Икона. "Святитель Тихон Амафунтский и святая мученица Наталия (Никомидийская)" — НГКМ ОФ-22864/1

Икона. "Святитель Тихон Амафунтский и святая мученица Наталия (Никомидийская)"
Икона. "Святитель Тихон Амафунтский и святая мученица Наталия (Никомидийская)"
доска с двумя врезными сквозными параллельными трапециевидными шпонками, без ковчега, покрыта тонким слоем грунта. На золотисто-коричневом фоне написаны две ростовые фигуры, предстоящие Спасу Вседержителю в облаках. Слева в трехчетвертном развороте вправо изображен святой в расшитом золотом архиерейском облачении: золотистой фелони с зеленым подбоем и широкой орнаментальной полосой вдоль внешнего края; темно-зеленом подризнике, расшитом по низу; красной, расшитой золотом, палицей; эмалевой панагией и золотисто-зеленом омофоре с четырехконечными золотыми крестами, украшенными камнями. Лик с тонкими чертами и окладистой бородой средней длины, голова увенчана митрой. На ладони правой, согнутой в локте приподнятой руки святитель держит закрытое Евангелие с металлическими накладками на крышке переплета, раскрытой кистью приподнятой левой руки, согнутой в локте, святитель указывает на книгу. Справа в трехчетвертном развороте влево написан женский образ в византийских одеждах: длинной тунике зелено-оливкового цвета с длинными широкими рукавами, красной накидке-палле и светло-золотистом плате, покрывающем голову. Один конец накидки свободно свисает с правого плеча, второй перекинут через сгиб согнутой в локте левой руки. В левой руке святой - пальмовая ветвь, правая рука открыта. Лик округлый с детской припухлостью и грекофильскими чертами. Темный золотисто-коричневый позем в виде плиточного пола плавно перетекает в фон. В верхней части в облаках - золотистый просвет с фигурой сидящего Спаса Вседержителя в красном хитоне и синем гиматии. Гиматий, развевающийся за спиной в верхней части, окутывает нижнюю часть фигуры. Спаситель обращен в сторону святителя, благословляя его правой приподнятой вытянутой рукой; левая рука лежит на державе. Икона написана в реалистической манере, как бы с натуры (западноевропейское влияние на иконопись), но не равнозначно: подробно, с мельчайшими подробностями, выписаны все детали образа святителя; одежды Спаса и простые одежды женского образа, единственным украшением которых является драпировка, написаны свободным, несколько небрежным, мазком. Описание сделано до проведения реставрационных работ (в частности – расчистки); после реставрации могут проявится невидимые детали и поменяться цветовая гамма. В передаче образов допущены вариации относительно канона. Святители чаще всего изображаются с книгой в левой руке, правая рука приподнята в благословляющем жесте - на иконе книга вложена в правую руку. То же перемещение атрибута произведено в образе мученицы: мученики изображаются с крестом или пальмовой ветвью* в правой руке и открытой левой рукой - в данном случае открыта правая рука, пальмовая ветвь - в левой руке святой. *пальмовая ветвь - принадлежность Царству Небесному.

Контакты

  • Адрес: обл Новосибирская, г Новосибирск, пр-кт Красный, д 23