Храм римско-католический Святой Екатерины
«Храм римско-католический Святой Екатерины»
Местоположение составляющих ансамбль зданий, их роль в формировании панорамы застройки Невского проспекта и Итальянской улицы.
1. «Храм, 1763-1783 гг., арх. Валлен-Деламот Ж.-Б., арх. Ринальди А.»,
Объемно-пространственное решение:
исторические габариты и конфигурация здания – однонефное с трансептом, нартексом и двумя одноапсидными пристройками у алтаря, одноэтажное на подвале, нартекс - двухэтажный;
крыша - исторические габариты и конфигурация (двухскатная, стропильная), здание завершено куполом на высоком барабане с фонарем;
лицевой фасад решен в виде триумфальной арки с одним главным входом, к которому ведут десять гранитных ступеней, соединен двумя арками с жилыми домами, расположенных по адресу Невский пр., д. 32 и 34 - исторические габариты и конфигурация.
Конструктивная система здания:
исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);
междуэтажные перекрытия - местоположение;
своды – полуциркульные с распалубками на подпружных арках (помещения подвала);
своды – цилиндрические на подпружных арках (помещение 95-Н (5), неф);
перекрытие – купол на барабане с подпружными арками и парусами (помещение 95-Н (5);
свод – купольный на парусах и подпружных арках (помещение 95-Н (6);
три апсиды с конховым завершением;
четыре уплощенных купольных свода с профилированными тягами в основании (в объемах по сторонам от главного входа в уровне 1-го и 2-го этажей);
овальные ниши в объемах по сторонам от главного входа в уровне 2-го этажа;
лестница (историческая до 2-го этажа, выше - современная) – местоположение (юго-восточная часть здания), тип (винтовая), конструкция (на металлическом стержне), вид материала ступеней (металл), оформление (ажурные подзоры);
лестница (современная) – местоположение (юго-западная часть здания), тип (винтовая);
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
вид материала и характер отделки фасадов – гладкая штукатурка;
вид материала и характер отделки цоколя здания – известняк, цоколя арочных проемов – гранит;
исторический дверной проем – габариты, конфигурация (прямоугольный), местоположение (лицевой фасад), оформление (профилированный наличник, профилированный треугольный сандрик, с поясом сухариков на волютообразных кронштейнах и лепной провисающей гирляндой (средняя часть утрачена, между кронштейнами на мраморной доске надпись из бронзы);
историческое заполнение дверного проема - конструкция (двухстворчатые, с двумя нестворными заполнениями в верхней части), оформление (фигурные и прямоугольные филенки, резьба), материал (дерево), утрачены элементы резьбы и бронзовая фурнитура);
крыльцо центрального входа – местоположение, габариты, конструкция, материал ступеней (гранит);
исторические дверные проемы – габариты, конфигурация (прямоугольные), местоположение (лицевой фасад, в боковых частях);
исторические проемы – габариты, конфигурация (прямоугольные), местоположение (лицевой фасад, в торцах центральной ниши), оформление (профилированные наличники, профилированные прямые сандрики на кронштейнах, над проемом прямоугольная филенка и люкарна в профилированном наличнике со стилизованным сандриком и лепной композицией в нижней части);
крыльцо входа – местоположение (дворовый восточный фасад), габариты, конструкция (с парапетом), материал ступеней и парапета (известняк);
исторические дверные проемы в подвальные помещения (пять, один проем заложен) – габариты, конфигурация (лучкового завершения), местоположение;
приямки с ведущими вниз ступенями – местоположение, габариты, конфигурация, материал ступеней и приямка (гранит, известняковая плита);
оконные проемы, включая заложенные – габариты, конфигурация (с полуциркульным и лучковым завершениями, овальные, прямоугольные), местоположение, оформление (профилированные наличники, замковые камни в виде кронштейнов, прямые и лукообразные сандрики, рокайльные завитки и раковины под сандриками, лепные растительные элементы в подоконном пространстве);
исторические заполнения оконных проемов – конфигурация, исторический материал (дерево), цвет (коричневый), рисунок расстекловки;
оформление фасадов:
