Церковь Рождества Христова, 1724 г.
- местоположение; территория вокруг храма, как культурный ландшафт;
- тип церкви: приходская (сложившийся в Московской архитектурной школе в конце XVIII – первой половине XVIII века);
- планировка: строится на прямой продольной оси по направлению запад – восток, состоит из трех последовательно расположенных частей: колокольни, трапезной с двумя приделами, выступающими из плана (зимняя церковь) и церкви с главным алтарем (летняя церковь). Три портала – западный, северный и южный. Над трапезной надстроен второй уровень, для хор. Вход на хоры со второго уровня колокольни, с выходом на балкон в летней церкви. Надстрой для хор из дерева;
- строительный материал кирпич, связующее вещество известняк с песком;
- стены в экстерьере – штукатурка и побелка в белый цвет;
- стены в интерьере: штукатурка и побелка в белый цвет;
- материал штукатурки – известняк с песком, материал побелки – известняк;
- фундамент ленточный;
- подвальное пространство под всем объемом с вентиляционными отверстиями;
- выделение пластикой цокольной части стен (по сохранившимся фрагментам);
- перекрытия: колокольня – шатровое, хоры – кровля двускатная, центральный восьмерик полукуполом лотковым, главка восьмигранная полукуполом лотковым, апсида полукуполом;
- покрытие кровли металлическое;
- своды в интерьере: притвор – цилиндрический с распалубкой, второй уровень и звонница перекрытие деревянное, хоры балочное, трапезная (зимняя) – лотковый на распалубках с металлическими тягами, в центре две массивные пилоны организующие центральный неф с крестовым сводом перед входом в летнюю церковь, в приделах апсиды – полулотковый свод, Центральная церковь (летняя) – лотковый свод, апсида – полулотковый свод; – покрытие пола: в летней церкви и алтаре историческая чугунная плитка без окрасочного покрытия;
- деревянные конструкции дверей соответствующие стилевому характеру объекта.
Колокольня:
- тип монастырской надвратной (XVIII в.), поставлена на вертикальной оси, состоит из двух частей: восьмерик на четверике;
- четверик в плане кубовидный, двухуровневый;
- нижний уровень служит притвором с сквозными арочными проемами на осях: север-юг, запад-восток;
- свод коробовый с распалубками;
- деревянная лестница, устроенная в толще северо-западной стены, ведущая на второй уровень четверика;
- на втором уровне с восточной стороны вход на хоры с металлической дверью прямоугольной формы.
- с северной стороны узкий арочный дверной проем, заложенный под оконный проем;
- в верхней части стены четверика по углам ступенчатая конструкция с металлическими тягами, дающая дополнительную опору восьмерику колокольни;
- восьмигранная в плане звонница;
- шатровое перекрытие на звоннице;
- дощатое потолочное перекрытие;
- металлические тяги для колоколов под перекрытием потолка для большого колокола и в оконных проемах для меньших колоколов;
- арочные на восьми осях оконные проемы, с деревянной оградой;
- интерьер: оштукатуренные и побеленные в белый цвет стены;
- материал штукатурки – известняково-песчанный, материал побелки – известняк;
- декоративная пластика, профиль низкого рельефа портала в трапезную в нижнем уровне четверика.
Экстерьер:
- оштукатуренные с сохранением рельефа декоративной пластики и побеленные в белый цвет стены четверика;
- материал штукатурки – известняково-песчанный, материал побелки – известняк;
- на четверике колокольни на арочных проемах в кирпиче выделенная кладка архивольта, от пяты архивольта тонкая тяга от западной арки к северной и южной, показывающая начало свода в интерьере;
- выделение карниза фризовой лентой выступающей над плоскостью стены;
- поребрик в два кирпича и поддерживающие карниз кронштейны, в виде ступенчатой конструкции в четыре кирпича;
- грани восьмерика на звоннице выделенные лопатками;
- выделение оконных проемов тычковой кладкой кирпича;
- два кессона под оконными проемами, перспективно углубленные на два кирпича;
- входная группа с металлическим кованным навесом.
