Икона-складень четырехстворчатая — 3352362
Складень с четырьмя створками прямоугольной формы с широкими куполообразными навершиями в виде кокошников на каждой створке. В них представлены композиции, отражающие основные догматы христианского вероучения. Между собой створы соединены при помощи цилиндрических петель со штырями внутри. Две центральные створки крупнее, и боковинки складня складываются в них, когда он закрыт. Наружная сторона правой центральной створки представляет изображение Голгофского креста в овале с пышным декоративнм обрамлением – по бокам колонки, внизу и вверху растительный орнамент. Сверху в маленьком овале расположен старославянский текст (Кресту Твоему поклоняемся… Воскресение Твое славим). Восьмиконечный крест изображен на фоне Иерусалимской стены с двумя башнями. По бокам от креста – копье и трость. В изножии – голова Адама в могиле (пещере).
ПЕРВАЯ СТВОРА. В кокошнике композиция « РАСПЯТИЕ Х РИСТОВО”. На фоне башен Иерусалима изображено Распятие Христово на горе Голгофе с черепом Адама. По сторонам распятого Христа слева скорбящие фигуры Богоматери и Иоанна Богослова. Справа Марии и сотника Лонгина с женой-мироиосицей Марией и юного Иоанна Богослова с Лоигипым Сотником. Вверху фигурки плачущих Ангелов. Завершает композицию изображение Бога-отца и Духа святого в образе голубя. Под композицией ” изображены четыре Праздника, связанные с жизнью Богоматери: 1. “Благовещение” . На фоне интерьера Архангел Гавриил и Дева Мария, верху - летящий голубь, символ Святого Духа. 2. “Рождество Христово” . В центре - на ложе Мария со спеленатым младенцем Христом. Слева волхвы с дарами. Внизу - старец перед Иосифом и сцена омовения младенца Христа. 3. “Рождество Богоматери” . Слева на фоне пышных палат изображена праведная Анна, сидящая на ложе и принимающая дары. Ниже - сцена омовения младенца Марии. Справа - фигура хозяина дома - престарелого праведного Иоакима. 4. “Введение во храм”. Трехлетнюю Марию, посвященную родителями Богу, праведные Иоаким и Анна в сопровождении дев приводят в ветхозаветный храм, где Она проведет свое детство и отрочество. На ступенях храма младенца Марию встречает первосвященник Захария - справа.
ВТОРАЯ СТВОРА. В кокошнике композиция “ТРОИЦ А НОВОЗАВЕТН А Я” или “ОТЕЧЕСТВО”. В центре композиции изображена Святая Троица в виде сидящих на Небесном престоле Бога Отца - старца Саваофа, Бога Сына - Иисуса Христа и парящего над Ними Бога Духа Святого в виде голубя. Престол Святой Троицы окружен круглой славой из высших ангельских чипов - херувимов и Серафимов, Архангелами и символами евангелистов. Под Троицей Новозаветной изображены четыре Праздника, посвященные событиям земной жизни Христа до страданий в Иерусалиме: 5. “Сретение Господне” - принесение на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм для посвящения Его Господу. Справа праведный старец Симеон Богоприимец с младенцем Христом на руках. Слева стоят Богоматерь, пророчица Анна и праведный Иосиф. 6. “Крещение Господне” или “ Богоявление”. В центре изображен обнаженный Христос, принимающий крещение от Иоанна Предтечи. Справа - три поклоняющихся Ангела, вверху изображение Господа Саваофа и Святого Духа в виде голубя. 7. “ Преображ ение”. Иисус Христос на горе Фавор в сиянии. По сторонам пророки Илия и Моисей. Внизу упавшие в страхе ученики. 8. “Вход Господень в Иерусалим” . Изображен , сидящий на осле Христос, при въезде в Иерусалим, за ним ученики. Справа жители города с пальмовыми ветвями.
