Икона "Св. Иоанн Креститель" — 10503169
Небольшой размер иконы свидетельствует о том, что она входила в деисусный чин и создавалась для домашней молитвы. Иоанн представлен в повороте (как бы к Спасителю). Его правая рука поднята в благословение, левой рукой он держит развернутый свиток и указывает на жертвенного Агнца — обнаженного Младенца Христа, возлежащего в чаше, - сей агнець Божий // вземъляй грехи//всего мира покайте//ся приближибося царство небесное (Ин.1,29; Мф.III,2). Надпись на свитке в левой руке Иоанна гласит:«Покайтеся прибли(далее текст закрыт окладом)жибося царство небесное» — изречение самого Иоанна, призывавшего в своих проповедях к покаянию и крещению. Его начальные слова совпадают с проповедью Христа. Символическая параллель их образов подчеркивается в службе праздника. Усекновения главы Иоанна Предтечи, что он сам предшествовал Христу не только своим рождением, но и самой смертью. Икона отличается, сумрачным колоритом, соответствующим аскетическому образу Иоанна. Образу соответствует сдержанная цветовая гамма, основанная на коричневых тонах. Светлыми тонами выделены важные в смысловом отношении детали: просветленный лик святого и былый свиток с надписью, призывающий к покаянию. Моделировка лика светотеневая. Лик притененный, с высветлением и киноварной подцветкой. Иоанн Предтеча одет в милоть и гиматий. В левой руке развернутый свиток с фрагментом текста проповеди. На кисти левой руки прочерчены две буквы: «IХ» Иисус Христос. Доска цельная, без ковчега. Имеются два углубления для шпонок и одна односторонняя шпонка, вторая утрачена.
Оклад, в виде накладной рамы, сплошной, с отверстием для поясного изображения. Нимб съемный. Нимб окантован рельефным и геометрическим орнаментом. Средник обрамлен узкой рельефной каймой. На боковых полях тисненный растительный орнамент по углам и по центру. Вверху, справа и слева, традиционная монограмма: I ио нн Предт. Милоть (гр.) - овечья шкура, одежда из овчины: в милоти изображаются обычно Иоанн Предтеча и пророк Илья, пастырь(пастух). Гиматий (греч. плащ) — верхнее одеяние, представляющее собой прямоугольный кусок ткани, накинутый на хитон, иногда застегивался у шеи фибулой. В иконописи в гиматиях изображались ветхозаветные и раннехристианские персонажи, а также Иисус Христос. В переводе с греческого деисис(деисус) - «прошение», «моление». В состав деисуса входят: торжественное изображение Спасителя, стоящего на особом возвышении среди Иоанна Предтечи и Божией Матери. Деисусы существовали оглавные, поясные, во весь рост. Имели самостоятельное значение и входили в состав иконостаса. “Деисус, по существу представляет славословие, воздаваемое Учителю мира, Верховному Судии, и моление, возносимое миром к Спасу Вседержителю через посредство предстоящих ему: Богоматерь изображается с правой стороны от Спасителя, а с левой от молящегося, в своем молитвенном положении обращается лицом к Сыну и, воздевающая к нему обе руки, символически преобразует новозаветную церковь, как предстательницу всего мира перед лицом Спасителя, ибо Пресвятая Дева есть заступница, смерти нет; Иоанн Предтеча, в лице которого христианская церковь видит звено, непосредственно связующее мир Ветхозаветный с Новым Заветом, представляет собой ходатая за мир перед Искупителем, “Вземлющим на себя грехи мира”. Поэтому Деисус содержит в себе определенный акт моления церкви Новым заветом установленной” (Н.Н.Кондаков).
- Регистрационный номер:
10503169 - Место производства:
Российская империя страна - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Ж-762 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной музей изобразительных искусств" - Типология:
живопись - Источник получения:
1994. Главное таможенное управление Калининградской области - Размеры:
26х31 - Технологии:
дерево, фольга, масло, чеканка
Контакты
- Адрес: обл Калининградская, г Калининград, пр-кт Ленинский, д 83