольной нишей с двумя трехчетвертными колоннами стилизованного тосканского ордера, боковых осей прямоугольными нишами с лепным декором в виде композиций с маскаронами в венках, факелами и гирляндами;
материал отделки цоколя – известняк;
материал отделки фасадов – гладкая штукатурка;
оконные решетки (южный павильон) – количество (три), материал (металл), техника исполнения (литье, ковка), рисунок (геометрический, с пиками; с меандром (центральная решетка));
исторические оконные проемы и ниши – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная, с полуциркульным завершением)*, оформление (в т. ч. профилированные архивольты на импостах);
оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки;
* в нише по 2-й оси северного фасада южного павильона согласовано устройство оконного проема;
профилированная тяга с пояском стилизованного лиственного орнамента;
фриз с триглифами, гуттами и лепным декором в метопах в виде розеток и венков, с поясом иоников;
венчающий профилированный карниз на модульонах с мутулами;
восточный фасад северного павильона:
дверной проем по 2 оси – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная);
венчающий карниз на кобылках;
венчающий профилированный карниз ризалита;
восточный фасад южного павильона:
профилированная тяга с пояском стилизованного лиственного орнамента;
фриз с триглифами гуттами и лепным декором в виде розеток и венков, с поясом иоников;
венчающий профилированный карниз на модульонах.
IV. Сад, 1730-е гг., кон. XVIII-нач. XIX вв., 1930-е гг.
Объемно-пространственное и планировочное решение, рельеф:
историческая объемно-пространственная и планировочная композиция сада;
исторические габариты и материал дорожек (набивные на щебеночном основании);
газонное ограждение;
рельеф – равнинный;
мраморные вазы («Медичи») на постаментах из розового гранита (рапакиви).
Насаждения:
рядовые и солитерные посадки деревьев;
газоны;
исторический видовой состав: старовозрастные и средневозрастные деревья ценных пород (дуб, лиственница, клён);
куртины кустарников;
историческое цветочное оформление.
V. Флигель галерейный, 1803 г., арх. Кваренги Д., 1839 г., воен. инж. Корсини И.Д.
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация трехэтажного флигеля;
габариты и конфигурация крыши (односкатная);
материал кровли – металл.
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;
сводчатые перекрытия первого этажа, в том числе на подпружных арках;
лестница двухмаршевая средистенная, с известняковыми ступенями;
ограждение – металлические стержни с деревянными поручнями;
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
известняковый цоколь;
материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка;
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная);
оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки;
дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), оформление;
дверное заполнение – материал (дерево), конструкция (двустворчатая), цвет, оформление (филенки);
профилированный карниз;
профилированный венчающий карниз.
Декоративно-художественная отделка интерьеров:
Трехчастное помещение, разделенное прямоугольными проемами с декоративными лепными кронштейнами:
Аванзал Танцевального зала:
оформление плафона – фигурные филенки;
оформление падуги – профилированные рамы с фризом растительного орнамента;
лепной карниз с гирляндами (фистонами), листьями аканта, поясом гильоша;
оформление стен:
узкий фриз со стилизованным растительным орнаментом;
прямоугольные секции с профилированными архивольтами и лепным растительным орнаментом с пальметтами;
вертикальные фигурные филенки в профилированных рамах;
прямоугольные филенки с растительным орнаментом и цветочными розетками
фриз с круглыми цветочными розетками;
прямоугольные рамы с цветочными розетками, венками;
филенки растительного орнамента с рокайльными композициями и розетками по углам;
оформление проема – профилированный орнаментированный наличник;
дверной проем – исторические местоположение, конфигурация (прямоугольная), габариты, оформление (профилированные орнаментированные наличники);
заполнение дверных проемов – конструкция (двустворчатые), материал (красное дерево), цвет, оформление (филенки в обрамлениях под черное дерево с бронзированными профилями);
тип покрытия пола – паркет;
Танцевальный зал:
двусветный зал с рядами ложных окон в два яруса по южной стене;
оформление потолка – разноформатные фигурные рамы с лепными композициями растительного орнамента и монохромной росписью геометрического и растительного орнамента;
профилированная рама с лепным декором (трельяжная сетка, акцентированная прямоугольными розетками);
профилированный орнаментированный карниз;
оформление второго яруса:
пилястры в обрамлении окон;
профилированные филенки с декоративными лепными композициями растительного орнамента;
окрашенные лепные панно под ложными оконными проемами – материал (гипс), рисунок (пальметка с орнаментальными завитками);
профилированный карниз с орнаментированными поясами и лепными кронштейнами;
оформление первого яруса:
пилястры, профилированные фигурные наличники в обрамлении оконных проемов;
оформление проемов – профилированные орнаментированные наличники;
оформление откосов проемов – лепные композиции растительного орнамента;
подоконники – материал (мрамор);
тип покрытия пола – паркет;
Арьергардный зал:
профилированный карниз;
оформление проема – профилированный орнаментированный наличник;
подоконники – материал (мрамор).
