Здания акционерного общества "Европейская гостиница"
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация прямоугольного в плане, вытянутого вдоль оси север -юг четырех - пятиэтажного здания с 4-мя прямоугольными в плане внутренними дворами: северный двор четырехэтажной части - перекрыт в уровне третьего этажа, завершен прямоугольным в плане, двускатным световым фонарем - над рестораном «Европа»;
южный и северный дворы здания перекрыты в 1991 году в уровне второго этажа;
южный двор пятиэтажной части здания перекрыт в 1991 году на уровне шестого этажа;
высотная отметка коньков крыши и конфигурация крыши (скатная) со стороны лицевых фасадов;
историческая открытая терраса северо-восточной части крыши;
исторический мансардный этаж над южной частью пятиэтажной части здания;
прямоугольный в плане, двускатный световой фонарь - над рестораном «Крыша»;
Конструктивная система:
наружные и внутренние капитальные стены: материал (кирпич), местоположение; пилоны.
своды перекрытий:
коробовый свод зала ресторана «Европа»
(помещение 204);
коробовый свод ресторана «Крыша»;
коробовый свод с распалубками над оконными проемами в помещении номера 152;
исторические лестницы:
лестничные клетки и вестибюли, их объемно – планировочное решение;
парадная лестница:
в уровне первого-второго этажей - трехмаршевая, распашная, со ступенями из белого мрамора;
ограждение лестницы выполнено из змеевика и белого мрамора, в виде стилизованной балюстрады;
четыре пятиступенчатых перехода между уровнями коридоров второго этажа;
в уровне второго-четвертого этажей:
двухмаршевая, на косоурах,
с двумя дополнительными маршами в пять ступеней;
ступени облицованы мрамором;
металлическое литое ограждение, выполнено в виде прямоугольных в сечении стоек, декорированных овальными медальонами с рельефным изображением головы Медузы Горгоны, под деревянным профилированным поручнем;
в уровне четвертого-пятого этажа парадная лестница - одномаршевая, дугообразная в плане, ступени облицованы плитами светло-серого мрамора;
латунные кольца ковродержателей;
круглые в сечении латунные поручни на дугообразных кронштейнах, являются продолжением ограждения лестницы и сцены ресторана «Крыша»;
деревянная, дугообразная в плане лестница с забежными ступенями и латунными перилами
(помещение 236), ведущая из помещения ресторана «Европа» в «кабинеты»
две междууровневые лестницы в пять ступеней, облицованы светло-серым мрамором, расположены в южной части здания, по четвертой и тринадцатой световым осям восточного фасада;
две межуровневые лестницы в шесть ступеней, облицованные светло-серым мрамором, ведущие от тамбура главного входа в галереи первого этажа;
латунные кольца и ковродержатели.
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений с художественной отделкой, перечисленных в п. 5
Архитектурно-художественное решение фасадов:
торцевой южный фасад (обращенный к Невскому проспекту): четырехэтажный, на тринадцать световых осей, симметричный, выполнен в приемах классицизма (воссоздание 1950 г.);
характер отделки фасада – цоколь облицован плитами известняка,
фасад оштукатурен, окрашен, первый этаж рустован;
дверной проем, его местоположение (по центральной оси фасада),
конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты;
оформление дверного проема:
простой перспективный наличник с замковым камнем клинчатой формы, декорированным львиным маскароном;
на уровне второго этажа устроен балкон на фигурных лепных, попарно посаженных по осям простенков кронштейнах, декорированных круглыми розетками: местоположение (по центральной оси фасада, шириной в пять световых осей - на балкон выходят два дверных и три оконных проема),
конфигурация (прямоугольный в плане), габариты;
ограждение балкона:
балюстрада с прямоугольными в сечении тумбами и широкими поручнями;
дверные проемы балкона, оформленные идентично оконным проемам;
заполнение дверных балконных проемов - материал (дерево), цвет и рисунок заполнений;
исторические оконные проемы в уровне первого -четвертого этажей: их местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
оформление оконных проемов:
в уровне первого этажа - витринные окна обрамлены простым перспективным наличником с замковым камнем клинчатой формы, декорированным львиным маскароном;
в уровне второго этажа – оконные проемы и дверные проемы балкона обрамлены профилированными наличниками, завершены прямыми профилированными сандриками на волютообразных кронштейнах;
под оконными проемами второго этажа расположены ложные балюстрады;
проемы третьего этажа в профилированных перспективных наличниках, пять из них декорированы треугольными сандриками на волютообразных кронштейнах;
профилированная тяга в уровне первого этажа;
широкий гладкий фриз между первым и вторым этажами;
межэтажная тяга в уровне второго – третьего этажей;
подоконная тяга в уровне третьего этажа;
профилированный венчающий карниз с активным выносом карнизной плиты, декорированной модульонами на волютообразных кронштейнах и метопами с круглыми розетками между ними;
западный фасад представляет собой брандмауэрную стену, примыкающую к объему соседнего здания;
восточный и северный фасады (обращенные к Михайловской и Итальянской улицам):
