Торговое здание
- композиционные особенности здания, формирующего угол квартала, участвующего в формировании исторической линии застройки улицы Комсомольской, замыкающего композицию северного корпуса гостиного двора;
- объёмно-пространственная композиция двухэтажного с подвалом основного корпуса, прямоугольного в плане со скошенными лицевыми (северо-западным и юго-западным) углами, с повышенной (двухсветной) центральной частью и ризалитами на главном (западном) и дворовом (восточном) фасадах, фланкирующими центральную часть; скатная форма, габариты, угол наклона скатов и высотные отметки по коньку прямой вальмовой крыши;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных оконных и дверных проёмов на фасадах здания, в том числе на лицевых (северном, западном, южном) фасадах и двух южных осях восточного фасада: осевое расположение и прямоугольная, близкая к квадрату форма крупных витринных проёмов первого этажа, в том числе ложных; осевое расположение и прямоугольная форма строенных с более узкими боковыми частями оконных проёмов второго этажа; осевое расположение, форма строенных, образующих полукруг оконных проёмов второго света на фасадах центральной части и проёмов второго этажа на скошенных лицевых углах: прямоугольное со скруглённой перемычкой центральное окно и симметричные треугольные окна со скруглённой гипотенузой, продолжающей по окружности кривизну перемычки центрального окна; прямоугольная форма, осевое расположение оконных проёмов на ризалитах, в том числе меньших, по форме близких к квадрату оконных проёмов второго света; прямоугольная форма, осевое расположение первоначальных оконных проёмов на дворовом (восточном) фасаде; прямоугольная форма и осевое расположение дверных проёмов на ризалитах главного (западного) фасада; форма и осевое расположение крупных входных с витринами проёмов на скошенных лицевых углах; характер первоначальных столярных заполнений оконных проёмов здания;
- материал капитальных стен - красный глиняный кирпич размером 25 х 12 х 6 см, сложенный способом полукрестовой кладки; материал кровли - металл;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе рельефно выделенный цоколь по периметру здания, на лицевых фасадах - высокий, отделённый четверьваликом; подшивной карниз большого выноса по периметру центральной части; подшивной карниз большого выноса над лицевыми (северным, западным, южным) фасадами и двумя южными осями восточного фасада основного корпуса с разрывами на скошенных лицевых углах, сильно раскрепованный на вертикалях столбов-пилонов, фланкирующих скошенные углы, на дворовом (восточном) фасаде - простой уступчатый карниз;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых (северного, западного, южного) фасадов здания, в том числе крупные прямоугольные горизонтальные плоские междуэтажные ниши на оконных осях (и на двух южных осях восточного фасада); простые лопатки на двух южных осях восточного фасада; пилястры в простенках и полупилястры в угловых простенках основного корпуса с базами-полуваликами, профилированной полочкой, отделяющей капитель, профилированной абакой и стилизованной упрощённой капителью (фотографическое изображение прилагается): стилизованные с сильно закрученным рельефно выделенным рантом волюты из горизонтальных симметричных S-образных завитков, соединённых перехватом, небольшой стилизованной цветочной розеткой над перехватом, провисающей гирляндой из стилизованных лавровых листьев между завитками волют и небольшими свисающими от волют кистями-гроздьями; прямоугольные горизонтальные плоские междуэтажные ниши на осях; угловые столбы-пилоны, в том числе на скошенных лицевых углах, продолжающиеся над карнизом как крупные тумбы парапета, с лепными композициями под карнизом, состоящими из круглого рельефного картуша (фотографическое изображение прилагается): круглая середина, пересекаемая двумя параллельными волнистыми линиями по диагонали с двумя кольцами, внутреннее из которых с насечкой, и провисающая гирлянда из стилизованных лавровых листьев, обводящая картуш снизу, с симметричными удлинёнными свисающими аналогичными кистями-гроздьями с цветочной розеткой и развитым бантом в верхней части; гладкий рельефно выделенный фриз с лепными розетками и полурозетками над пилястрами, в том числе на