Икона "Предстоящее распятие" (с крестом) — 10503119

Икона "Предстоящее распятие" (с крестом)
Икона "Предстоящее распятие" (с крестом)
В центре композиции средника изображен утвержденный на Голгофе крмногофигурному типу. Крест с распятым Христом. Крест восьмиконечный, принятый в Правослест с распятым Христом. Крест восьмиконечный, принятый в Православии — медный, литой, гравированный, резной. Крест окантован тисненным, геометрическим, рельефным орнаментом и очерчен красной изнутри и серой извне полосой в среднике. На верхней перекладине креста, в верхней части, чеканкой выполнено изображение Бога Саваофа, слева и справа от образа Саваофа - надпись «Бог Саваоф», под ним образ - символ Духа Святого в виде голубя и два летящих ангела, что безусловно, восходит уже к западной традиции. Под ангелами слева и справа надпись:«Гдь, ЦРЬ, Слвы»(«Господь-Царь Славы»). В центре перекладины — надпись «Отец, Агнц, Господень (Агнец Божий)». Между ней и нимбом помещена криптограмма «IНЦI», которая расшифровывается как «Иисус Назорей (Назарянти) — Царь Иудейский». На концах центральной перекладины креста, слева и справа, рельефно выступают очеловеченные лики светил — Солнце и Луны. Под ними — поясняющие надписи. В верхней части криптограмма: «IС СНЪ БЖIЙ ХС» (Иисус Христос Сын Божий»). Композиция заключена в двойную геометрическую рельефную рамку с рельефным текстом тропаря по нижнему краю:«Кресту твоему поклоняемся, Владыко. Воскресение Твое славим...». На нижней перекладине — подпорке для ног, выгравирована криптограмма «М Л Р Б Г Г». Начиная с XVI века возле изображения горы Голгофы на многих русских крестах воспроизводились эти буквы, что означает «Место лобное, рай (либо «распят») бысть. Гора Голгофа»; возле черепа : Г.А., то есть «Глава Адамова», а также К.Т., то есть «Копие. Трость». В нижней части креста представлен град Иерусалим, гора Голгофа и глава Адама. На кресте образы Бога Саваофа и плачущих ангелов, символизируют удаляющуюся церковь Ветхозаветную и приближающуюся церковь Новозаветную. «Адамова голова» символизирует грехи всего рода человеческого, искупаемые мученической смертью Христа. Чеканкой выполнены фигура Распятого Христа, изображения Бога Саваофа, нимбы, монограммы, криптограммы, поясняющие надписи и другие образы. Распятию предстоят: слева — Богоматерь в окружении двух святых жен и воина?; справа — Иоанн Богослов и римский сотник Лонгин, в окружение воинов? Они представлены на фоне стены Иерусалима. Предстоящие кресту Богоматерь и Иоанн Богослов испытывают чувство глубочайшей скорби, что отражено в их позах и жестах. Левая рука Девы Марии прижата к щеке юный апостол печально склонил голову. Лонгин Сотник в состоянии внезапного прозрения, вскинув вверх руку, как бы восклицает: «Воистину Божий Сын был сей!». Головы Богоматери и святых венчают нимбы с полутертыми, нечитаемыми надписями. В верхней части композиции, фон средника темно-охристый. В центре - архитектурные сооружения графически очерченные, киноварного и палевого цвета. В нижней части композиции представлена возвышенность, на которой находился крест с вкраплениями зеленой растительности. Средник очерчен коричневой полосой. Поля — светло охристые, окантованы двойной обводкой, темно-зеленой изнутри, красной снаружи. Несмотря на трагическое событие, запечатленные на иконе, ее торжественный, просветленный строй утверждает победу над смертью, ведь следом за распятием грядет светлое Воскресение Христово. Сохранность: Потертости и загрязнение по всей поверхности. Над крестом — небольшая вмятина. Под крестом — вмятина с небольшими утратами красочного слоя. Трещина на доске в нижней торцовой части. На обороте иконы надпись(нечитаемая).Икона « Распятие» с врезанным крестом. XIX век. Дерево, левкас, темпера, медный сплав, литье, золочение.31х26 Доска цельная. На иконе имеются врезные торцовые шпонки внизу и вверху.

Контакты

  • Адрес: обл Калининградская, г Калининград, пр-кт Ленинский, д 83