Модель среднего пролета деревянного моста через Веребьинский овраг на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге — 18704151

Модель среднего пролета деревянного моста через Веребьинский овраг на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге
Модель среднего пролета деревянного моста через Веребьинский овраг на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге
Строительство первой магистральной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой продолжалось в течение восьми лет (1843-1851 гг.) и стало важным событием в жизни российского государства. Трасса железной дороги была проложена по прямой линии, что обусловило строительство большого количества искусственных сооружений. Длина магистрали (604 версты) оказалась всего на 6 верст больше астрономического расстояния между Санкт-Петербургом и Москвой. Перед русскими инженерами встала сложная задача одновременного строительства железнодорожного полотна и большого количества железнодорожных мостов. Дорога пересекала широкие судоходные реки, такие как: Волга, Сходня, Мста, Волхов, Шоша и овраг Веребье. Всего на магистрали надо было построить 184 моста. В основу проектов больших и средних мостов были положены деревянные пролетные строения - решетчатые фермы американского инженера Гау. Одним из самых ответственных этапов строительства было сооружение перехода через глубокий и широкий овраг Веребье. В 1843 г. были разработаны проект каменной трубы и насыпи до горизонта дороги и проект деревянного моста с фермами Гау на высоких опорах. Экономическое сравнение показало, что устройство трубы с насыпью стоит вдвое дороже, чем сооружение моста. 2 марта 1844 г. был утвержден к строительству проект деревянного моста через овраг Веребье, составленный инженером путей сообщения Дмитрием Ивановичем Журавским. Мост состоял из 9 пролетов по 54,3 метра, перекрытых неразрезным пролетным строением системы американского инженера Гау. Опоры комбинированной конструкции: нижняя часть - каменная, верхняя - решетчатая усеченная деревянная пирамида. Этот мост стал самым высоким сооружением на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге. Максимальная высота опор над дном оврага достигала 50 метров. Наиболее сложным этапом проектирования стала работа над конструкцией пролетного строения, так как Д.И. Журавскому был представлен лишь схематический рисунок ферм Гау без какого-либо расчета и конструктивной обработки. На основе опытных данных Д.И. Журавский впервые в истории мостостроения создал теорию расчета фермы системы Гау. Для определения точных значений усилий в элементах ферм Д.И. Журавским была произведена серия опытов на моделях. Ученый усовершенствовал конструкцию ферм Гау, предложив устанавливать раскосы и вертикальные тяжи различного сечения в соответствии с теоретическими расчетами. У проектировщиков появилась возможность математическим путем определять точные значений усилий в каждом элементе, возникающие от рабочей нагрузки, а, значит, более рационально проектировать пролетные строения этой системы на всех мостах магистрали. Научная теория расчета, разработанная инженером путей сообщения Д.И. Журавским при сооружении моста через овраг Веребье, стала фундаментом, позволившим последующим поколениям инженеров мостостроителей успешно разрабатывать теоретические основы мостостроения. При сооружении моста через овраг Веребье Д.И. Журавским был разработал новый метод монтажа ферм, который отличался от традиционного способа строительства. На специальной платформе вычерчивали сразу несколько панелей фермы в натуральную величину с учетом необходимого строительного подъема, затем выполняли элементы фермы. Сборка ферм происходила на подмостях. Пояса ферм собирали прямо на месте строительства. Для подъема крупногабаритных элементов были устроены наклонные брусья, по которым с помощью двух лебедок поднимали тележки с материалом до уровня нижнего пояса фермы и далее их подвозили к месту работ по специальному настилу устроенному на подмостях. Модель пролетного строения с промежуточными опорами и подмостями для сборки моста через овраг Веребье на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге выполнена в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения в масштабе 1:30, участником строительства моста, мастером С. Яковлевым под руководством профессора Института инженеров путей сообщения П.И. Собко и под наблюдением Д.И. Журавского.

Контакты

  • Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50