Храм римско-католический Святой Екатерины

«Храм римско-католический Святой Екатерины» Местоположение составляющих ансамбль зданий, их роль в формировании панорамы застройки Невского проспекта и Итальянской улицы. 1. «Храм, 1763-1783 гг., арх. Валлен-Деламот Ж.-Б., арх. Ринальди А.», Объемно-пространственное решение: исторические габариты и конфигурация здания – однонефное с трансептом, нартексом и двумя одноапсидными пристройками у алтаря, одноэтажное на подвале, нартекс - двухэтажный; крыша - исторические габариты и конфигурация (двухскатная, стропильная), здание завершено куполом на высоком барабане с фонарем; лицевой фасад решен в виде триумфальной арки с одним главным входом, к которому ведут десять гранитных ступеней, соединен двумя арками с жилыми домами, расположенных по адресу Невский пр., д. 32 и 34 - исторические габариты и конфигурация. Конструктивная система здания: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); междуэтажные перекрытия - местоположение; своды – полуциркульные с распалубками на подпружных арках (помещения подвала); своды – цилиндрические на подпружных арках (помещение 95-Н (5), неф); перекрытие – купол на барабане с подпружными арками и парусами (помещение 95-Н (5); свод – купольный на парусах и подпружных арках (помещение 95-Н (6); три апсиды с конховым завершением; четыре уплощенных купольных свода с профилированными тягами в основании (в объемах по сторонам от главного входа в уровне 1-го и 2-го этажей); овальные ниши в объемах по сторонам от главного входа в уровне 2-го этажа; лестница (историческая до 2-го этажа, выше - современная) – местоположение (юго-восточная часть здания), тип (винтовая), конструкция (на металлическом стержне), вид материала ступеней (металл), оформление (ажурные подзоры); лестница (современная) – местоположение (юго-западная часть здания), тип (винтовая); Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение. Архитектурно-художественное решение фасадов: вид материала и характер отделки фасадов – гладкая штукатурка; вид материала и характер отделки цоколя здания – известняк, цоколя арочных проемов – гранит; исторический дверной проем – габариты, конфигурация (прямоугольный), местоположение (лицевой фасад), оформление (профилированный наличник, профилированный треугольный сандрик, с поясом сухариков на волютообразных кронштейнах и лепной провисающей гирляндой (средняя часть утрачена, между кронштейнами на мраморной доске надпись из бронзы); историческое заполнение дверного проема - конструкция (двухстворчатые, с двумя нестворными заполнениями в верхней части), оформление (фигурные и прямоугольные филенки, резьба), материал (дерево), утрачены элементы резьбы и бронзовая фурнитура); крыльцо центрального входа – местоположение, габариты, конструкция, материал ступеней (гранит); исторические дверные проемы – габариты, конфигурация (прямоугольные), местоположение (лицевой фасад, в боковых частях); исторические проемы – габариты, конфигурация (прямоугольные), местоположение (лицевой фасад, в торцах центральной ниши), оформление (профилированные наличники, профилированные прямые сандрики на кронштейнах, над проемом прямоугольная филенка и люкарна в профилированном наличнике со стилизованным сандриком и лепной композицией в нижней части); крыльцо входа – местоположение (дворовый восточный фасад), габариты, конструкция (с парапетом), материал ступеней и парапета (известняк); исторические дверные проемы в подвальные помещения (пять, один проем заложен) – габариты, конфигурация (лучкового завершения), местоположение; приямки с ведущими вниз ступенями – местоположение, габариты, конфигурация, материал ступеней и приямка (гранит, известняковая плита); оконные проемы, включая заложенные – габариты, конфигурация (с полуциркульным и лучковым завершениями, овальные, прямоугольные), местоположение, оформление (профилированные наличники, замковые камни в виде кронштейнов, прямые и лукообразные сандрики, рокайльные завитки и раковины под сандриками, лепные растительные элементы в подоконном пространстве); исторические заполнения оконных проемов – конфигурация, исторический материал (дерево), цвет (коричневый), рисунок расстекловки; оформление фасадов: две уплощенные нишки – местоположение (лицевой фасад, по сторонам от центрального входа), конфигурация (прямоугольные), габариты, оформление (профилированные наличники, прямые сандрики на кронштейнах); контррельефные фигурные филенки над арочными проемами лицевого фасада; оформление арки главного входа – кессоны с цветочными