Дворянское собрание
Объемно-пространственное решение:
Габариты и конфигурация здания (трех-пяти-этажное на высоком подвале здание, прямоугольное в плане, со сложным объемно-пространственным решением, включающим систему дворов и центральных проездов под Большим залом с устройством круглой «ротонды» в точке пересечения);
крыши – конфигурация (многоскатная), габариты, исторический колер окраски;
воротный проезд – местоположение (в центральной оси лицевого фасада по Михайловской ул.), конфигурация (с лучковым завершением), габариты;
Конструктивная система здания:
Исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;
междуэтажные перекрытия – местоположение;
своды, в том числе: сомкнутый с распалубками; крестовые, крестовые на столбах; своды воротного проезда (двухчастного) в центральной оси лицевого корпуса по Михайловской ул. – крестовый на подпружных арках, коробовый с распалубками; коробовые, в том числе с распалубками и на подпружных арках; цилиндрические с распалубками; зеркальные своды;
перекрытие Большого зала (помещения 1-Н(114)) – зеркальный свод с распалубками;
помещения с перекрытиями на опорных столбах, пилонах и колоннах, в том числе:
помещения цокольного и 1-го этажа, включая помещение 1-Н (46); 15-Н(3); 7-Н(1); 18-Н(11, 18);
пилоны и колонны помещения 1-Н(114) – Большой зал;
колонны помещения 1-Н(122) – Императорская (Голубая) гостиная;
колонны и опорные столбы с полуколоннами помещения 1-Н(101) – Парадная лестница (верхний уровень);
исторические лестницы (местоположение, конфигурация, тип, конструкция, габариты, материал облицовки ступеней и лестничных площадок, материал ограждений лестниц, конфигурация и рисунок ограждений), в том числе:
средистенные лестницы двухчастных, двухуровневых тамбуров входов, в том числе парадных, со стороны Итальянской ул. – одномаршевые, на перекрытии, на перепаде отметок пола в 6 ступеней, материал ступеней (гранит –парадный вход в 7-ой световой оси, известняк – восточный вход в 1-ой световой оси и парадный вход в 3-ей световой оси);
Парадная лестница, ведущая от Главного вестибюля на 1-м этаже к Большому залу на 2-м этаже – с двумя промежуточными площадками (с нижней площадки устроены выходы на антресольный этаж с гардеробами), с известняковыми ступенями с ковродержателями, с устройством вдоль стен боковых дубовых поручней на кольцевых держателях;
Императорская лестница, устроенная со стороны Михайловской ул. (Императорский подъезд), ведущая на второй этаж к Большому залу, к Императорской (Голубой) и Свитской (Красной) гостиным – распашная, с нижним маршем с промежуточной площадкой, с верхними маршами по косоурам, со ступенями белого мрамора с латунными ковродержателями, с лестничным ограждением в виде сложноорнаментированной чугунной решетки с золочеными накладными деталями и деревянными поручнями;
три четырехмаршевых средистенных лестницы с площадками частично по сводам, с известняковыми ступенями, с устройством вдоль стен боковых деревянных поручней на металлических держателях;
трехмаршевая лестница с маршами по косоурам, с площадками по сводам, с известняковыми ступенями, с площадками в уровне этажей, облицованными метлахской плиткой с рисунком «соты» с бордюром, цвет (белый, серый); с лестничным ограждением из вертикальных орнаментированных стоек чугунного литья с деревянными поручнями;
металлическая многомаршевая лестница в юго-восточной угловой части двухсветного Большого зала, соединяющая нижний и верхний уровни, с маршами по косоурам и на металлических опорных столбах с известняковыми ступенями*, оформленные ажурными подзорами, с ограждением из вертикальных стоек с перехватами, с деревянными поручнями (*в настоящий момент ступени закрыты поздним материалом (листовой металл ?);
металлическая одномаршевая лестница помещения 1-Н(118), оформленная подзорами с орнаментом, с устройством боковых дерявянных поручней на кольцевых держателях;
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен;
габариты трехсветного двухуровнего Большого зала (помещения 1-Н (114)) с боковыми (восточной и западной) галереями и всех помещений с архитектурно-художественной отделкой;
тамбуры (двухчастные, двухуровневые) и вестибюли входов лицевых фасадов, в том числе парадных – местоположение, конфигурация, габариты;
Архитектурно-художественное решение фасадов:
Архитектурно-художественное и композиционное решение лицевых фасадов, выходящих на Итальянскую и Михайловскую улицы, в стиле позднего классицизма по проекту архитектора К.И. Росси – симметричное, акцентированное ризалитами, с решением первого этажа как цокольного, обработанного горизонтальным рустом;