архитектурно-художественное решение в приемах эклектики;
(часть восточного фасада - шириной в одну световую ось, на углу пересечения Михайловской улицы и Невского проспекта, оформлена идентично южному фасаду);
отделка цоколя, материал и характер отделки (известняковые плиты);
материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка:
в уровне первого – пятого этажей – гладкая штукатурка,
стены ризалитов в уровне второго-четвертого этажей рустованы;
под эркерами, в уровне первого этажа – руст, обработанный «под шубу»,
исторические дверные проемы:
дверной проем главного входа -
местоположение (по двадцать седьмой световой оси фасада),
конфигурация (с лучковой перемычкой), габариты;
оформление дверного проема:
наличник простого профиля;
историческое* заполнение дверного проема:
наружные двери тамбура – тип (полусветлые,
филенчатые, верхние филенки и фрамуга остеклены, нижние обработаны под алмазную грань),
габариты,
материал (дуб, массив),
рисунок (резной картуш), ручки – материал (латунь);
(*воссоздано);
два дверных проема -
местоположение (по сторонам от центрального входа), конфигурация (прямоугольные), габариты;
обрамлены наличниками простого профиля;
заполнение*: тип (полусветлые, филенчатые, верхние филенки остеклены), габариты,
материал (дуб, массив);
(*воссоздано);
дверной проем - местоположение (по четвертой световой оси фасада), конфигурация (прямоугольный), габариты;
историческое* заполнение: тип (полусветлые, филенчатые, верхние филенки остеклены), габариты,
материал (дуб, массив);
(*воссоздано);
дверной проем -
местоположение (по тринадцатой световой оси фасада),
конфигурация (прямоугольный), габариты;
историческое* заполнение дверного проема:
тип (двери полусветлые, четырехстворчатые, филенчатые, верхние филенки и фрамуга остеклены),
габариты,
материал (дуб, массив),
ручки – материал (латунь);
(*воссоздано);
оформление двух прямоугольных в плане эркеров, расположенных в центральной части восточного лицевого фасада в уровне второго этаж:
профилированный карниз,
широкий гладкий фриз со стилизованными капителями,
декоративные подоконные ложные балюстрады,
профилированный карниз с дентикулами;
эркеры покоятся на лепных кронштейнах в виде листа аканта и волютообразных лепных кронштейнах с гуттами, декорированными зооморфными маскаронами и драпировками;
эркеры завершены балконами в уровне третьего этажа с ограждениями в виде кирпичных оштукатуренных тумб, декорированных филенками и ажурных кованых металлических решеток геометрического орнамента;
ограждение балкона, соединяющего эркеры восточного фасада в уровне второго этажа - металлическое под дубовым поручнем, техника исполнение (ковка, литье), рисунок (геометрический орнамент);
пять прямоугольных в плане балконов, (четыре на восточном и один на северном лицевых фасадах), в уровне второго этажа, шириной в три световые оси, на фигурных лепных кронштейнах с зооморфными маскаронами;
профилированная тяга с дентикулами;
ограждение балконов выполнено в виде балюстрады с прямоугольными в сечении тумбами и широкими поручнями: местоположение, габариты,
материал (гипс, оштукатуренный кирпич);
дверные проемы балконов: местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
исторические оконные проемы:
оконные проемы, в том числе витринные, в уровне первого этажа (местоположение), конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты;
исторические оконные проемы в уровне второго -пятого этажей, в том числе широкие оконные проемы ризалитов: их местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
оформление оконных проемов:
в уровне первого этажа - оконные проемы обрамлены простым наличником с замковым камнем клинчатой формы, декорированным лепными кадуцеями;
в уровне второго этажа - оконные проемы и дверные проемы балконов обрамлены профилированными
наличниками с ушками, декорированными замковым камнем в виде маскарона в обрамлении волютообразных завитков;
под оконными проемами второго этажа расположены панели, имитирующие балюстрады;
оконные проемы третьего этажа обрамлены профилированными наличниками с ушками, с волютообразными завитками в подоконной части, завершены профилированными лучковыми сандриками на каннелированных кронштейнах;
часть из них декорированы картушами с лепным стилизованным растительным декором;
подоконные филенчатые панели в профилированных рамках, фланкированных волютообразными кронштейнами, декорированными фруктовыми гирляндами;
в центре - композиции стилизованный картуш с жезлом и драпировками;
оконные проемы четвертого этажа:
обрамлены -
профилированными наличниками с ушками, декорированными фруктовыми гирляндами и гуттами;
увенчаны –
профилированными лучковыми разорванными сандриками на волютообразных кронштейнах, обработанных чешуйчатым орнаментом, сандрики декорированы маскаронами, свитками и драпировками;
оконные проемы пятого этажа обрамлены профилированными наличниками с ушками, завершенными гуттами;
декорированы волютообразными кронштейнами, обработанными чешуйчатым орнаментом, с замковым камнем клинчатой формы с провисающими фруктовыми гирляндами;
заполнения оконных проемов и дверных проемов балконов: исторический рисунок расстекловки и цвет (темно-коричневый);
декор фасада:
