Спасская церковь

I. Местоположение и градостроительные характеристики «Спасской церкви», «Ансамбля: сторожка, ворота» (далее – ансамбль) Ансамбль расположен в историческом центре города Минусинска, близ протоки реки Енисей, в границах квартала, образованного пересечением улиц Комсомольская, Красных Партизан, Мартьянова, Ленина, в западном углу бывшей Соборной (Гостинодворской) площади. Здание Спасской церкви занимает северо-западную часть участка, около половины всей площади (совместно с прилегающей территорией), здание сторожки расположено в юго-западной части, справа от юго-западного угла церкви – сохранившееся звено ограды и ворота, примыкающие к северному фасаду сторожки (богадельни). Главным элементом по размеру и планировочному решению является Спасская церковь, прочие элементы занимают второстепенное положение. Дорожки устроены по периметру ансамбля, а также между объектами ансамбля. Видовые раскрытия со стороны улиц Комсомольская, Ленина, Красных Партизан, а также перекрёстков этих улиц. II. Спасская церковь 1. Градостроительные характеристики 1.1. Местоположение Здание расположено в северо-западном углу участка ансамбля. Находится в единой объёмно-пространственной композиции с другими элементами ансамбля. 1.2. Композиционная значимость Композиционное ядро и высотная доминанта ансамбля. 1.3. Габариты и силуэт на дату постройки (нач. ХIХ в.): Габариты основного объёма и высотные отметки здания на дату строительства. 1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи Раскрывается с участка ул. Комсомольская, ограниченного ул. Ленина и ул. Красных Партизан, а также с участка ул. Красных Партизан, ограниченного ул. Мартьянова и ул. Комсомольская. 2. Архитектурные и конструктивные характеристики 2.1. Объёмно-пространственная композиция на дату строительства (нач. ХIХ в.) Одноэтажная церковь продольно-осевой композиции сооружена в традициях монументальной архитектуры Сибири XVIII века. Основной объём здания – квадратный в основании четверик с гранёным выступом алтаря перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом. Западная и восточная стены храма завершены лекально изогнутыми подвышениями с круглыми люнетами. С севера и юга к храму примыкают двухсветные повышенные объёмы приделов с полукруглыми апсидами. Фасады приделов завершены щипцами, повторяющими форму храмовых подвышений. С запада, охватывая с трёх сторон колокольню, к объёму здания примыкает одноэтажная пристройка с центральным входом, оформленным портиком из четырёх спаренных полуколонн тосканского ордера. Высокая трёхъярусная колокольня представляет собой традиционный восьмерик на четверике с венчанием, аналогичным храмовому. Храм увенчан маленькой главкой на фигурном световом барабане, не имеющем в настоящее время выхода внутрь здания. Барабан приподнят на широкой небольшого подъёма трибуне. Над алтарями и объёмами приделов, аттиком западной пристройки расположены главки на одноярусных глухих барабанчиках, рёбра которых обработаны волютами. 2.2. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на дату строительства (нач. ХIХ в.) 2.2.1. Западный фасад 2.2.1.1. Композиция западного фасада В уровне первого этажа решён в пять осей, центральной из которых соответствует главный вход. Северная ось фасада заложена. Центральной оси соответствует трёхъярусная колокольня с открытым ярусом звона. По западной стене углы и центральная ось фасада (на фронтоне) отмечены главками. Форма, местоположение и размер проёмов. 2.2.1.2. Декор западного фасада: вход оформлен портиком из четырёх спаренных полуколонн тосканского ордера; цоколь, завершённый подоконным карнизом; филёнчатые лопатки; окна обрамлены полуколоннами на кубических постаментах, завершены глубокого профиля полукруглыми архивольтами с навершиями шатровой формы; вход оформлен архивольтом, расчленённым веерно, с замковым камнем в центре; высокая трёхъярусная колокольня представляет собой традиционный восьмерик на четверике с многоярусным венчанием; углы колокольни обработаны филёнчатыми пилястрами; верхний ярус колокольни увенчан главкой с ажурным крестом на глухом фигурном барабане; ярус звона колокольни с крупными арочными проёмами и ограждениями; рёбра барабанов главок обработаны волютами; карниз мелкого профиля большого выноса, раскрепованный по лопаткам и выступу входа; фронтон оформлен карнизом и приподнят на тумбах, соответствующих полуколоннам входа; к фронтону поднимаются с юга и севера две парапетные стенки, завершённые карнизом; западная стена храма завершена лекально изогнутым подвышением с круглым окном-люкарной. 2.2.2. Южный фасад 2.2.2.1. Композиция южного фасада Храм решён в восемь осей, две из которых у юго-западного угла соответствуют пристройкам к колокольне, восемь следующих осей – проёмы приделов, три из которых, расположенные у восточного угла, – двухъярусные с осью входов в центре. Форма, местоположение и размер проёмов. 