материал и характер отделки цоколя – известняк;
материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка (с разделкой уплощенным линейным рустом – в уровне 1-го этажа);
оформление ризалитов – пилястры ионического ордера в уровне 2-3-го этажей и лопатки, оформленные филенками и порезкой иоников – в уровне 4-го аттикового этажа;
оформление воротного проезда в центральной оси лицевого фасада по Михайловской ул. – воротный проезд объединен оформлением с лежачим оконным проемом над проездом в виде профилированного архивольта с замковым камнем, с фланкирующими рустованными лопатками, с разделением профилированным карнизом, над воротным проездом – фигурная табличка из мрамора (?) с чугунными цифрами – «1839»);
дверные проемы лицевого фасада по ул. Итальянской:
дверной проем в 1-й световой оси – конфигурация (прямоугольный), габариты;
дверные проемы в 3-й и 7-ой световых осях – конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты;
заполнения дверных проемов – конструкция (двустворчатые, с прямоугольной горизонтальной вставкой, с прямоугольной/полуциркульной остекленной фрамугой), материал (дерево), оформление (филенчатое, с резными розетками – в оформлении створок заполнений полуциркульных дверных проемов), рисунок расстекловки фрамуг;
гранитные ступени перед входами – количество (1), конфигурация (с закругленными углами), габариты;
шесть дверных проемов лицевого фасада по Михайловской ул. – местоположение (в 7-ой, 8-ой, 11-ой, 17-ой, 20-ой и 23-ей световых осях), конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты, оформление (профилированные архивольты с замковыми камнями, с разделением фрамуг профилированными карнизами, с фланкирующими рустованными лопатками);
заполнения дверных проемов – конструкция (двустворчатые, с двойными остекленными фрамугами (прямоугольной и полуциркульной), материал (дерево), оформление (филенчатое, с резными розетками – в оформлении створок), рисунок расстекловки фрамуг;
гранитные ступени перед входами – количество (1, 3), конфигурация (прямоугольные, с закругленными углами), габариты;
четыре балкона на чугунных кронштейнах, оформленных декоративными накладными деталями в виде розеток – местоположение (в 4-6-ой, 13-15-ой, 20-21-ой, 24-26-ой световых осях, в уровне 2-го этажа лицевого фасада по Михайловской улице), конфигурация (прямоугольные в плане), габариты (три балкона – на 3 оси, один – на 2);
ограждения балконов из металлических литых ажурных секций из вертикальных стоек в виде стилизованных балясин с растительным орнаментом между вертикальными филенками с прутьями, перехваченными в центре розетками, с верхним горизонтальным фризом с ложчатым орнаментом;
водосборные трубы оформлены в виде змеиных голов;
оконные проемы, в том числе в уровне цокольного этажа и дверные (балконные) проемы – местоположение, конфигурация (прямоугольные, полуциркульные), габариты;
оформление оконных и дверных (балконных) проемов – трапециевидные перемычки, веерный руст и замковые камни профилированные наличники, в том числе фигурные, профилированные архивольты с замковыми камнями, профилированные карнизы, разделяющие оконные заполнения полуциркульных оконных проемов, линейные и треугольные сандрики на лепных кронштейнах, подоконные доски, ложные балюстрады в подоконных пространствах;
заполнения оконных и дверных (балконных) проемов – материал (дерево), рисунок расстекловки, цвет;
чугунные флагодержатели в виде пучка акантовых листьев с завершением в виде пальметты;
восемь фонарей – местоположение, конфигурация, габариты, оформление (на кронштейне с растительным орнаментом, четырехгранный, сужающийся книзу плафон, с завершением в виде шишки);
металлический кронштейн со сквозной волютообразной нижней частью, оформленный растительным орнаментом в виде розеток и накладной деталью в виде листа;
профилированные тяги и карнизы;
гладкие фризы, включая фризы в зоне ризалитов с лепными картушами с венками и лентами;
венчающие карнизы, в том числе карнизы с дентикулами и венчающие карнизы ризалитов с поясом иоников;
Архитектурно-художественное решение дворовых фасадов:
материал и характер отделки цоколей – известняк;
материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка;
исторические дверные проемы – местоположение, конфигурация, габариты;
исторические оконные проемы, в том числе заложенные – конфигурация (прямоугольные), местоположение, габариты;
профилированные тяги и венчающий карниз.