северный и южный ризалиты, а также центральная часть восточного фасада, а также центральная часть северного фасада - шириной в три световые оси, в уровне третьего - четвертого этажей декорированы стилизованными пилястрами ионического ордера с лепными фигурами атлантов и кариатид, а также стилизованным растительным лепным декором в основании;
пилястры, в том числе рустованные и декорированные фигурными филенками;
два скульптурных женских бюста в круглых нишах, помещенных в квадратные панели (ниши и панели обрамлены профилированными наличниками);
вертикальные филенчатые панели, в том числе в профилированных и фигурных рамках - в простенках окон первого и пятого этажей, в угловых частях фасадов и в поле подшивки балконов;
пилястры в уровне второго - пятого этажей рустованы, (в уровне второго – четвертого этажей, а также в угловых частях на всю высоту фасада), в уровне пятого - декорированы фигурными филенчатыми панелями;
горизонтальные членения фасада:
профилированная тяга в уровне первого этажа;
профилированный межэтажный карниз с дентикулами в уровне первого - второго этажей;
профилированная подоконная тяга в уровне второго этажа;
профилированный межэтажный карниз с поясом ионик в уровне второго - третьего этажей;
профилированная подоконная тяга в уровне третьего этажа;
профилированная межэтажная тяга в уровне четвертого – пятого этажей;
профилированный карниз большого выноса, венчающий основную часть фасада;
профилированный карниз большого выноса с дентикулами, на волютообразных кронштейнах с гуттами, декорированных лепным растительным орнаментом и фруктовыми гирляндами, венчающий северную, четырехэтажную часть восточного фасада;
широкий фриз с филенчатыми панелями в профилированных рамках;
аттики южной, четырехэтажной части восточного фасада:
прямоугольный в плане аттик, завершающий северную часть поддерживают два массивных лепных волютообразных кронштейна, декорированных лепными листьями аканта и фруктовыми гирляндами;
прямоугольный в плане аттик, венчающий южную четырехэтажную часть восточного фасада: местоположение, конфигурация (трехчастный, выполненный в барочном стиле, с центральной частью, завершенной неполным лучковым фронтоном и боковыми с волютообразными завершениями), габариты;
центральная часть фланкирована пилястрами, декорирована лепным картушем с фруктовыми гирляндами и монограммой в центре;
венчающий профилированный карниз;
три прямоугольных аттика северной, пятиэтажной части восточного фасада,
(венчающие ризалиты), и аттик, завершающий центральную часть северного фасада -
декорированы стилизованными пилястрами, фигурными филенчатыми панелями, завершены
профилированным раскрепованным карнизом;
их габариты;
ограждение кровли:
местоположение, рисунок (геометрический орнамент решетки, тумбы с филенчатыми панелями), материал (оштукатуренный кирпич, металл), техника исполнения (ковка);
дворовые фасады:
материал и характер отделки - гладко оштукатурены, окрашены;
исторические оконные проемы: местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
декоративно-художественное оформление вестибюля помещения 1-Н(1,2):
на полу - мозаика из плит черного и красного гранита, цоколь - полоса черного гранита;
восемь колонн и десять пилястр тосканского ордера из красного гранита на высоких профилированных пьедесталах из черного гранита;
базы и капители облицованы латунью;
фусты декорированы латунными профилированными кольцами с ниспадающими драпировками;
на стенах -
филенки, образованные профилированными тягами;
две прямоугольные в плане ниши в помещении 1-Н (2);
колонны и пилястры несут золоченый антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, гладкого фриза и профилированного карниза с сухариками иониками и бусами;
падуги декорированы полосой меандра, лавровой гирляндой и бусами;
трапециевидный в плане тамбур;
перегородка между помещениями вестибюля 1-Н(1) и 1-Н(2):
остекленная фацетированными стеклами, с дубовыми перемычками, двустворчатой дверью, обрамленной наличником в виде стилизованных пилястр, несущих треугольный фронтон с рельефной композицией в поле тимпана;
нижняя часть обработана листами латуни;
декоративно-художественное оформление «Галереи» первого этажа:
на полу – мозаичные композиции из светло-серого, черного и серо-зеленого мрамора;
пилоны и стилизованные пилястры с латунными капителями - облицованы плитами серо-зеленого мрамора;
двери, ведущие из галереи первого этажа в помещения 1-Н (189) и 1-Н (7):
двустворчатые остекленные дубовые двери, с фрамугой, заполненной витражами, решенные в стиле модерн;
декоративно-художественное оформление конференц холла - помещение 189:
деревянный профилированный цоколь, деревянные филенчатые панели на стенах;
декоративно-художественное оформление конференц-зала
«Чайковский» - помещение 186:
настенное зеркало в профилированном деревянном обрамлении;
декоративно-художественное оформление конференц-зала
«Горький» - помещение 187:
профилированный лепной карниз с поясом ионик;
зеркало в деревянной раме, обрамленное лепным порталом;
зеркало надкаминное в металлическом обрамлении;
камин средистенный, одноярусный, белого с прожилками мрамора, с чугунной топкой;
полочка гладкая, фриз гладкий, углы декорированы выкружкой. заполнение топочного отверстия чугунное, с топкой арочной формы с профилем;
время: 2- ая пол. XIX века;
декоративно-художественное оформление галереи первого этажа (перед входом на парадную лестницу и в Лобби бар):
в интерьере - шесть колонн и восемь пилястр, облицованных искусственным мрамором серо-зеленого цвета;
на полу – геометрическая мозаичная композиция из плиток светло-серого и красного мрамора;
нижняя часть стен облицована деревянными панелями с резным рисунком и латунными ажурными вентиляционными решетками;
цоколь стен, базы и капители колонн и пилястр облицованы листовой медью;
оштукатуренные стены разбиты на филенки, обработанные «под шубу»;
гладкий фриз выложен из квадратных глазурованных плиток двух оттенков серо-зеленого цвета;
широкий профилированный карниз;
балки перекрытия, декорированные геометрическим орнаментом, заключенным в прямоугольные филенки, покоятся на колоннах и пилястрах при помощи фигурных лепных кронштейнов;
три арочных входных портала, ведущих в помещение «Лобби бара», и два арочных дверных поема, ведущих в служебные помещения оформлены идентично:
архивольты с фигурным профилированным завершением и уплощенным стилизованным замковым камнем, декорированные рельефным геометрическим орнаментом;
своды декорированы
филенками, оштукатуренными «под шубу», обрамленными золоченым рельефным орнаментом;
на сводах входных порталов «Лобби бара» - фонари;
заполнение дверных поемов, ведущих в помещения 1Н(92 и 123):
дубовые трехстворчатые двери с нестворными боковыми частями, с полуциркульной глухой фрамугой, филенчатые;
центральные филенки фрамуги и боковых створок декорированы резными орнаментами;
в верхних филенках боковых створок прорезаны овальные остекленные окошки;
в помещении 1-Н(92): стены облицованы плитами с фигурным завершением из белого с серыми прожилками мрамора;
декоративное оформление помещения «Лобби-Бара»:
на полу - геометрическая композиция из плиток черного и красного мрамора;
латунные пороги;
обрамление проемов входных порталов и
зеркала, расположенного напротив проема, ведущего в помещение 1-Н(4): уплощенные наличники с волнообразным архивольтами, декорированные золоченым рельефом в виде параллельных волнистых линий;
пяты архивольтов опираются на стилизованные замки;
оконные проемы декорированы поясом квадратных перламутровых плиток;
в оконных проемах - витражи: геометрический орнамент в широкой раме из стилизованных кувшинок;
верхний уровень стен - оштукатурен, обработан «под шубу»;
две печи* - средистенные, двухъярусные с полочкой, облицованы керамической плиткой изумрудно зеленого цвета;
нижний ярус - прямоугольный с полуциркульным топочным отверстием, завершенным стилизованным замковым камнем; медный зонтик с выколотным рисунком;
верхний ярус - с полуциркульной профилированной филенкой с архивольтом и профилированным раскрепованным карнизом;
время: начало XX века.
(*воссозданы);
профилированный деревянный цоколь обит листовой латунью;
на стенах в нижнем уровне - деревянные (ореховые) панели с профилированным карнизом, с декоративными вставками из выколотной меди и ажурными латунными решетками;
в простенках - два постамента из черного с белыми и желтыми прожилками мрамора;
плафон потолка декорирован лепной композицией из трех пересекающихся колец, крайние - заполнены лепными золочеными розами, центральное - стилизованными иониками;
декоративное оформление помещения №4 - «Библиотеки» («курительной комнаты»):
цоколь обит листами латуни;
нижняя часть стен, завершенная профилированным карнизом, облицована деревянными панелями, декорированными геометрическим рисунком, выполненным в технике маркетри и латунными вставками;
верхняя часть стен - обита тканью, завершена профилированным карнизом;
оконные проемы обрамлены деревянными резными архивольтами;
на стенах - резные деревянные и литые латунные решетки радиаторов;
порталы двух дверных проемов (трехцентового и полуциркульного), а также зеркала - оформлены идентично:
фланкирующие стилизованные пилястры с капителями, декорированные женскими маскаронами, несущими профилированный карниз;
литая ажурная решетка геометрического орнамента в верхней части дверных проемов;
зеркало с полуциркульным завершением с консолью в виде шкафчика, обрамленное идентично оформлению дверных проемов;
плафон потолка
декорирован деревянными филенчатыми панелями: прямоугольной по центру и четырьмя квадратными в угловых частях, композиция обрамлена широкой плоской рамкой;
камин угловой, двухъярусный; керамическая плитка с цветной поливой, медь;
1-й ярус прямоугольных очертаний,с прямоугольным топочным отверстием, углы обработаны листовой медью, по верхнему краю, под полочкой, - выколотный пояс из квадратных профилированных розеток; над топочным отверстием козырек из листовой меди, по нижнему краю козырька пояс аналогичного выколотного декора, таган чугунный;
верхний ярус в виде шатра (в форме усеченной пирамиды), углы обработаны медью, по верхнему краю медной отделки декор из сквозных прямоугольных прорезей; облицован поливной плиткой: бирюзовая с черными крапинами, над топочным отверстием -синяя с черными крапинами; во 2-ом ярусе верхний ряд плитки с росписью (стилизованные вазоны с ручками).
