Сретенская церковь

- Стилистическая характеристика: памятник представляет собой характерный тип культовой постройки начала XIX века, в декоративном оформлении которой использованы элементы стиля классицизм и барокко. - Градостроительные характеристики: - местоположение (церковь находится в западной части города Владимира в бывшей Солдатской слободе, располагаясь среди домов городской застройки конца XIX - XX веков по красной линии застройки ул. Ломоносова (бывшая Малая Сретенская)); - композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта (является важным элементом в пространственно-планировочной структуре данного района города; доминирующее положение в окружающей застройке нарушено из-за строительства высоких зданий); - габариты, силуэт (в плане церковь имеет форму прямоугольника, силуэт характеризуется наличием двух доминант, среди которых основной доминантой выступает колокольня, второстепенной - основной четверик, они соединены низким горизонтально протяженным объемом трапезной); - секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника (ландшафт территории вокруг здания церкви в основном способствует его визуальному восприятию, вместе с тем из-за озеленения территории и строительства высоких (более 12 м) особняков зрительное восприятие памятника затруднено; зрительные (видовые) коридоры проходят по направлению ул. Красноармейская, ул. Ломоносова, ул. Дзержинского и ул. Садовая; зонами наилучшего зрительного восприятия являются улицы Красноармейская и Ломоносова). - Архитектурные характеристики: - объемно-пространственная композиция (все основные объемы храма расположены по оси запад-восток: к высокому двухсветному четверику примыкает пониженная, одночастная, полукруглая в плане апсида с уплощением, а с запада - одноэтажная трапезная, к которой в свою очередь примыкает невысокая колокольня, обстроенная палатками; основной объем - бесстолпныи двухсветный четверик, перекрытый купольной металлической кровлей на восемь скатов, увенчанный луковичной главкой на двойном цилиндрическом барабане; апсида - в одну ширину с четвериком, полукруглая в плане, имеет уплощения с закругленными углами; трапезная шире четверика, прямоугольная в плане, перекрыта на два ската металлической кровлей; колокольня - трехярусная, в основе представляет четверик, над ним - еще один низкий четверик и ярус звона в четыре высоких арочных пролета, покрыта сферической крышей, увенчана цилиндрическим барабанчиком с вазообразной главкой и шпилем со спиралевидной нарезкой; основание колокольни фланкируют палатки, подведенные под общую с трапезной скатную кровлю); - высотные отметки; - перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении (имеется перепад высот трапезной и основного объема, разница в высотах между основным объемом и алтарной частью, акцентом общей архитектурно- пространственной композиции выступают основной объем и колокольня, равные по высоте); - силуэт и форма крыши (крыша основного объема восьмигранная купольная, крыша трапезной двухскатная с вальмой на запад, крыша алтаря сферическая кружальная, крыша колокольни четырехгранная сомкнутая со скошенными углами кружальная); - конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам (храм прямоугольный в плане, основной объем шире алтаря, трапезная шире основного объема); - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов (декоративное убранство фасадов характерно для своего времени: окна с лучковыми перемычками очень слабого подъема и прямоугольные дверные проемы оформлены плоскими рамочными наличниками; в первом ярусе четверика и в трапезной они дополнены сандриками в виде треугольных фронтончиков; по углам объемов и между окнами поставлены пилястры (угловые - огибающие), над которыми крепуются карнизы. Колокольня имеет еще более сдержанный декор. Грани низкого глухого полуяруса украшены филенчатыми нишами, высокий ярус звона прорезан крупными арочными проемами. Каждый ярус заканчивается профилированным карнизом); - виды обработки фасадной плоскости (покраска по штукатурке); - колористическое решение (фасады храма окрашены в два цвета: основные плоскости стен окрашены в голубой цвет, архитектурные детали (пилястры, наличники, сандрики, карнизы, пояски) окрашены в белый цвет, кровельное покрытие окрашено в голубой цвет, главы, шпиль имеют медное покрытие, кресты и подкрестные шары позолочены) - пространственно-планировочная структура интерьеров (основной объем бесстолпный, квадратный в плане, с востока к нему примыкает более узкая алтарная часть, соединенная с четвериком арочным проемом на всю ширину, с запада к основному объему примыкает прямоугольная бесстолпная трапезная, соединенная с четвериком широким арочным проемом, трапезная часть соединена с 1 ярусом колокольни дверным проемом; вход в храм осуществляется с южного фасада основного объема). - особенности планировочных связей помещений (анфиладный тип планировочной организации), - Конструктивные элементы: - фундамент (ленточный, бутовая кладка); - стены (массивные несущие кирпичные стены, лучковые клинчатые кирпичные перемычки оконных проемов, арочные перемычки проемов колокольни); - форма Крыши (конструкция крыши трапезной - стропильная, конструкции крыш основного объема, алтаря и колокольни - кружальные); - кровельное покрытие (гладкие металлические листы, фальцевое соединение кровельных листов, кровельное покрытие алтаря и трапезной - рядовое, кровельное покрытие основного объема и колокольни выполнено «в шашку», водоотвод с крыши - организованный); - перекрытия (основной объем перекрыт сомкнутый восьмилотковый свод с выходом в световой барабан, переход от стен четверика к своду осуществляется с помощью тромпов; имеет крестообразно расположенные металлические воздушные связи; алтарь перекрыт коробовым сводом, переходящим в конху; трапезная не имеет столбов и перекрыта однолотковым цилиндрическим сводом; первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом); - проемы оконные (оконные проемы с лучковыми перемычками и широкими внутренними рассветами, заполнения оконных проемов - деревянные оконные блоки с прямым завершением, с горизонтальными и вертикальными переплетами, кованые металлические решетки на окнах типа «волна»); проемы дверные (дверные проемы прямоугольные с прямыми перемычками, заполнения - деревянные двупольные филенчатые двери). - Элементы монументального искусства и декоративная живопись (внутри стены основного объема, алтаря и трапезной покрыты штукатурным основанием под живопись, которая в настоящее время забелена); - Исторически ценное функциональное назначение (церковное здание).

Памятник регионального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    XIX в.

Документы

Контакты

  • Адрес: Владимирская область, город Владимир, улица Ломоносова, дом 17а