тип покрытия пола – паркет.
VI. Флигель дворовый южный, 1828 г., арх. Квадри Д.И.
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация одноэтажного дворового флигеля, соединяющего южный павильон с флигелем галерейным;
габариты и конфигурация (односкатная) крыши;
материал кровли – металл.
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены.
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
архитектурное решение фасадов в характере классицизма;
материал отделки цоколя – известняк;
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная);
оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки;
северный фасад:
материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка с разделкой под руст;
треугольные сандрики на кронштейнах над оконными проемами (по 2-6 оси);
венчающий профилированный карниз;
южный фасад:
материал отделки фасада –гладкая штукатурка;
дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), оформлен нишей и креповками;
материал дверного заполнения (дерево);
профилированная тяга над дверным проемом с лиственным орнаментом;
фриз с триглифами, гуттами и лепным декором в метопах в виде розеток и венков, с поясом иоников;
венчающий профилированный карниз на модульонах с мутулами.
VII. Флигель кухонный, 1864 г., арх. Бенуа Н.Л.
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация одноэтажного флигеля, соединяющего южный павильон с дворцом, включая воротный проезд и разорванный фронтон над воротным проездом;
габариты и конфигурация (вальмовая) крыши;
материал кровли – металл.
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;
крестовый, коробовый своды и полуцилиндрическая арка воротного проезда.
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
архитектурное решение фасадов в характере классицизма;
южный и западный фасады:
материал отделки цоколя – известняк;
материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (разделка под руст);
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная, с лучковыми завершениями);
оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки;
дверной проем со стороны западного фасада – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), оформление (вертикальный руст, известняковые плиты);
дверное заполнение – материал (дерево), цвет, оформление (филенки);
полуколонны ионического ордера;
оформление оконных проемов – профилированные фигурные наличники со стилизованными замковыми камнями;
воротный проезд – местоположение, габариты, конфигурация;
оформление фронтона – профилированный архивольт, геральдическая композиция;
профилированный венчающий карниз фронтона, орнаментированный завитками в боковых частях;
фриз с геометрическим орнаментом из кругов;
венчающий профилированный карниз с дентикулами;
северный и восточный фасады:
материал отделки цоколя – известняк;
материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная);
оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки;
оформление воротного проезда – веерный руст «под шубу»;
профилированный венчающий карниз.
VIII. Флигель садовый южный, 1845 г., арх. Корсини И.Д., 1911 г., 1914 г., арх. Красовский М.В. Здесь в сер. 1920-х-1941 гг. и в 1944-1952 гг. жила поэт Ахматова А.А.
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация четырехэтажного флигеля;
габариты и конфигурация крыши (односкатная);
материал кровли – металл;
историческая планировка квартиры № 44, где жила поэт Ахматова А.А.
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;
своды:
коробовые с распалубками;
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
известняковый цоколь;
материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка;
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная, с лучковыми завершениями);
оконные заполнения – цвет (коричневый), материал (дерево), рисунок расстекловки;
дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (с лучковым завершением);
дверное заполнение – материал (дерево), конструкция (двустворчатая), цвет, оформление (филенки);
профилированные карнизы;
оштукатуренные лопатки;
профилированный венчающий карниз.
IX. Фонтан (фундаменты), 1750-е гг., кон. XVIII в. (засыпаны)
(сад, главная аллея)
Объемно-пространственное решение и конструктивная система:
историческое местоположение (в настоящее время скрыт культурным слоем).
Ансамбль федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1-я пол. XVIII в.-сер. XX в.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 51, литера А, набережная реки Фонтанки, дом 34, литера А