время: начало XX века.
размер: выс.-240 см., шир.- 207 см., глуб.- 207 см.
декоративное оформление парадной лестницы:
ступени облицованы белым мрамором, стены - искусственным желто-серым мрамором, лестничное ограждение выполнено из змеевика и белого мрамора;
латунные кольца и ковродержатели;
на полу площадки - геометрический рисунок, выложенный плитками белого, серого и красного мрамора;
три идентичные, двустворчатые металлические остекленные двери с фрамугами, декорированными литыми гирляндами;
две боковые двустворчатые двери (ведущие в ресторан «Европа» и во внутренний двор) - деревянные, остекленные фацетированными стеклами;
над боковыми дверьми - барельефные композиции в виде овальных медальонов с гирляндами, эгикраниями, под ними - женские фигуры;
над центральной дверью (ведущей в «Икорный бар») - барельефное панно, с мужскими фигурами, в центре которого - латунный циферблат;
над дверьми в ниши - барельефные композиции в центре изображены ваза, по сторонам - путти на рогах изобилия, держащими гирлянды;
на портале со стороны лестницы - лепной барельеф «Леда с лебедем»;
пилоны декорированы стилизованными пилястрами с капителями выполненных в виде лепных бараньих голов поддерживающих провисающие гирлянды, обрамляющие медальоны с изображенными в их поле женскими фигурами,
абаки в виде полосы лепной порезки;
широкие пилоны декорированы парными медальонами с женскими фигурами;
угловые части пилонов - лепным растительным орнаментом;
кашпо молочного стекла, помещенное в латунную сетку, геометрического орнамента;
потолок оформлен лепным профилированным карнизом с поясом иоников;
кессоны с вихревыми розетками, обрамленные бусами;
в центре плафона потолка - восьмигранный профилированный кессон;
оформление коридоров второго этажа:
в проемах шести двустворчатых окон - витражные геометрические композиции;
в простенках окон - парные лепные медальоны;
под ними - лепные кашпо в латунной оплетке;
на полу - плиты из серого мрамора в рамках темно-красного мрамора;
стены завершены
профилированным карнизом с иониками,
плафоны потолка декорированы восьмигранными кессонами;
вход на нижнюю площадку второго этажа оформлен пилонами, облицованными плитами гранита с рельефным орнаментом;
оформление лифтового холла второго этажа - стилизованные пилястры из темно-зеленого мрамора с белыми прожилками;
декоративное оформление площадки второго этажа парадной лестницы - помещение 454:
цоколь из светло-серого мрамора;
на полу – плиты серого мрамора с рамками из красного мрамора;
пилоны декорированы стилизованными пилястрами с капителями в виде лепных бараньих голов поддерживающих провисающие гирлянды, обрамляющие медальоны с изображенными в их поле женскими фигурами,
абаки выполнены в виде полосы лепной порезки;
широкие пилоны декорированы парными медальонами с лепными рельефными женскими фигурами и провисающими гирляндами;
две ниши, оформленные как оконные проемы - обрамлены фигурными штукатурными наличниками, заполнены витражами;
две витрины с
металлическими четырехстворчатыми остекленными дверьми и фрамугой, декорированной литыми гирляндами;
над витринами располагаются круглые медальоны с рельефным изображением всадника в обрамлении развивающихся лент;
четыре пары пилонов, обрамленные деревянными каннелированными наличниками, с деревянными стилизованными капителями, декорированы лепными маскаронами;
между ними - зеркальные фацетированные панели в деревянном обрамлении;
широкий гладкий фриз и профилированный карниз с поясом ионик;
потолок декорирован кессонами, обрамленными поясками порезки;
декоративное оформление площадки четвертого этажа парадной лестницы:
четыре окна трапециевидной формы с деревянным заполнением мелкой расстекловки;
в простенках окон - лепные рельефные композиции;
на полу - плиты белого мрамора с каймой из красного мрамора;
декоративное оформление помещений ресторана «Европа» помещение № 204:
на полу тамбура - геометрические композиции, выложенные плитами черного, белого и темно-красного цвета;
плоское перекрытие тамбура оформлено фактурной штукатуркой;
в верхней части стен - лепной фриз и профилированный карниз;
зал перекрыт коробовым сводом, центральная часть которого заполнена витражами;
продольные западная и восточная стены акцентированы аркадами;
арки опираются на стилизованные пилястры на высоких пьедесталах, декорированные лепными композициями в стиле модерн;
пилястры декорированы профилированными филенками, заполненными фактурной штукатуркой;
нижняя часть восточной стены - облицована деревянными панелями, завершенными профилированным карнизом с выступающими объемами калориферных ящиков;
арки обрамлены архивольтами, декорированными лепными композициями;
в нишах восточной стены, образованных арками - вертикальные филенки с лучковым завершением и лепным декором;
профилированные балки свода декорированы лепным орнаментом и женскими маскаронами;
широкий лепной орнаментальный фриз;
декоративные лепные решетки в стиле модерн;
квадратные вставки муарового стекла на пилонах западной стены и на восточной стене;
