Литография. Рельефные украшения на наружных стенах Дмитровского собора во Владимире, построенного в 1194 году. Журнала «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной» — 15851983

Литография. Рельефные украшения на наружных стенах Дмитровского собора во Владимире, построенного в 1194 году. Журнала «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной»
Литография. Рельефные украшения на наружных стенах Дмитровского собора во Владимире, построенного в 1194 году. Журнала «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной»
На белом листе бумаги, расположенном вертикально, даны изображения двух бежевых прямоугольников, расположенных горизонтально один над другим, на которых имеются оттиски чёрной краской с изображениями рельефных украшений наружной стены Дмитровского собора во Владимире. На верхнем изображении показано пять украшений: 1. Благоверный князь Борис; 2. Благоверный князь Глеб; 3. Воин, поражающий мечом лошадь; 4. Скачущий всадник; 5. Св. Никита, поражающий злого духа. Благоверные князья (рис. 1 и 2) одеты в корзнах, или плащах, отороченных широкими каймами. Нижняя одежда, тоже с каймой на подоле, и, кроме этого, такая же полоса, как кайма, идет спереди, сверху вниз до каймы. Шапки или клобуки на них русские. Как мученики, они держат в руках кресты, а левые их руки, спрятаны под плащом. На воине поражающем мечом (в рот) лошадь с фантастическим хвостом (рис. 3) надета рубашка до колен, а сверху накинут легкий плащ (или епанча), шапка или колпак. Лошадь поднялась на дыбы: передние ноги ее спутаны каким-то продолговатым четвероугольником. На всаднике (который изображен ниже воина № 4), надет на голове клобук или русская шапочка, его короткая одежда украшена оплечьем; от него вниз по средине передней стороны одежды спадает широкая полоса; на левом боку привешен меч. Этот всадник, как видно, изображает одного из святых воинов. Далее (№ 5) помещено изображение человека с бородой, св. Никиты, который одною рукою держит за волосы какое-то лицо, а другою хочет его наказать. Одет этот святой в рубашку по-колено с отороченным или вышитым подолом какие у нас носили во все времена, сверх рубашки надет плащ — тоже кругом отороченный каймой; сзади виден табурет, или столик с подушкой, на котором св. Никита сидел. На нижнем изображении показан царь Давид (рис. 6 и 7) и сцена вознесения Александра Македонского на небо. Под изображениями дана надпись: «Рельефныѧ украшенïѧ на наружн. стѣнахъ Дмитрїевскаго собора во - Владимïрѣ, построеннаго въ 1194 г.».

Контакты

  • Адрес: Московская обл, г Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь