Церковь во имя Святой Троицы (Штиглица),1873-1875 гг., арх. А.И.Кракау
1. Градостроительная охрана.
1.1. Высокая градостроительная ценность памятника и его важная средообразующая роль в формировании южной части территории г. Ивангород.
1.2. Выразительная типологическая характеристика памятника.
1.3. Структура лицевых фасадов по границе участка.
2. Архитектурная охрана.
2.1. Объемно-пространственное и планировочное решение здания: силуэт, габаритные размеры, высотные отметки завершения – основной объем – четверик заверяющийся пятью луковичными по силуэту главами, четыре по углам и одна, большая по объему и высоте – в центре. Над алтарной частью – еще одна главка с узким барабаном.
Завершение основного объема состоит из двух рядов кокошников, соединенных по принципу «восьмерик на четверике». У основания барабанов проходит еще один ряд кокошников. С южной стороны к четверику примыкает на половину высоты притвор, с северной – объем крыльца и лестница, перекрытие на два ската. С западной стороны находится прямоугольный в плане объем трапезной и восьмигранная шатровая колокольня.
2.2 Конструкция капитальных стен с проемами, конструкции лестницы в усыпальницу и лестницы на колокольню, наружной трехвсходной лестницы западного входа.
2.3. Своды усыпальницы, цилиндрический свод трапезной; купол и парусный свод центрального объема, образующий в стенах полукруглые тимпаны и сферические паруса в углах.
2.4. Материалы: оштукатуренный красный кирпич стен; облицовка цоколя гранитными плитами; гранитные плиты наружной западной и северной лестниц; лещадные плиты лестницы в усыпальницу; известняковые плиты лестницы на колокольню; металлические колонны аркады, отделяющей внутри центральный неф от боковых, металлическое покрытие крыши и главок; полихромный изразцовый фриз в завершении стен основного объема; известняк колонок, мрамор колонны и барельефа в усыпальнице; мрамор и гранит надгробий. Штукатурный слой стен, облицовка цоколя, ступени наружной и внутренней лестниц восстановлены в процессе реставрации 1990-2000 г.г.
2.5. Архитектурно-художественное решение лицевых фасадов в приемах «русского» стиля второй половины ХIХ в.
2.5.1. - исторические конфигурация и габариты оконных и дверных проемов: прямоугольные, полуциркульного завершения, коробовые, коробовое с гирькой по центру (северное крыльцо); многолопастные (аркада яруса звона колокольни). Все детали, выполненные в штукатурке восстановлены по сохранившимся фрагментам и историческим материалам в процессе реставрационных работ 1990-2000 г.г.
2.5.2. - профилированный карниз в завершении стен всех объемов;
2.5.3. -крепованный профилированный карниз, соединяющий оконные проемы на северном, южном и западном фасадах основного объема и северном и южном фасаде четверика
2.5.4. -крепованные профилированные карнизы над оконными проемами усыпальницы, под оконными проемами основного объема и колокольни;
2.5.5. -полуколонки, сгрупированные по три, на углах четверика с перетяжками и стилизованными капителями;
2.5.6. - полуколонки между тройными оконными проемами на северном и южном фасаде основного объема:
2.5.7. - двойные полуколонки на фасадах объема крыльца на северном фасаде;
2.5.8. -полуколонки, закрепляющие углы граней колокольни яруса звона;
2.5.9. -полуколонки в оформлении оконных проемов четверика
2.5.10. -полуколонки в оформлении оконных проемов на северном и южном фасадах трапезной
2.5.11. -наличники оконных проемов на северном, южном фасадах основного объема, трапезной и четверика;
2.5.12. -филенки, членящие стены на северном, южном и западном фасадах;
2.5.13. - фриз из полихромной и керамической плитки в завершении четверика основного объема;
2.5.14.-два равносторонних креста по бокам абсиды
2.6. Завершение церкви:
2.6.1. - основной объем: пять луковичных по силуэту глав, четыре по углам и одна, большая по объему и высоте - в центре. Завершение четверика основного объема состоит из двух рядов кокошников, соединенных по принципу «восьмерик на четверике», который опирается с четырех сторон на прямой карниз с сухариками. У основания барабанов еще один ряд кокошников;
2.6.2. - колокольня: восьмигранный шатер, каждая грань которого прорезана тремя рядами окон; открытый ярус звона представляет собой аркаду, арки сложного профиля с килевидными декоративными завершениями.
2.7. Габариты, объемно-пространственная композиция трехвсходной лестницы на западном фасаде.
2.8. Габариты, объемно- пространственная композиция, оформление лицевых фасадов северного объема крыльца.
3. Интерьеры:
3.1. Основной объем
3.1.1. Аркада, отделяющая центральный неф в основном объеме, опирающаяся на четыре (по две с каждой стороны) чугунные колонки со стилизованными в «византийском» стиле четырехгранными капителями.
3.1.2. Фреска в полукруглом тимпане восточной стены - «Ангел, отверзающий седьм печатей, и двадцать четыре старца», написанная профессором Академии художеств П.Ф.Плешановым по эскизу-картону Ф.А.Бруни.
3.1.3. - На откосах арок и пилонов алтарной части - орнаментальная живопись (художник С.И.Садовников)
3.2. Усыпальница
3.2.1. Четыре колонки дорического ордера, поддерживающие своды из известняка.
3.2.2. Мемориальное значение; объемно-пространственная композиция, материал, декоративная отделка 4-х надгробий: - 2 надгробия: в южной (Каролины Штиглиц) и северной части (Александра Штиглица) - из белого мрамора, поверхности надгробий наклонены под углом относительно уровня основания, по всему периметру декорированы резьбой, западные приподнятые части оформлены волютами. Верхняя часть надгробий покрыта черным бархатом и декорирована серебряными венками. - севернее надгробия А. Штиглица надгробие Надежды Михайловны Половцевой, из розово-желтого мрамора прямоугольный монолитный блок на невысокой профилированной плите. Верхняя лицевая часть с христианской символикой: дерево жизни с клеймом и изображением Голгофы, в нижней части под надписью - символы орудий страстей Господних.
3.2.3. - в восточной части надгробие Александра Александровича Половцева, из финского темно-коричневого гранита, в виде шестигранного саркофага; в головах - клеймо: восьмиконечный крест на Голгофе с символами страстей господних; по периметру боковых граней - бронзовые венки
3.2.4. В юго-западном углу на колонне коринфского ордера - барельеф "Спаситель в терновом венце" (по картине Гвидо Рени "Се человек") из белого каррарского мрамора, итальянской работы. Габариты, материалы лестницы в усыпальницу.
3.3. Колокольня
Габариты, материалы лестницы.
4. Территория:
Церковь расположена в южной части парка усадьбы А. Штиглица.
Памятник регионального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1873-1875 гг.
Документы
Контакты
- Адрес: Ленинградская область, г. Ивангород, ул. Парковая, д. 3