южная торцевая стена зала прорезана фигурным проемом, заполненным полихромным витражом «Колесница Гелиоса»;
над проемом - рельефная лепная композиция;
в южной торцевой стене зала расположена деревянная площадка сцены,
фланкированная двумя парами обелисков и симметричными конструкциями кулис с фигурными нишами, дверными и оконными проемами;
два оконных проема, обращенные к залу заполненными витражами с фигурными лепными завершениями;
северная торцевая стена - с фигурным проемом, проем заполненным полихромной витражной композицией;
проем обрамлен уплощенным наличником, декорированным лепными розами, с замковым камнем, разделен импостами с лепным декором;
два арочных проема и ниша, фланкированные стилизованными пилястрами,
оформленные идентично:
обрамлены уплощенными архивольтами со стилизованным замковым камнем;
пяты архивольтов опираются на профилированный импост;
в арки восточной стены зала вписаны балконы помещений верхнего яруса, разделенного на четыре «кабинета»;
прямоугольные в плане балконы на резных дубовых каннелированных кронштейнах покоятся на двух рядах пилонов, образующих нижнюю «малую» аркаду;
дубовое резное ограждение балконов, имеющие криволинейное завершение, декорировано картушем в обрамлении профилированных рамок сложной конфигурации, заполненных композициями из растительных элементов, стилизованными пилястрами с женскими маскаронами и орнаментами в стиле модерн;
оформление помещений «кабинетов»:
«Кабинет с гарнитуром встроенной мебели» -
стены обшиты филенчатыми панелями (с профилированным карнизом) из светлого, ясеневого (?) дерева с вставками, тонированными под черное дерево;
обшивка включает в себя две одностворчатые, глухие двери;
помещение разделено перегородкой, оформленной идентично;
9-й кабинет:
стены обшиты дубовыми панелями с двумя встроенными зеркалами:
двадцать пять филенчатых панелей;
дубовая одностворчатая, трехчастная дверь (ведущая в коридор), с тремя остекленными окошками в верхней части, с тремя продольными филенками;
дубовая одностворчатая филенчатая глухая дверь (ведущая за сцену);
плафон потолка декорирован широкой лепной овальной фактурной рамкой, орнаментированной поясом «гильош»;
8-й кабинет:
двадцать пять дубовых панелей с резьбой в характере модерна;
дверь одностворчатая, дубовая, с одним окошком ромбовидной формы;
дверь четырехстворчатая - между восьмым и седьмым кабинетами, аналогична одностворчатой;
над центральными створками помещен резной фронтон;
7-й кабинет:
двадцать две панели, аналогичные панелям, оформляющим стены 8-го кабинета;
одностворчатая дверь, аналогичная двери 8-го кабинета;
6-й кабинет:
стены в нижней части -облицованы четырнадцатью дубовыми панелями;
одностворчатая дверь с мелкой расстекловкой в верхней части;
дверь четырехстворчатая, аналогичная одностворчатой;
5-й кабинет:
тринадцать панелей и одностворчатая дверь - аналогичны панелям и двери 6-го кабинета;
трехчастное зеркало над встроенным диваном;
декоративное оформление «Икорного бара» - помещение № 238:
на полу геометрический орнамент, выложенный плитами белого, черного и серо-зеленого мрамора;
нижние части стен облицованы плитами зеленого мрамора, остальные обработаны венецианской штукатуркой;
зеркало в деревянном обрамлении с четырьмя каннелированными лопатками с металлическими декоративными элементами;
пространство зала разделено на три части двумя парами пилонов, облицованных темно-зеленым мрамором;
пилоны завершены стилизованными медными капителями ионического ордера;
две деревянные
полуторные двери, ведущие в служебные помещения – глухие, филенчатые, обрамлены деревянными наличниками;
металлическая дверь, ведущая в зал с площадки парадной лестницы – четырехстворчатая с боковыми нестворными частями, остекленная с фрамугой, матового стекла геометрической расстекловки, нижняя часть каждой сворки - глухая;
пристенный мраморный фонтан: дугообразная в плане чаша высечена из светло-серого мрамора, стена облицована плитами серо-зеленого мрамора, маскарон выполнен из латуни;
над фонтаном расположен рельеф, изображающий мифологических персонажей;
по сторонам от дверного проема, ведущего к парадной лестнице, расположены два лепных рельефных изображения кентавра;
две граненые консоли;
гладкий фриз с пояском бус, карниз с сухариками, декорированными лепными изображениями раков и розеток, иониками и листьями аканта;
декоративное оформление зала «Лидваль»:
входной портал решен в виде четырех пар пилонов с каннелированными углами и волютообразными стилизованными капителями;
стены декорированы фигурными деревянными панелями с рисунком выполненным в технике маркетри, парными каннелированными стилизованными пилястрами, а также вертикальными панелями, обтянутыми шелком;
двери, ведущие в соседнее помещение «кабинета» - двустворчатые, остекленные фацетированными стеклами, с глухой фрамугой;
фурнитура;
плафон потолка оформлен лепным панно в виде овального медальона в обрамлении рогов изобилия и витых лент, заключенных в фигурную рамку;
