Культовая деревянная скульптура Мать-Земля "Я-Мюня" — 10380249

Культовая деревянная скульптура Мать-Земля "Я-Мюня"
Культовая деревянная скульптура Мать-Земля "Я-Мюня"
Культовая деревянная скульптура Мать-Земля "Я-Мюня"
Культовая деревянная скульптура Мать-Земля "Я-Мюня"
Скульптура изображает женщину в сидящей позе с вытянутыми перед собой ногами и слегка откинутым назад корпусом. Голова и туловище уплощены. Лицо каплевидной формы показано в соответствии с традиционным для ханты и манси стилем: щёки плоские, длинный прямоугольный нос переходит в надбровные дуги, образуя вместе с ними подобие буквы "Т". На лбу горизонтально-прямолинейными зарубками подчёркнуты почти сросшиеся длинные брови. Рот не обозначен. Вместо шеи с лицевой стороны - две наклонные глубокие двухгранные зарубки. Двумя выступами в виде усечённых пирамид выделена женская грудь. На месте рук и по всей длине правой стороны тулова выбрана часть древесины и оставлен край-бортик. Часть бортика с левой стороны изображения утрачена, на его месте вырезаны две полукруглые лунки. В бортиках с разных сторон на уровне пояса проделаны два сквозных отверстия по наклонным осям. Расположенные горизонтально ноги отделены одна от другой глубокой широкой выемкой. Напротив ног - широкий бортик в виде продырявленной с двух сторон пластины со скругленными углами. Артефакт является предметом религиозного культа хантов или ненцев. Бортики и площадь основания, напоминающая днище, предполагают наличие некого подобия лодки. В то же время положение туловища говорит о какой-то опоре со стороны спины. Фигурка могла олицетворять Великую мать - Я-Мюню (ненецк.), плывущую в лодке по подземной реке и уносящую души людей в Нижний мир. Так же богиня в другой своей ипостаси (Я-Небя или Я-Миня-ненецк.) рождает жизнь на Земле и наделяет душой младенцев. В хантыйской мифологии её аналогом является богиня Калтащ (Анки-Путос). Она обитает в верховьях (или низовьях) Мировой реки, покровительствует роженицам и детям, дарует сверхъестественные способности шаманам и помогает охотникам. В одном из вариантов мифа говорится, что Калтащ была изгнана супругом - богом Нуми-Торумом и спущена с неба вниз в серебрянной люльке. Как известно, в хантыйской культуре у дневной колыбели имеется спинка. Таким образом, деталь, подобная лодке или люльке, подчёркивает уникальность скульптуры. Возможно, что фигурка раньше принадлежала шаману и была его ритуальным атрибутом.
  • Регистрационный номер:
    10380249
  • Место производства:
    Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Место обнаружения:
    Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-он
  • Кол-во частей: 1
  • Инвентарный номер:
    Э-47
  • Музей:
    Муниципальное учреждение культуры "Музей истории и археологии г. Надыма"
  • Типология:
    предметы прикладного искусства, быта и этнографии
  • Источник получения:
    2007. Случайная находка
  • Размеры:
    10х17
  • Технологии:
    дерево, резьба, строгание, сверление

Контакты

  • Адрес: ао Ямало-Ненецкий, г Надым, пр-кт Ленинградский, д 11