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
Исторические материалы покрытия полов (известняковые плиты, метлахская плитка, паркет, гранит); оформление исторических лестниц и вестибюлей; исторические материалы и рисунок дверных заполнений, историческая фурнитура, включающая дверные ручки, петли и оконные приборы; декоративно-художественная отделка интерьеров (включая художественную лепку, декоративную роспись, отделку стен и колонн); профилированные карнизы и падуги:
оформление тамбуров и вестибюлей входов лицевых фасадов – материал (известняк, метлахская плитка), рисунок плитки (шахматный, соты) цвет (белый, серый, черный), в том числе:
покрытие пола тамбуров парадных входов со стороны Итальянской ул. – полихромная метлахская плитка, выложенная в виде ковра геометрического узора зеленого, белого, серого, желтого цветов;
историческое заполнение тамбуров и арочных проемов тамбуров – конструкция – двухстворчатые, полусветлые, с полуциркульными фрамугами материал (дерево: дуб – парадные входы, стекло), цвет (цвет тонированного дерева), оформление (филенчатое, с обшивкой стен и потолка (где имеется) аналогичными деревянными филенчатыми панелями), рисунок остекления;
Главный вестибюль:
покрытие пола – полихромная метлахская плитка сложного орнамента с бордюром (раппорт из 4-х плиток);
оформление потолка – кессоны;
дверные проемы от парадных тамбуров – местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
полуциркульные оконные проемы в уровне антресольного этажа с гардеробами, расположенные над дверными – габариты;
исторические заполнения двустворчатых дверных и полуциркульных оконных проемов – материал (дерево, стекло), рисунок расстекловки, оформление (профилированные наличники, филенки);
арочный проем с лучковым завершением – в оформлении входа на Парадную лестницу, ведущую к Большому залу;
покрытие пола помещения 1-Н (4, 2) – метлахская плитка шахматного рисунка с бордюром, цвет (черный, белый);
покрытие пола помещений в уровне антресольного этажа – метлахская плитка с имитацией мозаики, с ковровым рисунком, с бордюром орнамента гильош;
Парадная лестница:
материал облицовки промежуточных площадок и покрытие пола верхнего уровня парадной лестницы - полихромная метлахская плитка с ковровым рисунком с бордюром с цветочно-растительным орнаментом;
оформление стен нижнего уровня лестницы – профилированный карниз с поясом растительного орнамента в виде листа аканта;
оформление верхнего уровня – в виде обходной галереи с колоннами ионического ордера с антаблементом и угловыми столбами, оформленными полуколоннами;
деревянное ограждение между колоннами – в виде секций геометрического орнамента между опорными столбиками;
Дверные проемы верхнего уровня - местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты, исторические заполнения, в том числе:
дверной проем, ведущий в Большой зал с четырехстворчатым, полусветлым, филенчатым заполнением;
Большой зал (помещение 1-Н (114)) с боковыми (восточной и западной) галереями, оформленными колоннадами коринфского ордера (по 10 колонн искусственного мрамора с каждой стороны);
над колоннами и пилястрами – антаблемент с поясами растительного орнамента, иоников и меандра, с лепным фризом с растительным орнаментом и карнизом с модульонами, розетками и поясом растительного орнамента;
торцевые линии оформлены пилонами с пилястрами коринфского ордера;
полуциркульные проемы между пилонами торцевых стен оформлены антами с колоннами ионического ордера с антаблементом на уровне обходной галереи (променуара) с лепным фризом с розетками, с поясом дентикул и иоников;
ложи, устроенные между колонн и ограждения хоров оформлены с имитацией секционного ограждения с геометрическим орнаментом;
Восемь люстр на 169 светоточек, золоченой бронзы, с хрустальным убором. Нижняя часть в виде «корзины» из густой низки гирлянд крупного хрусталя. Люстра имеет 2 обода (верхний – меньшего, нижний – большего диаметра). Верхний обод соединен с короной из акантовых листьев восходящими хрустальными гирляндами. К каждому ободу прикреплены по 8 малых ободов, декорированных хрустальными «пирамидками». Потолочное крепление в виде обода с отходящими бронзовыми пальметтками с хрустальными «пирамидками».