главном (западном) фасаде центральной части (фотографическое изображение прилагается): округлые утолщающиеся книзу лавровые венки со спускающимися внутрь лекально изогнутыми лентами и двумя развевающимися симметричными лентами снаружи по сторонам нижней части; оформление скошенных лицевых углов, в том числе входных порталов из двух тосканских колонн на низких плинтах с элементами антаблемента, продолжающимися над входным проёмом: выделенные узкой полочкой архитрав, фриз и узкий карниз с раскреповкой на вертикалях колонн, поддерживающей архивольт оконной ниши второго этажа; пологих незначительно повышенных треугольных щипцов с лепной композицией из вертикально размещённого картуша, близкого по форме к овалу, окантованного симметричными по вертикали разогнутыми узкими кнорпелями с радиальной насечкой и волютообразными завитками, образующими короткие стилизованные балюстры: большую вверху и меньшую внизу, с небольшим рокайлем над верхней балюстрой, с пересекающей поле картуша по диагонали слегка провисающей рельефно выделенной полосой-«лентой», под которой поле картуша каннелировано, с обводящей картуш снизу провисающей гирляндой из стилизованных лавровых листьев с симметричными свисающими аналогичными кистями-гроздьями с цветочной розеткой и симметричными развевающимися лентами; капители угловых пилястр ризалитов, фланкирующих центральную часть, из вертикально размещённого скруглённого картуша (фотографическое изображение прилагается), окантованного симметричными по вертикали разогнутыми узкими кнорпелями с волютообразными завитками, образующими стилизованные балюстры: большую вверху и меньшую внизу, и небольшими акантовыми листьями, развёрнутыми в профиль, по сторонам нижней части картуша; прямые сандрики (фотографическое изображение прилагается) над окнами второго этажа центральной части с карнизным выступом, укрупнёнными кронштейнами, состоящих из профилированных мутул, опирающихся на стилизованные волюты с верхним завитком, обращённым к стене, каннелированной лицевой гранью, в нижней части которой расположен крупный вертикальный упрощённый акантовый лист, и небольшим рельефным сильно вырезанным выпуклым направленным вниз акантовым листом под нижним завитком волюты; лепная композиция на фризе сандриков: в центре кольцевидная розетка с радиальной насечкой и провисающая гирлянда из стилизованных лавровых листьев, обводящая розетку снизу, с симметричными удлинёнными свисающими аналогичными кистями-гроздьями с цветочной розеткой и развитым бантом в верхней части; крупные прямоугольные в плане парапетные тумбы над лицевыми фасадами ризалитов, ступенчатый парапет с низким треугольным завершением над тремя осями центральной части; прямоугольные в плане тумбы парапета над основнык корпусом с фигурными тумбами парапета над скошенными лицевыми углами;
- характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен лицевых фасадов;
- художественный металл: кованые решётки ограждения крыши, состоящие из двух горизонтальных тяг с композицией из сдвоенных вертикальных прутьев с прямоугольными накладками-завершениями, между которыми располагаются вложенные кольца со смещённым кверху внутренним, вписанным в образованный тягами квадрат (по четыре композиции в каждом пролёте между тумбами парапета - в местах утрат необходимо восстановить при проведении научной реставрации);
- пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах: продольная капитальная стена, прорезанная широкими проёмами, разделяет этажи и подвал на лицевую и дворовую части; поперечные стены выделяют объёмы лестничных клеток и угловые части в две оконных оси на втором этаже;
- местоположение, материал, оформление лестниц: лестницы по бокам центральной части в объёмах ризалитов;
- материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий: своды Монье в подвале;
- архитектурно-художественное оформление интерьера: штукатурные потолочные тяги в некоторых помещениях.
Памятник регионального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1911-1912 гг.
Документы
- Постановление Администрации Ярославской области №148 от 03.09.2004
- Решение Исполнительного комитета Ярославской области Совета народных депутатов №406 от 26.06.1986
Контакты
- Адрес: Ярославская область, город Ярославль, улица Комсомольская, д. 5