карниз с модульонами и полосой иоников;
профилированные тяги, декорирующие тяги;
декоративное оформление помещения №760 «Кабинет»:
зеркальное панно в деревянной раме, увенчанное резной короной;
стены разбиты на зеркала в профилированном обрамлении, затянутые шелком;
широкий фриз с лепными изображениями путти играющих с цветочными гирляндами;
четыре стилизованные пилястры с лепными капителями, декорированными картушами с сетчатым орнаментом, медальонами с женским профилем и фруктовыми гирляндами;
дверной проем, обрамленный профилированным наличником;
лепные орнаментальные тяги;
овальная профилированная розетка;
дубовый паркет;
декоративное оформление помещения № 580, «Бильярдной»:
на плафоне потолка и высокой падуге - декоративные выпущенные балки;
нижняя часть зала облицована деревянными панелями, декорированными орнаментом в стиле модерн, выполненным в технике маркетри;
два оконных проема с полуциркульным завершением заполнены витражами* в стиле модерн;
(*частично воссозданы);
дверной проем с трапециевидным завершением, с деревянным двустворчатым остекленным заполнением и остекленной трапециевидной фрамугой;
над оконными и дверным проемами, а также над нишей - фигурные наличники с декоративной вставкой из выколотной меди;
декоративное оформление помещения №1800, ресторана «Крыша»:
интерьер зала, перекрытого коробовым, остекленным сводом, решен в приемах неоклассики;
по периметру зала расположены пилястры, в торце, напротив сцены - пилоны, декорированные лепными раковинами и провисающими фруктовыми гирляндами;
между пилястрами в нижних частях стен размещены декоративные деревянные сетчатые панели, имитирующие садовую ограду;
над ними - овальные зеркала мелкой расстекловки;
двери зала заполнены фацетированными зеркалами:
две двустворчатые
металлические;
пять металлических с одной створкой;
две деревянные
четырехстворчатые, с боковыми узкими нераспашными створками;
в торце зала - за сценой расположено зеркальное панно в металлическом переплете со стилизованным изображением вазона с цветами;
по сторонам от которого - прямоугольные и трапециевидные зеркала;
дугообразная в плане конструкция сцены, декорированная прямоугольными филенчатыми панелями;
металлическое литое ограждение сцены, под металлическим поручнем, выполнено в виде пересекающихся вертикальных и горизонтальных прутьев, декорированных фруктовыми гирляндами;
деревянная двустворчатая дверь, с фацетированными стеклами, ведущая на нижний этаж;
на противоположной торцевой стене - овальное зеркало мелкой расстекловки в обрамлении лепного наличника в виде замкнутой гирлянды с рогами изобилия;
пилястры несут карниз, декорированный полосой лепного орнамента «кувшинка»;
нижняя часть свода представляет собой широкий фриз с панелями, заполненными лепными композициями с изображением путти и сатиров;
панели разделены лопатками, обрамлены лепными «бусами»;
над панно проходит орнаментальный фриз, декорированный лепными картушами с лентами и рогами изобилия, заполненных фруктами и симметрично расположенными по сторонам картуша обезьянками;
боковые части свода - оштукатурены, заполнены лепными симметричными композициями, сочетающими стилизованные растительные элементы, сетчатый орнамент и изображения птиц;
поле свода представляет собой наборную мозаику из квадратных стекол, в металлическим переплете, расписанных под витраж;
ребра свода гладко оштукатурены;
декоративное оформление помещений гостевых комнат - «номеров»:
номер 105 («Паваротти»):
плафон потолка декорирован поясом иоников;
на стенах - два зеркала в лепном и деревянном обрамлении;
номер 107
(«Достоевский») и 109:
в п. 1 - зеркало в деревянной раме;
в п. 2 - широкий лепной фриз в виде цветочной гирлянды;
номер 113
(«Мариинский»):
четыре зеркала в лепном обрамлении;
в п.1 – карниз с пояском иоников;
номер 112 («Фаберже»):
в первом помещении - падуга, декорированная поясом иоников, два прямоугольных зеркала, объединенных лепной орнаментированной рамой;
во втором помещении - падуга декорирована профилированной тягой,
два аналогичных зеркала;
номер 119
(«Стравинский»): в 1п. - падуга, декорированная профилированной тягой и поясом иоников;
в п.2. - падуга с профилированной тягой;
номер 121 («Романов»): плафон потолка п.1 декорирован пояском иоников,
на стене - два зеркальных панно в лепной раме в виде лаврового венка;
во втором помещении - падуга, декорированная профилированной тягой;
падуга в п.2 декорирована профилированной тягой;
номер 123 «Росси»:
в 1п. - падуга, декорированная профилированной тягой;
на стене - круглый лепной медальон, два прямоугольных зеркальных панно,
во втором помещении – падуга, декорированная пояском ионик,
на стене - лепное панно над кроватью и два круглых лепных медальона, зеркальное панно в виде арки;
номер 125 «Янтарный»:
в п. 1 - профилированный карниз с пояском ионик,
две широких фигурных рамы с лепными цветочными композициями;
в п.2 - фигурная рама с лепными цветочными композициями;
лепное панно над кроватью и два круглых лепных медальона;