Время: 2-я пол. ХIХ в. Размер: в.: ок. 400 см., д.: ок. 200 см;
галереи нижнего и верхнего уровня (первый и второй ярусы) оформлены поэтажными пилястрами сложного ордера вдоль наружных продольных стен;
Фойе Императорского подъезда (помещение 1-Н(49)):
покрытие пола – метлахская плитка с имитацией мозаики геометрического орнамента с бордюром, цвет (белый, голубой, серый, коричневый);
оформление стен – штукатурные зеркала в лепных профилированных рамах с альфрейной разделкой под камень в клеевой (темперно-клеевой?) технике по штукатурке (имитация мраморной поверхности);
оформление потолка – лепной профилированный карниз на падуге с росписью в клеевой (темперно-клеевой?) технике по штукатурке в манере гризайль (растительный орнамент), поле потолка с росписью в манере гризайль (угловые элементы с растительным орнаментом, фигурная рама с поясом орнамента гильош, центральная круглая розетка с растительным орнаментом);
дверной проем, ведущий в тамбур Императорского подъезда – конфигурация (прямоугольный), местоположение, габариты;
историческое заполнение дверного проема – конструкция (двустворчатое, двойное), материал (дерево), оформление (филенки с резным поясом растительного орнамента);
арочный проем и подшивка площадки лестницы второго этажа оформлены росписью с имитацией филенок и кессонов (софит проема);
Императорская лестница:
с межуровневой и верхней площадками, облицованными метлахской плиткой геометрического рисунка с имитацией мозаики с бордюром, цвет (серый, белый, голубой, коричневый),
оформление стен лестницы – штукатурные зеркала с альфрейной разделкой под камень в клеевой (темперно-клеевой ?) технике по штукатурке в орнаментированных живописных рамах с арабесковым орнаментом, зеркала в лепных профилированных рамах с порезкой растительного орнамента с живописными овальными медальонами, декорированными лепными лентами, полуциркульная уплощенная ниша и фигурная филенка над ней с профилированными лепными обрамлениями с порезкой растительного орнамента – в оформлении междуэтажной площадки;
живописный фриз растительного орнамента, профилированный карниз с порезкой растительного орнамента;
живописный плафон на перекрытии (темперно-клеевая роспись по штукатурке) с имитацией трельяжной решетки, с овальной орнаментированной рамой с центральным полем голубого цвета и полуциркульными – с изображением овальных медальонов с лирами;
Императорская (Голубая) гостиная – помещение 1-Н(122) – двухчастное, разделенное антами с колоннами ионического ордера на две неравные части:
две колонны и две пилястры ионического ордера из натурального мрамора – местоположение, конфигурация, габариты;
тип покрытия пола – наборный паркет – рисунок («плетенка»);
оформление стен – штукатурные зеркала в лепных орнаментированных рамах, лепные профилированные тяги с орнаментом (бусы с катушкой, растительный орнамент); прямоугольные филенки в профилированных рамах с лепными композициями с изображением женского маскарона, копий, виноградной лозы; фриз с лепным орнаментом с изображением розеток, вазонов, лавровых гирлянд и венков с лентами; профилированный карниз с поясами дентикул, иоников и растительного орнамента;
четыре дверных проема – местоположение, конфигурация (прямоугольные, полуциркульный – ведущий в помещение 1-Н(127) – Свитскую (Красную) гостиную), габариты, оформление – профилированные наличники с поясами лепного орнамента: волна Витрувия – в оформлении прямоугольных проемов, иоников – в оформлении полуциркульного);
