Дом Энгельгардта В.В. (Санкт-Петербургский учетный и ссудный банк)

Объемно-пространственное решение: объемно-пространственное и объемно-планировочное решение здания, исключая объем, занятый входом и вестибюлем метрополитена «Невский проспект-2»; исторические габариты и высотные отметки основного объема здания и скатной крыши; расположение и габариты проездной арки. Конструктивная система: наружные и внутренние капитальные стен; пилоны; кирпичные крестовые своды в подвальном этаже и в первом этаже восточной части лицевого дома по Невскому проспекту и в западной части северного флигеля; маршевая историческая лестница, ведущая на антресоль, с чугунными литыми ступенями с ажурными подступенками растительно-геометрического орнамента, проступи с сетчатой насечкой, тетива – металлический двутавр; металлические балки стропильной системы чердака южной части восточного дворового флигеля и восточной части лицевого корпуса по Невскому проспекту; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-декоративная композиция лицевых фасадов в стиле позднего классицизма; исторический материал и конфигурация архитектурно-декоративных элементов лицевых фасадов; лицевой фасад по Невскому проспекту: цоколь, облицованный известняком; архитектурная композиция, включающая первый, второй, третий и четвертый этажи, профили вертикальных и горизонтальных членений, ризалит с портиком в средней части фасада, цветовое решение, материалы отделки; полуколонны композитного ордера (четыре) портика в заглубленной части ризалита на уровне третьего и четвертого этажей; четвертные пилястры (две) композитного ордера в угловых частях портика в заглубленной части ризалита на уровне третьего и четвертого этажей; стилизованные пилястры (восемь) на уровне первого этажа, шесть из которых декорированы провисающими гирляндами в месте разрыва пилястры и капители; рельефы в характере эклектики с изображением ваз (урн) (восемь), расположенные над стилизованными пилястрами на уровне второго этажа; габариты, конфигурация и характер оформления оконных и дверных проемов (прямоугольных и арочных на уровне первого этажа, прямоугольных — на уровне второго, третьего и четвертого этажей) рамочными профилированными наличниками; плоские прямоугольные обрамления окон четвертого этажа слева и справа от ризалита; треугольные сандрики с дентикулами под нижней полочкой (двенадцать) над окнами второго и третьего этажей в боковых частях ризалита; прямые сандрики (тринадцать) над окнами второго этажа; прямые сандрики (пять) над окнами третьего этажа в средней (заглубленной) части ризалита; конфигурация и характер расстекловки окон; профилированная тяга между первым и вторым этажом; фриз с «бегущим» меандром между вторым и третьим этажом; подоконные профилированные тяги; балконы на уровне второго этажа (два), с металлическими ограждениями, с гранитной плитой на гранитных кронштейнах; материал и форма венчающего карниза с дентикулами, антаблемента, состоящего из фриза с модульонами и розетками на метопах, и венчающего карниза с мутулами в ризалите; материал и форма трехчастного ступенчатого аттика над ризалитом; лицевой фасад по набережной канала Грибоедова: цоколь, облицованный известняком; общая архитектурная композиция, включающая первый, второй, третий и четвертый этажи, профили вертикальных и горизонтальных членений, цветовое решение, материалы отделки; проездная арка: местоположение, конфигурация проема. балконы на уровне второго этажа (два), с ограждением из чугунных балясин, на кронштейнах чугунного литья; габариты, конфигурация, характер оформления оконных и дверных проемов (прямоугольных и арочных на уровне первого этажа, прямоугольных — на уровне второго, третьего и четвертого этажей) рамочными профилированными наличниками; плоские прямоугольные обрамления окон четвертого этажа; треугольные сандрики с дентикулами под нижней полочкой (пять) над окнами второго этажа; прямые сандрики (пять) над окнами третьего этажа; профилированная тяга между первым и вторым этажом; фриз с «бегущим» меандром между вторым и третьим этажом; подоконные профилированные тяги; стилизованные пилястры (шесть) на уровне первого этажа, пять из которых декорированы провисающими гирляндами в месте разрыва пилястры и капители; рельефы в характере эклектики с изображением ваз (урн) (пять), расположенные над стилизованными пилястрами на уровне второго этажа; дворовые фасады: историческая архитектурная композиция; историческая конфигурация и габариты проемов, в т. Ч. Арочных проемов окон парадной лестницы (Л-3), а также проемов ворот (частично заложенных) с лучковыми перемычками в первом этаже северного флигеля. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: вестибюль* (пом. 3-Н(2), пл. 216,6 кв. м): объемно-пространственное решение, пилоны; * реконструкция 1960-х гг. площадка второго этажа парадной лестницы* (пом. 18-Н(1), пл. 41,7 кв. м): архитектурно-планировочное решение в характере эклектики, исторические материалы и конфигурация архитектурно-декоративных элементов; колонны коринфского ордера на пьедесталах, декорированных филенками; отделка стены между парами колонн: филенки в два уровня и лепной фриз, декорированный растительным орнаментом; профилированный карниз, падуга; * реконструкция 1960-х гг. Розовое фойе * (пом. 18-Н(26), пл. 170,9 кв.м.): архитектурно-декоративные элементы; декоративное оформление стен, дверных и оконных проемов, фриза, карниза, падуги и потолка; цветовое решение; колонны коринфского ордера на пьедесталах, декорированных филенками; оформление стен филенками в два уровня: двойное обрамление филенок второго уровня с картушами по углам; лепной фриз с пальметками, чередующимися с элементами растительного и геометрического орнамента; падуга с рельефами в виде рокайльных картушей; дверные прямоугольные проемы в профилированных наличниках; двустворчатые двери, оформленные на каждом полотнище четырьмя филенками с рельефным растительным орнаментом и розетками по углам; десюдепорты в виде фигурных филенок с рельефным обрамлением — гирлянды по периметру, стилизованные волюты по углам; в центре ― картуш; карниз профилированный, декорированный порезками; плафон, разделенный на тринадцать частей, каждая из которых выделена рамой из валика, перевитого лентами: центральная часть ― вытянутой формы, скругленной на концах, с двумя лепными розетками; две равновеликие прямоугольные части, примыкающие к продольным сторонам; две боковые торцовые части, каждая из которых разделена на пять кессонов, в том числе ― три прямоугольных кессона, декорированных по центру лепным декором с музыкальными инструментами, по краям ― растительным орнаментом и стилизованными волютами, и два кессона с закругленных сторон, примыкающих к полукругу центрального поля, декорированные рокайлями; зеркало с полукруглым завершением в лепной профилированной раме; оформление зеркала в виде прямоугольной филенки с волютообразным орнаментом; над верхней частью зеркала ― лепной картуш; оконные проемы прямоугольной формы в профилированном обрамлении; * реконструкция 1944-1948 гг. Оливковое фойе перед Концертным залом (пом. 18-Н 26), пл. 170,9 кв. м, восточная часть): архитектурное и объемно-планировочное решение в стиле эклектики; габариты помещения; профили вертикальных и горизонтальных членений; исторические материалы (в том числе позолота); архитектурно-декоративные элементы; цветовое решение; колонны коринфского ордера на пьедесталах, оформленных прямоугольными филенками; входные проемы в западной и северной стенах ― прямоугольные; западный акцентирован двумя колоннами коринфского ордера на пьедесталах; и два арочных в восточной стене ― в профилированных архивольтах, с лепным декором растительного орнамента и картушами на импостах; оформление стен филенками в два яруса (в том числе двойное профилированное обрамление филенок второго яруса с золочеными картушами по углам), а также две узкие высокие филенки, декорированные по всей высоте рельефным растительно-геометрическим орнаментом и картушами у основания и завершения; профилированный карниз с порезкой; лепной фриз с рельефами растительного орнамента в прямоугольных рамках, чередующимися с горельефными мужскими головами, фланкированными кронштейнами, поддерживающими выносной карниз с модульонами; карниз профилированный, декорированный бусами и овами; падуга; плафон, разделенный на тринадцать частей, каждая из которых выделена рамой из валика, перевитого лентами; центральная часть ― ромбовидной формы, с рельефом растительного