2.2.2.2. Декор южного фасада: цоколь, завершённый подоконным карнизом; филёнчатые лопатки; окна и проём входа обрамлены полуколоннами на кубических постаментах, завершёнными глубокого профиля полукруглыми архивольтами с навершиями шатровой формы; высокая трёхъярусная колокольня представляет собой традиционный восьмерик на четверике с многоярусным венчанием; углы колокольни обработаны филёнчатыми пилястрами; верхний ярус колокольни увенчан главкой с ажурным крестом на глухом фигурном барабане; ярус звона колокольни с крупными арочными проёмами и ограждениями; рёбра барабанов главок обработаны волютами; карниз мелкого профиля большого выноса, раскрепованный по лопаткам; стена храма завершена лекально изогнутым подвышением с круглым окном-люкарной, под которым симметрично расположены два кольцеобразных элемента; на крыше, по осям храмовой части, расположены крупные главки, завершённые ажурными крестами; барабан храма (с высокими окнами, между которыми находятся волюты) расположен на невысоком восьмерике, каждая из граней которого украшена горизонтальной филёнкой; шейка главки храма имеет вогнутые грани. 2.2.3. Северный фасад 2.2.3.1. Композиция северного фасада Решён в восемь осей, две из которых у северо-западного угла соответствуют пристройкам к колокольне, восемь следующих осей – проёмы приделов, три из которых, расположенные у восточного угла, – двухъярусные с осью входов в центре. Форма, местоположение и размер проёмов. 2.2.3.2. Декор северного фасада: цоколь, завершённый подоконным карнизом; филёнчатые лопатки; окна и проём входа обрамлены полуколоннами на кубических постаментах, завершёнными полукруглыми архивольтами глубокого профиля с навершиями шатровой формы; высокая трёхъярусная колокольня представляет собой традиционный восьмерик на четверике с многоярусным венчанием; углы колокольни обработаны филёнчатыми пилястрами; верхний ярус колокольни увенчан главкой с ажурным крестом на глухом фигурном барабане; ярус звона колокольни с крупными арочными проёмами и ограждениями; рёбра барабанов главок обработаны волютами; карниз мелкого профиля большого выноса, раскрепованный по лопаткам; стена храма завершена лекально изогнутым подвышением с круглым окном-люкарной, под которым симметрично расположены два кольцеобразных элемента; на крыше, по осям храмовой части, расположены крупные главки, завершённые ажурными крестами; барабан храма (с высокими окнами, между которыми находятся волюты) расположен на невысоком восьмерике, каждая из граней которого украшена горизонтальной филёнкой; шейка главки храма имеет вогнутые грани. 2.2.4. Восточный фасад 2.2.4.1. Композиция восточного фасада Решён тремя объёмами апсид, центральная из которых выше боковых. Каждая апсида решена в три оси, центральная из которых – ниша. Центральной оси фасада соответствует объём храмового завершения. Форма, местоположение и размер проёмов. 2.2.4.2. Декор восточного фасада: цоколь, завершённый подоконным карнизом; филёнчатые лопатки; окна и ниши обрамлены полуколоннами на кубических постаментах, завершённые полукруглыми архивольтами глубокого профиля с навершиями шатровой формы; по осям проёмов расположены горизонтально уложенные филёнки; апсиды завершены главками с ажурными крестами; рёбра барабанов главок обработаны волютами; карниз мелкого профиля большого выноса, раскрепованный по лопаткам; стена храма завершена лекально изогнутым подвышением с круглым окном-люкарной; на крыше, по осям боковых апсид, расположены крупные главки, завершённые ажурными крестами; барабан храма (с высокими окнами, между которыми находятся волюты) расположен на невысоком восьмерике, каждая из граней которого украшена горизонтальной филёнкой; шейка главки храма имеет вогнутые грани. 2.3. Виды отделки фасадной поверхности на дату строительства (нач. ХIХ в.) Окраска по штукатурке. 2.4. Колористическое решение фасадов на дату строительства (нач. ХIХ в.) Фасады оштукатурены и окрашены известковыми красками в два цвета (основное поле стен, декор). Крыша – зелёный цвет (окись хрома). Кресты и главки покрыты сусальным золотом. Окна (рамы) окрашены в белый цвет. 2.5. Заполнение дверных и оконных проёмов на дату строительства (нач. ХIХ в.) Габариты и местоположение проёмов фасадов. Первоначальный характер расстекловки оконных переплётов. 2.6. Пространственно-планировочная структура интерьеров на дату строительства (нач. ХIХ. в.) Пространственно-планировочная структура интерьеров в габаритах капитальных конструкций наружных стен. 2.7. Конструктивные элементы на дату строительства (нач. ХIХ в.) Фундамент ленточный бутовый, стены кирпичные на известково-песчаном растворе. Основные помещения перекрыты крестовыми сводами с лепными тягами-нервюрами по рёбрам, в алтарях – конхи с невысокими распалубками, в паперти главного храма свод коробовый, в папертях боковых приделов – коробовые своды с распалубками. В трапезной главного храма – хоры на деревянных резных кронштейнах. Полы деревянные (дощатые). 2.8. Архитектурно-художественное оформление интерьеров Проёмы и арки обрамлены многопрофильными тягами-нервюрами. 2.9. Элементы монументального искусства и декоративная живопись Масляная живопись на стенах и сводах второй половины XIX века с поздними поновлениями. В церкви находятся резные ампирные иконостасы с элементами барокко. 3. Инженерно-техническое оборудование Печи отопления-голландки. 4. Исторически ценное функциональное назначение Церковь. 5. Художественное значение Важный градостроительный акцент застройки исторического центра, первый каменный храм города, сочетающий в своих постройках формы сибирского барокко, классицизма и эклектики.

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1801-1813 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: Красноярский край, г. Минусинск, улица Комсомольская, 10