исторические заполнения дверных проемов - конструкция (двустворчатые, полусветлые), конфигурация (прямоугольные, в полуциркульном проеме – прямоугольное дверное заполнение с полуциркульной глухой фрамугой), материал (дерево), оформление (филенки, остекленные филенки оформлены резным поясом орнамента «бусы с катушкой»);
оформление потолка – лепные профилированная широкая филенчатая рама с розетками и поясом растительного орнамента и рама с порезкой меандра; две лепные круглые лепные розетки растительного орнамента и поясом бус;
Свитская (Красная) гостиная – помещение 1-Н(127):
тип покрытия пола – наборный паркет – рисунок («плетенка»);
два дверных проема – местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты, оформление – профилированные наличники, линейные сандрики;
исторические заполнения дверных проемов - конструкция (двустворчатые), конфигурация (прямоугольные), материал (дерево, зеркальные стекла), оформление (филенки с зеркальным заполнением оформлены резным поясом орнамента «бусы с катушкой»);
оформление стен – профилированный лепной карниз с большим выносом, оформленный
розетками и растительным орнаментом;
полуциркульный арочный проем между помещениями 1-Н (122 и 127) оформлен профилированными наличниками, софит проема оформлен филенкой с угловыми розетками, карниз в проеме с поясом меандра;
оформление потолка – профилированные лепные рамы зеркала с порезкой лавровой гирлянды;
в центре – плафон круглой формы (холст/масло). В центре на фоне облаков изображена летящая полуобнаженная Аврора в желтом развевающемся плаще. Вокруг нее и в облаках – парящие амуры, слева от Авроры – колесница. Живопись выполнена в желтовато-зеленых тонах.
Время: ХVIII в. Копия с работы С.Торелли. Размер: д.: ок. 300 см;
Помещение 1-Н(112):
тип покрытия пола – наборный паркет – рисунок (цветочный);
оформление стен – штукатурные зеркала в профилированных рамах, профилированные тяги;
дверные проемы – местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты, оформление – профилированные фигурные наличники;
исторические заполнения дверных проемов - конструкция (двустворчатые), конфигурация (прямоугольные), материал (дерево), оформление (филенки с резным поясом растительного орнамента, ниши дверных проемов оформлены деревянными филенчатыми панелями);
оформление потолка – профилированные тяги по ребрам свода, подпружные арки на импостах оформлены профилированными рамами;
Помещение 1-Н (108) - «Фойе Большого зала»:
оформление потолка – профилированный карниз с модульонами, поле потолка четырехчастное – разделено поперечными балками, каждая часть которого оформлена профилированной рамой, поперечные балки и откосы карниза оформлены поясом растительного орнамента и розетками;
Помещение 1-Н (107):
оформление потолка – на падуге с профилированными рамой и карнизом;
Помещение 1-Н (104):
оформление стен – штукатурные зеркала в профилированных рамах, профилированные тяги;
оформление потолка – на падуге с профилированными рамой и карнизом;
тип покрытия полов помещений 1-Н (104, 107, 108) – наборный паркет – рисунок («шашкой»);
дверные проемы помещений 1-Н (104, 107, 108) – местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты, оформление – профилированные фигурные наличники;
исторические заполнения дверных проемов - конструкция (двустворчатые), конфигурация (прямоугольные), материал (дерево), оформление (филенки с резным поясом растительного орнамента, ниши дверных проемов оформлены деревянными филенчатыми панелями).
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1834-1839 гг., 1948 г. (реставрация)
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Михайловская улица, дом 2/9, литера А