орнамента и лепной розеткой посередине; примыкающие к ней четыре части в форме неправильных пятиугольников, декорированные рельефами растительного орнамента; две боковые прямоугольные части, каждая из которых разделена на три квадратных кессона с рельефным обрамлением; поля двух центральных кессонов по периметру декорированы растительным орнаментом, поля боковых кессонов ― картушами с изображением музыкальных инструментов (лютни, труб) и цветочных гирлянд; две части вдоль продольных стен декорированы растительным орнаментом; прямоугольные проемы (два) в профилированных наличниках; двери в Концертный зал — пом. 18Н (25) — двустворчатые, декорированные четырьмя филенками прямоугольной формы в рельефном обрамлении растительного орнамента; десюдепорты: в виде фигурных филенок с рельефными обрамлениями (гирлянды по периметру, стилизованные волюты по углам); в центре — картуши; зеркало с полукруглым завершением в двойном рельефном профилированном обрамлении с элементами растительного орнамента, гирляндами, перевитыми лентами, стилизованными волютами, картушами; вкомпоновано в прямоугольную филенку с профилированным обрамлением; оконные проемы прямоугольной формы, в профилированном обрамлении; дверь на балкон прямоугольной формы, одностворчатая, филенчатая; Светло-бежевое фойе перед Концертным залом (пом. 18-Н(7), пл. 47,1 кв. м): архитектурное объемно-планировочное и декоративное решение в стиле неорококо, габариты помещения, профили вертикальных и горизонтальных членений, исторические материалы (в том числе позолота) и конфигурация архитектурно-декоративных элементов; цветовое решение; Входные проемы и их конфигурация: один прямоугольный, в профилированном обрамлении (ведущий в Сиреневое фойе, пом. 18Н (6); два арочных (ведущих в Оливковое фойе, пом. 18Н (26), восточная часть), с профилированными архивольтами и импостами с рельефами растительного орнамента; три дверных, прямоугольной конфигурации; оформление стен филенками в два яруса: прямоугольными и узкими вертикальными (в простенке между арочными проемами), с заполнением орнаментом в виде ромбов; двойное профилированное обрамление филенок второго яруса со стилизованными волютами по углам; карниз профилированный, декорированный в двух уровнях порезками (овы, пальметты); лепной фриз из лавровых венков и элементов растительного орнамента; падуга с рельефным декором в виде гирлянды, перевитой лентой; плафон прямоугольной формы с рельефным обрамлением и лепной розеткой из стилизованных волют; центральное поле плафона декорировано по углам картушами, заключенными в рельеф растительного орнамента; посередине каждой из сторон прямоугольного поля плафона — такие же картуши, но без обрамления; двери в двустворчатые в профилированных наличниках (две — в Концертный зал — пом. 18 (25), две — на лестницы, одна в артистический коридор); каждое полотнище оформлено четырьмя филенками прямоугольной формы, декорировано орнаментом по периметру и картушами по углам; двери в Концертный зал заглублены в ниши, оформленные вертикальными филенками с цветочно-геометрическим орнаментом; десюдепорты в виде фигурных филенок с рельефными обрамлениями (гирлянды по периметру, стилизованные волюты по углам, картуши — в центре); проход из Сиреневого фойе в Светло-бежевое фойе перед Концертным залом (пом. 18-Н(6), пл. 82,0 кв. м, восточная часть): объемно-планировочное решение в стиле эклектики, профили вертикальных и горизонтальных членений, исторические материалы и архитектурно-декоративные элементы, цветовое решение; прямоугольные входные дверные проемы в профилированном обрамлении; профилированный карниз, фриз, падуга; отделка потолка профилированными тягами; Концертный зал (пом. 18-Н(25), пл. 461,6 кв. м): объемно-планировочное решение, архитектурно-декоративное оформление в стиле неорококо, профили вертикальных и горизонтальных членений, исторические материалы (включая позолоту) и конфигурация архитектурно-декоративных элементов, цветовое решение; продольные (западная и восточная) стены: обработка филенками в три яруса; промежутки между филенками третьего яруса оформлены атлантами и кариатидами; филенки нижнего яруса — большие прямоугольные, с золочеными картушами по сторонам и углам; между ними (в створах атлантов