две уплощенные нишки – местоположение (лицевой фасад, по сторонам от центрального входа), конфигурация (прямоугольные), габариты, оформление (профилированные наличники, прямые сандрики на кронштейнах);
контррельефные фигурные филенки над арочными проемами лицевого фасада;
оформление арки главного входа – кессоны с цветочными розетками и профилированные тяги в поле арки, лепная композиция в виде Всевидящего Ока с сиянием в тимпане, профилированный выносной карниз на модульонах;
гладкие штукатурные лопатки, пилястры композитного ордера на оштукатуренных базах, колонны композитного ордера на гранитных базах и постаментах;
фигурные аттики, венчающие боковые арки;
профилированные подоконные и межэтажные тяги и карнизы, антаблемент, венчающий профилированные выносной раскрепованный карниз на модульонах;
аттик, оформленный гладкими лопатками;
купол – исторические габариты, местоположение (над средокрестием), конфигурация, материал окрытия (железо), металлический позолоченный крест на фонарике;
скульптурная композиция в виде двух ангелов, держащих крест, и двух головок младенцев у подножия креста (над центральным входом), фигуры ангелов из белого мрамора, крест из металла;
скульптуры апостолов (четыре) над аттиком центральной части лицевого фасада (белый мрамор),
Декоративно-художественная отделка интерьеров помещение 94-Н(1):
доска из черного мрамора с выбитой надписью на латинском языке;
помещение 94-Н(3):
захоронение генерала Виктора Моро – местоположение (северная стена);
помещение 94-Н(19):
престол из белого мрамора (перенесен) с гладкой прямоугольной столешницей, на фигурном профилированном основании;
помещение 95-Н(2):
наливной пол из мраморной крошки, рисунок (геометрический орнамент в центральной части, бордюр по периметру помещения);
помещение 95-Н(3) (притвор):
фрагмент мраморного алтаря с ведущими к нему ступенями;
оформление стен – фрагменты законсервированной живописи;
решетка – местоположение, конфигурация, материал (металл), габариты, техника исполнения (литье, ковка), рисунок (растительные мотивы, цветы, пламя, кресты);
помещение 95-Н(4) (притвор):
кропильные чаши (две) – местоположение, конфигурация (в плане – вытянутый овал), габариты, материал (серо-розовый мрамор), оформление (неглубокие настенные чаши, декорированные по краю резным орнаментом в виде листьев аканта, с основанием, оформленным резным пальчиковым орнаментом, волютами и растительными элементами; верхняя пристенная часть из растительного и двух рокайльных элементов);
памятная доска из черного мрамора в обрамлении бело-розового мрамора с надписью на латинском языке;
помещение 95-Н(5):
оформление свода нефа – прямоугольные филенки и профили подпружных арок, фигурные филенки в профилированных рамах оконных откосов и тимпанов;
оформление перекрытия средокрестия – фигурные филенки в профилированных рамах на парусах и в куполе, профилированные тяги и орнаментальные пояса в основании барабана; профилированный карниз с дентикулами в основании купола;
стилизованные пилястры в уровне барабана, купола, также имитирующие опорные столбы живописного балюстрадного ограждения;
два арочных проема, отделяющие боковые части трансепта;
оформление арок боковых проемов, алтарной части – профилированные штукатурные архивольты, орнаментальные пояса; в полях арок – фигарейные филенки;
оформление стен – штукатурные пилястры коринфского ордера, трехчетвертные колонны коринфского ордера на постаментах, облицованные белым искусственным мрамором, поддерживающие хоры и антаблемент с орнаментальными поясами, филенчатым фризом, профилями;
профилированные тяги;
профилированный выносной карниз с дентикулами на орнаментированных модульонах;
профилированные штукатурные рамы, филенки с «вынутыми» углами);
два проема с полуциркульными завершениями, оформленные профилированными архивольтами на импостах, ведущие в помещения 95-Н(3, 4);
исторические дверные проемы – местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты, оформление (штукатурные профилированные наличники с «ушками»);
заполнения дверных проемов – исторические материал, цвет, рисунок;
«слепые» оконные проемы в профилированных наличниках, с профилированными подоконными выступами, декорированными орнаментированными консолями и стилизованными уплощенными кронштейнами;