Трапезная (зимняя церковь):
- форма плана прямоугольная на двух поперечных осях и трех продольных осях;
- тип планировки трапезной: двухстолпная с двумя приделами, выступающими из общего плана, апсиды вписаны в план приделов;
Интерьер:
- оконные проемы на двух осях с севера и двух осях с юга, и по одной оси в апсидах;
- в центре трапезной два пилона, в сечении прямоугольной формы, вытянутые параллельно главной продольной оси, организовывающие средний неф;
- свод лотковый на распалубках с металлическими стягами, в центральном нефе крестовый свод над входом в летнюю церковь;
- на пилонах карнизная тяга с профилем, поддерживающая пяту свода;
- рельефная пластика на оконных и дверных арочных проемах по сохраненным фрагментам;
- от дверных арок пластика тянущаяся по плинтусу всего периметра, на окнах замыкающаяся на уровне подоконника;
- оштукатуренная и побеленная в белый цвет поверхность стен и сводов;
- материал штукатурки – известняково-песчанный, материал побелки – известняк;
- в северо-западном углу и юго-западном углу печи (в сечении круг, стоящие как колонны на базе с карнизным завершением, не доходящие до свода, с трубой идущей в толщу свода). Железная обшивка фуста печи. Каменные полы под печами;
- деревянные конструкции дверей соответствующие стилевому характеру объекта.
Экстерьер:
- пластика цоколя (по сохранившимся фрагментам);
- оконные проемы на фасаде прямоугольной формы обрамленные наличниками: перспективный сандрик и перспективный подоконник на кронштейнах, соединенные между собой двумя полуколонками с пластическими перехватами в центре. В верху над сандриком, рельефный трехлопастной кокошник, внутри кокошника три радиусных углубления на плоскости стены;
- кованные решетки на окнах по нижнему уровню здания;
- на юго-западном углу от цоколя до карниза сгруппированные три полуколонны с пластическими профильными: базой, капителькой и перехватом в центре полуколоннок;
- в юго-восточной части стены на границе с алтарем по вертикали стены от цоколя до карниза спаренные две полуколонны, с пластическим решением как на юго-западном углу;
- апсида полуцилиндрической формы с полукупольным перекрытием;
- оконный проем на одной оси с кованной решеткой;
- выступающая над плоскостью стены карнизная часть с двойным поребриком и ступенчатыми кронштейнами;
- кровля на три ската, примыкающая к деревянной стене хор;
- кровля апсиды примыкающая к стене летней церкви.
- глухой деревянный барабан над алтарем, в форме восьмигранника с луковичной лотковой главкой и крестом.
- северный фасад выступающего в плане придела;
- пластика цокольной части;
- оси окон совпадающие с осями южного придела;
- пластическое решение идентичное южному фасаду.
Хоры:
- деревянная надстройка над трапезной, связанная со вторым уровнем колокольни и вторым уровнем летнего храма;
- балочное перекрытие;
- световые окна полуциркульной формы на двух осях, обрамленные деревянной дугой;
- деревянные полы;
- побеленные стены.
Летняя церковь:
- в плане кубовидная, двухсветная, бесстолпная, трех портальная – запад, север, юг, с одной апсидой примыкающей к восточной стене;
- объем строится на вертикальной оси, восьмерик на четверике, состоит из трех частей: двухсветный параллелепипед, окна на шести осях, восьмерик световой, по объему тяготеет к ротонде, окна на четырех осях, перекрыт лотковым полукуполом, восьмерик глухой, деревянный, небольшой по объему, перекрыт лотковым полукуполом с металлическим шпилем, сферой и крестом.
