Церковь
Объемно-пространственное решение:
здание* на подвале и стилобате, представляющее собой в плане равноконечный греческий крест с четырьмя объемами в его внутренних углах, с куполом на кубическом барабане, опирающимся на массивные пилоны, его габариты и конфигурация;
* четыре угловые башни-звонницы с барабанами, главками и крестами, деревянный фонарь с луковичной главкой и крестом над куполом утрачены
крыша основного объема здания и купол, их конфигурация и габариты, включая высотные отметки конька и карниза, историческое цветовое решение.
Конструктивная система:
фундаменты;
исторические наружные и внутренние капитальные стены XIX века, их местоположение, материал (кирпич);
своды: цилиндрический кольцевой с распалубками, опирающийся на столбы (подвал), парусные, сферические*, цилиндрические на подпружных арках, крестовые, лотковые, сомкнутые;
* северо-восточный и юго-восточный объемы в угловых частях креста (перекрытия северо-западного и юго-западного объемов утрачены при устройстве лестниц в 1930-е годы);
в 1930-е годы центральная часть подкупольного пространства в уровне карниза над парусами отделена железобетонным перекрытием, в северном и южном приделах заведены перекрытия и устроена антресоль
колонны коринфского ордера, облицованные искусственным желтым мрамором с прожилками, с алебастровыми капителями и окрашенными базами, с пьедесталами, окрашенными под гранит (помещения 2-Н(4), 5-Н(2);
исторические (XIX века) межэтажные лестницы с поворотом с известняковыми ступенями, ведущие на хоры, на сводах;
Объемно-планировочное решение:
сохранившиеся элементы исторического объемно-планировочного решения;
габариты помещений с художественной отделкой.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
лицевые фасады, их историческое архитектурно-художественное решение в стиле классицизм;
материал отделки цоколя – гранит;
материал отделки стилобата – известняк;
материал и характер обработки фасадной поверхности – гладкая штукатурка;
исторические лестницы с известняковыми ступенями, ведущие на стилобат (по северному, южному и восточному фасадам – меньшего размера, по восточному фасаду на ширину фасада), их местоположение, конфигурация, габариты;
четыре шестиколонных дорических портика с каннелированными колоннами и пилястрами, триглифным фризом, профилированным карнизом с сухариками и треугольным фронтоном каждый;
покрытие пола перед парадным входом западного фасада полихромной метлахской плиткой растительного рисунка с бордюром;
колоннада галереи* 2-го этажа по периметру здания (по шесть дорических колонн на каждом фасаде);
* первоначально открытая галерея заложена с устройством оконных проемов в 1930-е гг.
исторические дверные проемы – историческое местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
исторические конструкция (двойное: внешнее двустворное и внутреннее двустворное полусветлое с прямоугольной остекленной фрамугой), материал (дерево), цвет (по результатам расчисток и архивных исследований) и оформление (фигарейные филенки, накладки «алмазная грань», профили), фурнитура заполнения проема западного фасада;
исторические оконные проемы – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульными завершениями, полуциркульные), габариты;
исторические материал (дерево), конструкция, цвет (по результатам расчисток и архивных исследований), рисунок расстекловки заполнений оконных проемов;
оформление оконных проемов – профилированные штукатурные наличники, прямые сандрики, замковые камни, профилированные подоконные выступы;
профилированные межэтажный и венчающий карнизы, триглифный фриз, профилированный карниз с сухариками, венчающий карниз барабана на орнаментированных кронштейнах, с цветочными розетками между кронштейнами;
невысокие аттики над 2-м этажом.
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
помещение 2-Н(1):
тамбур: деревянный, прямоугольный в плане, с закругленными углами, многостворчатый, с остекленными в верхней части створками, оформленными фигарейными филенками, резными элементами; в завершении гладкий фриз, профилированный раскрепованный карниз;
помещения первого этажа (основной объем здания церкви, включающий подкупольное пространство, ограниченное четырьмя пилонами, боковые приделы):
несущие пилоны центральной части 1-го этажа, соединенные цилиндрическими сводами с подпружными арками, отрезки капитальных стен со сторон портиков, оформленные трехчетвертными колоннами коринфского ордера с фустами искусственного желтого мрамора с прожилками, алебастровыми капителями и окрашенными базами;
ниши с конховыми завершениями, оформленными профилированными архивольтами, профилированный карниз с иониками, опоясывающий пилоны центрального объема;
оформление цилиндрических сводов и подпружных арок профилированными архивольтами, кессонами с цветочными розетками и мотивами пальметт, орнаментальными поясами;
антаблемент* стен и пилонов с фризом искусственного темно-желтого мрамора с прожилками, орнаментальные пояса (ионики, пальметты, растительные элементы), профилированный карниз с сухариками;
* часть антаблемента утрачена, сохранился архитрав
полуциркульные ниши между парусами центрального объема, оформленные профилями и орнаментальными поясами;
орнаментальные пояса и профили, проходящие по основанию сферических куполов в северо-восточном и юго-восточном угловых объемах внутренних углов креста;
помещения антресоли, сооруженной в 1930-е годы:
исторические (XIX века) цилиндрические своды и подпружные арки, оформленные поясами растительного орнамента и цветочными розетками;
помещения 2-го этажа (подкупольное пространство, хоры):
четыре закругленных с внутренней стороны пилона, оформленных пилястрами коринфского ордера с фустами искусственного желтого мрамора с прожилками, алебастровыми бронзированными капителями и окрашенными базами;
антаблемент хор с фризом искусственного темно-желтого мрамора с прожилками, орнаментальные пояса, профилированный карниз на стилизованных позолоченных модульонах;
деревянное балюстрадное ограждение хор с филенчатыми опорными столбами;
оформление купола кессонами с цветочными розетками, профилированной тягой и поясом иоников.
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1820-1827 гг.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, улица Марата, дом 24а, литера А