Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств
Помощь в создании первого в России не областного художественного музея оказал маршал Георгий Константинович Жуков, который в 1943 году был депутатом по Уральскому округу, – к нему и обратились с просьбой художники. Особенность создания музея была в том, что создан он был, что называется «на пустом месте» – изначально не было какой-либо ранее бытовавшей коллекции, как у большинства художественных музеев.
Основой стала значимая для военных лет передвижная выставка «Урал – кузница оружия», экспонировавшаяся в залах музея в дни его открытия. Более 30 работ уральских и московских художников с выставки поступило в фонды музея. Тогда же были переданы 17 произведений из Государственного Русского музея, три работы из Государственной Третьяковской галереи, из Государственной Закупочной комиссии – всего 73 произведения.
Впоследствии в собрание нового музея была передана художественный часть Нижнетагильского краеведческого музея. Так в музей поступили произведения выдающихся русских художников XVIII – начала XX вв. – В. Боровиковского, В. Тропинина, работы передвижников И. Крамского, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Маковского, И. Левитана, И. Репина, В. Верещагина, А. Рябушкина, В. Поленова, В. Раева, Б. Виллевальде, И. Айвазовского, К. Коровина, Б. Кустодиева, З. Серебряковой, Е. Лансере и др. мастеров. Неизменный интерес у зрителей вызывает и произведение В. Худоярова, представителя знаменитой фамилии тагильских художников, больше известных как мастеров подносного промысла.
Сегодня коллекция Нижнетагильского музея изобразительных искусств составляет почти 10 000 произведений русского и западно-европейского искусства XVI – начала XXI веков. Работы художников классического и умеренного авангарда А. Экстер, Б. Эндера, И. Грищенко, О. Розановой, В. Пестель, А. Лентулова, Я. Паина, С. Колыбанова, Н. Синезубова, Н. Чернышева являются яркой страницей собрания музея. Живопись этого сложного периода представлена в коллекции произведениями А. Шевченко, Н. Шестакова, Н. Крымова, Г. Ряжского, А. Петровичева, В. Соколова. Произведения предвоенных лет ведущих русских художников Н. Ульянова, А. Самохвалова, П. Кончаловского, А. Бубнова, А. Лактионова, Кукрыниксов, Н. Крымова, Г. Шегаля, М. Куприянова и др. представляют основные пути развития русского искусства, также как работы военного периода Ф. Модорова, А. Герасимова, П. Васильева, С. Чуйкова, В. Пакулина, В. Рождественского предъявляют зрителю основной жанр искусства этого времени – документальное свидетельствование. Среди работ этого периода внимания заслуживают авторские повторения работ А. Пластова «Фашист пролетел» и Б. Иогансона «Допрос коммунистов», представляющие распространенную в то время практику повторного исполнения художниками своих работ. Коллекция произведений периода «оттепели» и последовавшего за ним «застоя» демонстрирует изменения в мировоззрениях и миросозерцании интеллигенции тех лет, что предъявлено в работах Н. Данилова, Г. Мосина, И. Старженецкой, Н. Нестеровой, И. Затуловской, К. Нечитайло, В. Вильвовского, А. Пологовой, А. Дюкова, А. Петрова, М. Брусиловского, В. Воловича, М. Нестерова, А. Папикяна и др. художников.
Большое значение для собрания музея имеет коллекция произведений уральских и тагильских художников, определившими понятие «тагильская графическая школа». Развитие искусства в области новых технологий определило формирование еще одного музейного собрания – отдела современных течений, где представлены работы А. Беляева-Гинтовта, О. Тобрелутс, А. Хлобыстина, Д. Гутова, В. Сальникова и Н. Котел, Д. Лиона, В. Кудряшова, К. Батынкова и др.
Коллекция западно-европейского искусства музея – небольшая, но имеющая ряд интересных образцов. Так, в музее, например, хранится самое большое в России полотно «Семейный портрет» голландского художника Яна Мейтинса, работа известного художника Бальдассаре де Каро. Но главное – уникальные произведения эпохи Возрождения, в том числе и знаменитая «Тагильская Мадонна» (1509), приписываемая Рафаэлю Санти, вот уже более 30 лет являющейся своеобразной «визитной карточкой» города, а также работы неизвестного художника конца XVI в., ученика Рафаэля Джулио Романо и живописца Джулио Чезаре Прокаччини. Коллекция была дополнена копией с картины Рафаэля «Мадонна Грандука» (Эмиль Руиллон, сер. XIX в.), приобретенной музеем по совету П. Корина.
В собрании музея хранятся произведения декоративно-прикладного и народного искусства, дающие возможность знакомить зрителей с основными линиями развития народных промыслов и профессионального искусства. Одной из значимых коллекций музея является собрание уникальных тагильских подносов 1970–2000-х гг., одно из лучших на Урале.
Контакты
- Адрес: обл Свердловская, г Нижний Тагил, ул Уральская, д 7