Интерьер:
- стены оштукатуренные и побеленные в белый цвет;
- материал штукатурки – известняково-песчанный, материал побелки – известняк;
- на западной стене: на нижнем уровне арочный проем с рельефным пластическим обрамлением; на втором уровне хоры, слабо выступающий полуциркульной формы деревянный балкон на деревянных консолях;
- на северной стене: на нижнем уровне по центральной оси портал с арочным завершением и рельефным пластическим обрамлением, с восточной стороны от портала оконный проем с арочным завершением; на втором уровне ближе к центральной оси два оконных проема с арочным завершением;
- на южной стене: на нижнем уровне по центральной оси портал с арочным завершением и рельефным пластическим обрамлением; с восточной стороны от портала оконный проем с арочным завершением; на втором уровне ближе к центральной оси два оконных проема с арочным завершением;
- в восточной части на двух уровнях триумфальная арка, с арочными проемами на трех осях, центральная под царские врата шире и выше боковых. Триумфальная арка полностью скрыта иконостасом;
- в верхней части четверика по углам, выложенные ступенчатые конструкции с металлическими стягами, для дополнительной опоры восьмерика. На этом же уровне в западной, северной и южной стенах вставленные голосники разных диаметров;
- восьмерик по объему равный четверику четырьмя сторонами опирается на толщину стен и другими четырьмя сторонами опирается на ступенчатые конструкции;
- световые окна с арочным завершением и рельефной пластикой на четырех осях с юга - западной и севера - западной части;
- три части восьмерика с восточной части и одна сторона с запада глухие;
- перекрытие лотковым сводом восьмерика;
- покрытие сводов росписью в технике фрески;
- карниз в верхней части восьмерика цветовым решением включен в композицию фрески;
- «фрязовый» иконостас пирамидальной формы из пяти чинов в восточной части;
- интерьер алтаря: полуцилиндр перекрыт полулотковым сводом. Окна на двух осях с арочным завершением и рельефным пластическим обрамлением. Полы, как в алтаре, так и в летнем храме выложенные чугунной плиткой;
- деревянные конструкции дверей соответствующие стилевому характеру объекта;
- деревянные ворота в западной части с историческими кованными креплениями.
Экстерьер летней церкви:
- южный фасад: на первом уровне портал прямоугольной формы, с сандриком и полуколонками с двух сторон. Лучиковое завершение над сандриком. Оконный проем прямоугольной формы на юго - восточной оси. Высота проема больше чем у окон трапезной, пластика наличников идентичная. На втором уровне ближе к центральной оси два оконных проема, высота проема как на первом уровне, пластика наличников идентичная. Карнизная часть, развитая с профилями и поребриком в два кирпича и ступенчатыми консолями в четыре кирпича. По углам четверика три спаренные полуколонки с пластическим выявлением базы, капителя и перехватом в центре фуста;
- восточный фасад: апсида одноуровневая, пластика цоколя на фасаде апсиды. Оконные проемы прямоугольной формы на трех осях: север - восток - юг. На севере и юге световые окна, на восточной оси ложное окно с наличником и престольной иконой. Декоративная пластика оконных наличников идентичная пластики трапезной. Карнизная пластика идентична карнизной пластике трапезной. Апсида перекрыта полукуполом, кровля металлическая;
- глухой деревянный барабан в форме восьмигранника над алтарем с луковичной лотковой главкой и крестом над алтарем;
- северный фасад: пластика цоколя (по утраченным фрагментам). На первом уровне не центральной оси портал прямоугольной формы, с северо - восточной стороны оконный проем. На втором уровне ближе к центральной оси два оконных проема прямоугольной формы. Декоративная пластика идентична южному фасаду;
Восьмерик: углы граней обрамлены тремя спаренными полуколонками. На каждой грани оконный проем прямоугольной формы: на восточной стороне три ложных окна с иконами, с севера и юга по два световых окна и на западе одно ложное окно. Окна обрамленные наличниками с лучиковым завершением над сандриком, как в южном и северном порталах. Карнизная часть развитая с перспективным выступом профилей, поребриком в два кирпича и кронштейнами ступенчатыми в четыре кирпича. Ротонда восьмерика перекрыта лотковым полукуполом. Завершение композиции объема: восьмерик глухой, деревянный, небольшой по объему, перекрытый лотковым полукуполом с металлическим шпилем, сферой и крестом кованным;
- штукатурка и побелка в белый цвет;
- материал штукатурки – известняково-песчанный, материал побелки – известняк;
- паперти северного и южного порталов из кирпича и плитки на сохранившемся фундаменте;
- деревянные конструкции дверей соответствующие стилевому характеру объекта;
- пластическая лотковая форма кровли.