дверной проем – местоположение (ведущий в помещение 95-Н(2), конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты, оформление (профилированный архивольт с орнаментальными поясами);
оформление откосов оконных проемов – фигарейные филенки;
скульптуры ангелов (алебастр) (четыре) в разорванных фронтонах боковых частей трансепта;
престолы (сохранились фрагментарно) – количество (два), местоположение (боковые части трансепта), конфигурация, габариты, материал (белый и серый с прожилками мрамор);
характер покрытия полов – полихромная метлахская плитка (рисунок «шашка», бордюр из меандра), мраморная крошка;
хоры – местоположение (южная часть нефа, над входом), конфигурация, габариты, балюстрадное ограждение;
оформление стен – фрагменты штукатурных пилястр с капителями коринфского ордера, поддерживающими антаблемент с орнаментальными поясами, филенчатым фризом, профилями;
контррельефные филенки, профилированная тяга;
помещение 95-Н(6) (Часовня Благовещения Пресвятой Девы Марии):
оформление конхи – центральная лепная цветочная розетка, кессоны с цветочными розетками, выносной профилированный карниз на орнаментированных модульонах, с цветочными розетками между модульонами, антаблемент;
оформление подпружной арки, отделяющей апсиду от основного объема – рельефные композиции из двух возлежащих фигур, держащих медальон с монограммой; филенки в орнаментальных рамах – в поле арки;
оформление купола апсиды – лепная центральная цветочная розетка, кессоны с цветочными розетками, профилированный карниз;
оформление парусов – треугольные филенки в орнаментальном обрамлении, рельефные композиции из головок херувимов;
профилированные архивольты, декорированные кессонами с цветочными розетками;
оформление стен – облицовка искусственным мрамором желтого цвета с прожилками;
ниши – местоположение, конфигурация (с конховым завершением), габариты;
крепованные пилястры и трехчетвертные колонны на постаментах композитного ордера, поддерживающие антаблемент с филенчатым фризом, и профилированный выносной раскрепованный карниз на орнаментированных модульонах с цветочными розетками между модульонами;
алтарь с ведущими к нему двумя ступенями – местоположение, конфигурация (ступенчатый, прямоугольный в плане), габариты, материал (белый мрамор), оформление (на профилированном плинте, престол, поддерживаемый двумя резными орнаментированными консолями, на лицевой поверхности прямоугольные филенки с резным декором);
покрытие пола – плиты из белого и черного мрамора, шахматный рисунок;
помещение 95-Н(7):
настенная чаша – местоположение, конфигурация (полуциркульная), габариты, материал (белый мрамор), оформление (декорирована по краю порезкой из крупных овалов);
настенная чаша – местоположение, конфигурация (полуциркульная в плане), габариты, материал (белый мрамор), оформление (профиль по краю, пристенная часть ступенчатая, декорирована резными цветочными розетками, волютообразными элементами; верхняя часть в виде двух волютообразных деталей, соединенных раковиной).
2. «Дом жилой с дворовым флигелем, 1840 г., арх. Жако П.П., арх. Росси К.И.»,
Объемно-пространственное и планировочное решение территории:
местоположение границ территории;
расположение в северо-восточной части участка одного лицевого и одного дворового корпусов.
Объемно-пространственное решение:
Г-образное разновысотное здание на полуподвале, состоящее из 3-5-этажного лицевого корпуса и 5-этажного дворового корпуса;
крыши лицевого и дворового корпусов, их исторические конфигурация, габариты, в том числе высотные отметки коньков и карнизов;
ризалит в семь световых осей, его исторические местоположение (западная часть лицевого фасада.), конфигурация (прямоугольный в плане, уплощенный);
воротный проезд – историческое местоположение (в шестой световой оси лицевого корпуса), конфигурация (с уплощенным коробовым завершением), габариты.
Конструктивная система:
фундаменты;
исторические наружные и внутренние капитальные стены, их местоположение, материал (кирпич);
междуэтажные перекрытия – местоположение;
своды, в том числе коробовые, коробовые с распалубками, включая надподвальные;
две двухмаршевые лестницы по косоурам, с известняковыми ступенями*, их исторические местоположение, габариты, материал;
* ступени северной лестницы облицованы современной плиткой.