розетками и профилированные тяги в поле арки, лепная композиция в виде Всевидящего Ока с сиянием в тимпане, профилированный выносной карниз на модульонах; гладкие штукатурные лопатки, пилястры композитного ордера на оштукатуренных базах, колонны композитного ордера на гранитных базах и постаментах; фигурные аттики, венчающие боковые арки; профилированные подоконные и межэтажные тяги и карнизы, антаблемент, венчающий профилированные выносной раскрепованный карниз на модульонах; аттик, оформленный гладкими лопатками; купол – исторические габариты, местоположение (над средокрестием), конфигурация, материал окрытия (железо), металлический позолоченный крест на фонарике; скульптурная композиция в виде двух ангелов, держащих крест, и двух головок младенцев у подножия креста (над центральным входом), фигуры ангелов из белого мрамора, крест из металла; скульптуры апостолов (четыре) над аттиком центральной части лицевого фасада (белый мрамор), Декоративно-художественная отделка интерьеров помещение 94-Н(1): доска из черного мрамора с выбитой надписью на латинском языке; помещение 94-Н(3): захоронение генерала Виктора Моро – местоположение (северная стена); помещение 94-Н(19): престол из белого мрамора (перенесен) с гладкой прямоугольной столешницей, на фигурном профилированном основании; помещение 95-Н(2): наливной пол из мраморной крошки, рисунок (геометрический орнамент в центральной части, бордюр по периметру помещения); помещение 95-Н(3) (притвор): фрагмент мраморного алтаря с ведущими к нему ступенями; оформление стен – фрагменты законсервированной живописи; решетка – местоположение, конфигурация, материал (металл), габариты, техника исполнения (литье, ковка), рисунок (растительные мотивы, цветы, пламя, кресты); помещение 95-Н(4) (притвор): кропильные чаши (две) – местоположение, конфигурация (в плане – вытянутый овал), габариты, материал (серо-розовый мрамор), оформление (неглубокие настенные чаши, декорированные по краю резным орнаментом в виде листьев аканта, с основанием, оформленным резным пальчиковым орнаментом, волютами и растительными элементами; верхняя пристенная часть из растительного и двух рокайльных элементов); памятная доска из черного мрамора в обрамлении бело-розового мрамора с надписью на латинском языке; помещение 95-Н(5): оформление свода нефа – прямоугольные филенки и профили подпружных арок, фигурные филенки в профилированных рамах оконных откосов и тимпанов; оформление перекрытия средокрестия – фигурные филенки в профилированных рамах на парусах и в куполе, профилированные тяги и орнаментальные пояса в основании барабана; профилированный карниз с дентикулами в основании купола; стилизованные пилястры в уровне барабана, купола, также имитирующие опорные столбы живописного балюстрадного ограждения; два арочных проема, отделяющие боковые части трансепта; оформление арок боковых проемов, алтарной части – профилированные штукатурные архивольты, орнаментальные пояса; в полях арок – фигарейные филенки; оформление стен – штукатурные пилястры коринфского ордера, трехчетвертные колонны коринфского ордера на постаментах, облицованные белым искусственным мрамором, поддерживающие хоры и антаблемент с орнаментальными поясами, филенчатым фризом, профилями; профилированные тяги; профилированный выносной карниз с дентикулами на орнаментированных модульонах; профилированные штукатурные рамы, филенки с «вынутыми» углами); два проема с полуциркульными завершениями, оформленные профилированными архивольтами на импостах, ведущие в помещения 95-Н(3, 4); исторические дверные проемы – местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты, оформление (штукатурные профилированные наличники с «ушками»); заполнения дверных проемов – исторические материал, цвет, рисунок; «слепые» оконные проемы в профилированных наличниках, с профилированными подоконными выступами, декорированными орнаментированными консолями и стилизованными уплощенными кронштейнами; дверной проем – местоположение (ведущий в помещение 95-Н(2), конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты, оформление (профилированный архивольт с орнаментальными поясами); оформление откосов оконных проемов – фигарейные филенки; скульптуры ангелов (алебастр) (четыре) в разорванных фронтонах боковых частей трансепта; престолы (сохранились фрагментарно) – количество (два), местоположение (боковые части трансепта), конфигурация, габариты, материал (белый и серый с прожилками мрамор); характер покрытия полов – полихромная метлахская плитка (рисунок «шашка», бордюр из