Предметы интерьера, относящиеся к декоративно-прикладному искусству
Летняя церковь:
- иконостас главного алтаря в летней церкви по общей композиции пирамидальной формы, разворачивается на всю вертикаль восточной стены до перекрытия свода восьмерика. Тип «фрязовый» (втор. пол. XVII в., стиль барокко), пять чинов. Материал: дерево, позолота, позолота из сусального золота, резьба барельефная, горельефная скульптура, живопись масляная. В плане иконостас криволинейный, первый чин на семи вертикальных осях, второй и третий на пяти вертикальных осях, четвертый и пятый на одной оси. На уровне трех центральных осей, иконостас в плане стоит на криволинейной, из-за чего вертикальные конструкции с двух сторон от Царских врат, выступают в пространство, организуя курдонёр (почетный двор) для царских врат и амвона, отгораживая их от дьяконских. Выделенные три центральные оси на криволинейной, в одном ритме поднимаются до третьего чина. Четвертый и пятый чин держат одну центральную ось. Горизонтальное членение на всех уровнях выделяет развитой антаблемент с раскреповкой, по вертикалям всю конструкцию держат пилоны с декоративными витыми колоннами с гирляндами и ионической капителью. На уровне местного чина с двух сторон от царских врат, на выступающих в пространство стоечных конструкциях горельефные обнаженные фигуры с скрещенными крыльями Высших Небесных Сил, как атланты держат верхние чины. Форма Царских врат изображает интерьерное пространство с горельефной скульптурной композицией на Евангельский сюжет «Сошествие Святого Духа». В центре композиции на возвышенности фигура Богородицы, по обе стороны в полукружии фигуры апостолов. Над Царскими вратами Чаша Причастия в объеме и горельефное изображение Голубя с распростертыми крыльями – символ Святого Духа. В верхней части третьего чина на крайних осях поставлены два картуша с иконами. Четвертый чин с двух сторон украшен горельефной резьбой гирлянд из лилий. Пятый чин небесный – на плоскости горельефные фигурки Небесных Сил поклоняющихся Спасителю в Силах. Иконы на всех чинах обрамляются барельефной резьбой листьев аканта. Доски икон, на осях имеющих в плане криволинейную структуру, подчиняются криволинейной форме. Иконы написаны в технике масляной живописи по левкасу, по приемам станковой картины европейской академической школы в стиле барокко. Скульптурные композиции соответствует стилю барокко ярким контрастным цветовым решением. Барельефная резьба покрыта сусальным золотом, на горизонтальных плоскостях плоский растительный орнамент из сусального золота.
Алтарь:
- в центре алтаря над престолом скульптурная композиция. Сени прямоугольной формы, в виде балдахина на четырех витых колоннах с растительной гирляндой. Материал дерево без декоративного покрытия, цвет слоновой кости, резьба рельефная и горельефная, в верхней части два ангела с нимбами, крылья и нимбы покрыты сусальным золотом.
Юго-западная часть летней церкви:
- многофигурная пространственная скульптурная композиция «Положение во гроб». Материал: дерево, резьба рельефная и горельефная, круглая скульптура, позолота, позолота сусальным золотом, масляная краска. Композиция размещена в замкнутом пространстве, организованным на переднем плане витыми колоннами держащими развитой антаблемент с раскреповками. На третьем плане в технике рельефной резьбы и горельефной скульптуры пространство замыкают крест с пелинами для снятия тела и Небесные Силы всех чинов. На втором плане пространственной композиции в центре поставлена рака с телом Христа, вокруг которой сгруппированы фигуры Богородицы с женами и учеников.
Трапезная (зимняя церковь):
- от северного алтаря до южного алтаря, на всю длину восточной стены поставлен иконостас двух чинов над антаблементом с раскреповкой поставлены картуши с изображением евангелистов. Материал: дерево с позолотой, резьба рельефная, горельефная скульптура, живопись масляная. Перед алтарями форма иконостаса криволинейная, курданером выделяется пространство перед Царскими вратами и амвоном. В пространстве между тремя центральными осями: северный алтарь, арочный проем в зимнюю церковь и южным алтарем, иконостас подчиняется плоскости стены. Над аркой скульптурная композиция Голгофы, в композицию включены два распятых разбойника.
Фрески в интерьере:
- лотковый свод в летней церкви, техника темперной живописи по штукатурке, но с художественными приемами академической европейской школы.
Живопись в экстерьере:
- иконы на восточной части летней церкви, на трех осях восьмерика и центральной оси апсиды. Темперная техника живописи на холсте в деревянной раме. На восьмерике иконография трех святых в традициях русской иконописи. На апсиде икона «Рождество Христово» в традициях станковой живописи западноевропейской академической школы;
- смертный одр (конец XVIII – начало XIX века);
- ограждение территории храма с северо-западной стороны из исторического камня с защитными конструкциями (из металла) верхней части ограждений;
- ограждение территории храма с юго-восточной стороны кованной декоративной оградой (с историческим рисунком).
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры
Документы
Контакты
- Адрес: Пензенская область, Кузнецкий район, село Нижнее Аблязово, улица Садовая, дом 46