Икона "Благовещение" — 10503190
На иконе представлен один из важнейших евангельских сюжетов: перед Девой Марией предстает посланник небес — архангел Гавриил. Он приносит весть о том , что ей суждено, оставаясь Девой, родить Сына Божиего — Спасителя всех людей.(старославянское слова «Благовестити» означает «возвещать радость». Центральное место в композиции средника занимают изображения Девы Марии и архангела Гавриила, образующие композицию Благовещения — события которое открыло людям путь спасения, путь на небо. Согласно тексту Евангелия от Луки, архангел Гавриил, пришедший к Ней с благой вестью, обращается к Марии с приветствием: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою», и Мария, склонившая голову и всем своим обликом выражающая повиновение Божественной воле, отвечает: «Да будет мне по слову твоему».
Между ними находится орнаментированная трибуна (аналое) серого цвета с изображением ангела золотого цвета. Вверх аналое обит бархатной подложкой красного цвета. На ней лежит раскрытая книга(Евангелие).
В луче, направленном в сторону Марии, написан голубь, обозначающий Святой Дух. Таким образом, в композиции раскрывается еще и тема Троицы. Справа и слева от изображения голубя представлены два ангела (согласно канону вверху средника должно быть расположено изображение Христа - «Ветхий Деньми»(днями) — образ, который соединяет в себе черты Бога Отца и Бога Сына).
Дева Мария одета в синий хитон, поверх которого алое ниспадающее покрывало с золотым ассистом. На ее голове- белый плат. Головы Девы Марии и архангела Гавриила венчают лучевые нимбы. Трактовка фигур и ликов светотеневая, объемная. Одежды их в обильных энергичных складках.
Гавриил — архангел вестник — традиционно облачен в зеленый гиматий и неканоничную накидку красного цвета с золотым асссистом. В правой руке он держит цветок, левая поднята в приветствии.
(Изображение живых цветов на русской иконе появляется с середины XVII столетия — времени, когда на Руси начинают разводить первые регулярные сады и парки).
Колорит иконы построен в основном на теплых насыщенных тонах, соединяющих различные красноватые оттенки; в живописной палитре использованы также синий, неяркий зеленоватый, темно-коричневый цвета и золото.
Особое внимание заслуживает трактовка фона в правой центральной части композиции. Отвлеченный однотонный, охристого цвета фон средника иконы заменяется существующим в действительности роскошным занавесом алого цвета с золотым орнаментом по краям, золотыми кистями и навершием. Раздвинутый алый занавес напоминает о том, что в момент Благовещения Мария пряла пурпур для завесы Иерусалимского храма; кроме того, красная ткань может восприниматься как образ Боговоплощения и символ чистоты и непорочности Богоматери. Золотой цвет указывает на ее царское достоинство.
Надписи: в верхней части композиции, справа «Образ Благовещения », слева- «Пресвятая Богородица». Над головой Девы Марии — ее инициалы»МР», «ФУ».
- Регистрационный номер:
10503190 - Место производства:
Российская империя страна - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Ж-772 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной музей изобразительных искусств" - Типология:
живопись - Источник получения:
1994. Главное таможенное управление Калининградской области - Размеры:
31х26 - Технологии:
дерево, темпера, левкас
Контакты
- Адрес: обл Калининградская, г Калининград, пр-кт Ленинский, д 83