Церковь Покровская
1. Градостроительная характеристика.
Покровский собор расположен в исторической части города (Зайчанской слободе) среди деревянной одно - и двухэтажной застройки на пересечении улицы Никитина и переулка Циолковского на небольшой площади, до 1917 г. называвшейся Новобазарной, а позднее - безымянной. Храм ориентирован по сторонам света с запада на восток.
2. Объемно-планировочное решение.
Здание представляет собой распространенный тип храма с трехчастной крестово-купольной планировочной системой, в плане сложной формы. Ядром композиции является кубический объем церкви (четверик), завершенный световым барабаном, стоящем на восьмигранном основании и увенчанным массивным куполом с луковичной главой. К центральному объему с севера и юга примыкают приделы прямоугольной в плане формы, завершенные маленькими главками с глухими барабанами. С востока устроена полукруглая апсида с аналогичной главкой на глухом барабане.
С западной стороны от основного объема храма находится прямоугольный в плане притвор, соединенный с основным храмом трапезной, над которым установлена трехъярусная колокольня, завершающаяся главой. Все главы и главки завершены ажурными православными крестами, пропорциональных размеров.
Внутри основной объем храма (четверик) перекрыт купольным сводом размещенном на световом барабане, и раскрыт широкими арочными проемами к алтарной части, трапезной и" приделам. Под основным помещением храма и его приделами имеется цокольный этаж, в центральной части которого устроен нижний храм.
Три входа-портала ориентированы на запад, один в основании колокольни и два боковых - в приделах.
3. Конструктивные особенности.
Стены и основной декор фасадов выполнены из красного кирпича лицевой кладки с декором. Перекрытия - кирпичные своды: в боковых приделах - крестовые, в трапезной - коробовые, в алтарной части - конха. Крыша над трапезной двухскатная, над приделами - шатровая. Покрытие из листового металла. Водосток с нижних ярусов храма организованный.
4. Декоративное оформление фасадов.
Фасады отличаются богатством форм, сложным объемно¬пространственным решением.
Декоративное убранство нижнего яруса составляет проходящий по периметру приделов, трапезной и четверика основного храма многоступенчатый карниз с зубчиками и фриз с нишами, украшенный арочным мотивом. Под окнами проходит двойной пояс с использованием лекального кирпича. Цоколь здания выступает из общей плоскости стен. Подоконное пространство декорировано нишами.
Плоскости северного и южного фасадов зеркально симметричны в оформлении. Центральные части приделов фланкированы лопатками с килевидными завершениями, в уровне оконных проемов лопатки декорированы двумя рядами строенных полуколонн. Три арочных окна, центральное из которых более высокое, объединены монументальным килевидным архивольтом, в уровне окон украшенным рядом из двух полуколонн. Над центральным окном вписан круг. Приделы с западной и восточной сторон дополнены трехгранными эркерами.
Филенчатая разбивка фасадов ниже уровня окон повторяет размеры вышележащих проемов и ниш. Выступающий цокольный этаж отделен профилированным поясом, имеет гладкие стены без декора. По центральным осям южного и северного фасадов и с юго-запада апсиды устроены проемы входов в помещения цокольного этажа.
Световой барабан храма круглый в плане выполнен в двадцать осей арочных проемов, десять из которых глухие. Окна обрамлены аркатурным поясом, подоконное пространство каждого проема декорировано нишами, над окнами проходит ряд зубчиков, над которым - фриз с нишами и зубчиками. Барабан венчает высокая массивная глава луковичной формы и крест на подкрестном яблоке. Восьмигранное основание барабана имеет декор из квадратных и прямоугольных ниш.
Полукруглой в плане формы апсида имеет пять осей арочных проемов, между которыми расположены ниши прямоугольной формы, декорированные в верхней части зубчиками, в завершении двойной карниз, с поясом из горизонтальных филенок.
Прямоугольный в плане притвор, расположенный в западной части храма, по южному и северному фасадам выполнен в ОДНУ оконную ось, завершен треугольными щипцами, его углы отмечены лопатками с трехчетвертными колонками.
Организующая вертикальная доминанта здания - колокольня, расположена по центральной оси объема притвора. Нижние два яруса восьмигранной в плане формы, верхний - круглой. Каждый ярус звона имеет четыре проема чередующихся с четырьмя аналогичной формы нишами. В верхнем ярусе обрамление арочных проемов и ниш представлено наличниками с полуколонками со спусками. В среднем ярусе колокольни аналогичное количество проемов и ниш лучковой формы, где каждая из сторон имеет килевидное завершение, над проемами небольшие ниши круглой формы. Проемы объединены между собой в уровне граней восьмерика поясками. Нижний ярус колокольни выполнен с четырьмя арочными оконными проемами, ориентированными по сторонам света, завершеннными в виде килевидных кокошников, опирающихся на полуколонией со спусками. Верхний ярус звона венчает карниз и фриз с прямоугольными нишами и зубчиками. Колокольню завершает глава луковичной формы, увенчанная крестом с подкрестным яблоком.
По центральной оси западного фасада, под колокольней, устроен главный вход в здание с высокой папертью, оформленный высоким порталом. Высокий лучковый дверной проем устроен в нише арочной формы, его обрамление представлено монументальным арочным архивольтом, декорированным зубчиками и килевидным элементом в вершине. В уровне окон выполнен декор из двойных и одиночных полуколонн. Дверь двупольная с фрамугой. По обе стороны от выступающего в виде ризалита портала расположены прямоугольные ниши, декорированные в верхней части зубчиками, аналогично другим элементам фасадов.
Порталы входов в боковые приделы имеют менее объемное аналогичное обрамление с одной полуколонной.
5. Интерьеры.
Внутри храм широкими арочными проемами сообщается с алтарем, приделами и трапезной. Основной объём храма перекрыт купольным сводом с отверстием светового барабана. Сводчатое перекрытие опирается на подпружные арки.
Проемы и изломы сводов и стен оформлены штукатурными тягами. На уровне окон устроен горизонтально фриз и карниз. Поверхность стен и сводов декорирована штукатурными филенками, внутри которых размещены росписи. Образцом для росписей, выполненных местными художниками, послужила русская религиозная живопись М.В. Нестерова, В.М. Васнецова и других живописцев рубежа XIX-XX веков.
6. Благоустройство.
Элементов первоначального благоустройства нет. В настоящее время ограда с декоративной металлической оградой и воротами расширена за счет зданий культового назначения и хозяйственных построек, которые составляют с храмом единый комплекс, увязанный по стилю и материалу.
Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника
Из сохранившихся в Барнауле памятников культового зодчества это самый масштабный и значимый храм.
Культовое здание, выполненное в формах русско-византийского стиля, характерного для рубежа XIX - XX веков, имеет градостроительное значение, являясь архитектурной доминантой на территории с малоэтажной застройкой, значительно обогащает силуэт города, сохранило часть визуальных связей общегородского значения.
Памятник регионального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
кон. XIX в.
Документы
Контакты
- Адрес: Алтайский край, г.Барнаул, район Центральный, улица Никитина, 137