и кариатид) — узкие вертикальные филенки, оканчивающиеся золочеными рокайлями, такой же рокайль посередине; второй ярус — из аналогичных узких филенок, расположенных горизонтально; третий ярус — из прямоугольных филенок с золоченым орнаментом растительного характера в поле; северная стена (примыкает сцена) — декоративная обработка аналогична продольным стенам, с крестообразными вентиляционными решетками в филенках третьего яруса; в центре падуги — лепной картуш, фланкированный двумя фигурками пути; южная стена — обработка филенками в три яруса; в центре первого — плоская арочная ниша в архивольте на золоченых импостах; между верхними частями узких вертикальных филенок с золочеными рокайлями — чередуются фигурные филенки с рокайлями и круглые — с гирляндами; выше — фриз из узких горизонтальных филенок с рокайлями, между ними — волютообразные кронштейны; филенки третьего яруса — в форме прямоугольника, охватывающего круг, между которыми — золоченый рокайльный орнамент; фриз — узкий, орнаментированный золоченой лапкой, отделяющий падугу; обработанную филенками, аналогичными третьему ярусу стен, но менее высокими. плафон — по краю обработан филенками с золоченым рельефным орнаментом, отделенными орнаментированными рамами, во внутренних углах зеркала плафона, имеющего прямоугольную форму с закруглениями на концах и двойное обрамление — золоченый рельеф растительного характера; в зеркале — две розетки с золоченым рельефным орнаментом (под люстры); десюдепорты: в виде фигурных филенок с золоченым рельефным обрамлением (гирлянды по периметру, стилизованные волюты по углам, картуши — в центре); двери двустворчатые, в прямоугольных профилированных наличниках, оформленные на четырех уровнях филенками прямоугольной формы с вогнутыми сторонами, декорированных золочеными рельефами растительного орнамента и картушами; Зеленое фойе* (пом. 18-Н(27), пл. 60,6 кв. м): объемно-планировочное решение, профили вертикальных и горизонтальных членений, исторические материалы (в том числе позолота), архитектурно-декоративные элементы, цветовое решение; колонны коринфского ордера; прямоугольные входные проемы; двери двустворчатые (в западной стене) — в прямоугольных профилированных наличниках, оформленные на четырех уровнях филенками прямоугольной формы с вогнутыми сторонами и декорированные по углам рельефами растительного орнамента; зеркало прямоугольной формы с полукруглым завершением, рельефное обрамление в виде гирлянды, перевитой золоченой лентой. В центре завершения — золоченый картуш. Зеркало вписано в прямоугольную филенку с двойным профильным обрамлением; оформление стен тягой и филенками в два уровня (прямоугольными и узкими вертикальными между ними): двойное профилированное обрамление филенок второго уровня; карниз профилированный, декорированный порезкой с гутами и пальметтами; лепной фриз с золоченым растительным орнаментом и парными кронштейнами по углам и по центру, фланкирующими чередующиеся горельефные мужские и женские головки («валет» и «дама»); падуга; плафон, разделенный на одиннадцать частей, каждая из которых выделена рельефны обрамлением из валика; центральная часть ромбовидной формы с золоченым рельефом рокайльного растительного орнамента, картушами и лепной розеткой посередине — под люстру; примыкающие к ней четыре треугольные части, с усеченными боковыми углами, также декорированы золочеными рельефами рокайльного орнамента и картушами; две торцовые прямоугольные части, каждая из которых разделена на три кессона с рельефным обрамлением; поля центрального (квадратной формы) и двух боковых прямоугольных кессонов декорированы золоченым орнаментом с цветочными гирляндами и картушами; лепной декор боковых кессонов — с фигурами крылатых гениев; оформление перекрытия проема между розовым и зеленым фойе лепным декором в виде венка с лентами; рельефные обрамления двух оконных проемов и проема балконной двери; * реконструкция 1960-х гг.