меандра), мраморная крошка; хоры – местоположение (южная часть нефа, над входом), конфигурация, габариты, балюстрадное ограждение; оформление стен – фрагменты штукатурных пилястр с капителями коринфского ордера, поддерживающими антаблемент с орнаментальными поясами, филенчатым фризом, профилями; контррельефные филенки, профилированная тяга; помещение 95-Н(6) (Часовня Благовещения Пресвятой Девы Марии): оформление конхи – центральная лепная цветочная розетка, кессоны с цветочными розетками, выносной профилированный карниз на орнаментированных модульонах, с цветочными розетками между модульонами, антаблемент; оформление подпружной арки, отделяющей апсиду от основного объема – рельефные композиции из двух возлежащих фигур, держащих медальон с монограммой; филенки в орнаментальных рамах – в поле арки; оформление купола апсиды – лепная центральная цветочная розетка, кессоны с цветочными розетками, профилированный карниз; оформление парусов – треугольные филенки в орнаментальном обрамлении, рельефные композиции из головок херувимов; профилированные архивольты, декорированные кессонами с цветочными розетками; оформление стен – облицовка искусственным мрамором желтого цвета с прожилками; ниши – местоположение, конфигурация (с конховым завершением), габариты; крепованные пилястры и трехчетвертные колонны на постаментах композитного ордера, поддерживающие антаблемент с филенчатым фризом, и профилированный выносной раскрепованный карниз на орнаментированных модульонах с цветочными розетками между модульонами; алтарь с ведущими к нему двумя ступенями – местоположение, конфигурация (ступенчатый, прямоугольный в плане), габариты, материал (белый мрамор), оформление (на профилированном плинте, престол, поддерживаемый двумя резными орнаментированными консолями, на лицевой поверхности прямоугольные филенки с резным декором); покрытие пола – плиты из белого и черного мрамора, шахматный рисунок; помещение 95-Н(7): настенная чаша – местоположение, конфигурация (полуциркульная), габариты, материал (белый мрамор), оформление (декорирована по краю порезкой из крупных овалов); настенная чаша – местоположение, конфигурация (полуциркульная в плане), габариты, материал (белый мрамор), оформление (профиль по краю, пристенная часть ступенчатая, декорирована резными цветочными розетками, волютообразными элементами; верхняя часть в виде двух волютообразных деталей, соединенных раковиной). 2. «Дом жилой с дворовым флигелем, 1840 г., арх. Жако П.П., арх. Росси К.И.», Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение границ территории; расположение в северо-восточной части участка одного лицевого и одного дворового корпусов. Объемно-пространственное решение: Г-образное разновысотное здание на полуподвале, состоящее из 3-5-этажного лицевого корпуса и 5-этажного дворового корпуса; крыши лицевого и дворового корпусов, их исторические конфигурация, габариты, в том числе высотные отметки коньков и карнизов; ризалит в семь световых осей, его исторические местоположение (западная часть лицевого фасада.), конфигурация (прямоугольный в плане, уплощенный); воротный проезд – историческое местоположение (в шестой световой оси лицевого корпуса), конфигурация (с уплощенным коробовым завершением), габариты. Конструктивная система: фундаменты; исторические наружные и внутренние капитальные стены, их местоположение, материал (кирпич); междуэтажные перекрытия – местоположение; своды, в том числе коробовые, коробовые с распалубками, включая надподвальные; две двухмаршевые лестницы по косоурам, с известняковыми ступенями*, их исторические местоположение, габариты, материал; * ступени северной лестницы облицованы современной плиткой. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад: материал и характер отделки цоколя – известняковая скоба; материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (гладкая и оформленная под руст в уровне 1-го этажа (руст кирпичный в части ризалита, линейный); два балкона в три световые оси, на четырех кронштейнах, с литым ограждением, их исторические местоположение (в уровне 2-го этажа), конфигурация (прямоугольные в плане), габариты, рисунок ограждений (геометрический и растительный орнамент, волютообразные завитки); проемы балконных дверей – местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты; оформление проемов балконных дверей – профилированные штукатурные наличники, прямые сандрики на кронштейнах; исторические заполнения* проемов балконных дверей – исторические материал, конструкция, оформление; *утрачены оформление