Костюм (рубаха) шамана из оленьей кожи с многочисленными металлическими амулетами — 16328520

Костюм (рубаха) шамана из оленьей кожи с многочисленными металлическими амулетами
Костюм (рубаха) шамана из оленьей кожи с многочисленными металлическими амулетами
Кафтан (рубаха) – часть шаманского облачения. Полностью сшит подшейным волосом оленя. Покрой несколько расклешен. Состоит из нескольких кусков. По бокам, параллельно ребрам, закреплены 6 металлических пластины, изображающие ребра -«тимир ойо5ос», защищавшие ребра от ударов злых духов. По подолу нашита ровдужная полоса коричневого цвета, украшенная вышитой белой полоской подшейным волосом оленя и полосками красной ткани. Рукав втачной. На нем нашиты металлические пластины изображающие кости крыльев птицы (дабыдал). На спине нашиты 2 металлических круга. Первый изображает солнце (кюн). Оно служило освещением дороги в нижний мир, им шаман освещал невидимых духов. Солнце было нужно, чтоб рассмотреть небесные божества издали. Второй круг с дырой в центре - прорубь «ойбон». Железный кружок изображал отверстие в небе. Через него шаман проникал в нижний мир. Спинные подвески ; полые трубочки «көңдөй кыаһан» и плоские навески «кыаһан». Осмыслялись как помощники шамана ястребы «кыырт», а также представляли собой разновидности шаманских щитов. Внутри трубочек шаман мог прятать кут пациента, возвращаемую от злых духов, или собственную кут. К этому шаман «прибегал», когда обращался к духам тяжких недугов или вынужден был скрываться от более сильного и враждебного шамана. (По мировоззрению человек состоит из трех кут : салгын кут – можно интерпретировать как ауру или энергетическую часть человека, ийэ кут – душа человека, которая дается при рождении человеку, буор кут – собственно физическое тело. Сүр – дух человека, божественная его составляющая, которая управляет всеми этими, а также собственно жизнью человека). Бахрома(ровдужные ремешки) символизировала крылья и хвост. Шаманское облачение рассматривалось как тело птицы. Под рукавами ровдужными завязками закреплена узда вместе с металлическими кружочками . За этот ремень шамана поддерживал помощник (кутуруксут), чтоб его не унесли с собой в нижний мир абааһы. По пройме ворота на спинке закреплена металлическая фигурка в виде двуглавой птицы «өксөку», что может свидетельствовать о могуществе обладателя облачения. Рядом закреплена металлическая пластина - железная ключица «тимир хомур5ан», защищающая ключицы от ударов злых духов. Нагрудник (далыс) крепится ровдужными завязками к кафтану. Нагрудник имеет проймы у ворота. К подолу несколько расклешен. Украшен вышивкой подшейным волосом оленя, раскрашен в коричневый и красный цвета. По боковым краям пришиты полоски в виде бахромы «бытырыыс». К нагруднику закреплены ровдужными завязками металлические фигуры разной формы в виде птиц – гагар (7 шт). В эту птицу шаман обращался в том случае, когда летел в нижнем мире над рекой смерти. Там он, подобно гагаре, время о времени ныряет в воду , останавливается на преградах.
  • Регистрационный номер:
    16328520
  • Место производства:
    Якутия, Северная Якутия
  • Место обнаружения:
    Якутия, Северная Якутия
  • Кол-во частей: 1
  • Инвентарный номер:
    Э-2
  • Музей:
    Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный Дарвиновский музей"
  • Типология:
    предметы прикладного искусства, быта и этнографии
  • Источник получения:
    декабрь 1916, от Цинокурова Н.
  • Размеры:
    157х54 см. Ширина в плечах – 40 см, в подоле – 54 см. Нагрудник 110х19 см. Максимальная ширина нагрудника (внизу), минимальная (сверху) 13 см. Длина бахромы нагрудника 53 см. рукав от плеча (шва) до края манжета- 54 см, максимальная длина бахромы – 99 см.
  • Технологии:
    ковка, выделка кожи, шитье, латунь, железо, ткань, кожа оленья

Контакты

  • Адрес: г Москва, г Москва, ул Вавилова, д 57