номер 127 («Лидваль»):
два лепных десюдепорта в виде рельефной композиции с женской фигурой обрамленной гирляндами и бусами;
каннелированные наличники дверных проемов;
широкий фриз с рельефными венками и гирляндами;
профилированный карниз с иониками;
на потолке - овальная филенка в рамке из порезки;
номер 134:
в п.1 и п.2. – профилированный карниз с поясом иоников, на плафоне потолка – поясок порезки;
в п.1 – два круглых лепных медальона и рельефное лепное панно;
номер 135:
лепная рельефная прямоугольная композиция и два круглых лепных медальона;
профилированный карниз с пояском иоников и поясок порезки на плафоне потолка;
номер 139:
широкий профилированный карниз с лавровой гирляндой, на плафоне потолка – профилированная фигурная рамка с лавровой гирляндой и порезкой;
номер 153:
высокая падуга декорирована профилированной тягой;
номера 225:
в п.1 - карниз с пояском иоников,
на стенах - рамки с ушками;
рельефная лепная композиция;
в п.2 - падуга;
номера 207,209,252,254,257,
307, 351,352,357,359:
во всех комнатах - плоские перекрытия, декорированные лепными профилированными тягами, на стенах - по две пары зеркал с фигурным завершением;
номера 251,253,255:
на стенах - по две пары зеркал с фигурным завершением;
номер 259:
два зеркала с фигурным завершением;
номер 227:
в п.1 - плоское перекрытие декорированное поясом иоников;
два прямоугольных зеркала, над ними - две рельефные лепные композиции с грифонами;
в п.2 - падуга, декорированная профилированной тягой;
на стенах – рамки с ушками;
номер 229:
три прямоугольных зеркала с лепными медальонами над ними;
номер 231:
в п.1 – профилированный карниз, декорированный поясом иоников;
плафон потолка декорирован профилированной тягой;
стены разделены лопатками, завершены широким фризом с лепными вазонами, венчающими лопатки;
четыре прямоугольных зеркала;
в п.2 - падуга, декорированная профилированной тягой, рельефная лепная композиция;
номера 309,353,354,355:
плоские перекрытия с падугами, декорированные лепными профилированными тягами, на стенах - по две пары зеркал с фигурным завершением;
номер 325:
в п.1 - профилированная тяга плафона потолка;
в п.2 – два лепных овальных медальона с гирляндами, и лепная композиция с овальным медальоном, фланкированным двумя фигурами;
номер 327:
профилированная тяга на потолке;
на стенах - рамки с ушками, овальный лепной медальон и гирлянда - над дверным проемом;
номер 331:
плафоны потолка декорированы профилированными тягами с пояском порезки;
в п.1 - лепной овальный медальон с вазоном,
в п. 2 - три медальона;
номер 353
камин угловой, одноярусный, белого полированного мрамора с резьбой, с чугунной топкой, на цоколе с профилированным карнизом, полочка гладкая, с профилированным краем; фриз фланкирован двумя резными розетками (рельеф растительного характера);
в центре фриза волюта с акантовым листом;
зеркало фриза оформлено горизонтальной филенкой с профилированным краем; боковые грани декорированы вертикальными филенками, топочное отверстие с полуциркульным завершением, с профилировкой;
обрамление топочного отверстия чугунное прямоугольное;
с таганом и оградительной решеткой;
оградительная решетка декорирована балясиной и гравировкой;
время: 2- ая пол. XIX века;
номер 354
камин угловой, двухъярусный, с зеркалом, белый полированный мрамор, чугун; прямоугольной формы; первый ярус на цоколе;
с прямоугольной полочкой; под полочкой во фризе пять филенок , две из них (фланкирующие) - квадратные;
фриз с полочкой поддерживают две стилизованные волюты с триглифами,
боковые грани декорированы вертикальными филенками; топочное отверстие с полуциркульным завершением, с профилировкой
время: 2- ая пол. XIX века;
номер 355
камин угловой одноярусный; белого полированного мрамора, с серыми и желтыми прожилками; с чугунной топкой;
полочка фигурная, с профилированным краем;
в центре фриза резная рокайльная раковина; нижний край фриза фигурный, профилированный;
боковые выступы обработаны стилизованным волютами с каннелированной поверхностью; волюты декорированы в верхней части резными завитками пальметами, в нижней части –акантовым листом;
топочное отверстие с полуциркульным завершением с профилированным краем; топочное отверстие обрамлено чугунным листом, с таганом и оградительной решеткой;
время: 2- ая пол. XIX века.
номера 407 и 409:
по две пары зеркал с фигурным завершением, тяги на плафоне потолка;
номер 427:
профилированный карниз с поясом порезки;
два прямоугольных зеркала в профилированных рамах;
номера* 501-521
(* бывшая терраса ресторана «Крыша»):
аркада из деревянных реек;
металлическое ограждение, выполнено в виде ряда прямоугольных в сечении вертикальных стоек с поручнем и прямоугольных в плане филенчатых тумб, завершенных каменными вазонами.
Памятник регионального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1823 г., 1825 г., 1873 г.-надстройка и фасады, 1908-1911 гг.-перестройка и интерьеры
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Михайловская улица, дом 1/7, литера А