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
лицевой фасад:
материал и характер отделки цоколя – известняковая скоба;
материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (гладкая и оформленная под руст в уровне 1-го этажа (руст кирпичный в части ризалита, линейный);
два балкона в три световые оси, на четырех кронштейнах, с литым ограждением, их исторические местоположение (в уровне 2-го этажа), конфигурация (прямоугольные в плане), габариты, рисунок ограждений (геометрический и растительный орнамент, волютообразные завитки);
проемы балконных дверей – местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
оформление проемов балконных дверей – профилированные штукатурные наличники, прямые сандрики на кронштейнах;
исторические заполнения* проемов балконных дверей – исторические материал, конструкция, оформление;
*утрачены
оформление воротного проезда – руст, веерный замковый камень;
исторические дверные проемы, их историческое местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
оформление дверных проемов – веерные замковые камни;
исторические заполнения* дверных проемов – исторические материал, конструкция, оформление;
*утрачены
оконные проемы цокольного, 1-3-го этажей – историческое местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
оформление оконных проемов 1-го этажа – веерные замковые камни;
оформление оконных проемов 2-го этажа – профилированные штукатурные наличники, прямые сандрики на кронштейнах, профилированные подоконные выступы, гладкие лопатки и ложная балюстрада в подоконном пространстве;
оформление оконных проемов 3-го этажа – профилированные штукатурные наличники;
гладкий фриз между 1-2-м этажами в части ризалита;
подоконный профилированный карниз, профилированные межэтажные тяги;
восемь оштукатуренных пилястр ионического ордера на известняковых основаниях, расположенные в уровне 2-3-го этажей ризалита;
гладкий фриз (в части ризалита с лепными композициями из венков, пальметты и растительных элементов), профилированный венчающий карниз с сухариками;
дворовый фасад лицевого корпуса, фасад дворового корпуса:
материал и характер отделки цоколя – известняковые скобы;
материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;
исторические дверные и оконные проемы – историческое местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;
гладкие межэтажная и подоконная тяги;
венчающий профилированный карниз.
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
помещение 45-Н(2) площадью 115,3 м?:
угловая двухъярусная печь, облицованная белыми изразцами, на высоком плинте с рельефным поясом по верхнему краю; лицевая поверхность нижнего яруса декорирована рельефными изразцами, поверхность верхнего яруса – орнаментальной рамой, во фризах композиции из картуша и растительных элементов; ярусы разделены полочкой; навершие из раковины, рокайльных завитков и растительных элементов;
время: 2-я пол. 19 в.
размер: в. – ок. 320 см., ш. – 127 см., гл. – 45 см.;
угловая двухъярусная печь, облицованная белыми изразцами, на высоком плинте с рельефным поясом по верхнему краю; лицевая поверхность нижнего яруса декорирована рельефными изразцами, поверхность верхнего яруса – орнаментальной рамой, во фризах композиции из картуша и растительных элементов; ярусы разделены полочкой; навершие в виде небольшого лучкового фронтона, рокайльных завитков и растительных элементов;
время: 2-я пол. 19 в.
размер: в. – ок. 320 см., ш. – 123 см., гл. – 43 см.;
помещение 71-Н(2) площадью 42,2 м?.:
оформление плафона – кессоны с крупными розетками из акантовых листьев;
оформление стен – фриз из лепных акантовых листьев и побегов по периметру помещения;
падуга, оформленная обработанная лепным орнаментом из крупных акантовых листьев, побегов и цветов;
помещение 71-Н(9) площадью 25,9 м?.:
оформление плафона – лепная рама по периметру плафона из чередующихся пальметток и иоников, внутренняя часть рамы – с лепными розами, в центральной части плафона – рельефные изображения играющих амуров;
центральная лепная розетка из роз;
угловые композиции из пар амуров с ветвями роз;
оформление стен – лепной фриз из пальметок;
помещение 72-Н(3) площадью 26,6 м?.:
угловая двухъярусная печь, облицованная белыми изразцами, на раскрепованном плинте, с раскрепованной полочкой между ярусами; угловые части нижнего яруса закруглены; лицевая поверхность верхнего яруса с углублением, фланкирована рельефными полосами; фриз с рельефными растительными композициями, в завершении небольшой лучковый фронтон и профилированный карниз с орнаментальным поясом;
время: 2-я пол. 19 в.;
размер: в. – ок. 300 см., ш. – ок. 100 см., гл. – ок. 35 см.;
помещение 72(38) площадью 105,1 м?.:
угловая двухъярусная печь, облицованная белыми изразцами, на плинте с орнаментальным поясом по верхнему краю; полочка, разделяющая ярусы, профилированная, с орнаментальными поясами и лепной композицией в центральной части; в основании верхнего яруса орнаментальные пояса, лицевая поверхность в орнаментированной раме; в завершении фриз с лепными пальметтками, коронка с чашей с факелом, морскими коньками, растительными мотивами, профилированный карниз с полуциркульным небольшим фронтоном.
время: 2-я пол. 19 в.
размер: в. – ок. 320 см., ш. – ок. 125 см., гл. – ок. 45 см.
Ансамбль федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1763-1783 гг., 1840 г.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 32-34, литера А