Церковь Крестовоздвиженская, с росписью, и колокольня

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (расположена на гребне пологого спуска к реке, в центре торговой площади; определяет панораму поселка с реки и господствует в окружающем пейзаже); план здания (сложной формы); композиция (основным элементом продольно-осевой симметричной композиции храма является высокий двусветный четверик с сильно уменьшенным в плане аттиковым ярусом, увенчанным пятью лучковыми главами над четырехскатной кровлей. К нему примыкает пониженный прямоугольный алтарь с трехлепестковым скруглением восточной стены и конусообразной кровлей и той же высоты трапезная с боковыми приделами, скругленные алтари которых охватывают западные углы храма. Над центральным нефом трапезной поднимается верхний придел; как и боковые, он имеет небольшую самостоятельную главку. Композицию завершает высокий восьмигранный столп колокольни, поставленный на два приземистых четверика и увенчанный граненым шатром с тремя рядами слухов.); КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал конструкций (кирпич, дерево, фундамент бутовый); кровля (трапезной - двускатная; у четверика - четырехскатная, у апсиды - полуциркулярный шатер, у колокольни - граненый шатер с тремя рядами слухов); перекрытия (в интерьере основное пространство перекрыто сомкнутым сводом, алтарная часть - коробовым, переходящим в конху. В трапезной система коробовых сводов с распалубками, причем над центральным нефом свод прорезан прямоугольным проемом в верхний придел (из трапезной туда ведет винтовая чугунная лестница). Все помещения на продольной оси, соединяющие храм с колокольней, а также ее нижний ярус, также имеют коробовые своды); оконные проемы (форма: прямоугольник, слабо полуциркулярные в верхней части; материал: дерево; композиция: важный декоративный элемент фасадов - наличники крупных окон четверика, алтаря и трапезной. Здесь они украшены трехлопастным очельем с килевидной средней частью, а их формы характерны для 17 в. В верхнем приделе трапезной окна меньшие по размеру, барочные с ушками и фартуками); ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: Главы: (количество - пять, форма: луковичная на высоких цилиндрических барабанах (центральный - световой), материал - металл, композиция покрытия: чешуйчатая); Объем: Высокий цоколь здания подчеркнут узким поясом поребрика. Широкий фриз с многорядной пилой завершает все основные объемы. Пучки из трех тонких колонок подчеркивают углы четверика и трапезной, а одиночные колонки акцентируют сочленения лепестков алтаря. Выразителен пояс декоративных полукруглых кокошников аттикового ряда, опирающийся на ступенчатые консольки. Стройные барабаны глав декорированы тонкими колонками. На восточной стене храма, над алтарем, - большая живописная композиция «Воздвиженье креста» (выполнена одновременно с внутренней росписью храма в нач. 19 в.); на западном фасаде верхнего придела кирпичной кладкой обозначено имя строителя храма. Колокольня: В убранстве колокольни использованы лопатки, огибающие углы восьмерика, и широкий пояс с выложенным в кирпиче ромбовидным узором под ярусом звона. Глубокие ниши-ширинки с изразцами, расположенные в три яруса на каждой грани столпа, разбивают гладь стены и подчеркивают высоту колокольни. Килевидные архивольты арок звона и фронтончики слухов обогащают пластику шатра. ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО: Роспись церкви исполнена между 1807 и 1812 гг. в смешанной технике с применением графьи. Авторами ее, предположительно, были московские художники П. и М. Сапожниковы. Возможно в работе принимали участие палехские мастера А. Беляев и С. Вечерин. Роспись неоднократно поновлялась и реставрировалась, в 1870-е гг. была сильно записана маслом, а композиции в нижнем ярусе боковых стен исполнены заново. При реставрации 1902-04 и 1906-7 гг. под руководством Н.М. Сафронова и И.М. Баканова очищена от загрязнений и масляной краски. Местами композиции были прописаны водяными красками. Во время последней реставрации в 1950-60-е гг. местными мастерами стенописи промыты и частично освобождены от поновлений. Значительный памятник палехской школы живописи, в стиле которого соединены приемы барокко и классицизма и в то же время сохранены традиции древнерусской иконописи. В красочной гамме доминируют сдержанные, несколько блеклые тона. С бледно- розовым фоном стен сочетаются коричнево-зеленые, глухие красно-коричневые, приглушенный синий и разбеленные охристые цвета композиций. Иконографическая программа росписи традиционна для живописи 17-18 вв. В своде на восточном лотке изображено «Отечество» в древнерусском изводе 16.17. вв., на других медальонах помещены сцены сотворения мира и первых людей, этот цикл заканчивается в верхней части восточной стены двумя композициями «Грехопадение Адама и Евы». Роспись на стенах состоит из большого числа квадратных и прямоугольных композиций, написанных вплотную друг к другу в самостоятельных обрамлениях. В верхнем ряду изображены апокалиптические сцены. Ниже следуют евангельские сюжеты, дополненные семи Вселенских соборов на западной стене. В алтаре, на стенах и своде помещены семь таинств и видения праведников. Главный иконостас выполнен в 1907 г. в самарской мастерской братьев И.В. и В.В. Белоусовых. Это необычное произведение является блестящей стилизацией в духе барочных иконостасов 2-й пол. 18 в., что встречается достаточно редко в нач. 20 в. Иконостас обильно украшен умело выполненной резьбой, довольно точно имитирующей барочный декор. Иконы написаны в начале 20 в. в характерной для Палеха манере, подражающей древнерусской живописи 17 столетия; в местном ряду есть несколько икон 18-19 вв.

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1774 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: Ивановская область, Палехский район, поселок Палех, ул. Ленина, д. 59