воротного проезда – руст, веерный замковый камень; исторические дверные проемы, их историческое местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты; оформление дверных проемов – веерные замковые камни; исторические заполнения* дверных проемов – исторические материал, конструкция, оформление; *утрачены оконные проемы цокольного, 1-3-го этажей – историческое местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты; оформление оконных проемов 1-го этажа – веерные замковые камни; оформление оконных проемов 2-го этажа – профилированные штукатурные наличники, прямые сандрики на кронштейнах, профилированные подоконные выступы, гладкие лопатки и ложная балюстрада в подоконном пространстве; оформление оконных проемов 3-го этажа – профилированные штукатурные наличники; гладкий фриз между 1-2-м этажами в части ризалита; подоконный профилированный карниз, профилированные межэтажные тяги; восемь оштукатуренных пилястр ионического ордера на известняковых основаниях, расположенные в уровне 2-3-го этажей ризалита; гладкий фриз (в части ризалита с лепными композициями из венков, пальметты и растительных элементов), профилированный венчающий карниз с сухариками; дворовый фасад лицевого корпуса, фасад дворового корпуса: материал и характер отделки цоколя – известняковые скобы; материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка; исторические дверные и оконные проемы – историческое местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты; гладкие межэтажная и подоконная тяги; венчающий профилированный карниз. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: помещение 45-Н(2) площадью 115,3 м?: угловая двухъярусная печь, облицованная белыми изразцами, на высоком плинте с рельефным поясом по верхнему краю; лицевая поверхность нижнего яруса декорирована рельефными изразцами, поверхность верхнего яруса – орнаментальной рамой, во фризах композиции из картуша и растительных элементов; ярусы разделены полочкой; навершие из раковины, рокайльных завитков и растительных элементов; время: 2-я пол. 19 в. размер: в. – ок. 320 см., ш. – 127 см., гл. – 45 см.; угловая двухъярусная печь, облицованная белыми изразцами, на высоком плинте с рельефным поясом по верхнему краю; лицевая поверхность нижнего яруса декорирована рельефными изразцами, поверхность верхнего яруса – орнаментальной рамой, во фризах композиции из картуша и растительных элементов; ярусы разделены полочкой; навершие в виде небольшого лучкового фронтона, рокайльных завитков и растительных элементов; время: 2-я пол. 19 в. размер: в. – ок. 320 см., ш. – 123 см., гл. – 43 см.; помещение 71-Н(2) площадью 42,2 м?.: оформление плафона – кессоны с крупными розетками из акантовых листьев; оформление стен – фриз из лепных акантовых листьев и побегов по периметру помещения; падуга, оформленная обработанная лепным орнаментом из крупных акантовых листьев, побегов и цветов; помещение 71-Н(9) площадью 25,9 м?.: оформление плафона – лепная рама по периметру плафона из чередующихся пальметток и иоников, внутренняя часть рамы – с лепными розами, в центральной части плафона – рельефные изображения играющих амуров; центральная лепная розетка из роз; угловые композиции из пар амуров с ветвями роз; оформление стен – лепной фриз из пальметок; помещение 72-Н(3) площадью 26,6 м?.: угловая двухъярусная печь, облицованная белыми изразцами, на раскрепованном плинте, с раскрепованной полочкой между ярусами; угловые части нижнего яруса закруглены; лицевая поверхность верхнего яруса с углублением, фланкирована рельефными полосами; фриз с рельефными растительными композициями, в завершении небольшой лучковый фронтон и профилированный карниз с орнаментальным поясом; время: 2-я пол. 19 в.; размер: в. – ок. 300 см., ш. – ок. 100 см., гл. – ок. 35 см.; помещение 72(38) площадью 105,1 м?.: угловая двухъярусная печь, облицованная белыми изразцами, на плинте с орнаментальным поясом по верхнему краю; полочка, разделяющая ярусы, профилированная, с орнаментальными поясами и лепной композицией в центральной части; в основании верхнего яруса орнаментальные пояса, лицевая поверхность в орнаментированной раме; в завершении фриз с лепными пальметтками, коронка с чашей с факелом, морскими коньками, растительными мотивами, профилированный карниз с полуциркульным небольшим фронтоном. время: 2-я пол. 19 в. размер: в. – ок. 320 см., ш. – ок. 125 см., гл. – ок. 45 см.

Ансамбль федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1763-1783 гг., 1840 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 32-34, литера А