Малое зеленое фойе* (пом. 18-Н(28), пл. 47,0 кв. м): архитектурно-планировочное решение, конфигурация входных и обрамление дверных и оконных проемов, декоративное оформление стен, лепного фриза и потолка, цветовое решение; двери двустворчатые в прямоугольных профилированных обрамлениях, оформленные в четыре яруса филенками прямоугольной формы с вогнутыми сторонами и декорированные по углам картушами; двери, ведущие из Зеленого фойе — пом. 18Н (27) — заглублены в ниши, оформленные на четырех уровнях прямоугольными филенками с двойными профилированными обрамлениями; оформление стен филенками прямоугольной формы с профилированным обрамлением; карниз профилированный, фриз; падуга, декорированная картушами: по два парных в центре, четыре — в угловых частях, и центральный, по оси межоконного простенка, с двумя горельефного фигурками пути с факелами в руках; плафон в профилированном обрамлении с центральной розеткой под люстру, декорированной рельефом растительного орнамента; * реконструкция 1960-х гг. Красная (музыкальная) гостиная* (пом. 18-Н(29), пл. 59,3 кв. м): архитектурно-планировочное и цветовое решение; двухуровневый карниз с порезками из жемчужника, ов, листьев аканта и валика из гирлянды, перевитой лентами; падуга; плафон прямоугольной формы с профилированным обрамлением по периметру; по центру поля — овал из лепной гирлянды, перевитой лентой, к которому от углов и середин сторон обращены канделябры и гирлянды с лирами; * реконструкция 1960-х гг. Буфет* (пом. 18-Н(41), пл. 165,6 кв. м): архитектурно-планировочное решение, конфигурация входных проемов, декоративное оформление стен, цветовое решение; пилон; оформление стен филенками в прямоугольных обрамлениях на двух уровнях (углы обрамления второго уровня — вогнутые, скругленные); фриз и профилированный карниз; падуга и профилированный карниз; плафон, обрамленный по периметру профилированными тягами; * реконструкция 1960-х гг. Вестибюль парадной лестницы (Л-3) лицевого дома по Невскому проспекту (пом. 1, пл. 13,8 кв. м): историческое объемно-пространственное решение с цилиндрическим сводом; оформление стен пилястрами и экседрами; Парадная лестница лицевого дома по Невскому проспекту (Л-3): историческое объемно-пространственное решение, конфигурация и местоположение арочных окон; Зал (пом. 5-Н(10), пл. 183,8 кв. м) (2 этаж северного флигеля): историческое объемно-пространственное решение, архитектурно-декоративное оформление в характере эклектики; стены, оформленные пилястрами с композитными капителями и картушами над капителями, а также лепными тягами, образующими прямоугольные поля; карниз с порезками и дентикулами; потолок, оформленный тягами с декором в виде растительного орнамента и гладких розеток-патер, делящими зеркало потолка на разноформатные поля и кессоны ― круглые и квадратные с многолепестковыми розетками в центре; Зал (пом. 5-Н(9), пл. 95,9 кв. м): историческое объемно-пространственное решение, архитектурно-декоративное оформление в характере эклектики; стены, оформленные пилястрами с композитными капителями и картушами над капителями, а также лепным фризом с горельефным гротескным орнаментом; карниз с порезками и дентикулами; между пилястрами в верхней трети стены — профилированные архивольты, декорированные в центре кронштейном с листьями, по сторонам — растительным орнаментом; потолок, оформленный тягами с декором в виде растительного орнамента и гладких розеток-патер, делящими зеркало потолка на прямоугольные кессоны с многолепестковыми розетками по углам; на пересечении тяг — гирьки. В центральном кессоне — лепная розетка с растительным орнаментом; Пом. 17-Н(3, 4), пл. 173,8 кв. м., пл. 98,5 кв. м.: историческое объемно-пространственное решение; архитектурно-планировочное решение с опорным столбом и крестовыми сводами; Пом. 5-Н(3-8), общ. пл. 58,8 кв. м., 6-Н(3), пл. 58,1 кв. м. (1 эт. северного флигеля): объемно-планировочное решение с опорным столбом и крестовыми сводами; Пом. 8-Н(9), пл. 70,8 кв. м (антресоль между 1 и 2 эт. дворовых флигелей — северного и восточного): отделка потолка стальными листами с продольными и поперечными стальными полосами, на пересечении которых декор из кованых розеток (часть розеток утрачена); Пом. 8-Н(7, 8), пл. 25,3 кв. м., 15,8 кв. м.: перекрытие по металлическим балкам с остеклением.

Памятник регионального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1759-1761гг., 1829 г., 1895-1896 гг., 1941 г., 1944-1945 гг., 1946-1948 гг., 1966 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 30, литера А

Еще объекты культурного наследия