Александро-Невский собор, 1820 - 1823 гг., арх. Захаров А.Д., Дудин С.Е.

Объемно-пространственная и планировочная композиция здания: здание одноэтажное с двухъярусной колокольней, одна из активных доминант исторического центра Ижевска; длина храма по оси запад-восток - 55,4 м, ширина по оси боковых портиков - 39,4 м., высота по кровле центральной части - 22,04 м., высота шпиля колокольни - 52,7 (без креста); в плане храм представляет собой вытянутый латинский крест, образованный типичным набором помещений, расположенных по оси запад-восток: паперть, притвор с палатками под колокольней, трапезная, храмовая часть (ее небольшое расширение по оси север-юг образует поперечную ось креста) и алтарь; основной объем храма, представляющий собой в плане вытянутый прямоугольник, завершенный с восточной стороны полуциркульным выступом апсиды; оформление западного, южного и северного фасадов шестиколонными портиками; нахождение соборной колокольни на одной оси с башней Главного корпуса завода, подчеркивающее главную градостроительную ось Ижевска. Строительные конструкции: фундаменты бутовые ленточные; стены и колонны в трапезной из полнотелого глиняного кирпича на известковом растворе, барабан и купол храмовой части, верхние ярусы колокольни из обыкновенного глиняного кирпича на цементно-песчаном растворе; перекрытие центрального нефа коробовым сводом, боковых нефов и притвора - крестовыми сводами; в подвальном этаже своды пониженные, цилиндрические (материал - кирпич); купол полусферический; крыша здания сложная, скатная, со стропилами, выполненными из бревен; кровля металлическая, стальная оцинкованная, фальцевая; над объемом первого этажа - крашеная зеленым, в покрытии купола, фонарика над ним, шпиля колокольни - с покрытием сусальным золотом; покрытие конхи апсиды - нитрид титана («под золото»). Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: лаконичное пластическое решение фасадов, характерное для классицизма: шестиколонные портики с трех фасадов, завершенные треугольными фронтонами, в тимпанах которых размещены живописные образы, колонны с ярко выраженными энтазисом, с ионическими капителями чугунного литья, пилястры ионического ордера, дублирующие колонны на стенах фасадов. Антаблемент собора, состоящий из архитрава (представлен рядом профилированных тяг), гладкого фриза и венчающего карниза, декорированного модульонами и тягами; двери парадных входов, завершенные прямыми сандриками на декоративных консолях с гутами, декорированные зубчиками нижние полочки сандриков; окна по сторонам от входов, обрамленные простыми наличниками, торцевые окна притвора, фланкированные пилястрами, поддерживающими антаблемент с триглифно- метопным фризом; сандрики с треугольными фронтонами на консолях над окнами северного и южного фасадов (фронтоны устроены над центральным и боковыми окнами, два других окна завершены простыми сандриками). Оконные и дверные проемы прямоугольные, боковые фасады имеют в притворах 4 окна (три из них в аттиковой части), по 5 окон в трапезных, в храмовой части по 2 окна; 2 окна по сторонам от апсиды на восточном фасаде, 5 окон на апсиде (из них 3 окна ложные). 8 окон на барабане купола, расположенных по направлениям ССВ, СВВ, ЮВВ, ЮЮВ, ЮЮЗ, ЮЗЗ, СЗЗ, ССЗ. фонарик, венчающий купол храмовой части, с восемью арочными слуховыми окнами, ориентированными по сторонам света и диагоналям к ним. Первый четырехгранный ярус колокольни с арочными проемами на каждой стороне (по сторонам света), второй ярус - восьмигранный, с 4 арочными проемами, ориентированными по сторонам света и 4 круглых, ориентированых на СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ, в нижнем поясе. Три окна на торцевых фасадах аттиковой части притвора, помещенные в ниши; 8 окон на цилиндрическом барабане собора, фланкированных полуколоннами коринфского ордера чугунного литья, поддерживающими уступчатый карниз с модульонами. окна восьмигранного верхнего яруса колокольни, фланкированные пилястрами; венчающий карниз с модульонами, завершающий четырехгранный ярус колокольни; площадка у основания шпиля, поддерживаемая декоративными волютами, металлическое кованое ограждение площадки шпиля колокольни; высокие двухстворчатые двери на главном и боковых фасадах (в портиках); ступени и покрытие папертей из серого гранита; цоколь и базы колонн из красного гранита. Штукатурное покрытие и окраска стен здания, включая аттик над притвором, в желтый, деталей - в белый цвет; окраска кровли над объемом первого этажа в зеленый цвет, покрытие кровли сусальным золотом в покрытии купола, фонарика над ним, шпиля колокольни; иконографические изображения (поздние), помещенные в лепные медальоны и размещенные в тимпанах, на пилястрах и в простенках портиков, с южной стороны - над входом в подвальный крестильный храм и на стене алтарной части. Пространственно-планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания: традиционное деление храма на паперть, притвор с палатками, трапезную, храм, алтарь, с зальной планировочной структурой; декор интерьера в ордерной системе, где горизонтальные ордерные членения представлены 3 ярусами: первый охватывает пространство трапезной и храма и выражен колоннами в трапезной и антаблементом с модульонами по всем периметру помещений; второй и третий в храмовой части, в подкупольном пространстве, выражены элементами антаблемента с модульонами, а третий, приходящийся на шейку барабана, отмечен также полуколоннами на пьедесталах, несущих тянутые арочные завершения. Колонны, круглые в плане, делящие пространство трапезной на три нефа, украшенные лепными медальонами с росписями, по три на каждой; продольные и поперечные балки, опирающиеся на упрощенные капители, декорированные волютами и листьями аканта, с прямоугольными плитами- абаками; продольные балки, служащие опорой для центрального коробового свода; поперечные разделяют крестовые своды, обработаны тягами у пят сводов. пилястр с простыми капителями тянутых профилей на стенах трапезной; обработка граней сводов и арок профильными тягами; ковровое покрытие полуциркульного свода и распалубок мелкими лепными элементами в подвальном помещении крестильного храма, ограниченное таким же бордюром, с акцентом в виде потолочной розетки; грани полуциркульного свода, декорированные лепными профилями, обрамления стенных росписей, филенки в арочных проемах, лепная розетка люстры, профильные тяги, украшающие проемы; ажурная металлическая ограда алтарных частей, оконные и дверные решётки, резные дверные полотна, резной трехъярусный иконостас, резные киоты, штукатурное покрытие, окраска и роспись стен, сводов притвора, трапезной, храмовой и алтарной частей здания, медальонов колонн трапезной, роспись по своду и станковая иконография в подвальном помещении крестильного храма.

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1820-1823 гг.

Документы

Контакты

  • Адрес: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Максима Горького, д. 66

Еще объекты культурного наследия