Церковь Смоленская
Объёмно-пространственное решение: габариты и конфигурация здания (в основе первоначальное авторское решение 1785-1790 гг. архитектора А.А.Иванова с перестройками и расширениями, осуществлявшимися на протяжении XIX в.): церковь одноэтажная трёхпридельная, с двухъярусной колокольней с открытыми ярусами звона над западной частью и круглым в плане барабаном с куполом над восточной частью;
габариты, конфигурация, высотные отметки, материал покрытия (листовой металл) и исторический колер окраски кровель здания: скатные крыши основного объёма, сферический купол, увенчанный световым барабаном-фонариком с луковичной главкой и крестом; гранёный шпиль колокольни с крестом.
Конструктивная система здания: наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные),
лестница, ведущая в колокольню – известняковая, с ограждением из литых орнаментированных стоек чугунного литья;
пилоны, поддерживающие арочные перекрытия в подкупольном пространстве;
купольное перекрытие над центральной частью храма в виде кирпичного свода на парусах;
кирпичные своды подвалов;
кирпичные своды над помещениями трапезной и боковых приделов (коробовые с распалубками над восточными боковыми приделами, сомкнутые – над западными).
Архитектурно-художественное решение фасадов, выполненное в характере классицизма, в том числе:
материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка;
облицовка цоколя известняковой скобой;
три четырёхколонных (колонны ?-ные) портика (на северном, южном и западном фасадах), завершенные треугольными фронтонами;
лепной декор: в тимпанах фронтонов портиков – композиции с изображением сияния с крестом либо всевидящим оком в центре,
антаблемент с триглифами и розетками в метопах;
веерообразные орнаментальные наличники над окнами первого этажа;
лепные головки херувимов в разорванных фронтонах портиков верхнего яруса колокольни;
историческая конфигурация и габариты оконных и дверных проёмов;
исторический рисунок переплётов (с мелкой расстекловкой), материал (дерево) и исторический колер оконных заполнений, единообразие их цветового решения *
* в окнах барабана купола в настоящее время установлены заполнения из ПВХ-профиля
кованые металлические решётки на окнах первого этажа;
конфигурация, габариты и материал (известняк) крылец входов;
металлические орнаментированные козырьки чугунного литья на двух литых столбах, орнаментированное литое ограждение крыльца;
двери входные дубовые филенчатые полусветлые (исторический рисунок, материал);
надгробные мраморные плиты (две), вмонтированные в стену северного фасада (прот. Георгия Петрова (ум. в 1825 г.) и прот. С.И.Колосова).
Декоративно-художественная отделка интерьеров:
монументальная живопись: скуфья купола разделена орнаментальными поясами на сегменты, в основании которых изображения 8-конечных крестов, по периметру барабана фигуры апостолов в орнаментальном обрамлении; под барабаном орнаментальный фриз; в парусах свода четыре Евангелиста; в тимпанах трёх подкупольных арок многофигурные композиции «Воскрешение Лазаря», «Воскрешение сына Наинской вдовы» и «Воскрешение дочери Иаира»; под ними – орнаментальный фриз с включенными в него изображениями святых в многоугольных рамах; на своде центральной апсиды композиция с изображением Святого Духа и головок херувимов (масло по штукатурке, 1858 г., худ. В.В.Васильев, 1899 г., худ. Ф.Р.Райлян (изображения Евангелистов в парусах и роспись северного придела);
орнаментальные композиции в характере рококо на стенах и сводах трапезной (масло по штукатурке, 1899 г., худ. Н.М.Будаков)
центральный иконостас *
(дерево, резьба; окраска, позолота) - выполнен в виде двухъярусной ордерной композиции; два пилона нижнего яруса, фланкированные парами каннелированных вызолоченных пилястр композитного ордера, поддерживают антаблемент с вызолоченным профилированным карнизом; между пилонами помещены царские врата, с живописным изображением Благовещения на створках; к ним примыкают боковые панели с иконами горизонтального формата (Спаситель и Богоматерь в рост), над царскими вратами – сияние с изображением Святого духа в виде голубя; между боковыми пилястрами – иконы вертикального формата с изображением архангелов, над ними - резные скульптурные композиции в виде двух ангелов, поддерживающих картуши с вставленными в них иконами в форме тондо;
верхний ярус представляет собой арку с полуциркульным проемом, увенчанную треугольным фронтоном, заполненным живописной композицией с изображением Тайной вечери; в арочном проеме помещено сияние с резным изображением Бога Саваофа.
* помещён в храме после 1947 г.
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1785-1790 гг., 1-я треть XIX в.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Камская улица, дом 24, литера А