ТРЕТЬЯ СТВОРА. В кокошнике композиция «ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ». На фоне трехкупольного храма патриарх Макарий, поддерживаемый с двух сторон дьяконами, высоко поднимает восьмиконечный Крест Господень для обозрения и поклонения верующим. По сторонам стоят в молении царь Константин и царица Елена, при которых был обретен Истинный Животворящий Крест Господень. Под Воздвижением - праздники, в которых прославляется Божественная сила Господа, Царя Славы. 9. “Воскресение Христово”или “Сошествие во ад ”. В центре Христос в лучистой славе, взявший за руку первого человека Адама, грех которого Он искупил страданиями на Кресте. Справа - коленопреклоненная Ева протягивает к Христу покровенные руки, на втором плане - ждущие избавления праведники. 10. “Вознесение Господне”. Вверху изображен благословляющий Христос в лучистой славе, которую возносят в небо летящие Ангелы. Над ними - два трубящих Ангела. Внизу изображена Богоматерь с Ангелами и апостолами, протягивающими вверх к Господу свои руки. 11. «Троица Ветхозаветная» . Изображены три ангела, символизирующие три Ипостаси Божества, явившиеся праотцу Аврааму и сидящие за столом под кипарисом. 12. “Успение Богоматери”. В центре над ложем Богоматери изображен Христос с душой Богоматери во славе. По сторонам - апостолы, святители и плачущие жены. Вверху всю сцену осеняет Серафим с широко раскрытыми крыльями.
ЧЕТВЕРТАЯ СТВОРА. В кокошнике композиция “ПОХВАЛА БОГОМ АТЕРИ”. В центре как Царица Небесная восседает на троне Богоматерь, окруженная цветущим стеблем. Над Ней изображен поясной Спас Эммануил - воплотившийся Сын Божий. Богоматерь окружают ветхозаветные пророки, возвещавшие свои предсказания о рождении непорочной Девой Мессии - Спасителя. Внизу фигура коленопреклоненного месопотамского пророка Валаама с высоко поднятой рукой, указывающей на звезду. Под композицией изображены четыре праздника, посвященные поклонению наиболее прославленным на Руси чудотворным образам Богоматери: 13. “Поклонение иконе Богоматери Тихвинской” . Вверху на фоне пейзажа с монастырскими постройками изображена чудотворная икона Богоматери Тихвинской - святыня северных пределов Руси. К иконе с молитвою обращены вверху - преподобные Александр Свирский и Кирилл Белозерский, основатели северный русских монастырей, внизу - Никола Чудотворец и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. 14. “Поклонение иконе Богоматери Владимирской”. Вверху на фоне московского Кремля изображена чудотворная икона Богоматери Владимирской - святыня Российского государства. К иконе обращены в молении вверху - обнаженные фигуры московских святых, Христа ради юродивых Максима Блаженного и Василия Блаженного, внизу - московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп. 15. “Поклонение иконе Богоматери Смоленской”. На фоне пейзажа с церковной постройкой изображена чудотворная икона Богоматери Одигитрии Смоленской - святыня западных русских земель. Иконе предстоят в молении вверху - преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели русского монашества, внизу - преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, основатели монастыря на крайнем севере Руси, и преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, основатели монастырей под Москвой и Новгородом. 16. “ Поклонение иконе Богоматери Зн ам ен и е”. На фоне пейзажа изображена чудотворная икона Богоматери Знамение - самая почитаемая святыня новгородской земли. К иконе обращены в молении вверху преподобный Антоний Римлянин, основатель новгородского Антониева монастыря, и святитель Леонтий Ростовский, внизу - Ангел Хранитель, преподобный Даниил столпник, святой Георгий Победоносец и святой царевич Дмитрий.
- Регистрационный номер:
3352362 - Место производства:
Россия - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
ПИ-1680 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение Государственный музейный художественный комплекс "Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)" - Типология:
предметы прикладного искусства, быта и этнографии - Размеры:
17,3х39,7 - Технологии:
литье, бронза
Контакты
- Адрес: Респ Саха /Якутия/, г Якутск, ул Кирова, д 9